Контрреформация и результаты реформационного движения



РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

Реформация является величайшим переворотом в социальной, политической и культурной жизни Западной и Центральной Европы конца Средневековья и раннего Нового времени. В процессах и событиях эпохи Реформации заложены основы многих противоречий, сопутствующих развитию и укреплению территориальных и национальных государств Нового времени, сказывающихся вплоть до наших дней (например, отсутствие до 1860-х гг. централизованного государства в Германии, своеобразие государственно-территориального устройства Швейцарии, сохранение монархии в Англии).

В буквальном смысле Реформация означает преобразование, исправление. В XVI—XVII вв. Реформацией называли церковные преобразования как в католическом, так и в протестантском духе, и только с конца XVII в. за этим термином закрепилось значение преобразований именно в протестантском духе: изменения в организационных структурах церкви, отмена главенства Рима и папства над национальными церквями, возвращение к евангельской чистоте раннего христианства.

Справка

Протестантизм (от лат.protestam — ‘возражающий, несогласный’) — направление христианства, возникшее в результате Реформации. Первоначально протестантами называли германских князей и ряд имперских городов, подписавших так называемую Протестацию, заявление, направленное против решения, принятого на рейхстаге в Шпейере в 1529 г. Этим решением император Карл V отменял принятое ранее постановление о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных, чем ограничивал распространение лютеранства в Германии. Позднее наименование было распространено на все течения Реформации в Западной и Центральной Европе.

Реформация определяла многие идеи революций XVI—XVIII вв. (с рубежа XVII—XVIII вв. идеологическое развитие ранней буржуазии перед Французской революцией связано уже с эпохой Просвещения, с идеями деизма и атеизма).

С одной стороны, Реформация тесно связана с развитием раннего капитализма: бюргерство и буржуазия стремились к подчинению церкви светской власти, восставали против регламентации католическими священниками духовной жизни. С другой стороны, Реформация прямо или косвенно позволяла использовать богатства и собственность церкви той части групп светских феодалов, которая охотно прислушивалась к проектам церковной реформы. На юге Франции под лозунгами Реформации против централизации и абсолютизма выступали дворяне. Шотландские протестанты поднимались против абсолютизма, но не были носителями пробуржуазных идей. В Речи Посполитой (польско-литовском государстве) крупные магнаты Радзивиллы приняли протестантизм и вступали в союз со шведским королем, хотя это государство в те времена отнюдь не развивалось в капиталистическом направлении. В Трансильвании, которая была вассалом Османской империи, местные дворяне принимая протестантизм, выражали оппозицию католицизму, стремившемуся подчинить их австрийской династии Габсбургов, императоров Священной Римской империи.

В Реформации выделяется два основных направления:

  • 1) государственно легитимное, узаконенное и поддержанное светскими властями и стремящееся к реформе церкви;
  • 2) радикальное, ставящее своей целью возвращение не только к Евангелию как воплощению истинной веры, но к простоте и чистоте раннего христианства, призывавшее к немедленному осуществлению Тысячелетнего царства Божьего на земле.

В современной историографии наблюдается тенденция видеть две Реформации: лютеровскую, начавшуюся в 1517 г., и кальвиновскую, которая осуществлялась с 1536 г., т.е. с появления книги Жана Кальвина «Наставление в христианской вере». Есть также третья Реформация, т.е. собственно католическая реформа. Поэтому Реформацию следует рассматривать как многообразный и противоречивый процесс, в котором сталкивались многочисленные противоборствующие течения и тенденции.

Реформация в Германии

Причины и социальный состав немецкой Реформации

Реформация началась в Германии. Во многом это стало возможным благодаря территориально-государственному устройству Священной Римской империи, в которой имперские чины имели суверенитет во внутреннем управлении и могли использовать новые религиозные идеи для подчинения церкви территориальным князьям и вольным имперским городам. Начальным пунктом общеевропейского реформационного движения стало выступление малоизвестного профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483—1546) с 95 тезисами против индульгенций.

На положение дел в Европе, в частности в Германии, сильное влияние оказывали, с одной стороны, укрепление территориальных княжеств и имперских городов, а с другой — универсалистская политика императоров Священной Римской империи и папства, которые находились в противоречии друг с другом. В Германии шел сложный процесс развития раннего капитализма. В ряде территорий начиналось интенсивное складывание раннекапиталистических отношений, что было особенно характерно для горнорудной промышленности. Развивалось банковское дело. Дальнейшее развитие городов, ремесел и торговли породило проблему обеспечения городского населения продуктами, а также угрозу распространения эпидемий, что способствовало обострению социальных конфликтов и росту эсхатологических настроений. В некоторых частях Германии отработочная феодальная рента увеличивалась с двух дней в году до 70, при этом неизменной оставалась церковная десятина. Предприниматели из среды бюргерства были недовольны препятствиями, чинимыми свободной торговле, а также тем, что монополия на разработку горных промыслов находилась в руках имперских и княжеских властей. Все это происходило в условиях отсутствия центральной власти, которая могла бы защитить их интересы на внешнем рынке.

Век имперского рыцарства уходит в прошлое, в войнах используются наемники. Однако заниматься хозяйством рыцарство не умело, да и не хотело, поэтому уповало на императора, который мог бы своей властью возвысить имперское рыцарство и подчинить ему крестьян. Недовольны были и территориальные князья: они с раздражением смотрели на огромное количество земель, находящихся в собственности у духовных феодалов, и мечтали о секуляризации земель. Католическая церковь Германии в отличие, например, от Франции непосредственно подчинялась папству, поэтому именно в ней видели источник всех бед Германии. Таким образом, борьба за реформу церкви становилась естественным выражением общих устремлений в условиях обострения социально-политической и экономической обстановки.

Развитие науки, искусства, книгопечатания, а также расширение коммуникаций способствовали подрыву традиционных представлений об обществе и церкви. Усилились антиклерикальные настроения, вызванные попытками римской курии в лице папы Льва X извлечь из Германии как можно больше денежных средств. Последняя четверть XV и начало XVI в. были временем идеологической подготовки Реформации в общественно- политической жизни Германии.

Гуманисты (Эразм Роттердамский, Иоганн Рейхлин, Себастьян Брандт, Ульрих фон Гуттен) выступали с критикой догматов католицизма и практики католической церкви и тем самым готовили идеологическую почву Реформации. Дискуссия между критиками и сторонниками католицизма ярко отразилась в споре между «рейхлинистами» и «антирейхлинистами» по поводу уничтожения иудейских религиозных книг, часть из которых Рейхлин считал ценным источником по истории раннего христианства. Рейхлина поддержал кружок гуманистов Эрфуртского университета, опубликовавший сборник «Письма темных людей», хлесткую сатиру на тех, кто желал сжечь книги.

Деятельность и учение Мартина Лютера

Мартин Лютер (рис. 17.1) родился в семье зажиточного бюргера из городка Эйслебен в Южном Гарце, где находились многочисленные медные рудники. Учился на юридическом факультете Эрфуртского университета, но затем избрал теологическую стезю. Познакомившись с произведениями чешского реформатора Яна Гуса, Лютер обнаружил их соответствие собственным настроениям. Свою академическую карьеру он начал с кафедры аристотелевой логики в Виттенбергском университете.

В 1516—1517 гг. в окрестностях Виттенберга большую активность в продаже индульгенций проявил монах Иоганн Тецель. Тем самым монах вступил в конфликт с курфюрстом Саксонским Фридрихом, который обладал правом продажи индульгенций. Тогда Лютер, еще не имевший в мыслях подняться против папы, начал теологический спор, вызвавший огромный резонанс. Лютер получил колоссальную поддержку по всей Германии, но папа Лев X (1513—1521) не сразу увидел угрозу для церкви в выступлении Лютера.

Притягательная сила учения Лютера заключалась прежде всего в тезисе об оправдании верой и признании Священного Писания единственным источником веры. Отсюда следовало, что для общения верующих с Богом не требуется посредника в виде католической церкви. Идеи Лютера сочли опасными и попытались опровергнуть в теологических спорах. Диспут Лютера с известным богословом Иоганном фон Экком в Лейпциге не принес победу ни одной из сторон, но у реформатора появилась возможность пропагандировать свое учение. 21 октября 1520 г. Лев X издал буллу об отлучении Лютера от церкви. Один экземпляр буллы был торжественно сожжен студентами во дворе Виттенбергского университета.

Весной 1521 г. состоялся Вормский рейхстаг, где в присутствии императора Карла V от Лютера потребовали отречься от его взглядов, на что он ответил: «Так как я убежден приведенными мной текстами Священного Писания и совесть моя во власти слова Божия, то я не могу и не хочу отречься, ибо нехорошо поступать против совести. На этом я стою и иначе не могу. Да поможет мне Бог. Аминь». Лютер приобрел много сторонников среди имперских чинов. По итогам рейхстага был издан специальный Вормский эдикт, согласно которому учение Лютера запрещалось в Священной Римской империи, но ему самому предоставлялось 20 дней, чтобы уехать из Вормса.

Однако на пути из Вормса Лютер исчез и оказался в Вартбурге, родовом замке курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого (рис. 17.2), организовавшего похищение. Во время годичного пребывания в замке герцога Лютер начинает менять свою политическую ориентацию. Из выразителя настроений бюргерства он становится сторонником князей, поскольку приходит к выводу, что единственной политической силой в Германии, способной осуществить Реформацию, являются князья. Для реализации социальной и религиозной программы Лютера требовалась сильная политическая власть. Император, универсалистской политике которого нужна была универсалистская же церковь, нуждался в поддержке католической церкви и не мог поддержать Реформацию.

Поведение Лютера и его работы середины 1520-х гг. показывают, что он довольно реалистично оценивал сложившуюся ситуацию. Он видел реальную политическую силу в Германии только в князьях. Бюргерство в раздробленной Германии было разобщено и не могло представлять единый политический блок в общегерманском масштабе. Что касается простого народа, то Лютер ясно видел неспособность крестьянства стать реальной силой в политике. Крестьянство он считал стихийной силой, которая может разрушить здание Реформации.

Лютер выступал против ростовщичества и монополий, полагая, что хозяйственные и другие мирские дела должны строиться на основе евангельской любви, хотя понимал, что исторические реалии со времен раннего христианства изменились. Учение Лютера о призвании в отличие от кальвинизма нс было направлено на достижение экономического успеха. Лютер был чужд веротерпимости в современном понимании, хотя на основе его учения возникли требование свободы вероисповедания и религиозный плюрализм, причем вопреки желаниям самого реформатора, который проложил путь к светскому преобразованию Европы в раннее Новое время.

Крестьянская война в Германии

Часть крупных феодальных князей, а также верхушки вольных имперских городов Германии в лютеранстве привлекала возможность подчинить церковь государству и под этим предлогом провести секуляризацию церковных и монастырских земель, добившись в итоге укрепления территориального суверенитета. Однако в обстановке роста социальных движений, нарастания конфликтов между крестьянами и феодалами, наемными рабочими и предпринимателями, низшими и господствующими слоями стали распространяться идеи имущественного и социального равенства. Попытка немедленно построить на земле тысячелетнее царство Божье приобрела немало сторонников, и на этой почве достаточно четко сформировалось радикальное крыло Реформации.

Одним из активных деятелей этого направления был Томас Мюнцер (ок. 1490 — 1525). Сначала он был сторонником Лютера, но затем отошел от него, считая, что Лютер колеблется. Мюнцер, ссылаясь на книгу пророка Даниила, хотел поднять вооруженное восстание и передать власть простому народу. Первое выступление крестьян в Германии во время Реформации произошло во многом под влиянием Мюнцсра. Такой радикальный документ, как «Статейное письмо», был создан его сторонниками. Однако идеи Мюнцсра натолкнулись на вполне реальные препятствия в экономической и политической жизни Германии. Раздробленность и экономическая разобщенность страны, монархические умонастроения крестьянства и наивность его руководителей, крестьянская психология, наконец, утопизм самой идеи не способствовали осуществлению радикального плана общественного переустройства в эпох}' Реформации.

В ходе войны в различных частях Германии формируется три основных отряда. На юго-западе, в Швабско-Шварцвальдском районе, была выдвинута программа «Двенадцать статей», которая отражала интересы мелкого и среднего бюргерства. Во Франконском районе под руководством Вен- деля Гиплера была разработана «Гейльброннская программа», отражавшая интересы бюргерства и зажиточного крестьянства; ее осуществление могло привести к буржуазному развитию Германии. Однако единства движения здесь не получилось, чем воспользовались князья, сумевшие разбить разрозненные крестьянские отряды. В Саксонско-Тюрингском районе, где действовал Мюнцер, произошли наиболее активные выступления. 14 мая 1525 г. отряд сторонников Мюнцера потерпел поражение на неудобной позиции под Франкенхаузеном. Мюнцер был захвачен в плен и вскоре казнен. Крестьянские выступления под руководством Михаэля Гайсмайера продолжались в Австрии до весны 1526 г.

Крестьянская война в Германии потерпела поражение, потому что широкие крестьянские массы преследовали местные интересы, а бюргерство было разобщено и нерешительно. Однако последствия войны оказались значительными. Власти не рискнули усилить феодальную зависимость крестьянства в тех областях, где происходили основные события. Лютера упрекали за то, что он в своих проповедях призывал «колоть, рубить, резать, жалить» крестьян. Его позицию можно объяснить боязнью того, что напуганные крестьянскими выступлениями князья и городские магистраты не будут поддерживать Реформацию. Впрочем, в ряде проповедей Лютер прямо обвинял князей в том, что крестьяне восстали против них.

Принятие Аугсбургского исповедания

Подавление народного движения привело к усилению власти германских князей. В центре Реформации теперь находилась борьба Габсбургов с оппозиционно настроенными князьями Северной и Средней Германии. Кроме того, большинство имперских чинов на рейхстагах были католиками, поэтому князья и города из числа сторонников Реформации выдвинули требование свободы вероисповедания для тех имперских чинов, которые не разделяли догматику католической церкви. Обращение церковных земель в собственность государства сопровождалось их продажей главным образом в руки поддерживавшего князей дворянства. Князья все больше подчиняли себе города и органы управления в них.

Немецким территориальным князьям удалось довольно быстро поставить иод свой контроль Реформацию, в которой они видели средство укрепления собственной власти и ослабления зависимости от Габсбургов. Очевидно, поэтому Лютер раздраженно писал в конце жизни, что Сатана вновь правит миром. Это было выражением разочарования среднего бюргерства в исходе той Реформации, которую оно начало в Германии.

Столкновения между князьями — сторонниками Реформации и имперскими властями начались сразу после поражения Крестьянской войны. Имперские власти одно время даже проявляли готовность пойти на компромисс. Они нуждались в воинских контингентах, которые князья должны были предоставлять имперской армии для отражения османской угрозы, а после поражения венгерской армии от турок в 1526 г. для австрийских владений Габсбургов она уже стала явной. В том же году император Карл V признал право князей на секуляризацию церковных и монастырских земель в их владениях. Однако на рейхстаге в Шпейере в 1529 г. уступки отменили. В ответ князья объявили императору протест, поэтому за ними закрепилось название протестантов. Лишь впоследствии это понятие стало распространяться на все течения Реформации в Западной и Центральной Европе.

В июне 1530 г. на рейхстаге в Аугсбурге была сделана попытка примирить князей с императором на основе религиозного компромисса. На рассмотрение императора был подан документ, составленный сторонником Лютера Филиппом Меланхтоном (рис. 17.3), Аугсбургское исповедание, где излагались основные принципы лютеранства.

Справка

«Аугсбургское исповедание» содержит 28 статей, устанавливающих обрядность лютеранства (причащение под двумя видами, порядок богослужения, исповеди, поста), а также положения о браке духовных лиц, о монашеских обетах, о статусе епископов. На рейхстаге в Аугсбурге (1555) этот вероисповедальный документ вошел в законную силу. Благодаря ему получил признание главный принцип лютеранства: подчинение церкви светскому государю.

В ответ на «Аугсбургское исповедание» католическое окружение императора выдвинуло «Аугсбургское опровержение». После того как Карл V отверг компромисс, между противоборствующими сторонами началась религиозно-политическая и военная конфронтация.

В конце 1530 г. в тюрингском местечке Шмалькальден был сформирован антикатолический и антиимперский союз. В него вошли курфюрст Саксонский Иоганн Постоянный, ландграф Филипп Гессенский, графы Мансфельдские, а также города Бремен, Нюрнберг, Ульм. Впоследствии к ним присоединился еще ряд князей и городов. Союз провозглашал своей главной целью борьбу с католической церковью и, но сути, был направлен против габсбургско-католического лагеря. В 1532 г. император ввиду турецкой угрозы столице Австрии был вынужден пойти на некоторые уступки лидерам Шмалькальденского союза, так как память об осаде турками Вены осенью 1529 г. еще была сильна. Параллельно с заседаниями рейхстага в Нюрнберге был подписан мир, предоставлявший лютеранским князьям свободу вероисповедания, но ограничивавший круг их союзников только теми государствами и городами, в которых официальным вероисповеданием является лютеранство.

Противоречия между протестантскими князьями и домом Габсбургов постоянно обострялись. Реформация «сверху» была проведена в Бранденбурге, герцогстве Прусском, Пфальце, что сильно напугало Габсбургов и римскую курию. Несмотря на политические разногласия, в середине 1540-х гг. Габсбурги и папа Павел III заключили антипротестантский союз. Император Карл V начал первую Шмалькальдснскую войну, закончившуюся для протестантского союза поражением. Однако окончательно сломить протестантских князей не удаюсь.

С помощью Реформации германские князья сумели укрепить свою власть на подчиненных им территориях. На переговорах, которые шли параллельно с заседаниями Аугсбургского рейхстага, 14 сентября 1555 г. был заключен знаменитый религиозный мир, предоставлявший лютеранским чинам свободу вероисповедания. Позже появилась формулировка, символизировавшая этот мир: «чья власть, того и вера».

Последующее развитие Реформации в Германии

Развитие Реформации шло двумя путями. С одной стороны, реформация утратила революционный характер. Споры между лютеранскими богословами привели к созданию компромиссного изложения принципов веры в книге под названием «Формула согласия» (1580). В религиозном плане лютеранство трансформируется в пиетизм — движение, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом и постоянного нахождения под строгим и бдительным Божьим оком. В то же время именно с Реформацией связано складывание на основе перевода Евангелия Лютером немецкого литературного языка.

С другой стороны, появляется еще несколько сект и группировок радикальной Реформации, происходят отдельные выступления, развиваются многочисленные учения. В 1533 г. в епископском городе Мюнстере на северо-западе Германии победили сторонники радикальной Реформации. Туда стали перемещаться приверженцы учения Мюнцера и анабаптисты (перекрещенцы). Возникшее в 1520-е гг. учение анабаптистов основывалось на том, что истинный христианин должен креститься во взрослом возрасте: в этом случае он сознательно принимает христианскую веру. Анабаптисты выдвигали также требование об имущественном и социальном равенстве, но только себя считали избранными для спасения народа. В 1534—1535 гг. в городе действовала Мюнстерская коммуна. Деньги были изъяты из обращения, однако это не избавило население города от злоупотреблений со стороны руководителей коммуны. Главное обвинение в адрес анабаптистов сводилось к тому, что общность имущества у них привела к общности жен. Поскольку анабаптистские общины жили в непрерывном ожидании царства Божия, они должны были произвести на свет как можно больше детей. Коммуна просуществовала недолго, ее руководители были казнены, а остальные члены эмигрировали, главным образом в Нидерланды и Англию.

Справка

К радикальным течениям принадлежали меннониты, вальденсы, либертины, анти- тринитарии, гуттериты и пр. Радикальное направление Реформации было основано на принципе отделения религиозных общин от государства; осуждало войну и любое насилие (кроме отлучения от церкви); стремилось к распространению своих взглядов с помощью миссионерства, мученичества и филантропии. Радикалы добивались самоуправления общин, за что их неоднократно упрекали в сепаратизме и подрывных действиях. Радикальная Реформация была направлена на решительный разрыв с существовавшими социально-политическими институтами и теологией, во многом еще средневековыми. Радикалы повлияли на формирование современного демократического общества с его добровольными общественными группами, многопартийной системой, концепцией лояльной политической оппозиции. Идеи самоуправления, отрицание войны как средства разрешения конфликтов и принципы религиозной терпимости, выдвинутые ими, внесли огромный вклад в развитие современной цивилизации.

Реформация нашла яркое отражение в произведениях немецких художников. Альбрехт Дюрер создал большое количество гравюр, в которых откликнулся на настроения и события Реформации и Крестьянской войны. Самыми значительными работами являются «Всадники Апокалипсиса», «Рыцарь, смерть и дьявол» (см. рис. 15.26), проект памятника крестьянину (рис. 17.4).

Реформация в Швейцарии

Швейцария сыграла огромную роль в Реформации, поскольку была родиной двух учений — цвинглианства и кальвинизма. На основной части страны (кроме крайнего юго-запада) господствовало цвинглианство, а в лесных кантонах сохранялся католицизм.

Цвинглианство

Швейцария — горная страна, в политическом отношении представлявшая собой конфедерацию лесных и городских кантонов. Население городских кантонов занималось преимущественно ремеслом и торговлей, но крупных городов в стране не было. На альпийских лугах довольно успешно занимались скотоводством. Швейцарию в свое время пытались захватить Габсбурги. В битвах при Земпахе и Моргартене (XIV в.) швейцарцы разгромили немецкое рыцарство. С тех пор швейцарцев из лесных кантонов стали привлекать в качестве наемников различные государи. Бюргерство городских кантонов с неодобрением смотрело на то, как в итальянских войнах происходит истребление самой здоровой части швейцарского населения.

На этой почве выдвинулся Ульрих Цвингли (1484—1531), служивший одно время капелланом в отряде швейцарских наемников и осознававший все беды наемничества для швейцарского народа. Его «67 тезисов» в некотором роде являлись подражанием Лютеру, однако шли дальше. Цвингли отрицал епископат, проповедники у него являлись людьми светскими. Если Лютер трактовал причащение как реальное присутствие крови и тела Христа, то Цвингли рассматривал его как воспоминание об искупительной жертве Христа.

Существенным моментом для распространения цвинглиаиства была замкнутость городских общин Швейцарии и борьба городов за первенство. Сторонники Цвингли провозглашали Цюрих богоизбранным городом и центром распространения его учения, что отпугивало возможных приверженцев цвинглиаиства. Претензии Цюриха на ведущую роль вызвали негативное отношение со стороны других городов, породили противоречия между городскими и лесными кантонами. В октябре 1531 г. в битве при Каппеле войско городских кантонов потерпело поражение от лесных кантонов, а сам Цвингли был убит. После этого все переговоры о примирении лютеран и цвинглиан оказались бесполезными. Лютер и его сторонники не шли на уступки, и цвинглианство осталось религией ряда городских кантонов Швейцарии и части городов Германии.

 

Кальвинизм

Кальвинистская Реформация начинается в Женеве, тогда как в других городах Швейцарии преобладало цвинглианство. Кальвинизм отвечал интересам и настроениям западноевропейской буржуазии, что было связано не только с идеологией, но объяснялось организацией кальвинистских общин.

Жан Кальвин (1509—1564) родился во Франции, где получил довольно хорошее гуманистическое образование. В 1534—1535 гг. на французских лютеран обрушились гонения, и Кальвин был вынужден бежать в Швейцарию. Здесь Кальвин разработал новую систему исповедания, изложенную в вышедшей в 1536 г. в Базеле книге «Наставление в христианской вере», которую он расширял и дорабатывал в течение всей жизни. Магистрат Женевы, где незадолго до того произошла Реформация, пригласил Кальвина для руководства духовной жизнью города (рис. 17.5).

Кальвин и его помощники поначалу попытались превратить бюргеров Женевы в религиозных аскетов, за что были изгнаны из города. Но, поскольку противники Кальвина перессорились между собой, реформатор снова был приглашен в Женеву, которую не покидал до своей смерти. В Женеве Кальвин начал на практике осуществлять основные принципы своего вероучения.

Главным в учении Кальвина является тезис о предопределении. В произведениях Августина Блаженного, одного из отцов церкви, действия и поступки людей трактуются в смысле исполнения божественного промысла. Кальвин внес в этот тезис свое понимание, согласно которому все заранее предопределено — спасение или вечные муки. Если Августин считал, что это можно заранее узнать по добрым или злым деяниям человека, то Кальвин утверждал, что это невозможно. Человек может лишь достигнуть сопричастности к спасению согласно успехам в своей профессиональной деятельности: идут дела хорошо — угодно Богу, идут плохо — надо предпринимать действия, чтобы достигнуть спасения.

Эта идея Кальвина импонировала настроениям буржуазии эпохи первоначального накопления капитала, в которых жажда наживы сочеталась с проповедью аскетизма. Формировалась профессиональная этика буржуазии, заключавшаяся в бережливости и неустанной работе по умножению капитала. Это диктовало скромность в быту, отказ от пышной и богатой церкви. Перевороту в мыслях сопутствовал переворот в чувствах. Кальвин призывал искать истину в вероучении, а не в культе и обрядах. Учение Кальвина соответствовало буржуазным устремлениям к экономическому успеху и индивидуальной предприимчивости. В учении Кальвина буржуазия нашла удобную для себя идеологию, религиозная форма которой была наследием средневековой эпохи.

Женева при Кальвине превратилась в теократический город, жители которого были объединены в религиозные общины (конгрегации), возглавляемые пресвитерами из числа наиболее богатых членов общин. Жизнь общин регламентировалась до мелочей, и Женева была своего рода

«стеклянным городом», где любой поступок был известен всем жителям. Кальвин крайне ревниво относился к любым проявлениям инакомыслия. Дело доходило до того, что он лично писал доносы в инквизицию на своих идеологических противников из лагеря протестантов. Вместе с тем в кальвинизме идея истребления инакомыслящих сочеталась с проповедью покорности светским властям. Лишь в одном случае Кальвин допускал возможность восстания: когда светская власть является тиранической. Против тиранического правления допустимо вооруженное восстание, но лишь в том случае, если все другие способы легитимного сопротивления исчерпаны. Такая постановка вопроса вполне соответствовала интересам буржуазии и сепаратистски настроенного дворянства.

Важным фактором широкого распространения кальвинизма в Европе служила активная миссионерская деятельность сторонников учения1. Кальвинизм стал идеологией всех слоев общества, хотя можно было не слишком строго придерживаться его основных принципов. В Нидерландах отсутствовала жесткая религиозная регламентация. В Англии пуританский образ жизни не являлся столь аскетическим, как в Женеве. Посредством проповеднической деятельности кальвинизм распространился на юге Франции, в Нидерландах и Англии.

Реформация в Англии

Реформация Генриха VIII

В Англии, где существовала сильная централизованная власть, подчинение церкви папской курии не было столь значительным. Тем не менее королевская власть стремилась к установлению контроля над церковью. Важным являлось и то обстоятельство, что во владении церкви находилась треть земель Англии. Естественно, что новое дворянство, крупная феодальная знать и буржуазия видели в ликвидации церковного и монастырского землевладения способ улучшить свое имущественное положение. Честолюбивый король Генрих VIII (1509—1547) за 15-летнее правление растратил накопленные отцом 2 млн фунтов стерлингов. Однако помимо острой финансовой проблемы ему необходимо было решить социальную задачу привлечения на свою сторону широких слоев дворянства за счет земельных пожалований.

В обстановке распространения лютеранских идей правящие круги Англии стали опасаться, что Реформация может начаться снизу. В эго время появились разного рода памфлеты и летучие листки, в которых проповедовались идеи секуляризации церковных и монастырских земель. Кроме того, в Англии шла борьба за «открытую» Библию, т.е. изданную на английском языке.

Во второй половине 1520-х гг. сложилась острая ситуация как внутри страны, так и за ее пределами. С одной стороны, усиливались требования по проведению Реформации и подчинению церкви государству. С другой — после битвы 24 февраля 1525 г. при Павии, в которой французская армия потерпела поражение, а французский король попал в плен, изменилось соотношение сил в европейской политике в пользу Габсбургов, в результате чего английский король стал склоняться к союзу с Францией. Поскольку жена Генриха VIII Екатерина Арагонская была теткой Карла V, союз Англии с императором и Испанией становился невыгодным. Брак с Екатериной был уязвим и с династической точки зрения, поскольку королева родила только одну дочь, и, будучи на шесть лет старше мужа, уже не могла родить наследника по мужской линии. Вопрос о наследовании короны стоял очень остро. К этому добавлялись личные проблемы Генриха VIII, влюбившегося во фрейлину королевы Анну Болейи. Вдобавок, поскольку Екатерина была повенчана со старшим братом короля Артуром, умершим в возрасте 15 лет от туберкулеза, Генрих вдруг понял, что жил в страшном грехе с женой своего брата.

Для короля Англии развод с Екатериной Арагонской и женитьба на Анне Болейн стали главным стержнем политики. Аннулировать нежелательный брак мог только пана, но в это время Климент VII находился в зависимости от императора после разгрома Рима в мае 1527 г. войсками Карла V. Для решения вопроса о разводе короля в ноябре 1529 г. был созван парламент. Он получил название «Парламент Реформации» и заседал до апреля 1536 г. Вся его деятельность была направлена на то, чтобы подчинить церковь государству и секуляризовать церковные и монастырские земли. Новый архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер осуществил развод короля, и тот смог заключить брак с Анной Болейн. Деятельность «Парламента Реформации» завершилась принятием знаменитого Акта о Верховенстве (супрематии) 1534 г., в котором король признавался верховным главой церкви Англии. Была создана новая церковь, получившая название англиканской. Установившаяся в Англии официальная англиканская церковь представляла собой некий средний путь между Римом и Виттенбергом.

В 1536 и 1539 гг. были приняты акты о секуляризации монастырей. В числе главных результатов секуляризации оказались усиление огораживаний и подъем нового дворянства. Конфискованные земли были розданы королевским фаворитам и знати, а затем в результате перепродажи и спекуляций оказались в руках нового дворянства, буржуазии и верхушки крестьянства, начавших сгонять крестьян с земли и превращать пашни в пастбища.

Формирование основных направлений английского протестантизма

В английской Реформации сложилось три направления, приверженцы которых вели между собой идейную и политическую борьбу. Первое направление носило официальный характер, его можно назвать англиканским. Оно преследовало цели установления примата государства над церковью и проведения секуляризации без существенных изменений в догматах веры. Второе направление было близко к идеям радикальной Реформации, его представляли в основном анабаптисты, впрочем, не имевшие популярности. Третье направление олицетворялось феодально-католической оппозицией, представлявшей интересы антиабсолютистски настроенной аристократии, стремившейся приостановить развитие Реформации в Англии.

В первом направлении выделялась группа последовательных протестантов во главе с Томасом Кранмером и фаворитом короля Томасом Кромвелем (рис. 17.6), которые настаивали на углублении Реформации в догматическом плане. Королю необходимо было лавировать между партией последовательных протестантов и католической оппозицией, в целом выдерживая свою линию. Примечательно, что после того как секуляризация была осуществлена, Кромвеля обвинили в государственной измене и казнили.

 

Библию на английском языке в переводе Ковердаля разрешалось читать только лордам и джентльменам. Официальные символы англиканства 1530— 1540-х гг. характеризуются колебаниями между католицизмом и лютеранством, что находит отражение в «Шести статьях», «Десяти статьях», «Епископской книге» и т.д. Некоторое углубление протестантизма имело место после смерти Генриха VIII при Эдуарде VI (1547—1553) и его лордах-про- текторах Сомерсете и Нортумберленде. Период углубления протестантизма сменился католической реакцией в правление дочери Генриха VIII Марии (1553—1558). В протестантской традиции она получила прозвище Кровавой, поскольку 300 протестантов, в том числе герцоги Нортумберленд и Суффолк, а также Кранмер, были казнены, 800 протестантов эмигрировало. Однако Мария не решилась возвратить католической церкви и монастырям секуляризованные земли, поскольку опасалась восстания.

В ноябре 1558 г. Мария умерла. На английский трон взошла дочь Генриха VIII и Анны Болейн Елизавета I, с именем которой связан расцвет английского абсолютизма (об этом рассказывается в параграфе 18.3). Она продолжила линию на укрепление монархии и королевской Реформации. Елизавета преследовала и католиков, и крайних протестантов. Официальная доктрина англиканской церкви была изложена в «Тридцати девяти статьях» (1571). Поддерживая кальвинистов в Нидерландах, Франции и Шотландии, Елизавета одновременно препятствовала распространению их учения в Англии, считая их взгляды антимонархическими. В 1570-е гг. кальвинисты консолидировались в новое религиозное течение — пуританство.

Справка

Пуританство (от лат. purus — ‘чистый’) — английский протестантизм XVI— XVII вв. Его сторонники, кальвинисты, требовали очищения протестантской веры от остатков католицизма. В английском пуританизме сложилось два течения — пресвитерианство и индепендентство.

Пресвитерианство (греч. яргаРитгрск; — ‘старший’) опирается на учение Жана Кальвина и имеет особую форму церковной организации: приходы, управляемые пасторами и пресвитерами, которых избирают прихожане. Это направление объединило зажиточных купцов, средних и крупных землевладельцев. Пресвитерианство отстаивает верховенство наиболее богатых членов общины в ее религиозных и политических делах. Основы церкви пресвитериан были заложены Джоном Ноксом (ок. 1510 — 1572) и Эндрю Мелвиллом (1545—1622).

Индепендентство (от англ, independent — ‘независимый’) объединило мелкое дворянство и буржуазию; развивало принцип независимости религиозных общин от светской власти, отличалось республиканизмом. Отделилось от пуританства в конце XVI в. Основателем индепендентства считается Роберт Брауи (ок. 1550 — ок. 1633).

Королевская власть преследовала пуритан, особенно индепендентов, видя в них врагов монархии. Несмотря на эго, пуританская оппозиция набирала силу, что выразилось в конфликте между столицей и провинцией, где проживало большинство пуритан, вдобавок исповедовавших кальвинизм. Кроме того, возник конфликт между королевской властью и буржуазией по вопросу о монополиях: монархия широко практиковала выдачу близким ко двору буржуазным кругам монополий на торговлю каким-либо товаров. Таким образом, пуританство становилось знаменем революционного движения в Англии конца XVI — начала XVII в.

Реформация во Франции

Совершенно другим было восприятие лютеранства и кальвинизма во Франции, где королевская власть в отличие от Англии не нуждалась в подчинении церкви государству. Этому способствовали принятие при Карле VII Прагматической санкции {1438), итоги политики, проводимой Людовиком XI

Святым; заключенный при Франциске I Болонский конкордат (1516), который наделял короля правом назначать епископов с последующим подтверждением сана понтификами. Политика монархии, важнейшим элементом которой стала поддержка независимости французской церкви от римской курии (галликанизм), была направлена на укрепление позиций государства. Новое дворянство, выдвинувшееся из буржуазных кругов путем покупки должностей и стремившееся закрепить полученные титулы, поддерживало автономию государства в религиозной сфере. Такой же позиции придерживались крупная финансовая буржуазия и церковная верхушка, тесно связанная с королевским двором. Наконец, во Франции первой трети XVI в. было трудно заметить в настроениях низов влияние протестантизма.

Впервые идея об «оправдании верой» возникла у французского гуманиста Жака Лефевра д’Этапля еще в 1512 г., но во Франции его идеи не получили распространения. Сам Лефевр, несколько других французских гуманистов, а также сестра короля Маргарита Наваррская создали кружок при королевском дворе, в котором распространялись идеи лютеранства. Король Франциск I терпимо относился к лютеранам, не считая их опасными для французской монархии. Терпимое отношение к протестантам объяснялось также тем, что монархия рассматривала германских протестантских князей как потенциальных союзников в борьбе с Габсбургами.

Между тем события Мюнстерской коммуны произвели сильное впечатление на короля и его окружение. Кроме того, активизировались французские лютеране, что вылилось в движение плакаров (фр. placard — ‘афиша, плакат, пасквиль’), получивших свое название от листовок с изложением принципов лютеранства, которые они распространяли среди населения. Особенную активность проявлял фанатик Маркур. Во Франции начались преследования лютеран. Было сожжено 35 и арестовано около 300 протестантов. Именно в это время выехал в Швейцарию Жан Кальвин. Преследования протестантов продолжались в последующие годы. При Генрихе II была создана «Огненная палата», особенно свирепствовавшая в 1547— 1549 гг. (см. параграф 18.2).

Неудачи Франции на последнем этапе итальянских войн в 1557— 1558 гг. вызвали недовольство дворянства, особенно южнофранцузского, которое было оттеснено от королевского трона партией Гизов. Гонения, обрушившиеся на протестантов Франции, проникнувшихся к тому времени кальвинистскими идеями, стали причиной выступлений французских кальвинистов, гугенотов. Однако кальвинистский лагерь не был совершенно единым. Последовательными кальвинистами показала себя южнофранцузская буржуазия (религиозные гугеноты). Дворянство (политические гугеноты) после введения Нантского эдикта (1598), провозгласившего принцип веротерпимости, и особенно после падения Ларошели в 1628 г. и ликвидации гугенотского «государства в государстве», массово стало переходить в католическую веру.

Справка

Реформация происходила во многих странах Европы. В лютеранской форме была осуществлена Реформация королевской властью Швеции и Дании. Идеологическим знаменем Нидерландской революции и идеологией наиболее передовых кругов буржуазии этой страны был кальвинизм. Он стал также знаменем антиабсолютистских устремлений части шотландской аристократии, причем близкой к английской короне. В шотландской Реформации 1559—1560 гг. главной силой было дворянство, а доходы церкви в стране были обращены в пользу дворянства и буржуазии.

Контрреформация и результаты реформационного движения

Сущность католической Контрреформации

Распространение Реформации вызвало ожесточенное сопротивление католической церкви и папства, стремившихся противопоставить ей сильное движение за сохранение католицизма. Наиболее ярким выражением этой политики папства были создание ордена иезуитов и Тридентский собор (1545—1563), подтвердивший все средневековые догматы католицизма. Кроме того, папство в разное время пыталось в целях борьбы с Реформацией заключить союз с Испанией, Гизами, императорами Священной Римской империи, вследствие чего одними только идеологическими мероприятиями Контрреформация не исчерпывалась.

Справка

Контрреформация (от лат. contra — ‘против’ и reformatio — ‘преобразование’) — реакция католической церкви на распространение протестантизма, Реформацию в XVI—XVII вв. Выразилась в принятии мер, которые должны были укрепить позиции католицизма. Центральными событиями Контрреформации стали Тридентский собор, заседавший с перерывами с 1545 по 1563 г., создание Индекса запрещенных книг и основание ордена иезуитов. Контрреформация оказала большое влияние на политическое (например, Тридцатилетняя война) и культурное развитие Европы.

Католическая Реформация заключалась в попытках произвести реформы внутри самой церкви. За ее обновление выступали высшие иерархи, например, Джироламо Серипандо, Гаспаре Контарини, Реджинальд Поль. Крупным церковным реформатором в Испании был Франсиско Хименес де Сиснерос, способствовавший развитию наук и образования. Реформы прошли в монашеских орденах францисканцев, бенедиктинцев, августинцев; были созданы новые ордены в Италии: театинцев, занимавшихся благотворительностью, и урсулинок, посвятивших себя образованию и воспитанию девочек, а также заботам о больных и нищих. Однако все эти реформы не могли изменить ни организационную структуру католической церкви, ни систему догматов веры, которые были модернизированы лишь для того, чтобы приспосабливаться к веяниям времени.

Не представляются убедительными попытки рассматривать Контрреформацию как движение за обновление католической церкви (католическую Реформацию). Сторонники такой точки зрения рассматривают католическую Реформацию как стремление церкви к обновлению идеала христианской жизни и стараются выделить Контрреформацию как отдельное движение за самоутверждение церкви в борьбе против протестантизма.

Начало борьбы с протестантизмом

Папская курия поначалу пыталась использовать суровые инструкции по борьбе с ересыо, но они оказались совершенно бессильны против неистребимого еретического духа Реформации. Папа Павел III (1534—1549) издал буллу, грозившую отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору. Понтифик пытался объединить усилия папства, императора и других монархов Западной Европы в борьбе с протестантизмом. Именно папа начал организованную политику Контрреформации.

Павел III добивался примирения французского короля и императора Карла V, с которым в 1546 г. понтифик заключил союз, ставивший целью искоренение Реформации в Германии. Однако император не стремился к усилению Рима, желая превратить Святой престол в послушный рупор своей политики, что привело к соперничеству между папой и императором. Тридентский собор, приступивший к работе в 1545 г. на границе Италии и Тироля, был в начале 1547 г. перенесен в Болонью под предлогом эпидемии чумы. Папа опасался, что император сможет единолично воспользоваться результатами совместных усилий.

Орден иезуитов

Одним из важнейших орудий Контрреформации стал Орден Иисуса, или Орден иезуитов. Его основателем и первым генералом был испанский идальго Игнатий Лойола. В 1522 г. 30-летний Лойола командовал гарнизоном Памплоны на севере Испании и получил ранение ноги. Поскольку одна нога срослась криво, о военной карьере пришлось забыть. Во время пребывания в госпитале он много раз перечитал Библию. Тогда у пего и возникла идея создания новой церковной организации. В основу этой организации легло стремление получить новые средства борьбы против разгоравшейся Реформации. В 1534 г. в Париже Лойола и несколько его сторонников создали духовно-рыцарский орден, целью которого считалась борьба против ереси. К этому времени Лойола уже написал свою знаменитую книгу «Духовные упражнения», представлявшую собой любопытную смесь общих теологических рассуждений, экзальтированных видений, а также правил поведения членов нового духовно-рыцарского ордена.

В отличие от старой и скомпрометировавшей себя традиции называть орден по имени основателя, Лойола назвал свою организацию Орденом Иисуса. Появление нового ордена было встречено в Риме с опасением, а Лойола и его сторонники объявлены еретиками. Однако старых средств борьбы папству явно не хватало, и Павел III в 1540 г. специальной буллой утвердил Орден иезуитов (рис. 17.8).

Организационно новый орден отличался от уже существовавших. Члены ордена вели светскую жизнь, но принимали обет безбрачия. Они должны были находиться в самой гуще светской жизни, вступать в контакт с различными лицами, главным образом из правящих кругов, стараться подчинить их своей воле, в том числе министров, военачальников и даже монархов, с целью склонить к защите дела католической церкви. В ордене существовало беспрекословное подчинение младших старшим. Хорошо известно одно из таких правил: если церковь укажет тебе, что черное есть белое, ты должен говорить, что это так.

Таким образом, в руках католической церкви оказалось мощное оружие, с помощью которого она надеялась овладеть волей и душой верующих. Иезуиты основали по всей Европе свои школы и университеты. В этих школах они заботливо и методично готовили себе смену. Считается, что именно иезуиты подготовили и осуществили устранение вождя Нидерландской революции Вильгельма Оранского и французского короля Генриха IV Бурбона. Иезуиты были организаторами многочисленных заговоров с целью свержения монархов и законных правительств.

«Тридентское исповедание веры»

Решения Тридентского собора, завершившегося в 1563 г., легли в основу «Тридентского исповедания веры» — Символа веры, ставшего фундаментом посттридентского католицизма.

Справка

Тридентский собор, названный так по имени города Тренто па севере Италии, представлял собой Вселенский собор католической церкви. Он был открыт в 1545 г., но работал с перерывами (с 1547 г. практически не работал). После второй Шмалькальденской войны, в результате которой французская монархия получила Мец, Туль и Верден, Карл V уже не стремился примириться с протестантами, хотя через три года вынужден был дать согласие на заключение Аугсбургского религиозного мира и отречься от испанской и императорской короны. В 1552 г. Тридентский собор был распущен и собрался снова лишь в 1562 г. Все эти годы римская курия, несмотря на то что испанская монархия выступала защитницей католицизма, стремилась ослабить Габсбургов. Пана Павел IV начал войну с испанским королем

Филиппом II. Впрочем, борьба папства с католической испанской монархией не означала ослабления политики по отношению к протестантам.

Тридентский собор (рис. 17.9) подтвердил все средневековые догматы католицизма и непогрешимость папы, провозгласил примат панской власти над собором, запретил все попытки реформ в католической церкви, засвидетельствовал равное место Священного Предания и Священного Писания. В то же время католическая церковь приняла ряд решений, которые должны были повысить ее авторитет среди верующих. Запрещались плюрализм (сосредоточение нескольких церковных бенефициев в одних руках), абсентеизм (получение доходов с церковных должностей лицами, не выполнявшими связанных с ними функций), торговля церковными бенефициями. Был сокращен аппарат папской курии и отменена плата за утверждение в сане архиепископа. Церковь признала частичную секуляризацию католических земель и передала под контроль государей назначение на церковные должности.

Вместе с тем усилилась деятельность инквизиционных трибуналов. Малейшее подозрение в отклонении от догматов католицизма вело к суровым преследованиям. Упорство инквизиторов, например, в Италии, приводило к довольно жестким репрессиям, жертвами которых стали многие священники. В папской тюрьме оказался даже кардинал Джованни Мороне, который был выпущен оттуда только после смерти папы Павла IV. Этот понтифик прославился тем, что в 1559 г. издал папский список запрещенных книг. При одном из его преемников, Пие V, была создана в 1571 г.

специальная конгрегация запрещенных книг, в которой председательствовал сам папа. В целом можно сказать, что политическая роль папства была ослаблена, но его идеологическое влияние усилилось. Особенно это сказалось в пропаганде католицизма средствами живописи и архитектуры.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 704; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!