Особенности и проблемы творческого развития младших школьников в условиях дополнительного обучения вышивке лентами



 

Цели учреждения дополнительного образования детей заключаются в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи учреждения

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

- адаптация их к жизни в обществе;

- формирование общей культуры;

- организация содержательного досуга.

Деятельность государственных, муниципальных учреждений дополнительного образования детей регламентируется Типовым положением. Для негосударственных учреждений такого типа данное положение выполняет функцию примерного. В регулирования деятельности государственных, муниципальных образовательных учреждения; основы деятельности. Типовое положение регламентирует также статус участников образовательного процесса, осуществление управления и руководства в учреждении, в учреждении, вопросы, связанные с имуществом и средствами учреждения.

Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.[10;67]

Задача педагога не только выявить творческие способности обучающихся детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход является одним из важнейших условий творческого развития ребенка. Через индивидуальный подход поддержать одаренных и талантливых детей, а также детей отстающих.

Успех ребенка во многом зависит от умения педагога организовать занятия. Нельзя ребенку отказывать, если он хочет чему-либо обучиться. Педагог должен уважать личность ребенка, от природы все дети психологически разные, неповторимые. Только индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребенке, удовлетворению его духовных запросов.

Творческая работа требует труда с полной отдачей физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных сил. К такой работе надо бережно относиться. Просмотр и анализ детских работ в конце занятий – очень важный этап для творческого развития ребенка и здесь педагогу необходимо тактично подойти к оценке вложенного труда каждого обучающегося. Кого-то нужно похвалить, а кого-то поддержать за его неудачу, тем самым вызвать у него стремление выполнить следующую работу намного лучше.

Переживая духовное удовлетворение от творческого труда, ребенок, по настоящему ощущают счастье в жизни. Пусть такого счастья творческого труда будет больше, и тогда ребенок поймет, что труд, состоящий из творчества, является источником человеческого счастья. Ему захочется обогатить свою жизнь не просто трудом, а трудом творческим – так вырастает творческая личность, которая в итоге способна достичь больших успехов в жизни.[7;41]

Современные дети крайне нетерпеливы, глядя на образцы изделий, которые демонстрирует учитель, учащимся хочется сделать такие же вещи. Вышивка лентами позволяет за короткое время достичь видимого результата проектной деятельности.

Вышивка лентами - вовсе не новый вид рукоделия, однако, долгое время он оставался недоступным для большинства искусниц ввиду дороговизны материалов. В наше время вышивка атласными или шелковыми лентами может стать любимым увлечением каждого, поскольку ленты теперь недороги, а их ассортимент в магазинах очень разнообразный.

Художественная вышивка лентами - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация творческой деятельности детей на основе художественной вышивки лентами, ознакомление их с различными, традиционными видами народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения их к национальной культуре, и художественно-эстетического воспитания.

Вышивка лентами формирует эстетический вкус, творческие способности, аккуратность, усидчивость, сохраняет продолжение наследия. Нетрадиционные занятия в виде презентаций, участие в разных интеллектуальных играх, выставках и др. стимулирует детей в художественно- эстетическом воспитании. Принцип формирования дизайнерского мышления тоже направлен на воспитание у детей эстетического отношения к миру вещей и к окружающей действительности в целом.

Методической основой организации деятельности детей на занятиях художественной вышивки лентами есть творческий метод дизайна, поскольку на них ученики всякий раз изготавливают какие-то вещи для практического использования, а это требует понимания тех правил, по которым они разрабатываются. Проектирование вещей с учетом их функционирования в определенной обстановке включает в качестве обязательного элемента целеполагание, что в свою очередь обеспечивает развитие приемов мышления.[19;70]

Педагог предварительно заинтересовывает детей, указывает, на что обратить особое внимание и побуждает к самостоятельной работе. Таким образом, реализуется педагогический принцип единства организации коллективной классной, внеклассной, внешкольной и домашней работы. Внеклассная и домашняя работа со своими более свободными формами постепенно становится органической частью учебных занятий. С этой целью учитель на уроке учит детей навыкам и приемам самостоятельной работы.

Все это позволяет детям в соответствии с заданиями учителя уделять серьезное внимание первичному восприятию вне урока: индивидуальному и коллективному чтению в лицах, совместным походам в кино, просмотру и прослушиванию теле- и радиопередач». В рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать детям задания по сбору исторического материала, характеризующего время, описанное, изображенное, звучащее в произведении. Выполнение исследовательских заданий, касающихся создания произведения, обсуждение с детьми спорных мест в произведении, непонятных ситуаций и терминов - все эти приемы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают реальную основу для дальнейшей работы над произведением.

Взаимодействие ребенка и произведения искусства прежде всего начинается с восприятия. Воспитательная и образовательная цель будет достигнута, когда произведение непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения. В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.[4;218]

Главная задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Важное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что суть задачи творческого воспитания заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. Через всю совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно-эстетического облика ребенка.


 

Заключение

 

Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества.

Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая вышитая вещь имеет свою индивидуальную неповторимость.

Кружковые занятия по вышивке ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.

Небольшое количество детей в кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.

Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, учит доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков, и освоив процесс подготовки и выполнения вышитого изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.

Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.

 

Список использованной литературы

 

1. Асадуллин P. M. // Интегративно - модульная технология формирования личности учителя как субъекта профессиональной деятельности // – Уфа: БГПИ, 2000 г- 264 с;

2. Вельдбрехт Е.Е. // Диагностика творческих способностей // – Херсон, Видавництво ХДПУ, 2002 г - 104 с;

3. Дружинин В.Н. // Психология общих способностей // – СПб: Питер Ком, 2002 г - 368 с;

4. Ермолаева-Томина Л.Б. // Психология художественного творчества / Учебное пособие для вузов // – М.: Академический Проект, 2003 г - 304 с;

5. Кинг Л. // Тесты на креативность //- СПб., 2005 г - 96 с;

6. Кипнис М. // Тренинг креативности // - М.: Ось-89, 2005 г -128 с;

7. Курина В.А. // Методологические основы неприрывной технологической подготовки в системе «семья - школа - ВУЗ» // Самара, 2000 г- 76 с;

8. Ландау Э. // Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка // – М.: Издательский центр «Академия», 2002 г– 144 с;

9. Лейтес Н.С. // Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды // – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003 г- 464 с;

10. Лосева А.А. // Психологическая диагностика одаренности // -М: Академический проект,2004 г - 151 с;

11. Максимова М., КузьминаМ. // Быстрый крючок //- Москва «ЭКСМО», 2004 г –307 с;

12. Маркина Н.В. // Некоторые психологические факторы развития творческих способностей учащихся // Бюллетень №4, 2000 г –39 с;

13. Молотобарова О.С. // Учите детей вышивать: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования // – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 г - 192 с;

14. Мухина В.С. // Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / Учебник для студентов вузов // – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г - 456 с;

15. Прохорова Л. // Развиваем творческую активность дошкольников // - До­школь­ное воспитание №5, 2006 – 67 с;

16. Рогалева Е.В. // Внеклассная работа по технологии // под ред. Е.В. Рогалевой, - Изд. 2-е, испр. и доп. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос. пед. ун-та, 2008 г - 160 с;

17. Сластёнин В.А. // Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений // под общ.ред. В. А. Сластёнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Ч.1,  2003г -288 с;

18. Сластёнин В.А. // Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений // В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; под общ.ред. В.А.Сластёнина, - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,Ч.2, 2003 - 256 с;

19. Туник Е.Е. // Модифицированные креативные тесты Вильямса // - СПб: Речь, 2003 г - 98 с;

20. Филатов Ф. Р. // Общая психология / Справочник // - Ростов-на-Дону: Феникс,2005 г - 448 с;

21. Щебланова Е.Н.// Зачем определять одаренность школьников? // Одаренный ребенок №2, 2002 г – 46 с.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 537;