Определение политической социализации и еЁ структура (содержание, основные функции, РЕЗУЛЬТАТЫ)
Политическая социализация — это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленном в политической культуре. То есть, это такой процесс взаимодействия индивида и политической системы, целью которого является адаптация индивида к данной системе, превращение его в личность гражданина (Ольшанский Д.В., 2001).
ü Политическая социализация – основной фактор, детерминирующий характер и направленность процесса взаимодействия личности с властью.
Политическая социализация – двусторонний процесс, включающий в себя:
1. усвоение политического опыта, путем вхождения в систему политических связей;
2. формирование политико-психологических свойств личности за счет активной переработки политической продукции, обусловленное ее индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Политический человек характеризуется свойствами, одним из которых является политическая ориентация.
Политическая ориентация (основное свойство) – это ценностная и мотивационно-детерминированная система представлений о целях политической деятельности и средствах достижения этих целей, определяющая направленность политического поведения.
Содержание процесса политической социализации:
1. общая ориентировка в политической действительности;
|
|
2. выбор главного принципа (формирование ведущей ценности или ориентации), отношения к политике;
3. освоение соответствующих ролей (или поведенческих паттернов) – формирование «знаний-умений-навыков» политического участия;
4. приобретение политического опыта.
Функции политической социализации:
1. Функция преемственности – состоит в передаче политического опыта и политической культуры в целом от поколения к поколению.
2. Функция стабилизации – связана с необходимостью подержания устойчивости политической системы путем распространения ее ценностей и укрепления веры в справедливость существующего режима.
Результат политической социализации:
А) на уровне отдельного человека – политическая личность (политический человек).
Б) на уровне общества – политическая культура.
Политическая ресоциализация – процесс перемены отношения к ранее усвоенным политическим ценностям и приобщения их к новой системе.
В социальной психологии, социализация – двусторонний процесс.
Часто социализация = воспитание.
Но: понятие «политическая социализация» шире, чем понятие «политическое воспитание», образование или просвещение.
Оно включает в себя не только целенаправленное воздействие форм (политических институтов) и содержания (политических процессов) господствующей политико-идеологической системы на человека, но и стихийные («внесистемные») влияния, а также собственную активность человека, направленную на освоение окружающего его политического мира.
|
|
Человек обладает способностью выбирать из предлагаемого ему набора политических позиций те, которые отвечают его внутренним предпочтениям и убеждениям, причем не только осознанным, но и неосознанным.
Более того, человек обладает возможностью встречного воздействия на социализирующую его систему и ее агентов, что превращает этот процесс из механического «воздействия» системы на пассивного индивида, во взаимную адаптацию индивида и системы друг к другу.
1.4 СовременнЫЕ представлениЯ О политической социализации
На современные представления о политической социализации сильное влияние оказали идеи мыслителей Нового времени. В целом эти идеи «врастания» человека в политические отношения общества можно свести к двум основным подходам и моделям: инженерному (модель подчинения) и гуманистическому (модель интересов).
|
|
Инженерный (объектный) и гуманистический (субъектный) подходы к проблеме человека в сфере политики
Инженерный | Гуманистический |
Человек – объект подчинения, повиновения, не имеющий права на самостоятельный выбор * Модель подчинения | Необходимо дать возможность человеку самому сделать выбор, чтобы он смог проявить свою индивидуальность через отношения. * Модель интересов. * Н-р, ответственный гражданин |
Первая модель - «подчинения» - получила развитие в многочисленных трудах Т. Гоббса, Г. Спенсера с его «организмической» теорией, А. де Токвиля, и других мыслителей. В разных формах, они отстаивали позицию подчинения человека государству.
Гоббс утверждал, что отдельный человек неразумен, эгоистичен и не способен совладать со своими страстями, поэтому его подчинение монополисту власти является единственной альтернативой анархии, «войне всех против всех». Сознание большинства людей представляет собой «…чистую бумагу, способную воспринимать все, что государственная власть запечатлеет на ней». Необходимость подчинения Т. Гоббс мотивировал неразумной, эгоистической и потому нуждающейся в контроле природой человека.
|
|
В настоящее время идея подчинения (объектный подход) фактически не подвергалась кардинальной модификации, изменилась лишь ее мотивировка. Так, современные приверженцы этой позиции оправдывают ее управленческими задачами (Д. Белл, С. Липсет, У. Мур), необходимостью «обеспечения устойчивой демократии» (Р. Даль, У. Корнхаузер), или даже важностью «достижения большего равенства» (Дж. Роулз, Г. Гэнс и др.). Общим для всех является стиль «административного мышления», выражающегося в системе представлений о политическом регулировании как подчинении отдельного человека государству, организации или элите, ограничивающим участие индивидов в решении общих вопросов. Для этих и других сторонников данного подхода человек выступает в качестве объекта политики, нуждающегося в контроле и подчинении со стороны надличностных образований.
Вторая модель «интересов» уходит корнями в традицию, связанную с именами А.Смита, У.Годвина, Ж.-Ж. Руссо. Она предполагает более опосредованные отношения между человеком и властью с более сложной структурой человеческой личности. Суть модели в следующем: интерес является тем психологическим механизмом, который приводит в движение политику. При этом человек делает только то, в чем видит свой интерес. Естественным результатом сочетания личных интересов является возникновение социального и политического порядка. Развитие общества видится не в силе подавления, а в рациональном осознании индивидами своих выгод от общих усилий. Именно в личном интересе людей видится основной механизм, приводящий в движение политику. Модель «интереса» предполагает, что социальный и политический порядок складывается как результат сочетания интересов разных людей. Поэтому нужно не подавление, а согласование интересов свободных индивидов. На такой либеральной позиции ныне основывается все больше ученых.
Современные последователи субъектного подхода исходят из того, что интересы двигают вперед политический процесс, делая человека активным субъектом политики. При этом чрезмерное развитие властных структур, различных форм коллективности политической деятельности и централизация государственной власти расцениваются как угроза свободе личности. Такая модель «интереса» объединяет либералов, леворадикалов, неоконсервдторов - всех, кто сквозь призму индивидуализма анализирует развитие политических отношений.
ü Однако с помощью только моделей «подчинения» и «интереса» трудно объяснить сложный процесс политической социализации, где за абстрактными схемами выпадает конкретное знание о включении человека в политику. Разрабатываются теории политической социализации.
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!