Развитие образования в XII в.



 

Человеческие ресурсы для функционирования корёской системы управления обеспечивались системой образования и государственных экзаменов. Хотя уже при Тхэджо в Корё выдвигали образованных людей из Силла, а также учредили школы в Кэсоне и Согёне, но и в последующее время готовили образованных людей и энергично проводили образовательную политику по подготовке кадров.

В 11-м году Сонджона (992 г.) в столице был официально открыт своего рода университет – Кукчагам, основаны библиотеки: Писосон – в Кэгёне, Сусовон – в Согёне, и принят так называемый Закон об отборе гражданских чиновников мунсин вольгвабоп, согласно которому столичные чиновники обязаны были ежемесячно писать и представлять сочинения. В Кукчагаме имелось несколько факультетов, а при ване Сукчоне (1095-1105 гг.) там было учреждено издательство (Соджокпхо) и налажен выпуск книг. В начале XII в. при ване Еджоне Кукчагам был преобразован в семь чэ – специальных факультетов, а для поддержки образования учрежден Янхёнго – своего рода стипендиальный фонд. Затем, Еджон учредил в системе дворцового ведомства Помунгак и Чхонёнгак – библиотеки и одновременно научно-исследовательские учреждения, где были сосредоточены собрания в десятки тысяч книг для изучения конфуцианства. Судя по тому факту, что сходными учреждениями были Чипхёнджон в XV в. и Кюджангак в XVIII в., можно полагать, что через каждые 300 лет в больших масштабах возрождалась и развивалась научная политика.

После этого при Инджоне (1122-1146 гг.) в качестве «шести столичных школ» столичных школ были учреждены шесть отдельных учебных заведений: Кукчахак («Школа сынов Отечества»), Тхэхак («Высшая школа»), Самунхак («Школа четырех области знаний»), Юльхак («Юридическая школа»), Сохак («Историческая школа») и Санхак («Счётная школа»). Хотя в Кукчахаке, Тхэхаке и Самунхаке равным образом изучались канонические книги «Уцзин» (5 канонов. – Прим. пер.), «Сяоцзин», «Лунь Юй» и другие конфуцианские произведения, но в Кукчахак принимались только дети гражданских и военных чиновников ни ниже 3-го ранга, в Тхэхак – не ниже 5-го, а в Самунхак – не ниже 7-го ранга. В Юльхак, Сохак и Санхак, являвшиеся школами практического профиля, принимались дети чиновников 8-го ранга и ниже, а также простолюдины. Такие ограничения в приеме в учебные заведения, введенные в начале XII в., свидетельствовали о тенденции в корёской политике делать основной упор на чиновную знать.

Сонджон уделял также большое внимание образованию детей из провинциальных богатых родов (ходжок), и потому заставлял присылать их на обучение в столицу. Целью этого было стремление влить провинциальных ходжок в ряды столичной бюрократии. В 6-м году Сонджона (987 г.) для обучения детей из провинциальных богатых родов в каждую из двенадцати мок было командировано по одному профессору по канонам (кёнхак пакса) и по одному медику (ыйхак пакса), а в 5-м году Инджона (1127 г.) в качестве провинциальных образовательных учреждений в каждом областном центре (чу) было открыто по школе, именуемой хянхак.

Поскольку в результате мер государства по поощрению конфуцианства в стране один за другим появлялись видные конфуцианские ученые, которые повсюду открывали частные школы, численность образованных людей значительно возросла. В середине ХI в., после того, как прозванный «корейским Конфуцием» Чхве Чхун учредил частную школу, известную как Куджэ хактан, было основано еще 12 школ, получивших в то время название «частные школы 12 учеников».

В то время уровень образования в Корё был высок. Об этом можно судить по сведениям побывавшего там при Инджоне посла сунского Китая Сюй Цзина, который в своих записках об этом путешествии «Гаоли туцзин» («Записки о Корё с иллюстрациями») рассказал, что в ванском дворце была библиотека Имчхонгак, где хранились десятки тысяч книг, а почтенные конфуцианские ученые и ученые, жившие при библиотеке (сукса), изучали там науки, и с удивлением сообщал, что в Кэгёне на каждой улице слышны звуки чтения.

Для обеспечения развития образования в Корё издавалось много литературы, а также много книг ввозилось в то время в Корё из сунского Китая. Знаменитый ученый сунского Китая Су Ши, зная о наличии в Корё многих научных сведений и опасаясь, что эти сведения попадут к киданям, даже внес предложение императору не отправлять сунские книги в Корё.

Таким образом, практиковавшаяся со времени правления вана Кванджона система государственных экзаменов кваго стала основным путем отбора чиновников на всем протяжении периода Корё. В её рамках существовали экзамены трех видов: на степень чинса (экзамен чесуроп), заключавшийся в проверке литературных способностей; так называемый экзамен мёнгёноп по проверке знания конфуцианской классики (канонов «Шицзин», «Идзин», «Чуньцю» и др.) и так называемый экзамен чабоп, состоявший в проверке знания юриспруденции, медицины, астрономии, географии и других практических дисциплин. Число людей, сдавших экзамен чесуроп и получивших степень чинса, было в 10 раз больше, чем прошедших экзамен мёнгёноп. Причиной этого была большая потребность в образованных людях для использования их в сфере дипломатии и управления.

Хотя в Корё сдавать экзамены могли и янъины, на практике дети действующих чиновников или хянни обычно сдавали экзамены на степени чинса и мёнгёноп, а простолюдины – на степень чабоп. Между тем военные экзамены (мугва), на которых осуществлялся отбор военных чиновников, практиковавшиеся одно время при ване Еджоне, вновь стали практиковаться только при ване Конъяне, что свидетельствует лишь о бóльшем значении гражданских чинов по сравнению с военными.

Однако в период Корё экзаменационная система не носила такого абсолютного характера, как в период Чосон. Для одного из родственников чиновника 5-го ранга и выше (сына, внука, зятя, младшего брата, племянника) существовала возможность стать чиновником, не сдавая экзамены. Они пользовались привилегией «тени», так называемой ымсо (иначе муным), и, кроме того, существовала также рекомендательная система, по которой стать чиновником можно было по письменной рекомендации («чхонго») высших чиновников. Экзамены кваго и рекомендации вместе назывались сонго («отбор»). «Теневая» система как привилегия, предоставленная высшим чиновникам, была особенностью аристократического характера корёской бюрократической системы, вот почему период Корё по сравнению с периодом Чосон отличался в бóльшей степени наследственной передачей чиновных должностей сословной замкнутостью. Но если сравнивать с системой кольпхум в Силла, то можно сказать, что сословная замкнутость в период Корё смягчилась.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 414; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!