Схема всемирно-исторического процесса по К. Ясперсу.



История берет начало в трансцендентном, им определяется ее ход и смысл. В этом Карл Ясперспринципиально расходится с марксизмом, видящем движущие силы исторического процесса исключительно материальными. В истории всегда была и будет тайна. «Удивление перед тайной само является плодотворным познавательным актом и источником дальнейшего исследования. При этом не следует заранее определять предел достижимого.

Смысл истории - постижение человеком самого себя и человечеством своего единства. В историческом процессе Карл Ясперс выделяет этап, когда закладываются основы понимания этого единства. Этот период - «ось истории» или «осевое время».

Такое понимание близко к христианскому, обоснованному Аврелием Августином, в котором история понимается как линейный процесс, имеющий начало, кульминацию и конец. Кульминация, которую Гегель назвал «осью мировой истории» - явление в мир Сына Божьего.

Однако К. Ясперс считает, что такой подход к определению кульминации истории неправомочен, ибо приемлем только для христиан. Историческая ось должна иметь значение для всего человечества. «Бог являл себя в истории различным образом и … к Нему ведет множество путей».

По Ясперсу «осевое время» - период между 800и200 гг. до н.э. Практически одновременно с точки зрения исторических масштабов в разных местах произошли события, имевшие огромное значение для духовного развития человечества. В Китае воз-никли все направления китайской философии. Здесь творили Кун-цзы (Конфуций, 551 - 479 гг. до н.э.), Лао-цзы (Ли Эр, 604 - ок. 520 г. до н.э.), Мо-цзы (Мо Ди, 480-438 гг. до н.э).

В Индии были созданы «Упанишады» (санскр. «сокровенное знание») или «Веданта», заключительная часть «Вед». Жил и творил Будда (Сиддхарха Гаутама, «ШакьяМуни», 624 –544 гг. до н.э.). В Иране Зороастр ( Заратуштра) создал учение об извечной борьбе добра и зла, Ормузда и Аримана. Поле ее - сердце и душа каждого человека, постоянно совершающего свой выбор между злом и добром, которое неизбежно победит.

На Ближнем Востоке живут и учат пророки, обличающие пороки людей, отвернувшихся от Творца. В Элладе - время великих философов, в числе которых Пифагор (570-490 гг. до н. э.), Сократ (469- 399 гг. до н.э.), Платон (427 -347 гг. до н.э ), Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.).

Источник этого духовного порыва, охватившего пять регионов Земли) непостижим, трансцендентен. С человечеством произошло нечто важное. Происходит разрушение мифологического сознания, господствовавшего до этого. Человек задумывается над смыслом человеческого существования, создает образы и идеи, показывающие, как преодолеть хрупкость бытия, начинает признавать наличие единого трансцендентного Бога.

Суть «осевого времени»- пробуждение духа, начало единой истории человечества, разделенного до этого на локальные, не связанные между собой культуры. Тот факт, что очаги пробуждения духа возникли параллельно в далеких друг от друга обществах  для Ясперса является важнейшим доказательством единства человечества, питаемого из таинственного трансцендентного источника.

Учения философов этой эпохи близки, несмотря на отличия, определяемые средой и религией. Они выделяют человека из окружающего мира, задумываются об истоках человеческого бытия, его смысле и предназначении. Возникает понимание того, что каждый человек - индивидуальность со своим индивидуальным путем. Происходит открытие в человеке того, что позже стало называться личностью.

Осознание не ограничилось кругом философов. Их порыв, в отличие от древних цивилизаций Египта, Месопотамии, Индии и Китая, затронул все человечество, охваченное осевым временем. Новое духовное содержание отразилось и в социально-политическом устройстве мира, получившем живительный глоток свободы.

Порыв осевого времени не получил завершения. Большинство людей, захваченных им, не смогло удержаться на пути, открытом философами и мудрецами. Свобода человека, на которую был направлен порыв, превратилась в анархию. Жизнь в условиях хаоса и беспорядка становилась невыносимой. Выход виделся один – в воссоздании империй, что и произошло практически во всех центрах осевого времени: Китай - империя Цинь Ши Хуанди (III в. до н.э.), Индия - держава Маурьев (IV-IIвв. до н.э.), Европа и Азия - империя Александра Македонского, эллинистические царства, Римская империя.

Казалось, что эти государства будут существовать вечно. Но они распались, как и державы времени великих культур древности. Однако в судьбе двух эпох огромная разница. Древние культуры вскоре оказались почти полностью забытыми и вновь были открыты только в наше время. Они потрясают своей грандиозностью, но остаются совершенно чуждыми нам.

Империи осевого времени сохранили духовное напряжение, которое возникло в осевое время и оно дошло до нас, напоминая о духе той эпохи, не переставшем воздействовать до сих пор. Герои «осевого времени» живут до сих пор в памяти людей.

После падения империй осевого времени во всех охваченным им областях одна за одной следовали периоды воюющих государств, разрухи, переселения народов, эфемерных завоеваний и кратких мгновений высоких созиданий.

Новый импульс движению к единству человечество получает в эпоху науки и техники, которая, по мнению К. Ясперса, может привести к новому, второму осевому времени, которое откроет путь к возникновению единого человечества.Оно станет возможным в том случае, если осознанно поддерживать в настоящем те факторы и тенденции, которые ведут к нему. Среди них, наряду с техническим прогрессом и экономическими связями, Карл Ясперс указывает на становящееся политическое единство мира. Но главное упование его –тенденция к философской вере.

Карл Ясперс убежден - эпоха Нового времени с его уверенностью во всемогуществе человеческого разума, единственного источника познания, уходит в прошлое. Человек кроме знания, нуждается в вере, которая заполняет сокровенные глубины человеческой личности, недоступные разуму.

Возможна ли единая вера единого человечества? Карл Ясперс убежден в этом. При этом он пишет, что нет необходимости в новом Откровении, объединяющем народы. Откровение уже свершилось через Библию. Его необходимо восстановить и очистить от искажений.

Но что делать с множеством религиозных конфессий, разделяющих людей? Как преодолеть религиозную рознь? Путь один - сохранение свободы многочисленных верований, существующих сегодня в их исторических формах, при двух условиях:

Во-первых, каждая вера может распространяться лишь с помощью мирных духовных средств;

Во-вторых, необходимо противодействовать любой нетерпимости и претензии на исключительную истинность какой-либо религии.

Тогда разъединенные по своим историческим путям люди увидят объединяющую их истину - Любовь. В настоящее время ее знают лишь единицы. Они рассеяны по земному шару, но связаны друг с другом в незримом союзе (ВК – «внутренняя Церковь», о которой писал Аврелий Августин), который устоит в любой катастрофе. Встречаясь, они вселяют друг в друга силу, мужество и бодрость. Они знают, что каждый должен осуществить то, что соответствует его возможностям. Они живут и действуют во имя разума, истины и любви. Они постоянно ощущают поддержку Бога, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4,16).

Когда человечество постигнет эту объективную истину, то закончится исторический процесс. Наступит «царство Божие на земле». Если же этого не произойдет, то у истории будет другое завершение.

Антропосфера и Ноосфера.

Наряду с философией экзистенциализма представление о человечестве как едином многомиллиардном организме начинает утверждаться и в естествознании. Появляется термин антропосфера, характеризующий одну из оболочек Земли наряду с литосферой (твердой оболочкой), гидросферой (водной оболочкой), атмосферой (воздушной оболочкой) и биосферой (растительный и животный мир). Впервые этот термин использовал в 1902 году Дмитрий Николаевич Анучин (1843 - 1923), русский географ, антрополог, этнограф, археолог.

Сегодня термин антропосфера истолковывается как совокупное человечество (человечество как совокупность индивидов) и как преобразованная человеком ниша в биосфере земли. Последняя иногда отождествляется с термином ноосфера («сфера разума»), который неоднократно использовал выдающийся российский и советский ученый и мыслитель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). В отечественной науке с отсылкой на его творческое наследие под ноосферой «понимают ту область биосферы, которая находится под влиянием человеческой активности, и поэтому многие ее процессы в принципе могут быть управляемы и направляемы человеком» («Философский словарь»).

Под ноосферой также понимают «качественно новый этап эволюции биосферы, детерминированный историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Становление этого этапа связано… со следующими параметрами:

- планетарным характером человеческого бытия и единством человеческого рода;

- соизмеримостью человеческой деятельности по преобразованию природы земной поверхности с геологическими процессами;

- развитием демократических форм человеческого общежития;

- интенсивным развитием науки и техники» (Там же)

 

Следует отметить, что сам термин «ноосфера» в научный оборот был введен в 1927 профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870-1954). Причем честь открытия, по его свидетельству,  принадлежала его единомышленнику, выдающемуся мыслителю, богослову, философу и антропологу Пьеру Тейяру де Шардену(1881 - 1955). Потомок Вольтера, он в 18 лет вступил в Общество Иисуса. Через 12 лет, в 1911 году, стал священником.

С 1912 по 1914 год работал в Институте палеонтологии человека при парижском Музее естественной истории. В годы Первой мировой войны служил фронтовым санитаром, сталкавалером ордена Почетного легионза бесстрашие и самоотверженность. Публикует философские и научные размышления по широкому кругу вопросов.

В начале 20-х лекции Тейярде Шардена собирали многочисленную аудиторию благодаря оригинальным идеям, давшим эволюционизму христианское обоснование. Однако его взгляды шли вразрез с официальным учением Католической церкви. После запрещения публиковать теологические работы Тейяр де Шарден отправляется в палеонтологические экспедиции, работая в Монголии, Индии, Индонезии, Африке,Китае. Он был участником открытия останков синантропа.

Вторую мировую Тейяр де Шарден пережил в оккупированном японцами Пекине, откуда не успел эвакуироваться. Здесь были написаны его важнейшие работы, включая «Феномен человека». По возвращении из Китая Тейяр де Шарден после недолгого пребывания во Франции отправился в Нью-Йорк, откуда дважды путешествовал в Африку. Эссе и лекции его ходили в списках. Все основные работы были опубликованы только после смерти (1955).

Изучение наследия Пьера Тейяра де Шардена позволяет утверждать, что ноосферу он однозначно трактовал как особую «оболочку мысли»Земли, «мыслящий пласт», который, «зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных - вне биосферы и над ней».

 

В настоящее время существуют гипотезы, авторы которых пытаются обосновать единство человечества, опираясь философские идеи и естественно-научные достижения второй половины XXвека. Разумеется, гипотезы эти подвергаются критике, часто с позиций – «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Однако, есть правда в известном афоризме: «Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок» (Томас Генри Гексли). Убежден, что не сказали своего последнего слова сторонники идей, высказанных доктором экономических наук, профессором Борисом Ивановичем Искаковым в интервью корреспонденту журнала «Наука и религия» (N4-5 1992г.):


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 758; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!