Соответствие январского, мартовского и сентябрьского календарных стилей



Http://www.russiancity.ru/books/b40.htm

Л.В. Черепнин

Русская хронология


OCR текста - Совместный проект Русского города и сайта Фоменкология.
Смотри также http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/ruschron.htm
OCR Русский город (стр. 10-32) и М.Городецкий (остальные стр.) по Л.В. Черепнин. Русская хронология. М., 1944
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в книге.)

Оглавление

Предисловие
I. Введение.
§1.Предмет и задачи хронологии как вспомогательной исторической дисциплины
§2.Астрономические явления как основа времясчисления
§3.Виды календарей
§4.Солнечные календари. Египетский календарь
§5.Юлианский календарь
§6.Григорианский календарь
§7.Взаимоотношение Юлианского и Григорианского календарей ("старого" и "нового" стилей)
§8.Лунные календари
§9.Эры
§10.Задачи конкордации и редукции хронологических дат
II. Древне-русская хронология
§1.Древне-русское обозначение цифр
§2.Римские цифры
§3.Древне-русская (византийская) система летосчисления
§4.Древне-русское обозначение дат
§5.Перевод дат (редукция), с древне-русской (византийской) эры на современную. Мартовский и сентябрьский календарные стили
§6.Ультра-мартовский и цирка-мартовский календарные стили
§7.Индикты
§8.Календы
§9.Месяцы и сезоны
§10.Недели
§11.Круги солнца
§12.Вруцелета
§13.Определение дня недели
§14.Сутки и их деление
§15.Датировка по непереходящим праздникам
§16.Основы пасхалии
§17.Метонов (лунный) цикл
§18.Золотые числа
§19.Круги луны
§20.Вычисление пасхи по кругу луны, кругу солнца и вруцелету
§21.Великий индиктион
§22.Формула Гауса
§23.Датировка подвижными праздниками
§24.Ключевые буквы. Зрячая пасхалия
§25.Датировка по астрономическим явлениям
§26.Солнечные и лунные затмения
§27.Кометы
III. Проверка встречающихся в источниках дат
§1.Ошибочные даты в древне-русских актах
§2.Проверка дат древне-русских актов
§3.Неточности хронологических данных древне-русских летописей и их проверка
IV. Хронология источников по истории народов СССР
§1.Хронологические данные источников по истории Ливонии, Литвы, Украины, Белоруссии
§2.Древне-грузинское летосчисление
§3.Древне-армянское летосчисление
§4.Мусульманское летосчисление
§5.Тюрко-монгольское летосчисление
§6.Взаимоотношение мусульманской и тюрко-монгольской систем летосчисления
V. Заключение
§1.Значение хронологии как вспомогательной исторической дисциплины
§2.Литература по хронологии

 

Указатель таблиц

I.Соответствие между системами летосчисления от "сотворения мира" и от "рождества христова"
II.Соответствие январского, мартовского и сентябрьского календарных стилей
III.Соответствие январского, мартовского и ультра-мартовского календарных стилей
IV.Перевод дат с византийского летосчисления на современное
V.Индикты
VI.Двадцативосьмилетний солнечный цикл
VII.Круги солнца
VIII.Соответствие между кругами солнца и вруцелетами
IX.Вруцелета
X.Определение дня недели
XI.Суточный счет часов
XII.Круги луны
XIII.Определение пасхи (по кругу луны и вруцелету)
XIV.Определение пасхи (по кругу солнца, кругу луны и вруцелету)
XV.Обращение великого индиктиона
XV.Обращение великого индиктиона (окончание)
XVI.Календарь подвижных церковных дат (до пасхи)
XVI.Календарь подвижных церковных дат (после пасхи)
XVII.Перевод месяца и числа в десятичную дробь года
XVIII.Солнечные и лунные затмения
XIX.То же
XX.Кометы
XXI.Перевод дат с древне-грузинского летосчисления на современное европейское
XXI. (вторая половина) Перевод дат с древне-грузинского летосчисления на современное европейское
XXII.Перевод дат с древне-армянского летосчисления на современное европейское
XXII. (вторая половина) Перевод дат с древне-армянского летосчисления на современное европейское
XXIII.Мусульманский календарный год
XXIV. (первая половина) Перевод дат с мусульманского летосчисления на современное европейское
XXIV. (вторая половина) Перевод дат с мусульманского летосчисления на современное европейское
XXV. (первая половина) Перевод дат с тюрко-монгольского летосчисления на современное европейское
XXV. (вторая половина) Перевод дат с тюрко-монгольского летосчисления на современное европейское
XXVI.Новолуния

 

 

^ Предисловие

Кафедра вспомогательных исторических дисциплин Историко-Архивного Института ГАУ НКВД СССР уже в перовые годы своей работы поставила себе задачу подготовки пособий по предметам ее преподавания. Слабая разработка в предыдущие годы многих из вспомогательных исторических дисциплин и отсутствие специалистов по некоторым из них требовали нередко не только большой предварительной исследовательской работы, но и затрудняли подыскание компетентных авторов, которые могли бы взяться за подобные пособия. Все эти трудности удалось преодолеть в последнее время. В 1942/43 уч. году под руководством покойного заведующего кафедрой проф. А. Н. Сперанского, много сделавшего для организации педагогической и научной работы кафедры, было приступлено, наконец, к подготовке некоторых основных пособий: проф. Н. С. Чаев в Ленинграде уже к 1942 г. написал пособие по палеографии, которое А. Н. Сперанский предполагал дополнить и расширить. Все последние годы своей жизни А. Н. Сперанский (сконч. 9 января 1943 г.) много работал над пособием по дипломатике. Труды Н. С. Чаева и А. Н. Сперанского остались однако незаконченными. По поручению кафедры еще при жизни А. Н. Сперанского Л. В. Черепнин начал свои работы над пособиями по хронологии и метрологии, для которых использовал также работы Н. В. Устюгова.
Приняв заведывание кафедрой после А. Н. Сперанского, я считал необходимым прежде всего продолжить работу кафедры по подготовке пособий и довести ее до определенного конца. На основании имевшихся предположений в начале 1943/1944 уч. года кафедрой был разработан план подготовки пособий в 1943-1945 гг.; этот план предусматривал не только окончание уже начатых работ по хронологии и метрологии, но также приготовление пособий по палеографии, дипломатике, которые должны составить части 1 и 2 пособий, а также но сфрагистике, геральдике, древне-русскому языку, исторической географии, историческому источниковедению и некоторым другим предметам. Работа была распределена прежде всего между членами кафедры: А. И. Андреевым, Е. А. Василевской, В. К. Лукомским, А. А. Новосельским и Л. В. Черепниным.
Выполняя этот план, Л. В. Черепнин закончил начатые еще в 1942 г. работы по хронологии и метрологии, которые и являются первыми по времени выхода в свет пособиями, подготовляемыми кафедрой. В настоящее время Л. В. Черепнин подготовил также пособие по палеографии, в части своей написанное покойным проф. Н. С. Чаевым; Е. А. Василевская заканчивает первую

-7-

 

часть пособия по древне-русскому языку; А. И. Андреев занят подготовкой (пособия по дипломатике. В 1945 г. намечено подготовить пособие по сфрагистике (А. И. Андреев), геральдике (В. К. Лукомский), древненрусскому языку (ч. II, Е. А. Василевская) и др.
Пособие по хронологии Л. В Черепнина вместе с приготовленным тем же автором пособием по метрологии основаны прежде всего на тех трудах по хронологии и метрологии, которые в небольшом количестве имеются в русской исторической литературе XVIII-XX вв. При неразработанности многих вопросов этих дисциплин, посвященных изучению старых единиц времени, веса, денежного счета и т. п., Л. В. Черепнину пришлось некоторые вопросы разработать заново, и его пособия являются не только обычными работами этого типа, подводящими итоги сделанного ранее, но также новыми исследованиями в области вопросов, неразрешенных до него; они несомненно помогут студентам в их работе, но привлекут также внимание специалистов-историков, которые найдут в них много нового и ценного по хронологии и метрологии.
Главное Архивное Управление НКВД СССР, считая работу кафедры ио подготовке пособий одной из основных ее задач и всемерно содействуя этой работе, включило пособия, приготовляемые кафедрой в свой издательский план 1944-1945 гг. Изданием пособий по хронологии и метрологии Главное Архивное Управление начинает серию пособий по вспомогательным историческим дисциплинам.


Заведующий кафедрой вспомогательных
исторических дисциплин Историко-
Архивного Института ГАУ НКВД СССР
доктор исторических наук А. И. АНДРЕЕВ
28 октября 1944 г.

-8-

 

^ I. ВВЕДЕНИЕ

^ § 1. Предмет и задачи хронологии как вспомогательной исторической дисциплины. Термин "хронология" происходит от двух греческих слов: "хронос" - время и "логос" - слово, знание, учение. Таким образом, хронология - это наука об измерении времени.
Наука эта распадается на два раздела: 1) хронологию математическую и 2) хронологию историческую (или, как её называют иначе, - техническую). Математическая хронология, ставит своей целью установление, при помощи соответственных вычислений, точного астрономического времени по движению небесных тел. Задачей исторической хронологии является определение, путём изучения дошедших до нас документальных данных, времени отдельных исторических событий. В этом разрезе (который и является предметом дальнейшего изложения), хронология должна заниматься научной разработкой имеющихся в исторических источниках дат (т. е. цифровых знаков, указывающих на время, к которому относится тот или иной исторический факт). Счёт времени у различных народов в различные периоды их прошлого не был одинаков, в силу чего в исторических источниках наблюдается необычайное разнообразие датировок. Для правильного понимания последних необходимо знакомство с системами времясчислений, применявшимися в разные эпохи разными народами, и умение перевести даты со старинного счёта на современный, выразив их в единообразных единицах измерения времени, принятых в наши дни.
Хронология, таким образом, является важной вспомогательной исторической дисциплиной, т. к. размещение событий во времени (или, как принято говорить, в правильной хронологической последовательности) представляет необходимое условие научного изучения исторического прошлого. Это исчерпывающим образом вскрыто в постановлении Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г.: "О преподавании гражданской истории в школах СССР". "Решающим условием, - говорится в этом постановлении, - прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важнейших исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат. Только такой курс истории мож,ет обеспечить необходимые для учащихся доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории"

-9-

 

Хронологическими датами принято называть даты исторических событий не в том сыром виде, в каком мы извлекаем их из источников. Этот термин .применяется в отношении дат научно обработанных теми техническими средствами, которые даёт в руки историкам вспомогательная дисциплина - историческая, или техническая хронология.
Историческая (техническая) хронология разрабатывает методы научного анализа источников на основе тех данных, которыми располагает хронология математическая, т. к. различные системы измерения времени находятся в тесной связи с наблюдениями над природными (астрономическими) явлениями. В этом отношении историк должен работать рука-об-руку с математиком-астрономом, используя в своих целях выводы последнего.
^ § 2. Астрономические явления как основа времясчисления. Любая хронологическая система должна, во-первых, выработать единообразные, твёрдые и точные единицы для измерения времени, а во-вторых, остановиться на какой-то отправной, исходной точке, от которой бы и начинался счёт.
Путь к разрешению первой задачи подсказывала сама природа. Не трудно заметить, что в ряде астрономических явлений наблюдается закономерная повторяемость. Достаточно указать на периодическую смену дня и ночи, лунных фаз, времён год и т. д. Эта строгая периодичность в жизни природы, зависящая от движения небесных тел, была давно вскрыта людьми и положена ими в основу измерения времени. Уже на ранних ступенях исторического развития хозяйственные потребности отдельных народов выдвигали настоятельную нужду в применении астрономических данных к счёту времени. Энгельс отметил в "Диалектике природы", что "...астрономия - уже из-за времён года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих народов" (Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 438).
Если мы присмотримся к тем основным единицам счёта времени, которыми пользуется большинство современных культурных народов, т. е. к суткам, месяцу и году, то легко убедимся, что эти три единицы определяются тремя астрономическими факторами: вращением земли вокруг своей оси, обращением луны вокруг земли и движением земли вокруг солнца. Средний период времени, в течение которого земля совершает полный оборот вокруг своей оси, составляет до 24 часов и носит в астрономии название солнечных суток. Период.наблюдаемого нами чередования лунных фаз (т. е. новолуния, первой четверти, полнолуния и последней четверти), зависящий от движения луны вокруг земли, астрономы называют синодическим месяцем. Его длина =29,5306 суток или 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды. Слово месяц имеет таким образом двойное значение. Им одновременно обозначается и луна, и единица времени, определяющаяся периодическими перемещениями этого небесного тела. Это очень показательно для отмеченной выше непосредственной связи между астрономическими явлениями и времясчислением. Термин "синодический" происходит от греческого слова, означающего схождение. Промежуток времени

-10-

 

между двумя новолуниями получил название синодического месяца потому, что луна, обращаясь вокруг земли, приходит в различные положения относительно солнца и в конце указанного периода как будто сходится с ним. Время обращения земли вокруг солнца в астрономической науке принято называть солнечным или тропическим годом. Его продолжительность составляет величину, равную 365,2422 средних суток = 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. У различных народов начало года приходится в разное время. Для вычисления длины тропического года астрономы берут за основу постоянную величину - весеннее равноденствие, т. е. время, когда продолжительность дня и ночи является одинаковой.
^ § 3. Виды календарей. Система времясчисления, строющаяся на определённом, точно установленном взаимоотношении отдельных единиц измерения в виде года, месяца, суток, называется календарём. Последний термин происходит от латинского слова "календы", которым в древнем Риме обозначалось первое число каждого месяца.
Среди многочисленных различных календарных систем можно наметить два основных типа: 1) солнечные календари, астрономическую основу которых составляет тропический год или период годичного обращения земли вокруг солнца и 2) календари лунные, возникшие на основе синодического месяца или законченного периода чередования лунных фаз.
Трудность построения календаря любого из двух названных типов заключается в том, что ни тропический год, ни синодический месяц не заключают в себе полного количества суток. Поэтому при установлении продолжительности календарных года и месяца приходится отступать от точных астрономических данных. Отсюда возникают понятия "тропический год" и "календарный год", "синодический месяц" и "календарный месяц".
^ § 4. Солнечные календари. Египетский календарь. Солнечный календарь обычно исходит из равенства года или 365 или 366 суткам, округляя таким образом астрономически установленную величину - 365,2422 суток. История знает две основных разновидности солнечного календаря: 1) так называемую "блуждающую" календарную систему и 2) систему високоса. Блуждающий солнечный календарь зародился в очень давние времена, в древнем Египте. Египтяне принимали продолжительность календарного года за 365 суток, т. е. почти на целую четверть суток менее длины тропического года (=365,2422 суток - 365 суток = почти 0,25 суток). В результате такого отступления от астрономических данных, начало египетского года, меньшего по величине, чем тропический, постепенно и медленно передвигалось в пределах последнего, падая на различные сезоны (лето, осень, зиму, весну). Отсюда позднейшее название египетского календаря "блуждающим". Наблюдая за этим "блужданием", нетрудно убедиться, что при расхождении между египетским календарём и тропическим годом на величину около четверти суток, через каждые 1460 лет начало египетского календаря возвращалось к одному и тому же моменту солнечного года (4 х 365 = 1460). Этот промежуток в 1460 лет получил назва-

-11-

 

ние "периода Сотиса". "Сотис" - греческое наименование звезды Сириуса. Своё летосчисление египтяне связывали с наблюдениями за движением Сириуса, положение которого на небе менялось в связи с годичным обращением земли вокруг солнца и восход которого раз в 1460 лет совпадал с разливом реки Нила.
Из народов СССР египетскую календарную систему применяли армяне, о чём будет сказано в специальном разделе, посвященном древне-армянской хронологии.
^ § 5. Юлианский календарь. Неудобство "блуждающего" календаря вызвало современем переход к так называемой системе високоса. Её смысл заключается в том, что в качестве средней лродолжительности календарного года берётся величина в 365,25 суток, почти равная длине тропического года (365,2422 суток). Но поскольку неудобно считать в году неполное количество суток, постольку указанная система строится на чередовании простых годов (в 365 суток) и удлиннёиных, с одним добавочным днём (в 366 суток).
Введение в жизнь подобного календаря связано с именем знаменитого римского государственного деятеля Юлия Цезаря, осуществившего это начинание при участии египетского астронома Созигена в 46 г. до н. э. Нам нет надобности останавливаться на структуре древне-римского календаря, предшествовавшего реформе Цезаря. Достаточно отметить основной принцип этой реформы: на каждое четырёхлетие приходится три года простых (по 365 суток) и один удлинённый или високосный (в 366 суток). При таком построении календаря средняя продолжительность года (365,25 суток) оказывается весьма близкой к астрономическим данным (365,2422 суток). Самое название "високос", "високосный" происходит от латинского слова "биссекстум", т. е. "второй шестой". Дело в том, что добавочным днём для удлиннённого года в римском календаре было второе 24 февраля. Римляне, как было указано выше, вели счёт календами (название первого числа каждого месяца), но не вперёд, а назад. Поскольку в феврале было 28 дней, постольку 23 февраля являлось шестым днём до мартовских календ (до 1-го марта). А добавочный день после 23 марта получил название двойного шестого ("биссекстум" - "високос"). Отсюда самый год с одним дополнительным днём в феврале стал называться, в отличие от простого, високосным. В нашем современном календаре, ведущем своё происхождение от римского, добавочным днём в високосном году является 29 февраля. Февраль простого года имеет 28 дней, февраль високосного - 29 дней. Остальные месяцы, как в простом, так и високосном, году насчитывают или по 30 дней (апрель, июнь, сентябрь, ноябрь), или по 31 (январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь). Тем, кто затруднится запомнить количество дней в каждом месяце, рекомендуется для счёта дней в отдельных месяцах пользоваться косточками пальцев на руках и промежутками между ними. Располагая месяцы в порядке их следования в пределах года, надо иметь в виду, что.те из них, которые лридутся на косточки, будут содержать по 31 дню, те .же, которые

-12-

 

окажутся между двумя косточками, - по 30 дней (за исключением февраля).
Для того, чтобы определить по цифровому обозначению года, является ли он простым или високосным, следует руководствоваться признаками делимости числа на 4, т. к. високосным является каждый четвёртый год. Поэтому, если две последних цифры числа, обозначающего год, делятся на 4, или же если это число оканчивается двумя нулями, следовательно, год - високосный. Во всех других случаях год - простой. Например, и 1600 и 1820 годы будут високосными, т. к. первое число оканчивается двумя нулями, а второе цифрой 20, делящейся на четыре. Но 1943-й год - простой, т. к. 43 на четыре не делится.
Юлианский календарь лёг в основу календарной системы, которой пользуется в настоящее время большинство культурных стгран, и в частности и СССР, но не в чистом виде. В XVI в. этот календарь подвергся дальнейшей реформе, задачи и характер которых будут вскрыты ниже.
^ § 6. Григорианский календарь. Юлианский календарь, конечно, являлся шагом вперёд по сравнению с египетским, т. к. он гораздо удачнее разрешал проблему приближения средней продолжительности года к величине, установленной астрономическими вычислениями. Однако, этот календарь ещё не был совершенным. Если египетский год был короче тропического, то Юлианский оказывался, наоборот, несколько длиннее последнего. Юлианский календарный год, хоть и незаметно, но систематически отставал от тропического года. Это, на первый взгляд как будто совершенно незначительное отставание (365,25 - 365,2422 суток) достигало целых суток в течение каждых 128 лет, а к концу XVI в. дошло уже до 16 суток (т. к. Юлианский календарь был принят к употреблению в христианских странах на соборе в Никее в 325 г., т. е. в начале IV в.). Встал вопрос о новой реформе календаря, которая и была осуществлена в 1582 г. особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Эта реформа преследовала правда не столько научные цели, сколько задачи церковного характера, связанные с определением дня празднования пасхи. Но её результаты имели вполне научное значение
Перед комиссией, возглавляемой папой Григорием XIII, стояли две основных задачи: 1) ликвидировать каким-либо способом разницу в 10 суток между тропическим и календарным годом, накопившуюся за прежние столетия; 2) путём соответствующих изменений в структуре Юлианского календаря, устранить, или во всяком случае уменьшить, эту разницу на будущее время.
Первая задача была разрешена чисто административным порядком. Соответствующим папским декретом было предписано 5 октября 1582 г. считать 15-м октября. Таким образом, текущий 1582 год был укорочен на 10 суток и этим было восстановлено нарушенное соответствие, несколько отставшего в прошлом Юлианского календаря, тропическому году.
В целях дальнейшего приближения календарного года к тропическому, комиссия пошла по естественному пути сокращения

-13-

 

количества високосных годов. Действительно, принимая каждый четвёртый год за високосный, Юлианский календарь исходил из предпосылки о средней продолжительности года в 365,25 суток. Но ведь эта средняя величина несколько превышает астрономические данные (год = 395, 2422 суток). Если основываться на последних, то уже не каждый четвёртый год придётся считать за високосный. Григорианская реформа и исключила в пределах каждого 400-летия три високосных года. Это сокращение конкретно коснулось некоторых из тех годов, которые завершают столетия, или другими словами, цифровое обозначение которых оканчивается двумя нулями. Чтобы наглядно представить себе, в чём дело, возьмём за исходную точку 1582 год - момент реформы. Выпишем те годы (после 1582 г.), которыми заканчиваются четыре последовательных столетия. Это:
1600 г. (грань между XVI и XVII вв.)
1700 г. (грань между XVII и XVIIl вв.)
1800 г. (грань между XVIII и XIX вв.)
1900: г. (грань между XIX и XX вв.).
Все эти годы, по Юлианскому календарю, являются високосными, т. к. обозначающие их цифры заканчиваются двумя нулями. Григорианская комиссия предложила считать из этих лет за високосные только те, у которых две первых цифры делятся на 4. Следовательно, по Григорианскому календарю високосным будет только 1600 г. (т. к. цифра 16 делится на 4). Остальные три года относятся к числу простых, т. к. ни 17, ни 18, ни 19 на четыре не делятся.
Надо твёрдо усвоить, что это нововведение, связанное с именем папы Григория XIII, касалось исключительно только тех годов, которые отделяли друг от .друга соседние столетия и обозначались цифрами с двумя нулями на конце. Григорианская реформа отнюдь не затрагивала тех годов, которые находились внутри, столетия. Для распределения их на простые; и високосные оставалось в силе старое правило, .которому подчинялся Юлианский календарь, т. е. признаки делимости на четыре. Скажем, признав 1700 год (как заканчивающий век) простым, в силу того, что его две первых цифры не делятся на четыре, Григорианская комиссия вовсе не устанавливала, что и все дальнейшие годы, следующие за 1700-м (именно 1701, 1702, 1703, 1704 и т. д.), по той же самой причине будут простыми. Для выявления високосных лет в этих случаях, как и в Юлианском календаре, имели значение не первые две цифры, а наоборот, две последние. Так 1701 год, - простой, т. к. число 01 на четыре не:делится, а 1704-й - високосный (несмотря на то, что 17 не делится на четыре), в силу того, что 04 на четыре делится. Но как только дело доходит до очередного года на грани двух столетий (скажем, 1800), так решающим признаком для отнесения его к разряду простых или високосных является делимость на четыре двух первых цифр.
Словом, в Григорианском календаре каждый период в 400 лет; имеет на три високосных года меньше, чем в Юлианском. В силу этого средняя продолжительность Григорианского календарного

-14-

 

года меньше, чем Юлианского; Григорианский календарь совершеннее, чем Юлианский. Расхождение между Григорианским календарным годом и тропическим на одни сутки наступает уже не в 128 лет (как в Юлианском календаре), а в 3500 лет.
Григорианский календарь был принят в различных странах в разное время. В России он был введен только после Октябрьской революции, на основании декрета Совнаркома, с 14 февраля 1918 г.
^ § 7. Взаимоотношение Юлианского и Григорианского календарей ("старого" и "нового" стилей). Одновременное существование в различных странах двух календарных систем вылилось в разницу двух "стилей": "старого" (Юлианский календарный счёт) и "нового" (Григорианский календарный счёт).
В России, до Октябрьской революции господствовал "старый стиль". В 1918 г., как указано, наша страна перешла на "новый стиль". Мы привыкли считать, что "старый стиль" отстаёт от "нового" на 13 суток. Скажем, 15 апреля 1943г. по "новому стилю" соответствует 2 апреля 1943 г. по "старому стилю". Но не все отдают себе отчёт, откуда происходит эта разница на 13 суток между двумя календарными "стилями". Не умея объяснить этого обстоятельства, многие впадают в грубую ошибку, когда желая выразить, по "новому стилю" некоторые даты прошлых столетий (ХIХ-го, XVIII-ro и более ранних), не долго думая, увеличивают их на 13 суток.
Чтобы уяснить себе в чём состоит эта распространённая ошибка, мы должны вернуться к тому моменту, начиная с которого ведет своё существование Григорианский календарь, - к реформе 1582 г. Реформа Юлианского календаря была вызвана, как мы знаем, тем, что последний отстал от тропического года на 10 суток. Декрет папы Григория XIII ликвидировал эту разницу. Следовательно, те страны, которые перешли на Григорианский календарный ("новый") стиль, стали считать на 10 суток вперёд. Те страны, которые сохранили Юлианский календарь ("старый стиль"), отставали в своём счёте на 10 суток.
Эта разница, на 10 суток между "старым" и "новым" стилями, сложившаяся к XVI в., не могла оставаться постоянной. Ведь Григорианский календарь насчитывает меньше високосных годов, чем Юлианский. Следовательно, рано или поздно должен был наступить такой год, который будучи високосным (=366 суток) по Юлианскому календарю, по Григорианскому был бы простым (=365 суток). Тогда расхождение между двумя "стилями" вылилось бы уже в 11 суток (на одни сутки больше). Когда же наступит этот момент? Ясно, что решающим может быть только один из годов, оканчивающих век (1600-й, 1700-й, 1800-й, 1900-й и т. д.), т. к. для всех других годов в пределах столетий распределение на високосные и простые остаётся одинаковым и по Юлианскому, и по Григорианскому календарному счёту.
Рассмотрим же по очереди все годы, завершающие столетия (с XVI по XIX). 1600 год (являющийся гранью между XVI и XVII вв.) будет високосным и по Юлианскому календарю (т. к. цифровое обозначение его оканчивается двумя нулями), и по Гри-

-15-

 

горианскому (т. к. две его первых цифры делятся на четыре). Следовательно, в XVII столетии разница между "старым" и "новым" стилями не увеличится, оставаясь равной полрежнему 10 суткам.
1700 год (грань между XVII и XVIII вв.) - високосный (= 366 суткам) по Юлианскому календарю (т. к. цифровое обозначение его оканчивается двумя нулями) и простой (= 365 суткам) по Григорианскому (т. к. две его первых цифры -17 - не делятся на четыре). Следовательно, в XVIII в. разница между двумя "стилями" возрастёт уже до 11 суток (на сутки больше).
В XIX в. эта разница доходит до 12 суток (1800 год, на основания указанных выше признаков, является високосным по Юлианскому календарному счёту и простым - по Григорианскому счёту). И, наконец, в XX в. расхождение "стилей" достигает 13 суток (1900 год - високосный по Юлианскому календарю, простой по Григорианскому).
Вот чем объясняется это несовпадение на 13 суток между "старым" и "новым" стилями, которое установилось к XX столетию. И вот почему нельзя исходить из этой цифры - 13 при переводе на "новый стиль" дат прошлых столетий. Надо усвоить себе следующее правило, к которому привели нас все предшествующие рассуждения: для перевода на "новый стиль" дат XVI-XVII вв. следует их увеличить на 10 суток, даты XVIII в. при переводе увеличиваются на 11 суток, даты XIX в. - на 12 суток, даты XX в. - на 13 суток. Поэтому 15 октября 1586 г., "старого стиля" соответствует 25 октября 1586 г. "нового стиля". 17 июля 1643г. "старого стиля" = 27 июля 1643 г. "нового стиля". 21 мая 1741 г. "старого стиля" - 1 июня 1741 г. "нового стиля". 15 апреля 1833 г. "старого стиля" = 27 апреля 1833 г., "нового стиля". 18 августа 1901 г. "старого стиля" = 31 августа 1901 г. "нового стиля".
He ограничиваясь историей взаимоотношения Юлианского и Григорианского календарей в прошлом, мы можем заглянуть в будущее и поинтересоваться, когда наступит момент дальнейшего расхождения "старого" и "нового" стилей. Очевидно, не в ХХI столетии, т. к. находящийся на грани - XX и XXI веков 2000 год будет високосным и по Юлианскому и по Григорианскому счёту (число 2000 оканчивается двумя нулями, а 20 делится на 4). Таким образом, на 14 суток Григорианский календарь обгонит Юлианский только в XXII в.
Помимо Юлианской и Григорианской календарных систем, история знает и другие попытки создания солнечного календаря на основе, по возможности, максимального приближения к средней продолжительности тропического года. Таков, например, опыт Великой Французской буржуазной революции, во время которой в 1793 г. был создан своеобразный революционный календарь. Он не устанавливал никакой постоянной системы високоса. Его начало совпадало с моментом осеннего равноденствия (временем равенства дня и ночи) и определялось каждый раз специальными астрономическими вычислениями.
Можно отметить также Ново-Юлианскую календарную систему,

-16-

 

разработанную в 1923 г. в связи с переходом Балканских стран на "новый стиль". Её задачей являлось, путём соответствующего распределения простых и високосных лет, ещё более уточнить (по сравнению с Григорианским календарём) соответствие календарного года тропическому.
Мы не будем останавливаться подробно на всех разновидностях солнечного календаря, выработанных различными народами в различные эпохи. Для понимания русской хронологии достаточно хорошо представить себе соотношение календарей: Юлианского, бывшего в употреблении до Октябрьской революции, и Григорианского, вошедшего в обиход с 1918 г.
^ § 8. Лунные календари. Сказанное выше относится к русской хронологии. Но многие нерусские национальности, входящие в состав Советского Союза, пользовались в прошлом (а некоторые пользуются и теперь) различными системами лунного календарного счёта. Поэтому коротко необходимо остановиться и на последнем. Его основная задача - добиться чтобы начало каждого месяца приходилось всегда на одни и те же фазы луны. Если солнечный календарь исходит, в качестве постоянной величины, из периода обращения земли вокруг солнца, определяющего чередование времён года, то лунный календарь берёт за исходную величину продолжительность синодического месяца, т. е. законченного периода смены лунных фаз.
Известны две основных разновидности лунных календарных систем. Первая получила распространение в мусульманских странах. В её основу положен год, состоящий из 12 календарных лунных месяцев, при чём продолжительность каждого из них (в среднем 29,5 суток) приблизительно равна длине синодического лунного месяца (29,5306 суток). Поскольку календарный месяц не может заключать в себе неполного количества суток (29,5), обычно принята система чередования пустых и полных лунных месяцев(т. е. календарных месяцев по 29 и 30 суток). Таким образом, длительность календарного лунного года выражается в 354 сутках (29,5 суток х 12). Благодаря тому, что средний календарный лунный месяц (=29,5 суток) несколько короче месяца синодического (=29,5306 суток), с течением времени нарушалось соответствие начального числа каждого месяца определённым лунным фазам. Для восстановления утраченного равновесия было необходимо в пределах какого-то, соответственным образом рассчитанного, цикла лет, наряду с простыми годами (по 354 суток), вставить некоторое количество удлинённых (високосных) годов (по 355 суток). Таким путём в какой-то мере парализовалось отставание синодического месяца от календарного.
Лунный календарный год, складывающийся из 354-355 суток, носит название свободного или блуждающего, т. к. он не находится ни в какой связи с годом тропическим (солнечным). Его начало ежегодно перемещается (блуждает) по различным числам в пределах солнечного календаря.
Календарные системы другого типа, именуемые обычно связанными или лунно-солнечными, ставили своей задачей установить со-

-17-

 

ответствие между двумя величинами: продолжительностью солнечного тропического года (= 365,2422 суток) и лунного месяца (=29,5306 суток).
Солнечный год не содержит в себе полного количества лунных месяцев. Поэтому указанное выше соответствие может быть достигнуто только при условии, если какой-то (строго рассчитанный), период будет заключать в себе определённое количество календарных лет продолжительностью в 12 лунных месяцев и некоторое число лет, имеющих по 13 лунных месяцев. (Частное от деления 365,2422 на 29,5306 будет больше 12, но меньше 13). Задача построения лунно-солнечного календаря была разрешена монголами.
Ниже, при изучении систем летосчислений народов СССР мы столкнёмся и детально познакомимся с обеими указанными календарными системами: свободной лунной (мусульманской) и связанной лунно-солнечной (тюрко-монгольской).
^ § 9. Эры. Для того, чтобы ориентироваться в хронологических данных, далеко не достаточно одного знакомства с разными видами календарей, применявшимися в прошлом различными народами. Необходимо знать также эры этих народов, т. е. системы счёта лет от того или иного исходного момента. Ведь совершенно очевидно, что какой-бы календарный год ни имелся в виду, солнечный или лунный, блуждающий или високосный, - этот год, независимо от своей продолжительности, должен иметь какой-то порядковый номер. Он должен быть таким-то по счёту от какой-то даты, принятой за основу летосчисления. Самый термин "эра", как предполагают, складывается из четырёх начальных букв отдельных слов следующей фразы: "ab exordio regni Augusti", т. е. "от начала царствования Августа" (aera - эра). Такое происхождение слова объясняется тем, что в ряду различных систем летосчисления, употреблявшихся в прошлом, одно время пользовалась распространением "эра Августа" (в Александрии).
В основе эр различных народов часто лежат даты каких-либо событий, имевших в своё время политическое значение, например, начальные даты правления царей или высших должностных лиц и т. д. Но эры отнюдь не обязательно должны носить реальный характер. Большим распространением пользовались также фиктивные эры, за исходный пункт которых принимались явно вымышленные мифические события, например, "сотворение мира" или основание Рима, год которого в действительности не известен. Фиктивный характер эры отнюдь не мешает точности датировки событий, реально имевших место в истории. Ведь для правильности счёта важно лишь соблюдение точности для тех промежутков времени, которые отделяют друг от друга подлежащие датировке факты. Но абсолютно не имеет значения достоверность или же вымышленность исходной точки, от которой ведётся счёт.
При изучении русской хронологии следует обратить внимание на две эры (обе фиктивные): от "сотворения мира" и от "рождества христова". Первая система летосчисления была принята в Византии, оттуда перешла в Россию (после принятия последней

-18-

 

христианства) и (применялась в русских источниках до 1700 г. С этого времени Россия перешла на христианскую эру.
Христианская эра, или система летосчисления от "рождества христова" была создана искусственно римским монахом Дионисием Малым в VI в. н .э. В его время была в ходу так называемая "эра Диоклетиана", т. е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана. Путём разных фантастических вычислений года рождения Христа, Дионисий отнёс это мифическое событие ко времени за 284 года до начала эры Диоклетиана, или другими словами, приравнял начальный год царствования последнего к 284 г. христианской эры.
Эра Дионисия принята в настоящее время большинством культурных народов. В России она вошла в употребление, как указано, с Петра I.
^ § 10. Задачи конкордации и редукции хронологических дат. Разнообразие систем датировок, с которыми сталкивается исследователь при изучении исторических источников различных времён и народов, выдвигает необходимость их согласования. Поэтому хронология, как вспомогательная историческая дисциплина, ставит перед собою две задачи: 1) конкордации и 2) редукции хронологических дат.
Конкордация дат состоит в установлении взаимоотношения между различными системами летосчисления (календарями и эрами). Редукция заключается в выработке принципов перевода дат с одной хронологической системы на другую (с учётом разницы в календарном счёте и эре).
В дальнейшем предметом нашего рассмотрения будет древнерусская хронология и хронологические системы различных народов СССР. Мы должны будем указать на принципы конкордации и ознакомиться с методами редукции дат, встречающихся в источниках по истории древней Руси и народов СССР, - на эру от "рождества христова".

^ II. ДРЕВНЕ-РУССКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

^ § 1. Древне-русское обозначение цифр. Прежде чем говорить о характере древне-русских хронологических систем, необходимо познакомиться с древне-русским обозначением цифр, отличающимся от современного. Ведь совершенно очевидно, что для того, чтобы переводить даты со старинного летосчисления на нашу эру, надо предварительно ещё научиться их читать.
Принятое в настоящее время большинством культурных народов так называемое арабское обозначение чисел, построенное на различных комбинациях девяти цифр с нулём, в России вошло в обиход только в начале XVIII в. В до-Петровской же Руси применялась цифровая система, заимствованная из Византии. Эта система не знала нуля, в силу чего особые знаки требовались не только для единиц, но и для десятков и сотен. Такими знаками служили соответственные буквы алфавита: в Византии - греческого, в России - славянского. А так как славянский алфавит возник под зна-

-19-

 

чительным воздействием греческого, то совершенно естественно, что и числовое значение отдельных русских букв было установлено по византийскому образцу. Таким образом, каждая буква выполняла двойную роль: знака, служащего с одной стороны - для словообразования, с другой - для указания определённого числа. Чтобы выделить буквы в этой последней роли, в значении цифр, над ними ставился особый значёк ~ (титло). Например:

_
А=1 1)

Первым десяти цифрам соответствовали следующие буквы славянского алфавита: 2) 

__  
1 - А (аз)
__  
2 - В (веди)
__  
3 - Г (глаголь)
__  
4 - Д (добро)
__  
5 - Е (есть)
__  
6 - S (зело)
__  
7 - З (земля)
__  
8 - И (иже)
__  
9 - Q (фита)
_  
10 - i (и десятиричное)


Мы видим прежде всего, что при обозначении чисел буквами сохраняется последовательность алфfвита; но с некоторыми исключениями: так почему-то пропущены "б" и "ж". С другой стороны, "q", занимающая последнее место в. славянской азбуке, перешла в данном случае на девятое место. Причины этих, на первый взгляд непонятных отступлений от основного принципа построения системы чисел, станут ясными, если мы обратимся к греческому прообразу славянской азбуки. В греческом алфавите отсутствуют специальные буквы "б" и "ж", поэтому они не имеют числового значения и в русской письменности. В то же время буква "фита" в греческом алфавите следует непосредственно за "и", - это же место она сохраняет и в древне-русском числовом ряду. Следует отметить наличие двух букв, и по гречески, и по славянски обозначавших звук "з". Им соответствуют две отдельных цифры. То же надо сказать и относительно звука "и". Для письменного его выражения существуют две буквы. Соответственно их числовому значению (восемь и десять), они называются: "и восьмеричное" и "и десятиричное".
Для обозначения числительных от 11 до 19 включительно служат буквы, принятые для соответствующих единиц (1-9) в сочетании с буквой-цифрой:

_
i - 10

При этом единицы обязательно занимают первое место, десяток - второе:
___________
1) В дальнейшем титло условно обозначается чёрточкой над буквой.
2) В виду отсутствия типографских знаков для обозначения древне-русских букв, последние даются в современном начертании.

-20-

 

__
11 - аi
__
12 - вi
__
13 - гi
__
14 - дi
__
15 - еi
__
16 - si
__
17 - зi
__
18 - иi
__
19 - qi


Такой порядок расстановки цифр вполне отвечает, нашему произношению. Мы говорим: одиннадцать, двенадцать, тринадцать, т. е. - один, два, три на десять (сначала - единицы, потом - десяток).
Десятки от 20 до 90 включительно обозначаются буквами славянской азбуки, следующими зa "i" (десять), при чём замечающееся в некоторых случаях нарушение строго алфавитной последовательности объясняется, как мы отмечали это и ранее, влиянием особенностей греческого алфавита.

__  
20 - к (како)
__  
30 - л (люди)
__  
40 - м (мыслете)
__  
50 - н (наш)
__  
60 - x (дифтонг "кси", т. е. знак, обозначающий два звука: "к" и "с"; в современном алфавите отсутствует)
__  
70 - о (он)
__  
80 - п (покой)
__  
90 - ч (червь)


Сочетание десятков, в пределах 20-90, с единицами происходит в порядке, обратном тому, который мы могли наблюдать для числительных 11 - 19. Именно, в числовом ряду десятки предшествуют единицам: Например:

___  
23 - кг  
___  
35 - ле  
___  
41 - ма  
___  
58 - ни  
___  
74 - од  
___  
97 - чз и т. д.


Подобное расположение цифр опять-таки подчиняется нашему произношению. Мы говорим - тринадцать, т. е. три на "дцать" (десять): ранее называем единицы. Но в то же время: тридцать пять, т. е. сначала произносим десятки.

-21-

 

Для обозначения сотен берутся следующие буквы алфавита по порядку. Некоторое незначительное отступление от этого принципа не должно нас смущать, т. к. мы с ним сталкивались уже ранее и его причины нам понятны. Это - отражение греческой структуры алфавита, с которым славянский имеет некоторые расхождения.

__  
100 - р (рцы)
__  
200 - с (слово)
__  
300 - т (твердо)
__  
400 - у (ук)
__  
500 - ф (ферт)
__  
600 - х (хер)
__  
700 - y (дифтонг "пси", т. е. знак обозначающий два звука: "п" и "с"; в современной азбуке отсутствует)
__  
800 - w (дифтонг "от": большое "О" - греческая "омега" и над ней маленькая буква "т")
__  
900 - ц  


В сочетании с десятками и единицами сотни всегда стояли на первом месте, а десятки и единицы располагались по указанным выше правилам.
Например:

____
125 - рке
___
319 - тqi
_____
684 - хпд
___
913 - цгi


Для обозначения тысяч особых букв не существовало. В этих целях использовались буквенные выражения тех цифр, которые указывали на количество тысяч. Для того, чтобы показать, что имеются в виду именно тысячи, к соответствующим буквам - цифрам присоединяется слева внизу особый значёк. Например:

__
1 000 - ‡а
__
2 000 - ‡в
__
3 000 - ‡г
__
5 000 - ‡е
_
10 000 - ‡i
__
20 000 - ‡к
__
50 000 - ‡н

-22-

 

__
100 000 - ‡р
__
500 000 - ‡ф


При этом надо учитывать, что если количество тысяч не могло быть выражено одной буквой, то соответствующий тысячам значёк обязательно сопровождал каждую из букв, участвовавших в обозначении количества тысяч. При несоблюдении этого условия буквенное выражение приобретало другое числовое значение. Например:

_________
‡ф‡м‡в - 542 000
______
‡фмв - 500 042
_______
‡ф‡мв - 540 002


В первом примере все три буквы указывают на количество тысяч, в остальных - только одна или две цифры, а остальные сохраняют своё обычное значение десятков и единиц.
В некоторых рукописях приводятся особые сокращенные обозначения для крупных чисел (10000 и выше), но нам нет надобности на этом подробно останавливаться. Наша задача ограничивается приобретением навыков для прочтения дат, а самые большие цифровые выражения дат по древне-русской системе летосчисления укладываются в пределы семи тысяч.
Как уже было указано, над буквами, имеющими цифровое значение, обычно ставилось особые значки (титла). Большею частью над единицами и десятками ставилось одно титло, над сотнями и тысячами в отдельности по титлу. Например:

__ __ ____  
‡В Р КВ (2122)

Иногда встречается общий значок над всем числом:

__________  
‡ГСМД (3244)

Наконец, в документах часто попадаются и различные другие варианты: титла над каждым буквенным знаком, употреблявшимся в значении цифр, в том числе и над десятками и единицами в, отдельности

__ __ __ __  
(‡Д Т М В - 4342);

титла над одними тысячами, или над тысячами и сотнями, причём десятки и единицы остаются без значков над ними

__ _____  
(‡З МВ - 7042)

и т. д.
Иногда буквы в значении цифр сопровождались с обеих сторон точками, однако, десятки и единицы при этом обычно не отделялись друг от друга при посредстве точек. Но и это не являлось постоянным правилом. Мы можем встретить несколько различных вариантов буквенного обозначения одного и того же числа: точки или выделяют каждую цифру - букву, или отсутствуют совершенно, или же, наконец, сопровождают не все цифры, а только некоторые из них, например, десятки и единицы остаются не разделёнными. Так число 3042 может быть обозначено буквами следующим образом:

__ __ __ __ __ __ __ __ __
или ‡Г. М. В. или ‡Г. М В или ‡Г М В.

Знакомство с древне-русской цифирью очень важно, т. к. оно даёт возможность

-23-

 

историку прочесть даты имеющиеся в документах до XVIII столетия, когда в России вошло в употребление арабское обозначение цифр.
^ § 2. Римские цифры. Говорить об арабском обозначении цифр нет надобности, т. к. оно общеизвестно. Но необходимо ознакомиться с так называемыми римскими или латинскими цифрами, бывшими в употреблении в древнем Риме и часто встречающимися в русских документах более позднего времени. Для цифр первого десятка были приняты следующие знаки: I-1, V - 5, X-10. Остальные цифры в пределах первого десятка обозначались теми же тремя знаками в сочетании с (единицей). Поставленная слева, цифра I уменьшала число на одну единицу, будучи помещена cnpaва, соответственно увеличивала его. Так получались цифры: II - 2, III -3, IV -4, VI -6, VII -7, VIII -8, IX -9.
Как видим, каждый из знаков (V, X) использовался для образования чисел пять раз. Помимо того, что он обозначал определённую цифру, его комбинации с I давали одно число на единицу меньше данного и три числа - на единицу превышающие данное. Та же система применялась и для цифрового обозначения десятков. Они получались из аналогичных комбинаций двух цифр: L (50) и C (centum - 100) - с одной .стороны, и X (10) - с другой. Таким образом, Х=10, XX = 20 , XXX = 30, XL =40, L = 50, LX = 60, LXX = 70, LXXX = 80, XC = 90, С =100.
В двузначных числах вначале указывались десятки, затем единицы. Например: 79 = LXXIX, 94 = XCIV, 58 = LVIII.
При обозначении сотен фигурируют комбинации цифр: С (100), D (500) и М (mille -1 000). Система остаётся та же, какая принята для единиц и десятков. Поэтому: С=100, СС=200, ССС=300, СD=400, D = 500, DC = 600, DCC = 700, DCCC = 800, DCCCC = 900, M=1000.
В трёхзначных числах последовательно идут сотни, десятки, единицы. Например: 348 = CCCXLVIII, 724 = DCCXXIV, 999 = DCCCCXCIX и т. п.
^ § 3. Древне-русская (византийская) система летосчисления. В древней Руси, как говорилось выше, была принята та же система летосчисления, которой придерживалась Византия. Именно, счёт лет велся от "сотворения мира". При этом исходили из предположения, что от "сотворения мира" до "рождества христова", или до эры, принятой большинством народов в настоящее время, прошло 5508 лет. Так продолжалось до конца XVII в., и только с 1700 г., по указу Петра I, Россия перешла на эру Дионисия, т. е. на летосчисление от "рождества христова". Вплоть до самой Октябрьской революции Россия пользовалась Юлианским календарём.
Принимая во внимание указанное выше количество лет (5508 или 55 с лишним сотен), отделяющих эру от "сотворения мира" от эры Дионисия, мы можем вывести следующую таблицу основного соответствия между обоими системами летосчисления (конкордации дат). (См. таблицу I).

-24-

 

^Таблица I

Соответствие между системами летосчисления от "сотворения мира" и от "рождества христова".

В таблице приведены обозначения столетий только для периода с Х по XVII вв. включительно, т. к. для времени, предшествующего X столетию, в древне-русских документах не встречаются точные датировки, а с XVIII в. уже входит в употребление система летосчисления от "рождества христова" и даты по Византийскому летосчислению больше не встречаются в источниках.
Правила точного перевода дат с летосчисления от "сотворения мира" на современное будут даны ниже, в специальном разделе. Сейчас же необходимо познакомиться с некоторыми особенностями в обозначении дат в древне-русских документах, затрудняющими для неподготовленных лиц их понимание.
^ § 4. Древне-русское обозначение дат. Надо иметь в виду, что в датах XV в. часто опускаются цифры тысячелетий и столетий и указываются только десятилетия и единицы годов. Например: "в лето (т. е .в году) 79". На месте недостающих в документе тысяч и сотен лет следует в этом случае подставить цифру 69. Следовательно, в полном виде дата будет выглядеть так: 6979.
Точно так же в обозначениях дат XVII в. постоянно отсутствуют цифры тысячелетий и оставлены указания лишь на сотни, десятки и единицы лет, например: "лета (т. е. года) 142". В этом лучае надо дополнить пропущенную в документе цифру - 7 тысяч - и прочесть всю дату как: 7142.
Подобные сокращения, как мы прекрасно знаем, не являются особенностью только древне-русской системы датировки. Ведь и в наше время часто говорят: "в 43-м году" (вместо: в 1943-м году), "Отечественная война 812-го" или просто "12-го года" (вместо: 1812-го года), "Революция 905-го" или "5-го года" (вместо: 1905 года) и т. д.
___________
1) Многоточия указывают, что вслед за цифрами законченных столетий, должны итти соответственные обозначения десятков и единиц лет текущего века.

-25-

 

Даты в древне-русских документах иногда указываются в цифрах (в виде буквенной цифири), иногда же приводится их словесное выражение. Так для 7074 года, например, мы можем встретить следующие обозначения: или

  ______
"лета (т. е. года)1) ‡ЗОД"

или "лета семь тысяч семьдесят четвёртого". В ряде случаев только часть даты дана при посредстве буквенной цифири, а другая часть названа словами. Например, для приведенного выше случая вполне возможны и такие варианты:

  __  
"лета ‡З семьдесят четвертого";

или

  ____  
"лета ‡ЗО четвертого".

При этом надо иметь в виду разницу между древне-русским словесным выражением чисел в пределах второго десятка и наименованием последующих десятков. Количественные и порядковые числительные от 11 до 19 включительно образуются из сочетания названий единиц, суффикса "на" и слова "десять". Например, "в лето первоенадесять" (в 11-м, т.е. 6911-м году); "лета семь (или седмь) тысяч четвёртогонадесять" (7014 года); "лета семь тысяч пятогонадесять" (7015 года) и т. д.
Названия десятков от 20 до 90 включительно складываются из присоединения к названиям единиц слова "десять" (без суффикса "на"). Например: "лета девятьдесять первого" (91 года, т. е. 6991 года); "лета семь (или седмь) тысяч (или тысящ) четыредесять пятого" (7045 года); "лета семь тысяч двадесять пятого" (7025 года) и т. д.
При указании столетий иногда приводятся имеющие значение сотен буквы-числа, в других же случаях документы пользуются буквами-числами, указывающими на соответствующие единицы, и сопровождают их словами: сот-сотен. Например: обозначение 6901 года может встретиться в документах в различных вариантах: или

  ____  
" ‡SЦ первый".

или

  ____

 

" ‡SQ

сот первый".

 

__

 

__

Вспомним, что

Ц

- 900, a

Q - 9.
             

Приводя даты в виде порядковых числительных, документы в некоторых случаях (согласно с современными правилами) придают грамматическую форму "который" только последним знакам многозначного числа. В других случаях порядковую форму получают словесные выражения всех (или почти всех) цифр даты. Например, для 6936-го года могут быть употреблены разные обозначения: "в лето шесть тысяч девятьсот тридесять шестое" или "в лето шесть тысячное и девятьсотное тридесять шестое". Точно также:

  __ __ ____
"в лето ‡S Ц ЛГ-е"

или же

  __   __   ____
"в лето ‡S -ное Ц -ное ЛГ-е".

Наконец, следует упомянуть, что буквы-цифры, обозначавшие дату, писались как в слитной форме

  ______  
("в лето ‡SЦН - 6950"),

так и отделялись друг от друга союзом "и"

  __   __   __
("в лето ‡S и Ц и Н").

^ § 5. Перевод дат (редукция) с древне-русской (византийской) эры на современную. Мартовский, и сентябрьский календарные стили.
После того, как историк прочитает имеющуюся в документе
___________
1) Слово "лето" употребляется в древне-русских источниках не только в значении "сезона", но преимущественно в смысле "год".

-26-

 

дату, он должен дать ее перевод на наше летосчисление. На первый взгляд эта задача больших трудностей не представляет. От "сотворения мира" до "рождества христова", как уже было указано, считалось 5508 лет. Поэтому для перевода даты с византийской эры на современную (эру Дионисия), очевидно, как правило, следует вычесть из этой даты цифру 5508. Например, мы встречаем в источнике указание на 7148 год от "Сотворения мира". 7148-5508 =1640. Следовательно, имеется в виду 1640 год от "рождества христова".
Однако, это общее правило требует уточнения. Надо иметь в виду, что в древней Руси до конца XVII в. новый год начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). Только при Петре I, с 1700 г., одновременно с переходом на эру от "рождества христова" было решено началом года считать 1 января. До Петровской же реформы существовало два основных календарных стиля, отличных от современного: мартовский, согласно которому новогодие (подобно римскому обычаю) приходилось на 1 марта, и сентябрьский (заимствованный из Византии) с новогодием, падающим на 1 сентября. Самые термины "мартовский, сентябрьский год", "мартовский, сентябрьский стиль" не встречаются в источниках, а принадлежат позднейшим исследователям. До 1492 (7000) года, как полагают исследователи, оба стиля существовали параллельно. С 1492 г. завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский.
Надо иметь также в виду, что мартовский календарный стиль представлял в свою очередь несколько вариантов (ультра-мартовский, цирка-мартовский), о которых скажем ниже.
Всё это нужно учитывать при переводе дат с византийской эры на современную.
Предположим, нам дана дата какого-то исторического события - 6758 г. При этом нам известно, что это цифровое обозначение года приведено по календарному стилю, согласно которому год начинался с 1 марта и заканчивался 28 февраля. А соответствующий 6758 году, 1250 год нашей эры (6758 - 5508 = 1250) начинается, как мы знаем, с 1 января, т. е. на два месяца раньше и кончается 31 декабря. Отсюда совершенно очевидно, что первые два месяца (январь и февраль) 1250-го года приходятся не на 6758-й, а на более ранний, 6757 год от "сотворения мира". Январь же и февраль 6758 года, заканчивающие по старинному календарю этот год, придутся уже на 1251 год эры от "рождества христова".
Таким образом, вытекает следующее правило перевода дат с византийской эры и мартовского календарного стиля на современное летосчисление и январский календарный стиль. Цифра 5508 вычитается только для тех исторических событий, которые произошли в один из месяцев с марта по декабрь включительно. Если же, событие случилось в январе или феврале, то вычитаемым при переводе служит число 5507.

-27-

 

Возвратимся к нашему примеру с 6758 годом. Если эта дата сопровождается в источнике указанием, скажем, на 15 февраля, то руководствуясь только что сформулированным правилом, мы получим при переводе 15 февраля 1251 года (6758 - 5507). Если же в источнике будет иная ссылка, например, на 7 сентября, то применение указанного правила даст 7 сентября 1250 г. (6758-5508).
Очень часто в источниках отсутствуют точные указания на месяц и число, и дело ограничивается глухой ссылкой на год. В таком случае мы лишены возможности дать точный перевод даты на наше летосчисление и вынуждены ограничиться датировкой в пределах двух возможных годов по эре от "рождества христова". А для этого следует прибегнуть в качестве вычитаемого к обоим цифрам: и к 5507, и к 5508.
Теперь остановимся на тех датах, которые приводятся в источниках по сентябрьскому календарному стилю. Выше, в качестве примера, мы брали 7148 год от "сотворения мира". Он начинается с 1 сентября и заканчивается 31 августа. А соответствующий ему 1640 (7148-5508) январский год нашей эры наступит только 1 января, следовательно, на четыре месяца позднее. Поэтому первые четыре месяца 7148 года (сентябрь-декабрь) придутся не на 1640 год от "рождества христова", а на 1639-й. С другой стороны, сентябрь-декабрь месяцы 1640 года январского календарного стиля нашей эры падают на 7149 год сентябрьского календарного стиля византийского летосчисления.
Выводим следующее правило: если событие, датированное по византийской эре и по сентябрьскому календарному стилю, произошло в период с января по август включительно, то для перевода даты этого события на нашу эру следует из цифрового обозначения года вычесть 5508. Для событий, падающих на период с сентября по декабрь включительно, вычитаемым является цифра 5509.
Поэтому при сентябрьском календарном стиле: 18 июля 7148 г. = 18 июля 1640 г. (7148 - 5508); 5 ноября 7148 г. = 5 ноября 1639 г. (7148 - 5509).
Если месяц сентябрьского стиля, на который падает событие не указан, вычитаем из даты, подлежащей переводу, оба числа - 5508 и 5509 и производим датировку по нашей эре в пределах двух ближайших лет (в данном случае 1639 и 1640 гг.).
Общая формула перевода может быть также выведена при помощи таблицы, графически изображающей соотношение между календарными стилями: а) январским (современным) и мартовским и б) январским (современным) и сентябрьским. (См. таблицу II).
Поскольку мартовский год начинается и оканчивается на два месяца после январского, совпадающими в обоих календарных стилях оказываются месяцы с марта по декабрь включительно. Обозначив подлежащую переводу на нашу эру дату мартовского стиля от "сотворения мира" через букву N, а искомый год январского стиля современного летосчисления через X, найдём, что X для периода с марта по декабрь включительно = N - 5508. Январь и февраль N-ного (мартовского года захватят уже следующий,

-28-

 

^Таблица II

Соответствие январского, мартовского и сентябрьского календарных стилей

 

(Х + 1)-й январский год. Для того, чтобы определить, чему равен X + 1 (дата по современному летосчислению, соответствующая мартовскому стилю византийской эры для января и февраля), подставляем вместо X его значение: N - 5508. Получается следующее равенство: X + 1 = N - 5508 + 1 = N - 5507.
Сентябрьский год начинается и кончается на четыре месяца раньше январского. Поэтому для дат сентябрьского стиля уравнение X = N- 5508 имеет силу в пределах периода с января до сентября. Месяцы с сентября по декабрь включительно N-ого сентябрьского года падают на предшествующий, (X-1)-й январский год. Заменив X равнозначным ему выражением: N - 5508, находим уравнение: X - 1 = N - 5508 - 1 - N - 5509. Эта формула и вступает в силу при переводе дат с византийской эры на современную для сентября-декабря сентябрьского стиля.
^ § 6. Ультра-мартовский и цирка-мартовский календарные стили.
Хорошее знакомство с мартовской и сентябрьской календарными системами представляет особенно большое значение для изучения древне-русской хронологии.
В качестве разновидности мартовского года мы встречаемся ещё в источниках с датировкой на основе календарного стиля, называемого исследователями ультра-мартовским. Его сходство с

-29-

 

мартовским включается в том, что новогодие в обоих стилях приходится на 1 марта. Но ультра-мартовский календарный год, в противоположность мартовскому, не запаздывает на два месяца по сравнению с январским, а наоборот, начинается на десять месяцев ранее последнего.
Графически взаимоотношение между мартовским, ультра-мартовским и январским календарными стилями можно выразить в виде таблицы III.

^Таблица III


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 393;