БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799-1852)
Карл Брюллов родился в семье выходцев из Франции, где почти все были художниками. Несмотря на слабое здоровье, уже во время учебы в Академии художеств он показал выдающийся талант живописца, смело сочетая классицистические приемы с натурными наблюдениями: в полотне «Нарцисс, смотрящий в воду» идеальный образ прекрасного юноши окружает реальный пейзажный фон. По окончании Академии художеств художник едет в Италию, где, побывав на месте археологических раскопок, создает свой шедевр «Последний день Помпеи» (Илл.9). Искреннее переживание, драматизм действия, необычные эффекты освещения сочетаются в этом произведении с классицистически совершенной пластикой фигур.
.
Илл. 9. К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Холст , масло . 456,5 × 651 см. Государственный Русский музей
Тема картины взята из древнеримской истории, когда старинный римский город, расположенный у подножия Везувия в результате сильнейшего вулканического извержения был залит лавой.
В основе замысла художника лежит романтически понятая идея борьбы человека с судьбой, которую здесь олицетворяют стихийные силы природы. Гибель надвигается с неотвратимой жестокостью, подобно античному року, и человек со всем своим разумом и волей не в силах противостоять судьбе; ему остается только с мужеством и достоинством встретить неизбежную смерть. Брюллов противопоставил губительным стихиям природы душевное величие и красоту человека. Характерно, что в этот мир прекрасных образов, навеянных античной скульптурой, Брюллов привносит заметный оттенок реализма; многие его персонажи, несомненно, написаны с живой натуры, и среди них выделяется автопортрет самого художника.
|
|
Картина получает Гран-При в Париже, в России Н.В. Гоголь посвящает ей восторженную статью, в которой признавал эту картину «полным всемирным созданием», где все «так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего».
Триумфальное возвращение Брюллова в Россию сделало его модным живописцем. Молодые художники стремились попасть к нему в ученики: Брюллов стал профессором Академии художеств. Все ждали от мастера следующей исторической картины, но «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» так и осталась незаконченной.
Романтизм с наибольшей силой проявил себя в знаменитом портрете «Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини» (Илл.10).
Илл.10. К.П. Брюллов. Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала
с приемной дочерью А. Паччини. 1842. Государственный Русский музей
Юлия Самойлова была знатного рода — родственница Екатерины I (из рода Скавронских). Самойлова была в разводе с мужем и вела независимый образ жизни, поражая окружающих смелостью суждений и поступков, за что её не жаловал высший свет Петербурга. В Италии у графини собирался цвет итальянского общества - композиторы, артисты, художники, дипломаты, она стала «музой» К.П. Брюллова.
|
|
Человеческая личность интересна для художника эпохи романтизма своим многообразием, непредсказуемостью внутренней жизни. Следствием этого интереса стало развитие жанра автопортрета. "Автопортрет" (Илл.11) был написан К.П. Брюлловым сразу после тяжелой болезни в один сеанс, поэтому так естественно зазвучала в нем одна из ключевых тем романтизма – борьба бессильного тела и могучего духа.
Илл.11. К.П. Брюллов. Автопортрет. 1848.
64.1 х 54 картон, масло Третьяковская галерея
Цвет предельно дематериализован, черно-красная доминанта подчеркивает бледность лица, полного внутреннего горения, волосы уподоблены языкам пламени. Бессильно упавшая рука, изможденный облик демонстративно противоречат энергичной живописи полотна. Полукруглое завершение рамы, черная блуза, прическа с бородкой-эспаньолкой, положение руки заставляют вспомнить старых мастеров (современники называли художника "русским ван Дейком"). Брюллов изображает себя одновременно и как утратившего иллюзии "сына века", и как "избранника богов". Критика писала об "Автопортрете" К.П. Брюллова: "Вся его натура перед вами; в картине выражено разом множество сторон духа, которые раскрывались перед наблюдающим умом художника не в одну встречу, а во много разных встреч; оттого, чем больше всматриваешься в брюлловский портрет, тем больше открываешь в нем всесторонней правды и глубины."
|
|
Брюллов был выдающимся портретистом: светские портреты поражают виртуозностью исполнения, а портреты друзей тонкостью психологической характеристики. Художник проявил себя и в монументальной живописи: его эскизы росписей Пулковской обсерватории и Исаакиевского собора являются выдающимися образцами монументально-декоративного искусства.
Произведения Брюллова сочетают в себе классицистическое утверждение чувственно-пластического идеала, драматическую напряженность романтического мировосприятия и реалистические тенденции, особенно в портретной живописи.
Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!