Авангардизм - экспериментальный подход к художественному творчеству, выходящий за рамки классической эстетики.



Искусство 9 класс 29.03

Тема «Художественные направления искусства ХХ и ХХІ в.в.: от модернизма к постмодернизму»

 

Учитель. «Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки?» Эти слова принадлежат крупнейшему поэту первой четверти ХХ века Осипу Эмильевичу Мандельштаму. Именно их мы возьмём в качестве эпиграфа к нашему уроку.

Прочитайте их ещё раз внимательно. Попробуйте пропустить через себя. Какие эмоции и мысли вызывают у вас эти строки?

(Ответы учащихся).

Да, эти слова посвящены близкому нам ХХ веку. Они принадлежат поэту с трагической судьбой. Осип Мандельштам так и не смог примириться со своим временем. В эпоху сталинских репрессий поэт был арестован и погиб в одном из лагерей для политических заключенных.

Двадцатый век… Это было время великих научных открытий, политических потрясений и революций, установления и крушения античеловеческих диктаторских режимов, страшных войн и экологических катастроф… Как бы предчувствуя эти события, другой русский поэт Александр Блок на заре ХХ столетия писал:

Двадцатый век... Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла).

«…»

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне...

И черная, земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи.

Сегодня на уроке:

- познакомимся с понятиями «модернизм» и «постмодернизм»;

- узнаем об особенностях модернистского искусства;

- сделаем вывод о сути таких художественных направлений, как абстракционизм , экспрессионизм, сюрреализм.

Понятие о модернизме, авангардизме, знакомство с некоторыми его направлениями.

Учитель. Искусство 20 века – одно из сложнейших явлений в истории мировой культуры. Стремление художников, поэтов, музыкантов изменить мир к лучшему потерпели крах. Пытаясь осмыслить происходящие события, творцы искали иные пути к изображению действительности. Так зарождалось новое искусство – искусство ХХ века.

Перед вами картины великих художников ХХ века – Густава Климта «Поцелуй» и Франсиса Пикабиа «Hera».

Похожи ли эти произведения живописи на те, что мы видели прежде, когда знакомились с искусством других эпох? Что их отличает в первую очередь?

(Необычность форм, отход от реалистических традиций, непонятность сюжетов, необычные образы, художественные приёмы, несвойственные для других эпох)

Все эти произведения искусства можно объединить общим понятием, которое получило название «модернизм».

Модернизм (от лат. modernus — «современный») — совокупность течений в искусстве, которые характеризуются отказом от классических традиций, стремлением к поиску новых, нетрадиционных форм, а также условностью стиля.

Модернизм возник на рубеже XIX и ХХ столетий и охватывал разные сферы визуального искусства – архитектуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство.

Модернизм объединяет многие понятия в искусстве. Очень часто эти новые подходы носили бунтарский, вызывающий характер. Отсюда берёт начало понятие авангардизм.

Авангардизм - экспериментальный подход к художественному творчеству, выходящий за рамки классической эстетики.

Модернистское и авангардное искусство, искусство 20 века, очень необычно и разносторонне. Понятие модернизм и авангардизм включает в себя множество течений и направлений. Мы познакомимся лишь с некоторыми из них.

2) Понятие об абстракционизме

Учитель. Перед вами картина великого испанского художника-абстракциониста Пабло Пикассо «Герника». Какое впечатление производит на вас эта картина?

А между тем, эта картина – шедевр модернистского и авангардного искусства – потрясла современников Пикассо. Потому что смотрели люди на неё не отвлеченно, а с точки зрения событий своего времени.

Герника… Название города на юге Испании, в котором жили обычные люди, такие как мы с вами. В Испании шла гражданская война. От этого города военная авиация по приказу генерала Франка 26 апреля 1937 г не оставила камня на камне, превратив его в руины. Всем жителям Испании дали понять: так будет со всяким, кто осмелиться противостоять фашистскому по своей сути режиму.

(Просмотр фрагмента фильма «80 чудес света» – 4 мин).

 «Герника» представляет полотно, написанное маслом в чёрно-белых тонах, 3,5 м высотой и 7,8 м длиной.

Все сцены разворачиваются в пределах комнаты, в левой открытой части которой над женщиной, оплакивающей погибшего ребёнка, стоит бык с широко открытыми глазами.

Центральный план занят лошадью, падающей в агонии. Нос лошади и верхние зубы образованы формой человеческого черепа. Под лошадью — останки погибшего человека, чья отрубленная рука сжимает обломок меча, из которого растет цветок. Прозрачная лампочка в форме глаза горит над головой страдающей лошади. Такие лампы устанавливались в камерах для содержания заключённых и камерах пыток.

Справа вверху от лошади античная маска, которая кажется свидетельницей происходящих перед нею сцен, как бы вплывает в комнату через окно. Ее рука, также вплывающая в комнату, держит зажжённую свечу.

Непосредственно справа, чуть ниже преисполненная страха женщина подалась к центру. Её страдающий взгляд направлен на свечу. В её глазах – мольба и надежда.

На правом краю расположена фигура с поднятыми от ужаса руками, попавшая в ловушку из огня сверху и снизу.

Александр Городницкий.

Покуда солнце длит свой бег,

Распространяя отблеск меди,

С соседями из века в век

Враждуют ближние соседи.

За всё им предъявляют счёт:

За облик, с собственным несхожий,

За цвет волос, и глаз, и кожи, -

Да мало ли, за что ещё!

За ежегодный недород,

За жизнь, которая убога.

И каждый нож вострит, и Бога

К себе в сообщники зовёт.

И в доме собственном несмело

Я стороною прохожу,

Своё отверженное тело

Подставив этому ножу.

Так что же такое абстракционизм?

Абстракциони́зм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

Понятие об экспрессионизме

Учитель

Рассмотрите картину норвежского художника Эдварда Мунка «Крик».

Что вы на ней видите? На переднем плане? На заднем? Какие краски преобладают на этой картине. Как вы думаете, что хотел выразить художник?

Посмотрите внимательно на картину Мунка «Крик». Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном, гнетущем мире. Очертания лишь намечены извилистыми линиями - пронзительными полосами желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль. Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры, двух людей, виднеющиеся в отдалении, а само полотно является метафорой человеческого отчаяния и одиночества.

На одном из своих рисунков, сюжет которого впоследствии лег в основу картины, Мунк сделал следующую запись: "Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом (ФЬОРД, или фиорд – длинный, очень узкий и глубокий морской залив с крутыми берегами) и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу".

Учитель.

Крик – метафорический образ. В разных интерпретациях он не раз использовался писателями, поэтами, художниками.

Роберт Рождественский.

Убили парня за здорово живёшь.

За просто так. Спокойно. Как в игре...

И было это не за тыщу вёрст

от города. А рядом. Во дворе.

Ещё пылали окна...

Между тем

он так кричал, прижав ладонь к груди,

как будто накричаться захотел

за долгое молчанье впереди...

Крик жил отдельно! Вырастал стеной.

Карабкался, обрушивался с крыш.

Растерзанный, отчаянный, больной,

нечеловечески огромный крик!

Он тёк по трубам, полз по этажам,

подвалы заполнял и чердаки.

Он ошалело тыкался в звонки!

Ломился в двери и в замках визжал!..

И воздух был почти воспламенён.

И сигаретки прыгали у рта:

«Вот если бы не вечером, а днём...»,

«Вот если бы на фронте, — я б тогда...»

И всё. И только молний пересверк.

И всё. И не остановился век...

Какое это чудо — человек!

Какая это мерзость — человек!

Авангардистское направление, о котором мы сейчас говорили, получило название экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение»). Оно развивалось в конце ХIX — начале XX века и характеризуется тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.

4) Понятие о сюрреализме.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!