Соответствие январского, мартовского и ультра-мартовского календарных стилей



 

Таким образом, мы видим, что совпадающими месяцами в N-ом ультра-мартовском году с январским (обозначаемым буквой X) являются январь и февраль, для которых перевод даты с византийскон эры на современную и производится по формуле: X = N - 5508. Месяцы ультра-мартовского N-oro года в преде-

-30-

 

лах с марта по декабрь включительно соответствуют (X-1)-му январскому году. Если X = N - 5508, то естественно, что-X-1 = N - 5508-1=N--5509. Следовательно, если подлежащая переводу на современное летосчисление дата византийской эры ультра-мартовского стиля падает на один из месяцев с марта по декабрь включительно, то вычитаемым служит цифра 5509.
Сравнивая теперь между собою мартовскую и ультра-мартовскую системы, не трудно убедиться, что последняя ровно на год (двенадцать месяцев) предваряет первую. Отсюда - термин "ультра-мартовский",- от латинского слова "ультра" (ultra), что значит - по ту сторону: календарный год, предваряющий мартовский.
Поэтому мы имеем полное право сказать, что перевод дат ультра-мартовского стиля с византийской эры на современное летосчисление подчиняется правилам, установленным для мартовского календаря, но с учётом этой разницы на один год. Другими словами, ультра-мартовский стиль византийской системы летосчисления предполагает, что от "сотворения мира" до "рождества христова" прошло не 5508, а 5509 лет. Поэтому в тех случаях, когда при переводе дат с мартовского стиля от "сотворения мира" на современное летосчисление мы вычитаем 5507 (для событий, случившихся в январе или феврале), при ультра-мартовской системе вычитаемым является число, большее на единицу, т. е 5508. Для событий, имевших место в период времени с марта по декабрь включительно, число 5508, подлежащее вычитанию при переводе дат с мартовского календаря византийской эры на эру от "рождества христова", точно так же увеличивается на единицу, и при ультра-мартовском счёте вычитается, следовательно, цифра 5509.
Для того, чтобы наглядно представить себе, как при переводе дат с византийского летосчисления на современное, в зависимости от календарного стиля и от того месяца, на которое падает датируемое событие, изменяется цифра, подлежащая вычитанию, приведём таблицу IV.

^Таблица IV

Перевод дат с византийского летоисчисления на современное


-31-

 

Наконец, в источниках мы можем (встретиться с дальнейшими разновидностями как мартовского, так и ультра-мартовского стилей. Их своеобразие заключается в том, что они не предполагают в качестве начала нового года постоянного числа, падающего обязательно на 1 марта. Новогодие не является твердо установленным. Оно из года в год колеблется около 1 марта, иногда предваряя это число, но большею частью следуя за ним. Как думают исследователи, указанные колебания объясняются тем, что новогодие стремились приурочить к первому весеннему полнолунию. А таковым считалось полнолуние, приходящееся или на конец февраля, или на март.
Исследователи называют мартовский календарный год, подобного типа, (с переменным началом), цирка-мартовским или цирка-ультра-мартовским, в зависимости от того, следует ли он за январским, или предшествует ему. Латинское слово "цирка" (circa) --вокруг указывает на то, что новогодие колеблется в пределах ("вокруг") 1 марта.
Само собою разумеется, что при переводе на современное летосчисление с византийской эры дат цирка-мартовского стиля остается в силе правило, что для событий, имевших место в январе и феврале, вычитается число 5507, а для периода с марта по декабрь -- 5508. Но эта общая формула требует одной поправки. Цифра 5508 вступает в силу в качестве вычитаемого для перевода дат событий, случившихся начиная не с 1 марта, а с того числа, которое в данном случае является начальным днем года.
Например, если 6646 год начинается 27 марта, то при переводе этого года на нашу эру, для событий, падающих на период с 1 января по 26 марта включительно мы вычитаем из 6646 цифру 5507, а для событий, датируемых временем с 27 марта по 31 декабря включительно -- 5508.
Аналогичное правило применяем и для цирка-ультрамартовского года, учитывая разницу между мартовским и ультра-мартовским стилями на 12 месяцев. Для событий, датируемых согласно цирка-ультра-мартовскому стилю, январем, февралем или мартом, но в пределах чисел до начала нового года, при переводе на современное летосчисление вычитается 5508, для остальных месяцев (после новогодия) по декабрь включительно -- 5509. Вернемся к вышеприведенному примеру с 6646 годом, предполагая, что дата дана по цирка-ультра-мартовскому стилю. Если событие произошло в течение января, февраля или первых 26 чисел марта, вычитаемым является число 5508. Для последних дней марта (с 27-го числа), и следующих месяцев (апреля -- декабря), вычитаемое -- 5509.
Детальное знакомство со всеми рассмотренными выше календарными стилями имеет значение при изучении источников до конца XV в., когда окончательно вступает в силу сентябрьский счет, при чем преимущественно при изучении источников литературного характера, главным образом летописных сводов. Что же касается древне-русских акстов, то в них с самого начала преобладает датировка сентябрьскими годами. Надо также иметь в виду, что многие древнейшие акты XIV-XV вв. вообще лишены дат.

-32-

 

В дальнейшем мы сосредоточим наше внимание особенно на мартовском и сентябрьском стилях, так как из вышеизложенного очевидно, что ультра-цирка-мартовские системы представляют собою лишь простые варианты мартовского счета. Их мы оставим в стороне.
Основной вопрос, возникающий перед исследователем, прежде чем он приступит к переводу с византийской эры на современное летосчисление имеющейся в источнике даты, сводится к установлению того стиля, каким пользуется источник. Как разрешить этот вопрос? Надо сразу сказать, что это задача далеко не такая простая. И нельзя рекомендовать какой-либо один рецепт, пригодный для всех случаев. Приходится прибегать к ряду приемов в зависимости от того, какие дополнительные указания сопровождают в источнике ссылку на год, месяц, число. Методы выявления календарных стилей, принятых в различных источниках при датировке исторических событий, будут рассмотрены в дальнейших разделах.
Надо также иметь в виду, что перевод дат с византийской эры на современную происходит по Юлианскому календарю, т. е. по "старому стилю". Для того, чтобы выразить дату конца XVI --XVII вв. по Григорианскому календарю ("новому стилю"), мы должны ее увеличить на 10 дней. Даты до конца XVI в. (до 1582 г.) естественно нельзя перевести на "новый" стиль: в то время он еще не был введен.
^ § 7. Индикты. Счет индиктами, или пятнадцатилетними периодами, заимствован в дровней Руси из Византии. Индиктом называется порядковое место данного года в пределах текущего пятнадцатилетнего цикла, при чем исходной точкой этого циклического счета являетей византийская эра -- "сотворение мира", а смена индиктов в каждом цикле совершается в день византийского новогодия -- 1 сентября.
Этимология слова "индикт", так же, как и происхождение самой системы, выяснены недостаточно. Повидимому, счет индиктами ведет свое начало от тех переписей населения, которые раз в 15 лет производились в Римской империи и в Византии. В Византии индикты введены в 313 г. н. э.
Каким образом найти индикт какого-либо интересующего нас года? Предположим, нам дан 6973 год по византийской эре. Прежде всего мы узнаем, сколько прошло от "сотворения мира" до указанной даты законченных пятнадцатилетних циклов. Для этого делим число 6973 на 15. Полученное частное (464) дает ответ на этот предварительный вопрос. Но основной интерес для нас представляет не частное, а остаток (13). Он указывает, что 6973 год занимает 13-е место в незавершившемся 465-м пятнадцатилетнем периоде от "сотворения мира". Это цифровое указание на порядковое место, или, как говорят, порядковый номер данного года, и является его индиктом. Таким образом, индикт 6973 г. = 13.
Отсюда общее правило определения индикта любой даты сводится к нахождению остатка от деления цифрового обозначения данного года от "сотворения мира" на 15. Бели в результате деле-

-33-

 

ния остатка не получается, то индикт приравнивается делителю, т. е. цифре 15.
Далее следует иметь в виду, как было уже указано выше, что индиктный счет ведется от 1 сентября до 1 сентября следующего года. Поэтому, одна и та же дата, приведенная по двум календарным стилям (мартовскому и сентябрьскому), будет иметь общий индикт только для месяцев, совпадающих в обоих календарях, именно, с марта по август включительно. Для периода с января по февраль и с сентября по декабрь включительно индикт мартовского года будет на единицу больше сентябрьского, т. к. мартовский календарный счет, как мы видели .выше, расходится с сентябрьским.
При определении индиктов для дат от "рождества христова" предварительно следует произвести перевод этих дат на летосчисление от "сотворения мира", а затем уже приступить к вычислению остатка от деления их на 15.
В целях облегчения работы по отысканию индиктов для дат различных стилей существует специальная таблица, которая приводится ниже. (См. таблицу V).
Пользоваться этой таблицей очень не сложно. В верхней ее части помещены справа тысячелетия и столетия эры от "рождества христова", слева -- тысячелетия и столетия от "сотворения мира". Внизу, в средней части, находятся цифры десятков и единиц годов для дат обоих летосчислений, справа и слева -- числа индиктов. Индикт для даты по современному летосчислению расположен на пересечении вертикали, проведенной сверху вниз от нужной цифры тысячелетий и столетий, и горизонтали, идущей слева направо от соответственной цифры десятков и единиц. Горизонтальная линия, направленная от данного числа десятков влево, на месте своего пересечения с вертикальной линией, опущенной сверху от тысячелетий и столетий, покажет индикт для даты византийской эры.
Надо иметь при этом в виду, что табличный индикт, найденный для дат современной эры, следует увеличить на единицу в том случае, если событие произошло в один из месяцев с сентября то декабрь включительно. Для периода с января по август включительно табличный индикт остается в силе, т. к. эти месяцы январского года совпадают с соответственными месяцами сентябрьского календарного стиля, по которому ведется счет индиктов. Аналогичное правило следует учитывать для мартовского календарного стиля византийской эры. В пределах совпадающего с сентябрьским календарем периода мартовского года (с марта по август включительно) мартовский индикт равен сентябрьскому, т. е. табличному. Для остальных месяцев (январь -- февраль, сентябрь -- декабрь), к индикту, найденному по таблице, следует прибавить лишнюю единицу.
Какое практическое значение дли историка имеет знание правил нахождения индиктов дли любых дат различных систем летосчисления я календарных стилей? Чтобы в должной мере оценить всю важность знакомства с индиктным счетом при работе над изучением

-34-

 

^Таблица V

Индикты

7300 7400 7500

От
"сотво-
рения
мира"

Тысячи и сотни годов

От
"рож-
дества
христова"

1800 1900 2000
7000 7100 7200 1500 1600 1700
6700 6800 6900 1200 1300 1400
6400 6500 6600 900 1000 1100
6100 6200 6300 600 700 800
5800 5900 6000 300 400 500
5500 5600 5700

Десятки и единицы годов

0 100 200
10 5 15 0 15 30 45 60 75 90 3 13 8
11 6 1 1 16 31 46 61 76 91 4 14 9
12 7 2 2 17 32 47 62 77 92 5 15 10
13 8 3 3 18 33 48 63 78 93 6 1 11
14 9 4 4 19 34 49 64 79 94 7 2 12
15 10 5 5 20 35 50 65 80 95 8 3 13
1 11 6 6 21 36 51 66 81 96 9 4 14
2 12 7 7 22 37 52 67 82 97 10 5 15
3 13 8 8 23 38 53 68 83 98 11 6 1
4 14 9 9 24 39 54 69 84 99 12 7 2
5 15 10 10 25 40 55 70 85   13 8 3
6 1 11 11 26 41 56 71 86   14 9 4
7 2 12 12 27 42 57 72 87   15 10 5
8 3 13 13 28 43 58 73 88   1 11 6
9 4 14 14 29 44 59 74 89   2 12 7

Индикты

Десятки и единицы годов

Индикты


первоисточников, необходимо ясно себе представить, в каких формах может встретиться исследователю в исторических памятниках ссылка на индикты?
Возможны два варианта: 1) индикт заменяет собою обозначение года, который вовсе не указан в источнике; 2) индикт дополняет указание на год и полная дата приводится в следующих выражениях: "лета такого-то, индикта такого-то".
Казалось бы, в обоих случаях обращаться к помощи индикта для датировки памятника совершенио бесполезно и историк вправе его игнорировать. В самом деле, если мы знаем про какое-то событие, что оно совпало, например, с 12-м индиктом, но нам не

-35-

 

известен из источника год, к которому это событие относится, то мы как будто бы бессильны отыскать действительную дату. Ведь лет, соответствующих 12-му индикту, такое большое количество: один раз в каждое пятнадцатилетие нам обязательно встретится год с порядковым номером 12.
С другой стороны, если источник сам сообщает год, то какой смысл имеет при этом историку учитывать дополнительную ссылку на индикт? Не безразлично ли в конце концов, какое порядковое место занимает интересующий нас год в пределах того или иного текущего пятнадцатилетнего периода от "сотворения мира"? Для нас как будто важно цифровое обозначение года само по себе, и только.
Однако в действительности индикт выполняет при датировке источников значительно более серьезную роль, чем это может показаться с первого взгляда. Мы легко в этом убедимся, внимательно присмотревшись к двум приведенным выше возможным случаям датировки, с привлечением в той или иной форме индикта.
Если в документе отсутствует год, к которому относится его возникновение, но помечен индикт, то сам по себе последний, конечно, не достаточен для точной датировки. Но при наличии некоторых косвенных признаков индикт помогает исследователю уточнить дату даже при отсутствии в источнике непосредственного цифрового обозначения интересующего нас года. Например, если мы встретим в источнике 14-й индикт и если нам известно, что этот источник относится, скажем, ко времени великого московского князя Ивана III (пусть это будет хотя бы жалованная грамота, выданная Иваном III), то зная начальную и конечную даты княжения последнего (6970--7013 или 1462--1505), мы легко установим по таблице, что 14-й индикт соответствует или 1466, или 1481, или 1496 гг.1) Конечно, вряд, ли исследователь в поисках даты источника удовлетворится подобным итогом, далеким от абсолютной точности. Но все же индикт помог нам в пределах сорока с лишним возможных лет остановить свой выбор только на трех и исключить все остальные, как явно непригодные для датировки: А привлечение каких-либо дополнительных косвенных признаков, быть может, укажет, какая же из этих трех дат является наиболее вероятной или даже единственно возможной.
Разберем другой вариант. В источнике приведены одновременно и год и индикт. В этом случае последний помогает установить тот сталь (мартовский или сентябрьский), по которому приведена дата. А это важно, чтобы знать какое число следует вычесть для
___________
1) В данном случае пользоваться таблицей надо следующим образом. Ищем в правой верхней части таблицы, в двух графах те два столетия "от рождества христова", которые захватывает княжение Ивана III (1400 и 1500). Спускаемся от найденных цифр по соответственным вертикалям вниз, останавливаясь в обоих случаях на цифровом обозначении 14 индикта, имеющемся в каждой графе. Затем от цифры 14 по двум же графам поворачиваем влево к числам десятков и единиц годов, соответствующих найденным выше столетиям. Все эти годы падают на 14-й индикт, но мы выбираем из них лишь те, которые укладываются в пределы княжения Ивана III (между 1462 и 1505 годами).

-36-

 

перевода даты на нашу эру. Например, если нам, указано, что событие произошло в 6905 г. в феврале месяце индикта 5-го, то для нас очевидно, что мы имеем дело с.сентябрьским стилем, т. к. по таблице можно установить, что 6905-му году соответствует 5-й индикт. Если для февраля 6905 г. в источнике указан 6-ой индикт, то это свидетельствует о датировке по мартовскому стилю, т. к. в таблице находим для 6905 г. цифру индикта 5, которую в случае датировки мартовским стилем (в пределах января -- февраля и сентября -- декабря) следует увеличить на единицу. Если мы придем, на основании индикта, к выводу, что перед нами сентябрьский стиль, то поскольку событие относится к февралю, мы при переводе даты на наше летосчисление, должны будем вычесть цифру 5508. В случае мартовского стиля вычитаемым явится 5507.
Пользуясь индиктным счетом, заимствованным из Византии, древне-русские писцы не всегда учитывали колебаний индиктов, происходивших от разницы мартовского (русского) и сентябрьского (византийского) стилей, и поэтому, проставляя индикты, допускали иногда ряд ошибок. Это обстоятельство также необходимо принимать во внимание при изучении хронологических данных древне-русских источников и в первую очередь, летописных сводов.
^ § 8. Календы. Кроме датировки индиктами, в древне-русских источниках (летописных сводах) иногда (правда, очень редко) встречаются указания на римские календы. Это главным образом относится к памятникам письменности новгородского происхождения, поскольку Новгород был более тесно связан с Западной Европой. Так в Новгородской летописи под 6644 (1136) г. имеются следующие хронологические данные: "месяца июля 19 преже 14 каланда августа". Мы уже знаем, что календами в Риме назывались первые числа месяцев, при чем календный счет велся не вперед, а назад. Приведенный летописный текст следует понимать в том смысле, что 19 июля является 14-м днем до августовских календ, т. е. до 1 августа.
^ § 9. Месяцы и сезоны. В древней Руси, как мы знаем, был принят Юлианский календарь. Поэтому год, как и в настоящее время, делился на 12 месяцев. Их названия воспроизводят наименования месяцев древне-римского календаря, заимствованные из латинского языка. Однако, в некоторых древнейших памятниках письменности (например, в Остромировом евангелии XI в.) сохранились более ранние, чисто славянские, названия месяцев, происхождение которых имеет определенную связь с наблюдениями над сменой явлений природы. С некоторыми изменениями эта древнеславянская номенклатура дожила и до настоящего времени в ряде славянских языков. Так январю соответствовало название просинец (т. к. в это время становилось светлее), февралю -- сечень (т. к. это был сезон вырубки леса), марту -- сухий (т. к. в некоторых местах уже подсыхала земля), апрелю -- березень, березозол (имена, связанные с березой, начинающей цвести), маю -- травень (от слова "трава"), июню -- изок (кузнечик), июлю -- червень, серпень (от

-37-

 

слова "серп", указывающего на время жатвы), августу -- зарев (от "зарево"), сентябрю -- рюен, октябрю -- листопад, ноябрю -- декабрю -- грудень (от слова "груда" -- мерзлая колея на дороге), иногда -- студень.
Трудно оказать, в какой мере этот древнейший славянский календарь отличался от принятого в настоящее время, как по количеству месяцев (некоторые славянские названия, например грудень, соответствуют двум нашим месяцам), так и по их продолжительности. Во всяком случае почти во всех, даже самых ранних источниках, господствует уже современный календарь. В его основу, как указано, положен календарь древне-римский, в сложившемся виде состоявший из двенадцати месяцев. Это -- януариус (от имени Януса -- бога открытых дверей; месяц -- открывающий год); фебруариус (от слова februm -- очищение; месяц покаяния, очищения, поклонения мертвым); мартиус (от имени бога войны -- Марса); априлис (от слова "aperire" -- раскрывать; месяц (раскрывающихся на деревьях почек); маиус (от имени богини Майи); июниус (от имени богини Юноны); июлиус (в честь Юлия Цезаря) аугустус (в честь императора Августа); септембер (седьмой то порядку, считая началом года не январь, а март); октобер (восьмой); новембер (девятый); децембер (десятый). Вначале римляне (считали десять месяцев, первым из которых был март, последним -- децембер. Позднее к началу года были присоединены януариус и фебруариус.
Все эти латинские имена приобрели русифицированную форму: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Но в некоторых, наиболее ранних источниках они встречаются и в форме, совсем приближающейся к латинскому прообразу: енуар (генуар, генварь), фебруар (февруар), априль, иуний, иулий, аугуст, сепптеврий (сентямбрь, септябрь), октомбрий (охтоврий), новембрий, декембрий.
Указание на месяцы, сопровождающее даты византийского летосчислении, часто дает :ключ к определению того календарного стиля, по которому эти даты приведены. Предположим, что в каком-либо летописном своде мы находим следующий ряд погодных известий:
6843 г. июня ... (случилось такое-то событие)
6843 г. августа ... (" " " )
6843 г. декабря ... (" " " )
Совершенно очевидно, что перед нами не сентябрьский стиль, согласно которому начало года падает на 1 сентября, и поэтому за датой "6843 г. августа" никак не могла бы следовать дата --"6843 г. декабря", а естественно было бы ожидать: "6844 г. декабря". Следовательно, летописец пользуется мартовской системой, или одной из ее разновидйостей (ультра-мартовской, цирка-мартовской)..
Иногда в источниках, вместо месяцев, имеются указания на сезоны: зиму, лето, весну, осень. Но точных границ между сезонами установлено, повидимому не было.
^ § 10. Недели. Счет, дней неделями, возникший на Востоке и принятый в настоящее время большинством народов, существовал

-38-

 

в России с древнейших пор; как и теперь, неделя складывалась из семи суток. Отсюда -- встречающееся в источниках название недели "седмицей".
Названия дней недели у большинства европейских народов заимствованы от наименования тех планет, которым отдельные дни были посвящены. А планеты, в свою очередь, получили, свои названия от имен римских богов. Так в ряде романских языков понедельник именуется днем луны, вторник -- Марса, среда -- Меркурия, четверг -- Юпитера, пятница -- Венеры, суббота -- Сатурна. Воскресенье -- это день солнца.
Происхождение русских названий совсем иное. Вместо "воскресенья" в древне-русских документах употреблялось обычно слово "день недельный" и наряду с ним просто "неделя", т. е. день отдыха, свободный от всякого дела. С воскресного дня термин "неделя", был перенесен затем на весь семидневный период. Понедельник, как показывает самое название, это -- день, идущий непосредственно после воскресенья или недели. Вторник -- второй по счету день вслед за воскресеньем. Среда (середа) -- середина недели (в смысле семидневного периода). Четверг и пятница ("часто встречающиеся в источниках в форме "четверток" и "пяток") -- это дни, занимающее четвертое и пятое порядковые места, считая от воскресенья. Некоторым своеобразием отличается название "суббота", которое происходит от еврейского слова "сабат" (шабаш), т. е. конец (семидневки), покой.
Трудно с достоверностью сказать, с какого дня начинался в древней Руси счет дней недели: с воскресенья ли, заканчиваясь субботой, или же с понедельника по воскресенье. Предполагают, что единой системы и не было, что существовали параллельно оба указанных счета, причем, в житейском обиходе был в ходу первый, в церковной практике преобладал второй.
^ § 11. Круги солнца. Календарный год не содержиг в себе полного количества недель. В простом году заключается 52 недели и один лишний день (52 х 7 + 1 = 365), в високосном -- 52 недели и два дня (52 х 7 + 2 = 366). Поэтому одни и те же числа месяцев не могут из года и год падать на одни и те же дни недели. Каждый простой год заканчивается тем самым днем недели, с которого он начался. Но новый календарный год, наступающий после простого, будет естественно начинаться со дня недели, непосредственно следующего за тем, которым открывался и завершался предшествующий год. Соответственным образом, конечно, в новом году перемещаются в пределах недели на один день по сравнению с предшествующим годом и все прочие числа с начала и до конца. Предположим, что 1 января N-ого (простого года падало на воскресенье, 2-е -- на понедельник, 3-е -- на вторник и т. д., вплоть до 31 декабря, которое, как и 1 января, обязательно совпадает с воскресеньем. В (N + 1)-м году t января придется уже в понедельник, 2-е -- во вторник, 3-е -- в среду... 31 декабря, как и 1-е января, -- в понедельник.
В новом году, наступающем после високосного, все числа перемещаются по сравнению с предшествующим в пределах недели.

-39-

 

само собой разумеется, не на один, а на два дня. Поэтому если N-ый год, начинающийся с воскресенья, окажется високосным, то 1 января следующего (N + 1)-го года будет не в понедельник, как в ранее рассмотренном примере, а во вторник.
Таким образом, если мы возьмем за исходный пункт наших наблюдений начало любого N-ного года, т. е. 1 января, и проследим, как это число (а в связи с ним и все прочие числа) переходят по дням недели в каком-то цикле непосредственно следующих за N-ным годом календарных лет, то заметим в этом перемещении определенный порядок, причем легко убедиться, что этот порядок буквально повторяется через каждые 28 лет.
Приводимая ниже таблица VI наглядно демонстрирует правильность указанного наблюдения.

^Таблица VI


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 255;