Основные теории политической социализации



 

Рядом исследователей предложена «теория ролей». Она представляет политический процесс как игру «серьезных людей», в которой участники подчиняются определенным правилам. Это создает основу для согласо­ванной и стабильной организации жизни, но если участники плохо освоили свои роли, то происходят сбои в системе. Процесс политической социализации здесь рассматривает­ся как тренировка в исполнении политических ролей.

 

Широкое распространение за рубежом получили трак­товки политической социализации с точки зрения бихевио­ризма (наука о поведении). Различают три основных разно­видности политического бихевиоризма: радикальный, клас­сический и социальный.

Радикальный трактует социализацию как аналог био­логической адаптации организма к среде. Так, один из его представителей - Б.Скиннер - считает, что человек меха­нически реагирует на политические стимулы среды и про­блема состоит в том, чтобы улучшить контроль за ними.

Классический, или конвенциональный и социальный дают более глубокий анализ поведения, в том числе: революционных выступле­ний, формирования установок избирателей в ходе выборов, агрессивного поведения экстремистов и т.д.

Эти исследователи собрали много ценного эмпириче­ского материала; их методы исследования общественного мнения позволяют давать прогнозы политического поведе­ния с большой степенью точности.

Слабой стороной этих теорий является механистиче­ский подход к личности - она рассматривается только как объект политического воздействия, что не позволяет в пол­ной мере объяснить развитие личностных качеств в про­цессе жизнедеятельности и феноменальности политическо­го лидерства.

 

Ряд исследователей рассматривают политическую социализацию как «политическую поддержку», формирова­ние положительных установок, добровольное принятие гражданами политических целей и ценностей своей поли­тической системы, решений, принимаемых властями, по мере гражданского созревания. Так, Д.Истон и Дж.Деннис считают, политическая социализация — это «процесс развития», в ко­тором личность приобретает политические ориентации».

Недостатком этого подхода является анализ только психологических аспектов политической социализации.

 

В противовес теориям политического бихевиоризма в конце 50-х - начале 60-х гг. получили распространение идеи когнитивизма, рассматривающие политическую социализа­цию личности, исходя из первичности внутриличностных структур и процессов личностного познания. Важным достижением пред­ставителей этой школы является выделение возрастных особенностей каждого из этапов становления политическо­го сознания и вытекающий из этого вывод о неравномерно­сти его развития. В ходе становления личности происходит изменение характера мышления от конкретного эгоцентри­ческого и персонализированного к абстрактному, обобщен­ному и формально-логическому постижению политических отношений. По мере созревания интеллекта растет критич­ность и независимость политических взглядов.

Современные исследования когнитивистов показы­вают, что становление политического сознания может быть ускорено или замедленно.

 

В отличие от когнитивистов, которые изучают пре­имущественно познавательные структуры политического сознания, представители концепции «гуманистической пси­хологии» сосредотачиваются на его мотивационных структурах: политических потребностях, ценностях, чувствах.

Наиболее важными выводами представителей этой теории являются:

1. Исследование опыта политической социализации послевоенных поколений западноевропейцев выявило раз­личие мотивационной структуры у различных возрастных групп. Молодежь Европы, составляющая 1/3 ее населения, уже сейчас не разделяет ценностей потребительства, нако­пительства, варварского отношения к природе и другим людям. Ее называют поколением «постматериалисти­ческого образца». Именно эта молодежь является базой альтернативных движений.

Исходя из этого высказывается предположение, что дальнейшее развитие соответствующих социальных процессов приведет к ненужности революци­онного переустройства западного общества.

2. Постановка и разработка проблемы формирования «демократической личности» (П.Снидерман, А.Никельс, X.Маклосски и др.). Ими предложена теоретическая мо­дель личности, которая в ходе политической социализации оснащается такими качествами, как терпимость, способ­ность к компромиссам, свобода от тревожности и бессозна­тельной враждебности. В своей совокупности они позволя­ют личности вписаться в демократическую политику.

 

Разработкой проблем политической социализации за­нимаются также представители теорий психоанализа. Они ставят задачу исследования бессознательных пластов пси­хики. Развивая идеи Фрейда о трансформации индивиду­альных мотивов в процессе социализации, делают вывод об истинных причинах политического поведения - бессозна­тельных, которые камуфлируются с помощью обществен­ного интереса.

С точки зрения психоанализа, основа личности закла­дывается до 3-летнего возраста, затем только высвечи­вается под воздействием обстоятельств. С этих позиций политическую социализацию можно редуцировать к нескольким первичным детским моделям, складывающимся под влиянием семейной социализации.

Представители психоанализа исследуют фигуру ли­дера, рядовых участников политического процесса, механизм подавления личности силами государственной машины и т.д. Ими сделан вывод о двух типах личности: авторитарной и конформистской.

Авторитарная личность - результат жесткой дисци­плины и подчинения ребенка главе семьи и низкого уровня образования.

Конформистская личность - личность марионетки по­литически социализированная по законам такой власти, которая подавляет человека.

Психоанализ ищет такие формы политического пове­дения, которые смогли бы вернуть личность к самой себе, снять политическое отчуждение. Например, возврат к ирра­циональным формам бытия («сексуальная революция» у В.Райха, партизанская война в «третьем мире» и студенческий бунт в разных странах Запада у Маркузе, Дебре, наркотические опыты индивидуального освобождения у Лириа).

Исследуя этноцентризм, шовинизм и национализм, представители левого психоанализа сделали очень важный вывод, что любая отрицательная установка, основанная на неприятии той или иной нации, разрушительна для самой личности и приводит к трагическим последствиям в политике.

Положительно оценивается поиск психоанализом альтернативных механизмов политической социализации, которые позволяли бы формировать в личности самостоя­тельность мышления, демократические ценности, освобо­ждали бы от авторитарного наследия.

Политический психоанализ является одним из немно­гих современных западных теоретических направлений, который ставит вопрос о целостном изучении человека, включая рациональные, бессознательные и эмоциональные компоненты политического сознания и поведения личности.

 

Несколько особняком стоит школа западногерманских исследователей, для которых магистральным направлени­ем, интегрировавшим изучение политической социализа­ции, является политическая дидактика. Через политическое образование ученые пытаются выработать основания для гармоничного вхождения молодого гражданина в реальный мир, используя максимум возможностей, которые дают школьная система, а также конфессии, партии, фонды, СМИ. Политическая дидактика под влиянием изменений в обществе и конкуренцией внутри дисциплины прошла несколько этапов, связанных со сменой политико-ди­дактических парадигм: партнерства, конфликта, цели, педа­гогики ценностей. Как справедливо отмечает А.И.Щерби­нин, «в историческом опыте развития политической дидак­тики на Западе есть немало интересного и поучительного для нас, поскольку проблема политического образования для России остается открытой, давая основания для неве­селого сравнения нашего общества с веймаровской «демократией без демократов».

 

Советские исследователи работали в рамках марк­систской парадигмы социализации. По К. Марксу «социа­лизация не есть механическое наложение на индивида го­товой социальной формы. Индивид, выступающий как «объект» социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом общественных форм». При этом, как подчеркивает К. Маркс, «изменяются не толь­ко объективные условия... изменяются и сами производи­тели, вырабатывая новые качества, развивая и преобразо­вывая самих себя благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения, но­вые потребности и новый язык».

По-другому говоря, не только общество «творит» себе подобное политическое существо, но и человек «творит са­мого себя, окружающих, общество».

Однако в условиях политического и идеологического диктата советские исследователи не могли в полной мере реализовать потенциал этой концепции. Дело свелось к управляемому процессу коммунистического воспитания личности.

 

Комплексный подход к изучению политической социа­лизации характерен в целом для современных российских ученых, хотя в работах превалирует влияние западных кон­цепций.

 

Заключение

Подводя итоги рассмотрения основных концепций по­литической социализации, можно сделать следующие выводы:

1) Интерес исследователей к политической социали­зации не ослабевает, идет накопление и углубление знаний об этом общественноведческом феномене.

2) В целом разные точки зрения можно свести к трем моделям: «присвоение социального», «индивидуализации», то есть социального созревания, «политической дидактики».

3) В зависимости от конкретной исторической ситуа­ции в обществе исследователи акцентируют внимание на отдельных моделях, или их модификациях.


РЕЗЮМЕ

 

Итак, политическая социализация направлена на поддержку преемственности политической культуры и политической системы, приобщение граждан к ценностям и нормам системы. Она представляет собой процесс "вхождения" человека в политику и его адаптации к существующей политической среде.

Политическую социализацию можно определить как процесс усвоения человеком определенных знаний, ценностей, норм, политических ролей, символов политической культуры, позволяющих ему стать полноправным участником политического процесса.

Политическая психология изучает факторы, определяющие процесс социализации, наиболее эффективные механизмы усвоения политических ценностей, приспособления человека.

 

Процесс политической социализации охватывает собой два уровня:

1) усвоение имеющихся норм, ценностей, ориентиров, адаптация к системе;

2) избирательность в усвоении политического опыта, обработка усвоенного и выработка индивидуальной позиции.

 

Им соответствуют и две основные стадии процесса социализации:

1) активное усвоение социального, политического опыта (первичная социализация);

2) оценка усвоенного, самокоррекция (вторичная социализация).


Политическая социализация проходит также в двух формах:

1) сознательное, целенаправленное, контролируемое воздействие на человека с целью получения конкретного политических знаний, политического психотипа;

2) неосознанное, скрытое, спонтанное воздействие всей совокупности факторов, реальной социокультурной и политической среды, корректирующее целевую установку. Это своего рода "проекция" общесоциальных ориентиров личности на формируемые политические установки.

 


Вопросы для самопроверки:

 

1. В чем заключается суть понятия «социализация», с точки зрения исследователей? Что означает термин «социализироваться»?

2. Какие основные процессы происходят в процессе взаимодействия индивида с политиче­ской системой?

3. Раскройте основное содержание процесса политической социализации. В чем заключаются ее основные функции и каковы результаты?

4. Как различаются инженерный и гуманистический подходы к проблеме человека в сфере политики? Как в рамках каждого из них происходит трактовка политической социализации, в том числе в современных условиях?

5. Какие теории политической социализации существуют? Как различные психологические теории подходят к описанию и исследованию взаимодействия человека с политической системой?

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 358; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!