Соотношение нравственности и разума



Рассмотрим преступление Раскольникова через призму нравственности и морали. С точки зрения общечеловеческой морали неприемлемым является убийство другого человека. Раскольников же пытался логически обосновать, рационализировать идею убийства, то есть нечто по самому своему существу не допускающее такого логического обоснования, рационализирования. Он хотел вполне рациональной морали и логическим путем пришел к ее полному отрицанию. Герой искал логических доказательств нравственного закона - и не понимал, что нравственный закон не требует доказательств, не должен, не может быть доказан - ибо он получает свою верховную санкцию не извне, а из самого себя. Порочность его идеи в том, что нравственные категории вообще не поддаются рациональному объяснению. Счастье, которое Раскольников может принести страждущим, потратив деньги убитой старухи, перераспределяя либо накапливая материальные блага, нельзя сопоставить никаким образом с преступлением против нравственности и морали, которое для этого необходимо совершить: «За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки?»5. Очевидно, доводы разума никогда не могут быть противопоставлены законам нравственности, и наоборот.

Преступление Родиона Раскольникова именно в нарушении нравственного закона, во временной победе разума над волей и совестью. Согласно религиозным представлениям, жизнь всякого человека представляет собой святыню. Логического обоснования для этого нет, для этого утверждения вообще невозможно привести логического обоснования. Нравственное сознание каждого человека утверждает нам святость каждой личности - это нравственный закон. Как и любые другие законы природы, нравственные законы, независимо от происхождения, реально существуют в нашей душе и не допускает нарушения. Раскольников попробовал его нарушить - и пал в неравной борьбе.

С отвлеченной теорией, рожденной при помощи лишь мыслительной работы, вступила в борьбу жизнь, пронизанная любовью и добром, рассматриваемая Достоевским как определяющая сила трагедии героя, соблазненного голыми умствованиями.

Достоевский не приемлет, осуждает подобные теории. Удивительной нам должна казаться прозорливость гениального писателя, с удивительной точностью показавшего последствия торжества вымышленных идей, плодов теоретических измышлений над нравственностью в обществе, которые породили нацистскую империю Гитлера и тоталитарные режимы в ХХ веке. Хотя, стоит упомянуть, что прецеденты торжества разума над духовностью в обществе существовали еще до этого. Яркий пример - Великая Французская революция 1789 года с идеями торжества разума и мысли, которая завершилась в итоге диктатурой Наполеона.

Можно рассматривать преступление Раскольникова против нравственности под другим углом. Издавна опорой нравственности в обществе, а тем более в царской России, служила религия. Не секрет, что в обществе уже тогда наблюдался значительный упадок религиозности и нравственность, таким образом, принимала чисто формальный характер, служила замечательной преградой, не позволявшей увидеть порочность и безнравственность общества. Яркий тому пример - Петр Петрович Лужин, с его идеей «облагодетельствования» нищей девушки: «…выгоднее брать жену из нищеты, чтоб потом над ней властвовать...»6, который является олицетворением безнравственного общества, которое таит под покровом внешнего благочестия массу пороков. Можно рассматривать протест против законов нравственности, возникший в душе Раскольникова, как протест против гнилых подпорок нравственности в обществе, против ненадежных устоев в современном безрелигиозном обществе.

Образу Раскольникова Достоевский противопоставляет образ сони Мармеладовой. Соня в романе является олицетворением «истинной» нравственности. Несмотря на ее безнравственное занятие, с точки зрения общественной морали, героиня сохраняет в душе способность любить, способность жертвовать и сострадать - все то, чего лишены лицемеры и ханжи, которые ее окружают. Именно Соня становится для Раскольникова нравственным ориентиром, примером торжества идей нравственности и гуманизма. Именно ее самозабвенная любовь помогает ему встать на путь обновления и возрождения.

В центре каждого большого романа Достоевского стоит какая-нибудь одна необыкновенная, значительная, загадочная человеческая личность, и все герои занимаются самым важным и самым главным человеческим делом - разгадкой тайны этого человека, этим определяется композиция всех романов-трагедий писателя. В «Идиоте» такой личностью становится князь Мышкин, в «Бесах» - Ставрогин, в «Подростке» - Версилов, в «Братьях Карамазовых» - Иван Карамазов. Главным образом в «Преступлении и наказании» является образ Раскольникова. Все лица и события располагаются вокруг него, все насыщено страстным к нему отношением, человеческим притяжением и отталкиванием от него. Раскольников и его душевные переживания - вот центр всего романа, вокруг которого вращаются все остальные сюжетные линии.

Первая редакция романа, известная еще как Висбаденская «повесть», была написана в форме «исповеди» Раскольникова, повествование велось от лица главного героя. В процессе работы художественный замысел «Преступления и наказания» осложняется, и Достоевский останавливается на новой форме - рассказ от имени автора. В третьей редакции появляется очень важная запись: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности, надо все уяснять. Чтоб каждое мгновение рассказа было ясно. Исповедь в иных пунктах будет нецеломудренно и трудно себе представить, для чего написано». В итоге Достоевский остановился на более приемлемой, на его взгляд, форме. Но, тем не менее, в образе Раскольников немало и автобиографичного. Например, действие эпилога происходит на каторге. Такую достоверную и точную картину жизни каторжан автор изобразил, опираясь на свой личный опыт. Многие современники писателя замечали, что речь главного героя «Преступления и наказания» очень напоминает речь самого Достоевского: схожий ритм, слог, речевые обороты.

Но все же в Раскольникове больше такого, что характеризует его как типичного студента 60-х годов из разночинцев. Ведь достоверность - один из принципов Достоевского, которых он не переступал в своем творчестве. Его герой беден, живет в углу, напоминающем темный, сырой гроб, голодает, плохо одет. Его внешность Достоевский описывает так: «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Кажется, что портрет Раскольникова составлен из «примет» полицейского досье, хотя в нем и чувствуется вызов: вот вам «преступник», против ожидания совсем хороший.

47\

С самого начала Родион Раскольников предстает перед нами как необычный человек. Мы понимаем, что в его душе что-то творится, в его голове кроется какой-то замысел, его терзает непонятная нам мысль: «...но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». «Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, ко всякого рода обществу, особенно в последнее время ».

Начиная с первых страниц романа, Достоевский готовит своего героя к роковому шагу. Все, что окружает Раскольникова, нравственно и физи-чески давит на него. Изображая героя в грязно-желтом Петербурге среди нищих, пьяниц, «униженных и оскорбленных», автор хочет показать ту оборотную сторону жизни города, показать, как гибнет умный и образо-ванный человек. Погруженный в нищенскую обстановку, Родион начина-ет страдать, мучиться.

Хорошее нравственное воспитание Раскольникова не позволяет ему равнодушно смотреть на страдания людей, хотя он и сам находится в бедственном положении. «Вот тут... двадцать рублей, кажется, - и если это может послужить вам в помощь, то... я... одним словом, я зайду!» Герой смущен тем, что он помогает человеку, не усматривает в этом ниче-го сверхъестественного.

Несмотря на жестокость своей теории, которую он создал в своем воображении, он был отзывчивым и душевным человеком. Чем мог, он . помогал семье Мармеладовых. Уязвленная гордость героя мешала ему жить спокойно. Он слишком высоко ценил себя и не мог понять, почему умный и образованный человек должен давать грошовые уроки, чтобы сводить еле-еле концы с концами. И это, конечно, сыграло большую роль в развитии его душевного конфликта.

На протяжении всего романа Достоевский показывает нам внутрен-ние диалоги Раскольникова, «диалектику» его души. Как человек думаю-щий, герой постоянно рассуждает, анализирует свои поступки и делает выводы.

Создав теорию о «людях-гениях» и «муравейнике», герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос, что он представ-ляет собой. «Кто я - тварь дрожащая или право имею?» Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве «гениев» на кровь «по совести».

Что же собственно представляет из себя эта теория ? По замыслам Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Люди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки - ростовщицы, которой уже нечего делать на этом свете (по мыслям Раскольникова, конечно).
"Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости", - думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос : "Убьешь ты сам старуху или нет?" другой говорящий отвечает : "Разумеется, нет". Трусость ли это? Для Раскольникова видимо - да. Но а самом деле... Мне кажется, что это элементарные человеческие нравственные и моральные нормы. "Не убий", - гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует наказание.
Два слова, вынесенные в название этого сочинения - "самооправдание" и "самообман" все отчетливее сливаются для Раскольникова по ходу действия романа. Рассказывая о своей статье, опубликованной в одном из журналов, в которой Раскольников выдвигает свою теорию вседозволенности сначала Порфирию Петровичу, затем Сонечке, когда они уже знают, что именно он совершил убийство, Раскольников как бы пытается самооправдаться.
Но эта теория была бы даже интересна и занимательна, если бы он не перешел к ее практическому осуществлению.
Ведь если сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха - ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она не достойна, то как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществления "гениального" плана Раскольникова. Тут-то эта теория и дает первую брешь, во время практического исполнения. Именно это губит Раскольникова, и по другому быть, как мне кажется, не могло.
Убийство Лизаветы заставляет задуматься над тем, а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее ? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.

Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям глубоко грешный. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - "твари дрожащие", а он, возможно, "право имеет". "Право имеет" использовать других как материал для достижения своих целей. Здесь вполне логично вспомнить строки А.С.Пушкина, напоминающие суть теории бывшего студента Родиона Раскольникова:
Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне сумел преступить, по религиозным понятиям способен на все. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое, главное преступление перед Богом, второе - убийство - перед людьми, причем как следствие первого.
На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: "Цель оправдывает средства". Собственно говоря, это высказывание является квинтэссенцией теории Раскольникова. Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. При этом, однако, он постоянно мучится одним вопросом: имеет ли он право переступить юридические законы? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, если исполнение его идеи ("спасительной, может быть, для человечества") того потребует. Итак, "обыкновенный" или "необыкновенный" человек Раскольников? Этот вопрос его волнует более старухиных денег. Достоевский, разумеется, не согласен с философией Раскольникова, и заставляет его самого отказаться от нее. Писатель следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству. Можно сказать, что сюжет имеет зеркальный характер: сначала преступление христианских заповедей, потом убийство; сначала признание убийства, затем постижение идеала любви к ближнему, истинное раскаяние, очищение, воскрешение к новой жизни.
Как же Раскольников смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни? Так же, как сам Достоевский обрел свою истину: через страдание. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни, обретение счастья - краеугольный камень философии Достоевского. Он не любуется им, не носится с ним, по выражению Разумихина, как курица с яйцом. Достоевский, веря в искупительную, очищающую силу страдания, раз за разом в каждом произведении вместе со своими героями переживает его, достигая тем самым изумительной достоверности в раскрытии природы человеческой души.
Проводником философии Достоевского в романе "Преступление и наказание" является Соня Мармеладова, вся жизнь которой - самопожертвование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например, Наполеона, Шопенгауэра. Ницше создал теорию "белокурой бестии", "суперчеловека", которому все позволено. Позднее она легла в основу фашистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьего рейха, принесла неисчислимые бедствия всему человечеству. Поэтому гуманистическая позиция Достоевского, хотя и скованная рамками религиозных воззрений автора, имела и имеет огромное общественное значение.
Достоевский показал внутренний духовный конфликт героя: рационалистическое отношение к жизни ("теория о сверхчеловеке") вступает в противоречие с нравственным чувством, с духовным "Я". А для того, чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное "я" человека.

 

48\. Психологизм романа

«Психологизм-это достаточно полное,
подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний
литературного персонажа с помощью специфических средств
художественной литературы».

В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель -- по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы поступков героя. Литературный персонаж -- это как бы макет, на котором изучаются сложные человеческие взаимоотношения. Писатель исследует своего героя, оставляя при этом ему некоторую свободу действий. Чтобы не “стеснить” ни в чем своих героев, в каждом произведении писателем используется ряд психологических приемов, позволяющих проникнуть во внутренний мир героя.

Выдающимся мастером в изучении человеческой психологии является Ф. М. Достоевский, и венцом его исследования души человека можно назвать роман “Преступление и наказание”. Помимо традиционных способов проникновения во внутренний мир героя -- портрет, пейзаж, речь, писатель использует и совершенно новые приемы, тем самым, оставляя героя наедине с самим собой, с его совестью и свободой действий. “Самый страстный и крайний защитник свободы человека, какого только знает история человеческой мысли”, -- говорит о Достоевском известный философ Бердяев. Ф. М. Достоевский исследует душевную свободу человека, и этот исступленный психологизм писателя проистекает, как мне кажется, из его утверждения свободы и возможности воскрешения человеческой души, “восстановления погибшего человека”. Но чтобы увидеть душу человеческую в развитии, необходимо глубоко проникнуть в этот сложный и непонятный мир.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» впер-вые со всей очевидностью встала проблема самостоятельного создания новых духовно-этических ценностей. Ведь писатель работал над ним в условиях трудной жизни конца 60-х годов, когда не только не сгладились, но еще более обострились все противоречия. Половинчатая крестьянская реформа ввергла страну в мучительное состояние двойного социального кризиса. Нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле, циничный собственник стал героем современности. В атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности появляются первые симптомы новой общественной болезни. Достоевский был одним из первых писателей, кто поставил ей точный социальный диагноз и вынес суровый нравственный приговор. В этой связи его можно считать самым жестоким художником XIX века. Он обнажил такую жестокую правду жизни, показал такие человеческие страдания, которые трудно вынести. Но он был одержим огромной любовью к людям и не хотел закрывать глаза на горькую действительность, он считал себя ответственным за то, чтобы открыть глаза людям, заставить их искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. «Во всех произведениях Достоевского мы находим одну общую черту -- это боль о человеке, который признает себя не в силах или не вправе быть человеком настоящим» (Добролюбов).Достоевский в своем творчестве продолжает тему «маленького человека», поднятую в русской литературе Пушкиным и Гоголем. Его герои -- это «униженные и оскорбленные», это «маленькие люди» в большом мире социальной несправедливости. И именно в изображении таких людей проявляется «боль о человеке» Достоевского.

«Боль о человеке» -- это основное чувство писателя, про-тестующего против социальных устоев жизни, против положения, «когда человеку некуда идти», когда человек задавлен бедностью и нищетой. Жизненные условия, в которых нахо-дятся герои романа, ужасны. Духота петербургских трущоб -- частица общей безысходной атмосферы произведения. Тесно-та, удушливая скученность людей, ютящихся на аршине пространства, усугубляется духовным одиночеством человека в толпе. Люди относятся друг к другу с недоверием, с подозре-нием; их объединяет лишь любопытство к несчастьям ближ-них.

И в этих условиях развивается личное сознание и отрица-ние нравственных идей и законов масс. Человек как личность всегда в этом состоянии становится во враждебное, отрицатель-ное отношение к авторитетному закону масс. Это «распадение масс на личности-» с точки зрения нравственной и психологи-ческой -- состояние болезненное.

В такой атмосфере развертывается потрясающая драма жизни «униженных и оскорбленных», жизни на каких-то по-зорных для человека условиях. И эта жизнь ставит героев в такие тупики, когда «безнравственным» становится само не-укоснительное требование нравственности. Так, добро Сонечки по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Родная сестра Раскольникова Дуня готова выйти за циничного дельца Лужина только для того, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет.

Бесчеловечная теория «крови по совести» тесно связана с «наполеоновской идеей» Раскольникова. Герой хочет прове-рить: «необыкновенный» ли он человек, способный на миро-потрясение, или «тварь дрожащая», как те, кого он ненавидит и презирает?

В разоблачении крайнего индивидуализма, античеловечес-кого мифа о «сверхчеловеке» проявляется гуманизм Достоев-ского. И здесь напрашивается первый вывод, к которому нас приводит великий писатель-гуманист: «Исправьте общество, и болезней не будет».

С первых минут совершения преступления внешне строй-ная теория Раскольникова разрушается. Его «арифметике» противостоит высшая математика жизни: одно рассчитанное убийство влечет за собой другое, третье. Неостановимо.

Достоевский пытается предупредить нас об опасности раскольниковской теории, говорит, что она может оправдать на-силие и море крови, окажись в руках фанатика, одержимого не только идеей, но и властью над судьбами людей.

Почему каждый человек имеет право на жизнь? Таков закон человеческой совести. Раскольников нарушил его и пал. И так должен пасть каждый, кто нарушает закон человеческой совести. Поэтому личность человека священна и неприкосно-венна, и в этом отношении все люди равны.

На тех страницах романа, где Достоевский предупреждает об опасности такой теории, звучит уже «боль о человечестве».

Мы чувствуем «боль о человеке» и тогда, когда он рассуж-дает о роли благодеяний, религии и смирения. Раскольников попирает святое. Он посягает на человека. В древней книге было записано: «Не убий». Это заповедь человечества, аксиома, принимаемая без доказательства. Раскольников дерзнул усом-ниться в этом. И писатель показывает, как за этим невероят-ным сомнением следует тьма других. Всем ходом романа До-стоевский доказывает: человек, преступивший заповедь Бога, совершивший насилие, теряет собственную душу, перестает ощущать жизнь. И судить Раскольникова может только Соне-чка Мармеладова с ее действенной заботой о ближних. Это суд любовью, состраданием, человеческой чуткостью -- тем выс-шим светом, который удерживает человечность даже во тьме «бытия униженных и оскорбленных». С образом Сонечки свя-зана великая гуманистическая идея Достоевского о том, что мир спасет духовное единение людей.

«Боль о человеке» проявляется и в том подходе, который использует Достоевский в создании образов, в показе мельчай-шей эволюции человеческой души, в глубоком психологизме.

«Боль о человеке» выражается и в выборе конфликта. Кон-фликт романа -- это борьба теории с жизнью. Это и мучитель-ное столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы. Это и борьба теории- с жизнью в душе героев.

Романы Достоевского не только отражают, но и опережают проблемы, современные автору. Писатель исследует конфлик-ты, которые стали частью общественной жизни страны в XX веке. Автор показывает, как теория воспламеняется в душе человека, порабощает его волю и разум, делает его бездушным исполнителем.

В «Преступлении и наказании» мы встречаем проблемы, актуальные и для нашего времени. Автор заставляет нас раз-мышлять над этими вопросами, переживать и страдать вместе с героями романа, искать истину и нравственный смысл чело-веческих поступков. Достоевский учит нас любить и уважать человека.

Милосердие и сострадание в романе

“Милосердие состоит не столько в вещественной помощи,

сколько в духовной поддержке ближнего” - Л.Н. Толстой

Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! "Добро помни, а зло забывай", "Доброе дело два века живет", "Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души", - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра?

Наверное потому, что доброта - это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям. В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание. Герой понимает, что не сможет жить с этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он - "тварь дрожащая" и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет право на жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права?
Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхерии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.
Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.

50\

В нашей работе мы попытались раскрыть своеобразие Достоевского , как художника , принесшего с собою новые формы художественного видения и потому сумевшего открыть и увидеть новые стороны человека и его жизни . Наше внимание было сосредоточено на той новой художественной позиции , которая позволила ему расширить горизонт художественного видения , позволила ему взглянуть на человека под другим углом художественного зрения .

Продолжая « диалогическую линию » в развитии европейской художественной прозы , Достоевский создал новую жанровую разновидность романа – полифонический роман , новаторские особенности которого мы старались осветить в нашей работе . Создание полифонического романа мы считаем огромным шагом вперед не только в развитии романной художественной прозы , то есть всех жанров , развивающихся в орбите романа , но и вообще в развитии художественного мышления человечества . Нам кажется , что можно прямо говорить об особом полифоническом художественном мышлении , выходящем за пределы романного жанра . Этому мышлению доступны такие стороны человека , и прежде всего мыслящее человеческое сознание и диалогическая сфера его бытия , которые не поддаются художественному освоению с монологических позиций .

В настоящее время роман Достоевского является , может быть , самым влиятельным образцом на Западе . За Достоевским как художником следуют люди с различнейшими идеологиями , часто глубоко враждебными идеологии самого Достоевского : порабощает его художественная воля , открытый им новый полифонический принцип художественного мышления .

Но значит ли это , что полифонический роман , однажды открытый , отменяет как устаревшие и уже ненужные монологические формы романа ? Конечно , нет . Никогда новый жанр , рождаясь на свет , не отменяет и не заменяет никаких ранее уже существовавших жанров . Всякий новый жанр только дополняет старые , только расширяет круг уже существующих жанров . Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу бытия , по отношению к которой он незаменим . Поэтому появление полифонического романа не упраздняет и нисколько не ограничивает дальнейшего и продуктивного развития монологических форм романа ( биографического , исторического , бытового , романа - эпопеи и т . д .), ибо всегда останутся и будут расширяться такие сферы бытия человека и природы , которые требуют именно объектных и завершающих , то есть монологических , форм художественного познания . Но , повторяем еще раз мыслящее человеческое сознание и диалогическая сфера бытия этого сознания во всей своей глубине и специфичности недоступны монологическому художественному подходу . Они стали предметом подлинно художественного изображения впервые в полифоническом романе Достоевского .

Итак , ни один новый художественный жанр не упраздняет и не заменяет старых . Но в то же время каждый существенный и значительный новый жанр , однажды появившись , оказывает воздействие на весь круг старых жанров : новый жанр делает старые жанры , так сказать , более сознательными ; он заставляет их лучше осознать свои возможности и свои границы , то есть преодолевать свою наивность . Таково было , например , влияние романа , как нового жанра , на все старые литературные жанры : на новеллу , на поэму , на драму , на лирику . Кроме того , возможно и положительное влияние нового жанра на старые жанры , в той мере , конечно , в какой это позволяет их жанровая природа ; так , можно , например , говорить об известной « романизации » старых жанров в эпоху расцвета романа . Воздействие новых жанров на старые в большинстве случаев[155] содействует их обновлению и обогащению . Это распространяется , конечно , и на полифонический роман . На фоне творчества Достоевского многие старые монологические формы литературы стали выглядеть наивными и упрощенными . В этом отношении влияние полифонического романа Достоевского и на монологические формы литературы очень плодотворно .

Полифонический роман предъявляет новые требования и к эстетическому мышлению . Воспитанное на монологических формах художественного видения , глубоко пропитанное ими , оно склонно абсолютизировать эти формы и не видеть их границ .

Вот почему до сих пор еще так сильна тенденция монологизовать романы Достоевского . Она выражается в стремлении давать при анализе завершающие определения героям , непременно находить определенную монологическую авторскую идею , повсюду искать поверхностное жизненное правдоподобие и т . п . Игнорируют или отрицают принципиальную незавершенность и диалогическую открытость художественного мира Достоевского , то есть самую сущность его .

Научное сознание современного человека научилось ориентироваться в сложных условиях « вероятностной вселенной », не смущается никакими « неопределенностями », а умеет их учитывать и рассчитывать . Этому сознанию давно уже стал привычен эйнштейновский мир с его множественностью систем отсчета и т . п . Но в области художественного познания продолжают иногда требовать самой грубой , самой примитивной определенности , которая заведомо не может быть истинной .

Необходимо отрешиться от монологических навыков , чтобы освоиться в той новой художественной сфере , которую открыл Достоевский , и ориентироваться в той несравненно более сложной художественной модели мира , которую он создал .

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 648; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!