Этика как особый предмет воспитания в школе.



Как же учить этике современных детей?

Как строить этот особый предмет воспитания в школе или другом детском учреждении?

Эти вопросы волнуют педагогов и воспитателей и требуют совместных размышлений и рекомендаций.

Углубимся в эти размышления. Если этику рассматривать как предмет воспитания, то его основная задача – включение ребёнка в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. И этот процесс важно сделать желаемым для детей, не навязчивым и не догматичным, а тонким, радостным, живым, творческим и деятельным. Как?

Воспитание с помощью этики важно создавать как процесс открытия ребёнком самого себя и других, как углубление в “своё небывалое”, как неожиданное откровение, как поиск, творчество, игра, путешествие, постоянный и не замечаемый ребёнком диалог с миром, соприкосновение с вечной истиной мудрой мысли. А это возможно, если рассматривать урок этики или этическое занятие как процесс человековедения и, отвергнув типологию дидактических принципов, строить его как непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога детей и педагога-воспитателя, при котором голос каждого значим и слышим.

Такой урок или занятие ориентированы на психолого-педагогический уровень этического воспитания и творческое личностное осмысление ребёнком, подростком нравственных проблем человеческой жизни. Это достигается путём создания многообразной сферы включения детей, учащихся в практику нравственной жизни человека, приёмов стимулирования усилий личности в моральном самоопределении и самовоспитании, через активизацию её природных, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, организацию тонкой рефлексивной работы детской души.

Всё это требует педагогически продуманной технологии этических уроков или отдельных занятий в соответствии с их содержанием и возрастной категорией детей.

Проследим технологию построения этического занятия с детьми на конкретном примере. Рассмотрим его в младшем школьном возрасте по теме: “Доброта что солнце”.

Начиная занятие, педагог исходит из возрастных особенностей детей, для которых характерно конкретное мышление, способность к воображению, яркой фантазии, любовь к игре, склонность видеть в людях хорошее, доброе. Выстраивая сюжет, педагог отталкивается от того, что более близко и знакомо маленьким детям – от сказки:

-Вы любите сказки?

-Какие сказки вы знаете?

-Почему вам нравятся сказки?

-Да, в сказках происходит много интересного, необычного и полюбившимся вам героям помогают волшебники. А все ли волшебники помогают?

-Какие бывают волшебники?

-Да, добрые и злые.

Так дети выходят на понятие добра. Выходят они на него сами в логике выстроенного педагогом диалога. Это и является завязкой и началом логически выстроенной канвы диалога о доброте с маленькими детьми.

-А вам какие волшебники нравятся?

-Почему?

-Значит, добрые волшебники творят Добро! (Если какой-то ребёнок предпочтёт злого волшебника, педагог отметит, что и об этих волшебниках они обязательно поговорят). А в народе говорят: “Доброта что солнце”. Как вы думаете, почему?

Дети включаются в процесс думания. Именно этот процесс должен лежать в основе этического занятия. И чтобы он был активным, важно вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир их чувств. С этой целью педагог предлагает детям вообразить красивую волшебную полянку, освещённую солнцем. Такая полянка может быть изображена на детских рисунках, на полотне, на доске, которую воспитатель открывает в этот момент. Она может быть создана творческим воображением детей.

-Посмотрите, какая красивая полянка. Представим себя на ней. Вам нравится?

-А теперь представьте, что солнышко закрыла туча. Стало темно, пасмурно, неуютно и холодно. И вот тучка начала понемногу уходить, появился первый лучик солнышка. Что мы почувствовали, греясь в его лучах?

-Конечно, тепло. А если доброта что солнце, то доброта –это...?

-Верно, тепло, теплота. А лучик солнышка, согревший нас на полянке, проявил к нам ...что?

-Внимание, потому что он о нас... что?

-Позаботился.

-Следовательно, доброта – это ещё и... что?

-Конечно, внимание и забота. Видите, как нам лучик помог понять, что такое доброта. Это теплота, внимание и забота, проявленные нами к кому-то.

Так строится диалог с маленькими детьми. Важно, чтобы педагог не объяснял детям нравственные истины, а выводил к ним мысль детей в процессе совместного поиска. Именно поэтому этическое занятие – не беседа, а именно занятие, в основе которого лежит не просвещение, а деятельностная форма усвоения этических понятий.

Чтобы эти понятия были не только усвоены, но и присвоены ребёнком, т.е. стали личностно значимыми, необходимо включить их в сферу подсознательной деятельности, формирующей опыт поведения. И сделать это надо на самом этическом занятии.

Как?

С помощью разнообразных игровых и тренировочных методик, позволяющих вывести ребёнка на положительный опыт доброго отношения к другому и закрепить этот опыт в реальных детских взаимоотношениях.

В данном занятии это можно сделать следующим образом:

-Посмотрите, ребята, на солнышко на нашей красивой поляне. Каждый его лучик несёт в себе тепло, заботу и внимание. Хотите в этом убедиться?

Педагог включает воображение детей, предлагая им своеобразную игру. Он как бы вручает лучик одному из воспитанников ( можно такие лучики заготовить и вручать ребятам в процессе игры, поскольку маленькие дети любят “конкретику”), спрашивая, кому бы он подарил этот символ своего внимания, теплоты и заботы. Далее лучик “вручается” ещё нескольким. Данная игра в то же время является и методикой, определяющей приоритеты в отношениях детей к близким, окружающим и сверстникам.

Чтобы каждый ребёнок мог стать объектом чьего-то внимания, испытать положительные эмоции, ситуацию успеха и в то же время ощутить себя субъектом, действия которого дарят эти эмоции другому, педагог продолжает игровой процесс:

-Скажите, ребята, приятно было получить и подарить солнечный лучик, излучающий тепло, заботу и внимание?

-Но ведь не каждый смог испытать это приятное ощущение. Подумаем вместе, как сделать так, чтобы его испытал каждый.

-Посмотрите на нашу поляну. Ведь она волшебная, верно? А какой волшебный цветок растёт на такой поляне?

-Конечно, цветик-семицветик. Кто хочет его оживить?

Дети (семь человек) становятся в круг, соединив руки в форме лепестка. Под хоровое повторение “заклинания”: “лети, лети, лепесток”... они кружатся. Руководитель при словах “быть по-моему вели” “отрывает лепесток” и пускает его в “свободный полёт”. В результате ребёнок подходит к кому-то по своему выбору и произносит доброе пожелание, радующее другого.

Игра также является методикой, позволяющей судить как об общей атмосфере в коллективе, так и об иерархии в системе детских взаимоотношений.

Таких “цветиков” может быть два или три, чтобы наибольшее количество детей стали участниками игры. Данная игра может фрагментарно входить как разминка перед началом деятельности детей в объединении, как пауза в процессе деятельности или концовка при её завершении. Она везде создаст необходимый настрой на доброжелательность к другим.

-Действительно, “цветик-семицветик” волшебный. Посмотрите, какая добрая атмосфера стала в нашем коллективе, сколько приятного услышали мы. Но ведь опять не все почувствовали это, верно?

-Посмотрим, нет ли на нашей полянке ещё что-нибудь волшебного... Оказывается, есть...- клубочек. Надо проверить, в чём же его волшебство.

С этими словами педагог подходит к одному из ребят ( здесь удобнее организовать круг) и предлагает ребёнку потянуть клубочек за ниточку. Как только он возьмётся за ниточку и начнёт тянуть, руководитель произносит:

-Ой. действительно, клубочек волшебный! Как только ты взялся за ниточку, я увидела все твои лучшие качества. Хочешь, я тебе их назову?

Конечно, ребёнок очень этого хочет, а у взрослого есть возможность повысить его авторитет, укрепить уверенность в себе при необходимости, а главное, в ценностных ориентациях детей повысить роль нравственных качеств личности.

Далее каждый ребёнок, разматывая “волшебную” ниточку, последующему называет его лучшие качества не зависимо от того, как строились их отношения до этого. И теперь необходимую долю положительных эмоций получает каждый. Педагог же, используя эту игру-методику, глубже и полнее проникает в суть детских взаимоотношений. Усиливая воспитательный акцент, он активизирует внимание детей на той атмосфере тепла, внимания и доброжелательности, которая воцарилась в объединении.

-Обратите внимание, ребята, как много в вас хорошего, какая добрая, тёплая и светлая атмосфера царит у нас. Постараемся её сберечь?

Из приведённого примера видно, насколько технология занятия ориентирована на возрастной подход к воспитанникам и субъектную основу их нравственного развития. Особенность её – в конструировании эмоционального и интеллектуального диалогового взаимодействия с детьми соответственно их возрасту.

В работе с младшими детьми занятия строятся как сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия тайны. Как мы старались показать на примере, в канву сюжета вплетаются разнообразные методики, которые позволяют ненавязчиво и незаметно корректировать поведение ребят, их взаимоотношения в коллективе и в то же время изучать особенности детей, динамику их нравственного развития.

Таким образом, этика как предмет воспитания строится на диалоговом взаимодействии с детьми, ориентированном на специфику их возрастных особенностей. В подростковом возрасте урок этики может стать своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте подростков в соотнесении этого опыта с этически выверенными нормами образа жизни в вековом опыте человечества. Это соотнесение, сопоставление и личностное осмысление учащихся и должно стать основой канвы диалога с растущей личностью. Здесь необходимы те психолого-педагогические механизмы, которые позволяют выстроить действенный воспитывающий диалог с подростками на уровне их возраста, будоражащий их мысли и чувства, вызывающий сомнения и стремления к поиску истины, пробуждающий желание самосовершенствоваться.

В соответствии с этим, особенна технология этического занятия в подростковом возрасте. Оно как бы вытекает из повседневной жизнедеятельности детей, актуальных для ребят вопросов бытия, которые их волнуют и с которыми они сталкиваются, и в соответствии с этим строится как непрерывный развивающийся диалог подростка с окружающим миром. Эти занятия важно сориентировать на эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта подростков. В методическом разнообразии их построения приоритетным должен стать поиск воспитанниками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я.

Вдумаемся в канву такого диалога на примере занятия с подростками “Поспешай делать добро”.

Занятие начинается с двух маленьких экспериментов.

В первом детям предлагается в течение одной минуты записать на листочке любые слова. Когда они написаны, педагог предлагает подчеркнуть те, которые имеют отношение к этике, нравственности. По окончании работы желающие читают свой набор слов, отражающих моральный контекст.

-Какой вывод мы можем сделать?

-Да, наша жизнь и наши мысли обязательно соприкасаются с этическими проблемами. Как вы думаете, почему?

Вот та завязка, с которой начинается диалог. И на нравственные проблемы подростки вышли сами, анализируя свой опыт, свои мысли. Педагог не морализировал, а опосредованным способом, используя эксперимент, вывел детскую мысль на них. Эту мысль он активизирует с помощью другого эксперимента, предлагая участникам написать 10 прилагательных, и, действуя аналогичным способом, ведёт диалог со школьниками о закономерности полученных ими результатов эксперимента. Эта интригующая подростков завязка позволяет включить детей в своеобразное исследование собственных результатов, причинно следственных связей своей мысли в её сравнении с другими.

-Какой вывод вы можете сделать из результатов эксперимента?

-Верно, в арсенале человеческой мысли значимое место занимают проблемы морали, нравственные оценки, этика отношений. В чём вы сейчас убедились. А как это воплощается в опыте поведения?

-Необходимость в своих действиях нести добро окружающим точно выражает русская народная пословица: “Поспешай делать добро”. Можете ли вы эту пословицу применить к своему поведению?

-Обратимся к вашему опыту. Выберите наиболее свойственный вам вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях:

------------------------

Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.

Какой вариант поведения вы выберите?

-Предложу посмотреть передачу вместе с братом.

-Сначала посмотрю передачу, потом пойду погуляю с братом.

-Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.

-Пойду погуляю с братом.

-Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять.

- Прокомментируйте свой выбор.

--------------------

Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в цирк (или какое-то местное учреждение) удалось достать 18 билетов и сказал: “Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому”.

-Как ты поступишь?

------------

-Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.

-Предложу решить голосованием.

-Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой.

-Подниму руку, что не пойду.

-Предложу распределить по группам, а группа выберет достойных.

--------------

Объясните выбранный вариант.

---------------

Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли.

Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

----------------

-Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.

-Главные роли дать желающим.

-Главные роли дать тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал.

-Желающим тянуть жребий.

-Пусть решат сами участники спектакля.

Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы педагог мог проанализировать направленность их решения.

Углубление подростков в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий – задуматься о нравственной ценности мысленно совершённого поступка. И здесь очень важно дать ориентиры для данной оценки, опять же опосредованно подводя ребёнка к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.

Такое осознание заостряет процесс думания учеников, становясь кульминацией занятия.

-А теперь, ребята, попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива или семьи.

-Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью : “Поспешай делать добро”.

-А теперь проанализируем, какой вариант поступка в каждой ситуации говорит о доброте в отношениях к другому.

Этот анализ очень важен, так как в процессе активного диалога подростки осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого и тактичного решения. И здесь в процессе диалога уместно обсудить с подростками, всегда ли справедливое решение соответствует доброму. Пусть ребята подумают, поспорят. Ведь бросить жребий, например, значит поставить всех в ту одинаковую ситуацию, когда никому не обидно. Но равные условия для всех – это не обязательно доброе решение. Может быть, именно во имя доброты по отношению к кому-то следует отказаться от формальной справедливости, когда всем поровну.

Такой поворот, ведя к развязке сюжета, позволяет углубить диалог, затронуть важные для подросткового возраста проблемы, ибо для них особенно характерно стремление к справедливости.

-Что же такое справедливость?

-Стремление соответствовать истине в решениях и поступках, быть беспристрастным. А можно ли быть беспристрастным, стремясь к добру?

Следовательно, доброта, добро требует от человека проявления чувств. Вспомните слова А.С.Пушкина: “ И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал”. Поразмыслим в связи с этим над следующими изречениями и пословицами, в которых отражён нравственный опыт поколений:

“Давай вершить добро, пока есть силы.

Не то потом и ты, и я в предверии могилы

Лишь зло пожнём”.

“Посеем семена добра,

Покуда сеять можем,

Пока земля, что столь щедра,

Для нас не станет ложем”.

“Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней”.

“Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится”....

-Вы обратили внимание на то, что рядом с добром соседствует зло. Как вы думаете, почему?

-Добро всегда противодействует злу, борется с ним. Известный врач и философ Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: “Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей”. Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Вы согласны с этим?

-Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З –земля, Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом Добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

Особое место отводится этическому диалогу, ориентированному на более старший возраст подростков. Это многоплановый диалог, ориентированный на нравственную рефлексию, в процессе которой подросток получает опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека.

Обратим внимание на фрагмент такого диалога в занятии “Добродетель требует усилий”:

...-Следовательно получается, что человек родится, чтобы “деять” (творить, делать) доброе в жизни. Деять добро – добродетель. И добродетельным можно назвать человека, в мыслях и поступках которого царит доброе начало. Требуются ли для этого усилия самого человека?

-Почему и в чём?

Идёт постепенное углубление процесса думания, перенесение его на личностный уровень с предоставлением широкой палитры нравственного выбора.

-Да, это нравственные усилия, и не каждый на них способен. А во имя чего нужно быть способным на это нравственное усилие?

-Человеческий опыт предшествующих поколений подтверждает, как не просто в этом разобраться. Подумайте, чью позицию в следующих высказываниях вы поддерживаете?

“Нетрудно быть добродетельным там, где ничто этому не препятствует”. Овидий.

“Понятие добродетели предполагает трудность и борьбу, добродетель не может существовать без противодействия”. М.Монтень.

“Основа всякой добродетели и всякого достоинства заключается в способности человека отказываться от удовлетворения своих желаний, когда разум не одобряет их”. Д.Локк.

“Пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств”. Ф.Ларошфуко.

(Высказывания записаны на плакатах).

-Приведите в поддержку выбранного изречения свои аргументы.

-Так, может быть, добродетель обычному человеку недоступна и является чем-то “сверх”, высшей способностью к творению добра?

-Следоватльно, прав был Л.Н.Толстой, утверждая, что “добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие”. Как вы считаете?

-Обратимся к себе. На какие усилия мы способны?

И тут важно, чтобы взрослеющий человек убедился, что всё высокое лежит в наших повседневных поступках, и потому важно осмысливать себя именно в них.

-Очертите круг собственной добродетели, заменив многоточие определением доступным вам поступков и деяний:

простить..........................................................

поделиться......................................................

уступить..........................................................

пожертвовать..................................................

помочь.............................................................

заменить...........................................................

сказать...............................................................

утешить..........................................................

(Слова записаны. Если подростки испытывают затруднения, можно к словам поставить вопросы: что?, чем?, как?, для кого?, о чём? и т.д.).

Результаты записей много скажут педагогу при последующем анализе. На самом же занятии такой анализ не нужен. Подросток сам осмысливает столь наглядно получившийся результат. Педагог ограничивается лишь двумя вопросами:

-Нравятся ли вам результаты ваших усилий?

-Кто готов мысленно похвалить себя?

-А кто порицает?

-Задумайтесь над результатами собственных жизненных усилий. И пусть напутствием в дальнейшем вам послужат слова французского философа-мыслителя 16 века Мишеля Монтеня: “Добродетель требует, чтобы её соблюдали ради неё самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью”.

Подобным образом в соответствии с возрастными особенностями строятся этические диалоги с подростками и ребятами старшего возраста. Они отличаются лишь приёмами и способами логического построения на уровне возраста, насыщенностью методических форм, педагогической стратегией, расширением и углублением этических понятий и проблем.

Такие диалоги, как показал опыт, позволяют синтезировать имеющиеся и получаемые воспитанниками из всех социальных институтов воспитания знания о человеке, человеческих отношениях в обществе, а также включать суммарные знания, необходимые развивающемуся человеку, об общечеловеческих ценностях, правилах культуры поведения, психологии общения.

В соответствии со спецификой возрастных категорий воспитанников этический диалог доводит до разума подростков не только содержательную сторону этических понятий, но и историю возникновения и развития этической мысли, закономерность отобранных человечеством норм морали. Одновременно этические занятия способствуют естественному проникновению педагога в мир отношений и общения детей конкретного коллектива, что делает их инструментом опосредованного влияния на коллектив и на индивидуальный мир развивающейся личности.

Сами дети так оценивают значимость уроков этики:

“Уроки этики помогают понять жизнь, разобраться в сложных проблемах”, “этическая грамматика помогла мне понять себя, увидеть хорошее в других”, “Уроки этики важны так же как математика, история, физика . Они даже важнее этих уроков, потому что это уроки жизни”...


Семинары, курсы,
конференции, встречи

Итоги Всероссийской конференции: "Мировой опыт организации и реализации воспитания детей и учащихся".
Конференция прошла в апреле 2000 года. Одна из секций была посвящена проблеме нравственно-этического воспитания детей и подростков. В ней приняли участие члены межрегионального объединения "этическое воспитание школьников".
Стремясь включить наших читателей в обсуждение затронутых на секции проблем, попытаемся донести основные мысли и суждения наших коллег. Вслушаемся в их выступления, задумаемся о палитре поставленных проблем и предложенных путях их нравственно-этических решений. Постараемся включиться в их обсуждение и продолжить его на страницах нашего журнала. Мы ждём ваших писем и открываем дискуссию по проблеме нашей секции. И начинают её участники конференции, фрагменты выступлений которых мы предоставляем вашему вниманию:
Григораш В.В., канд. пед. наук, директор школы № 75 г. Харькова: Современные тенденции в воспитательной деятельности школы.
Изменения в молодёжной субкультуре - игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм, рост сексуальной ориентации во взаимоотношениях -существенно повлияли на содержание и структуру воспитательной деятельности современной школы. Очевидно, что основные задачи воспитания школьников связаны с гуманизацией школьной среды, осознанием самоценности каждого ребёнка. Формы реализации этих задач зависят от специфических особенностей конкретной школы, существующих традиций и реальных возможностей педагогического коллектива. Тем не менее, можно выделить некоторые общие тенденции, подходы к воспитательной деятельности современной школы.
Одним из существенных факторов влияния на воспитание школьников является усиление национального экстремизма, разрушение контактов между различными мировоззрениями. Известно, что общечеловеческий опыт значительно шире ценностей одной культуры. Тем не менее, стремление сформировать национальное самосознание приводит порой к изменению содержания воспитания школьников, которое становится национальным не только по форме, но и утрачивает гуманистическую направленность. В связи с этим необычайно важен переход к поликультурному образованию. Презентации разных культур, обмен культурными ценностями, диалог культур, изучение традиций различных народов представляется перспективными формами организации внеурочной воспитательной деятельности. Фактором влияния на формирование общечеловеческих ценностей могут быть курсы истории мировой культуры, культурологии, эстетики. Трудно переоценить и значение систематического курса этики, системы воспитания этической культуры школьников, основным содержанием которой как раз и являются простые нормы нравственности. Формированию общечеловеческих ценностей способствуют интегрированные уроки этики, литературы, истории, расширяющие возможности педагогического влияния на ребёнка, позволяющие формировать целостное представление о нравственно-ценном опыте предшествующих поколений.
На формирование мировоззрения современного школьника существенное влияние оказывает церковь. Установившиеся за многие десятилетия позиции отвержения школой религии не воспринимаются сегодня ни родителями, ни учениками. В то же время нельзя не замечать усиливающийся религиозный фанатизм и его негативное влияние на воспитание ребёнка. В этих условиях важно отыскать оптимальные педагогические реакции на усиливающееся влияние церкви. Представляется разумным противопоставить религиозному фанатизму не отвержение христианской морали, а пропаганду общечеловеческих ценностей, во многом совпадающих с догмами различных религиозных течений. Школа может и должна не проповедовать библейские истины, а с их помощью воспитывать милосердие, совестливость, доброту.
В последние годы существенно изменились отношения семьи и школы. Школа уже не контролирует "правильность" семейного воспитания, а использует семью для достижения своих целей. Кажется, что задачи школьного и семейного воспитания различны. Ведь родители хотят видеть своего ребёнка предприимчивым, умеющим достигать жизненного успеха, материально обеспеченным, легко адаптирующимся к изменяющейся среде. А школа призвана формировать человека гуманного, совестливого, интеллигентного. И всё же это только кажущиеся различия. Анализ опросов родителей убедительно свидетельствует, что современные папы и мамы ценят в педагогах прежде всего этические качества и ожидают от школы серьёзной помощи в нравственном воспитании ребёнка. Не случайно одной из тенденций современной школы становится тесный союз родителей и учителей, выражающийся не только в материальной поддержке образования, но и в проведении совместных мероприятий, участии родителей в организации внеурочной воспитательной деятельности.
Известно, что нравственно ценный опыт поведения ребёнок получает не только в результате ознакомления с общечеловеческими ценностями, а, прежде всего, в процессе общения со взрослыми в семье, школе, на улице. Время "империализма" взрослых прошло, и поведение школьников во многом обусловлено поведением педагогов. Дети, с одной стороны, критически относятся к взрослым, с другой стороны, копируют их поведение. Классному руководителю, учителю сегодня самому не хватает порой знания педагогики, этики. Личностно-ориентированный подход предполагает умение педагога определить существенные качества личности ребёнка, потенциальные возможности его развития, что невозможно без серьёзного изучения психологии. В связи с этим перед школой стоит задача повышения профессионального уровня классных руководителей, учителей. Новое восприятие воспитательной деятельности как процесса создания условий для самореализации личности, выявления и развития его творческих индивидуальных способностей невозможно без изменения философского и социально-психологического уровня подготовки педагогов.
Таким образом, на воспитательную деятельность современной школы оказывают существенное влияние ряд факторов:
-усиление национального экстремизма, религиозного фанатизма;
-усиление роли семьи в воспитании ребёнка;
-пропаганда средствами массовой информации насилия, безнравственности;
-переход от формирования личности заданного типа к развитию индивидуальных способностей ребёнка.
Учитывая эти факторы, в школе наметились новые подходы, тенденции в организации воспитательной деятельности:
-усиление поликультурности образования;
-увеличения доли "воспитательных" предметов (этика, культурология и т.п.);
-создание новой системы взаимодействия семьи и школы (от руководства семейным воспитанием к содружеству, совместной деятельности);
-личностно-ориентированный подход в воспитании, развитии личности ребёнка;
-создание системы подготовки классных руководителей, педагогов к работе в новых условиях.
· А как думаете вы?
Каптан Т. Н., канд. пед. наук, Харьковский ОИУУ: Воспитание душевного и духовного человека на уроках литературы в старших классах.
М.М. Бахтин разделяет понятия "душевность" и "духовность" Душевность он считает проявлением души, которая выражается в способности сочувствовать, переживать за другого, приходить на помощь. Понимать другого человека и принимать близко к сердцу его судьбу. Духовность является проявлением духа и говорит о том, что человек включён в общий мировой процесс развития внутренней культуры, выражающей его сущность, что он духовно богат. Духовность указывает на то, что жизнь человека протекает и выражается прежде всего в духовной, а не материальной сфере.
Предметом изучения гуманитарных наук является деятельность человека как духовного, душевного существа. Уроки литературы являются благодатной почвой для создания "полноценной, полнокровной культурной среды" (Бахтин М.М.), формирующей человека духовного и душевного.
Человеческие способности сочувствовать, сострадать, умение понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями в психологии обобщаются понятием "эмпатия". Само по себе переживание состояния, когда ты понят другими, способствует росту личности. Умение распознавать эмоциональные состояния другого человека является одним из условий воспитания в личности устойчивого и глубокого интереса к другим.
Особым приёмом воспитания духовности и душевности старшеклассников является нравственно-функциональный анализ художественных произведений. Выделение нравственных идей курса литературы, их прослеживание от произведения к произведению, возбуждение необходимых психологических состояний, включение учащихся в активное решение нравственных проблем, нахождение личностного смысла произведения, обращение внимания на нравственно-этический идеал, воздействие на чувство стыда, совести, справедливости, любви, эстетическое чувство обеспечивает старшеклассника методами самовоспитания, которые способствуют духовному самосовершенствованию его личности.
· Что выделили бы вы в качестве главного аспекта?
Лобова А.Ф. : Проблемы взаимосвязи эстетического воспитания и здоровья ребёнка.
Педагогический аспект психического оздоровления ребёнка зависит от воспитания эмоциональной культуры. Культура эмоциональной жизни современного человека - умение словами, красками, движением выразить себя, является условием общего оздоровления ребёнка. Ложно эстетические, искусственные отношения лишают ребёнка возможности естественно самовыражаться. Важным условием естественного, здорового образа жизни представляется умение вступать в диалог с окружающими. Всё развитие личности в целом проходит в процессе собственной деятельности через осмысление этой деятельности и себя в ней в диалогическом эмоциональном контексте с другим человеком. Позитивный диалог предполагает нахождение оптимального выхода в решении проблемы. Негативная диалогичность по направленности ведёт к дискомфорту, дисбалансу, что выражается наиболее ярко в рассогласовании эмоциональной сферы.
· Что хотели бы сказать вы по данному поводу?
Пахомова Ю.А. научный сотрудник лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Госнии семьи и воспитания РАО, учитель этики: О диалоговом общении с детьми на уроках.
Современному школьнику необходим доверительный диалог с ним об отношении к жизни, к её непростым проблемам. Диалог, в процессе которого ребёнок может определить путь к осмыслению самого себя, к нравственному взрослению, получить помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром. Диалог, в котором ученик сам приходит к решению сложных нравственных проблем.
Чтобы учитель был внутренне готов к проведению равноправного диалога, ему необходимо строить общение с позиции уважения к личности ребёнка. Основываясь на этой позиции, учитель по-иному будет продумывать вопросы диалога. Они должны быть просты и доступны и обязательно содержать проблему. Немаловажен в диалоговом общении с младшими школьниками доброжелательный тон учителя, его искренность и заинтересованность.
· А что думаете вы?
Клепиков В.Н. канд. пед. наук, учитель математики и этики Гуманитарного лицея №6, г. Обнинск: Некоторые мысли и идеи по поводу курса "В мире этики".
При проведении уроков этики очень важно, с какими установками и с каким мировоззрением учитель входит в класс.
Истина каждой культуры имеет своё "лицо". Соприкосновение с ней даёт возможность постигнуть красоту своей и других культур. Выход к универсальной истине может осуществляться через национальное своеобразие.
Индивидуальная истина старшеклассника формируется в поле диалога между культурами (Античность, Средние века, Возрождение, Новое время, Современность), а также между главными установками Запада и Востока. Продуманный диалог позволяет найти в данных культурах национальные и наднациональные ценности. Общечеловеческие ценности принципиально важны, так как без "всемирной отзывчивости" (Ф.Достоевский) нам не понять и свои национальные особенности.
В поле диалога или сосредоточенного молчания на уроках этики вызревают духовные состояния. Всегда существует проблема актуализации духовных состояний на уроке и при возможности во внеурочное время. Вся сложность уроков этики заключается в том, что они идут на грани взаимопонимания, взаимочувствия, взаимоуважения учителя и ребят. Важно, чтобы в процессе уроков моральные понятия и правила логично и органично "вырастали" друг из друга.
Шемшурина М.А. старший научный сотрудник лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Госнии семьи и воспитания РАО, учитель этики: Диагностика уровня нравственной воспитанности учащихся как органичная составляющая воспитательной деятельности школы.
Воспитательную деятельность школы необходимо строить исходя из актуальных потребностей ребёнка, той реальной картины личностных смыслов и ценностей, которые определяют направленность поступков, свойства характеров современных школьников.
Каким же способом в современной школе выявить наиболее объективную картину внутреннего мира, системы ценностей, нравственной ориентации наших учеников?
С помощью диагностики. Современная школа нуждается в диагностике, которая была бы объективной и показывала реальную картину уровня нравственного развития детей - а для этого она должна быть более опосредованной. Исходя из этого, в процессе работы в школе №306 нами были отобраны, модифицированы, а также разработаны методики, позволяющие выявить актуальный уровень нравственной ориентированности современных учащихся.
Нами были выбраны следующие параметры нравственной жизни школьников: уровень этических знаний, система ценностных ориентаций, уровень эмоционального развития и степень эмоциональной комфортности. Все диагностические методики являлись частью специально разработанных уроков этики и органически вплетались в деятельность школы.
Методика "Пяти качеств" при количественном анализе названных школьниками наиболее важных для них качеств, как нравственных, так и не относящихся к нравственной сфере, позволяет выявить диапазон владения нравственными категориями, ценностные ориентации учащихся, способности к целеполаганию и самоосознанию личности. При качественном анализе данная методика позволяет выявить нравственный потенциал школьников того или иного класса.
Методика самооценки "Идеал - Антиидеал" представляет материал, позволяющий судить как о степени этической информированности учащихся, так и о представленности тех или иных нравственных качеств в системе их ценностей.
Метод ассоциативных связей также помогает выявить систему ценностных ориентаций подростков с иной точки зрения. Это своеобразное проникновение во внутренний мир ребёнка, выявление его "картины мира": чем живёт современный школьник, что наиболее близко его душе, что для него наиболее значимо. В основе этой методики лежит представление о том, что у каждого человека на определённое слово или понятие возникают индивидуальные ассоциации, отражающие его "семантическое поле" данного понятия. Они и характеризуют приоритетные направленности его жизни, круг интересов, степень представленности нравственных ориентиров и ценностей.
Диагностический опрос "Моё настроение", воспринимаемый учащимися как самостоятельный своеобразный эксперимент с самим собой, позволяет получить достаточно объективные данные, характеризующие степень эмоциональной комфортности детей, глубину и разнообразие их эмоционального мира.
· А какими диагностическими методиками пользуетесь вы?
Нагорный Ю.Ф. директор школы №12 станицы Павловская Краснодарского края: Взаимодействие школы с родителями как с частью социума.
Школа и семья - это два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Завоевать уважение и доверие семьи, убедить в том, что действия, требования и рекомендации школы справедливы - вот та задача, над которой небезуспешно работает педагогический коллектив.
В нашей школе приняты и действуют следующие правила:
-учителям необходимо подчёркивать положительные черты в ребёнке, концентрировать внимание на том, что ему хорошо удаётся;
-учитель поощряет желание учащихся высказывать своё мнение, проявляя осторожность в своих личных высказываниях. Проявляет терпение и усилие для формирования в учениках чувства независимости и ответственности в их сочетании;
-на праздники, экскурсии и любые школьные мероприятия приглашаются все родители учащихся.
Мы внедрили в практику своей работы проведение родительских конференций по проблеме нравственного воспитания, которые проводим по параллелям два раза в год. Первую конференцию посвятили проблеме такта во взаимоотношениях с детьми, чтобы повысить уважение родителей к личности ребёнка.
Соболь Л. Е. школа №11 станицы Стародеревянковской Каневского р-на Краснодарского края: Об организации работы с родителями в "Школе раннего развития".
С целью педагогизации среды детей мы создали для родителей "Школу раннего развития", стремясь решить следующие задачи:
-вовлечь родителей в систему этического воспитания;
-дать родителям знания о нравственных понятиях, входящих в представление о воспитанности;
-включить родителей в совместную досуговую деятельность с целью создания семейных традиций и совместной добротворческой деятельности.
Учащимися "школы" являются родители детей 6-7 лет. Методический рисунок занятий - коллективное общение по поводу нравственной проблемы с включением игры, психологических экспериментов, тестов. Это помогает налаживанию педагогически правильных отношений в семьях.
Суханова И.А. зам. директора Павловского Дома творчества станицы Павловской Краснодарского края: Использование системы воспитания основ этической культуры школьников в условиях учреждений дополнительного образования.
Специфика учреждений дополнительного образования позволяет привнести интересную для детей и выигрышную для педагогов форму сценической деятельности в систему этического воспитания детей. Ведь театр, по словам Товстоногова Г.А., "соединяет воедино школу с праздником, мудрость с развлечением, урок со зрелищем".
Задачу программы "Театра ЭТТИК" в нашем доме творчества мы сформулировали так: усвоение этических норм поведения школьниками посредством организации их театральной деятельности в условиях системы дополнительного образования".
В этические занятия с детьми мы включаем творческую деятельность, используя средства театрального искусства. Это сценические зарисовки, действия, этюды, фантазии, где акцентируется внимание и на сценических удачах ребят, и на проявлениях эмоциональности, нравственных качеств. Создавая инсценировки школьной жизни, мы учили видеть ребят этическое содержание в бытовых школьных ситуациях, облечь их в яркую интересную сценическую форму.
· Не попробовать ли и у вас создать в системе дополнительного образования этический театр?
Казмировская И.В. старший преподаватель кафедры педагогики и воспитательной работы ККИДППО г. Краснодар: Этический лагерь как воспитательная система.
Систему этического воспитания в лагере можно условно разбить на три этапа: период "накопительства" духовных богатств, развитие школьниками в период учебного года на уроках этики, внеклассных мероприятиях с этической направленностью своего нравственного и творческого Я; формирование в условиях летней смены этического лагеря коллектива как общего "Мы", летнего этического Дома; объединение взрослых и детей уже по возвращении в школу в социально-значимой деятельности, создание ядра детской общественной организации, объединяющей взрослых и детей в педагогике общей заботы - "Мы вместе".
Опыт реализации программы этического лагеря (три профильные смены) показал, что детское объединение, как временное в этическом летнем лагере, так и общественное в рамках школы или по месту жительства становится для подростка "событийной общностью", в которой он может удовлетворить свои социальные ожидания и потребности: в приобретении опыта коллективного общения и взаимоотношений в деятельности, в стремлении к интеллектуально-творческому развитию как фактору жизненного успеха, в приобретении лидерского опыта, в гуманизации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
· Как отнеслись бы ваши дети в школе к такому лагерю?
Латушкина Е. И. зам. директора по воспитательной работе лицея №3 г. Волгограда: Создание условий для развития творчества, самостоятельности и рефлексии школьников.
В нашем лицее отрабатывается система различных видов деятельности по формированию нравственных качеств личности "Азбука нравственности". Это "уроки доброты" для среднего звена, которые разрабатывает с классными руководителями библиотекарь Гордылёва А.С.
Педагогический коллектив стремится развивать в урочной и внеклассной деятельности лицеистов нравственные качества через творческие задания, подготовку общешкольных и классных дел, деятельность детских объединений. 15 февраля 1996 года на базе лицея была создана Федерация лицеистов "ИЖУТОРЛиНД", что означает: Искать, Жизнь Украшать, Тайны Открывать, Радовать Людей и Находить Друзей". Федерация повышала свою активность с каждым учебным годом. Основные направления деятельности: героико-патриотическое, экологическое, возрождение русских народных обычаев и традиций, досуговая деятельность. Наиболее эффективной формой воспитания мы считаем личностно-ориентированное коллективное творческое дело.
· А какие формы романтизации деятельности детей у вас?

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!