Тропинин Василий Андреевич (1776 — 1857)



Стилистические направления в русском искусстве первой трети XIX в.

В русской живописи первой половины XIX в. можно усмотреть три главные линии, первая из которых представляет следование канонам и правилам классицизма, вторая ‒ увлечение романтизмом (этот стиль -определяется так «необыкновенный человек в необыкновенных обстоятельствах»)  и – третья тенденция – движение к реализму. Все эти устремления (в разных пропорциях и соотношениях) можно проследить в творчестве ведущих художников первой трети XIX в.

 

КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (1782-1836)

 Незаконный сын помещика А. С. Дьяконова, записанный в семью его крепостного человека А. К. Швальбе. Получив вольную, учился в петербургской Академии художеств (1788-1803) у Г. И. Угрюмова и Г.-Ф. Дуаена.

В картине «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (илл.1) художник продемонстрировал уверенное знание канонов классицизма: условны позы изображенных, их жесты театрально-патетичны, а одежда напоминает античную. Сюжет картины взят из «Истории российской»: здесь изображено одно из событий Куликовской битвы. В жестоком сражении Дмитрий Донской был тяжело ранен. Окруженный воинами и близкими ему людьми, изнемогающий от ран князь узнает радостную весть о поражении врага.

 Академический совет присудил Золотую медаль за эту работу,  и художник получил право на пенсионерскую поездку за границу.

 

Илл.1 Кипренский О.А. Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805

Русский музей Холст, масло. 118 х 167

 

Но областью, где талант Кипренского раскрывается наиболее ярко, становится портрет.

Илл. 2. О.А. Кипренский. Портрет А.К. Швальбе. 1804.

Холст, масло, Государственный русский музей

 

Портрет А.К. Швальбе (Илл.2) написан в «рембрандтовской» манере, выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем.

К

Илл. 3. О. А. Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника

Е.В. Давыдова. 1809.  Холст, масло. 162х116

Государственный Русский музей

 

В портрете лейб-гусарского полковника Е.В. Давыдова (Илл.3) звучный колорит: красный с золотом, белый с серебром и глубокий темно-синий фон пейзажа ‒ создает запоминающийся образ.

 

Илл.4 Портрет Е. С. Авдулиной 1822 или 1823 Холст, масло 81 × 64,3. Государственный Русский музей

 

В портрете Е.С. Авдулиной присутствует элегичность и некоторая меланхоличность.

Илл.5. Портрет А. С. Пушкина 1827 Холст, масло 64,8 x 56,3

В портрете А. С. Пушкина (Илл.5) художник отказывается от всего обыденного. Тщательная отделка деталей, строгая гармония целого создают ощущение торжественной тишины. Ему свойственно сдержанность цветового решения. Шотландский плед скрывает прозаический покрой современного костюма.

Особый раздел составляют автопортреты Кипренского: с кистями за ухом (около 1808, Третьяковская галерея), в розовом шейном платке (около 1808, Русский музей), в полосатом халате (1828, Третьяковская галерея) и др.; в них царит романтическая стихия творчества, воплощением которой выступает сам художник.

Содержание портретов Кипренского - духовность, сложная внутренняя жизнь человека, творческая индивидуальность. Художественный стиль Кипренского сочетает умение показать характер модели через пластическую выразительность формы.

 

Тропинин Василий Андреевич (1776 — 1857)

В. А. Тропинин родился в семье крепостных графа А. С. Миниха; позднее в качестве "приданого" за дочерью Миниха был отправлен во владение графа И. И. Моркова. Еще мальчиком Тропинин проявил способности к рисованию, однако барин отослал его в Петербург в обучение к кондитеру. Но стремление к искусству помогло юноше добиться разрешения учиться в Академии художеств. Закончить обучение ему не удалось. Граф Морков в 1804 году прервал его учебу, вызвав в свое украинское поместье Кукавку. Здесь Тропинину дали понять, что он всего лишь крепостной, и назначили на должность кондитера и лакея. Кроме того, в его обязанности входило выполнять копии с картин западноевропейских и русских художников. Молодому художнику предстояло быть домашним живописцем и одновременно выполнять обязанности дворового человека.

Тропинин впоследствии писал: «Я мало учился, хотя очень усердно занимался в Академии, но научился в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, писал со всего и со всех. Лучший учитель природа...».

В 1818 году он пишет портрет сына Арсения (Илл.6). Образ задумчивого мальчика естественен и далек от стилевых условностей. В.А. Тропинину интересна непосредственность и обаяние детства. Он фиксирует импульсивный поворот плеч, случайный взгляд, направленный куда-то за зрителя. На лице игра светотени – это реальный солнечный свет. В портрете нет духовной напряженности романтизма, здесь скорее нашли отражение отзвуки сентиментализма, рассматривающего человека как "дитя природы". Открытость и искренность образа делают его одним из лучших детских портретов в русском искусстве

Илл.6. В.А. Тропинин Портрет Арсения Васильевича Тропинина. 1818.

41 х 32.8 холст, масло Третьяковская галерея

 

В 1823 году под давлением общественного мнения Морков дал вольную Тропинину. В этом же году живописец получил от Академии художеств звание «назначенного» в академики, а осенью следующего, 1824 года был избран академиком.

В итоге Тропинин стал любимым портретистом московского дворянства.

«Атмосфера Москвы отличалась от петербургской: в Петербурге сосредоточивалось все официальное, состоящее на государственной службе; в Москве жило неслужащее дворянство — жило проще, патриархальнее и веселее. Петербуржец представляется человеком в мундире, москвич — человеком в халате с распахнутым воротом. Непринужденно, по-домашнему раскрытый ворот — внешняя примета большинства тропининских портретов. Почти все, кого он писал, выглядят у него благодушными, приветливыми, слегка мечтательными.

Тропинин был одним из первых русских художников, кто отказался от работы в жанре парадного портрета. Однако обыденный облик модели отнюдь не означал отступления от возвышенного и поэтического восприятия личности.

Таков портрет А. С. Пушкина 1827 года (Илл.7), на котором поэт, положив руку на стопку бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается в творческую мечту, окружающую образ незримым ореолом.

Илл.7. В.А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина. 1827

 Холст, масло. 68,5 x 56. Всесоюзный музей А. С. Пушкина

 

Мягкие складки широкого халата Пушкина напоминают свободную драпировку римской тоги. Твердо сжатая в кулак рука несет не меньше пафоса, чем «наполеоновская» поза какого-либо романтического персонажа. Замечателен и колорит тропининского произведения: этот портрет отличает благородная сдержанность красочной гаммы.

Жанр и портрет органически сочетаются в его полуфигурных «безымянных» картинах, самой известной из которых является «Кружевница» (Илл.8)

 

Илл.8. В.А. Тропинин. Кружевница. 1823, Холст, масло. 74,7 × 59,3. Третьяковская галерея

 

В журнальных статьях критики торопились выразить свое восхищение тропининским пониманием образа «девицы из простых». Литератор П. Свиньин выразил общее мнение: «...и знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный. Сверх того в самом портрете обнаруживается душа красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то вошедшего в ту минуту. Обнаженные за локоть руки ее остановились вместе со взором, работа прекратилась, вырвался вздох из девственной груди, прикрытой кисейным платком, - и все это изображено с такой правдой и простотой».

Картина стала столь популярной и признанной, что В.А. Тропинин неоднократно повторял ее и варьировал.

Тропинин создал тип домашнего, интимного портрета с элементами жанровой живописи. Как правило, это поясное изображение человека за привычным занятием.

Творчество Тропинина, высоко ценимое современниками, и в особенности москвичами, во многом определило реалистический характер московской школы живописи, сложившейся в середине XIX века и давшей ряд выдающихся мастеров направлению демократического реализма второй половины столетия.

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!