Популярные жанры рэпа в России или война “новой” и “старой” школы рэпа.



Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1

Рэп как жанр в музыке……………………………………………………..4

Рэп в России………………………………………………………………...5

Популярные жанры рэпа в России или

война «новой» и «старой» школы рэпа……………………………………6

Литературоведческий подход к изучению реп-текстов…………………..8

Глава 2

Даниил Киреев – маргинал русского рэпа………………………………..11

LeTai «В метро» (анализ текста)…………………………………………..12

LeTai «Миядзаки» (анализ текста)………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………….20

Интернет-ресурсы…………………………………………………………..21

Приложение…………………………………………………………………22

Введение

Как часто можно услышать слово “Рэпер”, общаясь с современной молодежью? Рэп как жанр уже давно занимает лидирующие позиции в музыкальных трендах, имеет безусловно большое количество, как старых, так и новых исполнителей, которые постоянно привносят что-то новое в жанр. Рэп везде: начиная музыкой в социальных сетях и заканчивая рекламой товаров по ТВ. Рэп популярен в обществе, потому что каждый может найти того исполнителя, который ему по душе. Рэперы сейчас являются своеобразным “голосом народа”, они способны оказывать влияние на большие группы людей, воздействовать на их восприятие происходящих в жизни событий. Как никогда важно, как и какими методами рэпер общается со своими слушателями в своих композициях, ведь они определяют его “рэперские” навыки, способны заинтересовать и удивить слушателя. Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что тема нашего проекта актуальна.

Цель проекта: изучить художественное своеобразие текстов современных русских рэп исполнителей на примере Даниила Киреева ( LeTai )

Задачи:

1. Узнать о происхождении рэпа как жанра в музыке.

2. Выявить особенности жанра рэп музыки в России.

3. Выделить наиболее популярные жанры рэпа в России и обосновать их популярность.

4. Узнать о борьбе поколений исполнителей рэпа.

5. Обосновать возможность литературоведческого подхода к изучению рэп-текстов.

6. Обобщить сведения об исследованиях рэп-поэзии.

7. Изучить поэтику текстов группы или одного автора и их языковое своеобразие.

 

Глава 1

Рэп как жанр в музыке

Рэп как жанр в музыке зародился в 1970-x годах в США среди местных афроамериканских жителей, проживающих в бедных районах Нью-Йорка.

Рэп является ответвлением хип-хоп музыки: это слова-синонимы. Для рэпа характерен чёткий ритм, акцент на ударные инструменты в аккомпанементе. Одной из отличительных черт рэпа является – ритмичный, рифмованный текст исполнителя. В этом музыкальном жанре акцент, в первую очередь, идёт на смысловую нагрузку текста, посыл и идеи, которые закладывает автор в свои треки. Рэп – культура протеста, поэтому исполнитель должен быть бунтарём, ведь его цель – донести свои мысли и идеи до слушателя. Исполнитель должен воздействовать словами на эмоции, чувства, настроения людей, заставить их прочувствовать всё, про что говорится в песне. Поэтому можно сказать, что текст является одной из важнейших составляющих рэпа. Он должен быть грамотным, хорошо зарифмованным. Исполнитель, подражая поэтам и изображая себя в роли такового, может использовать в своих текстах тропы и фигуры речи, чтобы обогатить, украсить их.

Рэп в России

Впервые рэп в СССР зазвучал в 1984 году из города Куйбышева. Диджей Александр Астров совместно с группой “Час-пик” записали 25-минутную программу, которая вскоре получила широкую огласку по всей стране. Рэп появлялся и в творчестве рок исполнителей, однако уже в 1990-х годах рэп в России претендовал на место самостоятельного музыкального жанра. В России начали появляться первые объединения, ориентирующиеся на западных рэп исполнителей и использующие западное звучание и стиль в качестве образца. Первооткрывателями русского рэпа можно назвать объединения “D.M.J.” и “Bad Balance”. Со временем и популяризацией рэпа как жанра, начало расти количество исполнителей и объединений. Наиболее популярными темами для творчества были: отношение к городу и улице, семейные проблемы и конфликты, наркотическая зависимость, проблемы с законом, девушки.

Со временем происходило отделение от “западных” взглядов и ценностей и русский рэп начал вбирать в себя отечественные темы, к примеру, темы, связанные с экономическим и политическим кризисом в 90-х годах.

“Бездействие закона при содействии икон
Убейся, если ты не коп; и, если ты не власть
Наш город не спасет и чудодейственная мазь, хотя всё переплетено”, -

Мирон Федоров

Вместе с развитием жанра, развивалось и стремление исполнителей привнести что-то новое в культуру, удивить и заинтересовать слушателя, поэтому тексты рэп-исполнителей стали более глубокими, многогранными. В них стали появляться аллюзии на литературные произведения и библейские мотивы. Примером аллюзии на библейские мотивы может являться задумка альбома “Горгород”, написанный в 2015 году Мироном Федоровым (Oxxxymiron), в котором город представлен Вавилонской башней. Яркими представителями этого времени стали Oxxxymiron, Луперкаль, Loqiemean.

Популярные жанры рэпа в России или война “новой” и “старой” школы рэпа.

Рэп в России имел немало важных поворотов на пути его становления как самостоятельного популярного музыкального жанра среди слушателей нашей страны. Изначально русский рэп во многом пародировал “западное” звучание и был однообразен. Со временем жанр обрел свои собственные ответвления, связанные со стремлением исполнителей привнести нечто новое в музыку. Каждый стремился сделать что-то уникальное, найти свой собственный неповторимый стиль.

Сейчас можно выделить наиболее популярные жанры рэпа в России:

· Mumble-рэп – от англ. “mumble” – бормотать. Для этого стиля характерно ярко-выраженное использование автотюна. Звучание трека – самое важное, в то время как посыл и смысловая нагрузка текста находятся на “заднем плане” приоритетов исполнителя.

· Grime-рэп – от англ. "grime” – грязь. Для стиля характерно дешёвое звучание, потому что для записи не всегда используется профессиональное оборудование. Большинство исполнителей жанра Грайм-рэпа – это небогатые малоизвестные исполнители, недавно вставшие на творческий путь.

· Cloud-рэп – от англ. “cloud” – облако. “Облачный рэп” – так дословно переводится название жанра, и оно оправдано, ведь клауд-рэп треки имеют мистическое, объемное звучание.

Популярность этих жанров в России обоснована целевой аудиторией рэп-исполнителей. Преобладающее большинство – это молодежь в возрасте от 10 до 27 лет.

В настоящее время рэп делится на “новую школу” и “старую школу” рэпа.

“Ветераны” жанра отстаивают его истоки, говоря о том, что рэп не должен быть таким, каким он является сейчас: тексты наполнены строками о деньгах, девушках, наркотиках и аморальном образе жизни.

Мирон Фёдоров, как представитель старой школы и, являясь одним из первооткрывателей рэпа в России, в рэп-баттле против Александра Степанова (ST) в 2016 году сказал: “ Но я ведь стараюсь переплюнуть не оппонента, а собственные достижения из прошлого баттла. Смотрю на мировые лиги: мы отстаём. Пытаюсь делать так, чтобы в России был виден подъем. Это не я усложняю тексты, man, ты контуженный, не я быстро читаю, а ты медленно слушаешь. Привыкайте! Хип-хоп не был культурой тупых, но потом такие как он его так пнули поддых. Если бы все знали английский, на нём гуглить могли, то такие как ты здесь бы вообще не гнули понты.”

Своё мнение насчёт новой школы высказал Даниил Киреев (LeTai) в треке “Гнев”: “Вы просто введите акцизы на сленг, повторения и англицизмы
И в этот же день, прямо в то же мгновение
От русского рэпа останется призрак”

В этих строках можно проследить недовольство рэпера современным расположением взглядов и приоритетов многих рэперов “новой школы”, которые используют рэп лишь как способ заработка, не вкладывая в него души, не работая над текстом и смыслом. Из-за такой позиции складывается впечатление, что тексты рэперов старой школы содержат весомую смысловую нагрузку и полны различных образов и фигур. С этим вопросом мы попробовали разобраться в нашей работе на примере Даниила Киреева, известного под псевдонимом LeTai.

 

Литературоведческий подход к изучению рэп-текстов
Допустим ли литературоведческий подход к изучению рэп-текстов?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить литературные произведения и тексты рэп-исполнителей. При изучении, можно увидеть, что авторы, в большинстве своём, используют одинаковые фигуры речи и тропы, ссылаются на одинаковые исторические события, произведения искусства. В текстах современных рэп-исполнителей можно проследить преемственность тем для творчества от классиков русской литературы: любовь, жизнь, человек, творчество, рефлексия. Рэперы используют разные способы создания рифм в своих текстах, но все они похожи на способы рифмовки всемирно известных поэтов:

Глагольная рифма - рифма, состоящая из сочетаний глагол-глагол, глагол-деепричастие, деепричастие-деепричастие:

Бить – быть
Рыть – выть

Однокоренная рифма – рифма, в которой рифмуются разные формы слова, имеющие не общие окончания, а один общий корень

пришёл — подошёл

Квадратная (параллельная) рифма. Данный способ предполагает рифмовку одинаковых частей речи в одной и той же форме. Если рифмуются одинаковые окончания, то такую рифму называют квадратной. К примеру, глагольная рифма:

“И если ты не тот, кто путь свой ищет,
То знай, что судьба обязательно взыщет.”

Но любители рэпа не очень жалуют такие тексты и ее рекомендуется использовать как можно реже исключительно для связки.

Более привлекательно звучат рифмующиеся строки, когда рифмуются разные части речи, например, глагол-существительное:

“А я не согласен с вами, я спорю,
Ведь путь наш лежит не только по морю.”

Панторифма. Использовать этот вид рифмы для всего произведения достаточно сложно, фрагментарно эту рифму использовали и в классической литературе. Все слова рифмуются между собой и расположены в определенном порядке. Панторифму применяли в своих произведениях поэты В.Маяковский, В.Высоцкий:

“Полоса щели. Голоса еле…”

(В. Маяковский).

“Сорвано, уложено, сколото – чёрное надёжное золото”

 (В. Высоцкий).

“Прости, золотая, но врачи тебя не залатают, ……, толпа бежит, из зала тая” (Oxxxymiron).

Поэты и рэперы имеют и схожее в образе жизни: современные рэп баттлы – это хорошо забытое старое. Существует множество легенд о поэтических схватках Есенина и Маяковского. Одна из них основана на реальной истории: в 1923 году оба поэта выступали на поэтическом вечере, посвященном открытию занятий в Литературно-художественном институте имени В. Я. Брюсова. И под конец мероприятия Маяковский и Есенин начали по очереди представлять свои произведения, точно соревнуясь друг с другом. Современное воплощение подобных баттлов – Versus Battle. Площадка считается одной из самых популярных баттлрэп-площадок в СНГ. Суть данного “баттла” заключается в словесной деконструкции своего соперника.

Мирон Федоров в одном из таких выступлений ссылался на развитие и изменение общественного восприятия подобных баттлов:
“После в дело пошла деконструкция. Все врага развинтили старательно.”

Некоторые считают Владимира Маяковского первым русским рэпером. Отчасти это так, ведь многое из его произведений было взято за основы и ориентиры рэпа.

Рэп и литературные произведения имеют схожие темы, мотивы авторов. Они отражают сущность эпохи, в которой они были созданы, помогают создать образ жизни, людей, мировоззрения, общественных настроений. Таким образом, можно сказать, что литературоведческий подход к изучению рэп-текстов имеет место быть.

 

Глава 2


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 1019; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!