Раздел 1. Отречение или деятельность?



Оглавление

Раздел 1. Отречение или деятельность?. 5

Раздел 2. От карма-канды к карма-йоге. 24

Раздел 3. Карма-йог в сознании Кришны.. 32

Раздел 4. Берегись вожделения и гнева!. 47

 

 

Харе Кришна. Дорогие вайшнавы, пожалуйста, примите мои поклоны, мы продолжаем с вами изучать «Бхагавад-гиту как она есть», с комментариями его божественной милости Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады.

И сегодня мы будем разбирать третью главу, которая называется «Карма-йога». Напомню, что цель «Бхагавад-гиты», как ее определяет Шрила Прабхупада, заключается в том, чтобы помочь живому существу выбраться из невежества, научившись санатана-дхарме. Санатана-дхарма – это преданное служение. То есть «Бхагавад-гита» учит преданному служению, чтобы в конце концов живое существо могло вернуться назад, домой, к Богу, в санатана-дхаму.

И первая глава говорит о проблеме «Материальное сознание – причина скорби и страданий». То есть все проблемы Арджуны только потому, что он находится в материальном сознании.

Вторая глава объясняет: займись духовной практикой, буддхи-йогой, и благодаря этому ты достигнешь самосознания, ты поймешь, что ты – вечная душа, ты восстановишь свои вечные отношения с Богом, и тогда ты будешь вечно счастлив. Арджуна воодушевляется этой перспективой, он хочет практиковать буддхи-йогу, но как искренний ученик он задает вопросы своему духовному учителю, Кришне. У него возникло свое представление, как практиковать буддхи-йогу. Иногда люди что-то поняли по-своему, начинают практиковать, а потом выясняется, что это неправильно. Но искренний ученик, перед тем как приступить к какой-то деятельности, проверяет, сверяет с духовным учителем, правильно ли он его понял.

Поэтому третья глава «Бхагавад-гиты» начинается с вопроса Арджуны.

И давайте мы посмотрим сейчас на иллюстрацию к третьей главе в руководстве, и посмотрим, какова логика этой главы.

Первый раздел – это вопрос Арджуны. Арджуна спрашивает: «Ты меня воодушевляешь на буддхи-йогу, и в моем представлении буддхи-йога означает заниматься медитацией. То есть это что-то такое, нет никакой деятельности внешней, человек сидит или изучает, погружен в какое-то изучение, либо медитирует, и в лесу где-то он принимает санньясу, отрекается от всей деятельности – и вот это, я понимаю, буддхи-йога, вот это по-нашему, по серьезному. Я хочу буддхи-йогой заниматься, и Ты меня вдохновлял на это, Ты мне объяснял, что это лучше, чем кармическая деятельность».

Но в конце второй главы Шри Кришна вдохновляет своего ученика сражаться, и Арджуна в недоумении. Только что ему объясняли, что нужно заниматься буддхи-йогой, духовной практикой, и тут же его призывают сражаться, то есть выполнять свои обязанности воина.

И вот здесь на иллюстрации вы видите этот вопрос Арджуны, первые 9 стихов как раз об этом. И вот здесь вопрос. Здесь сидит человек, который занимается медитацией. «Я хочу вот этим заниматься, – думает Арджуна, – а Ты меня вдохновляешь на деятельность ради плодов». То есть в сознании Арджуны сражение – это деятельность ради плодов, материальная деятельность. «И я не могу понять, как же так? Чем же мне заниматься? Разъясни мне это».

И ответ Кришны будет таков: «Я тебя, дорогой Арджуна, вдохновляю не на материальную деятельность, не на кармическую деятельность, Я тебя вдохновляю на карма-йогу». И карма-йога вы видите здесь на иллюстрации. Человек внешне занимается теми же самыми вещами, что и раньше. То есть в случае Арджуны – это сражение. Но сознание, цель – разные: если материалист делает это ради плодов, ради яблок, то преданный делает это ради удовольствия Кришны. В этом принципиальная разница.

(00:04:58)

Поэтому в этом разделе мы узнаем с вами о двух видах духовных практик. И та, и другая практика ведет человека к самосознанию, одна – это практика гьяна-йоги, когда человек занимается изучением, потом медитацией, и вторая практика – это активная практика бхакти-йоги. Мы подробно об этом поговорим.

Второй раздел объясняет нам, откуда появились предписанные обязанности, которые есть в варнашраме. Откуда это всё появилось, и каким образом эти предписанные обязанности помогают человеку духовно развиваться. Об этом мы узнаем из второго раздела, который называется «От карма-канды к карма-йоге». Здесь на рисунке вы видите лестницу. Вначале человек занимается своими обязанностями ради плодов, но постепенно, совершая ягью, – ягья означает, что он следует предписаниям Вед – он очищается и достигает состояния, когда он делает те же самые обязанности, но делает это как служение Господу. Вот путь от карма-канды к карма-йоге.

Третий раздел объясняет, что, даже если человек достиг совершенства и, в принципе, может не заниматься своей профессиональной деятельностью, отбросить свои предписанные обязанности из раздела варнашрамы, но, тем не менее, такой человек может продолжать эту деятельность, но не ради того, чтобы очиститься, а ради того, чтобы показать другим людям пример. И мы видим на иллюстрации, как Арджуна, который действует в сознании Кришны, показывает пример другим людям, которые еще не находятся в сознании Кришны, а думают о плодах, о каких-то кармических наслаждениях. И он показывает им пример, каким образом делать свои обязанности наилучшим образом, чтобы они могли постепенно прогрессировать.

И последний раздел, четвертый. Арджуна задает вопрос. «Мне всё понятно, Кришна, здорово Ты объяснил. Я понял, что нужно заниматься своим делом, делать это в сознании Кришны, но какая-то сила мешает мне это делать». Я думаю, у вас у всех есть такой опыт. Вроде понятно, что нужно делать, хочется даже этим заниматься, но, когда пытаешься это делать, то что-то мешает нам. И что это за сила такая? Эта сила называется вожделение. И мы видим на иллюстрации этого страшного врага, всепожирающее вожделение, которое не позволяет воину выполнять свои обязанности.

И что с этим вожделением делать? Рецепт тот же самый – выполнять свои предписанные обязанности, делая это в сознании Кришны. Так, постепенно это вожделение, эти проблемы, которые не дают нам заниматься своим служением, постепенно будут уходить. То есть служение является и целью, и средством. Самое лучшее средство для очищения, избавления от вожделения – это продолжать заниматься служением.

Итак, суть этой третьей главы – это сравнение двух практик: практики гьяна-йоги и практики бхакти-йоги. И эта глава доказывает нам, что бхакти-йога проще для того, чтобы ее практиковать, тогда как гьяна-йога очень сложна и для начала требует как минимум отречения, то есть санньясу. Ну кто из нас может похвастаться, что он уже принял санньясу и готов к гьяна-йоге? Большинство из нас, я думаю, не соответствует этой квалификации. Поэтому для нас практика бхакти-йоги самая подходящая.

Теперь давайте более подробно изучим каждый из этих разделов.

Раздел 1. Отречение или деятельность?

Арджуна сказал: «О, Джанардана, о, Кешава, если ты считаешь, что деятельность на уровне разума лучше деятельности ради ее плодов, то почему же ты хочешь вовлечь меня в эту ужасную войну?». Вот непосредственно вопрос Арджуны. Он спрашивает: «Только что Ты меня вдохновлял на буддхи-йогу, на духовную практику, а теперь вдохновляешь идти воевать и заниматься кармической деятельностью? Что-то я Тебя не пойму, дорогой духовный учитель».

И в действительности у большинства из нас, когда мы слышим слово «духовная» жизнь, возникают образы каких-то отреченных людей: борода, Гималаи, пещеры. То есть духовное означает противоположность материальному. Если я хожу на работу, значит, духовная жизнь – не ходить на работу. Если в материальной жизни я общаюсь, у меня есть друзья, значит, в духовной жизни у меня нет друзей, и я ни с кем не общаюсь. И в этом есть своя логика. Потому что, когда мы совершаем деятельность в этом мире, то каждое действие порождает кармическое последствие.

(00:10:02)

То есть я иду по полю, будем ходить по полю. Ходишь по полю – и, раз, на кого-то наступил – реакция. Разговариваешь с людьми, проявляется ненависть или привязанность – тоже реакции. То есть, что бы мы ни делали: кушали, дышали, спали, ходили, – за всем этим следуют кармические последствия. «И если я хочу избавиться от кармы, – думает человек, – то что мне надо сделать?» Правильно – остановить деятельность, перестать совершать эти все поступки. И тогда последствий не будет. Здорово же я придумал?

Поэтому у Арджуны возникает вот это представление. И также Шрила Прабхупада говорит в комментарии, что еще одной причиной, почему люди так склонны к преждевременному отречению – это то, что это хороший повод избавиться от обременительных обязанностей. Шрила Прабхупада говорит об этом в комментарии.

«Иными словами, Арджуна хотел уклониться от участия в битве, используя сознание Кришны как предлог. Но, будучи искренним и серьезным учеником, он сообщил об этом своему духовному учителю, Кришне, и спросил, как лучше всего поступить. Отвечая Арджуне, Господь Кришна подробно рассказал о карма-йоге, или деятельности в сознании Кришны, которой и посвящена эта глава «Бхагавад-гиты».

То есть вот две причины. С одной стороны, в нашем сознании есть такое представление: духовная жизнь противоположна материальной – значит, не делаю то, что я делал в этой жизни. С другой стороны, это хороший повод отказаться от обременительных обязанностей. Но в действительности люди, которые находятся в отречении, внешне отреклись от мира – это не то, что они вообще ничего не делают, не нужно так об этом думать. Они занимаются деятельностью, они занимаются медитацией, они занимаются изучением, у них тоже есть определенная практика, определенная ягья.

Если человек перестает что-либо делать в этом мире, то это греховно. Потому что в это время мы всё время чем-то пользуемся: светом, водой, воздухом, просто мы живем, кушать надо. То есть мы пользуемся благами, которые предоставляет нам Господь и полубоги. То есть Господь через полубогов предоставляет нам эти блага. И если человек пользуется этим, но ничего не дает взамен, если он не совершает ягьи, если он не платит по счетам, то это означает, что он совершает грех. Его ждет расплата.

Поэтому все должны заниматься служением, все должны выполнять свои обязанности. Просто у разных людей разные обязанности. И тот, кто принимает санньясу, уходит в отречение, у него есть тоже своя ягья, он тоже, если он выполняет эти обязанности, то тогда все счета его оплачены.

Но если человек не способен на эту ягью, если он принимает отречение, но не может совершать ягью, которую положено в отречении, то получается, он оставил свои прежние обязанности в варнашраме. И при этом он не может делать обязанности, предназначенные для санньяси. Тогда он ничего не делает, тогда он вор, тогда он преступник. Поэтому перед тем как уходить в отречение, человеку нужно обрести квалификацию определенную. Об этой квалификации будет здесь говориться. Это то, что у человека чистое сердце, у него нет вожделения, у него нет материальных привязанностей, он осознал себя душой. Если человек не находится на этом уровне, то он не сможет заниматься ни медитацией, ни изучением. Потому что это вожделение, эти привязанности не позволят ему сосредоточиться на всем этом.

Поэтому преждевременное отречение осуждается в этом разделе «Бхагавад-гиты». Кришна не хотел, чтобы его друг и ученик Арджуна был санньяси-притворщиком. Вместо этого, когда человек занимается бхакти-йогой, для бхакти-йоги нет условия, что человек должен быть в отречении. Любой человек может заниматься бхакти-йогой, даже если он живет как домохозяин, у него есть работа, у него есть какие-то привязанности, тем не менее, он уже может начать заниматься бхакти-йогой, вовлекая в этот процесс свою работу, свое положение, и превращая это всё в карма-йогу в сознании Кришны. Об этом мы сейчас будем читать.

(00:14:55)

Еще раз. Бхакти-йога, с одной стороны, конечно же – это прямые анги преданного служения, это воспевание Святых Имен, чтение «Шримад-Бхагаватам», общение со святыми вайшнавами. Но также, особенно вначале, бхакти-йога включает в себя элементы варнашрамы, которые преданный использует, чтобы занять свою природу и превратить это всё в свои какие-то способности, богатство, и так далее, и превратить это всё также в преданное служение, или в карма-йогу в сознании Кришны. С этой точки зрения бхакти-йога превосходит гьяна-йогу, так как гьяна-йога, еще раз, требует уже чистоты и отречения, и мало кто из нас способен на это. Вот об этом здесь говорится.

И перед тем, как мы дальше пойдем, я хотел объяснить разницу между кармой, карма-йогой и карма-йогой в сознании Кришны.

Когда человек действует, как ему сердце подсказывает, то есть делает всё, что ему захочется, это называется словом «викарма», или греховные поступки, потому что человек не соблюдает никаких божьих законов.

Когда человек признает законы Бога и действует в соответствии с этим, то есть он следует принципам варнашрамы в своей жизни и делает это для того, чтобы хорошо жить в этом мире и получить хорошее будущее после оставления этого тела, таких людей называют «карми».

Но когда человек очищается, занимаясь всей этой деятельностью, в какой-то момент к нему приходит понимание, что он хочет выбраться из этого мира, очистить свое сердце от привязанностей и достичь освобождения. И он продолжает выполнять свои обязанности в варнашраме, но цель у него совершенно другая – освобождение. Такого человека называют карма-йог.

Но, когда человек понимает, что его цель – это Кришна према-бхакти, он хочет полюбить Кришну всем своим сердцем, но он пока еще недостаточно отречен, но у него цель именно в этом, то тогда его деятельность в системе варнашрамы превращается в карма-йогу в сознании Кришны.

То есть видите, карми, карма-йог и карма-йог в сознании Кришны внешне делает одну и ту же вещь – он идет на работу, но мотивы у них разные. Карми это делает ради плодов, карма-йог это делает ради освобождения, и карма-йог в сознании Кришны делает это как служение Господу для того, чтобы развить к Нему привязанность.

Давайте почитаем дальше, что говорит «Бхагавад-гита». Текст номер два.

«Твои противоречивые наставления смутили мой разум. Поэтому прошу тебя, скажи определенно, какой путь приведет меня к истинному благу?»

Шри Кришна отвечает: «О, безгрешный Арджуна, как Я уже говорил, есть два типа людей, стремящихся познать свое «я». Одни посвящают себя философским размышлениям, а другие преданно служат Господу». Вот как раз здесь Кришна говорит, что есть люди с двумя видами веры, ништхи, то есть одни – это те, кто практикует путь гьяна-йоги, и, соответственно, они отрекаются от этого мира, и есть бхакти-йоги, которые занимаются преданным служением.

И давайте посмотрим, что советует Кришна, какой же путь избрать Арджуне? Текст номер четыре.

«Просто воздерживаясь от деятельности, человек не освободится от кармы, и обет отречения от мира сам по себе не поможет ему достичь совершенства».

Что это за люди такие, которые считают, что, если они примут отречение, то тем самым они достигнут совершенства? Шрила Прабхупада пишет об этом в комментарии к этому стиху.

«Философы-имперсоналисты считают, что достаточно человеку стать санньяси, то есть прекратить кармическую деятельность, и он сравнится с Нараяной. Но Господь Кришна отвергает эту идею. Если человек с нечистым сердцем примет санньясу, он только внесет беспокойство в жизнь общества».

То есть перед тем как человеку принимать санньясу, его сердце должно быть чистым, то есть, если в его уме множество материальных желаний, он не сможет дхарму санньяси выполнять. И поэтому перед тем, как человек принимает санньясу, то есть может оставить свои обязанности в варнашраме, человеку нужно очиститься. Есть два варианта, как можно очиститься. Либо человек выполняет обязанности в системе варнашрамы, об этом Шрила Прабхупада говорит в комментарии, вот я почитаю.

(00:20:08)

«Отречься от мира может только тот, кто очистился от материальной скверны, выполняя предписанные ему обязанности. Различные виды деятельности, рекомендованные в Ведах прежде всего для того, чтобы очистить сердце оскверненных материализмом людей».

То есть первый вариант. Человек следует варнашраме, и когда он очищается от материальных желаний, от вожделения, то после этого можно говорить о практике гьяна-йоги, не раньше. И второй вариант, как можно очистить сердце, Шрила Прабхупада говорит в конце этого комментария.

«С другой стороны, если человек, даже оставив предписанные ему обязанности, встал на путь трансцендентного служения господу (буддхи-йоги), Господь всегда примет его служение, каким бы незначительным оно ни было.

«Св-алпам апи асйа дхармасйа трайате махато бхайат». Даже небольшое продвижение по этому пути поможет человеку преодолеть величайшие трудности».

То есть Шрила Прабхупада говорит, как альтернатива Ведической системе варнашрамы – это практика бхакти-йоги. Бхакти-йога также включает в себя элементы варнашрамы, тут всё нормально, но просто сознание другое, цель другая. Поэтому до тех пор, пока человек не очистился, ни о какой санньяси речи нет, значит, ни о какой практике гьяна-йоги речи нет. Тогда как если человек занимается бхакти-йогой, это и сердце его очищает, а также дает ему возможность достичь совершенства.

Дальше объясняет нам Кришна в пятом тексте.

«Все существа беспомощны перед природой и вынуждены действовать в соответствии с качествами, приобретенными под влиянием материальных гун. Поэтому никто не может удержаться от действий даже на мгновение».

И в комментарии Шрила Прабхупада ту же самую мысль доносит до нас, он объясняет, что если человек не очистил сердце, то он не сможет усидеть просто. И очистить сердце можно либо, если человек следует классической системе варнашрамы, либо если он следует практике бхакти-йоги.

Но одна интересная деталь в этом комментарии. Шрила Прабхупада объясняет, что эта активность живого существа вызвана не тем, что она обусловлена гунами, и поэтому она такая активная, нет, изначально живое существо очень активно. Шрила Прабхупада пишет:

«Активное начало не является свойством обусловленной жизни, оно заложено в самой природе души. Без души материальное тело не может даже пошевелиться. Тело всего лишь безжизненный механизм, приводимый в движение вечной душой, которая всегда активна и не может провести в бездействии даже мгновения».

То есть активность – это наша природа. Чувствовать, думать и желать, что-то делать, служить, переживать – это природа души. Но изначально эта активность была направлена на служение Кришне. Но придя в этот мир, и запутавшись в гунах материальной природы, активность стала материальной. И до тех пор, пока человек находится в этом материальном сознании, ему сложно будет сесть и спокойно посидеть, помедитировать или погрузиться в изучение. Но если он с самого начала займется преданным служением, которое активно по природе, то он восстановит свою духовную активность. И об этом говорит здесь Шрила Прабхупада.

«Тот, кто внешне удерживает органы чувств от деятельности, но при этом постоянно думает об объектах чувств, обманывает самого себя и зовется притворщиком».

Шрила Прабхупада пишет:

«Есть много притворщиков, которые отказываются действовать в сознании Кришны и делают вид, что занимаются медитацией, хотя на самом деле их ум поглощен мыслями о чувственных наслаждениях».

То есть, если человек раньше времени решает отречься от всего и заняться медитацией, то он столкнется с тем, что он не может заниматься медитацией, потому что его ум постоянно поглощен чувственным наслаждением, и это просто фикция.

Никакого духовного блага человек не получает, мало того, это греховная деятельность, и он тунеядец, потому что он берет, не платя по счетам.

В книге «Путешествие домой» Шрила Радханатха Махарадж рассказывает, как однажды он встретился с человеком, садху.

(00:24:52)

Он застал такую сцену: сидит колоритный садху с бородой, в шафрановых одеждах, и вокруг него толпа людей, которые подходят к нему по очереди, предлагают свои поклоны и жертвуют ему какие-то деньги, и какие-то продукты, и он улыбается им, благословляет, наставляет. И будущий Шрила Радханатха Махарадж встал в очередь этих людей, которые стремились получить милость этого садху.

Этот садху, заметив его, иностранца, подозвал его к себе, говорит: «Садись сюда», – и, продолжая свою работу – благословлять, принимать – он спросил у него на чистом английском. Люди не понимали английский язык, поэтому он свободно мог с ним разговаривать, он спросил у него: «Кто ты, откуда?» – «Я из Америки». – «Зачем ты приехал в Индию?» – «Я приехал в Индию, чтобы найти просветление, я хочу найти свой путь назад к Богу». «Ты из Америки? И приехал в эту нищую Индию? Ты просто глупец!» И гуру Махарадж говорит, что он понимал, что он глупец. «В чём же моя глупость? Объясните, просветите меня». – «Ты глупец, потому что в Америке такие прекрасные машины, такие возможности для чувственных наслаждений, кинотеатры, – там то и вот это. А ты бросил всё это для того, чтобы приехать в эту нищую Индию ради того, чтобы есть вот этот рис и дал? Я уже не могу смотреть на этот рис и дал, меня всё это так достало, ты дурак, у тебя такие возможности, и ты оставил их».

И он смотрит на него, на этого садху, который продолжает улыбаться, продолжает выполнять свои обязанности, принимает рис и дал, и благословляет этих невинных людей, и он подумал: «Господи, неужели так бывает? Этот человек в одеждах садху должен быть святым человеком, он должен заниматься медитацией на Бога. Но вместо этого он сожалеет о том, что у него нет возможности для чувственных наслаждений». Вот это называется обманщик. И ничего духовного в этом нет. И такой человек будет страдать за свой обман и за свое тунеядство.

Текст номер семь. Здесь Кришна расскажет альтернативу. То есть Он говорит: «Арджуна, на становись санньяси притворщиком, ты не сможешь это делать, у тебя не хватит квалификации. Да, гьяна-йога – правильный путь, он действительно приводит к самоосознанию, но ты не сможешь этим заниматься, у тебя слишком много страсти. Вместо того чтобы быть притворщиком, лучше займись бхакти-йогой». Седьмой текст об этом.

«Но искренний человек, который с помощью ума пытается обуздать чувства и, отказавшись от мирских привязанностей, начинает заниматься карма-йогой в сознании Кришны, намного превосходит притворщика».

 В комментарий Шрила Прабхупада пишет:

«Вместо того чтобы притворяться йогом и надеяться на беспечную жизнь, полную чувственных удовольствий, гораздо лучше продолжать заниматься своим делом и стараться достичь высшей цели жизни: освободиться из материального плена и войти в царство Бога».

То есть вот такая альтернатива. И бхакти-йога предполагает, что человек может быть не отреченным, но он может занять эту деятельность в духе отречения, и это превратится в карма-йогу в сознании Кришны. Кришна дальше продолжает:

«Честно исполняй свой долг, ибо такой образ действий лучше, чем бездействие. Не работая, человек не может удовлетворить даже самые насущные потребности своего тела». То есть, если человек не выполняет какую-то работу, то как он удовлетворит эти потребности своего тела? Можно сказать: «Я буду жить в лесу, и я не буду пользоваться услугами других людей». Но Солнцем ты будешь пользоваться, воздухом будешь пользоваться, водой будешь пользоваться – за это ведь тоже нужно платить. Поэтому, если ты не будешь ягью делать, то тогда ты будешь вором, об этом Кришна дальше скажет.

И вывод, который делает Кришна, решение – девятый текст:

«Любые обязанности следует выполнять как жертвоприношение Господу Вишну, иначе они приковывают человека к материальному миру. Поэтому, о, сын Кунти, выполняй свой долг ради удовольствия Вишну, и ты навсегда освободишься от материального рабства».

(00:30:03)

Это итог, здесь в самом санскрите Кришна говорит: «йаджна-артхат», действую только ради Ягьи.

И Шрила Прабхупада объясняет, что слово «ягья» – это имя Господа Вишну. Он доказывает это здесь. Поэтому всю свою работу, то есть все свои обязанности в варнашраме нужно посвящать Господу Вишну, действовать только ради Него. Вот тогда твоя деятельность не будет иметь никаких кармических последствий. Это будет духовной деятельностью.

Если же человек просто действует ради чувственных наслаждений, это будет карма. Если он будет имитировать санньяси, при этом думать о чувственных наслаждениях, это будет еще хуже – это будет викарма. К чему призывает Кришна Арджуну? Он призывает его не к кармической деятельности и не одобряет его санньясу. Он говорит: «Займись активной духовной практикой, которая называется бхакти-йога, или карма-йога в сознании Кришны».

Шрила Прабхупада подводит итог в комментарии к этому разделу.

«Итак, каждый должен действовать ради удовлетворения Вишну. Любая другая деятельность в материальном мире только порабощает, поскольку и благочестивые, и греховные поступки влекут за собой последствия, связывающие того, кто совершает эти поступки. Поэтому надо действовать в сознании Кришны, ради удовлетворения Кришны (или Вишну), и тот, кто занимается этой деятельностью, уже освободился от рабства Кармы. Такая деятельность – великое искусство, и на первых порах, чтобы овладеть им, необходимо действовать под руководством опытного духовного наставника».

На этом мы закончим обзор из первой части этой главы. Итак, вопрос Арджуны: «Я хочу заниматься буддхи-йогой, Ты меня толкаешь на карму». Кришна объясняет: «Я тебя не на кармическую деятельность вдохновляю, Я тебя вдохновляю на активную практику буддхи-йоги, которая называется бхакти-йога. Ты не сможешь заниматься гьяна-йогой, у тебя не хватает квалификации, нужно быть санньяси, а ты не санньяси. Но для бхакти-йоги ты квалифицирован, ты можешь уже сейчас это практиковать».

И как мы сейчас можем практиковать вот то, о чем говорит здесь Кришна? Как практиковать эту карма-йогу в сознании Кришны? Что нам говорит об этом Шрила Прабхупада? Давайте помедитируем на это. И есть несколько пунктов, которые вам помогут вашу деятельность превратить в карма-йогу в сознании Кришны.

Первый пункт. У нас обязательно должна быть хорошая духовная садхана. Духовная практика. То есть прямые анги. Потому что, если мы не читаем книги Шрилы Прабхупады, если мы не повторяем мантру, не общаемся с вайшнавами, нас просто не интересует ни Кришна, ни служение Ему, уж тем более, работу посвящать Ему. То есть эти вещи нас не интересуют, поэтому не о чем и говорить. И поэтому первое, с чего начинается превращение своей работу в практику карма-йоги – это то, что наладить свою садхану. Если у вас есть Харе Кришна мантра с утра, если вы читаете книги, слушаете лекции, то у вас есть духовное сознание, сознание Кришны.

Второй момент. Какую конкретно деятельность взять для того, чтобы предлагать ее Кришне? Можно, конечно же, обратиться к духовному учителю и спросить: «Гуру-Махараджа, куда мне пойти работать? Чем мне заниматься? Что мне делать в сознании Кришны?» Я сейчас не говорю про духовную практику и даже не про то, как занимать себя в миссии, а именно про работу. Про то, кем мне работать, чем мне заниматься. И духовный учитель может сказать вам об этом конкретно: «Иди на завод, делай макароны». А может не сказать. И обычно говорят: «Сам решай».

Сам решай, но есть одно условие. Эта деятельность должна быть не греховной. То есть, в принципе, любую деятельность, любую работу можно занять в служение Кришне, кроме греховной. Может быть, в самом начале люди даже греховную деятельность предлагают Кришне. Воруют для Кришны, убивают для Кришны, но это, скорей всего, нужно сразу же прекратить, как только человек узнает философию в сознании Кришны. Потому что Кришне не нужно греховную деятельность предлагать. И что такое греховная деятельность? Это деятельность, которая выходит за рамки четырех регулирующих принципов. И надо посмотреть: вот я хочу работать или заниматься чем-то, не нарушает ли это четырех регулирующих принципов? Если не нарушает, то это можно занять в служении Кришне. Это был второй пункт.

(00:35:06)

Третий пункт. Если эту работу поручил мне Господь, я хочу ее делать в духовном сознании, то мне нужно свою работу делать очень хорошо. Ведь я делаю ее для Кришны. Это должно быть даже лучше, чем для себя. Помните, мы говорили, что без привязанности к результатам означает, что человек не привязан к наслаждениям результатом, но это не означает, что он не хочет этих результатов. Он хочет сделать это хорошо, но сделать это для Кришны, а не для своего чувственного наслаждения.

Поэтому, если вы работаете водителем, то как делать свою работу хорошо? Чистота в салоне, вы уважительно относитесь к своим пассажирам, вы ездите аккуратно, и так далее, то есть можно подумать об этом – у каждого есть свои обязанности, можно подумать, как эти обязанности делать хорошо. Это был третий момент.

Четвертый момент. Плоды, которые приносит эта деятельность, должны быть посвящены Кришне. Что это означает? Однажды я видел, как преданный предлагал деньги Кришне. Он принес заработанные деньги, положил на алтарь у себя в квартире, и сказал: «Кришна, это для тебя». И после этого он взял эти деньги и потратил, как хотел. Отдавать плоды Кришне – означает, тратить эти плоды так, как хочет Господь. И Господь хочет, чтобы мы духовно развивались, поэтому деньги, которые приносит нам деятельность, нужно тратить на свое духовное развитие, духовное развитие своей семьи.

Что нужно для этого? Понятно, что нужно заплатить за коммунальные услуги, должна быть еда в холодильнике, нужно позаботиться о детях, о своей жене, или о своем муже, – у кого как, то есть понятно, всё это нужно сделать, без всего этого сложно будет практиковать сознание Кришны. И если эти деньги тратятся на то, чтобы организовать свою духовную практику, то тогда эти деньги тратятся по-божески, так, как хочет Господь.

Но также часть этих денег нужно потратить на то, чтобы помочь другим духовно прогрессировать. Либо самому что-то такое организовать, чтобы помогать людям становиться лучше, либо дать эти деньги тем, кто сможет это организовать – это называется проповедь. Если мы плоды своей деятельности тратим на свое духовное развитие, на духовное развитие окружающих, то тогда это называется посвятить плоды своей деятельности Кришне.

И пятый пункт. То есть пять у нас получается: первый – это духовная практика у меня должна быть. Второе – деятельность, которую я делаю, не греховная. Третье – делаю эту деятельность хорошо. Четвертое – плоды посвящаю Кришне. И пятое – я не горжусь тем, что я делаю. Обычно люди гордятся. Если у них что-то получается, они говорят: «Я это сделал, то есть я тот, кто совершает деятельность, какой я молодец. Видите, как я правильно всё сделал? Плоды раздал, и сделал хорошо, какой я молодец!» Но правильно, когда преданный понимает, когда у него нет ложного эго, он понимает, что по милости Кришны он смог это сделать, вся слава – Кришне. И он не гордится всем этим, он понимает, от кого эта милость идет.

Вот пять таких пунктов, которые помогут вам превратить обычную вашу деятельность, связанную с поддержанием себя, с какой-то деятельностью в этом мире, в этом социуме, превратить ее в карма-йогу в сознании Кришны.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!