Итак, поворотный пункт у Ницше уже намечен. Им становится классическая Греция, где началось преобладание аполлонического начала в европейской культуре.



Человека повлияли на Ницше:

1. Артур Шопенгауэр

Ф.М Достоевский.

Однако и в том, и в другом случае идейные позиции учителей были им серьезным образом переосмыслены.

Фридрих Ницше не стремился создать стройную философскую систему. Немецкий философ К. Ясперс говорит, что Ницше предлагает нам весь мир, рисуя широкие мазки, а потом, как ребенок переключается на иное занятие и иную проблему. В этом смысле творчество Ницше напоминает огромную кучу обломков, каждый из которых может оказаться драгоценным камнем, по мнению Ясперса. Ясперс также говорит, что существует 2 взгляда на Ницше:

1. Поверхностный, где он предстает аморалистом. Если поверхностночитать Ницше, выдергивая несколько фраз типа: «Идешь к женщине – не забудь плетку», «Теперь я люблю Бога, а людей не люблю вовсе», «Нет пастуха – нынче одно стадо».

 2. Тоже поверхностный: мы можем воспринять его как гуру и слепо следовать ему, читая его «с широко закрытыми глазами». 3. К Ницше надо подходить подготовленным, долженбыть культурный навык, сформированное мировоззрение, иначе Ницше нас проглотит, прожует и выплюнет.

 Другой немецкий философ Хайдегер, анализируя в своем двухтомнике, посвященном Ницше, говорит, что несмотря на разрозненность вопросов,  в творчестве Ницше можно выделить 5 тем, которые волнуют Ницше:

- нигилизм,

- переоценка ценностей

- учение о сверхчеловеке

- воля к власти

- критика христианства

1.Нигилизм. В работе «Воля к власти» Ницше скажет, что нигилизм составит историю 2 ближайших столетий – отрицание всех идеалов и ценностей – неизбежный закономерный итог всех предшествующих эпох, идущих за великими идеалами. Если мы возьмем любой идеал и доведем его до логического конца, то мы увидим «ничто». Например, образование – пустышка, ничего не дает человеку сегодня.

Духовные основы жизни сегодня заменяются лицедейством, ничего высокоморального человеку не нужно, ему скучно, он заменяет истинные ценности каким-то лицедейством, фальшью, игрой, стимуляторами типа наркотиков, когда становится скучно. Лицедейство – яд, который вызывает приятные сны. Цель одна - не дать тебе задуматься, зачем ты в этом мире. Даже труд теперь развлечение, люди боятся, что труд их утомит. Люди перестали понимать великое. Они требуют скоморохов и лицедеев, чтобы верить в ложь.

Невольно вспоминается цитата из Библии: «и сел народ есть и пить, а после встал играть…», а также из романа американского писателя Чака Паланика «Колыбельная»: «Джордж Оруэлл ошибся. Большой Брат не следит за тобой. Большой Брат поет и пляшет. Достает белых кроликов из волшебной шляпы. Все время, пока ты не спишь, Большой Брат развлекает тебя, отвлекая внимание. Он делает все, чтобы не дать тебя время задуматься. Он делает все, чтобы тебя занять. Он делает все, чтобы твое воображение чахло и отмирало».

Согласно Шопенгауэру, у культуры одно предназначение — она должна научить человека притворству или, другими словами, лицемерию. Именно умение скрывать свое подлинное лицо, свою натуру, по мнению Шопенгауэра, составляет смысл культуры. Так же  рассуждает и Ницше:  суть культуры — это не столько искусство, сколько искусственность, в основе которой стремление подавить, ограничить, надеть шоры на непосредственное движение жизни.

2. Учение о Сверхчеловеке, противопоставление культуры и натуры через интерпретацию сложных мифологических образов и сюжетов, из которых состоит его главное произведение «Так говорил Заратустра».

Интерес к древности, а в данном случае к жизни и учению основателя зороастризма, у Ницше неслучаен. Он непосредственно вытекает из его критики европейской культуры, которой он пытается противопоставить естественную жизнь, какой, по мнению Ницше, люди жили в далекие времена. Прообраз естественного существования, согласно Ницше, — это жизнь Востока и, прежде всего, древних ариев, к которым, как было принято в науке, его времени, он причисляет иранского пророка Заратустру. В Европе естественное бытие он видит в жизни греков досократической эпохи, изучением которой он занимался, еще будучи профессором.

В 1872 году вышла первая значительная работа Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», в которой шла речь о двух основах и силах человеческого духа Первую у Ницше олицетворяет бог древних греков Дионис, праздники в честь которого всегда отличались беспредельным восторженным буйством толпы. В дионисических оргиях, по мнению Ницше, утверждала себя та самая Мировая воля, о которой впервые заговорил Шопенгауэр. И утверждала она себя не только через всеобщее опьянение, естественное на празднике бога виноделия, но и посредством дисгармоничной вакхической музыки, ввергающей человека в экстатическое состояние.

Противоположное начало гармонии, согласно Ницше, было представлено в пластических искусствах Греции, символом которых стал бог Аполлон. Там буйство сдерживалось гармонией, безграничности противостояла ясность форм, народному стихийному единству — человеческая индивидуальность. Склоняясь в пользу Аполлона, греческая культура, согласно Ницше, осуждала любую чрезмерность. Необузданные титаны в греческой мифологии были побеждены олимпийскими богами, которые покарали Прометея за чрезмерную любовь к людям, а царя Эдипа — за чрезмерные познания и действия во имя своего спасения.

Напряженное сочетание этих двух начал породило, согласно Ницше, греческую трагедию. После Сократа стремление к рациональности и гармонии становится преобладающим в европейской культуре. А в результате в «романской цивилизации» побеждает «теоретический человек».Его наука, в чем убежден Ницше, расчленяет жизненную стихию на части, а искусство порождает такое явление, как опера, в которой музыка — служанка, а текст — господин, и потрясение творческим гением заменяется на наслаждение от техники пения.

Выход из сложившейся ситуации в этой ранней работе Ницше видит в возрождении немецкого народного духа, к чему в свое время призывали романтики. В этом духе, безусловно, присутствует дионисическое начало.

Итак, поворотный пункт у Ницше уже намечен. Им становится классическая Греция, где началось преобладание аполлонического начала в европейской культуре.

С восторгом Ницше говорит в финале работы «Рождение трагедии из духа музыки», нужно открыть дорогу дионисийству, представленному, как считал Ницше, прежде всего, в творчестве композитора Р. Вагнера. Причем в приведенной работе Ницше лишь вскользь упоминает о Востоке, где дионисическое начало также имело место.

 Но принципиально иным предстает Восток в другом произведении Ницше под названием «Так говорил Заратустра» (1883—1885), где он оказывается родиной Сверхчеловека. Здесь европейской цивилизации противопоставлено не ее же собственное прошлое в виде классической Греции, а иная восточная культура, которая, тем не менее, имеет с Западом общие корни. Именно Восток, олицетворяемый пророком Заратустрой, оказывается в «Так говорил Заратустра» носителем дионисического начала. Причем, в отличие от Гегеля, который был противником «индомании», охватившей Европу в XIX веке, Ницше уверен, что Восток сохранил верность лучшему началу в культуре, в то время как Запад развивал в себе ее худшие и тупиковые черты.

Но «Так говорил Заратустра» предлагает нам не только новый взгляд на соотношение культур. В этом произведении содержится иная оценка индивидуализма, который в первой работе Ницше был отнесен к аполлоническому началу в культуре с его стремлением к разграничению всего и вся в природном и человеческом мире. Критика принципа индивидуализации здесь сменяется гимнами в честь гордого одиночки с его своеволием и себялюбием.Оставаясь поклонником естественности и стихийности в первобытной жизни, Ницше парадоксальным образом сочетает их с творческой гениальностью, индивидуализмом и субъективизмом. И этот парадокс будет сопровождать последователей Ницше на протяжении всего ХХ века.

Итак, в учении Ницше перед нами скорее легенда о Востоке, с помощью которой он надеется излечить болезни Запада. Причем, в отличие от представителей немецкой классики, он не считает культуру высшей и адекватной формой бытия человека. Его диагноз однозначен — культура, которой гордятся европейцы, как и любая культура, является болезнью человеческого рода Противопоставление культуры и натуры составляет главный нерв ницшеанства.Если культура ограничивает индивидуальное выражение воли, тогда долой культуру! Долой культуру и да здравствует непосредственное выражение жизненных сил! Таким образом, на смену вселенскому пессимизму Шопенгауэра приходит оптимизм Ницше, основанный на его абсолютном нигилизме и волюнтаризме. И в этом состоит суть ницшеанской версии философии жизни. Сердцевина учения Ницше — это протест против каких-либо ограничений жизненной активности индивида.

Критика христианства.

Ницше был сыном пастора, его в детстве называли маленьким пастором, он хорошо цитировал Писание.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!