Использование театрализованной игры при формировании дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста



Педагоги постоянно ищут эффективное средство воспитания дружеских отношений у дошкольников . Одним из таких средств может быть театрализованная игра.

Театрализованная игра – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

 Театрализованная игра – это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

 Тематика и содержание театрализованной игры имеет нравственную направленность, которая заключаются в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Персонажи становятся образами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способностью к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступком создаёт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

 Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие и радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей (литературные, музыкальные). Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональных театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

С.В. Тарасов активным методом развития положительных взаимоотношений средних дошкольников считает игру [3]. В разработанной им программе используются современные игровые технологии, где игра выступает сферой нормализации отношений дошкольника с окружающим миром и сверстниками. В качестве приемов формирования доброжелательного, дружелюбного отношения автор программы применяет беседы на различные темы, коммуникативные игры, сюжетно-ролевые игры, психогимнастику, сказкотерапию, релаксационные приемы, театрализованную деятельность, просмотр мультипликационных фильмов.

Программа Е.А. Ильинской, составленная с целью формирования уважительных, доброжелательных, тактичных отношений детей среднего дошкольного возраста, включает разнообразные игровые приемы: театрализованные игры по сказкам, сюжетно-ролевые игры, сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок; моделирование ситуаций в соответствии с различными эмоциями; имитационные деловые игры для отработки межличностного взаимодействия в обыденных ситуациях и т.д. [22].

Основным средством формирования дружелюбных отношений в старшем дошкольном возрасте, по мысли Е.А. Конышевой, может стать игра- драматизация [11]. Разработанная исследователем система игр-драматизаций включает приемы: этическая беседа, проблемные вопросы, сочинение этюдов по эпизодам сказки, отражение эмоционального отношения к изучаемому объекту в художественной деятельности ребенка, проигрывание этюдов с нравственным содержанием, анализ поступков, обращение к личному опыту, актуализация и обсуждение проблемных ситуаций, введение новых линий сюжета, изменение окончания и т.д.

Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

 Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссёрские игры и игры-драматизации.

 К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

 Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

 Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:

– Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

– Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

– Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

– Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

– Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

 Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников.

– Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

– Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

– Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

 В традиционной педагогике игры-драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Итак, можно сделать вывод, что практически все исследователи используют для формирования гуманных, доброжелательных, дружелюбных отношений игровые приемы. Общепризнанным является факт закрепления статуса ведущей деятельности детей дошкольного возраста за игрой (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.). Как указывал А.Н. Леонтьев, «ведущая деятельность ‒ это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития», а не просто наиболее часто встречающаяся, деятельность, которой ребенок уделяет больше времени [24, с. 286]. Отсюда следует, что формирование дружелюбных отношений дошкольников будет эффективно проходить при использовании игровых приемов, таких, которые связаны с игрой.

Д.И. Фельдштейн отмечал, что именно в игре старший дошкольник обнаруживает, что окружающие его люди «включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения» [13, с. 79].

Е.В. Субботский говорил об отсутствии у дошкольников подлинно нравственной мотивации и осознанных форм поведения. Он подчеркивал, что именно в игровой деятельности «ребенок из пассивно подчиняющегося правилам субъекта превращается в их активного проводника и защитника», постигая и осваивая специфику отношений [21, с. 48].

Таким образом, ученые, методисты доказывают эффективность применения разнообразных методов и приемов формирования дружелюбного отношения у средних дошкольников. Среди них приучение, убеждение, разъяснение, внушение, пример, этические беседы, поощрение и наказание и др. Исследователи единодушны во мнении, что формировать дружелюбные отношения дошкольников следует в совместной жизни и различных видах деятельности: театрализованной, проектной, игровой, изобразительной, трудовой и т.д. Особую роль в формировании дружелюбных отношений отводят игровым приемам, поскольку ведущей деятельностью детей среднего дошкольного возраста является игра.

 Организация и проведения игр драматизации способствует рождению чувства «мы – одна команда», сопереживанию, единению детей и взрослых, педагогов и родителей. Игровые роли учат детей подчиняться правилам игры, сдерживать свои желания, вырабатывают умения координировать свои действия с действиями других детей, учат считаться с их мнением. Благодаря театральной роли дети могут ощущать в одних случаях заботу и внимание друзей, в других несправедливое к себе отношение, могут почувствовать сострадание к товарищам, попавшим в беду, пожалеть их, выручить из беды.

Такие занятия стимулируют развитие основных психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия; содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.

Задачи и содержание работы. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию. Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в который включается ребенок.

Ступени работы следующие.

• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). • Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").

• Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька... ", "Заинька, попляши... ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").

• Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3.Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").

• Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").

• Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

• Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка... ", "Тилибом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок") Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции "зритель" (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо "артистам").

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции "артист", включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и "вести" куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа "Знакомство", "Оказание помощи", "Разговор животного со своим детенышем" и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы ("Солнышко и дождик", "В лесу", "Веселые обезьянки", "Котята играют" и т.п.).

 

 

 

Заключение

На основании анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы.

Отношения человека – есть целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Анализ исследований по проблемам развития доброжелательных, гуманных, толерантных, ненасильственных отношений дошкольников дает возможность определить дружелюбное отношение как отношение, в котором проявляется положительная установка на партнера, эмпатия (сопереживание, сочувствие, содействие), доброжелательность, внимание к другому, стремление к взаимопомощи и взаимодействию без насилия. В структуре дружелюбного отношения выделяются когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты.

Психологические особенности дружелюбного отношения в старшем дошкольном возрасте обусловлены специфическими чертами детей этого возраста: активизацией потребности в общении со сверстниками, развитием произвольности поведения, появлением первичных этических инстанций, возникновением интереса к внутреннему миру другого человека, его чувствам и переживаниям. Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему к среднему дошкольному возрасту перерастает во внутреннюю общность, способствующую проявлению сопереживания, содействия другому.

В основе установления дружеских отношений дошкольников лежит потребность детей в общении со сверстниками. Предпосылки формирования дружеских отношений возникают в младшем дошкольном возрасте, в среднем дошкольном возрасте у детей появляются вполне осознаваемые дружеские привязанности, мотивом которых является совместная игра.

 В среднем дошкольном возрасте дружеские отношения развиваются в связи с формирующимся моральным сознанием ребенка, возникает определенная устойчивость дружеских отношений детей, имеются длительные привязанности. Главным мотивом и условием возникновения дружеских отношений является не только игра, но и моральные качества сверстника, общий интерес.

Для формирования дружелюбного отношения у дошкольников среднего возраста возможно применение широкого ряда методов и приемов. Среди них приучение, убеждение, разъяснение, внушение, пример, этические беседы, поощрение и наказание и др. Исследователи единодушны во мнении, что формировать дружелюбные отношения дошкольников следует в совместной жизни и различных видах деятельности: театрализованной, проектной, игровой, изобразительной, трудовой и т.д. Особую роль в формировании дружелюбных отношений отводят игровым приемам, поскольку ведущей деятельностью детей среднего дошкольного возраста является игра.

 

Список литературы

1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства [Текст] : учебное пособие / В. В. Абраменкова. ‒ М. : ПЕР СЭ, 2018. ‒ 431 с.

2. Бабаева, Т. И. У школьного порога [Текст] / Т. И. Бабаева. ‒ М. : Просвещение, 2016. ‒ 128 с.

3. Бариленко, Н. В. Становление взаимоотношений у дошкольников среднего возрастав совместной деятельности [Текст] / Н. В. Бариленко // Вопросы психологии. ‒ 2016. ‒ № 4. ‒ С. 24-33.

4. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры [Текст] : энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. ‒ Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2017. ‒ 937 с.

5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. ‒ СПб. : Питер, 2018. ‒ 400 с.

6. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у дошкольников среднего возраста [Текст] / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова ; под ред. А. М. Виноградовой. ‒ М. : Просвещение, 2017. ‒ 96 с.

7. Веракса, Н. Е. Играем в сказку. Репка. Наглядно-дидактическое пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 14 c.

8. Веракса, Н. Е. Играем в сказку. Теремок. Наглядно-дидактическое пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 16 c.

9. Веракса, Н. Е. Играем в сказку. Три медведя. Наглядно-дидактическое пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 22 c.

10. Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : Мозаика синтез, 2016. – 87 с.

11. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеев ; под ред. Н. А. Ветлугиной. ‒ М.: Просвещение, 2017. ‒ 79 с.

12. Витязь, Л. Н. Использование нетрадиционных технологий в работе с детьми среднего дошкольного возраста [Текст] / Л. Н. Витязь, О. Н. Пособчук, Т. В. Чехлыстова // Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. – 2016. – № 3. – С. 39-41.

13. Волков, Б. С. Детская психология: от рождения до школы [Текст] / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – СПб.: Питер, 2017. – 240 с.

14. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. ‒ М. : Педагогика, 1991. ‒ 480 с.

15. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. ‒ М. : Просвещение, 1992. ‒ 143 с.

16. Ганошенко, Н. И. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет [Текст] / Н. И. Ганошенко, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова ; под ред. Е. О. Смирновой. ‒ М. : Московский психолого- социальный институт; Воронеж : Издательство НПО МОДЭК, 2016. ‒ 240 с.

17. Годовикова, Д. Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками [Текст] / Д. Б. Годовикова // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / под ред. М. И. Лисиной. ‒ М. : Просвещение, 2017. ‒ С. 78-98.

18. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. ‒ М. : Просвеение, 1988. ‒ Ч.1. ‒ 256 с.

19. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов [Текст] / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцвой. ‒ СПб. : Питер, 2017. ‒ 464 с.

20. Едиханова, Ю. М. Формирование положительного отношения к сверстникам у детей среднего дошкольного возраста посредством коррекции их самооценки [Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Ю. М. Едиханова ; Урал. гос. пед. ун-т. ‒ Казань, 2016. ‒ 16 с.

21. Ежеленко, В. Б. Новая педагогика массовой школы. Теоретическая педагогика [Текст] / В. Б. Ежеленко. ‒ СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. ‒ 466 с.

22. Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. И. Ерофеева ; Моск. гос. пед. заоч. ин-т. ‒ М., 2016. ‒ 18 с.

23. Иванова, Н. М. Воспитание толерантности у детей среднего дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.05 / Н. М. Иванова ; Тамб. гос. пед. ун-т. ‒ Елец, 2018. ‒ 23 с.

24. Икрянникова, Т. Н. Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у детей 5-7 лет [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Н. Икрянникова ; Волгогр. гос. пед. ун-т. ‒ Волгоград, 2015. ‒ 255 с.

25. Ильинская, Е. А. Формирование толерантности у детей среднего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.05 / Е. А. Ильинская ; СПб. гос. гум. ун-т. ‒ СПб., 2019. ‒ 23 с.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 514; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!