Концепция «осевого времени» Карла Ясперса



Nbsp;

Историософские этюды. II. Человек и человечество

 

Исторический процесс складывается из действий людей. Исходя из этого, некоторые историки пришли к выводу, что предметом их науки является человек. Такова, в частности,  точка зрения школы «Анналов». «В самом деле … предметом истории является человек» (Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973. С. 18).

Еще раньше российский философ Владимир Францевич Эрн (1882 – 1917 гг.) на вопрос о том, «что должно быть познанным в истории?», отвечал: «…Необходимо… каждую отдельную индивидуальную жизнь познать во всем объеме и ее внутреннем содержании и ее внешнего воздействия на окружающее…. Это значит, что нами должен быть познан безусловно всякий из тех миллиардов людей, которые жили на земле и которые ведь все безусловно вошли в исторический процесс.

Только когда мы будем знать о каждом человеке все, т.е. когда мы узнаем во всей полноте всю бесконечную массу его всех мыслей, всех чувств, всех переживаний, а также всю совокупность воздействий, полученных им от других, а также произведенных им от себя на других, только тогда заполнятся действительно фактическим содержанием те грубые, часто возмутительно грубые, и пустые схемы, которыми историки хотят подменить познание того, что было в истории, и только тогда обрисуется во всей полноте нормальный образ исторического познания».

(Эрн В.Ф. Методы исторического исследования и книга Гарнака «Сущность христианства»/ Сочинения. М., 1991. С. 249-250)

Вместе с тем, совершенно очевидно, что историки никогда не знали и никогда не будут знать всего о каждом участнике исторического процесса. Более того, такое знание совсем и не нужно для понимания смысла истории. Отдельные люди никогда не были и никогда не станут субъектами исторического процесса. Отсюда логичен вывод - не индивиды, а их объединения являются объектами исторического исследования.

Спор между специалистами идет о том, какая общность людей следует считать субъектом истории, изучение которого позволит понять ее смысл и движущие силы. Одни признают таковыми социальные группы (классы), другие - отдельные народы (согласно Г. Гегелю – т.н. «всемирно-исторические») , третьи - нации и государства.

Сегодня существуют два основных подхода к исследованию динамики человеческой истории. В рамках одного из них, который обычно называют цивилизационным, исторический процесс рассматривается как кругооборот неких образований (цивилизаций, культурно-исторических типов, суперэтносов), имеющих собственную, совершенно самостоятельную историю, определенное время жизни, проходящих фазы рождения, зрелости, заката и распада, свои древность, средние века и новое время. В крайних вариантах этого подхода отрицается любое сходство между этими «отдельными человечествами» сменяющими друг друга в определенном географическом пространстве.

Сторонники другого подхода убеждены в том, что существует единый процесс поступательного восходящего развития человечества, проходящего определенные, общие для всех народов, стадии в своей истории.

Так, например, христианская философия истории, опирающаяся на Библию, исходит из первоначального единства человечества, происходящего от общих предков, Адама и Евы. Это единство было разрушено во время строительства Вавилонской башни, когда гордыня людей привела к тому, что «смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Книга Бытия, 11,9). В будущем преображенном мире человечество вновь станет единым. Икона, образ этого единства Церковь Христова, Богочеловеческий организм, соединяющий верующих в таинстве Евхаристии по слову Спасителя: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так они да будут в Нас едино» (Ин.17,21).

Отказ от опоры на Божественного откровения в рамках методологии рационализмаипозитивизмане означал отказа от представлений о едином процессе восходящего развития человечества. В XIXвеке утверждаетсястадиальныйподходк рассмотрениюистории. В европоцентристском его варианте общепринятым стало деление прошлого на три поступательные стадии – Древность, Средние века, Новое время.

 

Американский этнограф Льюис Морган в получившей широкую известность работе «Древнее общество» (1877 г.) писал, что каждое человеческое общество проходит через три ступени развития: дикость, варварство и цивилизацию. Дикость - ступень развития от возникновения человека до появления гончарного дела. Морган выделяет три уровня ее: низшую, среднюю и высшую. Низший завершается на этапе освоения человеком искусства рыбной ловли и овладения огнём; средний - с изобретением лука и стрел; высший - с овладением гончарным делом, когда происходит переход к варварству, длящемуся до появления письменности и уступающему место цивилизации

 

В марксистской концепции исторического материализмапериодизация исторического процесса дается через смену общественно-экономических формаций, характеризующихся определённой ступенью развития производительных сил общества (средства производства и люди, приводящие их в действие) и соответствующими им экономическимипроизводственными отношениями (базис общества). Конфликт между растущими производительными силами и сковывающими их отжившими производственными отношениями (прежде всего, отношениями собственности на средства производства) приводит к переходу от более низкой к более высокой формации

Карл Маркс выделял три эпохи (формации) всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические доклассовые общества); 2) вторичная, или «экономическая» общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства; 3) коммунистическая формация.

«Канонизация» концепции общественно-экономических формацийбыла осуществлена И. В. Сталиным в «Кратком курсе истории ВКП (б)» (1938 г.) в форме так называемой «пятичленки» - первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. С конца 30-х годов XXвека формационный подход в таком виде утвердилсяв отечественной исторической науке в качестве единственно научного. 

Американский мыслитель Уолт Ростоу(1916 - 2003гг.) положил в основу периодизации человеческой истории технический прогресс. Исходя из этого критерия он выделил пять стадий развития человеческого общества, две из которых являются промежуточными:

Традиционное общество –аграрное, с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.

Переходное общество -создание предпосылок для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.

Стадия «сдвига» - промышленные революции и следующие за ними крупные социально-экономические и политические преобразования.

Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции и ростом городов.

Эра «высокого массового потребления», в которой важнейшей характеристикой является значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики.

 

Близкая к теории «стадий роста»У. Ростоуконцепция «постиндустриального общества» выделяет три этапа вобщественном развитии:

Аграрный (доиндустриальный), в котором определяющей является сельскохозяйственная сфера, а главные структурами церковь и армия.

Индустриальный, на котором определяющей является промышленность, а главными структурами корпорация и фирма.

Постиндустриальный, когда определяющими являются теоретические знания, а главной структурой - университет, как место их производства и накопления.

 

Концепция «осевого времени» Карла Ясперса

Немецкий философ и психолог Карл Теодор Ясперс в работе «Истоки истории и ее цель» (1948 г.) дал свою версию всемирно-исторического процесса, на которой хотелось бы остановится более подробно.Методологической основой ее стал экзистенциализм - философское течение, выдвигающее на передний план уникальность человеческого бытия. Экзистенциализм утверждает наличие в человеке несколько уровней, которые осознаются по мере познания им самого себя:

Первый – «тело». Это особь, связанная с природой, стремящаяся к удовлетворению своих потребностей, руководствующаяся, как все живое, инстинктом самосохранения, ищущая удовольствия и избегающий страдания, желающая обеспечить свое существование в будущем. Общение людей вызывается необходимостью. Объединение их исключительно утилитарно. Оно- не цельжизни, но средство выживания перед лицом опасности, исходящей от природы или враждебного окружения.

Второй уровень -«душа». Здесь человек осознает себя частью некого целого. Отношения между индивидуумами предстают как связь между частями единого организма: семья – род – этнос – нация - цивилизация. Это целое определяет место и значение личности. Здесь уместна аллегория с погружением в океан: на поверхности видны отдельные острова – при погружении они сливаются в архипелаги, архипелаги - в материки, а последние в итоге соединяются в единую твёрдую оболочку Земли – литосферу.

Третий уровень - «экзистенция», «ядро» личности (дух, монада). Экзистенция  непостижима не только для естественно-научного, но и для философского познания. Но за границей знания не «ничто», а «нечто»- сущее, но непостижимое, трансцендентное. Оно является предметом не научного, а интуитивного постижения, подвластно не разуму, а вере. Там человечество сливается в трансцендентной реальности – Абсолютном духе. Осознание этого единства всем человечеством – окончание его истории.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 646; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!