Глава 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ БРАКА И СЕМЬИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСРУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОВИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Кафедра социологи

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Курсовая работа

Хайновского Матвея Александровича

Студента 1 курса, специальность «Социология»

Научнывй руководитель: доцент, кандидат юридических наук Бурова С.Н.

 

Минск, 2021


ВВЕДЕНИЕ

  Семья один из самых древних социальных институтов. Она образовалась намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Институт семьи всегда находился и продолжает находиться в центре внимания различных наук и дисциплин.

   Представить полную картину происхождения брака и семьи очень затруднительно. Ещё давным-давно философы изучающие брак и семью, как и современные учёные, придерживались различных точек зрения. Наука о браке и семье как теоретическая форма изначально зародилась в античности. Её изучением занимались философы. В их трудах были положены все представления, которые получили распространение в дальнейшем. Первоначальными были представления о патриархальной семье, такой, где главную роль играл мужчина.

   Характерной чертой для древнегреческой и древнеримской семьи было господство мужчины. Платон о таких семьях говорил, что они выступают как исходная ячейка общества. В работах Платона находятся истоки концепции «патриархальная теория». Однако Платон не всегда следовал этой концепции и утверждал, что общество может существовать без моногамного брака и семьи. В средние века «патриархальная теория» продолжала господствовать. Причиной тому стало отсутствие у мыслителей средневековой Европы представлений о каких-то других формах, так же эта теория давала обоснованность естественности монархической власти. Сексуальные отношения до и вне брака в средневековой Европе были весьма распространенным явлением, как среди бедных, так и среди зажиточных слоев населения. В некоторых районах мужчине считалось позволительным до женитьбы проверить способность своей будущей жены к деторождению. В семье производилось большинство вещей, необходимых для удовлетворения повседневных потребностей ее членов; иногда некоторые товары покупались или продавались на деревенском или городском рынке. В средневековье семья обыкновенно выступала в качестве интегрированной производственной ячейки, и все ее члены — жена, муж и дети — работали вместе. Хотя на женщинах в основном приходилась ответственность за воспитание детей, они также играли важную роль в экономике домохозяйства, носившего характер экономического партнерства.
    Господствующей формой семьи в начале 16 века и на протяжении многих лет являлась, открытая родовая семья. Она представляла собой нуклеарную семью, ведущую собственное домашнее хозяйство сравнительно малых размеров, но тесно связанную с местной общиной, в том числе со своими родственниками. В это время семья не являлась для своих членов центром, в котором сосредоточены доверие или привязанность. Люди не достигали и не пытались достичь той степени эмоциональной близости, которую мы связываем с современной семейной жизнью. Индивидуальная свобода выбора при заключении брака и другие аспекты семейной жизни были подчинены интересам родителей, родственников или общины. За пределами аристократических кругов чувственная или романтическая любовь рассматривалась моралистами и богословами как нечто отвратительное. Семья являлась открытым, легко проницаемым, бесстрастным, авторитарным институтом.

     На смену открытой родовой семье пришел тип семьи, названный изолированной патриархальной, который существовал с начала 16 по 17 век. Появление такого типа семьи имело существенную значимость, поскольку ознаменовало распространение отношений, ставших затем более или менее всеобщими. Нуклеарная семья стала более обособленной и утратила свою связь с другими родственниками и местной общиной. [3, с. 271]
   Изолированные патриархальные семьи были постепенно вытеснены замкнутыми привязанными к дому нуклеарными семьями, для которых были характерны тесные эмоциональные связи между их членами, высокий уровень обособленности семьи и повышенное внимание к воспитанию детей. Этот тип просуществовал до 20 века. Появление замкнутых привязанных к дому нуклеарных семей отмечено ростом эмоционального индивидуализма, т.е. заключением брака на основе личного выбора, который определяли нормы эмоциональной, романтической любви. Чувственная любовь заняла должное место не только во внебрачных отношениях, но и в браке.
      Хочется отметить, что в первой половине 19 века кроме семьи большее внимание ранних исследователей начинает привлекать род. Тогда началась работа над этой проблемой вследствие чего появилась знаменитая триада: семья — род — племя. Почти все учёные представляли род как совокупность связанных общностью происхождения семей. [8, с. 9]

В большинстве обществ традиционного типа существуют крупные родственные группы, связи между членами которых выходят за рамки обычных прямых семейных родственных связей. Важное место среди групп такого рода занимают кланы. Клан представляет собой группу, все члены которой считают, что они происходят от общего предка, давшего начало клану несколько поколений назад. Члены одного и того же клана обладают схожими религиозными верованиями, имеют экономические обязательства друг перед другом и живут в одной и той же местности. Обычно кланы довольно невелики по размерам, но иногда объединяют сотни и даже тысячи людей. Членство в клане очень часто оказывает влияние почти на все стороны жизни человека. [3, с. 268]

Среди круга отношений, связывающих родственников, прежде всего выделяется семейное родство. Термин родство обозначает целостность социальных отношений, которые основаны на некоторых факторах. Это могут быть биологические связи, брак и правовые нормы, правила, которые касаются попечительства или же усыновления и тому подобное. [9, с. 397]

      Практически во всех обществах мы можем выделить нуклеарные семьи, состоящей из двух взрослых, живущих друг с другом, которые ведут свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. Когда родственники, которые не являются супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близкой взаимосвязи — это означает, что семья расширенная. Расширенную семью можно идентифицировать как группу людей, в которую входят от трёх и более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Семьи, как нуклеарные, так и сложные, по отношению к рассматриваемому индивиду могут подразделяться на родительские и репродуктивные семьи. К первому типу относится семья, в которой человек рождается, ко второму — семья, которую человек образует, войдя в взрослую жизнь и внутри которой воспитывается новое поколение детей. Еще одно важное различие связано с местом проживания. Оно может находиться в том же районе, что и дом родителей жениха или невесты, но совершенно естественно может располагаться где-то еще. Однако во многих обществах вступившие в брак по традиции живут поблизости от родителей жениха или невесты, либо вместе с ними.

     К началу 20 века социальные институты все более совмещают с семьей и берут на себя функции образования и воспитания защиты и охраны, функции благосостояния и передачи социального статуса и т.д. Однако единого перечня основных функций семьи не имеется, и разные авторы предлагают тот или иной набор функций и терминов, их определяющих. Несмотря на это исследователи едины в том мнении, что функции дают представление об историческом характере взаимодействия между семьей и обществом, а также тенденцию семейных изменений на различного рода исторических этапах.

     К концу же 20 столетия во всех обществах было признанно, что семья представляет собой (или должна представлять) изолированный для посторонних мир, в котором первостепенное значение имеет эмоциональная и сексуальная близость между мужем и женой.

    Цель курсовой работы: изучить семью как социальный феномен 
Задачи:

1. Раскрыть понятие семьи.

2. Определить социальную сущность семьи.

3. Изучить семью как объект социологии брака и семьи.

Методология работы
В курсовой работе использовались работы следующих авторов:
1. Антонов А.И., Медков М.В. «Социология семьи», М., 1996
В этой книге изложения изменения семьи как социального института, то как преобразовывались её функции, как формировались и преобразовывались типы семей на протяжении различных исторических отрезков, какие факторы этому способствовали.
2. Гидденс Энтони. «Социология», М., 1999
В этой книге автор изучает и чётко разграничивает понятия брака и семьи, то каковы есть альтернативы, новые формы семейных отношений, рассматривает то, что влияет на брак и последствия развода
3. Ян Щепаньский . «Элементарные понятия социологии», М., 1969
В одном из разделов этой книги автор разграничивает наиболее важные функции семьи, которые позволяют смотреть на современную семью по-другому. Так же автор немаловажное значение уделяет структуре семьи, факторах и фазах развития
В работе использовались эти работы, так как эти авторы очень яркий и точно описали структуру, функции, сущность семьи и смогли это передать это очень точно для использования этих наблюдений в настоящее время

 

Глава 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ БРАКА И СЕМЬИ

Социология брака и семьи изучает типы социальных отношений, которые характерны для брака и семьи в различных регионах земного шара; исторические типы и формы брачно-семейных отношений; численность и структуру семейной общности, роли в ней мужчины и женщины, место и значимость детей и т.д.
Семейная и брачная жизнь людей на протяжении различных отрезков времени в бесчисленном множестве случаев заключение брака до самого конца средних веков оставалось тем, чем оно было с самого начала, — делом, которое решалось не самими вступающими в брак. Изначально люди появлялись на свет уже состоящими в браке — в браке с целой группой лиц другого пола. В позднейших формах группового брака воспроизводилось, скорее всего, такое же положение, только при все большем сужении группы и на разных географических широтах отличалась и отличается огромным разнообразием. Трудно переоценить роль брака и семьи в истории социальных сообществ. С помощью браков правители решали межгосударственные проблемы, прекращали войны.
Изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит, или состояло, в браке. Брак относится к числу социальных институтов, которые получили очень широкое распространение, хотя в разных культурах формы брака и семьи (равно как и другие стороны общественной жизни) различаются весьма существенно. Семья — это единственная группа, которая увеличивается не за счёт приёма членов извне, а благодаря рождению детей, следовательно, это группа, поддерживающая биологическую непрерывность общества; другая функция семьи заключается в передаче культурных общностей в его главных чертах. Существуют другие группы и институты, которые занимаются воспитанием детей, однако роль воспитание в семье для формирования личности очень важна.

При исследовании семьи как социально-психологической группы взаимосвязь личности и общества рассматривается на уровне первичных, межличностных отношений. Эмпирические исследования взаимоотношений в семье, которые проводились в рамках данного подхода были сконцентрированы на взаимодействиях членов семьи в различного рода социальных и семейных ситуациях, на устройстве семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы.

Наиболее известные представители социологии О. Конт, Г. Спенсер, Ф. Энгельс, А. Сорокин, Т. Парсонс, как и любые другие учёные, изучающие семью, считали семью важным структурным составляющим, которое обеспечивает процесс функционирования и воспроизводства общества. Применительно к социологии специфика семьи как социального явления заключается в том, что она синхронно изучается на макро- и микроуровне.
На макроуровне семью представляют как социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в репродукции населения, наследовании культурных образцов и норм поведения, социализации личности.
На микроуровне семья выступает как малая, основанная на браке или кровном родстве социальная группа, члены которой связаны общностью быта.
На практике такое деление оказывается условным, поскольку семья выполняет свои функции в их единстве и взаимосвязи. Межличностные отношения внутри семьи всегда испытывают на себе воздействие существующих в обществе норм, ценностей, образцов поведения. Семья в этом случае выступает как микромодель структуры общества в целом.
В наибольшей мере развитию этой традиции способствовали взгляды Э. Берджесса на семью как "единство взаимодействующих личностей". Исследование семьи как социального института в своем развитии показало от ударения на эволюцию происхождение семьи к интересу в области функций. В свою очередь, институционально-функциональный подход, который исследует факторы эффективного выполнения семейных функций, который неизбежно сливается с микроанализом семейной жизнедеятельности, давая возможность увидеть, как из большого количества различных результатов семейного поведения складываются "макротенденции" изменения семьи. [8, с. 302]

Семейная и брачная жизнь людей на протяжении всего существования человечества, на различных точках мира имела и имеет большое количество разнообразных отличий. Трудно оценивать слишком высоко роль брака и семьи в истории социальных сообществ. При помощи браков правители могли решать межгосударственные проблемы, прекращали войны.
Семейное и брачное положение, взаимоотношения между мужем и женой содействовало или препятствовало политической карьере известных людей, влияло на репутацию и имидж государства.
В Африке наибольшее распространение получила традиция, в соответствии с которой род продолжается по какой-либо одной линии: дети относятся к тому или иному семейному клану. Отец и мать ребенка не являются членами одной семьи, к которой принадлежат их дети. Мужчины в африканской общине образовывают отдельную подгруппу, отношения в которой строятся по иерархическому принципу в зависимости от социального положения и старшинства мужчины. В женской группе иерархия также присутствует, но основана на возрастном принципе, а для замужних женщин еще и на принципе первоочередности и социального положения, которое они приобретают в результате брачной церемонии. Судьба рождающихся детей известна заранее. Мальчикам предстоит стать продолжателями этого рода, а девочки готовятся к ролям основательниц новых родовых ветвей, что не ознчает разрыва со своей семьей. [2, с. 16]

На юге Тихого океана на Тробриандских островах Новой Гвинеи в 19 веке существовали совершенно иные традиции. Супруги обычно рассчитывали на помощь и поддержку родственников со стороны жены. В тробриандском обществе мужчина обычно женился на дочери сестры своего отца. Молодожены жили в поселке мужа, но поддерживали родственные отношения главным образом с семьей жены, т.е. матрилинейные связи были более сильными. В отличие от ирландского фермера, который всю жизнь безраздельно руководил своими сыновьями, мужчина в тробриандской семье не контролировал своих детей. Воспитанием детей, как правило, занимался дядя со стороны матери. Отцам доверяли только уход за детьми в младенческом возрасте. Дети не ощущали кровной близости с отцами. Жители островов свято верили в то, что мужья биологически не связаны с детьми своей жены. [2, с. 14]
В Японии традиционная семья основывается на родственных узах, главные из которых – связи с родителями и предками. Заботиться о сохранении и развитии семьи обязан старший сын. В типичной японской семье главная роль жены – рожать наследников для семьи мужа.

Итак, эти наблюдения и особенности позволили развиваться социологии брака и семьи, так же эти наблюдения могут помогать и сейчас.

Современная социология семьи и брака претендует на статус интегральной дисциплины, объединяющей знания о семье и браке, полученные из разных научных источников. Семья и брак являются наиболее древними человеческими общностями, наиболее давними формами социальной жизни людей. Семья возникла значительно раньше классов, наций и государств, «на заре человеческой жизни» на земле. Именно в семье из года в год происходит воспроизводство человеческого рода, социализация новых поколений.         
Как абстрактный объект семья характеризуется исторической изменчивостью. Семья постоянно эволюционирует, видоизменяется. В разных обществах и в разные исторические времена под семьей понимались разные вещи, связанные с социальной сущностью и индивидуальными потребностями людей в этой человеческой общности.
Важным моментом в понимании семьи как института является понимание взаимосвязи семьи и брака, имманентности этой связи. Брак как самое распространенное основание возникновения семьи в современном обществе видоизменяется, появляются его новые формы, которые если и не получают правового закрепления, но и не вызывают отторжения у общества. В классической социологии под социальным браком понимаются исторически изменяющиеся формы отношений между мужчиной и женщиной, чьи половые отношения регламентируются обществом. Иными словами брак это социально регулируемое и исторически изменяющееся по форме гетерогенное половое отношение.
Сегодня общество, семья и индивид меняют свои позиции относительно друг друга. В общекультурном плане индивид начинает занимать лидирующую позицию. Происходит возвышение ценности человеческой жизни, отмечается тенденция перехода от публичности к приватности, самореализация личности становится ценностью-целью. В такой социальной ситуации должна произойти и смена типа семьи, основанного на следовании устоявшимся социально-культурным стереотипам и традициям.   
Брак и семья являются групповыми субъектами, так как включают в себя как минимум двух человек. Поэтому, когда брак и семья выступают в качестве объектов изучения, это нельзя упускать из вида. Даже когда социологи изучают индивидов, то применительно к брачно-семейной проблематике они выступают в качестве представителей этих групповых объектов, рассматриваются те или иные брачно-семейные роли мужчин и женщин, характер их взаимодействия, их идеология в этой сфере, нормы и правила поведения, установки и т.д. Семья и брак как объекты являются мультитеоретическими, так как механизмы их функционирования и изменения не могут быть объяснены каким-то одним законом или одной единственной теорией.

Брак как самое распространенное основание возникновения семьи в современном обществе видоизменяется, появляются его новые формы, которые если и не получают правового закрепления, но и не вызывают отторжения у общества. Брак как социальное отношение и как социальный институт, регулирующий половые отношения людей, сегодня все более сосредотачивается на личностной точке зрения и все чаще игнорирует социальную сторону. Сегодня сексуальный инстинкт начинает доминировать над социальным поведением. Большая, чем ранее, степень социальной свободы способствует индивидуализации жизни, которой нередко сопутствует эгоизм, что может приводить к снижению порога ответственности и уменьшению желания брать на себя какие-то обязательства.

   Раньше при установлении брачных связей первостепенное значение имели обязательства перед семейным кланом. Под влиянием западных идей, которые пропагандировали индивидуализм и романтическую любовь, а также других факторов, ослабляющих сложные семейные системы, брак по предварительному соглашению претерпевает кризис. Представители молодого поколения — особенно те, которые живут и работают в городах — утверждают, что имеют право на самостоятельный выбор партнера по браку. За женщинами признается право выбора партнера и принятия решений во внутри семейных делах. Возможность занятия женщинами более высоких должностных постов совместно с либерализацией разводов тесно связаны с этими изменениями. В некоторых обществах мужья традиционно имели почти полную свободу действий в отношении разводов. Им было достаточно только сказать жене в присутствии свидетелей, что она более не нужна. Сегодня женские организации осуществляют широкомасштабную борьбу за равные права в бракоразводном процессе, хотя до сих пор во многих обществах в этом плане достигнут лишь незначительный прогресс.
Сегодня семьи распределяют свои домашние обязанности и связи с социальным окружением различным образом. Исследование, которые проводили среди семей круга “белых воротничков”, дало возможность разделить семейные дела на “очень важные” (финансовые дела, принимающиеся мужчинами единолично) и просто “важные”(образование детей принимаются совместно). Но совершенно очевидно, что ни одно из решений той или другой категории не принималось женами единолично. Обычно женщины брали на себя ответственность только за те решения, которые оба партнера рассматривали как тривиальные, например, выбор отделки квартиры.
Очень часто власть в семьях принадлежит женщинам, но осуществлять свое влияние они могут преимущественно косвенным путем. В то время как мужчина в семейных делах может вести себя самоуверенно, женщина стремится замаскировать всякую власть, потому что это выглядело бы как нечто незаконное. Хотя мужчины и могут использовать сходные способы, все же в основном они имеют возможность утверждать свои права более прямо.
     Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, об этой сложной стороне отношений, или получает ее очень в очень малом количестве, что очень негативно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Вместе с тем, заключение брака требует и эмоциональной, психологической подготовленности, культуры межличностных отношений, которая необходима должна быть заложена в семье. Такая эмоциональная подготовленность, является основой умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, стараться понимать других и правильно оценивать свое поведение.                     
В брачном союзе мужчина и женщина являются не просто сожителями, а разными личностями, объединенными общими стремлениями и чувствами. В отличие от большинства особей животного мира мужчины и женщины не сходятся на короткий срок с целью только продолжения рода, а проводят совместную жизнь в течение длительного периода времени.
Основанием союза супругов является брак, признанный государством, заключаемый в определенной юридической форме и влекущий за собой определенные юридические последствия — личные и имущественные.

За последние тридцать лет количество разводов значительно увеличилось, однако в то же время уменьшается осуждение разводов. На протяжении многих веков брак на Западе был практически нерасторжимым. Разводы допускались лишь в особых случаях, таких, как неспособность к нормальным брачным отношениям. В 60-е годы количество разводов в Британии возрастало ежегодно на 9% и к концу десятилетия удвоилось. К 1972 году оно снова удвоилось, частично вследствие принятия Акта 1969 г., который сделал возможным формальное прекращение множества браков. С 1980-го года число разводов в какой-то мере стабилизировалось, хотя и остается по-прежнему чрезвычайно высоким. Развод оказывает все большее влияние на жизнь детей. Подсчитано, что около 40% детей, родившихся в Соединенном Королевстве в 1970 году, до наступления зрелости в какой-то период своей жизни живут в семье с одним родителем. Однако поскольку 75% женщин и 83% мужчин, получив развод, заключают повторный брак в течение трех лет, дети снова воспитываются в семье. К разведенным не относят людей, которые живут отдельно, но формально не разведены. Более того, люди, несчастливые в браке, часто предпочитают оставаться вместе — потому что верят в святость брака, либо озабочены финансовыми и эмоциональными последствиями разрыва, либо хотят остаться вместе, чтобы создать детям “нормальную” семью. Кроме того, разводы теперь уже не несут на себе позорного клейма, и в какой-то степени это их стимулирует. Еще один важный фактор — растущая тенденция оценивать брак в терминах уровня личностного удовлетворения, приносимого им. По всей вероятности, рост числа разводов связан не с глубоким разочарованием в браке как таковом, а с усиливающимся стремлением превратить его в полнокровный союз. приносящий удовлетворение. Большая терпимость к разводам ведёт к тому, что пары могут прекратить не удовлетворяющие их отношения, не подвергаясь социальному остракизму. С другой стороны, прекращение брачных отношений почти всегда влечет за собой стресс и может создать финансовые затруднения для партнров. [3, с. 276-277].Воздействие родительского развода трудно оценить. Именно значение то, насколько были сильны противоречия между родителями перед разрывом, каков возраст детей, есть ли у них братья и сестры, имеются ли бабушки и другие родственники, каковы их отношения с каждым из родителей, есть ли возможность часто видеть обоих родителей. Все эти и многие другие факторы могут воздействовать на процесс адаптации. Даже в том случае, когда родители, несчастливые в браке, продолжают жить вместе, дети могут испытывать напряжение; в случае же развода последствия для детей вдвойне тяжелы.
Исследования показывают, что в большинстве случаев дети испытывают значительное эмоциональное напряжение после развода родителей. Джудит Валлерстайн и Джоан Келли изучали детей из шестидесяти разошедшихся пар в графстве Мэрии, Калифорния. Они общались с детьми во время рассмотрения дела в суде, полтора года спустя и через пять лет. Почти все дети из 131 опрошенных испытывали острое эмоциональное беспокойство во время развода. Дети дошкольного возраста испытывали смущение и страх, иногда взваливая на себя вину за случившееся. Дети старшего возраста могли лучше понять мотивы своих родителей, но испытывали глубокое беспокойство за последствия развода и свое будущее; нередко у них появлялось острое чувство озлобленности. Однако в конце пятилетнего периода две трети детей чувствовали себя в домашней жизни и при общении с внешним миром по меньшей мере удовлетворительно. В то же время треть так и осталась неудовлетворенной своей жизнью, испытывая чувство потери и одиночества, даже в тех случаях, когда родители, с которыми эти дети жили, вступали в повторный брак. Трудно сказать, выиграли бы дети или нет, если бы их родители остались вместе. Все опрошенные были из районов проживания состоятельных белых, и неизвестно, насколько данные этого исследования применимы к более широким слоям населения. Необходимо также учесть, что обследовались семьи, которые сами обратились за помощью к консультантам. Эти семьи активно искали совета и, возможно, им было труднее или же легче пережить развод, нежели тем, кто не обращался. Во всяком случае, напрашивается вывод: дети выигрывают тогда, когда они продолжают регулярно общаться с обоими родителями, а не тогда, когда постоянно видят лишь одного.[3, с. 279]
Э. Гидденс говорил, что заключение второго брака может быть обусловлен различными обстоятельствами. Что в некоторых аналогичных парах партнерам всего по двадцать с небольшим, и ни у одного из них нет детей от первого брака. Люди в возрасте 30-40 лет нередко имеют одного или нескольких детей от предыдущего брака и вводят их в новую семью. В новом браке также могут появиться дети. Один из партнеров может быть вдовым, разведенным или вступает в брак впервые — всего существует до восьми возможных комбинаций.
Повторный брак может сопровождаться образованием сводной семьи может, а именно семьями в которой хотя бы один из взрослых не является биологическим родителем, то есть в которой хотя бы у одного из родителей имеются дети от предыдущих браков. Немало и тех, которые при вступлении во второй брак становятся сводными родителями для детей, которые регулярно заходят, но не живут постоянно в этом доме. Существование сводных семей в большей степени приводит к появлению родственных связей, напоминающих существовавшие в некоторых традиционных обществах. Дети могут иметь двух “матерей” и двух “отцов” — настоящих родителей и сводных. В некоторых сводных семьях принято считать всех детей и близких родственников от предыдущего брака “частью семьи”. Даже если учесть возможность тесных связей с дедушками и бабушками хотя бы с одной стороны, можно получить достаточно сложную ситуацию. Для сводных семей характерны специфические проблемы. Во-первых, обычно существует прежний родитель, живущий отдельно, и его воздействие на детей может быть достаточно сильным. Во-вторых, взаимоотношения разведенных нередко ухудшаются после вступления одного или обоих в новый брак. В-третьих, в сводных семьях объединяются дети с разным прошлым. [3, с. 281]
А. И. Антонов и В. М. Медков рассматривали брачное поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбором брачного партнера, то есть с брачным отбором. Под брачным отбором рассматривается процесс, в результате которого из большего количества возможных вариантов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом избирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер или же партнерша, который(ая) и становится второй половинкой или тем, с кем живут вместе. Процесс брачного отбора исторически конкретизирован, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Наиважнейшие особенности процесса брачного выбора находятся во взаимодействии с тем, что в различных культурах и на различных стадиях исторического развития различны как пространство возможных выборов, так и степень свободы индивидуального выбора. То как определяется пространство возможных выборов брачного партнера, все культуры различаются по тому, допускаются или нет в них повторные браки. Если повторные браки допускаются, то совокупность, из которой производится отбор брачного партнера, является предельно широкой и включает в себя как не состоящих, так и тех, кто состоит в браке. В культурах, где повторные браки не допускаются, в культурах традиционной, жесткой моногамии, пространство возможных выборов не включает в себя тех, кто уже состоит в браке. Человек вступает в это пространство по достижении установленного обычаем или законом брачного возраста и покидает его, вступив в брак. Степень свободы индивидуального выбора, между различными обществами также имеет большое количество отличий. В некоторых культурах преобладают браки, которые организуются родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. В других доминирует "свободный" выбор. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и даже отчасти социально-биологического характера. [1, с. 150]

Социология брака и семьи находится на стыке со многими науками и отраслями знаний. Социальная философия создала базу для осмысления социологами роли семьи в обществе, ее соотношения с общим социальным порядком, и, прежде всего с государством, социальных мотивов поведения индивидов в матримониальной и семейной сферах, места и значимости детей в семье, взаимосвязи поколений и т.д.
Социальная история позволяет социологам использовать факты и данные, касающиеся развития семьи, изменения ее форм во времени, влияния государства и общества на характер образа жизни семьи, семейных традиций и т.д.
Демография, изучающая семейную структуру населения, тенденции брачности, разводимости, рождаемости, смертности и т.д., близка социологии брака и семьи в силу исследования этих процессов, которыми она также непосредственно интересуется.
Семейное и гражданское право, очень существенно для социологов, изучающих брак и семью как социальные институты. Ведь нормы брачно-семейных отношений, закрепленные юридически, очень важно иметь ввиду как институциональные характеристики этих объектов. Условия вступления в брак, юридическая сила брака и его правовые последствия, расторжение брака, имущественные отношения между супругами, обязанности и споры по воспитанию детей, алиментные обязательства между родителями и детьми, между супругами и т.д. – это те вопросы, без которых невозможно изучение социальной сущности брака и семьи, их связи с государством и обществом, проникновение характера сопоставления интересов и потребностей в брачно- семейной сфере граждан, семьи, государства. Семья как социально-правовой институт может быть построена на браке, кровно родственной связи или юридическом договоре. Существует необходимость согласиться с тем, что научное (социологическое) и практическое понимание семьи не должно быть антагонистичным. При научном определении семьи необходимо учитывать реальность, разнообразие семейных форм, трансформацию семейной сущности, специфику ее правового регулирования.
Гендерная теория предоставляет возможность по-новому смотреть на внутри семейное взаимодействие, распределение домашних обязанностей между членами семьи, на воспитание детей, их социализацию, формирование у мальчиков и девочек гендерных ролей, мужественности и женственности, на сочетание профессиональных и семейных ролей мужа и жены, основания супружеских конфликтов и т.д.
Научный арсенал социальной психологии обязателен социологам, когда они изучают семью как малую социально-психологическую группу. Когда исследуются механизмы семейного взаимодействия, отношения между супругами и их родственниками, между родителями и детьми, причины семейных конфликтов, условия семейной интеграции и дезинтеграции, мотивы вступления в брак, причины разводов и последствия разводов для женщины, мужчины, детей.
Среди родственных социологических отраслей знаний близко к социологии брака и семьи располагается социология личности. Изучая структуру личности, социологи исследуют социальные роли, предвиденные группой и обществом в целом, поведение индивида в соответствии с занимаемой им позицией, функциями, социальными нормами и санкциями.

Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить ее функции. С точки зрения содержания, структуры и формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, в которой универсальными признаками являются система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.

Взаимодействие семьи с другими социальными институтами изучается реже, а процессы распределения обязанностей, власти и авторитета привлекают все большее внимание. [6, с. 9]
Социологам изучающим брак и семью очень важно личность, но не сама по себе, а как принадлежащая браку и семье. Она очень значительна как носительница определенной супружеской, родительской или родственной роли.

Социология даёт определения семьи как социальную общность, которая строится на основе брака или же на кровном родстве, или усыновлении и связанна общностью быта и взаимной ответственностью. Социология рассматривает семью как социальную систему, которая вобрала в себе характеристики социального института и малой социальной группы. Семья подлежит исследованиям тогда, когда существует необходимость обнаружить ее взаимодействие с обществом, с другими его элементами, понять, в какой мере функции семьи не противоречат общественным потребностям, как изменяются нормы, ценности семьи в контексте тех процессов, которые постоянно протекают в обществе и в результате которых оно развивается, изменяется, обзаводиться новыми качественными характеристиками.

Семья как бы вплетена в коренные основы жизнедеятельности и создаёт базовые преджде временные условия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.

Таким образом, социология брака и семьи помогает нам изучать семью какой она была раньше, чтобы не допустить ошибок прошлого, и чем-то дополнить современную семью чтобы улучшить развитие семейных отношений сейчас. Изучая семью социология брака и семьи даёт мотивацию улучшать семейные отношения. Так же она помогает развиваться и разграничивать понимание и видение смежных отраслей, которые изучают семейные отношения.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!