Понятия подражания и заражения



 

На протяжении всей жизни человеку необходимо согласовывать, соотносить свои действия с нормами и ценностями общества, того или иного класса, социальных и других групп, с ответственностью за сделанный выбор (т.е. поступки, поведение). Это основное условие для того, чтобы не быть отвергнутым обществом. Социальное поведение - это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. Оно представляет собой внешне наблюдаемую систему действий (поступков) людей, в которой реализуется внутреннее побуждение человека. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения выступают диспозиции, т.е. предрасположенность к определенному восприятию личностью, группой, слоем условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях.

Различают четыре уровня социального поведения. Первый уровень связан с поведенческими актами, с реакцией субъекта на актуальную предметную ситуацию, на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Второй уровень образуют привычные действия и поступки, выступающие как элементы поведения, как его целенаправленные акты. Третий уровень представлен последовательностью поступков или социальных действий в той или иной сфере деятельности. В этом случае субъект (индивид, группа, организация, слой) стремится реализовать существенно более отдаленные цели, достижение которых возможно обеспечить только системой поступков. Четвертый уровень связан с реализацией жизненных целей.

Компоненты биологического и психического поведения в той или иной степени присутствуют в социальном поведении. Объясняется это спецификой человека как биопсихосоциального существа. Это можно видеть в групповом поведении когда проявляются такие своеобразные феномены, как подражание, эмоциональное <заражение>, сопереживание, подчинение индивидуального поведения групповым нормам, изменение общественного сознания. То есть поведение людей поддается различным воздействиям. Это может быть влияние на формирование или изменение мнений, оценок, суждений человека; воздействие на общественное сознание.

Классификация социального поведения связана с выделением тех или иных сфер жизнедеятельности в обществе, тех или иных социальных процессов и явлений. Существуют, например, демографическое поведение, репродуктивное, самосохранительное поведение, политическое поведение и другие. Сейчас Россия переживает переходный этап, который проявляется во всем: в экономике, в политике, в социальной сфере, в правовой и судебной системе, в культуре. Эта ситуация наиболее существенно отражается на политическом поведении людей.

В 1982 году в "Лужниках" популярная московская команда встречалась с зарубежным клубом. Результат был очень важным, но игра протекала довольно вяло. Зрители теряли интерес и, главное, надежду на то, что решающий гол их любимцами будет забит. Уже за 15-20 минут до конца люди начали покидать трибуны, некоторые успели выйти за ворота, другие находились на пути к выходу. И вдруг, на последней минуте матча, долгожданный гол был-таки забит, вызвав бурную реакцию болельщиков. Успевшие покинуть стадион бросились обратно, чтобы принять участие в общем ликовании, и столкнулись в узком проходе с теми, кто, под давлением задних рядов, по инерции продолжал двигаться к выходу. Это обернулось трагедией: десятки людей были задавлены насмерть...

В 1974 году на другом, в этот раз крытом стадионе превращения происходили по несколько иному, но столь же трагическому сценарию. Шел товарищеский матч по хоккею между сборными молодежными командами СССР и Канады, причем один сектор на трибуне был полностью предоставлен канадским туристам. Советские и канадские болельщики реагировали дружелюбно, обменивались между собой веселыми и громкими, но односложными (проблема языка) комментариями.

Когда встреча уже приближалась к концу, из канадского сектора к советским секторам полетели красивые упаковки жвачки. Надо сказать, что жвачка, в то время считавшаяся атрибутом "буржуазного образа жизни", в нашей стране не производилась и не продавалась. Хотя москвичи уже хорошо знали о существовании этой "развращающей" продукции, кое-кому удавалось привезти по несколько брикетов из зарубежной командировки, выпросить у иностранца или подпольно купить у фарцовщика, а для детей это был самый желанный и труднодоступный подарок.

Канадцы наверняка знали о высокой ценности дешевой жвачки для советских обывателей. Были их действия жестом дружелюбия или намеренной провокацией, осталось неясным (да, похоже, никто и не пытался это выяснить). Но последовавшие события оказались позорными и страшными.

Наши болельщики, забыв о хоккее, устроили кучу-малу в отчаянной борьбе за каждый долетевший до них брикет. Тут же над головами канадцев засверкали фотоаппараты (снимки "русских дикарей за железным занавесом", отчаянно сражающихся за упаковки жвачки, обошли потом западные газеты). Администраторы стадиона, в ужасе от происходящего, не нашли ничего лучшего, как полностью вырубить освещение в зале. Испуг от внезапной кромешной тьмы стал импульсом для превращения стяжательной толпы в паническую. В возникшей давке погибли люди, многие получили увечья...

Такой сценарий превращений толпы (конвенциональная - экспрессивная - стяжательная - паническая) вообще очень типичен. Вспомним два хрестоматийных примера из российской истории.

18 мая 1896 года, в день коронации Николая II, на Ходынском поле (в районе нынешнего Ленинградского проспекта Москвы) собралось более 500000 человек, что значительно превысило вместимость площади. Устроители же народного гуляния не удосужились принять подобающих мер по предотвращению давки.

Люди были празднично настроены; их побудили прийти к назначенному месту не только желание приобщиться к знаменательному событию и участвовать в общем веселье, но и надежда на получение царских подарков. И всего-то раздавали по пакету пряников и по кружке с вензелем. Но толпа есть толпа, в ней все чувства обострены и "сладкое слово "халява"" тоже звучит с особенной притягательностью. Чей-то крик: "Подарков всем не хватит!" - стал сигналом к превращению толпы из конвенциональной в стяжательную.

Вскоре усилившаяся давка заставила почувствовать неладное. Кто-то попытался остановить опасный процесс, запев "Спаси, Господи, люди твоя". Песня была подхвачена, но, вероятно, ее ритм оказался не вполне адекватен ситуации (см. далее). Во всяком случае, коллективное пение лишь на время замедлило давление, продолжавшее по инерции усиливаться. Обезумевшие от страха люди топтали попадавших под ноги, теряли сознание и гибли в тесноте.

Только по официальным данным в панике погибли 1389 человек и 1300 получили увечья. Современники называли и гораздо большие числа...

В марте 1953 года, в день похорон И. В. Сталина, пряников не раздавали. На сей раз мотивом смертоносной давки послужило страстное стремление лицезреть скончавшегося кумира. Но сценарий развития событий и их результат оказались столь же плачевны...

Еще один характерный сценарий иллюстрирует эпизод, описанный американскими психологами. В 20-х годах XX века в парке небольшого города было обнаружено тело четырнадцатилетней белой девочки, перед смертью зверски изнасилованной. Слух о страшной находке быстро распространился по городу, и в парке стала собираться толпа. Первоначальное любопытство переходило в возмущение, а строившиеся догадки переросли в новый слух: "Негры!". Стихийно возникшая манифестация двинулась к зданию мэрии под аккомпанемент расистских лозунгов и требований к городским властям. По дороге встретились два молодых нефа, и манифестанты стали грубо их оскорблять. Один из парней посмел огрызнуться - и экспрессивная толпа быстро превратилась в агрессивную: произошел суд Линча. На следующий день выяснилось, что девочку убили белые преступники, бежавшие из тюрьмы.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 921; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!