Основные положения теории любви



Кафедра «Управление и системный анализ теплоэнергетических и социотехнических комплексов»

 

Реферат

По дисциплине «История»

На тему: Философия любви Фромма

 

Выполнил студентка I-ТЭФ-12

 
     
  Проверил: Доктор исторических наук,доцент,заведующий кафедрой «Социология, политология и история Отечества» Семёнова Екатерина Юрьевна
     

 

 

Самара 2020 г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 2

Глава 1. Общая характеристика теории Эриха Фромма. 4

1.1. Основные философские взгляды Эриха Фромма. 5

1.2. Основные положения теории любви. 7

Глава 2. Концепция любви согласно теории Э. Фромма. 10

2.1 Типы любви по Э. Фромму. 10

2.2 Любовь в современном западном обществе. 12

Заключение. 16

Список литературы.. 18

 

 

Введение

Начиная с незапамятных времён, люди задавались вопросами о своём происхождении, о природе мысли и тех образов, что появляются у них в голове. Именно поэтому древнейшие философы, пытаясь найти точный ответ на вопрос «что такое человек», не могли прийти к общему мнению. Если говорить обобщённо, то человек является существом, наделённое разумом и способное совершать действия в связи с его потребностями, возможностями и интересами [2, с. 9].

Однако рассматривая реалии современного мира, понятие человек тесно связано с социальным фактором: его взаимоотношения с другими людьми, необходимость в самовыражении, взаимообмен – все это приводит к утрате множества важных ценностей и качеств, как например, любовь. Большинство людей считает, что она является подарком судьбы и приходит сама, не требуя ничего взамен – это не навык, который нужно приобрести или отработать.

Однако в своих работах Эрих Фромм отрицает данные гипотезы, ссылаясь на то, что современная «любовь» строится не на сексуальном взаимодействии людей, не на инстинктах, так как именно это зачастую принимается за глубокие чувства, а на том, что любовь – есть искусство, которому нужно учится и овладевать [3, с. 157].

Именно поэтому актуальность данной темы определяется неспособностью людей отличить настоящие чувства от «ложных»: век современный технологий, рост численности ЛГБТ-движений, феминизма, сексизма и других течений приводит к искажению понятия «любовь», что является важной социальной проблемой, поскольку правильное формирование представлений о любви, брака у современного поколения гарантирует дальнейшее процветание человечества.

Цель исследования: рассмотреть проблему любви в концепции личности по работам Эриха Фромма.

Предмет исследования: социология Эриха Фромма.

Объект исследования: определение любви в работах Эриха Фромма.

    Для достижения цели является необходимым решение следующих задач:

– ознакомиться с философскими взглядами Эриха Фромма;

– рассмотреть основные положения теории любви;

– проанализировать типы любви по Эриху Фромму;

– изучить любовь в современном западном обществе.

Реферат имеет проблемно-хронологическую структуру и содержит введение, две главы, заключение и список литературных и иных источников.

 

 

Глава 1. Общая характеристика теории Эриха Фромма

Основные философские взгляды Эриха Фромма

На данного философа пятого периода под инициалами Э.Р. ссылаются герои романа Ивана Ефремова «Час быка». Бытует мнение, что это конспирация имени и фамилии Эриха Зелигманна Фромма – социолога, философа, ученика Франкфуртской школы и уроженца от ортодоксальных евреев. Являясь некогда учеником Зигмунда Фрейда, Фромм изменив взгляды, решил изучить социальный аспект вопросов.

Эрих Фромм считается одним из гениальнейших психологов своего времени и является представителем неофрейдизма. Концепция его работ заключается в изучении социального и биологического в человеке – свою деятельность он определяет, как «гуманистический психоанализ» [1, с. 212].

В процессе соединения психоанализа с американскими социологическими и этнологическими теориями сформировалось течение неофрейдизм. Исходным положением неофрейдизма явился так называемый принцип социального или культурного детерминизма, который, в отличие от биологизма З. Фрейда, исходит из решающей роли среды в формировании личности.

Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения. В самом начале своих теоретических исследований, Э Фромм придерживался взглядов ортодоксальной теории Зигмунда Фрейда: его популярность в годы после Первой Мировой войны была связана с перестройками капитализма, происходящими в те времена, что существенно отразилось и на выбор его последователей, одним из которых являлся, как было написано ранее, Э. Фромм [3, с. 154].

Однако со временем он поменял свои взгляды: он критически относится к роли инстинктов и их влиянию на деятельность человека, больше склоняясь к антропологическому психологизму и экзистенциализму, что в корне отличается от концепции теорий З. Фрейда, так как он объяснял такие качества личности, как честность, зависть, любовь, честолюбие – последствием инстинктов, исключающих целостность человеческого существования [3, 159].

В своих работах он старается раскрыть не только психологическую сторону человека, но и влияние социальных факторов, создающих целостную картину в определении человека, как личности, где особое значение он придаёт страху, так как именно он «выбивает» те черты, которые совершаются человеком неосознанно [1, 214].

Таким образом, предлагая своё определение «личность», Э. Фромм определяет её как продукт, состоящий из социального давления, обусловленных представленными в обществе нормами и врожденными потребностями.

Фромм считает, что люди столкнулись с сильным противоречием: свобода от политических, экономических и религиозных ограничений, что является предпосылкой возникновения чувства принадлежности к обществу, своей безопасности [2, с. 89].

Эта пропасть между обществом он связывает с желанием человека обрести свободу, но при этом невозможностью почувствовать это, так как ему необходимо чувствовать объединение с другими людьми.

Этот внутренний конфликт человека является результатом экономических и политических систем общества [2, с. 10].

Именно по этой причине он рассматривает позитивную свободу, благодаря которой возможно устранить одиночество и отдалённость: это свобода, при которой человек чувствует комфортное объединение с обществом, но при этом отдалён от него, то есть волен сам делать то, что хочется.

Для этого необходима умеренная детская незрелость, которой может выступать любовь или труд. Именно они, как утверждает Э. Фромм, являются основными элементами, развивающие «правильную» свободу, единство личности. Однако для Фромма присуще своё представление «любви», которое стоит рассмотреть для точного понимания свободы и плодотворности человека.

 

Основные положения теории любви

Понятие «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор. Философия носит двойственный характер и рассматривается, во-первых, как одна из форм мировоззрения, во-вторых, как наука.

Тема любви всегда была значимой в истории возникновения философии. Основные положения теории о любви Фромма складываются в две противоположные формы: любовь по принципу бытия или плодотворная любовь, где первая подразумевает способность человека проявлять внимание, поддержку, отклик, наслаждение в сторону другого человека, а вторая подразумевает контроль над объектовым своей «любви», из-за которой она погибает. Именно отличие зрелой любви от незрелой, искусственной – является предметом работ Э. Фромма [1, с. 223].

Само определение любви подразумевает не только любовь к одному конкретному человеку, – она является установкой, чертой характера, отношением непосредственно ко всему миру.

В отличии от Фрейда, физиологического материалиста, который связывал любовь с удовлетворением своих потребностей, Фромм рассматривает её как потребность в любви, а только потом уже в сексуальных взаимодействиях [ИИБ, с. 120].

По этой причине он сравнивает половой акт с точки зрения желания человека познать другого – ощутить единство: в пример можно привести маленького ребёнка, который в поисках ответов, ломает игрушку – с целью посмотреть, что у неё внутри и сделать выводы.

Фромм считает, что переживания на фоне отдалённости от других людей является причиной возникновения у них чувства стыда и вины. Даже если рассматривать Адама и Еву, то становится понятно, что именно с этого момента мужчина и женщина, как представители двух различных гендеров, осознавали свои отличия, факторы отдаленности.

Вопрос ее преодоления довольно жёстко стоял и стоит на протяжении всего развития философии. Поскольку человек, пытаясь преодолеть эту отдалённость, начинает искать всевозможные пути для достижения данной цели, что приводит иногда к печальным событиям, как страдание алкоголизмом, наркоманией и другими формами.

Однако Фромм рассматривает и более позитивную динамику возможных событий, как, например, сливание человека со стадом, приспособление к его обычаям и нормам, верования и др. Одним из преимуществ такого подхода является стабильность.

В данном случае им движет нечто большее – тайная познания жизни. Этот смысл и закладывает в своих работах Фромм: путь раскрытия сокровенного – это путь любви и только благодаря ей, единству, люди могут утолить свою жажду в познании [3, с. 117].

Характер любви по Э Фромму проявляется в следующих аспектах:

1. любить означает не только брать, но и то-то отдавать взамен, для зрелого человека – это легко, для незрелого – нет, так как он считает это лишением себя чего-то важного, отказом.

Для человека зрелого желание отдавать – это не проявление слабости, а наоборот – подъем его духовных сил. Учитель отдает себя и знания своим ученикам, как мать отдает всю себя своему ребенку. Зрелый человек понимает, что отдавать радостнее, чем брать, потому что, если ты отдаешь, значит, ты богат [2, с. 121-122];

2. любить означает быть заинтересованным в существовании, делах объекта любви;

3. любить означает принятие ответственности за объект нашей любви, причём в данном случае любовь – не обязанность, а собственное желание;

4. любить – это уважение к другому человеку, принятие его таким, какой он есть, без желания изменить в нем что-то с определёнными целями и собственными желаниями.

Без знания невозможно понять «любовь», поскольку если мы не сможем познать душу другого человека, то и не сможем его полюбить. Для этого необходимо выйти «за пределы» собственного «я». Знания о способностях человека, его души познаётся только при единстве с ним во всех смыслах, что возможно лишь благодаря мысли.

Таким образом, для Э Фромма, любовь – это явление, которое связывает людей друг с другом всем своим существованием, – и зрелой является та, в которой оба готовы к поступкам, росту, партнерству и жертвенностью [3, с. 166].

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!