По формированию культуры взаимодействия его участников



Востребованность такой модели определяется необходимостью придать законченный смысл специфике профессиональной деятельности руководителя творческого коллектива: достигать творческих результатов при условии организации внутриколлективных контактов на основе знаний педагогической теории развития коллектива, знаний закономерностей, принципов и методов педагогики взаимодействия и сотрудничества, педагогического стимулирования активности самопроявления с учетом уровня и этапов развития коллектива и индивидуальных ориентаций личности в общении.

Во второй главе «Экспериментальное исследование процесса формирования культуры взаимодействия в детском творческом (хоровом) коллективе» раскрыта логика процесса и содержание опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы об эффективности условий, способствующих формированию в творческом коллективе культуры взаимодействия, представлена методика и программа поэтапного формирования культуры взаимодействия в детском творческом (хоровом) коллективе.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе детских хоровых коллективов музыкальных школ № 4 и 10 и хоровых коллективов общеобразовательных школ (всего 280 человек) г. Улан-Удэ. Цель опытно-экспериментальной работы – проверка эффективности педагогических условий, способствующих формированию культуры взаимодействия в детском творческом (хоровом) коллективе и качества педагогического инструментария.

На констатирующем этапе исследования была определена на практическом и мотивационно-личностном уровне готовность участников двух детских хоровых коллективов, занимающихся один и три года, к взаимодействию: понимание сущности взаимодействия, знания о нормах общения, мотивация выбора творческого коллектива, отношение к себе и к другим как творческой личности, сложившиеся контакты, комфортность в творческом коллективе. Были выделены три уровня (низкий, средний и высокий), отличающиеся степенью выраженности стремления к взаимодействию. Пилотажный срез был проведен с целью изучения динамики численности детских хоровых коллективов и причины ухода из них, выявления отношения специалистов к педагогической составляющей их компетентности (всего опрошено 280 участников хоровых коллективов разного возраста) и 24 хормейстера.

В особую группу были выделены участники, покинувшие хоровой коллектив по причине конфликтов с руководителем и другими детьми (39 человек).

Обобщение результатов позволило констатировать: у большинства участников (62,3%), занимающихся в хоре три года, обнаружен низкий и средний уровень знаний о нормах делового общения в коллективе, низкий уровень личностной мотивации выбора участия в хоре, медленно изменяются деловые и дружеские контакты в коллективе (в первый год - 83% не смогли назвать никого, с кем дружат в хоровом коллективе, 67% – к концу третьего года, ссылаясь на то, что не видят смысла во взаимодействии и взаимной поддержке). У значительного большинства (первый год 84,2 % и 72,4% – к концу третьего года) был отмечен повышенный интерес к развитию своих творческих способностей. Основная направленность участия в хоре – вокальные данные, желание и умение петь индивидуально. В первоначальных показателях двух творческих коллективов мы не обнаружили существенных различий, группы по количественному составу и возрасту были одинаковыми.

В результате констатирующего этапа выявлена объективная необходимость преобразования в организации творческого коллектива, внесения выделенных нами педагогических условий, способных обеспечить изменения с целью формирования культуры взаимодействия.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы носил естественный характер, так как протекал в реальной деятельности руководителя творческого коллектива. Задачи на данном этапе: проверить условия на эффективность развития культуры взаимодействия и разработать методические рекомендации.

Экспериментальная и контрольная группа отличались направленностью условий: на развитие культуры взаимодействия (экспериментальная) и на достижение профессиональных результатов (контрольная).

Для реализации выделенных условий составлена программа целенаправленной работы руководителя по повышению уровня знаний, расширению форм отношений, мотивации деловых контактов, взаимопонимания и взаимодействия в достижении общих результатов на разных этапах развития творческого коллектива и разработан комплекс педагогических ситуаций, позволяющих выстраивать систему контактов на принципах диалогичности, открытости, сотрудничества, обоснована ценность внутриколлективных связей на основе делового общения.

Так, на первом этапе (стадия возникновения), когда детский хор представлял собой группу поющих детей разной певческой культуры, с разными мотивами выбора исполнительской деятельности, разными характерами, главная цель деятельности руководителя – это организация певческого коллектива (обозначение общих требований к пению, к хоровому пению, голосовым тренингам и тренировкам, к дисциплине и культуре поведения, специфике общения в хоре и установлению обязательных для всех правил), формирование ценностных ориентаций положительной мотивации к хоровой деятельности и организация среды взаимопонимания и взаимоподдержки, создание позитивной перспективы для вокально-хорового коллектива, его творческого роста и максимальной включенности всех желающих заниматься вокально-хоровой деятельностью. Главная задача на этом этапе – актуализация личностной ценности общения и поведения.

Второй этап (стадия формирования), направлен на организацию взаимодействия как согласие и созвучие голосовых данных, сопровождающиеся постепенным развитием внутриколлективных отношений и проявлением понимания внутриколлективной зависимости. На фоне развития навыков хорового исполнительства предусматривалась организация взаимодействия через формирование внутриколлективных контактов, расширение дружеских связей (создавались сменные микрогруппы по интересам, по голосовым данным), что способствовало сплочению хорового коллектива и завершению взаимного изучения друг друга. Главная задача  – принять правила общения и взаимодействия как личностно значимые.

Третий этап (стадия усовершенствования), способствовал осознанию ценности творческого взаимодействия. На данном этапе происходило развитие культуры взаимодействия на основе расширения взаимодействия, содружества, при котором руководитель и вокально-хоровой коллектив объединяются и решают задачи на основе сотворчества: обсуждение репертуара и концертной деятельности, разработка проектов по изучению опыта национального хорового пения, проведение индивидуальных и групповых творческих вечеров («Особенности музыки коренных народов Сибири», «Музыкальная гостиная», «Час великого композитора», «Любимые песни народа» ) и др. Задача руководителя на данном этапе заключалась в формировании нравственных ценностей культуры взаимодействия, создании условий для роста творческих сил каждого в вокально-хоровом коллективе и стабильности успехов в творческой деятельности.

Главная задача – нормой взаимодействия становятся принципы уважения к личности, взаимоподдержка, взаимная ответственность, взаимовыручка, взаимопомощь.

Проверка эффективности разработанных педагогических условий проводилась в течение семи лет на основе мониторинга результатов экспериментального и контрольного коллективов (в условиях младшего и с переходом их в старший хор).

Анализ полученных данных (табл.1) позволил определить достоверные результаты повышения уровня культуры взаимодействия по следующим критериям: мотивация участия в творческой коллективной деятельности, осознание личной значимости и ценности взаимодействия, стремление и проявление взаимодействия.

 

Таблица 1

Сводные данные об уровнях развития культуры взаимодействия в детских хоровых коллективах

Показатели культуры взаимодействия

коллектив

Уровни (в %)

Низкий Средний Высокий

Мотивация участия в творческой коллективной деятельности

Э 36,5/5,9 41,6/37,8 21,9/56,3
К 36,0/34,7 41,5/46,2 22,5/19,1

Осознание личной значимости и ценности взаимодействия

Э 46,7/13,5 29,7/32,9 23,6/53,6
К 45,3/42,0 31,2/32,8 23,5/25,2

Стремление и проявление взаимодействия

Э 43,7/5,6 39,8/39,2 16,5/55,2
К 45,3/45,2 33,8/39,5 20,9/15,3

Средний показатель

Э 42,3/8,3 37,0/36,6 20,7/55,1
К 42,2/40,6 35,5/39,5 22,3/19,9

Так, нами отмечена положительная динамика числа участников творческого коллектива, проявивших низкий уровень культуры взаимодействия, что подтверждает необходимость реализации в работе с творческим коллективом выделенных нами условий.

Показатели характеризующие уровень культуры взаимодействия участников детского творческого (хорового) коллектива до и после эксперимента, представлены в таблице 1 (до – числитель, после – знаменатель), где Э – экспериментальный коллектив, К – контрольный.

Сравнивая данные, полученные на начальном и заключительном этапе эксперимента, можно отметить следующее. Возросло число респондентов в экспериментальной группе, показавших высокий уровень осознания личной значимости и ценности взаимодействия (с 23,6% до 53,6%), изменилась направленность мотивации (вместо стремления к личному успеху стали доминировать мотивы достижения результатов в совместной деятельности). С 16,5 до 55,2% увеличилось количество с высоким уровнем стремления и проявления взаимодействия. Сократилось число респондентов с низким уровнем по всем показателям. Включение в содержание деятельности руководителя обоснований значимости культуры взаимодействия, практическая направленность деятельности на основе толерантности, взаимного уважения, взаимной поддержки, взаимного интереса к результату обусловили становление таких качеств, как ответственность за общее дело, уверенность в своих силах, коммуникативность, способность принимать решения и т.д.    

В целом, показатель удовлетворенности деятельностью всего коллектива на формирующем этапе соответствовал «У» = 3,1% (на констатирующем - «У» = 2,8%).

Следует отметить, что в контрольной и экспериментальной группах наблюдалась почти одинаковая динамика по показателю «осознания личной значимости и ценности взаимодействия». Это свидетельствует о том, что само участие в творческой деятельности влияет на осознание важности участия каждого в творческом коллективе. Респонденты отмечают чувство комфортности во взаимодействии – 97,7% (в контрольной – 92,3%).

Об этом можно судить и по изменению выборов: увеличилась группа  «Звезды» (27,2%, было 7,2%), снизилась численность группы «Предпочитаемые» – 11,9% (43,8%), расширилась группа «Принятые» – 35,9% (15,6%), снизилась численность группы «Непринятые» – 23,8% (25,3%) и «Отвергнутые» – 1,2% (8,1%).Увеличился индекс сплоченности коллектива: на констатирующем этапе Cn = 24,2%, на формирующем Cn = 35,3%, что на 11,1% больше.

На основе содержательного анализа полученных данных, нами были сделаны выводы, что выделенные условия формирования культуры взаимодействия в творческом коллективе способствовали развитию в экспериментальной группе более высокого уровня готовности совмещать личные интересы и коллектива, выросла активность самопроявления, уважения к другим участникам коллектива. В целом стабилизировалось единство творческого коллектива.

Результаты проведенного исследования показали, что предложенный  комплекс условий обеспечивает положительную динамику формирования культуры взаимодействия в детском творческом коллективе.

В заключении обобщаются основные результаты исследования, изложены основные выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

1. На основе теоретических обобщений уточнены сущность и содержание понятия «культура взаимодействия в детском творческом коллективе» за счет выделения когнитивного, ценностно-мотивационного, деятельностного компонентов.

2. Обоснован новый подход к формированию взаимодействия как сложному процессу создания на основе культуры общения воспитательного поля, обеспечивающего конструктивное изменение взаимодействия на основе сближения творческих интересов личности и коллектива; развитие каждого участника творческого коллектива через укрепление его позиции по отношению к другим, самому себе и в деятельности.

3. Разработана организационная модель деятельности руководителя детского творческого (хорового) коллектива, ориентированная на целенаправленную интеграцию специальной и педагогической компетенции и обеспечивающая становление пространства культурного взаимодействия в творческом коллективе.

4. Доказано, что становление творческого пространства способствует развитию конструктивных (развивающих) и реструктивных (поддерживающих) взаимодействий в детском хоровом коллективе в целях достижения качественного творческого (исполнительского) результата и формирования культуры взаимодействия его участников.

5. Описаны содержательные характеристики показателей и уровней сформированности культуры взаимодействия в детском хоровом коллективе (понимание смысла взаимодействия, мотивация к творческому взаимодействию, наличие эмпатии, стремление к взаимодействию в исполнительской деятельности, взаимопонимание и др.).

6. Раскрыты процессуальные аспекты поэтапного формирования культуры взаимодействия в детских творческих (хоровых) коллективах: педагогические ситуации, задания, приемы, способствующие организации общения внутри детского хорового коллектива и формированию культуры взаимодействия его участников. Разработаны психолого-педагогические рекомендации по работе с творческими коллективами.

7. Выявлены педагогические условия формирования культуры взаимодействия в детском творческом (хоровом) коллективе. Они включают: проектирование организационной модели деятельности руководителя, ориентирующей руководителей детских творческих коллективов на целенаправленную интеграцию специальной и педагогической компетенции; создание творческого пространства коллектива, поэтапно стимулирующего развитие потенциала личности ребенка посредством регламентирующего внутриколлективного взаимодействия на разных этапах развития коллектива; организацию деятельности детского творческого коллектива в соответствии с педагогическими принципами согласования индивидуального творчества каждого ребенка с коллективным творчеством детского сообщества, с учетом особенностей мотивации к эффективному взаимодействию на разных этапах развития коллектива.

8. Культура взаимодействия в детском творческом коллективе определена как связь субъектов творческого процесса, приводящая к качественным изменениям способов контакта и способствующая развитию творческого опыта, установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности.

9. Положительная динамика формирования культуры взаимодействия в детском творческом (хоровом) коллективе подтвердила результативность и необходимость реализации выделенных педагогических условий.

В целом, результаты проведенного исследования подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы.

Дальнейшее изучение может быть направленно на выявление уровня культуры взаимодействия на разных этапах образовательного процесса, на выявление возможностей педагогической компетентности в работе с семьей творчески одаренного ребенка.

Основные положения и результаты исследования представлены в 10 публикациях автора общим объемом 7,1 п. л.:

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!