Предисловие издателя к третьему (английскому) изданию 1 страница



Nbsp; Мария-Луиза фон Франц

Вечный юноша. Puer Aeternus

 

Перевод с английского

Валерия Мершавки

 

Москва

Независимая фирма «Класс»

2009

 

 

Marie-Louise von Franz

The Problem of Puer Aeternus

 

Inner City Books


 

УДК 615.851

ББК 53.57

Ф 84

 

Франц М.-Л. фон

Вечный юноша. PuerAeternus/ Пер. с англ. В.Мершавки. – М.: Независимая фирма «Класс», 2009. – 384 с. – (Библиотека психологии и психотерапии).

ISBN978-5-86375-157-3

 

Мария-Луиза фон Франц, признанный авторитет в области юнгианской пси­хологии, исследует тип мужчины, связанного материнским комплексом. «Вечный юноша» – жизнерадостный и энергичный, всегда остающийся ребенком в душе, но не желающий принимать на себя ответственность и обязательства, – стал объектом пристального внимания и всестороннего исследования автора. Богатый практический материал органично вплетен в обширный культурологический и литературный контекст, что делает чтение книги интересным и захватывающим. Раскрывая тайны человеческой души с позиций коллективной и индивидуальной психологии, автор вместе с читателем ищет пути преодоления поднимаемой про­блемы и способы обретения психологического равновесия, столь необходимого в наше время.

Материалом для этой книги послужил курс лекций и семинаров, проведенных автором в институте К.-Г. Юнга в Цюрихе, где глубокий академический подход со­четался с неожиданными новаторскими решениями и точными практическими выводами.

Для психотерапевтов, психологов, специалистов гуманитарного профиля, а так­же для широкого круга читателей.

 

 

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль

Научный консультант серии Е.Л. Михайлова

 

ISBN978-5-86375-157-3

 

© 2000 Marie-LouisevonFranz

© 2009 В. Мершавка, перевод на русский язык

© 2009 Независимая фирма «Класс», издание, оформление

© 2009 Н.Г. Зотова, дизайн обложки

 

Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству «Независимая фирма «Класс». Выпуск произведения или его фрагментов без разрешения издательства считается противоправным и преследуется по закону.

 

Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести в магазинах:

Москва: Дом книги «Арбат», торговые дома «Библио-Глобус» и «Молодая гвардия», магазин «Медицинская книга».

Санкт-Петербург: Дом книги.


 

Франц М.-Л. фон

ВЕЧНЫЙ ЮНОША PUERAETERNUS

 

Перевод В. Мершавки

Редактор С. Н. Покидышева

Компьютерная верстка А. С. Масаев

Главный редактор и издатель серии Л. М. Кроль

Научный консультант серии Е. Л. Михайлова

 

Изд. лиц. № 061747

Гигиенический сертификат

№ 77.99.6.953.П. 169.1.99. от 19.01.1999 г.

Подписано в печать 02.06.2009 г.

Формат 60×88/16. Гарнитура Петербург. Печать офсетная.

Уел. печ. л. 24. Уч.-изд. л. 20. Тираж 2000 экз.

Заказ № 949

М.: Независимая фирма «Класс», 2009. - 284 с.

103062, ул. Покровка, д. 31, под. 6.

Тел. (495) 917-8291, 917-8020, 917-8028

E-mail: igisp@ igisp.ru

Internet: http://www.igisp.ru, http://www.psybooks.ru

 

ISBN 978-5-86375-157-3

 

Отпечатано в ППП «Типография НАУКА»

121099, Москва, Шубинский пер., 6.


 

Мария-Луиза фон Франц (1915-1998) – доктор философии, сотрудница, единомышленница и ближайшая коллега К.Г. Юнга, проработавшая вместе с ним около 30 лет. Преподавала в Институте Юнга с момента его основания. Получила всемирное признание как специалист в области психологической интерпретации сказок, мифов, сновидений и алхимических текстов. Является автором многочисленных исследований, посвященных практическому применению принципов юнгианской психологии.  

 

«Латинское понятие pueraeternus, в переводе означающее "вечный юноша", заимствовано из "Метаморфоз" Овидия. Так древнеримский поэт обращается к юному богу Иакху (Якху), принимавшему участие в Элевсинских мистериях. Впоследствии божественного младенца отождествляли с Дионисом и богом Эросом.

В юнгианской психологии термин pueraeternusиспользуется для характеристики определенного типа мужчины: очаровательного, привлекательного, творческого, увлеченного своими мечтами и фантазиями. Такие мужчины зачастую сохраняют подростковую психологию, даже став взрослыми. Как правило, сами они полны жизни, но окружающие их люди испытывают подчас странную эмоциональную опустошенность. Мы вместе с ними работаем и живем, мы любим их и с тоской смотрим им вслед когда они уходят от нас.

Невозможно переоценить то влияние, которое оказало исследование М. Л. фон Франц, посвященное изучению пуэра, не только на мужчин, но и на женщин. Этот фундаментальный труд изначально представлял собой курс лекций, прочитанный автором в институте К. Г. Юнга в Цюрихе. Именно юнгианская психология, рассматривающая проблему в исключительно практическом ключе, позволяет точно и емко описать феномен pueraeternus. Вот почему это исследование до сих пор остается востребованным, несмотря на то что книга не переиздавалась в течение многих лет».

 

Дэрил Шарп, издатель


 

Оглавление

Выражение признательности. 6

Предисловие издателя к третьему (английскому) изданию.. 6

«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

Лекция 1. 7

Лекция 2. 28

Лекция 3. 44

Лекция 4. 65

Лекция 5. 83

Лекция 6. 101

Лекция 7. 115

Лекция 8. 130

«Царство без пространства» Бруно Гетца

Лекция 9. 145

Лекция 10. 162

Лекция 11. 179

Лекция 12. 197

Библиография. 218

Глоссарий юнгианских терминов. 221

 


 

Выражение признательности

Основу книги составил курс из двенадцати лекций, прочитанных мною в Институте К.-Г. Юнга в Цюрихе зимой 1959-60 гг.

Хочу выразить признательность г-же Уне Томас (Una Thomas) за тщательную стенограмму моих лекций, на основе которой был создан текст книги. Я также благодарна г-же Патриции Берри (Patricia Berry) и г-же Валери Донлеви (Valery Donleavy) за работу над окончательными вариантами текстов семинарских занятий.

Мария-Луиза фон Франц

Цюрих, январь 1970 г.

 

 

В книге использованы рисунки А. де Сент-Экзюпери, сделанные им к французскому изданию повести «Маленький принц» и размещенные в тексте с благосклонного разрешения изд-ва Editions Gallimard, Paris (Париж).

Предисловие издателя к третьему (английскому) изданию

Согласно пожеланиям Марии-Луизы фон Франц, содержание книги в точности соответствует оригинальному изданию «Puer Aeternus», опубликованному в 1970 г. издательством Spring Publications. Устранены опечатки, а также добавлены Библиография и Глоссарий. Изд-во Inner City Books выражает благодарность г-же Элисон Каппс (Alison Kappes) за составление библиографического списка.

От себя хочу отметить, что эта книга помогла мне спасти жизнь в том смысле, что открыла глаза на мою индивидуальную психологию в то самое время, когда жизнь поставила меня на колени. Меня покорило то, как точно М.-Л. фон Франц описывает психологию мужчины, связанного материнским комплексом. Об этом нелегко говорить, но ее убедительные замечания в отношении мужчин, подозрительно похожих на меня, были столь губительны для моего «самообраза», что, разрушив мое представление о себе, привели к мысли либо покончить с собой, либо искать альтернативные пути. Излишне говорить, что я выбрал альтернативу: я стал разбираться в себе.

Много лет я мечтал о том, чтобы включить «Puer Aeternus» в издания серии «Вопросы юнгианской психологии глазами юнгианских аналитиков». Теперь, благодаря удачному стечению обстоятельств, перед вами эта книга.

Дэрил Шарп (Daryl Sharp)


 

«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

Лекция 1

Puer aeternus– так обращались древние римляне к античному божеству. Словосочетание заимствовано из «Метаморфоз» Овидия[1]. Так поэт, обращаясь к юноше Иакху [Якху], называет юного бога – героя Элевсинских мистерий. Овидий говорит о нем как о «вечном ребенке» –puer aeternus– и воспевает его сакральную роль в этих мистериях. Позднее божественного ребенка стали отождествлять с Дионисом, а также богом Эросом.

Puer aeternus– божественное дитя, рожденное ночью в Элевсинских мистериях, связанных с символическим культом матери. Он – вечный ребенок и спаситель мира, бог плодородия и избавления от смерти, покровитель божественной юности. Схожие функции приписывались и богам греко-восточной мифологии – Таммузу, Аттису, Адонису.[2] Таким образом, словосочетание puer aeternus означает «вечное дитя», но мы его будем употреблять для характеристики психологического типа мужчины, обладающего ярко выраженным материнским комплексом, поступающего весьма предсказуемым, свойственным ему образом. Об этом я постараюсь рассказать ниже.

В целом, мужчина-пуэр, к которому применим архетип puer aeternus, слишком долго сохраняет подростковую психологию.

Другими словами, те черты характера, которые обычно встречаются у семнадцати – восемнадцатилетних юношей, наблюдаются и у взрослого пуэра. В большинстве случаев особенности его поведения тесно связаны с сильной зависимостью от матери. Юнг описывает два типичных расстройства у мужчин, обладающих ярко выраженным материнским комплексом – гомосексуализм и донжуанство. В первом случае гетеросексуальное влечение мужчины настолько тесно связано с образом матери, остающейся единственным объектом его любви, что он не может переживать сексуальные отношения с другой женщиной. Его женщина стала бы соперницей матери, поэтому сексуальные потребности удовлетворяются только в отношениях с партнером своего пола. Как правило, таким мужчинам не хватает маскулинности, и они стремятся найти недостающее качество в своем партнере.

Донжуанство – еще одна типичная форма проявления расстройства, описанного Юнгом. В этом случае пуэр ищет в каждой женщине мать – образ совершенной женщины, все отдающей мужчине и лишенной каких-либо недостатков. Он пребывает в постоянном поиске богини-родительницы и всякий раз, влюбляясь в женщину, неизбежно открывает, что предмет его страсти – обычный человек. После интимной близости такой мужчина разочаровывается в избраннице, поскольку исчезает ее притягательность. Он отворачивается от прежней любви для того, чтобы спроецировать образ богини на новый предмет страсти – один за другим. Он вечно тоскует по женщине-матери, которая раскроет ему свои объятия и удовлетворит любую его потребность. Подобное поведение часто сопровождается жаждой романтической любви, свойственной подросткам.

Как правило, мужчины-пуэры испытывают сложности в вопросах социальной адаптации. Иногда можно наблюдать некое подобие асоциального индивидуализма: будучи особенным человеком, я не считаю необходимым адаптироваться в обществе, ибо это невозможно для такого скромного гения как я, – и так далее.

Кроме того, эти люди часто бывают высокомерны по отношению к другим: такое поведение обусловлено как комплексом неполноценности, так и ложным чувством превосходства над другими. Как правило, мужчины этого типа испытывают серьезные затруднения в поисках подходящего для них места работы: то, что они находят либо недостаточно хорошо для них, либо не совсем то, что они хотели бы иметь. Они всегда найдут ложку дегтя в бочке меда. По этой же причине женщина рядом с ним никогда не будет «той самой» («она замечательная подруга, но…»). Всегда найдется какое-либо «но», которое помешает вступить в брак или хотя бы взять на себя какие-то обязательства.

Все это вызывает особую форму невроза, которую д-р X. Дж. Байнс (H.G. Bayens)[3] назвал «жизнью на черновик» (provisional life).[4] По Байнсу, у мужчины, страдающего подобным неврозом, складывается странное отношение к действительности, а именно, формируется чувство, что в реальной жизни он еще пока не существует. До поры до времени он предпринимает какие-то действия, однако, какие бы поиски он не вел – женщины ли, работы ли, – у него всегда остается ощущение, что это еще не то, что ему нужно. При этом сохраняется иллюзия того, что когда-нибудь в будущем все станет таким, как надо. Если подобная установка принимает затяжной характер, она формирует у пуэра твердый внутренний отказ жить настоящим моментом действительности.

В той или иной степени описываемому неврозу сопутствует комплекс спасителя, или Мессии, лелеющего тайную надежду, что однажды он спасет мир: скажет нечто значительное в философии, религии, политике, искусстве или какой-либо другой области.

Невроз также может привести к типичной патологической мании величия, а также к проявлению различных симптомов, которые реализуются в мысли «мое время еще не пришло». Такой мужчина переживает смертельный страх в тех ситуациях, которые требуют принятия на себя ответственности за что-либо. Он испытывает ужас при мысли о необходимости связать себя обещаниями, навсегда остаться в земных границах пространства и времени и в итоге, оказаться обычным реальным человеком – тем, кем он, собственно, и является. Его всегда преследует страх попасть в положение, из которого он в очередной раз не сможет вывернуться. Любая обыкновенная и ясная ситуация для него становится сущим адом.

Вместе с тем, поражает необыкновенная тяга пуэров к экстремальным видам спорта, в особенности к полетам и альпинизму. Желание подняться так высоко, как только возможно, есть символ ухода от реальности, отрыва от земли, бегства от обыденной жизни. Мужчины, у которых этот комплекс выражен особенно ярко, часто гибнут в авиакатастрофах или во время несчастных случаев при восхождении на горные вершины. Это своего рода экстериоризированная духовная тоска, которая находит выражение в столь специфичной форме.

В стихотворении Джона Мэджи (J.G.Magee Jr.) в поэтической форме выражено то значение, которое имеют для пуэра экстремальные виды деятельности. Вскоре после того, как это стихотворение было написано, молодой поэт погиб в авиакатастрофе.

 

ВЫСОКИЙ ПОЛЕТ

Я скользнул из угрюмых объятий Земли в небеса

И качался серебряным ветра крылом в облаках.

Тут же к солнцу взмывая под музыку ветра, плясал

С облаками, пронзенными светом. Я делал, что в снах

Вы не видели даже – качался, парил и кружил

Высоко в тишине, напоённой лучами. Летая,

Ветер воющий я настигал. Свой челнок возносил,

Сквозь воздушные ямы бездонные им управляя.

В бесконечность всё выше, где синь исступлённо блестит,

Я легко воспаряю к вершине – владениям ветра,

Куда жаворонок иль орёл никогда не взлетит.

Там, у цели – высокий и полный молчания дух,

В недоступной живым вышине, первозданной, заветной…

Я до Божьего лика дотронулся, длань протянув.[5]

 

Обычно пуэры не любят виды спорта, которые требуют терпения и упорных длительных тренировок, поскольку, как правило, они очень не любят кому-то или чему-то подчиняться (в негативном смысле слова), им не нравится, когда их что-то обременяет.

Я была знакома с молодым человеком, которого можно назвать классическим образцом puer aeternus. Он совершил большое количество восхождений в горы, но так ненавидел свой рюкзак, что специально натренировал свой организм для того, чтобы спать под дождем или снегом. Ему приходилось копать яму в снегу, закутываться в непромокаемый плащ, использовать особый тип дыхания, схожий с системой йоги, – все для того, чтобы научиться спать на открытом воздухе. Он также приучил себя обходиться практически без пищи, чтобы не брать с собой тяжелый рюкзак. В течение многих лет он совершал восхождения на горные вершины Европы и других континентов, устраиваясь на ночлег под деревьями или в глубоком снегу. В каком-то смысле он героически переживал трудности только для того, чтобы не связывать себя заботой о палатке или рюкзаке.

Можно сказать, что рассказанная история символична, поскольку пуэры в реальной жизни вообще не любят ничем себя обременять: они всегда отказываются брать на себя какие-либо обязательства или нести бремя ответственности в тяжелой ситуации.

Вместе с тем, положительные качества таких мужчин заключаются в наличии у них особой одухотворенности, истоки которой лежат в их достаточно тесном контакте с коллективным бессознательным. Многим из них присуще очарование молодости и волнующая притягательность, действующая на людей подобно глотку шампанского. Пуэры обычно очень охотно идут на контакт: они, как правило, интересные собеседники и могут легко воодушевить слушателя. Они не любят обыденных и привычных ситуаций. Они задают сложные вопросы и ищут на них ответы. Они постоянно находятся в поисках истинной веры, в состоянии, типичном для юношей старшего подросткового возраста. Как правило, юношеское очарование сохраняется у мужчин-пуэров и в дальнейшей жизни.

Однако существует и другой тип пуэра, в котором не проявляются ни очарование вечной юности, ни архетип божественной молодости. Наоборот, он постоянно живет в состоянии полудремы, что также является особенностью подросткового периода. Сонливый, неорганизованный, длинноногий юноша, слоняющийся без дела, – он ко всему безразличен, его мысли блуждают где-то очень далеко, поэтому иногда возникает желание вылить на него ушат холодной воды. Однако за внешним состоянием полудремы – стоит его только преодолеть! – кипит жизнь, полная вымыслов и фантазий.

Итак, я в нескольких словах изложила основные психологические черты определенного типа молодых людей, оказавшихся во власти материнского комплекса, что послужило главной причиной их идентификации с архетипом puer aeternus. В основном я описала их отрицательные характеристики, потому что на первый взгляд они кажутся негативными личностями. Однако мы еще не объяснили, в чем действительно заключается сущность такого типа мужчин. Мы увидим это несколько позже.

Вопрос, которому посвящена моя лекция, состоит в том, почему проблема людей такого типа, а именно, юношей, тесно связанных с матерью, стала столь очевидной в настоящее время. Как известно, гомосексуализм распространяется все больше. В отличие от донжуанства, которое, на мой взгляд, не столь ярко выражено, сегодня в однополые отношения вступают даже подростки. Именно поэтому, как мне кажется, проблема puer aeternus становится особенно актуальной.

Несомненно, матери всегда старались держать детей около себя. Некоторым сыновьям было трудно освободиться от материнской опеки, поэтому они предпочитали продолжать радоваться жизни в родном гнезде. До сих пор нет объяснения тому, почему, в общем-то, частная проблема [зависимости от матери] стала настолько серьезной в наше время. Мне думается, именно этот важный вопрос должен стать предметом нашего обсуждения, поскольку остальные аспекты проблемы более-менее очевидны.

Мужчина с выраженным материнским комплексом будет вынужден всегда бороться с тем, чтобы не превратиться в пуэра. Вы можете спросить, есть ли средство исцелиться от этой болезни? Если мужчина узнает о существовании у него материнского комплекса, который как-то воздействует на него помимо его собственной воли, что ему с этим делать?


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!