Развитие кинематографа и театра.



Тема: Идеологические основы советского общества и культура в 1920—1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования.

Кино Эйзенштейн - «Броненосец «Потёмкин» Братья Васильевы – «Чайка» Г. Александров – «Веселые ребята», «Цирк». Театр Станиславский Немирович-Данченко Вахтангов Мейерхольд Литература В. Маяковский -стихи, А. Блок «Двенадцать» М. Горький – «Мать» М. Шолохов – «Тихий Дон» Д. Фурманов «Чапаев» А.Фадеев – «Разгром» А.Толстой – «Петр I» Островский – «Как закалялась сталь» и др.  
Музыка Глазунов Гнесин С.С. Прокофьев Д.Д. Шостакович А.И. Хачатурян

Наука и исследования

В.И. Вернадский – теория биосферы

О.Ю. Шмидт, И.Д. Папанин – изучение Арктики

К.Э. Циолковский – теория космических полетов

Н.И. Вавилов – открытия в области генетики

И.В. Мичурин -селекционер

Н.А. Семашко – вклад в развитие медицины т здравоохраниения

И.П. Павлов - открытия в области физиологии

Ф.А. Цандер – теория реактивного движения

Губкин – перспективы добычи нефти

Ферсман – исследование апатита на Кольском п-ве

А. Иоффе, И. Курчатов, П. Капица – исследования в области физики

 

Архитектура Шухов – Шуховская башня Мельников – Дом культуры Русакова, Дом мастерская Мельникова Щусев – Мавзолей Ленина Щусев, Шапран – Гостиница Москва Жолтовский – Дом на Моховой Алабян – Театр Российской армии Скульптура Мухина – Рабочий и колхозница (построен для всемирной выставки в Париже в 1937 г.)

Терминология:

· Ликбез (ликвидация безграмотности) – массовое обучение неграмотных взрослых чтению и письму согласно государ. программе, осуществлявшейся в 1920-1930 гг. в Советской России.

· «Культурная революция» - это мероприятия, которые проводились в СССР с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.

· «Философский пароход» обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.). Выслано более 200 деятелей науки и культуры.

· Марксизм-ленинизм — леворадикальное течение в марксизме. Его сторонники стремятся к социально-политическому и философскому обоснованию необходимости борьбы пролетариата против капиталистического строя с целью построения коммунистического общества.

· Социалистический реализм – направление в литературе и искусстве, художественный метод, построенный на социалистической модели мира и человека.

· Конструктивизм - направление в изобр.искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1915 году и существовавшее в течение первой половины 1930 годов в СССР. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

· Сменовеховство — идейно-политическое течение, возникшее в 1920-е гг. в среде русских эмигрантов под воздействием изменений в политическом курсе советского государства в период нэпа.

· Обновленчество — течение, обособившееся от Русской православной церкви после революционных событий 1917 г. Его сторонники декларировали цель «обновления Церкви», которое, по их мнению, предполагало демократизацию управления и модернизацию богослужения. В 1920-х обновленцы полностью поддерживали большевиков и проводимые ими преобразования.

· Комакадемия — высшее учебное заведение, а также научно-исследовательское учреждение общесоюзного характера. Коммунистическая академия существовала в 1918-1936 гг. Имела множество подразделений, в частности: институты философии, истории, литературы, искусства и языка, права, мирового хозяйства и политики, экономики, аграрный; ряд секций, комиссий и обществ.

· Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) — советская общественно-политическая оборонная организация, созданная в 1927 г. В послевоенное время её преемником стал ДОСААФ (с 1948).

· Пролеткультэто сокращённое название пролетарских культурно-просветительских организаций.

                     

Идеологические основы советского общества в 1920—1930-х гг.

Советское общество строилось на марксистско-ленинской идеологии, ставившей во главу угла классовый подход в отношении абсолютно всех явлений общественной жизни. Сфера культуры оказалась под ощутимым идеологическим прессингом.

Его отличительными чертами были:

· контроль партийных органов над духовной жизнью общества;

· манипулирование сознанием людей;

· искоренение инакомыслия;

· физическое уничтожение части российской интеллигенции.

 

Культурная революция».

Совокупность изменений в духовной жизни советского общества межвоенного периода получила название «культурной революции».

Цели

· Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя

· Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян

· Ликвидация безграмотности

· Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения

· Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия

· Отказ от культурного наследия прошлого

Массовость новой культуры достигалась благодаря ориентации на малообразованные слои общества. Строились библиотеки, дворцы культуры, дома творчества, кинотеатры, концертные залы, стадионы. Советская молодёжь привлекалась к членству в ОСОАВИАХИМЕ.

С начала 1930-х гг. приобрела популярность программа физкультподготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях — «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Вместе с тем, после прихода большевиков к власти, многие представители российской интеллигенции не приняли революцию и эмигрировали (И. Бунин, С. Рахманинов, К. Бальмонт и др.). Широкую известность получил так называемый «Философский пароход» (1922-23 гг.), подразумевавший насильственную высылку неугодных новой власти деятелей культуры. Некоторые из них, как Н. Гумилёв, были расстреляны. В то же время среди тех, кто позитивно отнёсся к изменениям в стране, были В. Маяковский, А. Блок, К. Малевич, К. Станиславский и др.

1917 г. создание союза пролетарской культуры – Пролеткульт.

Цель: формирование пролетарской культуры путём развития самодеятельности пролетариата

Культура должна создаваться только пролетариатом без связи с прошлой культурой («чистая пролетарская культура»). Таким образом, пролеткультовцы отрицали классическую литературу, культуру прошлого, правда, признавали, что её можно использовать, но существенно пересмотрев.

Пролетарская культура способна воспитать коллективизм, солидарность: революционные песни, танцы сближают молодёжь. Тенденция пролеткульта к сепаратизму (обособлению) противоречила ленинским принципам построения социалистического общества о союзе рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. В 1920-егоды пролеткульт в основном занимался театральной и клубной работой.

Значение Пролеткульта

· Положил начало поискам новой культуры, культуры социализма, деятели пролеткульта искали новые формы и методы самовыражения в искусстве.

· Значительно выросло количество культурно-просветительских организаций, участников творческой самодеятельности пролетариата.

· Для участия в студиях сняты были все возрастные ограничения, всё проходило бесплатно. На занятиях царил дух свободы, творчества, демократизма (что не нравилось власти).

· Большая просветительская работа, открытие клубов, кружков, библиотек.

 

Литература.

Кружок «Серапионовы братья»: Иванов, Федин, Зощенко, Каверин – склонялись в сторону реализма.

Развивается направление «социалистический реализм» (в литературе и искусстве), который преследовал цель прославления успехов социалистического строительства, несомненных преимуществ советского общественного строя. Художник должен своими произведениями служить строительству социалистического общества, изображать жизнь в свете идеалов социализма.  Открытием в литературе 1930-х гг. стали произведения М. Шолохова – «Тихий Дон», Д. Фурманова «Чапаев», А.Фадеева – «Разгром», А.Толстой – «Петр I», Островский – «Как закалялась сталь» и др.

Признаки социалистического реализма

· Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности.

· Изображение действительности в её революционном развитии.

· Основная идея произведений – переделка, воспитание человека в духе социализма.

· Народность. Произведения должны писаться для народа понятным и доступным для него языка. В то же время нужно использовать богатый народный язык, обороты речи, пословицы, поговорки.

· Идейность. Необходимо показывать , как люди ищут пути к новой, лучшей жизни, героику их деятельности.

· Конкретность. Никакой аллегории, иносказания. Чёткое описание изменений в жизни и сознании людей, их пути к правде. А правда - это социалистическое обществе, построение коммунизма.

· Произведения должны быть тесно связаны с действительностью, помогать людям строить лучшую жизнь, активно участвовать в строительстве социализма.

· По выражению писателя Ю.К. Олеши, писатель – «инженер человеческих душ», он должен влиять на формирование характера человека в духе преданности партии, воспитание, по словам Горького А.М., «социалистического, революционного взгляда на мир».

· Критика любой бесчеловечности, эксплуатации, произведения должны вызвать ненависть к подобным явлениям, стремление бороться сними.

Максим Горький (роман «Мать») - русский и советский писатель, прозаик, драматург. Большинство его произведений имело революционную тенденцию. Отношения с большевиками складывались непросто, что заставило его в 1920-е гг. на несколько лет покинуть страну. В начале 1930-х гг. Горький вернулся в СССР. Его позднее творчество считалось образцом социалистического реализма в литературе. Литератор был самым издаваемым в СССР советским писателем за период с 1918 по 1986 г.

1934 г. – создание Союза писателей СССР, председатель – М. Горький.

Владимир Маяковский (1893-1930) — русский и советский поэт. Один из наиболее значимых поэтов XX в. Стоял у истоков русского футуризма. Будучи творчески одарённой личностью, также занимался драматургией, живописью, писал киносценарии, выступал в роли кинорежиссёра и киноактёра.

Редактировал журнал «ЛЕФ» («Левый фронт искусств», 1922-1929 гг.) – объединял наиболее радикально настроенных деятелей искусств, развивавших идеи футуризма.

Футуризм – авангардистское течение в литературе и искусстве нач. XX века, противопоставлявшее необычную форму своих произведений канонам и традициям искусства.

Введение нэпа, снятие многих радикальных лозунгов времён революции и военного коммунизма способствовали временному ослаблению идеологического контроля над интеллигенцией. Некоторые эмигранты вернулись на Родину (А. Толстой, А. Куприн, М. Цветаева и др.). Символом этого периода стало так называемое сменовеховство. Сменовеховцы считали возможным признание большевистской власти и сотрудничество с ней.

Михаил Булгаков (1891-1940) — русский и советский писатель и драматург. Его авторству принадлежат множество повестей и рассказов, фельетоны, пьесы, киносценарии и др. Шедеврами не только русской, но и мировой литературы стали такие его произведения, как «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др.

В 1930-е гг. контроль партийных органов над культурой был восстановлен в полном объёме. Культура и искусство стали лишь одним из ретрансляторов марксистской идеологии. Всё, что выходило за её рамки, жёстко преследовалось.

Литераторы за рубежом: И.Бунин «Темные аллеи» - получил Нобелевскую премию, Куприн.

Развитие кинематографа и театра.

Важнейшими составляющими советской культуры были театр и кинематограф. После революции - революционный театр Мейерхольда (постановки Маяковского «Мистерия-буфф», «Клоп»). Популярностью пользовались постановки московских театров им. Е. Вахтангова, им. Моссовета, Сатиры и др. Фабриками кино стали киностудии «Мосфильм», «Ленфильм», Киевская киностудия. Новые художественные формы воплощались в фильмах А. Довженко, С. Эйзенштейна.

· Сергей Эйзенштейн (1898-1948) — советский театральный деятель и кинорежиссёр. Один из крупнейших представителей социалистического реализма в советском кинематографе. Такие его ленты, как «Стачка», «Броненосец "Потёмкин”», «Октябрь», стали признанной классикой этого жанра. Огромной популярностью пользовались киноленты, отснятые им на историческую тематику: «Александр Невский» и «Иван Грозный».

· Братья Васильевы – «Чайка».

· Г. Александров – «Веселые ребята», «Цирк».

 

Наука.

Для развития гуманитарных наук определяющим стало появление «Краткого курса истории ВКП(б)» И. Сталина (1938). Как лженауки были заклеймены психология, генетика, социология.

Успехи советской науки 1930-х гг. связаны с именами физиков А. Иоффе, И. Курчатова и П. Капицы, химиков С. Лебедева и А. Баха, биолога Н. Вавилова, математика, географа и исследователя Севера О. Шмидта, авиаконструктора А. Туполева, конструкторов-оружейников Н. Поликарпова и Ф. Токарева. Общесоюзную известность приобрёл легендарный лётчик-испытатель Валерий Чкалов, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США (1937).


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!