Художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя.



Творчество Андрея Вознесенского в современной поэзии занима­ет нишу «социально ориентированного» авангарда, идущего от рус­ского футуризма с его пафосом жизнестроительства, злободневно­стью, экспериментированием в области художественных форм, поиском словесных средств выразительности. Лирика Андрея Воз­несенского требует пристального, может быть, многократного про­чтения, потому что поэт обращается к вопросам сложным, он избе­гает готовых выводов и решений. Помимо сложного ассоциативного мышления, характерного для творческой практики Вознесенского, он склонен к резкой смене настроений, интонаций, метафор и лек­сических уровней.

Особенность творчества поэта заключалась в применении многозначности образов, сжатых ассоциаций, неологизмов, гротескных метафор. Его стихи — это протест против уничтожения всего человеческого в мире, где на первом плане обычный вещизм, а духовность теряется за кадром. Через строки своих стихов, Вознесенский пытается достучаться до людей, поэтому он не просто писал на бытовые темы, а заставлял человечество задуматься и остепениться.

Его эстрадным вы­ступлениям сопутствует успех в самых разных аудиториях. Чем это можно объяснить? Вместе с усложнением поэтики Вознесенский широко ввел в поэзию то, что Маяковский называл «ко­рявым говором миллионов» — язык улицы, грубоватую фразеоло­гию повседневного быта, открывая в них новые источники выразительности. Достигается ли этим эстетический эффект? Мож­но без труда отыскать некоторые «излишества» в употреблении вульгаризмов у Вознесенского, но зато можно привести множество примеров, когда грубоватая фразеология органична как характери­стическая черта, как стиль.

В основе поэтического механизма Вознесенского лежат прием: не мысль или чувство порождают метафору, но парадоксальная метафора, сближая самые неожидан­ные вещи и понятия, зачастую с помощью звукового, графического или иного формального подобия слов, порождает чувство и мысль. В этом Вознесенский также продолжает традиции русского поэтического авангарда — опыты поэтов-имажинистов.

Еще один излюбленный прием Вознесенского — оксюморон, сочетание слов с противоположным смыслом («Оглянись вперед», «Реквием оптимистический»). Установка на творческий эксперимент и стремление к демократичности и доступности широкому читателю делают творчество Андрея Вознесенского глубоко современным и со­звучным нашему времени.

Гойя

Я - Гойя!

Глазницы воронок мне выклевал ворон,

слетая на поле нагое.

Я - Горе.

Я - голос

Войны, городов головни

на снегу сорок первого года.

Я - Голод. Я - горло

Повешенной бабы, чье тело, как колокол,

било над площадью голой...

Я - Гойя! О, грозди

Возмездья! Взвил залпом на Запад –

я пепел незваного гостя!

И в мемориальное небо вбил крепкие звезды –

Как гвозди.

Я - Гойя.

1959

Стихотворение «Гойя» А.А. Вознесенского отсылает к испанскому художнику Ф. Гойе и его серии гравюр «Бедствия войны». Поэт словно художник словами рисует собственные картины войны Лирический герой стихотворения рассказывает об ужасах войны. Каждая из четырех строф — это описания событий, отражающих последствия, которые она несёт за собой. Герой словно делится с читателем впечатлениями, оставшимися в памяти после её окончания:

Глазницы воронок мне выклевал ворог,

слетая на поле нагое.

 При прочтении первой строфы стихотворения, представляется пустое поле с мертвецом, которому ворон выклевал глаза. В фольклоре символика черного ворона, черепа связана с несчастьем, смертью.

Однако в автор настаивает на слове «ворог», что означает «враг». «Воронки» создают ассоциацию со взрывными воронками, и в сознании читателя появляется совершенно другая картина — поле после авиаударов. Во второй строфе читателю становится понятно, что в стихотворении присутствуют не абстрактные описания войны, а события, связанные с Великой Отечественной войной. Бомбы, будучи самым страшным оружием тех времен, напрямую говорят о надвижении смерти. «Я — Горе, Я – Голод» — завершает строфы лирический герой, как бы подытоживая, что война приносит муки и несчастье. Третья строфа описывает жуткий зрительный образ:

 Я — горло

Повешенной бабы, чьё тело, как колокол,

било над площадью голой…

Автор использует просторечное слово «баба», показывая, что на войне нет места эстетичности. Звук бьющегося обо что-то тела на пустой площади в синтезе с представляемой картиной вызывает чувство страха, а многоточие в конце стиха создает дополнительную напряженность. «Гойя» становится звуком и авиационных бомб, и «колокола» над площадью, и вбиваемых в «мемориальное небо» гвоздей. Голод, сгоревшие города — всё это описывает в произведении А. А. Вознесенский, погружая читателей не только в трагичные последствия после Великой Отечественной войны, но и в события серии гравюр Ф. Гойи, напоминающие о горе и смерти.

Дорогие литсобратья!

Дорогие литсобратья!
Как я счастлив от того,
что средь общей благодати
меня кроют одного.


Как овечка черной шерсти,
я не зря живу свой век -
оттеняю совершенство
безукоризненных коллег».
                                 1975

С точки зрения ссылок на вечность, законы которой якобы известны критикам, Вознесенский весьма уязвим, он умеет дразнить блюстителей правил поэтического движения, и это он тоже делает энергично. Он мастерски пользуется иронией, смягчая таким образом более чем «прямые» строки. «Овечка черной шерсти» — это полушутливая, но сознательная позиция.

Автопортрет

Он тощ, словно сучья. Небрит и мордаст.

Под ним третьи сутки

трещит мой матрац.

Чугунная тень по стене нависает.

И губы вполхари, дымясь, полыхают.

«Приветик, — хрипит он, — российской поэзии.

Вам дать пистолетик? А, может быть, лезвие?

Вы — гений? Так будьте ж циничнее к хаосу…
А может, покаемся?.. Послюним газетку и через минутку
свернем самокритику, как самокрутку?..» Зачем он тебя обнимет при мне?
Зачем он мое примеряет кашне?
И щурит прищур от моих папирос… Чур меня! Чур!
SOS!

Гитара

Меж перца и малаг
под небом модных хижин
костлявый как бурдак
певец был юн и хищен

и огненной настурцией
робея и наглея
гитара как натурщица
лежела на коленях

она была смирней
чем в таинстве дикарь
и темный город в ней
гудел и затихал

а то как в реве цирка
вся не в своем уме —
горящим мотоциклом
носилась по стене!

мы — дети тех гитар
отважных и дрожащих
между подруг дражайших
неверных как янтарь

среди ночных фигур
ты губы морщишь едко
к ним как бикфордов шнур
крадется сигаретка...

Смерть Шукшина

Хоронила Москва Шукшина,

хоронила художника,

то есть хоронила Москва мужика

 и активную совесть.

Он лежал под цветами на треть,

недоступный отныне.

Он свою удивленную смерть

предсказал всенародно в картине.

В каждом городе он лежал

на отвесных российских простынках.

Называлось не кинозал —

просто каждый пришел и простился.

Он сегодняшним дням — как двойник.

Когда зябко курил он чинарик,

так же зябла, подняв воротник,

вся страна в поездах и на нарах.

Он хозяйственно понимал

край как дом — где березы и хвойники.

Занавесить бы черным Байкал,

словно зеркало в доме покойника.

Памятник

Я — памятник отцу, Андрею Николаевичу.
Юдоль его отмщу. Счета его оплачиваю.
Врагов его казню. Они с детьми своими
по тыще раз на дню его повторят имя.
От Волги по Юкон пусть будет знаменито,
как, цокнув языком, любил он землянику.
Он для меня как бог. По своему подобью
слепил меня, как мог, и дал свои надбровья.
Он жил мужским трудом, в свет превращая воду,
считая, что притом хлеб будет и свобода.
Я памятник отцу, Андрею Николаевичу,
сам в форме отточу, сам рядом врою лавочку.
Чтоб кто-то век спустя с сиренью индевеющей
нашел плиту «6 а» на старом Новодевичьем.
Согбенная юдоль. Угрюмо набух костюм вечерний.
В душе открылась течь. И утешаться нечем.
Прости меня, отец, что памятник не вечен.
Я — памятник отцу, Андрею Николаевичу.
Я лоб его ношу и жребием своим
вмещаю ипостась, что не досталась кладбищу, —
Отец — Дух — Сын.

 

ü Основные выводы:

Характерные черты поэзии А. Вознесенского:

§ В поэтике выражалась жажда свежего, новизны.

§ Метафоричность (новые понятия, которые сочетаются с русской стариной)

§ Восстановление в поэзии первоначальных отношений между личностью и социумом.

§ Контакт с эпохой, историей, человечеством, а образ лирического героя в обыденном воплощении.

§ Исповедальность.

§ На поздних этапах творчества – страх перед последствиями технического прогресса.

§ В поэзии стыковка «бывшего» и «будущего», а в жанровом плане – лирики и сатиры, философского раздумья и гротеска.

§ Ямб у него врывается в стих, прозу и, наоборот, прозаический речитатив завершается классически ясной строфой.

§ Легкий язык, разговорная речь разбавляет общий тон повествования.

До встречи на занятиях.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 1463; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!