Ю.С. Ушаков. Успенская церковь в Кондопоге (из коллекции Ю.В. Линника)



Амнезия – ужас беспамятства: не это ли самый опасный вид энтропии?

Да начнётся наше Возрождение с анамнесиса!

Вспомним себя – вспомним своё.

Тогда сможем подняться.

Великий традиционалист, Русский Север вместе с тем неустанно творил новое – и делал это вдумчиво, без экцессов.

Как эволюционирует изба!

Как прогрессируютформы земледелия!

Как обогащается во времени архитектурный канон! Храмы клетские – шатровые – кубоватые – ярусные – многоглавые: это вехи в развитии красоты – накопление эстетического разнообразия.

Самодостаточность – и открытость: Русскому Северу удалось отладить комплементарные отношения между этими противоположными тенденциями.

Где-то он замкнут – где-то распахнут.

Где-то изолирован – где-то контактен.

Мудрая избирательность!

Отталкивая от себя всё негативное, что приносит цивилизация, Русский Север принимал и развивал её достижения.

Как-никак, а ведь именно здесь произошло призвание варягов – событие отнюдь не уничижительное, а истинно прогрессорское по своему духу. Вспомним «Повесть временных лет»: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам» (2).

Это случилось в 962 г.

Сегодня знаменательная дата часто вычеркивается из учебников русской истории.

Неумная ксенофобия!

Курт Гёдель показал: в любой системе аксиом возникает противоречие, для снятия которого необходим выход наружу – привлечение внешней информации. Можно и должно теорему о неполноте экстраполировать на социум! Это крайне опасно: вариться в собственном соку – отторгать хорошее только потому, что оно чужое по генезису. Сегодня мы видим в России рецидивы этой пагубы.

А как же Петрово дело?

Или мы живём не в Петрозаводске?

Император тоже не гнушался призывать варягов – отечество получало от этого  величайшую пользу.

Русский Север гибко взаимодействовал с Европейским Западом.

Это не ослабляло, а – наоборот – укрепляло его безопасность.

Свобода – и ответственность: Русский Север и в этой сфере был тонким диалектиком. Решительный поборник самоуправления, он оттачивал его механизмы – исключал саму возможность произвола и коррупции.

Что опасней некомпетентных властителей-назначенцев?

Долгие столетия Русскому Северу не грозила эта опасность.

Но Москва и здесь достала его.

Результат известен: крушение экономики – обвал вековых ценностей – превращение цветущего края в пустыню.

В древних северных актах мы встречаем характерные выражения:

 – Выбрали есми и излюбили

 – Или так: излюбили есми и выбрали.

М.М. Богословский пишет: «Возможно, что слово «излюбили» указывает на свободу, самостоятельность избрания миром, действовавшим при избрании по собственной ничем нестесняемой воле. Известно, что вообще выборам в Московском государстве не всегда была присуща эта свобода; иногда выбор происходил так, что кандидат на какую-либо должность намечался и даже прямо назначался свыше, земскою же или правительственною властью, а вся роль мира сводилась при этом к вынужденному рукоприкладству под избирательным списком» (3).

Эти слова не потеряли своей актуальности.

8. Вспомним слова Ф. Энгельса: «Жить – значит умирать» (4).

А это известная формула М. Хайдеггера: бытие-к-смерти.

Подхватим ли минорную ноту?

В северных погостах мы чувствуем пиетет перед таинством ухода из жизни. Но северяне считали: это обратимый уход. Архетип вечного возвращения нашёл преломление в их обрядовой жизни.

Смерть – опасность № 1.

Жизнь снимает эту опасность на родовом уровне – биос повторяется, самовоспроизводится в поколениях. Чего чает христианство? Решить аналогичную задачу уже для индивида.

Влечение к смерти: этим понятием мы обязаны Сабине Шпильрейн (1885–1942).

Танатофилия: это понятие ввёл Вильгельм Штекель (1868–1940).

Оба психоаналитика связаны с Россией.

Сабина Николаевна родилась в Ростове-на-Дону. Там же и погибла от рук нацистов.

Пассия Карла Юнга – вдохновительница Зигмунда Фрейда – психотерапевт Жана Пиаже – подопечная Льва Троцкого: Сабина Шпильрейн прожила небывалую жизнь.

Вильгельм Штекель родился в украинском селе Бояны.

Могли ли они предполагать, что открытый ими экзистенциал получит наиболее сильное – воистину катастрофическое проявление – именно в России?

 

                     Смело мы в бой пойдем

               За власть Советов

                И как один умрем

               В борьбе за это!

И.Р. Шафаревич пишет: «социализм, захватывающий и подчиняющий себе миллионы людей в движении, идеальной целью которого является смерть человечества, – конечно, не может быть понят, если не допустить, что те же идеи применимы и в области социальных явлений, то есть, что СРЕДИ ОСНОВНЫХ СИЛ, ПОД ДЕЙСТВИЕМ КОТОРЫХ РАЗВЁРТЫВАЕТСЯ ИСТОРИЯ, ИМЕЕТСЯ СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУНИЧТОЖЕНИЮ, ИНСТИНКТ СМЕРТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» (5).

И.Р. Шафаревич имеет в виду возможность переноса на социум биологических идей. Такова идея, наименованная кратко и ёмко: инстинкт смерти. Это выражение впервые мы встречаем  у И.И. Мечникова.

К суициду влекутся не только одиночки.

Самоубийством – явным или неявным – могут кончать целые народы.

Социальная онкология: это не метафора – это абсолютная реальность.

Рак инициируется распадом внутриклеточных и межклеточных связей.

В системе биосоциальных аналогий клетке соответствует семья, а Metazoa – социум. Распадаются – семьи, диссоциируется – общество. Деструкция всё масштабней действует на обоих уровнях.

Для Carcinoma типично патологическое размножение клеток.

Криминальные многомиллиардные капиталы в России похожи на раковые опухоли. Нувориши плохо кончат.

Возможно ли уврачевание?

Вернёмся к нашему тезису: ныне можно полагаться лишь на инстинкт самосохранения – это сила природная, имманентная, извне не управляемая. Все другие средства – искусственного происхождения – пока не эффективны.

Повторимся: самое страшное – ослабление этого инстинкта. Его атрофия!

Апатия, безразличная инерция: вот верные симптомы танатофилии.

В нашей стране они налицо.

Утешимся тем, что инстинкт самосохранения не раз проявлялся в истории России – приведём свежие примеры.

 – Чекисты второй генерации начисто уничтожили чекистов первой генерации. Цепная реакция самоистребления бесовщины  продолжилась в 40-е и 50-е годы ХХ. Можно ли говорить о её полном затухании?

 – Мафиози 90-х годов: ликвидируя друг друга, они содействовали очищению национального генофонда – зло иссекало само себя.

Будет ли кровавый алгоритм – да, жуткий, но задаваемый свыше, похожий на карающий меч –  снова задействован в России?

Надо честно и прямо ставить эти жёсткие вопросы.

Речь идёт о жизни и смерти – о безопасности великого народа.

Вилка тут простая: или вянущий этнос неожиданно воспрянет – или уступит небытию, освобождая свой ареал для пассионариев-инородцев.

Русский Север по-прежнему внушает надежду на лучшее.

 

____________________________________________

 

1.Соколовский П.А. Очерк истории сельской общины на Севере России. М., 2012. С. 87–88.

2. Цит. по:Сказания Новгорода Великого. СПб., 2004. С.75.

3. Богословский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере в ХVII в. М., 1909. С. 303–304.

4. Энгельс Ф. Диалектика природы, М. – Л., 1930. С. 9–10.

5. Шафаревич И.Р. Социализм. В кн.: Из-под глыб. Париж, 1974. С. 69–70 (выделено автором – Ю. Л.).

 

       


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 666; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!