Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности



3. Музыкант и его работа: Пробл. психологии творчества / Г. Цыпин. - М.: Сов. композитор, 1988

4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1983. Музыкальная психология: Учебное пособие/ Р.Г. Кадыров; Отв.ред. Р.Ю.Юнусов; М-во по делам культуры и спорта Респ. Узбекистан, Гос. консерватория Узбекистана. - Т.: Мусика, 2005. - 80 с.

5. Кирнарская Д.К и др. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика.- М., 2003.- 368 с

6. Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. – М.: Музыка, 1975.

7. Фелъдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995.

8. Психология одаренности детей и подростков: Сборник / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М., 2000.

9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

10. Савшинский С.И. Пианист и его работа. - Л., 1961.

11. Ражников Б.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М., 1989.

12. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., 1958.

13. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.

14. Коган Г.М. У врат мастерства. - М., 1977.

15. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.

16. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л., 1968

17. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. — М., Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. — 352 с

18. Назакинский Е. О психологии музыкального восприятия. – М., изд. «Музыка», 1972г. – 198 с.

19. Старчеус М. - Слух музыканта_ психолого-педагогические проблемы становления и совершенствования».

20. Саркисьян Т. Н. Основные этапы кризисных состояний в совершенствовании одаренной личности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. -2015. -№11-12.

21. Ревеш Г. Ранее проявление одаренности и ее узнавание. - Пер. с нем. - М., 1924.

22.  Влияние возрастной психологии на музыкальное развитие ребенка. https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2016/12/16/vliyanie-vozrastnoy-psihologii-na-muzykalnoe

24. https://www.b17.ru/article/periody_razvitija/

25. https://studfile.net/preview/5674604/page:22/

 

Актуальность

 каждый человек в течение жизни переживает определенные возрастные кризисы, выходя из которых он становится взрослее, опытнее и сильнее. музыкант на пути обучения и становления себя как творческой личности переживает "дополнительные" психологические кризисы, о которых, возможно, человек без музыкального образования даже не догадывается.

вероятно, и сами музыканты не всегда задумаваются о своем психологическом состоянии, в которм они находятся, о кризисе, который они пережили или который им еще предстоит пережить.

почему же правильное переживание психологиеческих кризисов играет колоссальную роль в становлении музыканта? с какими трудностями приходится встретиться пианисту в процссе обучения? как складывается целый багаж психологических кризисов у пианистов?

при поступлении на первую ступень обучения музыке ребенка-пианиста сразу знакомят с большим инструментом - у него нет возможности постепенно привыкать к размерам рояля и объемам его звучания, - как , например, у флейтистов или струнников. пианистов сразу учат ориентироваться в двустрочной нотной системе, задействуют игру двумя руками, а после подключают и педаль. с младших классов ученика окружает атмосфера конкуренции - отборов на конкурсы и концерты. во время пубертатного периода - периода страха выглядеть глупо и неркасиво в глазах окружающих - у музыканта нет возможности избежать публичных выступлений. ко времени окончания старшей классов у учащихся музыкальных школ (особенно - у творческих и способных) накапливаются пробелы в знании общеобразовательных дисциплин : они активно задействованы в концертах, конкурсах, поездках..

к моменту окончания средней школы подросток встает перед выбором, к которому на самом деле он еще не готов, - выбором своей профессии. и чаще всего педагоги, родители и обстоятельство, выразимое фразой "кроме музыки, я больше ничего не умею", подталкивают его к поступлению в музыкальное училище.

во время обучения в училище и далее - в высшем музыкальном звене, студент оказывается зависимым от общения с педагогами по специальным дисциплинам. множественные указания со стороны, как минимум, трех педагогов-инструменталистов не могут прийти к общему знаменателю. порой ученик попадает под сильное давление со стороны преподавателя, или, напротив, лишается внимания и помощи в случае игнорирующего стиля общения. в связи с этим не редки случаи переходов из класса в класс. часто пианист, занимаясь часами в одиночестве, оказывается плохо социализированным.

все эти особенности за годы учебы накладывает особый отпечаток на психику музыканта. добавим сюда еще и постонного спутника всех исполнителей - сценическое волнение.

 

теперь мы подходим к финишной прямой - окончанию высшего учебного заведения. вопрос о том, своим ли делом я занимаюсь, насколько я уверен в выборе своего пути, что подкрепляет мой выбор - и мой ли это выбор вообще? в какую структуру я иду работать: буду ли заниматься концертной деятельностью или же пойду преподавать игру на фортепиано в школу?

все эти сомнения, конечно, не раз посещают пианистов на пути обучения, но не всегда находятся конкретные аргументы, ответы на них. и порой эти неразрешенные вопросы обостряются настолько, что приводят к наступлению того самого психологического кризиса. студенту-выпускнику хочется оставить музыку совсем, но возможностей для выбора другого направления деятельности у него, как правило, уже нет. в музыкальной школе такие выпускники часто быстро перегорают - они не привыкли к рутине, и, лишенная творческой свободы, подчиненная регламенту, работа для них превращается в каторгу. наступает новый виток кризисов..

думается, случаи эти не единичны. проблема кризисов и критических состояний действительно актуальна на протяжении всех лет обучения пианиста. и требуются внутреннипе силы - и внешние подсказки, как эти силы найти, - чтобы преодолеть эти состояния, советы психологов и музыкантов, способные помочь в поиске ответов на эти неразрешенные вопросы.

(почему эта тема актуально и вызывает множество вопросов? почему важно анализировать свои переживания и свое психологическое настроение? как влияют на ученика взаимоотношения с педагогом?)

 

                   

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 370; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!