Предисловие издателя к третьему (английскому) изданию 19 страница



После того как скульптор добился успеха и провел ночь с девушкой, молодой человек испытал сильное потрясение не только потому, что проиграл спор. Он не знал, почему с ним произошло такое сильное потрясение и не слишком об этом задумывался. Он никогда не пытался общаться с девушкой, пока вдруг не встретил ее в том самом городе, где прожил с ней три недели. Именно в этот период времени исчезли его симптомы, которые вернулись сразу, как только он ее оставил.

В процессе разговора стало ясно, что на самом деле именно ему нравилась эта девушка, но у него не было ни мужества, ни энергии к ней подступиться, поэтому он и заставил своего Теневого друга сделать то, чего сам сделать не мог. В данном случае проекция сыграла такую большую роль, что он даже не понял, что если его Теневой друг добьется у девушки успеха, тогда ему самому ничего не достанется! Под влиянием спора и выпитого алкоголя он настолько идентифицировал себя со своим другом-скульптором, что у него появилось представление, словно он сам овладел этой девушкой. Затем, когда после своей победы скульптор-триумфатор хвастал «трофеем», до молодого человека дошло, что он здесь абсолютно не при чем, что победу одержал другой, а он заставил его прожить жизнь собственной отчужденной Тени. Для меня именно это обстоятельство стало объяснением потрясения, которое он испытал.

Затем – и вновь плавание по бессознательному – он снова вступил в отношения с девушкой, и его симптомы исчезли, но он по-прежнему не задумывался о том, что это значит. Мне казалось, что эта девушка играет очень важную роль в его жизни, поскольку с ней он чувствовал себя счастливым. Но когда я предположила это, он счел меня сводницей и ведьмой. Следовательно, мне пришлось отступить и сказать, что я не хочу толкать его к отношениям с ней, но, на мой взгляд, было бы неплохо, если бы он снова подумал о ней и, быть может, вступил с ней в контакт или попытался подумать о том, как возобновить с ней отношения. Но даже этот очень аккуратный совет вызвал у него такой гнев, что он ушел от меня. Он мне написал, что эта часть нашей беседы стала одной из причин, по которой он решил прекратить общение со мной. К тому же у него не было денег.

Он вернулся в свою студию и решил, что не было никакого смысла встречаться со мной и тратить на это столько средств. Но спустя две недели он подумал, что, возможно, в моем предложении было что-то разумное, и решил, что мог бы написать своей подруге письмо и пригласить ее встретиться – ничего больше. В то время она жила в другом городе. Вечером он написал письмо, но не отправил его, так как хотел еще подумать.

Когда он на следующее утро открыл свой почтовый ящик, в нем оказалось письмо от девушки! Она никогда не проявляла инициативы в отношениях, поэтому ее письмо чрезвычайно поразило его, ведь накануне он решил ей написать, хотя и не отправил письма. И вот, на следующее утро он получил письмо от нее. Оба в своих посланиях предлагали одно и то же: им надо бы встретиться еще раз, а поскольку на следующей неделе праздник, то было бы вполне разумно провести его вместе. Вот вам типичное проявление синхронии. Разумеется, он ничего не знал о явлении синхронии, [описываемом Юнгом], но тем не менее, воздействие было очень убедительным. Тогда он подумал, что, наверное, я была не так уж не права. После этого он меня простил и обо всем этом написал. Он никогда снова не вступил бы со мной в контакт, если бы не это синхронное явление, ведь он испытывал отвращение к тому, что я ему сказала.

Летним днем он встретился с подругой, и они отправились кататься на велосипедах. Остановившись на опушке леса, они легли отдохнуть на траву. Его голова лежала на ее плече, он задремал, и ему приснился следующий длинный архетипический сон:

Он стоит на краю утеса. (В письме он нарисовал, как стоит на краю утеса и смотрит на долину, которая открывается внизу, – это изображение очень похоже на вид Большого Каньона с равнинами по обеим его сторонам). Он смотрел вниз: по обеим сторонам долины – горные отроги, располагающиеся уступами; на дне долины – небеса с небосклоном и звездами. Он медленно падал вниз по направлению к этой долине, совершая ногами круговые движения, словно ехал на велосипеде, чтобы еще больше замедлить и без того медленный спуск и сохранить равновесие. Напомню, что наяву он катился на велосипеде, поэтому отчасти этот сон является реакцией на физический стимул, но сон имеет и более глубокий смысл. Во сне он чувствовал тоску и немного боялся того, что происходит, но все же сохранял контроль над ситуацией. Его не покидало ощущение, что рядом с ним кто-то есть, но очертания фигуры были очень размытыми, вполне возможно, что это могла быть собака. Вдруг внизу произошел какой-то взрыв, и из-под земли вырвалось очень яркое световое пятно. Пятно было однородным, и у него появилось ощущение, что оно его поглощает, но при этом он по-прежнему продолжал падать вниз. Затем сон изменился: все исчезает, и он видит под собой уже не небосклон, а четырехугольник, похожий на части земного ландшафта, который можно наблюдать через иллюминатор самолета. Вокруг нет ни одного дерева. Затем сон снова меняется, и он видит тот же ландшафт. На дне долины располагается водоем, вода в котором не проточная, а стоячая. Она грязная и серая, от нее не отражается свет. Молодой человек просыпается и говорит себе: «Я не боюсь, но эта вода символизирует мать, и я не хочу в нее упасть». (Он когда-то проходил фрейдистский анализ и знал про свой материнский комплекс, но только в узком, фрейдистском понимании этого термина). «Этот водоем, как слой льда на дне долины, не отражает свет». (Он дважды повторил эту фразу). Он немного испугался. Вдруг в долине вновь появилась вспышка света. Свет казался заполняющим все пространство, но его границы были несколько размытыми. Он лопнул, как мыльный пузырь, и в световом пятне сновидец увидел череп и подумал про себя: «Как смешно! Что в данном случае означает смерть? Что она значит здесь?» Нельзя сказать, что он очень испугался, он просто продолжал падать на такое же пятно (что значит, что он падает и вместе с тем не падает – это парадокс сновидения). Затем все исчезает, и на дне долины появляется пол, покрытый линолеумом – желтый с коричневыми пятнами. (Сначала это был небосклон с яркими звездами, а теперь желтый линолеум с коричневыми пятнами.) Ландшафт полностью утратил свои гигантские размеры, и он себя спросил, почему этот кусок линолеума находится на поверхности долины? (Это действительно сюрреалистическая картина). Он мог видеть ее очень ясно. Вид линолеума вызвал у него смех.

Затем в своем письме он добавил, что ему не нравится линолеум, он считает этот материал холодным и неэстетичным. Ему было очень трудно связать линолеум какими-то ассоциациями. Я не могла использовать те из них, которые шли не от него, поэтому приходилось комментировать те, о которых он рассказывает в своих достаточно поверхностных письмах. Это все, что он сказал о линолеуме.

Сновидение в скрытой форме демонстрирует драму puer aeternus, вынужденного спуститься вниз, в жизнь. Как правило, если в снах появляется ландшафт, особенно если он имеет много подробностей или связан с любовными чувствами, как в данном случае, то его можно назвать ландшафтом души. Он отражает тот аспект романтического периода, в котором ландшафт впитывает в себя разные состояния души художника – будь то гроза, тихий вечер или темная лесная чаща, таящая в себе опасность. Эти типичные пейзажи привлекают человека и в какой-то мере отражают то или иное его настроение или передают атмосферу его психологического состояния, настроя. Следовательно, если в сновидении присутствует подробная картина ландшафта или пейзажа, ее всегда можно рассматривать как описание психологического состояния.

В данном случае, как и в сновидении с горной вершиной, молодой человек находится на краю пропасти, рядом со смертью. В ситуации, в которой он оказался сейчас, он не мог идти дальше, а потому на очень короткое время «приземлился» по соседству – словно птица, которая присела на ветку дерева, а затем полетела дальше. Он чувствовал, что летит к своему концу и не мог продолжать так лететь дальше. В его психике присутствовало расщепление, которое было очень глубоким. Но с клинической точки зрения мне было важно отметить, что его ландшафт нельзя было назвать типичным для шизофреника. В ландшафтах шизофреников бывает несколько трещин или ущелий: всюду проходят каньоны, указывающие на распад поля осознанной реальности. В какой-то мере случай этого молодого человека нельзя назвать и психотическим, поскольку в его сновидении оказалось только одно ущелье – поверхность земли не распалась на части. Я часто сталкивалась с таким типом расщепления при неврозах навязчивости, которые рассматриваются как пограничные состояния между неврозом и психозом. В таких случаях расщепление является очень глубоким, но при этом – одним-единственным; естественно, в таких случаях есть гораздо больше надежды на излечение, так как проблема, с которой надо работать, всего одна.

В данном случае можно сказать, что за «пограничной» фобией моего знакомого стоит одна большая проблема, но общая психическая структура пока остается целостной и еще не распалась на части.

Я не дала никаких комментариев в отношении символического значения фобий юноши, так как считаю их очевидными: полицейский, сажающий его в тюрьму и границы, [которые необходимо преодолеть]. Пересечение границы другого государства вызывало у него проекцию о том, что он вот-вот попадет в «ущелье» собственной психики. «Тюремная» фобия также однозначна. Молодой человек похож на птицу: никогда не привязан к земле, никогда не сохраняет постоянства ни в отношениях с конкретной девушкой, ни в своей профессии, ни в чем-либо другом. Он даже не может оставаться все время в городе, а бродит вокруг него с палаткой. Поэтому, с одной стороны, тюрьма для него является негативным символом материнского комплекса, во власти которого он фактически все время находится. С другой стороны, тюрьма, а именно, тюрьма реальности – это то, что он всегда ожидает, то, куда ему необходимо попасть. Но, стремясь избежать тюрьмы реальности, он оказывается заключенным материнского комплекса. Куда бы он ни направился, он в любом случае окажется в тюрьме. Однако у него есть выбор, где оказаться заключенным – либо в тюрьме собственного невроза, либо в тюрьме реальности. Вот так он и оказывается между молотом и наковальней. Такова его судьба, и вместе с тем это судьба мужчины, страдающего комплексом puer aeternus. Все зависит от того, что же он предпочтет: остаться во власти материнского комплекса и своего невроза или жить «просто так» в земной реальности.

Итак, мой молодой пациент [во сне] оказался в ситуации конфронтации со своим внутренним расщеплением. Он медленно совершает ногами движения, словно крутит педали воображаемого велосипеда, чтобы замедлить скорость падения. Здесь вполне возможна и сексуальная интерпретация, но воздействие физического стимула очевидно, поскольку перед тем, как заснуть, он несколько часов ехал на велосипеде. Кроме того, есть некий позитивный смысл в том, что движение продолжается: он не просто пассивно погружается в ситуацию, а сам способствует продолжению движения, и таким образом его падение замедляется. Это очень важно, ведь когда человек подвержен внутреннему расщеплению, – депрессии или какому-то внутреннему стрессу – опасность становится меньше в том случае, если эго-комплекс способен сохранять какую-либо деятельность и может продолжать движение. Такое очень часто может случаться с людьми, подверженными приступу психоза. Одна из последних попыток спастись от недуга (а мне пришлось несколько раз с этим сталкиваться) заключалась в том, что они пытались лихорадочно записать все свои фантазии. Они писали сутки напролет, пока не выходили из болезненного состояния. Это кажется диким, но в действительности люди предпринимали последнюю попытку сохранить какую-то деятельность, поддерживаемую эго-комплексом, стараясь сделать что-то с потоком бессознательного материала, обозначив его и выразив на бумаге. Эго-комплекс тонет, сохраняя вместе с тем инстинктивную потребность бороться и двигаться. Если этому процессу можно оказать поддержку, появляется возможность пережить опасный момент. До тех пор, пока Эго будет сохранять хоть какую-то инициативу, оно полностью не утонет и не превратится в инертное в бессознательном.

Если связать это с реальной ситуацией, вся суть такого движения заключается в велосипедной прогулке молодого человека с девушкой. Не став ждать, пока он станет жертвой злого рока, юноша впервые самостоятельно пошел навстречу этим отношениям с девушкой и проявил инициативу в том, чтобы возобновить связь на более чувственном уровне; именно такое движение помогло ему не упасть в расщелину. Можно заметить: излагая содержание сна, он продолжал повторять, что не боится, или что только чуть-чуть испугался. Такая настойчивость означает, что люди боятся, и сам факт, что они утверждают прямо противоположное, свидетельствует об их невероятном страхе падения в пропасть, а также о том, что путем самовнушения они пытаются избавиться от этого страха.

В этом сне наблюдается серьезное улучшение по сравнению с другим сном, в котором его бросают в ущелье две Теневые фигуры, а он спасается волей случая. На этот раз он в какой-то мере движется сам, и это движение замедляет падение. Хорошо видно, насколько важно слишком резко не выталкивать в реальность мужчину, оказавшегося во власти этой констелляции, так как это может привести к тому, что Тень станет сталкивать Эго в пропасть. Так самолет, у которого кончается топливо, должен снижаться медленно и постепенно, чтобы не допустить крушения. В таких ситуациях возникает существенная сложность: с одной стороны, необходимо помочь пуэру приблизиться к реальному миру, с другой – настойчивость и давление в этом случае грозят катастрофой. [Описанное мной] сновидение дает очень точную и верную картину того, как человек может падать медленно, словно парашютист. Вместе с тем, сон демонстрирует, что расщепление психики пациента столь серьезно, что требует очень осторожного обращения.

Авиакатастрофа в данном случае означало бы то же самое, о чем я говорила в связи с молодым человеком, заболевшем полиомиелитом, или о юноше, арестованном за мошенничество. Такая же катастрофа может произойти с человеком во внутреннем, а не во внешнем мире. Тогда вместо того, чтобы оставаться блестящим пуэром, человек вдруг превращается в циничного, разочарованного старика. Блеск превращается в цинизм, а мужчина становится слишком старым для своего возраста и уже больше ни во что не верит и ни к чему не проявляет интереса. Он полностью и навсегда лишается всяких иллюзий и фантазий, следовательно, утрачивает все свои творческие возможности, весь свой élan vital[58] и всю связь с духовностью. Тогда деньги и конкуренция с коллегами становятся для него приоритетом, а все остальное проходит вместе с юношеской романтикой. У таких людей очень часто можно заметить озлобленное выражение лица. Следующий сон может послужить очень хорошей иллюстрацией того, о чем я говорю.

Очень романтичный молодой человек, дон-жуан, имевший позитивный материнский комплекс, женился и добился определенного уровня профессионализма. К сожалению, он решил вернуться вместе с женой и детьми в тот город, где жили его родители. Естественно, между невесткой и родителями мужа стали возникать ссоры. У мужчины были хорошие сексуальные отношения с женой, но их эмоциональную связь нельзя было назвать очень тесной; по существу, он совсем не знал свою жену. Он сохранил глубокие иллюзии по отношению к матери, которую вследствие своего позитивного материнского комплекса слишком идеализировал, как, впрочем, и свою жену. Попав в ситуацию, когда две женщины оказались в состоянии конфликта, он ничем не смог помочь; его очень разочаровало поведение ссорившихся женщин – ложь, злословие и аффективные взрывы; они обе перетягивали его на свою сторону и говорили ему гадости друг о друге – обычное средство, которое в таких ситуациях используют женщины. Он в буквальном смысле спустился с небес на землю и полностью закрыл на все глаза: он целиком погрузился в работу и изо всех сил старался не обращать внимания на «дерущихся кошек», которые превратили его жизнь в ад. Вместо того, чтобы время от времени прикрикнуть то на одну, то на другую, ему едва удавалось отстаивать самого себя. Когда я встретила его снова, то была совершенно потрясена произошедшей с ним переменой. Это был расстроенный, бледный мужчина, лицо которого выражало глубокое разочарование. Я спросила его, как идут дела у него на работе; он ответил, что на работе все хорошо, что ему пришлось много трудиться, и рассказал мне об этом целую историю. На уровне сознания он не чувствовал разочарования. Он считал, что такова жизнь, и ему практически удается справляться с ситуацией, но при этом он совершенно не осознавал своего эмоционального потрясения. Затем он рассказал мне свой сон, явно архетипический.

Он приезжает в странный город, где живет принц, который полюбил очень красивую женщину. Та стала кинозвездой и бросила его, и тогда он вступил в любовную связь с другой женщиной. Но очень сомнительно, что он так же сильно любит эту женщину, похоже, он по-прежнему обожает кинозвезду. На прощание принц дарит ей драгоценный камень, сделанный специально для нее, – огромный бриллиант в форме слезы. Затем сновидец вдруг оказывается на улице этого странного города и видит принца, уходящего с другой женщиной. Принц ее обнимает. На улице поток машин, и сновидец думает о том, как эта пара станет переходить улицу, но они пересекают ее без проблем, а затем попадают в городские трущобы и заходят в какой-то темный двор. После этого он видит, как с крыши соседнего дома прыгает какой-то человек с намерением напасть на принца. Но затем сновидение переключается, и сновидец видит себя лежащим на тротуаре в неудобной позе, избитым, но не мертвым; он думает о том, находится ли поблизости напавший на него человек, и кого можно позвать на помощь.

Можно заметить, что в этом сновидении архетипом puer aeternus является принц, которому сновидец больше не идентичен. Идентификация мужчины с принцем нарушается, а потому он больше не является puer aeternus, и теперь его автономным внутренним образом является принц. Можно сказать, что десять лет назад он сам был принцем, типичным пуэром, а теперь вступил в реальный мир. Он перестал идентифицировать себя с этим архетипом, и его образ, ранее представлявший собой смесь инфантильной Тени и Самости, становится чистым символом Самости. Приведенная им ассоциация заключалась в том, что принц полюбил прекрасную женщину, которая теперь стала кинозвездой и нашла свое выражение в чистой экстраверсии. Такой тип развития можно считать нормальным, а именно: одна часть Анимы побуждает мужчину жить внешней жизнью, заставляя его жениться, делать карьеру, быть вовлеченным во внешний мир, создать семью, найти квартиру и т. д. Другими словами, он становится очарованным частью собственной личности, стремящейся жить. Все складывается нормально, но у него внутри остается образ романтичного принца, который не вовлекается в эту часть жизни. Поэтому принц выбирает другую женщину, а это значит, что теперь устанавливает связь с Самостью уже другая часть его Анимы – возможно, теперь уже не экзогамный, а эндогамный ее аспект.

Часто у юношей в процессе развития Анимы уже в школе есть подруга, которую они обожают, но на которой они не могут жениться, потому что еще не достигли возраста, позволяющего вступить в брак. Впоследствии, однако, они женятся на женщине совсем другого типа. Затем, в процессе жизни, возможно, между сорока и пятьюдесятью годами, этот чарующий образ Анимы часто возвращается, выполняя, как правило, символическую функцию внутренней связи с Самостью. Этот аспект Анимы играет ту же роль, которую для Данте играла Беатриче, а именно, роль проводника к внутренней маскулинности, тогда как другой аспект Анимы побуждает мужчину к браку и внешней жизни. Поэтому можно сказать, что подобный брак является экзогамным, он обычно обуславливает вовлеченность во внешнюю жизнь, а эндогамный аспект этого образа остается во внутреннем мире личности мужчины и впоследствии становится проводником к развитию внутренней жизни и ее осознанию. Новая невеста моего разочарованного пациента могла бы стать этим экзогамным аспектом жизни, но она еще не поддается описанию, а потому остается ему неясной, и он не может уловить, что она значит.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!