Глава 2. Концепция любви согласно теории Э. Фромма



Типы любви по Э. Фромму

Основными типами по Э. Фромму являются следующие «объекты» [3, с. 127]:

1. Братская любовь

Данная любовь основывается на чувстве единства между людьми, что прописано в Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Для того, что в полном объёме ощутить данный тип любви, нужно проникнуть вглубь человека – изучить его суть, а не только его поверхность.

2. Материнская любовь

Суть этой любви не основывается только на взаимоотношениях между матерью и ребёнком, – здесь Э. Фромм связывает её с родительской любовью к беспомощному существу.

3. Эротическая любовь

Отличие данной любви от первых двух заключается в том, что и братская, и материнская направлены на неограниченное количество объектов обожания, в то время как эротическая – на один, то есть она избирательна.

4. Любовь к себе

Э. Фромм, в отличие от Фрейда, не признает данный тип любви чем-то грешным, проявлением нарциссизма: напротив, он подчёркивает, что это чувство, при отсутствии которого, человек не смог бы полюбить кого-то другого.

5. Любовь к Богу

Здесь Э. Фромм связывает любовь, как воссоединение души человека с природой, основой всех любви, связующую все грани человеческого сознания. Он подчёркивает, что природа любви человека к Богу соответствует его любви к человеку [2, с. 144].

Таким образом, можно сказать, что исключительной в этом списке является эолитическая любовь, так как по своей природе она уникально, не всеобща, в связи с чем она существует как самодостаточное стремление, потребность и проявление.

Однако наряду с положительными чертами, существуют и негативные ориентации в определении человеком понятия «любовь».

К таким опасно-социальным формам проявления любви Э. Фромм относит [1, с. 215]:

1. Некрофилию

«Некрофилия» переводится как летать к мёртвым и используется для обозначения сексуальной перверсии – желание обладать мертвым человеком.

Такие люди, по мнению Э. Фромма, живут прошлым и никогда не смотрят в будущее. Он подчеркивает связь Гитлера с непрофильным типом личности, поскольку он был очарован витающему вокруг него запаху гнили и находил в этом удовольствие. Их ценности являются «зеркалом» наших: их возбуждает не живое, а мертвое.

2. Нарциссизм

В отличие от позитивного нарциссизма, данный тип подразумевает максимальное его проявление, отличительными чертами которого является любовь только к самому себе, причём это может проявляться в различных формах: физические сальности, внешность, интеллект и др. [2, с. 48].

При этом Фромм выделяет понятие «группой нарциссизм», когда на место одного человека вступает сразу целая нация, религия, раса и др.

Такой человек не умеет любить, открыть себя миру и находится в постоянном конфликте со своим разумом.

3. Симбиозно-инцестуальные движения

Подразумевают под собой желание человека быть ближе с теми, от кого он и произошёл, что чаще всего объясняется тем фактом, что это люди, боящиеся выйти в свет, но все же имеющие это желание.

По этой причине они ищут защиту в близких людях, а самой близкой является генетическая близость.

Делая вывод об этих трёх негативных влечениях, Фрейд подчеркивает, что все они действуют против жизни, роста, вызывают столкновения, деструкцию и смерть.

 

Любовь в современном западном обществе

 

Характеризуя любовь, как способность человека принимать её сознательно, модно сделать вывод о том, что индивид, являясь существом социальным, поддаётся влиянию определённых норм, культуре, что формирует его характер на протяжении всей его жизнедеятельности. Однако говоря о её значении в современной западной культуре, стоит выяснить – влияет ли социальное окружение на формирование духа любви в человеке, и если – да, то как и каким образом она функционирует.

Такие проявления любви, как материнская, эротическая и братская являются уникальными, не имеющими аналогов, хотя на данном этапе развитии её пытаются заменить иной, ложной формой.

Западное общество характеризуется «атомным» состоянием, при котором каждый действующий в нем «атом» похож на другой, не отличаясь от него ничем – принцип похожести приводит к стандартизации в проявлении чувств, эмоций и желаний, что приводит к едином отращу социального облика человека [1, с. 155].

Говоря о современном браке, то он также не обладает «уникальностью», превращаясь в обычные механические часы, работающие в своём обычном темпе: мужчина делает комплименты своей жене, проявляют заботу, когда жена, в свою очередь готовит еду, создаёт «семейный уют», слушает мужа, когда он жалуется на очередной выговор от начальника.

Таким образом, Э Фромм оценивает такой брак как сожительство двух людей, не имеющих «глубокой душевной связи», но живущих согласно тем принципам, что царят в обществе. Этот брак построен не на «любви», а на более низменных эмоциях, такие как страх остаться одному, желание находиться под защитой, обезопасить своё будущее, чтобы, к примеру, дети принесли стакан воды в старости [3, с. 155].

Во времени после Первой Мировой войны, как было сказано ранее, были популярны Фрейдовские течения, которому был подвержен сам Фромм. Однако позже Э. Фромм стал рассматривать социальные мышление, в то время как Фрейд изучал биологический подход, отрицая при этом искренность человеческой природы, объясняя её пороками [2, с. 5-6].

Именно по этой причине формируя свой взгляд на идеальный брак, Фрейд ассоциирует его с сексуальным феноменом, потому что неудовлетворение, непонимание партнеров во время близости зачастую и приводит к бракоразводным процессам.

Психолог утверждал, что только беспрепятственное и максимальное удовлетворение всех потребностей, инстинктивных порывов – и есть результат счастья, однако в опровержении этому современные исследователи, изучая природы взаимоотношений мужчин и женщин выявили, что отношения, построенные только на сексе, ведут к острым проблемам, причём в трёх аспектах личности: духовной, физической и психической.

Таким образом, Фромм считает, что именно такая «механическая» любовь или любовь, построенная только на сексуальных взаимоотношениях – и есть псевдолюбовь, которая также имеет несколько форм [2, с. 156-161]:

1. Человек, имея в прошлом чувства, страхи, связанные с одним из родителей, может привязаться к другой фигуре, причём если и она является подверженной этим эмоциям, то они оба ограничивают себя сферой интимных отношений. Хотя если рассматривать таких людей с точки зрения биологического возраста, их интеллектуальным возможностям, то они полностью соответствуют всем определённым нормам;

2. Существует ещё один вид патологии, при котором человек не может существовать без материнской опеки, в связи с чем он, если говорить о представителе мужской части человечества, старается найти женщину, которая бы любила его, но не желала быть любимой. Однако, как только она показывает ему то, что хочет получить что-то взамен, то мужчина начинает искать других женщин на стороне.

Все это ведёт к неудовлетворению со стороны теперь и женщины – для мужчины это кажется проявлением эгоизма, а если последнему есть место быть, значит о материнской любви, которую он ищет, нет места. Все это преподносится человеку осознано как тот факт, что любви этой женщины к нему не существует: такой человек нуждается в женщине, которая бы полностью совмещалась себе комплект материнских качеств, ее таланты и дарования;

3. Следующая, более тяжёлая форма патологии любви, является стремление человека вернуться к истокам своего рождения, на фоне чего развивается душевная болезнь. Причиной этому может служить нежелание материал отпускать ребёнка от себя;

4. Ещё одна форма может быть связан с отцом: чаще всего это связано с тем, что мать в доме имеет холодный и сдержанный характер, в то время как отец, находясь «на фоне» этих эмоций, превращает ребёнка в центр своих желаний и идей. В следствии чего если ребёнок провинился – он получает наказание, если наоборот – поощрение. Отношение у таких мужчин к женщинам становится как к дочке, а не жене, причём образ своего отца он будет искать в других мужчинах, к которым после крепко привяжется [1, с. 231];

5. Причиной невротической любви у ребёнка может послужить семья, в которой отец и мать холодно относятся друг к другу, но с целью оградить его от этих эмоции, начинают жить тихо и без ссор. Ребёнок, чувствуя неискреннее отношение родителей друг к другу, ограждается и углубляется в свой мир, что чаще приводит к мазохистским наклонностям;

6. Форма «любовь-поколение» наблюдается у людей, которые часто смотрят кинофильмы, в особенности романтические. Такой человек сосредотачивает все своё внимание на одном человеке, превращая его в фетиш, идол, однако это не может продолжаться долго, так как находя «искажения» в любимом образе, они его покидают, сосредоточивая своё внимание на другом, после чего история повторяется раз за разом;

7. Ещё одной причиной развития у ребёнка неправильной формы представления о любви, является превращение его родителями в центр своих проблем. Такие люди закладываю смысл рождения ребёнка в свою цель, в смысл собственной жизни, из-за чего, когда брак находится на гране распада, ребенок является уравновешивающим факторам и этого не происходит. Однако такая напряжённая обстановка действует на него ещё хуже, чем если бы они находились в бракоразводном процессе;

8. Ещё одной формой является замещение эмоций прошлыми проявлениями любви. Такие партнеры живут прошлым или будущим, ударяясь о тёплые и приятные воспоминания в прошлом. Э Фромм называет это «временной аберрацией», когда обловы превращается в наркотик, приглушающий одиночество и страх [3, c. 161-165].

Таким образом, делая выводы, можно сказать о том, что любовь возможно лишь при объединении во всех аспектах, существовании, ведь только тогда возможно определение всей ее полноты, мощности и силы.

Заключение

Таким образом, делая вывод о значимости трудов Э. Фромма можно сказать, что он первый сделал шаг к раскрытию отношения страстей между людьми, считая, что «ключом к пониманию человека служит не тело и инстинкты, такие как потребность в пище или в собственности, а вся жизнь человека, его «практика жизни»» [4, с. 15].

Говоря о заложенных им идеях, можно сделать вывод о том, что он рассматривал любовь, как вырабатываемое человеком качество, причем развитие этой способности напрямую связано с культурой общества, в которой живет человек. Именно по этой причине были рассмотрены основные положения концепции любви согласно Э. Фромму, отражающие здоровую, подлинную любовь: братскую, материнскую, эротическая, которую часто пытаются заменить псевдолюбовью.

Рассматривая современное общество, становится заметна тенденция превращения человеческой энергии в товар, что обесценивает понятие любви, из-за чего появляются «идеальные браки», которые склоняются к заученным проявлениям. Это негативным образом сказывается на определение семьи, на взаимоотношениях людей, также это может стать причиной порождения других, болезненных форм проявления любви.

Рассматривая любовь, как обладание, можно сказать, что человек пытается лишить другого свободы. Замечено, что когда люди начинают говорить про свою влюблённость, все чаще повторяя это, то выглядит, будто они убеждают в этом не только себя, но и окружающих. Тогда вопрос в том: когда мы рассматривали материнскую любовь, как один из ее типов, то возникает вопрос. Насколько и как часто родители говорят своим детям об этом? Подразумевается, что не часто, так как это больше выражается в поступках и действиях по отношению к ребёнку.
Говоря о браке, были рассмотрены основные западные аспект любви в современном западном обществе. Любящая пара – кажется исключением, нереальностью, а страх, общий ребёнок, расчёт, нормы и обычаи – статичной «любовью», которая может рухнуть в тот момент, когда один или оба партнёра осознают, что не любят и не любили друг друга никогда. Однако сейчас замечена более положительная динамика: в связи с веком новых технологий, жесткого бизнеса и конкуренции, люди стали осознавать, что простое влечение – не признак любви, что удовлетворение потребностей – не признак любви и единения, а партнёрство, поддержка и забота – основные факторы, которые могут определить отношение человека.

Однако нельзя исключать, что брак является плохим решением для любящих людей, скорее, проблема кроется в экзистенциальной сущности партнеров, общества. Ведь такие современные направления, как обмен партнерами, групповой секс и др. ведут к гибели личности во всех аспектах. Все это возникает на фоне тех проблем, которые пара не может решить, как, например, скука и желание обладать, властвовать над большим количеством людей. Проблема заключается не в том, что чувства людей ушли, а в том, как мы и говорили ранее, что любовь – это действительно искусство, которому нужно учиться, чтобы полюбить хотя бы одного.

Именно эти и другие проблемы рассматривает в своих работах Э. Фромм, его труды до си пор вносят огромный вклад в написание множества диссертаций и исследований на тему любви.  

 

 

Список литературы

1. Фокина Н.И. Современная западная философия / Н.И. Фокина. – М.: Проспект, 2009. – 327 с.

2. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. – М.: Республика, 1992. – 415 с.

3. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фромм. – М.: Республика, 1992. – 270 с.

4. Фромм Э. Искусство любить / Э. Фромм. – М.: Республика, 1992. – 64 с.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!