Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни



20.04

Домашняя работа

Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Поэзия Б.Окуджавы. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б.Окуджавы

Цель занятия: показать тематическое и жанровое своеобразие творчества поэтов 1950-1980-х гг., развивавших жанр авторской песни.

Задачи:

§ выявить особенности жанра авторской песни и её место в историко-культурном процессе;

§ определить значение творчества А.Галича, В.Высоцкого, Ю.Визбора, Б.Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни;

§ проанализировать, как тема войны, образы Москвы и Арбата раскрываются в поэзии Б. Окуджавы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Песня сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не со строгим расчётом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит, руки вскидываются на воздух и дикие волны веселья уводят от всего. Оттого поэзия в песнях неуловима, очаровательна, грациозна, как музыка.

Н.В. Гоголь

На рубеже 50-60-х гг. в поэзии сложился жанр авторской песни (иначе — «бардовской», «самодеятельной»), предполагавший исполнение поэтом своих стихов, положенных им же на музыку, под собственный аккомпанемент на струнном инструменте, чаще всего под гитару.

Авторская песня стала выразительной приметой демократизации общественной жизни и культуры после ХХ съезда КПСС. Песенное творчество Б.Окуджавы, А.Галича, Н. Матвеевой, В. Высоцкого, Ю. Визбора и других стало одной из форм преодоления формально-содержательного догматизма, официоза казенно-патриотической поэзии. Авторская песня явилась в годы «оттепели» действенной формой «атаки» свободным словом — формой доступной, демократичной, «летучей», эмоциональной.

«Поэты, поющие свои стихи», — так определяет явление авторской песни Булат Окуджава. Они были и раньше, такие поэты. В конце 30-х годов Павлом Коганом, погибшим на фронте в 1942 году, была написана ставшая знаменитой уже после его смерти «Бригантина» («Надоело говорить и спорить...»). В 50-е годы круг поющих поэтов расширился.

Авторская песня возникла на пересечении студенческой самодеятельности и «походных песен». Считается, что начало жанру положил Николай Власов, сочинивший знаменитую «Студенческую прощальную» («Ты уедешь к северным оленям, в дальний Туркестан уеду я…»).

Одним из центров развития «самодеятельной», или авторской песни, стал Московский Педагогической Государственный Университет, в те годы носивший название МГПИ. Буква «П» в аббревиатуре названия МГПИ в начале 1950-х годов расшифровывалась в студенческой среде как «Поющий». Здесь учились и писали свои произведения такие выдающиеся представители этого жанра как Юрий Визбор, Юлий Ким, Вадим Егоров. Песня «Мирно засыпает родная страна», написанная на стихи Юрия Визбора, до сих пор исполняется как гимн МПГУ.

Считается, что термин «авторская песня» был введен В. Высоцким с определенной целью: подчеркнуть личностный характер произведений этого жанра, отделить их как от песен, исполняемых на профессиональной эстраде, так и от городского музыкального фольклора и непритязательных самодельных песенок, сочиняемых для узкого круга людей из своей компании, своего института.

Авторская песня всегда стремилась быть свободной, самостоятельной, неподцензурной. Такие песни рождаются спонтанно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Как поется в одной из песен того же Окуджавы, «каждый пишет... как он дышит... не стараясь угодить...» Б.Окуджава характеризует ее так: «Это мой крик, моя радость, моя боль от соприкосновения с действительностью». Любую строчку каждой авторской песни пронизывает личностное начало. Кроме того, личностными являются и манера преподнесения, и характер лирического героя и, зачастую, сценический образ автора. Во многом авторская песня исповедальна. Мера открытости намного больше, чем в любой эстрадной песне.

Авторская песня запоминалась легко: она говорила слушателям о самом важном в их жизни — о любви, о дружбе, о свободе, об искренних стремлениях юности. Вскоре явление авторской песни стало массовым.

Во-первых, появилось большое количество поющих поэтов. Они были учителями, летчиками, врачами, геологами, инженерами, журналистами, горнорабочими, артистами, художниками. Среди них было мало профессиональных литераторов или музыкантов.

Во-вторых, петь захотели и те, кто не умел ни писать стихов, ни сочинять музыку, но умел и хотел петь, хотел быть честным и искренним, хотел сидеть в дружной компании у костра и чувствовать единение душ. Авторская песня выражала внутренний мир человека, открывшего для себя новые, гуманистические ценности.

Минуя печатное слово и книжную страницу, а значит, и цензуру, авторская песня обращалась к широкой аудитории, численно во много раз превосходившей даже самые большие тиражи поэтических сборников.

Авторы песен вовсе не были профессиональными поэтами. Что их объединяло? Желание говорить о том, о чем думаешь, желание быть открытым и искренним, внимательным к жизни и требовательным к себе и обществу.

В музыкальном отношении авторская песня опиралась на тот слой расхожих, легко узнаваемых и любимых интонаций, который бытовал в среде ее обитания и складывался из самых разнообразных источников. Среди них — бытовой романс, студенческий и дворовый фольклор (в том числе и блатная песня), народная песня, популярная танцевальная музыка, песни советских композиторов и т. п. Особую роль в подготовке интонационной почвы А. П. сыграли песенные миниатюры А. Вертинского, лирика военных лет безыскусное кинопение М. Бернеса, П. Алейникова, Н. Крючкова, «задумчивый голос Монтана», который впервые в 1957 г. познакомил нас с современным французским шансоном, и др. Отсюда, из этого всегда находящегося на слуху и постоянно пополняющегося интонационного словаря черпали свои незамысловатые мелодии, нимало не заботясь об их оригинальности, поэты-певцы «первого призыва» — М. Анчаров, А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, Н. Матвеева, А. Городницкий, В. Берковский, Е.Клячкин, А. Якушева, Ю. Ким, Ю. Кукин, С. Никитин, А. Дулов, Б. Рысев и др.

Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того — лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены — представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня. Они пели о жизни, о том, что волновало их сверстников.

Присущая авторской песне атмосфера доверительного общения между автором и слушателем была особенно ощутимой на фоне советской массовой культуры тех лет.  Авторская песня противостоит развлекательной эстрадной песне. Развлекательная песня – явление музыкальное. Авторская песня – явление прежде всего литературное. Она пишется думающими людьми и для думающих людей. Доказательством этому являются слова Б.Ш. Окуджавы: «В авторской песне, на мой взгляд, главным компонентом были и остаются стихи. Музыка – подспорье, аккомпанемент – подспорье. В создании песен ничего экзотического нет. Всё буднично. Это просто работа. Это очень сложный и прекрасный процесс. Для меня – всегда прекрасный».

Преимущество жанра состояло в том, что в нем ставились во главу угла именно стихи, поэтический текст. В сущности, это была особая форма бытования лирической поэзии, воздействие которой усиливалось мелодией, голосом, интонацией. Отсутствие композиторского и исполнительского профессионализма оказывалось в данном случае невольным достоинством, ибо придавало песне особую естественность.

Отношения между автором и слушателями здесь вряд ли можно назвать концертными. Поэт-певец не отделяет себя от аудитории, строго говоря, он не «исполняет» песню, не «демонстрирует» себя и свое творчество слушателям, а ведет с ними доверительный разговор по душам, рассчитывая на ответную реакцию, говорит под гитару о том, о чем думают все. Атмосфера взаимного доверия и взаимопонимания, возникающая в ходе такого «разговора», переживаемое всеми присутствующими чувство общности, сопричастия является сущностным признаком авторской песни, позволяющим видеть в ней особую «форму духовного общения единомышленников» (Б. Окуджава). В отличие от эстрады в авторской песне нет официоза, дистанции между исполнителем и слушателями, формализованной публичности.

Внимание поэтов-песенников было сосредоточено на жизни обычного, «маленького», «частного» человека, а в этой жизни есть место и высокой трагедии, и счастью.

Любая авторская песня – это исповедь ее создателя, рассказ об одном из эпизодов жизни или зарифмованная точка зрения по тому или иному вопросу.

Излюбленные герои их песен — альпинисты, геологи, моряки, летчики, солдаты, спортсмены, циркачи, бедовые «короли» городских дворов и их подруги — люди не просто мужественные и рисковые, но прежде всего личности. Они немногословны, сообразительны, ироничны, по-своему нежны, но главное, они верны, надежны, на них можно положиться, им можно доверять. Это персонифицированные групповые ценности. В то же время они легко узнаваемы: это ребята «с нашего двора», «с нашего курса», «из нашей компании», а потому они убедительны, легко идентифицируются и с личностью автора, и с каждым из слушателей. И в этом, по-видимому, заключается один из секретов глубокого консолидирующего воздействия авторской песни.

Отличительными особенностями авторской песни являются:

§ совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя,

§ гитарное сопровождение,

§ приоритет значимости текста перед музыкой, содержательность,

§ искренность,

§ внимание к личности.

Источники авторской песни

Авторская песня имеет свои истоки в русской культуре.

Послушаем Окуджаву: «На какой почве выросла авторская песня? Это, во-первых, наш русский фольклор. Частушка — лаконичная, метафоричная и остроумная. Городской романс, солдатские песни».

Авторская песня вышла из фольклора и сама стала его частью. Часто исполнители не знали, кто автор песен, которые они пели. Устное бытование приводило к тому, что изменялись отдельные слова и фразы, менялась мелодия и темп исполнения, порой к любимым песням дописывались куплеты.
Владимир Ланцберг на одном из творческих вечеров рассказывал, что однажды он увидел по телевидению, как хор исполнял его песню «Алые паруса». При этом ведущий объявил, что слова и музыка народные, и хор спел вариант песни, весьма далекий от авторского исполнения.

Окуджава: «Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей. Мы делали попытки говорить с людьми не тем языком, который господствовал долгие годы, а тем, который таился в них. Пытались разбудить людей. И мне кажется, в какой-то степени это удавалось.

Кто из фанатичных поклонников нынешних эстрадных кумиров вникает в смысл тех слов, что они поют? Произнесите большинство широко известных куплетов без музыки — и откровенная пошлость резанет ваш слух. А ведь этот кич, этот суррогат песенной поэзии воспринимается некоторыми зрителями и слушателями как откровение, вытесняя с эстрады, с телеэкрана подлинные мысли и чувства, которые несет музыкальное слово. Концерт эстрадного артиста — это всегда показ. Творческий вечер автора — это прежде всего форма духовного общения единомышленников, друзей поэзии».

В типологическом плане в авторской песне выделяются:

§ лирико-романтическое направление (Б.Окуджава, Ю.Визбор, Н.Матвеева и др.);

§ трагедийно-сатирическое направление (М.Анчаров, В.Высоцкий, А.Галич и др.),

§ а также творчество поэтов, прошедших эволюцию от лирико-романтической тенденции к созданию окрашенного в преимущественно трагедийные тона песенно-поэтического эпоса (Е.Агранович, А.Городницкий, А.Дольский).

Романтическое направление  —являлось основнымпримерно до середины 60-х гг. и было окрашено неподдельным романтизмом, созвучным не только возрасту аудитории, но и господствовавшему в обществе настроению.

Оптимизмом был охвачен едва ли не весь мыслящий слой общества, не говоря уже о молодежи, жившей радостным ожиданием многообещающего будущего. И это настроение не могла не отразить авторская песня. Отсюда ее светлое мироощущение, лиризм, беззлобный юмор, в большинстве своем напевная (даже в маршах), романсная по происхождению интонация («она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала» (Ю. Визбор)), отсюда же — идеализация первых послереволюционных лет, гражданской войны, романтические образы комиссаров в пыльных шлемах, маленьких трубачей и пр.

От официального давления песня «уходила в леса». Она звучала у костров, в палатках альпинистов, в домиках горнолыжников.

Вот что говорил Ю. Визбор об этом времени: «Представьте себе атмосферу того времени. Кончалась эпоха прекрасных военных песен, вернее сами песни остались, но жизнь развивалась по другим законам и требовала других песен. Мы, как все мирные молодые люди, работали, учились, увлекались туризмом. Ходили в походы и очень любили петь. А вот таких песен, которые можно было петь в общежитиях, у костра, их не было, т.е. создался своеобразный вакуум, который нужно было заполнить».

Главной сферой реализации романтического начала была, условно говоря, «песня странствий» с центральными для нее образами друга, дружбы, человека-странника и дороги-пути как «линии жизни» – пути испытаний и надежд, пути к себе, пути самопознания, пути в неизведанное. По нему уходили в бессмертие мальчики Окуджавы и шел на взлет герой Ю.Визбора Серега Санин, мчался в боях «светловский хлопчик из Гренады» автора В.Берковского, шли туристы, карабкались из последних сил альпинисты, мотались воздушные бродяги, ехал полночный троллейбус Б. Окуджавы, трогался вагончик Михаила Львовского, плыли бригантины, каравеллы, лодки, плоты и бумажные кораблики и т.д. «Песня странствий» (неточно называемая «туристской») была главным, определяющим пластом песенного творчества тех лет и охватывала широкий жанровый диапазон – от философской лирики до шутки, от незамысловатой «костровой» до хрупких романтических песенных.

В дорогу зовут песни Юрия Визбора — учителя, радиста на ледоколе, журналиста, киноактера. Огромную известность благодаря фильму «Вертикаль» приобрели песни Владимира Высоцкого, посвященные альпинизму (например, «Песня о друге»).

Для лирико-романтического направления авторской песни характерны преобладание элегических жанровых решений, широкое освоение различных форм художественной условности, опирающихся на использование сказочных, фольклорных, а также имеющих притчевое звучание персонифицированных образов Надежды, Доверия, Любви, Музыки. В поэзии Окуджавы, Клячкина, Матвеевой художественных высот достигает любовная лирика, существенным жанрообразующим фактором выступает диалог, который предопределяет доминирование интонации непосредственного общения.

Бесспорным лидером этого этапа стал певец «детей Арбата» Б.Окуджава. Окуджава писал: «Нас родило время — время всем памятных событий, связанных с разоблачением культа личности, большими надеждами на обновление общества, на перестройку. Тогда и возник круг таких поэтов, как Александр Галич, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Юрий Визбор, Евгений Клячкин, Александр Городницкий. Все они были не похожими друг на друга, имели собственное лицо, свой собственный почерк. Благодаря магнитофонам поэзия распространялась с огромной скоростью. Не будь их, стихи, наверное, ходили бы в списках. А как в списках передашь звук гитары, аккомпанемент? Музыка укрепляет воздействие поэзии. И круг интересующихся ею разрастается, поэзия становится шире».

Окуджава упомянул о важном явлении, которое действительно способствовало чрезвычайно быстрому распространению авторской песни: это была так называемая магнитофонная революция.

До 50-х годов в быту были проигрыватели, которые воспроизводили только то, что записано на пластинках. Время «оттепели» совпало с появлением магнитофонов, с помощью которых можно было не только прослушать студийно записанное, но и самостоятельно сделать запись. Магнитофоны были редкостью. Большие, катушечные, с громоздкими на современный взгляд бобинами, они произвели революцию в сознании людей.

Студенты того времени вспоминали, что, если у одного человека в общежитии был магнитофон, его комната становилась настоящей Меккой. К нему приходили студенты всех курсов, без конца слушали записи песен Визбора, Городницкого, Галича и других авторов. Если появлялся второй магнитофон, то его обладатель стремился записать себе то, что любили его друзья. Никакой КГБ уже не в силах был уследить за тем, что переписывает на заветные катушки молодежь.

На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей ее среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и, опять-таки, почти исключительно «в своем кругу» – в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., но прежде всего – на разного рода туристических слетах, которые постепенно превратились в подлинные ее фестивали.

На этом этапе власти почти не обращали на авторскую песню внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества, элементом интеллигентского быта.

Середина 60-х — начало 80-х гг. — пик развития авторской песни. Как раз в эти годы она стала собственно авторской песней, обрела зрелость и жанровую определенность, поднялась до явления высокой культуры, оставив далеко позади породившую ее доморощенную самодеятельную песню, а голос поэта превратился в голос совести больного общества, который, в конце концов, был услышан всеми.

Как от одного подземного точка поднимается волна, превращающаяся в цунами, так от подземного толчка духа пошли широкие и мощные волны, охватившие почти все слои советского общества. Возникло широкое движение, центрами которого в разных городах стали КСП — клубы самодеятельной песни.

Для проведения фестивалей люди собирались на лесных полянах. Музыка и стихи звучали в искренней, душевной обстановке. На подобных выходах царила атмосфера нравственной чистоты и искреннего чувства.

В 1968 году был впервые проведен фестиваль авторской песни в честь Валерия Грушина (1944-1967), погибшего на реке Уде Иркутской области при спасении тонущих детей. Его друзья, участники ансамбля самодеятельной песни города Куйбышева (ныне Самара), студенты Куйбышевского авиационного института, где учился Валерий, собрались вместе, чтобы вспомнить своего погибшего друга. С тех пор фестиваль превратился с знаменитую «Грушинку», собирающую более 100 тысяч человек.

И сейчас во многих регионах России в летние дни проводятся местные бардовские фестивали. Например, в Воронежской области организуется мероприятие «Парус надежды», в Липецкой – «Автограф августа», в Ленинградской – «Робинзонада» и т. д.

Авторская песня была неотъемлемым элементом каждодневного бытия. Благодаря «магнитоиздату» — исторически первой и самой доступной форме «самиздата» — она была повсюду, ее знали, пели, слушали, переписывали друг у друга все — даже самые высокопоставленные партийные чиновники. Широко звучала она и публично, собирая подчас многотысячные аудитории как на традиционных уже лесных фестивалях, так и на неофициальной, теневой, левой эстраде — за плотно закрытыми от посторонних дверями клубов, институтов и Дворцов спорта.

Повзрослевшие «барды», основатели жанра, покинули студенческие скамьи, продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим — настроения, суммированные в чеканной строчке Б.Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».

Лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С.Никитина, А.Дольского, А. Розенбаума, В. Долиной, бард-рокеров (А.Макаревич, Б.Гребенщиков) и многих других, но не она определяла лицо авторской песни периода ее расцвета.

Изменение политической обстановки в середине 1960-х годов, ознаменовавшееся крушением надежд на гуманизацию общественного устройства и строительство «социализма с человеческим лицом», оказало значительное влияние и на культурную жизнь государства.

И если на предыдущем этапе ведущую роль играла «песня странствий», то теперь таковой стала «песня протеста», у истоков которой стояли А.Галич, В.Высоцкий, Ю. Алешковский.  Формируется трагедийно-сатирическое направление авторской песни.

Главные особенности трагедийно-сатирического направления авторской песни заключаются в эпическом расширении художественной картины мира, в выдвижении на первый план балладной жанровой тенденции, в активном экспериментировании с крупными поэтическими формами (песенные поэмы, циклы Высоцкого, Галича, Кима). Весомы здесь и более детальная, в сопоставлении с бардами-«романтиками», разработка персонажного мира и социального фона, и усиление публицистического начала, и актуализация традиций неофициальной смеховой культуры, которая в стихах-песнях Высоцкого, Галича, Кима, Талькова рельефно выделяла оппозиционную направленность песенно-поэтического слова.

Под влиянием Галича с середины 60-х гг. к иронической, а позднее и к откровенно сатирической трактовке окружающей жизни обратился и Юлий Ким. Он откровенно и без обиняков в своих песнях обращает внимание на злободневные вопросы («Разговор двух стукачей», «Два подражания Галичу», «Мы о Марксе твердим и о Ленине…», «Моя матушка Россия» и другие). Ряд песен А. Галича («Мы не хуже Горация», «Я выбираю Свободу») и Ю. Кима («Подражание Высоцкому», «Адвокатский вальс») были прямо посвящены советским диссидентам.

Эстетика «песни протеста» была продолжена В. Высоцким («Нет, ребята, все не так - все не так, ребята!»). Он расширил лексику песни, включив в неё обширный пласт сниженной лексики (просторечные и грубые слова). Беззлобный юмор предыдущих лет превратился в гнев, сарказм, издевку, в лучшем случае — в убийственную иронию. Спокойную романсную мелодику сменили рваные, произносимые сквозь зубы, напористые, почти речевые фразы. Главная интонационная находка Высоцкого — распевание согласных, создающее особо выразительную энергетику высказывания. В.Высоцкий вернул в песню сюжет, диалог, насытил ее зрелищностью и превратил исполнение в целостный микроспектакль.

Сознавая огромную силу воздействия авторской песни, власти в 80-е годы перешли к прямому ее преследованию.

В 1981 году прошел XXV Московский слет клубов самодеятельной песни, после чего по линии ВЦСПС было разослано письмо, в котором предписывалось отказывать в предоставлении концертных площадок Ткачеву, Мирзаяну, Киму. Их перестали записывать для радио, приглашать на телевидение. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций, издательств, их изгоняли из творческих союзов, всячески поносили в печати и т. д. Александра Галича вынудили эмигрировать. Лишь изредка, «по недосмотру», прорывалась авторская песня в отдельные кинофильмы и спектакли, да и то, главным образом, в качестве «фоновой» музыки.

При этом магнитные ленты с авторскими песнями перезаписывались, активно распространялись среди друзей и знакомых. Авторская песня из кругов интеллигенции уходит в «народ».

Власти, тщетно пытавшиеся запретить «крамольные» песни, попытались управлять авторской песней изнутри, взяв под контроль комсомола стихийно возникавшие повсюду «клубы самодеятельной песни» (изначально студенческие, а после и туристические) (КСП). Однако чем сильнее оказывалось административное и идеологическое давление, тем свободнее, откровеннее и жестче становилась авторская песня, подпитывавшаяся энергетикой осознанного противостояния государству.

Немногие из бардов получили официальное признание в поэтической среде. Однако имена таких представителей авторской песни, как В.Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор, А.Галич и Ю. Ким, вошли яркой страницей в русскую литературу XX столетия.

Каковы же основные темы авторской песни?

Огромное место занимает тема войны: большинство из авторов родились до Великой Отечественной войны, их детство пришлось на трудные военные и послевоенные годы. «На войну опоздавшая юность» (Визбор) переживала события роковых лет, может быть, не менее ярко, чем фронтовики, возможно, более романтично. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в лирической авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ею страдания, её античеловечность и искаженное страданием человеческое лицо («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о Вечном огне» А.Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни).

От официально признанных стихов на эту тему авторскую песню отличало внимание к отдельному человеку, к его душевным переживаниям. Лучшие песни стали воистину народными. Свидетельство тому — «Вспомните, ребята» (стихи Д. Сухарева, музыка В. Берковского), «Песенка о Леньке Королеве» (стихи и музыка Б. Окуджавы), «Братские могилы» (стихи и музыка В. Высоцкого) и многие другие.

Гимном антивоенного движения долгие годы была песня Александра Городницкого «Атланты» («Когда на сердце тяжесть...»).

Еще одна большая группа песен — их условно можно назвать песнями о смысле жизниговорит о жизненном предназначении человека, о его ответственности перед людьми и временем, о скоротечности и преемственности жизни, о любви к родному дому и своей земле, о честности в творчестве.

Примеры: «Охота на волков» (стихи и музыка В. Высоцкого), «Наполним музыкой сердца», «Одинокий гитарист» (стихи и музыка Ю. Визбора), «Альма-матер» (стихи Д. Сухарева, музыка В. Берковского), «Я пишу исторический роман» (стихи и музыка Б. Окуджавы).

Любовьвечная тема поэзии. Поэтам-бардам удалось передать порыв, воплотить в стихах подлинное дыхание любви: «Дом хрустальный» (стихи и музыка В. Высоцкого), «Ты — мое дыхание» (стихи и музыка А. Якушевой), «Солнышко лесное» (стихи и музыка Ю. Визбора).

Особенную нелюбовь советского руководства вызвали сатирические песни. Во многом благодаря произведениям обличительно-сатирического содержания на пути развития авторской песни возводились разного рода преграды и запреты, творчество многих авторов, например Александра Галича, откровенно замалчивалось. Некоторые клубы самодеятельной песни преследовались, о чем на мотив известной песни О. Митяева «Изгиб гитары желтой» пели так:

И кто-то очень в сером По рации доложит: «Как здорово, что все они Сегодня собрались».

В среде мастеров и энтузиастов жанра возникла атмосфера товарищеской солидарности и взаимной поддержки.

Сатирические песни, несмотря на запреты, были широко известны. Это «Спрашивайте, мальчики...» (стихи и музыка А. Галича), «Предательство» (стихи и музыка А. Городницкого), «Я не люблю...» (стихи и музыка В. Высоцкого), «Монолог равнодушного» («Взгляните на меня...») (стихи и музыка В. Васильева), «Деньги» («Теперь толкуют о деньгах...») (стихи и музыка Ю. Визбора), «Сенсация» («Однажды сел я в медный таз...») (стихи и музыка Ю. Кима).

В середине 80-х—начале 90-х годов особенно были популярны сатирические и юмористические песни Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси» — коллективный псевдоним): «Песня о том, как мы строили навес на даче у Евгения Ивановича», «Баллада о селедке», «Песня протеста» («Ни запретом, ни арестом...»), «Вечный думатель».
В конце 80-х годов были разрешены афишные концерты, начали выходить пластинки бардов, появляться сборники песен, стали массовыми фестивали. Затем многие авторы пошли в эстраду — Александр Розенбаум, Олег Митяев...

Окуджава: «Авторская песня — это серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души. Как-то, обращаясь к Москве, я писал: „Но если бы ты в наши слезы однажды поверила, ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом“. О чем эта грусть? О жестокости нашей жизни. О недоверии к личности. Неуважении к личности. О крушении идеалов. О разочарованиях. Об утратах. Об эфемерности надежд. Обо всем этом надо говорить. Мы еще многого о прошлом не сказали».

Слушая произведения бардов, люди становятся чище, лучше и романтичнее. Лучшие авторские песни позволяют задуматься о таких вечных ценностях, как любовь, дружба, верность, достоинство и честь.

Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни

    Александр Аркадьевич Гинзбург (1918-1977) – поэт и прозаик, а также сценарист, драматург, автор и исполнитель песен. Родился в Екатеринославе (в советское время – Днепропетровск) в еврейской семье.

Фамилия Галич родилась как творческий псевдоним в результате слияния первых букв фамилии и имени, а также окончания отчества: Г(-инзбург)+АЛ(-ександр)+ (Аркадьев-)ИЧ.

Он написал несколько пьес. По его сценариям сняли фильмы «Верные друзья» (1954), «На семи ветрах» (1962), «Дайте жалобную книгу» (1964), «Государственный преступник» (1964), «Бегущая по волнам» (1967).

Перелому в творчестве благополучного советского литератора способствовала история с несостоявшейся премьерой пьесы «Матросская тишина», запрещенной цензурой в 1958 г.

В конце 1950-х гг. Галич увлёкся авторской песней.

А. Галич уже в начале 1960-х годов (горькие и сатирические песни «Старательский вальсок», «Спрашивайте, мальчики», «За семью заборами», «Красный треугольник» и другие) обратился к резкой критике существующего строя с неслыханной для того времени смелостью и откровенностью. Главный объект сатиры в его творчестве – различные формы социальной несправедливости в советском обществе. Так, есть у Галича «Абсолютно ерундовая песня», в которой автор предлагает слушателю поразмышлять о том, чем на поверку оборачивается пресловутое «социалистическое равенство»: у одних – персональные машины, спецпайки, роскошные квартиры в престижных домах, отдельные поликлиники, дома отдыха и прочие номенклатурные привилегии, всем же остальным – «на-ка, выкуси». Песня «За семью заборами»(1961) обличает обитателей госдач – новоявленную советскую «знать».

За семью заборами,
За семью запорами,
Там конфеты мятные,
Птичье молоко!

Там и фауна, и флора,
Там и галки, и грачи,
Там глядят из-за забора
На прохожих стукачи.

А простой люд, трясущийся в электричке по дороге на работу и с работы, потчуют совсем иными «яствами».

А в пути по радио
Целый час подряд
Нам про демократию
Делали доклад.

А за семью заборами, За семью запорами, Там доклад не слушают - Там шашлык едят!        В его стихах предстает обычный советский человек со своей рядовой судьбой и непобежденной душой, они эпатировали читателя живой, просторечной лексикой. Галич не пел свои песни: это была мелодекламация, чтение стихов под музыку – перебор струн гитары.

Песни Галича, выступавшего в жанре социальной сатиры с резкой критикой конформизма, рецидивов сталинизма и проявлений авторитарно-тоталитарных тенденций в жизни советского общества, пользовались успехом.

Ему запретили выступления и концерты, перекрыли доступ к публикациям в журналах и издание собственных произведений, ему не давали разрешения на выпуск пластинок... Все, что оставалось поэту, который хочет быть услышанным, в такой ситуации – выступать на маленьких «домашних» концертах у своих друзей. Так в свое время начали свое «хождение» песни Галича – на самодельных магнитофонных записях, нередко не лучшего качества.

В свое время песни этого поэта были настолько популярны, что их слова знали наизусть. Знаменитой стала, например, песня Галича «Старательский вальсок» (1963):

Мы давно называемся взрослыми
И не платим мальчишеству дань,
И за кладом на сказочном острове
Не стремимся мы в дальнюю даль.
Ни в пустыню, ни к полюсу холода,
Ни на катере …к этакой матери.
Но поскольку молчание — золото,
То и мы, безусловно, старатели.

Промолчи — попадешь в богачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!

И не веря ни сердцу, ни разуму,
Для надежности спрятав глаза,
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не против, конечно, а за!
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду…
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание — золото.

Промолчи — попадешь в первачи!
Промолчи, промолчи, промолчи!

И теперь, когда стали мы первыми,
Нас заела речей маята,
И под всеми словесными перлами
Проступает пятном немота.
Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода!
Мы-то знаем — доходней молчание,
Потому что молчание — золото!

Вот так просто попасть в богачи,
Вот так просто попасть в первачи,
Вот так просто попасть в — палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи!..

1963 г.

В песне «Мы не хуже Горация» (1966) авторский оксюморон усиливал картину «поляризации»: противостояние лжекультуры, угодливо выполнявшей социальный заказ, навязываемой народу официальными источниками, и культуры истинной, загнанной в глубокое подполье, не нуждающейся в тиражировании и звонкоголосой пропаганде. Так, с одной стороны, «фанфарное безмолвие славит многодумное безмыслие». На другом полюсе – «гремит напетое вполголоса… гудит прочитанное шёпотом».

С конца 60-х годов его песни становились всё более и более политически острыми, а сатира беспощадной. Под сатирическим прицелом в песнях Галича оказывается вся политическая система в целом — система, где подмена сущего мнимым даже рядовыми гражданами воспринимается как норма жизни (сатирический цикл «Коломийцев в полный рост» (1969) ). Что социалистическая система противопоставляет «антинародному» капиталистическому строю?

— А у нас — природный газ,
Это раз.
И ещё — природный газ…
И опять — природный газ…
И по процентам — как раз —
Отстаёте вы от нас
Лет на сто!

Автор подчёркивает реальное состояние социалистической экономики с её липовыми достижениями и процентоманией.

Слиянием сентиментальных мотивов тюремного фольклора, печального комизма городского романса и сопротивления отмечены многие «серьезные» песни и стихи Галича, в т.ч. «Облака» (1962), «Ошибка» (1962), «Гусарская песня» (1966), «После вечеринки» (1971), «Я выбираю свободу» (1971).

– Я выбираю Свободу –
Но не из боя, а в бой,
Я выбираю свободу
Быть просто самим собой.

Я выбираю Свободу –
Пускай груба и ряба,
А вы – валяйте, по капле
Выдавливайте раба!

По капле и есть по капле –
Пользительно и хитро,
По капле – это на Капри,
А нам – подавай ведро!

А нам – подставляй корыто,
И встанем во всей красе!
Не тайно, не шито-крыто,
А чтоб любовались все!

Дальнейшее песенное творчество Галича привело к нагнетанию конфликта с властью. Последним из его легальных выступлений был бардовский фестиваль в новосибирском Академгородке в марте 1968 года, где он исполнил крамольные песни «Старательский вальсок» и «Памяти Пастернака».

В 1969 году издательство «Посев», основанное русскими эмигрантами в Германии, выпустило сборник текстов его песен. Это издание стало причиной дальнейшей травли Александра Галича.

В 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей, а в 1972 – из Союза кинематографистов. После третьего инфаркта в 1972 г. Галич получил пенсию по инвалидности 54 рубля в месяц. Он чувствовал, что отъезд близится. В декабре 1973 г. он написал стихотворение «Когда я вернусь», а в 1974 г. его вынудили уехать за границу и лишили советского гражданства. В 1977 г. Галич погиб в Париже при невыясненных обстоятельствах. В 1988 г. А.А.Галича по ходатайству дочери восстановили в Союзе кинематографистов и в Союзе писателей, в 1993 г. вернули российское гражданство. Александр Галич вернулся. Но он не это имел в виду.

Юрий Юзефович Визбор (1934-1984) – автор и исполнитель песен, поэт, киноактёр, писатель и журналист, киносценарист, кинодокументалист, драматург, художник, альпинист. Один из основоположников жанра авторской, студенческой, туристской песни. Создатель жанра «песни-репортажа», автор более 300 песен. Написал композицию «Александра» к картине «Москва слезам не верит». Широкую известность принесла ему роль Бормана в телесериале «Семнадцать мгновений весны».

Родился в Москве. Отец – литовец Визборас – расстрелян в 1938 г. У «сына врага народа» не принимали документы в московские вузы, исключением стал МГПИ. К периоду учёбы в МГПИ относятся десятки ранних песен Визбора, в том числе «Гимн МГПИ», который он сочинил вместе с другом-поэтом Ряшенцевым. В этот период Визбор сочинял песни на известные мелодии или с использованием таковых. Авторами некоторых мелодий являлись его друзья. В студенческие годы увлёкся альпинизмом. Визбор окончил МГПИ по специальности «Русский язык и литература».

Песни «Синие горы», «Маленький радист», «Романтики» стали первыми, с которыми Визбор выступил как поэт и композитор. В начале 1960-х годов появляется одна из самых его известных альпийских песен — «Домбайский вальс» («Лыжи у печки стоят...»).

Лыжи у печки стоят,

Гаснет закат за горой,
Месяц кончается март,
Скоро нам ехать домой.
Здравствуйте, хмурые дни,
Горное солнце, прощай!
Мы навсегда сохраним
В сердце своём этот край.

Нас провожает с тобой
Гордый красавец Эрцог,
Нас ожидает с тобой
Марево дальних дорог.
Вот и окончился круг,
Помни, надейся, скучай!
Снежные флаги разлук
Вывесил старый Домбай.

Что ж ты стоишь на тропе,
Что ж ты не хочешь идти?
Нам надо песню запеть,
Нам нужно меньше грустить.
Снизу кричат поезда,
Правда, кончается март,
Ранняя всходит звезда,
Где-то лавины шумят.

Визбор внес значительный вклад в развитие авторской песни, став выразителем идеалов прогрессивной общественности. Его полные лиризма сочинения, проникнутые доверительными интонациями, оказывали большое воздействие на слушателей. В начале 1966 года вышел его первый сборник «Ноль эмоций».

Милая моя

Всем нашим встречам
Разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым
Подернулись угли костра.
Вот и окончилось все,
Расставаться пора.

Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?

Крылья сложили палатки,
Их кончен полет.
Крылья расправил
Искатель разлук самолет.
И потихонечку
Пятится трап от крыла,
Вот уж действительно
Пропасть меж нами легла.

Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?

Не утешайте меня,
Мне слова не нужны.
Мне б отыскать тот ручей
У янтарной сосны.
Вдруг сквозь туман
Там краснеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают,
Представьте, меня!

Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?

Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?

(1973)

Укушенный

Ах, жертва я доверия,

Беды своей родитель!

Вот слышу из-за двери я:

«Укушенный, войдите!»

Вошел: «Мое почтение».

Разделся не спеша.

«Где место укушения?»

Я говорю: «Душа».

Тут в кабинете бывшие

Мне душу теребят:

«Скажите, укусившая

Какая из себя?»

Я говорю: «Обычная,

И рост не с бугая.

Такая симпатичная,

Не думал, что змея».

(1982)

Его последняя песня «Цейская» («Этот белый в снегах горнолыжный лицей…») (1984) теперь ежедневно звучит в альплагере «Цей» как память о человеке, который дарил людям радость общения, устраивал «праздники из буден». Его именем названа вершина на Памире.

Бестселлерами стали многочисленные сборники произведений Визбора. Тремя изданиями вышла книга «Я сердце оставил в синих горах», дважды издана книга «Верю в семиструнную гитару». А главное, что песни Визбора поют и слушают в молодежных компаниях.

Высоцкий Владимир Семенович (1938-1980) – поэт, прозаик, актер театра и кино, автор-исполнитель песен. Популярность пришла к актеру в 1967 году, после роли радиста Володи в картине «Вертикаль». В фильме прозвучали авторские песни Высоцкого «Вершина», «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек». Лауреат Государственной премии СССР («за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме „Место встречи изменить нельзя“ и авторское исполнение песен», 1987, посмертно).

Родился 25 января 1938 г. в Москве. Учился в Инженерно-строительном институте, но вскоре его оставил и поступил на актерское отделение Школы-студии МХАТ, которую окончил в 1960 г. Работал в Московском драматическом театре им.А.С.Пушкина, в 1964-1980 гг. – актер Московского театра драмы и комедии на Таганке, где играл главные роли в спектаклях «Жизнь Галилея» и «Гамлет».

В этом человеке весьма удачно соединились все необходимые качества – выдающееся поэтическое дарование и актерский талант, острый ум и мужественная внешность, энергичный голос с хрипотцой и многое другое, что позволило ему придать авторской песне новый облик.

Высоцкий в 1961 г. написал свою первую песню «Татуировка», положившую начало своеобразному песенному циклу, тематически связанному с бытом криминальной среды, а стилистически – с поэтикой городского романса и «блатного» фольклора. В первой половине 1960-х годов Высоцкий начал исполнять песни, аккомпанируя себе на гитаре, в дружеских компаниях, позднее – на публичных вечерах и концертах.

Творческое наследие Высоцкого представлено трагическо-исповедальными стихами, балладами, а также романтическо-лирическими, комическими и сатирическими песнями (сборники «Нерв», 1981; «Я, конечно, вернусь», 1988). Высоцкий – выразитель эстетики «песни протеста», выступающий против абсурдности «совкового» существования. Легкая смена социальных масок, легко узнаваемых за гротескными натуралистическими зарисовками, отличает его комические произведения, в других стихах и песнях звучит неприкрытая боль и тоска по справедливости. Беззлобный юмор ранних бардовских сочинений превратился здесь в гнев, сарказм, неприрыкрытую издевку и иронию над существующим общественным и государственным строем.

Владимир Высоцкий сумел создать новую поэтическую «энциклопедию русской жизни», обширную галерею типов и характеров. Будучи профессиональным актером, Высоцкий обычно вел поэтический монолог от лица своего героя, добиваясь настолько сильного эффекта подлинности, что поэта отождествляли с его персонажами. Его песни, переписанные с магнитофона на магнитофон, слушала вся страна: они выражали настроения и чаяния миллионов людей. Манера исполнения Высоцкого была более энергичной и драматизированной. От других бардов его отличал и уникальный голос, позволяющий использовать самые разные речевые маски и интонации. К тому же, Высоцкий был виртуозом стиха, абсолютно чуждого всякой монотонности, свободно заключаемого в рамки самых разных поэтических размеров, его рифмы изысканны и в то же время очень естественны.

Во второй половине 60-х годов Высоцкий резко расширяет свой поэтический «театр одного актера». Главными его песнями становятся солдат, альпинист, спортсмен, подводник, милиционер, старатель… Поэт признавался, что ему интересны люди, рискующие жизнью, как бы застигнутые в момент решающего жизненного выбора. В этом смысле люди разных профессий и разного образа жизни у Высоцкого неожиданно могут напоминать друг друга. Так, герой песни «Разведка боем», отправляющийся в тыл врага с неизвестным ему бойцом, мог бы повторить слова героя «Песни о друге», альпиниста. Восхождение на вершину оказывается сродни военному бою: и здесь и там человек проходит главную проверку.

Песня о друге

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а – так…
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош,-
Парня в горы тяни – рискни!-
Не бросай одного его:
Пусть он в связке в одной с тобой –
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик,-
Значит, рядом с тобой – чужой,
Ты его не брани – гони:
Вверх таких не берут, и тут –
Про таких не поют.
Если ж он не скулил, не ныл,
Пусть он хмур был и зол, но шел,
А когда ты упал со скал,
Он стонал, но держал,
Если шел он с тобой как в бой,
На вершине стоял – хмельной,-
Значит, как на себя самого
Положись на него.

В.Высоцкий часто писал о войне, писал глубоко и проникновенно, хотя сам никогда в боевых действиях не участвовал. Секрет такой проникновенности, такой яркости образов, кроется в невероятном чувстве гражданственности поэта. В военных песнях до 1966 года ощущается явная перекличка героев и сюжетов песен с героями и сюжетами первых дворовых песен (песен городской романтики) Владимира Высоцкого («Я вырос в Ленинградскую блокаду», 1961 г.; «Штрафные батальоны», 1963 г.; «Братские могилы», 1963 г.; «Мне этот бой не забыть нипочём...» («Звёзды»), 1964 г.; «Высота», 1965 г.; «Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог...», 1965 г. и др.)

 Песни о войне, написанные Владимиром Высоцким позже 1966 года отличаются тем, что автор через героев своих авторских песен стал воплощать себя самого, свои мысли, и тем, что в них почти не чувствуется переклички с песнями дворовой или городской романтики. Это песни о людях, чувствующих и воспринимающих боль, горе, радость («Он не вернулся из боя»; «Песня лётчика-истребителя», 1968 г.; «Сыновья уходят в бой», 1969 г.; «Песня о Земле» («Кто сказал: «Всё сгорело дотла»?»), 1969 г.; «Мы вращаем Землю», 1972 г.; «Всё меньше вас, участники войны», 1978 г. и др.).

Братские могилы
На Братских могилах не ставят крестов,

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов,

И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше — вставала земля на дыбы,

А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

Горящее сердце солдата.

У Братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,

На Братских могилах не ставят крестов…
Но разве от этого легче?!

Стихотворение В. Высоцкого «Братские могилы» относится к гражданской лирике.

Жанр – элегия.

Тема: поэт размышляет о людях, которые погибли в жестокие дни войны и были похоронены в братских могилах. Из-за большого количества погибших всех пришлось хоронить в одной могиле.

Идея: автор скорбит, он чувствует какую-то бесконечную боль, которая только многократно усиливается от осознания того, эта боль не имеет границ – ни личностных, ни временных. В братских могилах покоится боль и горе всего русского народа. Передавая реальную картину, автор старается пробудить в читателе эмоции, заставить вспомнить и сопереживать.

Композиционно стихотворение состоит из четырех катренов. Кроме того, повторение первых двух начальных строф в конце стихотворения указывает на то, что композиция кольцевая.

Как такового сюжета нет. На первом плане – переживания пота. Его собственное, субъективное переосмысление событий.

Стихотворение написано амфибрахием. Оно торжественно и строго.

В центре произведения В. Высоцкого образ-символ Братских могил, который можно толковать как память о войне, единство героев, слияние их судеб. Поэт обращает внимание на то, что у погибших солдат стираются «персональные судьбы», сливаются в единую. Уже в первых строках Владимир Семенович рассказывает об одной из наиболее примечательных особенностей Братских могил: на них нет крестов. Нужен особый памятник, особый символ памяти – Вечный огонь. С помощью слова «горящий» создается главный образ, образа Вечного огня, в котором мелькают отблески горящих хат и горящих сердец солдат, погибающих за свою Родину.

Возле Братских могил не увидишь рыдающих вдов, зато приносят цветы чужие люди. Братские могилы вырастают в местах, где «вставала земля на дыбы». Теперь же она придавлена гранитными плитами.

Художественные средства.

Эпитеты :

· постоянные: братские могилы, вечный огонь.

· метафорические: горящее сердце.

· выразительные: заплаканные вдовы, вспыхнувший танк.

Анафора:

Горящие русские хаты,

Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

Параллелизм: в начале и в конце стихотворения повторяется одна и та же фраза, создающая единый поэтическое впечатление:

На Братских могилах не ставят крестов.

Гипербола передаёт весь накал произошедших здесь когда-то событий:

вставала земля на дыбы.

Аллегория: братские могилы олицетворяют для автора такие понятия как доблесть и честь.

Неопределенно-личные предложения (с глаголами ставят, рыдают, зажигают) подчёркивают масштабность трагедии.

Пауза. Три строчки последней строфы отделены от заключительной строки многоточием, то есть паузой. Эта пауза, графически обозначенная многоточием, несет глубокий смысл. Реалии первых строк не могут слиться с последним вопросом.

Риторический вопрос, которым заканчивается стихотворение, устанавливает контакт с читателем.

Но разве от этого легче?!

Вопрос занимает ключевую, сильную позицию в тексте. Вопрос не требует ответа, ответ ясен. Задумаемся над этим вопросом! Долг памяти выполнен, но долг совести, голос сердца не дает нам покоя. Солдаты ушли молодыми, сгорели в чудовищном пламени войны, мы потеряли миллионы жизней! Их нельзя вернуть, их невозможно забыть, предать их память невозможно.

Расцвет творчества Высоцкого приходится на 1970-е годы. В композициях было затронуто множество тем. Среди его музыкальных произведений и любовная лирика, и баллады, и блатные песни, а также написанные на политические темы, юмористические, песни-сказки. Многие впоследствии стали называться монологами, так как написаны были от первого лица.

Я не люблю

Я не люблю фатального исхода, От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою. Я не люблю открытого цинизма, В восторженность не верю, и еще - Когда чужой мои читает письма, Заглядывая мне через плечо. Я не люблю, когда - наполовину Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор. Я ненавижу сплетни в виде версий, Червей сомненья, почестей иглу, Или - когда все время против шерсти, Или - когда железом по стеклу. Я не люблю уверенности сытой, - Уж лучше пусть откажут тормоза. Досадно мне, что слово "честь" забыто И что в чести наветы за глаза. Когда я вижу сломанные крылья - Нет жалости во мне, и неспроста: Я не люблю насилье и бессилье, - Вот только жаль распятого Христа. Я не люблю себя, когда я трушу, Обидно мне, когда невинных бьют. Я не люблю, когда мне лезут в душу, Тем более - когда в нее плюют. Я не люблю манежи и арены: На них мильон меняют по рублю, Пусть впереди большие перемены - Я это никогда не полюблю!                                             1968

Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они – друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. Национальным в его творчестве было умение смеяться над самыми уродливыми и страшными явлениями бытия. Смеяться, а не ужасаться ими.

Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно расширялся, за короткое время он приобрел всенародную популярность и одновременно вызвал недовольство советских официальных кругов. В 1968 г. в прессе появляются инспирированные властями статьи, осуждающие песенное творчество Высоцкого, и его репутация приобретает оттенок крамольности. Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивается с внешними трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. Это обусловило глубокий драматизм судьбы Высоцкого как литератора, считавшего доминантой своего песенного творчества поэтические тексты.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 2231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!