Тема 3. Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование централизованного государства (конец XIII – XVI вв.)



Документы:

№1. Формирование крепостного права

Судебник 1497 г.

Лета 7006-го месяца септемвриа уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси с детми своими и с бояры о суде, как судити бояром и околничим...

Ст. 57. О христианском отказе. А Христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за кем год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора, а четыре годы поживет, и он весь двор платит.

Судебник 1550 г.

Ст. 88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу[1], за двор полтина и два алтына. А которой крестьянин за кем живет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года поживет, и он платит полдвора; а три годы поживет, и он платит три четверти двора; а четыре годы поживет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот[2]. А за повоз имати з двора по два алтына; опричь того пошлин на нем не имати. А останется у которого крестианина хлеб в земли[3], и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоачего даст боран два алтына; а по кои места была рож его в земле, и он подать цареву и великаго князя платит со ржы, а боярьского дела ему за кем жыл, не делати. А попу пожылого нет, и ходити ему вон безсрочно воля. А которой крестианин с пашни продаст (ся) в холопи (в) полную, и он выйдет безсрочно ж, и пожылого с него нет; а которой хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать цареву и великаго князя дает; а не похочет подати платити, и он своего хлеба земленаго лишен.

№ 2. Самодержавие Ивана Грозного

Из первого послания Ивана Грозного A.M. Курбскому (1564 г.)

…Ино се ли «совесть прокажена», яко свое царство в своей руце держати, а работным своим владети не давати? И се ли «сопротивен разум», еже не хотети быти работными своими владенну? Се ли «православие пресветлое», еже рабы обладаему и повелеваему быти?

Сие убо о внешних; о душевных же и о церковных аще и есть мало некое согрешение, но и сие от вашего же соблазна и измены, паче же убо и человек есми: несть бо человека без греха, токмо бог един; а не яко же ты, еже мнишися быти выше человека, со аггелы равен. А о безбожных языцех что и глаголати! Понеже те все царствии своими не владеют; как им повелят работные их, тако и владеют. А Российское самодержавство изначала сами владеют своими государствы, а не бояре и вельможи! И того в своей злобе не могл еси разсудити, нарицая благочестие, еже подо властию нарицаемаго попа и вашего злочестия повеления самодержавству быти. А се по твоему разуму «нечестив», еже от бога данные нам власти самим владети и не восхотехом подо властию быти попа и вашего злодеяния?...

Из послания Ивана Грозного шведскому королю Юхану III (1573 г.)

…Что прислал еси свою грамоту с полоняником, и которая твоя лая, и тому заповедь опосле. А ныне своим государьским высокодостойнейшия чести величества обычаем подлинную заповедь со смирением даем.

Первое, что ты пишешь свое имя наперед нашего, и то не по пригоже потому, что нам цесарь римский брат и иныя великия государи, а тебе тем братом назватися не возможно потому, что Свейская земля тех государств честию ниже, яко же напреди явлено будет. А сказываешь отца своего вотчину Свейскую землю, и ты б нам известил, чей сын отец твой Густав, и как деда твоего имянем звали, и на королевстве был ли, и с которыми государи братство ему и дружба быша…

А то правда истинная, а не ложь, что ты мужичей род, а не государьской. А пишешь к нам, что отец твой венчанный король, а мати твоя также венчанная королева, ино то отец твой и мати твоя и венчанныя, а дотоле не бывал нихто!.. А что пишешь, за неколко сот лет в Свее короли бывали, а мы того не слыхали, опричь Магнуша, которой под Орешком был, и то был князь, а не король…

Из послания Ивана IV польскому королю Стефану Баторию (1581 г.)

…И ты потому ли нам велик хощешь быти, что нас отчитаешь от Августа кесаря? И ты потому разсуди свое отечество, а нашу низость. Нам всемогий бог благоволил во всем роду! Государствуем от великаго Рюрика 717 лет, а ты вчера на таком великом государстве, в своем роду первое тебя по божьей милости избрали народи и станы королевства Полскаго, до посадили тебя на те государства устраивати их, а не владети ими. А они люди во всей поволности, а ты им … присягаешь, а нам всемогущая десница божия дала государство, а от человек нихто же, и божиею десницею и милостию владеем своим государством сами, а не от человек приемлем государство, развее сын ото отца отеческое наследие по благословению приемлет самовластно и самодержавно, а своим людем креста не целуем…

Вопросы к документам: 1. Какие условия крестьянского перехода (док. № 1) определял Судебник 1497 г. Найдите изменения, внесенные Судебником 1550 г. в условия крестьянского перехода. 2. Определите факторы, влиявшие на размер пожилого. 3. Проанализируйте, как социальное положение влияло на выплату пожилого. 4. Какие доводы в защиту самодержавного правления выделял Иван Грозный в своих посланиях (док. № 2).

 

Тема 4. Россия в XVII веке

Документы:

№ 1. Приговор Первого ополчения (30 июня 1611 г.)

Лета 7119-го году июня в 30-й день Московскаго государства разных земель царевичи, и бояре, и окольничие, и чашники, и стольники, и дворяне, и стряпчие, и жильцы, и приказные, и князи, и мурзы, и дворяне из городов, и дети боярские всех городов, и атаманы, и казаки, и всякие служилые люди, и дворовые, которые стоят за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру… приговорили и выбрали всею Землею бояр и воевод, князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, да Ивана Мартыновича Заруцкого, да думнаго дворянина и воеводу Прокофья Петровича Ляпунова, на том, что им, будучи в правительстве, земским и всяким ратным делом промышляти и расправа всякая меж всяких людей чинити в правду, а ратным и земским всяким людем их, бояр, во всяких земских и в ратных делах слушати всем.

1. А поместья за бояры быти боярским, а взяти им себе поместья и вотчины боярские, и окольничих и думных дворян, боярину боярское, а окольничему окольническое, примеряся к прежним большим бояром, как было при прежних российских прироженных государех. А которые дворцовые села, и черные волости, и монастырские села, и боярские и окольничих и думных дворян поместья и вотчины розняли бояре по себе без земскаго приговору и дворянам и детям боярским раздали они же, бояре, вновь в додачу к старым их окладам или сверх их окладов, — и те новые поместья у тех у всех отняти и отписати в дворцовые села, а черные волости в Дворец, а поместные и вотчинные земли, отписав, раздати безпоместным и разоренным детем боярским, которые поместей своих отбыли от литовского разоренья. А Дворец и Большой приход и четверти устроить по-прежнему, как было преж сего на Москве, и доходы хлебные и денежные збирати в Дворец и чети.

19. А строить Землю и всяким земским и ратным делом промышлять бояром, которых изобрали всею Землею и по сему всеа Земли приговору. А смертною казнью без земскаго и всей Земли приговору бояром не по вине не казнити, и по городом не съсылати и семьями и заговором никому никого не побивати и недружбы никоторые никому не мстити. А кому до кого какое дело, и о том о управе бити челом бояром и всей Земле. А хто учнет ходити скопом и заговором и кого хто убьет до смерти по недружбе или на кого хто скажет какое изменное земское дело, — и про то сыскивать вправду, а по сыску наказанье и смертную казнь над ними чинити бояром, поговоря со всею Землею, смотря по вине; а не объявя всей Земле, смертные казни никому не делать и по городом не ссылать; а хто кого убьет без земскаго приговору, и того самаго казнити...

21. А ратные всякие большие дела ведать бояром и розрядным дьяком в Большом в одном Разряде, и неты дворян и детей боярских изо всех полков присылать в Большой же Разряд. А которые дворяне и дети боярские и всякие ратные люди ныне под Москвою за православную христианскую веру от литовских людей будут побиты или от ран изъувечены, и тех убитых и раненых записывати в Разряде, а послуги их писать воеводам и головам по полком и присылать в Большой разряд за руками, как и преж сего было, чтобы впередь всяких ратных людей служба в забвенье не была...

22. А поместные и вотчинные всякие дела ведати в одном Поместном приказе, а в иных полкех поместных дел не ведати и грамот поместных и вотчинных не давати, чтоб в поместных делах смуты не было.

23. А которые дворяне и дети боярские в нынешнее смутное время и в раззоренье вывозили у своей же братьи, у дворян и у детей боярских, крестьян и людей, и которые, от них выбежав, живут по городом, по посадом, и про то по их челобитью сыскивати, а по сыску крестьян и людей отдавать назад старым помещикам..

№ 2. Соборное Уложение 1649 г.

Глава XI. Суд о крестьянех

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в иные приказы после московского пожару прошлого 134 году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в и иных в каких-нибудь в служилых людех в Замосковных и в Украинных городех… и за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, который книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.

9. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых, 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали или впередь учнут бегати: и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать.

№ 3. Приказы в России во второй половине XVII в.                                                                                                                (Из сочинений Г.К. Катошихина)

1. Приказ Тайных Дел; а в нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские, тайные и явные; и в тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того Приказу подъячие с послами в государства, и на посолские съезды, и в войну с воеводами, для того что послы в своих посолствах много чинят не к чести своему государю, в проезде и в розговорных речах... а воеводы в полкех много неправды чинят над ратными людми, и те подъячие над послы и над воеводами подсматривают и царю приехав сказывают...

2. Посолской Приказ; а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подъячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств, и послов чюжеземских принимают и отпуск им бывает; такъже и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает ис того ж Приказу; да для переводу и толмачества переводчиков латинского, свейского, немецкого, греческого, польского, татарского, и иных языков, с 50 человек, толмачей с 70 человек...

3. Розрядной Приказ; и в том Приказе сидят околничей, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомы в том Приказе всякие воинские дела, и городы строением и крепостми починкою и ружьем и служивыми людми; …и кого куды лучится послати на службы, в войну и в воеводства в городы и во всякие посылки, и за службы о жалованье и о чести и о прибавке денежного жалованья указ в том же Приказе...

4. Приказ Болшаго Дворца; а в нем бывает и сидит боярин и дворецкой, да околничей, да думной человек, да два или три диака... А ведомы в том Приказе дворы, Сытенной, Кормовой, Хлебенной, Житенной, и дворовые люди... Да в том же Приказе ведомы болши 40 городов, посадцкие люди, тяглом и податми, да с кабаков и с таможень и с вод, с мелниц и с рыбных ловель, откупы и верной збор, ежегодь; дворцовые села и черные волости, и рыбные угодья, и бобровые гоны, и бортные ухожьи, и сенные покосы в царских угодьях... да московские слободы, восмь слобод, торговые и ремесленные люди...

5. Стрелецкой Приказ; а в нем сидит боярин, да два дьяка. А в том Приказе ведомы стрелецкие приказы, московские и городовые; и собирают тем стрелцом жалованье со всего Московского государства...

6. Приказ Казанского Дворца, а в нем сидит боярин, да думной дьяк, да два диака. А в том Приказе ведомо Казанское и Астраханское царствы, и к ним Понизовые городы...

7. Сибирской Приказ; а ведает тот Приказ тот же боярин, что и Казанской Дворец ведает, а с ним два дьяка. И в том Приказе ведомо Сибирское царство и городы...

8. Поместной Приказ; а в нем сидит околничей, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомо в том Приказе всего Московского государства земля, и что кому дано поместья и вотчин, или кто у кого вотчину купит и кому вновь что дадут...

9. Приказ Болшие Казны; а ведает тот Приказ боярин тот же, что и Стрелецкой Приказ ведает, а с ним товарыщ думной дворянин, да два или три диака. А в том Приказе ведомы гости, и гостиная и суконная сотня, и серебряного дела мастеры, и многих городов торговые люди; и собирают… тягло, и подати, и откупы, и иные поборы, ежегодь; и соберется тех доходов с 300.000 рублев. А выдают те денги на всякие ж росходы, где доведетца...

10. Большой Приход... А доходы бывают в тот Приказ, на Москве и с ыных городов, с лавок, и з гостиных дворов, и с погребов и с меры, чем всякие товары и питья меряют, такъже и таможенные пошлины, и мыто, и перевоз, и мостовщина; и соберется тое казны в год болши 500 000 рублев...

…И всего на Москве, кроме городовых и патриарших Приказов и таможень, 42 Приказа, а дьяков в тех Приказех, и по городом с воеводами, со 100 человек, подъячих с 1000 человек...

 

Вопросы к документам: 1. Определите социальный состав Первого ополчения (док. № 1). 2. Определите: какие земельные отношения стремились закрепить предводители ополчения; какие начала управления – представительные или единовластные – предлагали закрепить составители Приговора; предполагался ли в Приговоре контроль за исполнителями функций управления. 3. В чем заключалось оформление крепостного права (док. № 2). 4. Какие социальные категории могли владеть крестьянами. 5. Определите, какие взаимоотношения устанавливались между владельцами крепостными. 6. Составьте схему российских приказов с указанием их структуры и функций.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 428; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!