БИТВА НА СОММЕ (1 июля 1916 года) 11 страница



                   На поле битвы этот принцип остается точно таким же. Когда армия противника высылает диверсионную группу, не надо вступать с ней в бой, а затем отступать. Если вы так сделаете, то она свободно сможет обойти вас и нанести вам значительный урон. Однако, сохраняя контакт с этой группой, вы сможете контролировать ее движение, и когда армия противника совершит тактическую ошибку, атакуйте со всей силой.

                   Как и большинство стратегий, нэбари но хэйхо работает как на физическом уровне, так и на ментальном. На физическом уровне эта стратегия связывает противника и ограничивает его подвижность. На ментальном уровне она не менее эффективна: перенаправляя внимание противника от вашего тела к его собственному оружию, вы получаете возможность атаковать, не рискуя встретить сильного сопротивления.

                   Иногда неприятель может сам поставить себя в нэбари. Примером тому может служить ситуация, когда противник хватает вашу руку, держащую меч, чтобы не дать вам нанести удар. Это очень глупо и опасно, поскольку вы можете уничтожить его, используя все остальные части тела. (Когда пытаетесь иммобилизовать противника, никогда не хватайте его руками. Вы должны использовать открытую руку и согнутое запястье, чтобы подцепить его руку — это называется тэнсё. Когда вы это делаете, фокусируйте внимание на его теле, а не на руке, которую пытаетесь контролировать.)

                   Контрдействие против нэбари ханаси но хэйхо, «отпускание»74 Если ваше оружие (техника) иммобилизовано, то вы просто бросаете его и пытаетесь сделать что-то другое. В пылу схватки об этом часто забывают — существует очень опасная тенденция пытаться во что бы то ни стало довести технику до конца. Но вся суть в том, чтобы никогда не позволять своему вниманию отвлекаться от единственной истинной цели: уничтожения противника. Если вы всегда стремитесь к достижению этой цели, то можете автоматически выполнить ханаси но хэйхо (причем молниеносно), даже не заметив этого. В бою, где малейшее лишнее движение может оказаться фатальным, эта скорость может поражение превратить в победу.

 

                   ФУКУРАМИ НО ХЭЙХО

                   фукурами означает «расширить (раздуть)». Эта стратегия основана на том факте, что обычная сила, тай тикара, возникает за счет сжатия тела. Этот тип хэйхо лучше не использовать против мастера кокю тикара.

                   Заставьте противника открыться, заманив его на ближнюю дистанцию. Если хотите действовать более агрессивно, можете двинуться прямо на него. Реагируя на ваше движение, он слегка сожмется — это инстинктивное действие, когда человек оказывается рядом с опасностью. Усугубите эту реакцию, мощно атакуя на верхнем уровне. Преследуйте противника и атакуйте на верхнем уровне до тех пор, пока его стойка не сожмется до предела. Затем, когда он попытается оторваться от вас и восстановить маай, позвольте ему это сделать.

                   Делая шаг назад, противник автоматически начнет исправлять свою стойку; выпрямляясь и расширяясь, он сделает вдох. Это именно то, что вам нужно. Когда противник вдыхает и выпрямляется, мощно атакуйте на нижнем уровне. Поскольку сильный удар можно нанести только на выдохе, то вам практически нечего бояться. К тому же большинство людей вдыхая, расслабляет мышцы живота. В этом случае эффективность атаки на нижнем уровне будет максимальной.

                   Вы можете практиковать эту стратегию так же, как и сиккотай, в доспехах кэндо. Будет также полезно попросить своего партнера напрячь губы так, чтобы было слышно его дыхание. Вы должны практиковать до тех пор, пока не сможете заставлять партнера делать глубокий вдох тогда, когда вам это нужно. Вам также придется посвятить немало времени изучению комбинированных атак — переход от удара на верхнем уровне к удару на нижнем уровне не так уж прост.

                   На соревнованиях по дзюдо, когда бросок соперника не удался, может возникнуть мгновение неподвижности: он напрягается, пытаясь довести бросок до конца, а вы противодействуете ему, и поэтому все движение на некоторое время прекращается. Когда это происходит, прижмите свои руки к телу противника и настройтесь на его дыхание. Когда он напрягается, чтобы бросить вас, его тело сжимается, он выдыхает. Когда же противник оставит эту технику и начнет менять позицию, чтобы попробовать что-нибудь другое, он выпрямится и сделает вдох. Если вы будете к этому готовы, то обнаружите, что бросить его в этот момент очень просто.

                   На соревновании по каратэ все происходит немного быстрее. Вы должны следить за линией спины и плеч своего противника. Если вы видите, что его спина согнута или плечи не на одном уровне, то это означает, что его тело сжато. Выпрямление спины или плеч обычно сопровождается вдохом. В этот момент вы должны атаковать. Из-за скорости, с которой проходит матч по каратэ, это может показаться вам трудновыполнимым, но вы должны сохранять мусин и не позволять себе думать о его дыхании. Если вы позволите своему уму вовлечься в мыслительный процесс, то не будете успевать атаковать в тот момент, когда противник делает вдох.

                   На поле сражения, когда атакующие силы прижаты к земле тяжелым огнем, солдаты будут автоматически искать укрытие. В такой ситуации, усиление огня не будет достаточно эффективным. Однако если ослабить огонь, то войска противника, прижатые к земле в зоне обстрела, начнут искать лучшего укрытия. И когда они возобновят движение, огонь должен быть вновь усилен. Чередование тяжелого и легкого огня гораздо более эффективно, чем непрерывный заградительный огонь.

                   Чтобы противостоять фукурами, используйте кокю тикара. Это позволит вам нанести предельно сильный удар во время вдоха и максимального расширения тела, а затем отступить. Это контрдействие может быть усилено использованием сантин. Сантин — это способ дыхания, которому обучают в некоторых традиционных школах, позволяющий сохранять твердость мышц живота даже во время вдоха.

                   Чтобы практиковать сантин, вдавите оба больших пальца рук в живот и напрягите мышцы абдоминальной области, сопротивляясь этому давлению. Вдохните, выталкивая мышцы живота и сопротивляясь жесткому давлению пальцев; выдохните, сокращая живот. Следите за тем, чтобы во время этого процесса мышцы живота ни на мгновение не расслаблялись. Когда у вас это получится, пусть партнер нанесет вам серию ударов в живот (при этом вы не должны задерживать дыхание). Немного потренировавшись, вы сможете выдерживать атаки максимальной силы, сохраняя при этом постоянный и ровный дыхательный цикл. Сантин — это в общем-то процесс укрепления всего тела, а не только живота. Специалист может выдержать нанесенный с максимальной силой удар в горло и не получить при этом травму.

                   Сочетание кокю тикара и сантин не позволит вам избежать атаки, построенной по принципу фукурами но хэйхо. Даже если вы нанесете удар, уходя от противника, вы все равно получите его удар. Однако сантин дает вам хорошие шансы выйти из этого обмена ударами победителем.

                   В будзюцу есть такая древняя поговорка: «Когда пустота найдена, техника ее заполнит». Фукурами представляет собой одно из практических применений этого афоризма. Когда вы используете эту стратегию, вы должны представлять, что вдох вашего противника создает вакуум и что этот вакуум втягивает в себя вашу технику. Не думайте о том, что вы заставляете себя идти в атаку; представьте, что ваш противник притягивает вас к себе, создавая вакуум.

 

                   СЮКОТАЙ НО ХЭЙХО

                   Стратегия сюкотай учит тому, что вы должны сражаться укороченным оружием, т. е. держать свое оружие чуть ближе к телу, чем обычно.

                   Фехтуя, вы должны остерегаться слишком сильного вытягивания рук. Это распространенная ошибка среди новичков. Они немного боятся и поэтому чересчур сильно вытягивают руки, пытаясь держать своего противника на как можно большем расстоянии от себя.

                   Держа руки согнутыми чуть больше, чем обычно, вы немного сокращаете маай. Затем, если ваш противник потеряет ритм, делая шаг назад и восстанавливая свою дистанцию, то вы сможете моментально нанести ему удар. Все, что вам нужно сделать, — это сократить расстояние на дюйм или два, чтобы на долю секунды уменьшить время реагирования. Доля секунды — это не очень большое преимущество, но в бою вам пригодятся абсолютно все преимущества, которые вы сможете получить.

                   Применение сюкутай не должно быть продолжительным. Например, когда вы фехтуете, моментальное применение этой стратегии может быть использовано для того, чтобы разрушить тайминг противника. Когда вы чувствуете, что враг готов напасть, согните руки и резко наклонитесь вперед — ваш меч остается на прежнем месте, а тело подается вперед к противнику. Когда вы делает это, вы сокращаете маай, заставляя противника изменить свою атаку. Когда в его действиях возникает пауза, вы вытягиваете руки и быстро наносите Удар. Эта идея может быть реализована во многих видах боевых искусств.

                   В армейской тактике принято располагать передовые войска на значительном расстоянии от основных сил. Это предупреждает остальную армию о приближении противника, но значительно увеличивает время ее реагирования. В хорошо тренированных войсках дистанция между основными силами и авангардом должна быть сокращена. Поскольку таким войскам не требуется

                   время на подготовку, то это сокращение расстояния позволит основным силам вступить в действие гораздо быстрее.

                   Тренировка такой армии должна быть точно такой же, как и тренировка человека. Их нужно научить тому, что нужно делать в момент контакта с и что делать в любой ситуации. Затем, после того как контакт произойдет, все силы должны броситься в бой и нанести решительный удар до того, как враг подготовится.

                   На соревновании по каратэ вы сражаетесь укороченным оружием, останавливая свои техники примерно на 10 процентов ближе, чем можете максимально достать. Сражайтесь некоторое время, не позволяя своим ударам достигать максимально возможного предела. Ваш противник постепенно начнет приспосабливать свой маай к этим границам досягаемости ваших ударов. Затем, когда вам удастся заманить его поближе, начинайте работать своими техниками на полной дистанции. Неожиданно все те удары, от которых ваш противник так успешно уклонялся, начнут достигать цели. (Если ваш противник опытен, то скорее всего он даже не блокировал ваши укороченные атаки; он просто уклонялся от них, уходя буквально на миллиметры.)

                   Время реагирования зависит от двух факторов: дистанции и скорости. Экспериментируя с хэйхо, постоянно помните об этом. Если вы будете некоторое время сражаться с замедленной реакцией, а затем неожиданно «включите» максимальную, то это будет все равно что подойти физически ближе. Это требует незаурядного самоконтроля, но работает чудесно.

                   Армия использует преимущество этого элемента времени, превращая свои обычные пехотные подразделения в моторизированную пехоту или перебрасывая их по воздуху. Пехотное подразделение можно также научить делать маршброски быстрее и дальше, чем обычно. Независимо от способа, подразделение получает возможность сближаться с врагом за меньшее время, чем от него ожидают.

                   Фирма, занимающаяся бизнесом, делает то же самое, устанавливая способ срочного пополнения товара для своих магазинов-филиалов. Затем, когда на определенный товар возникает необычайно высокий спрос, она может пополнять свои филиалы этим видом товара очень быстро. Это позволяет компании потеснить своих конкурентов.

                   Сюкотай но хэйхо может эффективно использоваться даже в такой простой вещи, как спор. Когда ваш оппонент раскрывает свою точку зрения, попытайтесь определить, куда ведут его аргументы и подготовьте свое опровержение заранее. В тот момент, когда он прекращает говорить, вы обрушиваете на него свой аргумент, не мешкая ни секунды. Задача состоит в том, чтобы поймать оппонента до того, как у него появится возможность мысленно переключиться с атаки на защиту.

                   Обычно ваш оппонент ожидает, что между побудительной причиной (его словами) и вашей ответной реакцией пройдет какое-то время. Сюкотай — всего лишь способ сделать это время меньшим, чем он ожидает. Очень часто этого оказывается вполне достаточно для того, чтобы обеспечить вам победу.

                   ПРИМЕЧАНИЯ

1.    Кумитати — это неформальные ката. Движения заранее определены, как в формальных
ката, но форме уделяется меньше внимания.

2.    Доспехи кэндо используются в спортивном кэндо. Они состоят из защитной маски,
протектора груди, набедренного протектора и перчаток. Меч, называемый синай,
изготавливается из расщепленного бамбука. Такие доспехи позволяют наносить удары в
полную силу.

3.    Нагаси ундо описывается в главе II.

4.    Ханаси но хэйхо объясняется в главе 14.

                   Глава 9

                   Хёси: Выбор времени реагирования (тайминг)

                   Во Вселенной существует определенный ритм. Есть ритм жизни и ритм смерти. Каждое живое существо имеет свой собственный ритм. Если вы поймете это) то сможете всегда одерживать победу.

                   Ритм определяется многими вещами. Большой человек будет сражаться в более медленном ритме, чем маленький человек. То же самое относится и к большому оружию или большой армии. Сила и физическое состояние также являются важными факторами. Человек, который упорно тренировался, может действовать гораздо быстрее, чем тот, кто тренирован не так хорошо. Ритм также определяется духом. Этот последний фактор заслуживает более детального рассмотрения, поскольку опытный противник может попытаться скрыть подлинную силу своего духа.

                   В любого рода столкновениях стремитесь найти естественный ритм противника. Затем используйте хёси («тайминг»), чтобы обратить его ритм против него же самого.

                   Стратегии, использующие тайминг, часто применяются партизанскими войсками. Их маленькие боевые части идеально подходят для действий в очень быстром ритме. Полагаясь на свою высокую мобильность, они совершают серию быстрых атак и отступают. Когда большая армия, замедляемая тяжелой пехотой и артиллерией, пытается сражаться с такими подразделениями ком-мандос, она безнадежно отстает. Партизаны никогда не остаются подолгу на одном месте, чтобы тяжелая армия не могла обрушить на них всю свою огневую мощь.

                   В случае партизанской войны для большой армии существует только две возможности. Если нет необходимости контролировать большую территорию, то армия может выбрать глухую защиту, занять оборонительные позиции и ждать, когда партизаны сами к ней придут. Это работает только в том случае,

                   если ценная недвижимость не рассредоточена на большой территории. Вторая возможность — это оставить тяжелое снаряжение и разбиться на маленькие подразделения, которые смогут воевать с частями коммандос, используя их же тактику. Поскольку большая армия имеет лучшее снабжение, то она в состоянии действовать быстрее, чем отряды коммандос, и в течение более длительного время.

                   В любом случае сражение между армией и отрядом коммандос — это всего лишь вопрос ритма. Большая армия, если она надеется победить, должна либо ускорить сражение, либо замедлить его. Когда противоборствующие силы имеют разную структуру, то защищающаяся сторона во что бы то ни стало должна помешать атакующей стороне действовать в приемлемом для нее ритме. Это замечание, вероятно, самое важное в настоящей книге! Внимательно его изучите.

                   В бизнесе также существуют свои ритмы. Совет директоров, принимающий точные и быстрые решения, намного опаснее, чем тот, который тянет время и выносит окончательное решение только тогда, когда его к этому вынуждают. Армии в мирное время играют в военные игры для того, чтобы поддерживать свою командную структуру в боевой готовности. Компании также должны следовать этому примеру. Если у команды руководителей нет никакой требующей решения задачи, то такую задачу она должна создать искусственно в целях поддержания своего профессионального уровня.

                   Руководящая структура, отяжеленная различными департаментами и отделениями, будет действовать медленнее, чем аналогичная структура, состоящая лишь из самого необходимого. Это применимо и к армии, и к отдельному человеку. При рассмотрении истории войн становится очевидным, что битвы выигрывались за счет скорости и мобильности. Победу одерживала та армия, которая первой собирала все свои силы в одной точке. Вероятно, ярчайшим примером, иллюстрирующим вышесказанное, была Золотая Орда Чингисхана. В его армии все ездили верхом и все сражались.

                   Хотя большой меч рубит глубоко, маленький меч рубит быстро. Это также справедливо и по отношению к боевым кораблям, армиям и коммерческим предприятиям. Вы должны всегда тщательно изучить арену предстоящих действий и выбрать наиболее подходящее оружие. Самураи носили два меча. Длинный меч, катана, был основным оружием на поле битвы. Короткий меч, вакидзаси, использовался для ближнего боя в ограниченном пространстве. Это была хорошая система, и вы должны перенять ее. Военно-морской флот, состоящий из тяжелых кораблей, всегда сопровождается группой быстрых эсминцев. Армия имеет в своем распоряжении отряды легкой пехоты. Вы же должны быть уверены в том, что ваше знание больших мощных техник уравновешивается способностью использовать маленькие и быстрые техники. Это сочетание скорости и силы необходимо) если вы хотите овладеть таймингом, поскольку вы должны уметь сражаться с любой скоростью, а не только с той, которую вы предпочитаете.

                   Изучение хёси (одной из высших и интереснейших областей стратегии) — это непрекращающийся процесс. Вы должны развить в себе умение ставить себя на место противника. Забыв о себе, попытайтесь проникнуть внутрь своего врага, почувствовать биение его сердца. И, делая это, никогда не забывайте, что для того, чтобы разрушить ритм противника, вы сначала должны ему соответствовать.

                   ХАНЪОН НО ХЭЙХО

                   Ханъон — это полшага. Чтобы использовать эту стратегию, вы должны прочувствовать ритм своего противника, а затем нанести ему удар на полсчета. Поскольку он полностью занят превращением окончания своей последней техники в начало следующей, вы легко победите.

                   Для того чтобы практиковать эту хэйхо, необходим длинный тренировочный зал. Начните в одном конце зала, и пусть ваш партнер атакует вас непрерывной серией рубящих ударов. Отступая, считайте его удары: один, два, три. После того как установите его ритм, нанесите контрудар с ритмом «один, два-ТРИ!». Сначала нужно считать вслух. Ваш внезапный крик «ТРИ!» подтолкнет тело к действию. Если вы выполните это безупречно, то будете выглядеть естественно небрежным, делая шаг и нанося удар — вы почувствуете, что вам нет абсолютно никакой необходимости торопиться. С другой стороны, ваш партнер будет чувствовать себя совершенно беспомощным. Он будет не в состоянии противодействовать вашему удару, независимо от того, насколько быстро он двигается.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!