Массовый вкус и формирование эстетической ценности в массовом сознании



Эстетическая ценность в массовом сознании весьма неоднородна. Утверждая, что вещь красива, люди редко могут обосновать это утверждение. Во многих случаях выясняется, что вещь признана красивой, потому что она модна, престижна, символизирует нечто или позволяет выделиться среди других. Поэтому на первый план выдвигается проблема отделения собственно эстетических ситуаций от внеэстетических, влияющих на ценностное осознание архитектуры. Так, престижное отношение, ценностное по своей сути, не является эстетическим. Эстетическая ценность оказывается во многом зависящей от внеэстетического ценностного отношения. Стремление обрести единства предметно-пространственной среды, которое противостояло бы расширенному хаосу форм, приводит к тому, что в массовом сознании одним из критериев эстетической ценности становится отнесенность его к определенной стилевой системе. Представления о стиле воплощаются в образы, которые узнают и которые могут символически обозначать важные аспекты потребления. Тем самым культурная и социальная значимость стилевой культуры связывается с особенностями порождения и воспроизводства эстетической ценности.

Взаимосвязь стиля и эстетической ценности определяется их принадлежностью к одной нормативной системе художественной культуры. Если стилевая система выступает как жесткофиксированная система норм, задающая формальные условия художественному творчеству, то эстетическая ценность представляет собой социальную форму реализации такого рода норм и восприятия произведений художественного творчества. Активность распространения информации в современной культуре ведет к тому, что, едва наметившись как стиль, новая система художественно-образных средств формообразования за короткое время получает широкое распространение. Множество таких структур рождает их наложение, «скрещивание» и мозаичное сочетание. Однако в массовом сознании основной акцент ставится не на нормативных системах, а на социокультурных значениях, которыми нагружаются произведения в практике их потребительского и профессионального освоения. Это создает условия для оценки произведения архитектуры прежде всего с точки зрения символических и престижных значений. Стиль схватывается массовым сознанием как «геометрический» или даже «прямоугольный», «живописный», «обтекаемый» и т. д. Для кича в его первоначальном «наивном» варианте характерно, что предмет, имеющий для потребителя эстетическую ценность, для художника и эксперта этой ценностью не обладает. Проектировщик, создавая кич, не предлагает нового способа эстетического освоения действительности и не осуществляет творческого поиска, но лишь служит воспроизводству определенных стереотипов эстетического потребления. Наряду с «наивным» кичем заявляет себя рефлектированный кич. Эстетическое освоение кича как элемента действительности ставит перед исследователями новые проблемы. Появляются вещи «стилизованные под кич», которые потребляются как эстетические, а в ценностях обладающих несомненной эстетической ценностью, возникают преобразованные элементы кича. Среди явлений массовой культуры кич и мода привлекают в последнее время особое внимание исследователей. В то же время их сложность и противоречивость рождают неоднозначность оценок, как социально-культурных, так и эстетических. Последние колеблются от отнесения к антиценностям до признания и моды, и кича полноправными и даже необходимыми элементами массового сознания, выполняющими свои функции в социокультурном целом. Если сравнивать теоретико-искусствоведческое описания, посвященные моде, с описаниями, посвященными кичу, можно заметить параллельное развертывание – определений и характеристик. Однако неверно считать их явлениями одного порядка.

 


Экзаменационные вопросы

По курсу

«Психология массовой коммуникации»

1. Психология массовой коммуникации как раздел социальной психологии. Объект, предмет, задачи ПМК.

2. Социально-психологические особенности массовой коммуникации. Различия между массовой коммуникацией и межличностным общением.

3. Массовое общество. Понятие, теории массового общества. Понятия «толпа», «масса», «публика». 

4. Массовая культура: понятие, признаки, функции. Массовое сознание: природа, структура, механизмы функционирования

5. Массовая коммуникация: понятие, особенности, функции, место и роль в обществе

6. Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии (теории и концепции влияния СМИ). Роль СМИ в формировании общественного мнения и управлении массовым сознанием.

7. Структура личности как база восприятия и обработки информации. Ролевая структура Я-концепции. Прайминг.

8. Понятие социальной установки. Исследование установки в истории психологии.

9. Информационное и нормативное влияние. Опыты Аша, Фридмана, Милграма, Зимбардо. Влияние в условиях информационной изоляции.

10. Понятие конформности. Внутренние и внешние факторы конфоризма. Конформизм и действия под давлением.

11. Сопротивление влиянию. Я-концепция в механизме сопротивления социальному давлению.

12. Манипулятивные приемы. Эксперименты М. Шерифа, Р. Чалдини. Уступчивость и нормы долга. Уступчивость как реакция на влияние социальных норм.

13. Теория когнитивного баланса и теория когнитивного диссонанса.

14. Процесс убеждения как процесс формирования социальных установок.

15. Психологические модели убеждающего процесса.

16. Принципы убеждения. Аргументация. Техники и методы аргументации. Контраргументация.

17. Социальное влияние группы. Эффект аудитории.

18. Влияние аудитории на восприятие. Теория конфликта внимания.

19. Коммуникативная ситуация групповой деятельности.

20. Психические процессы в массовой коммуникации: внимание, интерес, восприятие.

21. Психологическая структура рекламной деятельности. Эмоциональная и информационная составляющая рекламы.

22. Мотивы и потребности. Психология мотивации потребителей в рекламе.

23. Социально-психологическое воздействие рекламного текста. Психология текста.

24. Методы психологии массовой коммуникации. Психологические аспекты изучения аудитории.

25. Психографические методы исследования. Модель AIO.

26. Психосемантические методы исследования. Семантический дифференциал

27. Эффекты массовой коммуникации. Медиаэффекты.

28. Подражание, заражение, внушение. Симптомы огруппления мышления.

29. Доминанты и стереотипы в поведении аудитории.

30. Массовый вкус. Закономерности массового поведения.

 

 


[1]

[2] Когда эта книга появилась в продаже, многим показалось, что в последнем слове названия сделана ошибка, и что настоящим названием книги является знаменитый афоризм Маклюэна «the medium is the message» («средство коммуникации является сообщением»). Однако, за счёт смены одной буквы в слове «massage» появилось, как минимум, два новых смысла: «средство коммуникации как сообщение» и «средство коммуникации как век масс» (Mass Age). Книга стала результатом сотрудничества Маршалла Маклюэна с известным дизайнером и фотографом Квентином Фиоре, который при помощи коллажей и фотографий оформил афоризмы и основные идеи Маклюэна.

 

1 Г. Тард. Публика и толпа//Психология толп. М., 1998, с. 227

[3] Д.В. Ольшанский. Психология масс. СПб.: Питер, 2002. – 368 с. С. 23

[4] Подробнее об установке см. Семечкин Н.И. Социальная психология. – Электронный ресурс: http://window.edu.ru/resource/019/41019/files/dvgu140.pdf

[5] Ball-Rokeach S., DeFluer M.L. «A dependency model of mass media effects». Communication Research. 1976. №3.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1855; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!