Творчество. Тематика стихотворений А.Вознесенского



27.04

Домашняя работа

Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А.Вознесенского

Цель занятия: показать тематическое и жанровое своеобразие творчества А.Вознесенского.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Биография

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве.

Отец – Андрей Николаевич Вознесенский (1903-1974), участник строительства крупнейших гидроэлектростанций – Братской, Ингурской.

Мать – Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина (1905-1983) – тоже из Владимирской области. Здесь, в Киржаче, провел часть детства будущий поэт. Во время войны эвакуированные из Москвы мать с Андреем жили в зауральском Кургане.

В Москве Андрей Андреевич закончил одну из старейших столичных школ. Стихи он начал писать очень рано. А в 14 лет отважился послать некоторые из них своему любимому поэту Борису Пастернаку. Тот оценил произведения юного коллеги очень высоко, и они подружились. Влияние Пастернака на Вознесенского было огромным. А дружба с Пастернаком в дальнейшем оказала сильное влияние на судьбу Вознесенского.

Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора. Но его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству.

В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. На этих вечерах звучали строки Вознесенского:

Пожар в Архитектурном!

***

Прощай, архитектура!

Пылайте широко,

коровники в амурах,

райклубы в рококо!

Творческая биография Андрея Вознесенского развивалась стремительно. В 1958 году впервые были опубликованы его стихи в «Литературной газете». Они выгодно отличались своим своеобразным стилем, необычными сравнениями, оказались необычно яркими, насыщенными метафорами, звуковыми эффектами и усложнённой ритмической системой. Стихи Вознесенского нельзя было назвать простыми для восприятия, поскольку почти в каждой строке автор заложил подтекст. Влияние на поэзию Андрея Андреевича оказал не только Борис Пастернак, но и творчество Владимира Маяковского и футуриста Семёна Кирсанова.

Начиная с поэмы «Мастера» (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. «Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я рад, что до него дожил» – так писал Пастернак из больницы.  

Творчество Андрея Вознесенского развивалось сложным путем. Незаурядный талант поэта, поиски им новых возможностей поэтического слова сразу привлекли внимание читателей и критики. В его лучших произведениях 50-х годов, таких как поэма «Мастера» (1959), стихи «Из сибирского блокнота», «Репортаж с открытия ГЭС», передана радость работы, оптимистическое жизнеощущение человека-творца. В поэме «Мастера» прославляется «дерзкий труд» народных умельцев, от которых поэт унаследовал «ненасыт­ный голод работы и открытий». Лирический герой Вознесенского полон жажды действовать, творить:

Я со скамьи студенческой

Мечтаю, чтобы зданья

Ракетой ступенчатой

Взвивались в мирозданье!

Лирика поэта отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами. Вознесенский написал стихотворение «Похороны Кирсанова», позже положенное на музыку под названием «Памяти поэта» большим поклонником Кирсанова Давидом Тухмановым (песню исполнял Александр вдокимов).

Первый сборник Вознесенского — «Мозаика» — был издан во Владимире в 1960 году и навлёк на себя гнев властей. Использованное в стихах слово «беременная» цензоры расценили как порнографию. За одно из лучших стихотворений этого периода — «Гойя», нестандартно отразившее трагедию Великой Отечественной войны, — Вознесенский был обвинен в формализме. Редактора Капитолину Афанасьеву сняли с работы, тираж приказали арестовать и уничтожить, но решение приняли слишком поздно: все экземпляры были раскуплены. За критику власти и советского строя молодой поэт сразу же оказался в опале. Его произведения были поставлены в один ряд с такими же «неформатными» стихами «шестидесятников» Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной. Но все неприятные обстоятельства, сопутствовавшие выходу первой книги, не испугали Вознесенского. Спустя несколько месяцев в Москве вышел второй сборник, названный «Парабола». Он тут же превратился в библиографическую редкость, хотя был издан огромным тиражом. Поклонники передавали сборники из рук в руки, переписывали стихи и поэмы в тетради. Андрея Андреевича начали приглашать на закрытые вечера, где выступали Е.Евтушенко, Б.Ахмалуллина, Р.Рождественский, Б. Окуджава. Позже знаменитая пятёрка блистала на поэтических чтениях в Политехническом музее.

Несмотря на строгую цензуру, запрета на выступления Вознесенского не было, и он вместе с другими поэтами-шестидесятниками читал свои стихи на стадионах, в концертных залах, на площадях. Вознесенский был популярен не только в СССР — он выступал на концертных площадках во Франции, Великобритании, Польши, Норвегии, Швеции, Венгрии. Читал стихи в США, где познакомился с семьей президента Кеннеди и кинодивой Мэрилин Монро. Стихами Вознесенского зачитывался брат американского президента Роберт Кеннеди, он переводил их на английский язык.

Летом 1960 года Вознесенский был благополучно принят в Союз писателей СССР. 30 ноября 1960 года в номере газеты «Литература и жизнь» к 50-летию со дня смерти Толстого Вознесенский опубликовал стихотворение «Крона и корни».

Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов «40 лирических отступлений из поэмы “Треугольная груша”» (1962). Новый сборник вызвал новую волну негодования представителей власти. На Андрея Андреевича началась настоящая травля. По стране началась кампания проработок и разоблачений. Поэта всячески критикуют и унижают, в газетах выходят разгромные статьи придворных критиков. На улице Горького в «Окнах сатиры» был изображён рабочий, выметающий «нечисть» метлой, — и среди сора-нечисти был изображён Вознесенский со сборником «Треугольная груша».

 Однако в народе его правдивые и искренние стихи очень любили. Их подпольно перепечатывают и выпускают в «самиздате», передавая друг другу «из-под полы».

В марте 1963 года Н.С.Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР собрал в Кремле «представителей художественной интеллигенции». На трибуну был вызван Вознесенский. Вознесенского обвинили в «антисоветчине», расшатывании основ социалистического строя. На что Вознесенский с трибуны заявил: «Как и мой учитель, Владимир Маяковский, я — не член коммунистической партии». На поэта ополчился Никита Хрущёв. Под аплодисменты большей части зала он кричал: «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки — а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашёлся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чёртовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!»

Последовали «проработки», слежки, скандалы в Союзе писателей. Вознесенский решил на всякий случай не появляться в Москве. Он много ездил по стране, проводил встречи с читателями в регионах.

В это время в жизни поэта появилась Зоя Богуславская — писательница, критик, драматург, «Оза» из поэм Вознесенского. В 1964 году они поженились. Вознесенский вместе с семьёй жил в знаменитом посёлке «Переделкино». Его дом находился в близком соседстве с дачей Пастернака. В доме Вознесенского и Богуславской часто проводились поэтические вечера, дружеские встречи. Гостили Владимир Высоцкий, Белла Ахмадулина, Юрий Трифонов, Борис Хмельницкий, Олег Табаков, Валерий Золотухин, Людмила Максакова. Здесь бывали и друзья семьи, живущие за границей, — драматург Артур Миллер, писатель Курт Воннегут, поэты Джей Смит и Стенли Кьюниц, брат американского президента Эдвард Кеннеди с семьей.

 Вознесенский выступает со своими стихами в Париже (1963), в Мюнхене (1967). Совершает поездки в Италию, Францию и другие страны, впечатления от них становились строками его стихов. В Америке Вознесенский познакомился с коллегой Алленом Гинзбергом, знаменитым драматургом Артуром Миллером и голливудской кинодивой Мэрилин Монро. Побывал поэт во многих странах Европы, где его талант почитали, а стихи любили.

Поэт работал, не покладая рук. Каждый его сборник моментально исчезает из магазинов (часть тиража просто забирает себе номенклатура). За три десятка лет критика писала о нем считанные разы.

Скончался Андрей Андреевич Вознесенский 1 июня 2020 года. Причиной смерти поэта стал инсульт.

А.А.Вознесенский был вице-президентом Русского Пен-центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он был избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии Литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.

Андрей Вознесенский – лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник «Витражных дел мастер») и Премии Правительства РФ (2010, посмертно), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала А.А.Вознесенского «самым великим поэтом современности».

Творчество. Тематика стихотворений А.Вознесенского

Каждое новое стихотворение становилось событием. Почти в каждой строчке сквозил подтекст, что было довольно непривычным и новым для своего времени. Несмотря на замалчивание, неизменным оставалось восторженное почитание поклонников – от «шестидесятников» до современной молодежи – проявляющееся во всегда переполненных залах, где проходили выступления поэта, в ценах «черного рынка» на сборники, в переписанных от руки текстах.

В 1964 публикует сборник «Антимиры», инсценированный в Театре на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В.Высоцкий. Спектакль стал явлением культурной жизни Москвы. В 1966 выходит сборник «Ахиллесово сердце», в котором ноты жизнелюбия и чело­вечности стали еще глубже и пронзительнее. А в поэме «Оза» (1967), говоря о миссии поэта спасти мир от «роботизации», «псевдопрогресса», Вознесенский обращается к историческим судьбам Ро­дины, к извечной, постоянной красоте природы и человеческой ду­ши:

Лишь одно на земле постоянно,

Словно свет звезды, что ушла, —

Продолжающееся сиянье,

Называли его душа.

Но стремясь погрузиться «в ход природ неисповедимый» («тиши­ны я хочу, тишины!»), поэт скоро убеждается, что тишина природы обманчива и вовсе не безмятежна. Об этом говорит посвященное «Памяти жертв фашизма» стихотворение «Зов озера».

Трагический поворот темы творчества, безграничных человеческих возможно­стей, убитых людьми в самих себе, обнаруживается в «Плаче по двум нерожденным поэмам» (1965). Поэма звучит как плач по по­воду всего неосуществленного, неродившегося, потерянного, непроявленного:

             Мы столько убили в себе, не родивши.

Встаньте...

Андрей Вознесенский восстает против «духовных самоубийц», против тех, кто «саморастратил святые крупицы». Этим бездуховным лентяям поэт противопоставляет истинных творцов — «людей упрямого нрава». Творчество и труд — только они способны спасти личность. Человек только в деятельности может найти себя, реализоваться на благо общества. Творчество и только творчество — в любых областях жизни, — является оправданием человеческого бытия.

Тому же, кто вынес огонь сквозь потраву, —

Вечная слава!

Вечная слава!

Многообразны и оригинальны использованные в этой поэме сравнения («липы ночные, как лапы в ветвях хиромантии», «гробы, как складные ножи гиганта»), метафоры («дороги, убитые горем», «хороним поэмы», «лежат две поэмы, как белый бинокль театраль­ный»).

Противопоставление прошлого и настоящего, утверждение не­возвратимости прошлого и ощущение настоящего как несовершен­ного будущего звучит в стихотворении «Ностальгия по настоящему» (1976). Уже само название стихотворения показывает, что Возне­сенскому чужда поэтическая традиция обращения к темам памяти, прошлого, ностальгии. Парадоксальность заглавия и рефрена сти­хотворения, используемые автором, несут в себе глубокий смысл:

Я не знаю, как остальные,

Но я чувствую жесточайшую

Не по прошлому ностальгию —

Ностальгию по настоящему…

Одиночества не искупит

В сад распахнутая столярка.

Я тоскую не по искусству,

Задыхаюсь по-настоящему…

«По настоящему» и «по-настоящему» — разница в дефисе, но разница смысловая. В первом случае «настоящее», которое осмыс­ливается в противоположность «прошлому»; во втором — в проти­воположность «искусственному, поддельному, ложному». Игра на совмещении двух смыслов слова «настоящее» — «современное», «подлинное» — приводит к пониманию исторического процесса как постоянного «улучшения» жизни и нравов, если не действительно­го, то по крайней мере желательного для поэта («Что прошло, то прошло. // К лучшему…»), к противопоставлению искусства и жиз­ни, к объявлению недостатков пережитками прошлого.

В этом стихотворении Андрей Вознесенский развивает традиции футуризма в сфере художественной формы, активно используя не­правильные и редкие рифмы, поэтические неологизмы, вводя в стихи разговорную, а подчас грубую лексику, предпочитая близкий к ритмам разговорной речи тонический стих.

В 70-80-е годы гуманное чувство в стихах Вознесенского стано­вится более острым, зрелым и действенным. Поэт обнаруживает способность и внутреннюю потребность всем сердцем переживать чужие горести и беды, немедленно откликнуться, прийти на по­мощь людям. Он остро реагирует на сложность и боли современного мира, хотя еще не всегда вносит ясность и определенность в поток своих ощущений. Но естественность чувства и простота формы по­беждают и у него, все реже уступая место рассудочности и услож­ненным построениям. Поэт выражает свое «я» в разных ипостасях. Он, например, необыкновенно чуток к женскому страданию, к жен­ской боли, к унижению чувства человеческого достоинства именно в женщине. Это вообще одна из лучших традиций русской классиче­ской литературы от Некрасова до Блока и Маяковского. Вознесен­ский — достойный преемник этой традиции.

В стихах А. Вознесенского «Роща», «Бобровый плач», «Песнь вечерняя», «Не трожь человека, деревце!.. Не бей человека, птица!» — в этих нагнетаемых обращениях-повторах до предела заострена мысль о том, что, разрушая окружающую природу, люди губят и убивают лучшее в себе самих, подвергая смертельной опасности свое будущее на Земле. В творчестве Вознесенского заметно усиливаются нравственно-этические искания. Поэт сам ощущает острую необходимость обновления прежде всего духовного содержания поэзии. И выводом из этих раздумий становятся следующие строки о жизненном назначении искусства:

Есть высшая цель стихотворца —

Ледок на крылечке оббить,

Чтоб шли обогреться с морозца

И исповеди испить.

Эти порывы и устремления прозвучали в книгах «Дубовый лист виолончельный» (1975) и «Витражных дел мастер» (1976): «Тоскую о милых устоях». Они обусловили и появление иных мотивов, образных штрихов и деталей, например, в восприятии природы. Отсюда— «Милые рощи застенчивой родины (цвета слезы или нитки суровой)...»; «Груша заглохшая, в чаще одна, я красоты твоей не нарушу»; «Сосны цветут — свечи огня спрятав в ладони будущих шишек...»; «Виснут черемухи свежие стружки...».

«Болит» прокатывается по всей поэзии Андрея Вознесенского. Его «Монолог Мерлин Монро» с повторяющимся «невыносимо, невыносимо», его «Лобная баллада», «Бьют женщину», а из более ранних — «Последняя электричка», «Мотогонки по вертикальной стене», «Эскиз поэмы» являют нам поэта, который сквозь женскую боль и женское страдание воспринимает боль и страдание чуждого нам антигуманистического мира.

Андрей Вознесенский писал прекрасные стихи о любви, среди которых особенно популярными стали «Сон», «Романс», «Вальс при свечах», «Не возвращайтесь к былым возлюбленным».

Одним из главных направлений творчества Вознесенского стало создание песен. На стихи Андрея Андреевича было написано немало шлягеров, которые на протяжении многих лет были невероятно популярны в народе: «Плачет девочка в автомате» (музыка Е.Осина), «Миллион алых роз» (музыка Р.Паулса), «Песня на "бис"» (музыка Р.Паулса), «Подберу музыку» (музыка Р.Паулса), «Танец на барабане» (музыка Р.Паулса), «Новые московские сиртаки» (песня более известна в народе как «Никогда» или «Яйца дрозда») (музыка О.Нестерова), «Начни сначала» (музыка Е.Мартынова), а также много романсов на музыку М.Таривердиева.

Пиком творчества поэта стало либретто, послужившее основой для постановки в 1981 году знаменитой ленкомовской постановки рок-оперы «Юнона и Авось». Музыку написал Алексей Рыбников.  Наиболее сильными композициями стали «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя». Рок-опера «Юнона и Авось» приобрела огромную популярность, стала классикой жанра.

В 80-е годы поэт подходит к новому жанру видеом – визуальной поэзии, где нет привычных строф: слова выстраиваются в геометрические фигуры, а предметы заменяют буквы или части слов. Выставки этих произведений – видеом – с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Первая видеома «Поэтарх» была создана для Парижской выставки и представляла Золотой шар на голубом фоне неба, от него вверх тянулись золотые нити с буквами алфавита. Эта видеома предназначалась для стихотворения «Когда народ-первоисточник»

Когда народ-первоисточник

Меняет истину и веру,

Печален жребий одиночек,

Кто верен собственному вектору.

Среди виляющих улыбочек

И мод, что все перелопатили,

Мой путь прямой и безошибочный,

Как пищевод шпагоглотателя.

На счету поэта и масштабные произведения — 8 поэм, среди которых лучшими признаны «Оза», «Ров», «Лонжюмо».

Все прогрессы реакционны,

если рушится человек. («Оза»)

Рефреном в поэме Вознесенского «Ров» звучит вопрос: «Ты куда ведешь, ров?» И это не только ров, куда во время войны фашисты сбрасывали тела расстрелянных мирных граждан, но и ров памяти, а точнее – беспамятства тех, кто в погоне за деньгами, поддаваясь «алчи», разрывает страшные захоронения, мародёрствует.

Во многих стихотворениях Андрея Вознесенского звучит тема России, Родины, получая порой необычное звуковое воплощение.

В 1993 году в журнале «Дружба народов» опубликован безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе». В этих стихах прозвучала вера поэта в будущее спасение России:

Россию хоронят.

Некрологи в прессе.

Но я повторяю —

Россия воскресе.

Помолимся вместе

за тех, кто в отъезде,

За ближних и дальних

помолимся вместе,

За тех, кто страдает

и кто в мерседесе,

За бомжа, что спит

не на вилле Боргезе,

Пусть с помощью Божьей

Россия воскресе!

Перу А.А.Вознесенского принадлежит два десятка сборников прозы и стихов.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 3195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!