Тема 2. Феодальная раздробленность Руси (II пол. XI-XIII вв.)



Тема 1. Древнерусское государство (IX - I пол. XI в.)

Документы:

№ 1. Свидетельство Прокопия Кесарийского о славянах

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы.

№ 2. «Повесть временных лет» о расселении славян

Поляне… жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне и жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве...

И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере — меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу,— мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянанми. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы — эти говорят на своих языках…

Все эти племена имели свои обычаи и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее — кто что даст. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нему тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон…

В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и со кривичи. А хазары брали с полян и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

№ 3. Русская Правда (краткая редакция)

1. Убъеть муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривне за голову; аще будеть русин, любо гридин, любо купчина, любо ябетник, любо мечник, аще изъгои будеть, любо Словении, то 40 гривен положитм на нь.

3. Аще ли кто кого ударить батогом, любо жердью, любо пястью, или чашею, или рогом или тылеснию, то 12 гривне; аще сего не постигнуть, то платити ему, то ту конець.

4. Аще утнеть мечем, а не вынем его, любо рукоятью, то 12 гривне за обиду.

5. Оже ли утнеть руку, и отпадеть рука любо усохнеть, то 40 гривен.

7. Аще ли перст утнеть который любо, 3 гривны за обиду.

12. Аще кто поедеть на чюжем коне, не прошав его, то положити 3 гривне.

13. Аще поиметь кто чюж конь, любо оружие, любо порт, а познаеть в своем миру, то взяти ему свое, а 3 гривне за обиду.

17. Или холоп ударить свободна мужа, а бежить в хором, а господин начнеть не дати его, то холопа пояти, да платить господин за нь 12 гривне; а за тым, где его налезуть удареныи той мужь, да бьють его.

19. Аще убьють огнищанина в обиду, то платити за нь 80 гривен убиици, а людем не надобе, а в подъездном княжи 80 гривен.

22. А в княжи тивуне 80 гривен.

24. А в сельском старосте княжи и в ратаинем 12 гривне.

25. А в рядовници княже 5 гривен.

26. А в смерде и в холопе 5 гривен.

28. А за княжь конь, иже той с пятном, 3 гривне, а за смердеи 2 гривне, за кобылу 60 резан, а за вол гривну, а за корову 40 резан, а третьякь 15 кун, а за лоныцину пол гривне, а за теля 5 резан, за яря ногата, за боран ногата.

31. А иже крадеть любо конь, любо волы, или клеть, да аще будеть един крал, то гривну и тридесят резан платити ему; или их будет 18, то по 3 гривне и по 30 резан платити мужеви.

32. А в княже борти 3 гривне, любо пожгуть, любо изудруть.

37. А оже украдуть чюжь пес, любо ястреб, любо сокол, то за обиду 3 гривны.

38. Аще убъють татя на своем дворе, любо у клети, или у хлева, то той убит; аще ли до света держать, то вести его на княжь двор; а оже ли убъють, а люди будуть видели связан, то платити в немь.

39. Оже сено крадуть, то 9 кун; а в дровех 9 кун.

40. Аже украдуть овъцу, или козу, или свинью, а их будеть 10 одину овьцу у крале, да положать по 60 резан продажи; а хто изимал, тому 10 резан.

 Вопросы к документам: 1. В чем автор (док. №1) видит проявления коллективизма славян. 2. Охарактеризуйте религиозные представления славян. 3. Какова, согласно ПВЛ (док. № 2), история возникновения Киева. 4. Соотнесите с данными атласа сведения ПВЛ о расселении славянских племен. 5. Определите общие и специфические обычаи славянских племен. 6. Составьте схему социального деления древнерусского общества, согласно данным Русской правды (док № 3).

 

Тема 2. Феодальная раздробленность Руси (II пол. XI-XIII вв.)

Документы:

№ 1. Поучение Владимира Мономаха (конец XI в. – 1125 г.)

Аз худый, дедом своим Ярославом, благословеным, славным, наречный в крещении Василий, русьскым именем Володимир, отцемь возлюбленным и матерью своею Мономахы… и хрестьяных людей деля, колико бо сблюд по милости своей и по отни молитве от всех бед! Седя на санех, помыслих их в души своей и похвалих бога, иже мя сих днев грешнаго допровади. Да дети мои, или ин кто, слышав сю грамотицю, не посмейтеся, но ему же люба детей моих, а приметь е в сердце свое, и не ленитися начнеть тако же и тружатися. Первое, бога деля и душа своея, страх имейте божий в сердце своем и милостыню творя неоскудну, то бо есть начаток всякому добру…

Всего же паче убогих не забывайте, но елико могуще по силе кормите, и придайте сироте, и вдойицю оправдите сами, а не вдавайте сильным погубити человека. Ни права, ни крива не убивайте, ни повелевайте убити его. Аще будеть повинен смерти, а душа не погубляйте никакоя же хрестьяны. Речь молвяче и лихо и добро, не кленитеся богомь, ни хреститеся, нету бо ти нужа никоей же. Аще ли вы будете крест целовати к братьи или к кому, а ли управивше сердце свое, на нем же можете устояти, тоже целуйте, и целовавше блюдете, да не, приступни, погубите душе своей. Епископы, и попы, и игумены… с любовью взимайте от них благословленье, и не устраняйтеся от них, и по силе любите и набдите, да приимете от них молитву… Паче всего гордости не имейте в сердци и в уме, но рцем: смертни есмы, днесь живи, а заутра в гроб. В дому своемь не ленитеся, но все видите; не зрите на тивуна, ни на отрока, да не посмеются приходящие к вам ни дому вашему, ни обеду вашему. На войну вышед, не ленитеся, не зрите на воеводы; ни питью, ни еденью не лагодите, ни спанью; и стороже сами наряживайте, и ночь, отовсюду нарядивше, около вой тоже лязите, а рано встанете; а оружья не снимайте с себя вборзе, не розглядавше леношами, внезапу бо человек погыбаеть. Лже блюдися и пьяньства и блуда, в том бо душа погыбаеть и тело.

Аще забываете сего, а часто прочитайте: и мне будеть бесорома, и вам будеть добро. Его же умеючи, того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите, яко же бо отец мой, дома седя, изумеяше 5 язык, в том бо честь есть от инех земль. Леность бо всему мати: еже умееть, то забудеть, а его же не умееть, а тому ся не учить…

№ 2. Боярские мятежи в Галицко-Волынском княжестве

B лето 1230. Была измена среди нечестивых бояр галицких. Они сговорились с князем Александром, двоюродным братом Даниила (Романовича), убить Даниила и передать его землю… Приехав в Галич, Даниил послал посла к брату своему — князю Васильку: «Иди ты против Александра», Александр же убежал в Перемышль к своим советникам, а Василько взял Блез. Даниил же послал своего сидельничего за изменниками Молибоговичами и за Волдрисом, и схвачено их было 28 человек... Но и те не приняли смерти, а были помилованы. А однажды, когда Даниил веселился на пиру, один из тех нечестивых бояр залил его вином из чаши, а он и это стерпел; пусть же бог им отомстит.

В лето 1231. Даниил сам созвал вече, оставшись с 18 верными дружинниками вместе с Демьяном, его тысяцким. И сказал им Даниил: «Будете ли вы верными мне, тогда я пойду на врагов моих». Они воскликнули: «Верны мы богу и тебе, господину нашему; иди с божьей помощью»! А сотский Микула сказал: «Господин, не раздавивши пчел, меду не едать»...

В лето 1240. Галицкие бояре называли своим князем Даниила, но землю всю держали сами. Вокняжился Доброслав и Судьич, попов внук, и грабили всю землю; и, придя в Бакоту, взял он все Понизовье без княжеского повеленья. А Григорий Васильевич думал захватить себе всю Перемышльскую горную страну. И было в земле великое смятение и грабеж от них. Узнав об этом, Даниил послал к Доброславу своего стольника Якова с великой жалостью сказать им: «Я — ваш князь, но вы не выполняете моих повелений, грабите землю; я велел тебе, Доброслав, не принимать черниговских бояр, но дать волости галицким (боярам), а Коломыйскую соль оставить за мной». Доброслав сказал: «Пусть будет так». В тот же час, когда Яков сидел у него, пришли Лазарь Домажирич и Ивор Молибожич, два безаконника, из смердов, и поклонились ему в землю. Яков удивился и спросил о причине, почему они поклонились. Доброслав сказал: «Я дал им Коломыю». Яков же сказал ему: «Как ты можешь без княжьего повеления отдать ее им? Великие князья держат эту Коломыю ради раздачи дружинникам, а эти недостойны и Вотнина держать». Доброслав же усмехнулся и сказал: «Что же я могу сказать?» Приехав, Яков все рассказал князю Даниилу. Даниил же скорбел и молился богу о своей отчине, что эти нечестивцы держат и обладают ею. Не много минуло времени, и Доброслав прислал (с доносом) на Григорья, говоря: «Он тебе неверен»; Доброслав хотел завладеть всею землею, а тот ему противился. Сами начав раздор, они приехали к князю с великою гордынею... Услышал Даниил, что их речи полны обмана, что они не хотят по его воле ходить, а хотят передать его власть другому, и, пораздумав со своим братом, вынужденный их явным беззаконием, повелел их схватить...

№ 3. Убийство князя Андрея Боголюбского боярами

И был у него (князя Андрея) любимый им слуга Яким. Яким услышал от кого-то, что князь велел казнить его брата, и по наущению устремился и побежал, вопия к своей братии, злым заговорщикам: «Сегодня этого казнил, а нас — наутро; примем решение об этом князе». И назначили убийство на ночь, как Иуда на господа. Настала ночь, и они, взяв оружие, устремились, пошли па него, как звери свирепые. И когда они шли к его спальне, объял их страх и трепет, и они побежали из сеней, пошли в медушу и стали пить вино. А сатана веселил их в медуше и невидимо им служил, подталкивая и укрепляя их в том, что они ему обещали. И так, упившись вином, они пошли в сени. Во главе убийц был Петр, зять Кучки, ключник Анбал Ясин, Яким Кучкович; а всех предателей, убийц, которые собрались в тот день для окаянного замысла у Петра, зятя Кучки, было 20. Когда наступила субботняя ночь... взяв оружие, как дикие звери, они пришли к спальне, где лежал блаженный князь Андрей. И один из них, стоя у дверей, позвал: «Господин, господин!» И князь спросил: «Кто там?» И он отвечал: «Прокопий». И сказал князь: «О паробок! Не Прокопий!» Они же, услыхав слова князя, подскочили к дверям, начали бить в двери и силою выломали их. Блаженный же вскочил, хотел взять меч, но меча не было: в этот день его вынес ключник князя Анбал...

(В спальню) вскочили двое окаянных и схватились с князем, и князь одного свалил под себя. Они же, подумав, что это повержен князь, поранили своего сообщника. А потом узнали князя и упорно боролись с ним, потому что он был силен, рубили его мечами и саблями и наносили раны копьями. И сказал им князь: «Горе вам, нечестивые! Что вы уподобились Горясеру. Какое зло сделал я вам? Если прольете мою кровь на земле, то пусть бог отомстит вам и за мой хлеб». И вот нечестивые, думая, что убили князя до конца, взяв своего сообщника, понесли его вон и удалились с трепетом. Князь же выскочил вслед за ними второпях и начал икать и стонать в болезни сердца своего, и пошел под сени. Они же, услышав голос его, возвратились опять к нему. Когда они стояли (в спальне), один из них сказал: «Я стоял и видел, будто князь идет из сеней вниз». И (они) сказали: «Ищите его». И пошли искать его. И говорили: «Мы погибли! Ищите его скорей!» И, зажегши свечи, нашли его по крови... Был он убит в субботу ночью.

И рассвело утром в воскресенье... Окаянные же, уйдя оттуда, убили его дружинника Прокопия, и оттуда пошли на сени, и взяли золото, и дорогие камни, и жемчуг, и узорочье, и все его лучшее имущество...

Вопросы к документам: 1. Определите, какие принципы выделяет Вл. Мономах для успешного управления и для личного спасения своим приемникам (док. № 1). 2. О деятельности каких исторических личностей повествует документ № 2. 3. Охарактеризуйте отношения между князьями и боярами в Галицко-Волынском княжестве. 4. Выделите причины (док. № 3), послужившие основанием заговора против князя Андрея Боголюбского.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 417; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!