Реформация и контрреформация в Италии



В самой Италии буржуазия мало прониклась реформационными настроениями, ибо папство давало ей возможность обогащаться за счет других государств. В Италии протест против католической церкви принимал светскую форму и давно уже находил выражение в гуманизме и культуре Возрождения. Одним из первых реформаторов в Европе был итальянский монах-доминиканец Джироламо Савонарола (рис. 17.10).

С наибольшей силой итальянская Реформация проявила себя в Неаполитанском королевстве, находившемся под властью Испании, раздираемой острыми социальными противоречиями. В целом в Италии вплоть до конца XVI в. сохранялись радикальные реформационные течения, включая анабаптизм. Реформация фактически была одним из направлений сложной и противоречивой борьбы возрожденческих гуманистических традиций Италии с католической церковью.

Судьбы реформационных учений и результаты Реформации

Реформация сменяется Конфессиопализацией, под которой понимается взаимодействие и взаимовлияние конфессии, общества и государства при определяющей роли самоидентификации верующих по принадлежности к той или иной конфессии. Формируются конфессионализированные церкви с узаконенными на съездах высшего духовенства изложениями догматов и символов веры. Такими документами являются для лютеран «Аугсбургское исповедание» и «Формула согласия», для кальвинистов - «Гейдельбергский катехизис» 1563 г. и Дордрехтские каноны 1619 г., для католиков — «Тридентское исповедание веры», для англикан — «Тридцать девять статей».

Конфессионализация обостряется к концу XVI — началу XVII в. и играет важную роль в генезисе Тридцатилетней войны. Однако в ходе войны происходит ослабление конфессионализации и трансформация ее в рациональное светское мировосприятие.

Реформация была общеевропейским явлением, во многом вызванным изменениями в экономике, политике, идеологии и культуре на рубеже XV— XVI вв. Сама по себе Реформация не породила капитализм, но буржуазия нашла в идеях Реформации готовую идеологию. Средневековое обличье Реформации способствовало использованию ее как буржуазией, так и сепаратистским феодальным дворянством в целях сопротивления растущему могуществу абсолютистских монархий, придерживавшихся католицизма. В свою очередь, национальные и территориальные монархические режимы использовали Реформацию в целях укрепления государственной власти.

Католическая церковь провела свою реформу и возглавила Коптрре- формацию. Однако время безраздельного господства средневекового католического универсализма в Западной и Центральной Европе безвозвратно ушло. Вследствие Реформации произошло обновление христианства, и универсализм католической церкви в Европе прекратился практически одновременно с универсализмом Священной Римской империи. Вследствие Реформации возникли конфессиональные церкви Нового времени и конфессиональные культуры, наметился поворот к секуляризации, плюрализму и свободе совести Нового времени. Реформация открыла дорогу к самоопределению национальных культур и созданию национально-территориальных государственных образований различных форм и разного политического устройства.

Влияние Реформации на сознание, культуру и идеологию широких слоев населения Западной и Центральной Европы оказалось больше, чем влияние элитарной ренессансной культуры, поскольку массовое сознание было проникнуто религиозными идеями и символами, более понятными простым людям. Однако сторонники Реформации, по сути, отрицали власть посредников между Богом и людьми, что было своего рода новым демократизмом и принципом освобождения личности, вдохновлявшим гуманистическое движение. В этом проявлялась связь между культурой Возрождения и Реформацией.

В результате Тридцатилетней войны окончательно определилась религиозная конфигурация Западной и Центральной Европы. Католическая церковь приспособилась к происшедшим изменениям и сумела сохранить территорию своего влияния вплоть до наших дней, показав, что религиозная эволюция никогда не останавливается. Реформация не порывала полностью с прошлым, имела глубокие корни в нем, одновременно указывая путь в будущее. Конфессиональные моменты перестали играть определяющую роль в политике и идеологии, окончательно уступив место государственно ным и национальным интересам. Важным результатом Реформации была победа свободомыслия над церковной монополией на интеллектуальную деятельность. Впоследствии конфессиональные церкви пытались подавить его. Однако их усилия не увенчались успехом, так как свободомыслие было не только в их основе, но и положило начало свободной от всякой религиозной оболочки идеологии века Просвещения.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!