Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ



Существует большое количество дефиниций семьи, которые выделяют в качестве семьеобразующих отношений различного рода стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительными и заканчивая обширными перечнями признаков семьи

Н. Смелзер, известный американский социолог: «Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме». В американской социологии, по его утверждению, семья рассматривается в русле двух основных подходов: функционализма и теории
конфликтов. Первый подход подразумевает исследование функций семьи или социальных потребностей, которым она служит. Конфликтологический подход предположить рассмотрение распределения власти внутри семьи, которая основывается на экономическом превосходстве одного из ее членов. Иными словами, семья рассматриваются как социальный институты как группа.
Томпсон Дж. Л. и Пристли Дж. В своей книге «Социология: вводный курс», дают определение семьи как «группу, состоящую из людей, которые связаны друг с другом либо кровным родством, либо основными, интимными, сексуальными отношениями. Семья в большинстве случаев построена на браке и обладает большим постоянством, чем другие типы укладов и общественных отношений». Институциональная характеристика семьи в этом определении обозначается только через большую степень постоянства, чем у других социальных образований. [2, с. 28]
Н. Г. Юркевич в своей книге «Советская семья», определяет семью как множественность длительных отношений, связанных с удовлетворением биологических и социальных потребностей индивидов, в основе которых лежат супружеские отношения.
А.Г.Харчев определил семью как социальный институт, и как малая социальная группа, в немотражены брачные, родительские и родственные отношения. И сегодня многие отечественные социологи обращаются чаще всего именно к данной трактовке семьи. [2, с. 29]

Семья является таким эволюционным изобретением человечества, которое гармонично объеденяет собственное существование с продлением семейного рода, фамилии и тем самым обеспечивает статусно-ролевыми исполнителями остальные социальные институты, способствуя их выживанию и существованию общества в целом. Посредническое значение семьи обретает ещё одно измерение — через существование и преемственность семейных поколений достигается воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Таким образом, социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, самого общества.
Социальная организация в доиндустриальную эру, была создана на фундаменте системы норм многодетности, подтвердила свою эффективность тысячелетиями исторической практики. Менялись времена, конкретным историческим содержанием наполнялись социальные регуляторы поведения людей, в том числе связанного с воспроизводством населения. Семья-род или семья-община, основанные на групповом браке, по мере социальной дифференциации и обособления социальных институтов, прежде всего, государства преобразуются в хозяйственные объединения родственников, центром которых становится парный брак, парная семья.
Парная семья возникла в борьбе с материнским родом. На пути её возникновения стояли существенные препятствия. Наиболее значимым из препятствий были родовые отношения. Возникновение парной семьи подрывало основу материнского рода. Отношения мужа к жене и детям были отношениями между членами различных родов, разных первоначальных хозяйственных коллективов. Парная семья с самого начала была такой социальной единицей, которая находилась вне рода и противостояла ему. Не смотря на все препятствия которые она прошла, парная семья сама по себе слишком слабая и слишком неустойчивая, чтобы вызвать потребность в собственном домашнем хозяйстве или только желание обзавестись им. [11, с. 20]
Преобразования семьи, происходящие в эпоху индустриализации и урбанизации, но с той оговоркой, что вопреки прогрессистской теории совершенствующиеся исторические достижения в технике и технологии не сопровождались непосредственно соответствующими изменениями семейных структур. Потребности самой семьи как независимой системы растормаживают семейную жизнедеятельность, внося изменения в экономику, технологию, нравы, то есть в образ жизни, социальные отношения.
Значительно большая семья при рабовладельческом строе объединяло в себя не только парную семью с домочадцами, но и рабов, имущество, домашних животных. Она была мало похожа на патриархальную семью феодальной системы, относительно которой известно многое благодаря этнографическим данным. Если мы обратить внимание на расширенные семьи патриархального типа, то в ней производственно-хозяйственная деятельность объеденялась с воспитательно-профессиональной передачей знаний и навыков подрастающим поколениям, с укреплением моральных ценностей и религиозных традиций. Семья была полифункциональна, но эпицентром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения. Патриархальная семья являлась отправной точкой благополучия и здоровья, заботы о престарелых и детях, оплотом безопасности и социального контроля и т.д. В границах имеющейся независимости семьи от прочих общественных институтов семейный образ жизни становился чуть ли не единственной формой бытия личности. В значительной степени даже физически можно было уцелеть, лишь принадлежа к семейному клану. В этих условиях ориентация личности на семью определялась всем строем жизни, причем ценность семьи, благополучие семейного коллектива обусловливали и индивидуальное благополучие.
Подобная ориентация на семейно-родственный коллектив усиливала мотивы многодетности, так как увеличение численности семьи прямо определяло ее благосостояние и могущество с точки зрения интересов семейного производства. Установки личности на многодетность в этих условиях укреплялись также благодаря авторитарной семейной структуре и обусловленности социального положения личности в общине родительским статусом.
Развитие капитализма сопутствовало к глубоким переменам образа жизни населения, и не только постоянно увеличившегося городского, но и сельского. Прежняя роль семьи как посредника во взаимосвязи общества и личности, как основной производственной и социальной ячейки общества, способной к поддержанию норм многодетности и развитию многообразных стимулов к рождению большого количества детей, стала приходить в упадок под влиянием индустриализации и промышленного производства, вытягивающего всех членов из лона семейного производства в сферу наемного труда.
Семья образуется из двух наиболее значимых функций, которые она выполняет в рамках более широкого общества. Семья — это единственная группа, которая увеличивается не за счёт приёма членов извне, а благодаря рождению детей, следовательно это группа поддерживающая биологическую непрерывность общества; другая функция семьи заключается в передаче культурных общностей в его главных чертах. Существуют другие группы и институты, которые занимаются воспитанием детей, однако роль воспитания в семье для формирования личности очень существенна. Из этого можно сделать вывод, что семья — это группа людей, сопряженных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.
Взаимные чувства между членами семьи определяются чувством и положением, традицией, переданной воспитанием, переданной заповедями религий. Семья опирается на устойчивые образцы поведения и взаимодействия. Семья занимает первостепенное положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности — по поддержанию существования членов семьи и по рождению — социализации детей.
В семье закладываются основы умения быстро переключаться со "своего" на "чужое" и обратно. Не принадлежность детей к плохим или хорошим семьям делает их самих плохими или хорошими, а неспособность семьи воспитывать у детей умение отменять там, где надо, общечеловеческое или ущемлять исконно свое. Именно поэтому необходимо изучать роль социальной структуры в этом процессе, социальные факторы подобного воздействия семьи на социализацию личности, характеризующейся гибкостью или неподатливость механизма самоконтроля.
Структура семьи и её внутренняя организация зависят от не малого количества факторов. Структура может зависеть от типа супружества, Известны супружества моногамные и полигинные. Моногамные — это союз между одним мужчиной и одной женщиной. Полигинния так же может выступать в виде полигамии, то есть в виде союза одного мужчины с несколькими женщинами или в виде полиандрии, то есть союза одной женщины с несколькими мужчинами. Долгое время полигамия была даже правилом, так как она как нельзя лучше соответствует наиболее распространенному в своё время способу заключения брака путём купли. [5, с. 94] Полигиния в человеческих обществах вырисовывается значительно чаще, чем моногамия. Ф. Энгельс предсказал будущее моногамной семьи через генезис и эволюцию этого института.
Он показал, что семья в своем развитии проделала многовековой и сложный путь, вершиной которого стало пожизненное единобрачие. И главное: последнее состояние – не застывшая форма, так как семья распологается как под непосредственным, так и опосредованным воздействием общества, в силу чего будет и в дальнейшем изменяться вместе с ним. [4, С. 10]
В очень существенной степени вероятности, предпологал немецкий исследователь, в обозримом времени моногамия в тех или иных моделях не потеряет своей привлекательности для подавляющей части населения христианского мира. Однако, если все же этот тип исчерпает внутренний потенциал, то ему на смену придут иные модели, не известные действующим поколениям.

Так же структуры семей преобразовываются на протяжении истории от принятых в обществе принципов, норм, религиозных взглядов, уровня развития цивилизации и т.д. Так же очень сильно повлияли исторические события, а именно революции, мировые войны, реформы и т.д. [10. C. 143]
Ян Щепальский предложил структуру семьи с точки зрения иерархии престижа и власти в семье. В своей структуре он выделил патриархальные семьи, где отец осуществляет власть и пользуется наивысшим авторитетом, и патриархальные семьи, где власть принадлежит матери. Существуют так же эгалитарные семьи (признание равных прав между супругами), которые преобладают в современных обществах. Помимо этого семьи делятся на патриллинеанальные в которых наследовании фамилии, имущества, престижа происходит и социального положения происходит по линии отца, и на матриллинеанальные в которых наследовании происходит по линии матери. Существуют так же патриллинеанальные браки, которые характеризуются тем, что молодые супруги после заключения брака переходят в дом отца мужа, и матрилокальные, когда молодые супруги должны осесть в доме родителей жены.
Типы структур семьи преобразовываются с течением времени. Эти изменения зависят от различных факторов, а именно от исторической эпохи, вероисповедания, от законодательства, уровня развития цивилизации. [10. C. 143]

Сегодня существует большое количество образцов других сообществ, называющих себя семьей. Это гетерогенные супружеские пары без детей, это одинокие родители с детьми, это незарегистрированные государственными органами пары, имеющие детей, это гомосексуальные союзы, приемные семьи и т.д.

“Семьи с одним родителем” получают все более масштабное распространение. Главой подавляющего большинства таких семей является женщина, поскольку, как правило, после развода опеку над детьми получает жена (в незначительной части семей такого рода главой является женщина, которая никогда не состояла в браке). Такие семьи составляют пятую часть всех семей с несовершеннолетними детьми. Как правило, они относятся к беднейшим группам общества. Большое количество одиноких матерей, независимо от того, были они замужем или нет, по-прежнему сталкиваются с социальным неодобрением и экономической незащищенностью, хотя старые ярлыки, такие, как “брошенные жены”, “безотцовщина” или “разбитые семьи”, постепенно исчезают. Категория семей с одним родителем неоднородна. Более половины вдовых матерей являются владелицами своего жилья, тогда как подавляющее большинство одиноких матерей, не состоявших в браке, снимает жилье. Одинокий родитель — состояние неустойчивое, и его границы часто неопределенные. В случае с родителем-вдовцом распад полностью очевиден, но даже и в этом случае человек может какое-то время жить один до распада семьи, если его партнер находится перед смертью в больнице. Однако около 60% семей с одним родителем сегодня — результат развода или прекращения отношений. В подобных случаях люди могут на протяжении долгого периода спорадически вести совместную жизнь.
Существуют семьи, которые в процессе своего существования не планируют заводить детей, или же не могут заводить детей по медицинским показаниям. Такие семьи называются бездетными. В этих сообществах нет родительских отношений, но брачная пара, проживающая со своими родственниками или отдельно, считает себя семьей. Эта семья выполняет многие функции (но не репродуктивную, к которой некоторые социологи сводят социальное предназначение семьи!), Связывает членов семьи, поддерживает их эмоциональную стабильность, не допускают дезинтеграцию личности, дают возможность совместно удовлетворять разнообразные биологические и социальные потребности.
Издавна в Швеции, Германии и некоторых других странах для молодых людей стало нормой жить вместе до вступления в брак. Поскольку лишь относительно недавно такое большое число людей стало сожительствовать подобным образом, трудно сказать, в какой мере это лишь отсрочка брака, а в какой — перманентная ситуация. Сегодня сожительство можно назвать в большей степени экспериментальной стадией перед вступлением в брак. Молодые люди приходят к совместной жизни естественным путем. Пара, связанная сексуальными отношениями, начинает проводить вместе все больше и больше времени, и один из партнеров отказывается в конце концов от собственного дома. Молодые люди, проживающие совместно, почти всегда собираются вступить в брак, однако необязательно с нынешним партнером. [4, с.285-286]

Семейные отношения помимо добра и тепла имеют свою немалую по значимости “теневую сторону", которая противоречит тем розовым картинкам гармонии, которыми нас угощают телевидение и другие средства массовой информации. Существует множество непривлекательных сторон семейной жизни, включая конфликты и противоречия, которые ведут к разводу и распаду семьи. Некоторые психические заболевания также влияют на характер семейных отношений. По своим последствиям наиболее тяжелыми является насилие в семейной жизни.
Насилие в семейном кругу чаще всего совершается мужчинами. Домашнее насилие можно определить как нарушение прав человека на неприкосновенность его тела и личности, в том числе физическое или психологическое оскорбление одним членом семьи другого или других. Исследования показывают, что в большей степени жертвами физического оскорбления являются дети, в особенности маленькие, до шести лет. Второй по распространенности тип - насилие со стороны мужей по отношению к женам. Однако женщины также могут быть инициаторами физического насилия в доме, обычно подобное насилие направлено против маленьких детей и мужей.
Существует утверждение, что женщины по отношению к детям и супругам почти столь же склонны к насилию, как мужчины. Однако результаты некоторых исследований показывают, что женщины бьют своих мужей так же часто, как и мужья жен. Однако женское насилие более ограниченное и эпизодическое, и вероятность серьезной травмы при этом гораздо меньше. Также существует одобряемое насилие. Социально санкционированное семейное насилие имеет ограниченный характер, но оно легко может принять более серьезные формы. Такое насилие проявляется в отношении детей.
Насилие в семье отражает склонность к насильственным действиям вообще. Немалое количество мужей, физически оскорбляющие своих жен и детей, замечены в насилии и при других обстоятельствах. Общенациональное исследование Джеффри Фэгана и его сотрудников показало, что более половины мужей, которые регулярно применяли насилие в отношении своих жен, совершали насильственные акты по отношению к другим людям. Более 80% из них были по крайней мере один раз под арестом в связи с насилием несемейного характера.[3, с. 285] Семья как социально-психологическая целостность оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Чем организование семья, тем эффективнее нормативное воздействие. Организованность, о которой здесь идет речь, предполагает ценностное единство, наличие фамилизма, приоритета семьи, подчинения интересов индивида семейным нормам. Однако если эта приоритетность абсолютизируется, происходит формирование конформистского поведения, когда личность ничего не делает без постоянной оглядки на доминирующих членов семьи.
Нормативные влияния вообще и семейные в частности действуют с помощью норм-образцов, моделей поведения, знание которых позволяет каждый раз не искать заново решений в стандартных ситуациях, а вести себя как бы автоматически, в соответствии с принятыми в данной социокультурной среде и усвоенными личностью шаблонами. Семейные ритуалы в наибольшей степени связаны с нормами-образцами, поскольку степень стандартизованности, повторяемости ситуаций повседневной семейной жизни чрезвычайно высока.
Нормативное воздействие в семье принимается индивидом, чтобы сохранить свой межличностный статус и получить одобрение от других. Это, однако, не означает, что индивид обязательно разделяет принимаемые им мнения.
При информационном воздействии семьи индивид разделяет семейную картину мира, принимает ее как истинную, но не ищет обязательного одобрения со стороны других.
Семьи "традиционные" и "современные" различаются между собой не как носители нормативного иди информационного влияния, по соотношению их участия в социализационном процессе.
Ослабление сплоченности семьи уменьшает как силу ее нормативного воздействия, так и ее надежность и устойчивость как источник информации для индивида.

Семья как малая группа характеризуется определенными благами, достоинствами, которые могут быть привлекательными в глазах людей. В этом смысле и говорится о ценности семейного образа жизни в сопоставлении с «холостяцким». Семья как межличностное объединение существует поэтому за счет внешних обстоятельств (как бы принуждающих жить вместе) не благодаря привычке и инерции, а исключительно из-за внутренних сил сцепления. Состояние внутрисемейных отношений, которое позволяет преодолевать конфликты и внешние препятствия к семейному единению, к эффективному выполнению семейных ролей и совместной семейной деятельности.

В социологии социальную сущность семьи можно рассмотреть в русле двух основных подходов: функционализма и теории конфликтов. Не зависимо от какого-либо общества семья играет значимую экономическую роль. В крестьянском хозяйстве и ремесленном производстве семья была в качестве совместного кооперативного трудового объединения. Обязанности распределялись в соответствии с возрастом и полом членов семьи. Ещё одну важную роль семья играет в воспитании будущей личности. Семья несёт ответственность за сложный социально-педагогический процесс, который включает воздействие всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка лежит в основе самой природы отношения родителей к детям, сущность которого подразумевает разумную опеку, сознательную заботу старших о младших. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, при условии, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду. [10, с. 403]
Ещё одну важную роль семья несёт на себе, которая подразумевает репродуктивность, иными словами воспроизводства населения, чтобы обеспечить продолжение человеческого рода. Однако репродуктивная функция семьи подвергнется серьезным изменениям, она будет направлена на сознательное ограничение рождаемости и обеспечение высокого качества подготовки ребенка к жизни и труду в условиях информационного общества, потребность в качестве жизни. Упор будет делаться на раскрытии индивидуальных способностей личности. Функционализм поддается критике из-за того, что для него частями общества являются элементы отлаженного механизма, которые постоянно приспосабливаются друг к другу. Парсонс и Блейз утверждают, что семья частично утратившая характерные ей функции, которая преобразовалась в более специализированный институт, несущий ответственность за социализацию детей в раннем детстве, обеспечивающая их эмоциональное удовлетворение играет более эффективную роль чем прежде, в подготовке детей к исполнению в будущем ролей взрослых.
Теория конфликта находит объяснение семейной структуры на различного рода уровнях. Одни исследователи предпочитают делать упор на анализе порядка распределения власти внутри семьи, придавая особое значение механизму принятия решений. Здесь принято считать, что члены семьи в большей мере владеющие материальным состоянием имеют большую власть. Другая точка зрения предлагает больше сосредоточиться на изучении семьи как мир конфликта в «большом» обществе. К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что промышленная революция способствовала превращению семьи в совокупность денежных отношений. [10, с. 406]
Более новая теория касающаяся семьи носит название марксистско-феменистский и была предложена Хартмани. Теория предполагает подлинное понимание сущности семьи, которое не связанное с анализом эмоциональных или родственных отношений между её членами. В семье производятся экономическое производство и перераспределение материальных благ, при этом интересы каждого её члена вступают в конфликт с интересами других членов общества в целом. [10, с. 406]

Наиболее значимой составляющей социальной сущности семьи является брак. Первостепенную составляющую семейных отношений входит брак, то есть исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Брачные отношения выступают как сложнейшая гамма отношений между людьми: от естественно-биологических до экономических, правовых, этических, социально-психологических, эстетических и т. п. Их нужно регулировать со стороны общества ввиду того, что от состояния брачных отношений обуславливается рост населения, воспитание подрастающего поколения, то есть будущее самого общества и государства. Достигнуть успеха в браке, предотвратить распада семьи и устойчивого антагонизма в отношениях между супругами — это очень важная социальная проблема. Внутренняя взаимосвязь супружества и семьи сопутствуется воздействием как внутренних, так и внешних сил.
Ян Щепальский к внутренним силам отнёс: взаимную любовь там, где она является решающей в выборе партнёра; чувство долга по отношению к супругу и детям; взаимное стремление к продвижению, карьере, благоустроенности; забота о совместном жилище, доме, домашнем хозяйстве, забота о детях, разделение труда в этой сфере; осознанное или неосознанное стремление оправдать ожидания среды, родственникоа и более широких групп; стремление к осуществлению собственных мечтаний и представлений периода обручения; возможность гармонического развития личности и использования брака как средства реализации экспансивных стремлений личности.
К внешним силам отнёс: магические санкции, делающие иногда невозможным развод; давление общественного мнения или системы санкций, когда отказывают в признанном положении в обществе людям из распавшихся семей; давление экономических условий; предъявляемые средой требования заботы о детях.
Значит, успех в супружестве — это последствие воздействия сил, которые были обусловлены личностями партнёров их умением акклиматизироваться.
Под успехом в супружестве, в различных обществах подразумеваются различные вещи: достижение личностного счастья; иногда подразумеваются выполнение супружеских задач; достижение экономического успеха и т.д. Однако отсутствие успеха не должно означать распад семьи. [10. C. 147]

Независимо от типа общества семья характеризуется наличием двойственного характера. С одной стороны, это социальный институт, с другой — малая группа, которая имеет свои закономерности функционирования и развития. Здесь и проявляется ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и в тоже время — относительная самостоятельность.
Согласно Парсонсу семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению "инструментальных" отношений с другими социальными подсистемами и структурами, а также "экспрессивных" отношений внутри самой семьи благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций. [7. С. 303]

Семья это саморегулирующаяся система, где микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи; это неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, что обеспечивается внутренней культурой, моральной и социальной зрелостью членов семьи. И еще важно подчеркнуть такую особенность: семья существует как общественный союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы, поддерживающие семью.

Сущность семьи состоит не просто в воспроизводстве населения или детопроизводстве, а в продлении рода в самом широком смысле слова. Семья выступает как связующее звено поколений рода во всех планах бытия. Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества. Через семью род реализует себя, свое назначение, воплощает, выражает и развивает свою физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность, материализуется в ее действиях, образе жизни.

Таким образом семья служит одной из самых значимых основ общества вл все времена. То какого вида семья и как она выполняет свои функции зависит будущее нашего общества. Рассмотрение семьи с разных сторон (теория конфликта, функционализм) даёт возможность больше и правильнее понимать проблемы и конфликты в обществе.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья и брак входит в число явлений, интерес к которым был всегда стабильным и массовым. Не принимая во внимание не малое количество разнообразных организаций по большей части в каждом обществе, которое начиналось бы с примитивнейшего племени и которое бы заканчивалось сложным социальным строем семья выступает как особая единица внимания.
Уникальность семьи как социальной общности и ее современное понимание связано с признанием того, что это сообщество близких людей, которые живут вместе, чтобы получать поддержку, заботу, чувствовать душевный комфорт, ощущать и отдавать внимание и любовь. Мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, предпологаем развитие общества в целом.
Все исследователи признали основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также очень важным условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Семья является одним из важнейших социальных институтов, так как в семье рождаются дети, становятся личностью, проходят этапы социализация, приобретают навыки для будущей жизни. Именно в семье будущая личность осваивает свои первые социальные роли, то есть одну из важнейших сторон социализации, которая отвечает за взаимодействия человека с обществом. Семья является ответственной за становление молодежи и семьи будущего, что говорит о будущем нашего мира и будущих последствий всех разногласий, катостров, войн и т.д. Семья даёт представления будущей молодежи о ценностях, то есть то, что характеризует сознание, поведение и цели социальной деятельности. В семье личность осваивает социальные роль. Та функция или же модель поведения, которая является объективно заданной индивидууму в системе общественных и межличностных отношений. Социальная роль так же является одной из важнейших сторон взаимодействия человека с обществом
Её социальная сущность заключается в наиболее правильном воспитании, которое не будет формировать у детей ложных представлений о человеке и мире в целом. Современная семья переживает кризис, который привёл к падению рождаемости, нестабильности семьи, росту количества разводов, росту количества бездетных семей, отказ от рождения единственного ребенка. Причины кризисного положения семей экономические и социальные.

Увеличение количества разводов можно объяснить воздействием урбанизации и вызванной ею интенсивной миграцией населения, эмансипацией женщин; научно-технической революцией; причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера. В настоящее время институт семьи претерпевает трудные времена. С течением времени исчезли многие факторы, которые способствовали стабилизации семьи снаружи: экономическая зависимость от супруга, юридический, религиозный, моральный запрет или осуждение разводов. В этих условиях определяющее значение для стабилизации брака приобретают внутренние факторы, присущие семье. Причины снижения рождаемости вплоть до малодетности связаны с утратой семей прежде всего производственной функции, а затем и ряда других (передача опыта от родителей к детям, власти родителей над детьми, обеспечение в старости и т.п.). Ни характер труда, ни вознаграждение за труд теперь не зависят от наличия детей, ни от наличия семьи вообще. Скорее наоборот: малодетные выигрывают во всем перед многодетными.

При прогнозировании семейно-брачных отношений необходимо иметь в виду, что семья находится под прицелом не одной, а сразу нескольких глобальных тенденций, которые затронули и наше общество (переход к рынку, демократизация общества, информатизация общества, возрастание личностного потенциала, возрастающая роль женщин в общественной жизни). В условиях современного мира существенно претерпевают изменения социальные функции семьи. Например, большим преобразованиям подвергается экономическая функция семьи. Семья ищет внутренние резервы выживания, по-своему осваивая новые, ры­ночные виды деятельности. Развитие современной семьи во многом взаимодействует с возрастанием роли и значения личностного потенциала в семейных отношениях. Складывается новое отношение к каждому члену семьи как персоне.

Социология брака и семьи изучает семью на протяжении всего времени её становления, то как происходило становление семьи, как с течением времени образовывались типы, формы, функции семьи, то каковы были проблемы в прошлом, чтобы они не получили распространение в наше время. Так же социология брака и семьи изучает смежные отрасли, которые могут способствовать решению многих проблем. По сути социология брака и семьи следит за тем, чтобы человечество могло получить отправную точку для развития общества в дальнейшем. Она является одной и наиболее важной составляющей, которая, способствует воспроизводству населения и межкультурного взаимодействия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонов, А.И. / А.И. Антонов, В.М. Медков. – Москва : Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и финансов, 1996. – 304 с.

2. Социология брака и семьи: история, теоретические основы, персона-
лии/ С.Н. Бурова; Белорусский государственный университет. – Минск:
Право и экономика, 2010. – 444 с.

3. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – : Перевод с англ. Науч.ред. В.А. Ядов – М., Эдиториал УРСС, 1999. – 703 с.

4. Голод С.И. Перспективы моногамной семьи: Сравнительный межкультурный анализ // Журнал социологии и социальной антропологии2003. Том 4. №2. – С. 115.

5. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1939

6. Мацковский М.С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики. М., 1989

7. Павленок П.Д. и др. Социология Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-книготорговый центр Маркетинг, 2002. — 1036 с.

8. Семёнов, Ю.И. происхождение брака и семьи / Ю.И. Семёнов. – Москва : Мысль, 1974. – 309 с.

9. Смелзер Н. Социология. Перевод с англ. М., 1994,

10. Щепаньский Я., Элементарные понятия социологии. Перевод с польского. М., 1969,

11. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1989

 


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..2

Глава 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ БРАКА И СЕМЬИ……………...5

Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ…………………...………………..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...………...28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……...30

ОГЛАВЛЕНИЕ………………………...………………………………………………31

 

 


 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 189; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!