Фрагмент песни «Охота на волков»:



Рвусь из сил, и из всех сухожилий,

Но сегодня опять, как вчера,

Обложили меня, обложили,

Гонят весело на номера.

Из-за ели хлопочут двустволки,

Там охотники прячутся в тень.

На снегу кувыркаются волки,

Превратившись в живую мишень.

Идет охота на волков, идет охота.

На серых хищников - матерых и щенков.

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу и пятна красные флажков…

Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его могила круглый год усыпана цветами. О нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, поют его песни и печатают о нем книги. Садоводы его именем называют лучшие сорта цветов, альпинисты – труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших. Он продолжает жить в стихах, песнях, названиях улиц. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали малую планету «ВладВысоцкий».

Булат Шалвович Окуджава (1924–1997) – поэт, прозаик, исполнитель песен, внес значительный вклад в развитие авторской песни, став выразителем идеалов прогрессивной общественности. Окуджава написал сценарии кинофильмов «Женя, Женечка и «катюша»» (1967) в соавторстве с В.Мотылем и «Верность» (1965) совместно с Тодоровским.

Родился в Москве, детство провёл на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения –радистом.

В 1946-1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы.

Песни Булата Окуджавы появились в конце 50-х годов XX века. Если говорить о корнях его творчества, то они, несомненно, лежат в традициях городского романса, в песнях Александра Вертинского, в культуре русской интеллигенции. Но песенная лирика Булата Окуджавы — явление совершенно самобытное, созвучное душевному состоянию его современников.

В творчестве Окуджавы обилие тем: тема войны, любви к женщине, тема чести, совести, достоинства.

Поэзия Окуджавы неразрывно связана с музыкой. Его стихи, кажется, так и родились с мелодией: она живет внутри стихотворения, принадлежит ему изначально. Официальная критика не признала Окуджаву, он не вписывался в рамки помпезной советской культуры.

Но, наверное, тот факт, что песни Окуджавы, его стихи знали практически в каждой семье, говорит об истинной цене его творчества. В чем же причина такой феноменальной популярности?

Уже в стихах и песнях 1956-59 гг. проявились основные черты лирики Окуджавы: напевность, непритязательность и «простота» изложения; были нащупаны темы, развиваемые в последующем творчестве: война, Арбат, Москва, Грузия, быт маленького человека – «московского муравья», культ женщины, трепетное отношение к музыке.

Окуджава создает в своих стихотворениях собственный самобытный художественный мир, утверждает определенную нравственную позицию, а не только искусно передает житейские ситуации, интересные и забавные людские черты.

Всенародной любовью пользуется военная лирика Булата Окуджавы. Тема войны – одна из главных в творчестве Б. Окуджавы. И никто не напишет так живо, так восхитительно и реалистично о войне, кроме ее участника. Некоторые из песен Окуджавы о войне напоминают по форме и звучанию фронтовой фольклор военной поры, например, песня «отдельного десантного батальона» («Мы за ценой не постоим») к кинофильму «Белорусский вокзал» (1971) или «Бери шинель, пошли домой» из кинофильма «От зари до зари» (1975). От лица простого солдата автор пишет следующие строки:

И, значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех мы за ценой не постоим.

Поэт скажет: «Мы все войны шальные дети: и генерал, и рядовой», но свои стихи и песни о войне он посвящает, прежде всего, ее рядовым участникам, незаметным и негероическим внешне, но сохранившим доброту, милосердие, любовь. Поэт ценит в их сердцах «скрытую теплоту патриотизма». Это мальчики и девочки, «повзрослевшие до поры», к ним обращает поэт свою просьбу-призыв: «До свидания, мальчики! Мальчики. Постарайтесь вернуться назад!».

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб — разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!

Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

1958 г.

Песня-прощание, песня-грусть, песня-недоумение о несправедливости происходящего. Текст предельно прост, но именно эта простота проникает в самую душу, пронзает своей предельной искренностью. Уменьшительно-ласкательное обращение «мальчики», «девочки» применяется к тем, кто вынужден отдать свою жизнь защищая Родину. Отдать, не успев её прожить, почувствовать, в сущности, едва-едва выйдя из детства. Признание осознанной необходимости взять на себя всю тяжесть происшедшего в стране тесно сплетено с бесконечной грустью автора о несбывшихся судьбах друзей, их мечтах и надеждах.

Войне и смерти противопоставляет Окуджава людское братство. В балладе «Король» он воспел бессмертие обыкновенного арбатского мальчишки Леньки Королева, который «кепчонку, как корону, набекрень и пошел на войну», погиб в боях, но навсегда остался в памяти людей, в жизни московских улиц и дворов.

Все эти стихи Окуджавы не столько о войне, сколько против нее, в них боль и самого поэта, потерявшего многих друзей, близких.

Характерно отсутствие у Окуджавы всякого упоминания об орденах и медалях, ибо «цена за минувшие муки ничтожна, как дым и трава»; тяготение его к обобщенному образу солдата, пехотинца; размытость границ и проникновение темы войны во все стихи и песни.

Окуджава заметно избегает батальных сцен. Его военные сюжеты посвящены большей частью теме разлуки, расставания, ухода или горестного подсчета потерь после свершившегося. Часто эти две темы появляются вместе как звенья одной исторической цепи — с зияющей пустотой посередине, там, где по хронологии полагается быть батальной сцене («Король», «Песенка о солдатских сапогах», «Песенка о молодом гусаре» и другие).

Даже обращаясь к фронтовым будням, Окуджава крайне редко и нехотя упоминает о «главном» («А пули? Пули были. Били часто. Да что о них рассказывать — война») и вместо этого сосредотачивается на подробном описании чаепития на привале, дележки моркови, поедания хрустящих сухарей да на мимолетном романе с медсестрой Марией, как бы и здесь пытаясь вырвать, отвоевать у войны кусочек мирного покоя и уюта. Таким образом, для Окуджавы война в ее характерном выражении (бой, кровь, гибель) не становится центральным объектом, но отнесена в контекст. Это не то, чего ищут, а то, от чего бегут или что стремятся забыть. Лирический герой, находясь в этом контексте, создает себе другой объект, противопоставленный войне. Минуты мира на войне становятся мостиками, соединяющими фрагменты довоенного быта с послевоенной порой, стремясь как бы воссоединить куски разорванного войной бытия. Свой лирический дар сам поэт связывает с чудесным спасением на войне и предназначением судьбы спеть за тех, кто погиб.

Лирический герой Окуджавы постоянно путешествует в памяти, живя «посередине между войной и тишиной», сохраняя в себе черты рыцаря, воина, защитника мира и добра.

Поэт Окуджава смог показать Солдата-Победителя с неофициальной стороны, не как Великого Героя, которым он, не смотря ни на что, оставался, а как человека, человека со своими переживаниями, эмоциями, ощущениями. Окуджава смог наполнить Советского Воина-Освободителя человеческими, а не идеализированными коммунистическими чертами.

Очень большую часть своего творчества Булат Окуджава посвятил своему любимому городу Москве. Интересно, что цикл стихов о Москве складывался как бы в противовес такому значительному поэтическому и музыкальному явлению времен «развитого социализма», как парадно-бравурное воспевание Москвы советской. Стихи о своем городе у него глубоко личные, негромкие, домашние. Они органично переплетаются с музыкой и великолепно передают дух уютных московских улочек и переулков. Окуджава чувствует себя неразрывно связанным с Москвой. Это город его детства, юности, и самые теплые, нежные слова он посвящает ему.

Окуджава говорит о Москве, как говорят о любимых: «Ты и радость моя, и моя печаль…», «от любови твоей вовсе не излечишься…», «ах, Арбат, мой Арбат, ты моя религия…».

Москва в стихах Окуджавы часто сравнивается с рекой: «Ты течешь как река…», «Мы плывем ночной Москвою…» «Москва, как река, затихает…». Река – жизнь, место, где проверяются характеры.

Город в лирике Окуджавы одухотворен: «Он такой похожий на меня, то грустен он, то весел он, но он всегда высок…» Городу «присваивается звание» Москвы. Законы Москвы становятся для поэта законами жизни:

Москва, ты не веришь слезам – это время проверило.

Железное мужество, сила и стойкость во всем…

Жители Москвы – особые люди, дорогие поэту, здесь нет безликих и незнакомых, потому что царит взаимопонимание и высокая духовность. Мы встретим в стихах необычных героев – это московский муравей, кузнечик, часовые любви, грустные комиссары, арбатские ребята. По улицам Москвы «плывет» знаменитый «синий троллейбус», приходя на помощь попавшим в беду.

Окуджава – поэт городской, московский, арбатский – рождённый на Арбате, Арбатом воспитанный и Арбату благодарный. Арбатский мотив – едва ли не самый распространённый в творчестве Окуджавы, особенно в его песенной части.

Арбат в творчестве Окуджавы – своеобразный город в городе. Арбат особенно любим поэтом, недаром он появляется в словесном ряду: «Солнце, май, Арбат, любовь…» Соседство с солнцем, любовью, весной только усиливает светлый поэтический образ Арбата.

Привязанность и принадлежность к Арбату декларируется Окуджавой на протяжении всей творческой жизни. Одна из его самых популярных песен – «Песенка об Арбате», которая звучит в кинофильме конца 80-х годов прошлого века «Покровские ворота»:

Ты течешь, как река. Странное название!

И прозрачен асфальт, как в реке вода.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое призвание.

Ты — и радость моя, и моя беда.

Пешеходы твои — люди невеликие,

каблуками стучат — по делам спешат.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты — моя религия,

мостовые твои подо мной лежат.

От любови твоей вовсе не излечишься,

сорок тысяч других мостовых любя.

Ах, Арбат, мой Арбат, ты — мое отечество,

никогда до конца не пройти тебя.

Текст песни пронизан ностальгией по детству, по ощущению своей малой родины, которое жило в нём, куда бы его не забрасывала жизнь. А судьба, как и ко многим его сверстникам, была достаточно сурова. Удивительно лиричный текст этой песни пронизан искренней преданностью и любовью к месту, в котором, навсегда осталась жить часть души автора. Пройдя множество испытаний и повидав множество других городов и стран, Булат Шалвович сумел сохранить чистое, трепетное восприятие своего первого дома, улицы, навсегда оставшейся в его сердце ощущением тепла родного дома. Обращаясь к Москве, Окуджава часто слагает романсы.

И в итоге:

Вы начали прогулку с арбатского двора,

к нему-то всё, как видно, и вернётся.

 («Арбатский романс»)

Окуджава первым воспел свой двор, подарив авторской песне одну из её важнейших тем:

Упрямо я твержу с давнишних пор:

меня воспитывал арбатский двор…

я жизнь свою сверяю по двору…

Меняется понятие слова «двор». От слова «двор» Окуджава образует «дворянин», в творчестве появляется образ:

Я – дворянин арбатского двора,

своим двором введённый во дворянство.

В московском арбатском дворике существует свой кодекс чести. Здесь не лгут, не бросают в беде, здесь умеют любить и этим измеряют человека. Играя со словом «двор», Окуджава придумывает «арбатство», напоминающее «братство». Однородность паронимов, их духовное родство очевидны. Принцип зеркального отражения помогает увидеть самое главное, ради чего и стихи, и сама жизнь. «Арбатство, растворенное в крови, неистребимо, как сама природа», – утверждает поэт. Арбатство – качество души, а не только упоминание о месте проживания. Без двора, как и без Надежды – нет воздуха для жизни («Когда его не станет – я умру»).

Мотив арбатского двора и семантически, и фонетически связан с мотивом XIX века, благородного прошлого, воспетого Окуджавой и в песнях, и в прозе. Дворянский кодекс чести Окуджава распространяет и на «дворянство» арбатское.

В последние годы появляется романс-плач. В Москве начинается реконструкция. В творчестве поэта появляется мотив эмиграции, связанный с темой Москвы.

Окуджава один из первых после долгих лет пуританского ханжества вновь воспел любовь, воспел женщину как святыню, пал перед ней на колени. Окуджава открывал людям глаза на самих себя, его песни, стихи наводили на размышления о вечных ценностях, о сути бытия.

Женщина у Окуджавы предстаёт существом возвышенным, всегда прекрасным и абсолютно лишённым эротического обаяния. Она сулит утешение и надежду. Любовь – это «спасение», «близкий берег», а если и страсть – то возвышенная. Вместе с тем современница по имени Надежда ходит в одеждах отнюдь не призрачных и весьма узнаваемых: «Она в спецовочке такой промасленной, берет немыслимый такой на ней!». Она – «шофёр в автобусе – мой лучший друг», и «она на нашей улице живёт». На женщине – прекраснейшей из женщин – старенькие туфельки, пальтишко, у нее обветренные руки, губы. Такую поэт называет: «Ваше Величество Женщина». Приход Женщины – удивительное, неожиданное счастье, волшебство. В поэзии Окуджавы происходит «возрождение рыцарского почитания женщины», куртуазного культа Прекрасной Дамы:

В моей душе запечатлён портрет одной

Прекрасной Дамы.

Её глаза в иные дни обращены. («Ещё один романс»)

Мир песен Булата Окуджавы необычайно разнообразен, он цветной и полусказочный. Поэт не утратил детский взгляд на окружающий мир, и в то же время это человек, умудренный опытом, прошедший войну. В его творчестве удивительно сочетается и переплетается и то, и другое.

Мотив доброты, сострадания, участия явственно слышен в каждой песенке Окуджавы, вплоть до самых поздних.

Все герои песен Окуджавы зачарованы – женщиной, городом, друг другом, сказкой, потому что и сам автор, глядящий их глазами, зачарован, влюблён в жизнь, внимательно всматривается в её прекрасные черты. И то, что у другого поэта предстаёт как результат борьбы – прежде всего, с собственной душевной расколотостью – у Окуджавы изначально органично и безнадрывно, исполнено любви и благодарности.

В результате «идеального», возвышенного взгляда на жизнь с образов стирается всё бытовое; нельзя сказать, что быта у Окуджавы нет – он присутствует, но присутствует, как эпитет, живая деталь в поэтическом рисунке. Быт Окуджавы изобразителен, но не функционален, недейственен. Быт как бы зачарован Поэтом. Почти всем стихотворениям Окуджавы (включая и не ставшие песнями) присуща естественная, органичная музыкальность.

Музыка – это, собственно, и есть тот инструментарий, посредством которого преображается мир – будь то «чудесный вальс», походный марш, поминальный ли звон. Если бы понадобилось в трёх словах выразить сущность поэтики Окуджавы, словами бы этими стали: Надежда – Музыка – Арбат. Надежда, при всей её многозначности у Окуджавы, понимается как субстанция идеальная, богопочитаемая; Арбат – как реальность; а Музыка – как посредник между тем и другим.

Поэт в своих стихах нередко обращается и к истории. В ней его прежде всего привлекают люди, а не исторические факты. Большая часть его стихов посвящена первой половине девятнадцатого века.

Можно предполагать, что Окуджава чувствует связь между своим временем (оттепель 50—60-х годов) и радикальным временем правления Александра I. Его привлекают люди девятнадцатого столетия, их высокие нравственные поиски, болезненные искания общественной мысли. Кажется, что Окуджава пишет о себе, о своих друзьях, ставя их на место исторических героев.

«Я очень привержен к началу XIX века, – признавался Окуджава, – и сейчас все мои мысли находятся там, и я себя даже начинаю ощущать представителем той эпохи». Для лексики Окуджавы характерны подчёркнутые архаизмы: не печалуйся, капельмейстер, празднества, мытарства. Это воссоздание эпохи, стилизация её языка звучат как «заклинание-воскрешение» XIX века

Поэзия Окуджавы несет в себе огромный заряд доброты, она напоминает нам о милосердии, любви к ближнему, к Родине, к истории, помогает нам верить в лучшее и светлое начало. В его стихах для нас будет всегда звучать «надежды маленький оркестрик…»

В своих многочисленных стихах и авторских песнях (сборники «Март великодушный», 1967; «Арбат, мой Арбат», 1976; «Посвящается вам», 1988; «Милости судьбы», 1993) он старался скрасить будничную жизнь, проверяемую высокими нравственными ориентирами, романтическими красками. Все произведения Окуджавы проникнуты тонким лиризмом и доверительными интонациями, объединяющими автора с аудиторией.

Характерная особенность творчества Б.Ш.Окуджавы – высокое соседствует с интимным, домашним, и это наполняет торжественные понятия сердечностью, теплотой. Для стихов характерна интонация беседы, дружеского общения. Его стихи адресованы не обществу, а каждому, хорошо знакомому и дорогому. «Мой дорогой», «а мы с тобой», – так обращается к читателю поэт.

Всеобщая безоглядная доброта — вот пафос Булата Окуджавы.

В 1997 году учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы, лауреатами которой стали Александр Городницкий, Юлий Ким, Александр Дольский, Белла Ахмадулина и другие барды.

 

ü Основные выводы:

Авторская песня – жанр, предполагавший исполнение поэтом своих стихов, положенных им же на музыку, под собственный аккомпанемент на струнном инструменте, чаще всего под гитару.

Отличительными особенностями авторской песни являются:

§ совмещение в одном лице автора музыки, автора текста и исполнителя,

§ гитарное сопровождение,

§ приоритет значимости текста перед музыкой, содержательность,

§ искренность,

§ внимание к личности.

Песня объединила в себе множество функций: обличающую, объединяющую, отражающую действительность.

Лучшие авторские песни позволяют задуматься о таких вечных ценностях, как любовь, дружба, верность, достоинство и честь.

До встречи на занятиях.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 468; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!