Техники Модерн, Постмодерн и Современного танца (основные)



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ

 

Составитель: Л.А. Тарасова

Учебный терминологический словарь

 По специальности 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» специализации «Хореографическое творчество»

 

 

Барнаул, 2011

Рассмотрен на заседании П(Ц)К дисциплин специализации Хореографическое творчество протокол № от 2011 года

 

Составитель: Тарасова Л.А.

Учебный терминологический словарь по специальности 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализации «Хореографическое творчество». – Барнаул.: Алтайский краевой колледж культуры, 2011. - 29 с.

 

 

Владение понятийным аппаратом – главное условие педагогической компетенции. Знание терминологии и грамотное её использование – это первый шаг становления будущего педагога. Учебный терминологический словарь создан в помощь студентам для более полного и качественного освоения курса хореографических дисциплин (джаз танец, танец модерн, современный танец). Кроме значения даётся транскрипция и дословный перевод с иностранного языка, от которого произошёл данный термин.

 

 

Оглавление

 

Предисловие

 

Джаз танец

Список используемой литературы

 

Модерн Танец

Список используемой литературы

 

Предисловие

Более ста лет в США, затем в Западной Европе и в других странах развивается современный танец различных стилей, манер и направлений. Наконец это развитие коснулось и нашей страны. Естественно, невозможно в одном словаре раскрыть все-то многообразие форм и стилей, сравнить технику и теорию тех школ и направлений танца, которые существуют в настоящее время. Эта лишь первая попытка обобщить практический и теоретический опыт работы, что, возможно, поможет повысить уровень исполнительской культуры, раскроет новые пути поиска теоретиков и практиков танца, даст новый толчок к дальнейшим исследованиям, к совершенствованию в области современного танца и хореографии.

Владение понятийным аппаратом – главное условие педагогической компетенции. Знание терминологии и грамотное её использование – это первый шаг становления будущего педагога.

Его цель – формирование понятийного аппарата, толкование терминов наиболее употребляемых в учебных хореографических дисциплинах.

Задачи – разъяснить слова-термины;

        – раскрыть значение термина или различные его значения;

        – дать их научное толкование.

В учебно-терминологический словарь вошли не все термины, а лишь те, которыми должен владеть студент в рамках рабочих программ специализации «Хореографическое творчество» специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» Алтайского краевого колледжа культуры, соответствующих государственным стандартам средне-специальных учебных заведений.

Термины расположены в алфавитном порядке. Кроме значения даётся транскрипция и дословный перевод с иностранного языка, от которого произошёл данный термин. При переводе на русский язык некоторых терминов возникают сложности в дословной передаче смысла названия движения, в связи с чем в скобках дается дословный перевод данного термина.

Словарь создан для самостоятельной работы студентов. Он окажет помощь в подготовке к теоретическим экзаменам по предметам современный танец, джаз танец, модерн танец.

 

 

Джаз – модерн танец

 

В разделе «Джаз – модерн танец» предлагаемого словаря представлены термины и танцы, относящиеся к современной хореографии.

Предложенный материал может быть полезен всем, кто интересуется вопросами культуры и искусства, в том числе студентами специализации «Хореографическое творчество» колледжа, учащимися отделений хореографии Детских школ искусств, участниками творческих коллективов. Словарь поможет студентам и учащимся правильно и точно пользоваться терминологией современного танца.

Разумеется, перечень терминов и названий танцев раздела охватывает лишь малую часть всех терминов и танцев, предлагаемый перечень терминов составлен в соответствии с учебной программой дисциплины Современный танец, специализации «Хореографическое творчество» специальности «Социальное – культурная деятельность и народное художественное творчество».

 

 

A TERRE: на полу.

ADAGE: медленная комбинация, сдержанные движения.

ALL FOURS: (на четвереньках) руки и колени на полу, спина прямая, взгляд направлен в пол; или руки и стопы на полу, корпус параллелен полу, взгляд направлен в потолок.

ALL-OVER STRETCHES: (общие растяжки) экономящие время упражнения, которые все вместе выполняют разогрев всего тела (body-roll, sit-ups, push-ups, растяжки корпуса в сторону, вперед, назад).

A LA SECONDE [а ля сегонд] - положение, при котором исполнитель располагается en face, а "рабочая" нога открыта в сторону на 90° .

ALLONGE, ARRONDIE [алонже, аронди] - положение округленной или удлиненной руки.

ARABESQUE [арабеск] - поза классического танца, при которой нога отводится назад "носком в пол" на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.

ARCH [арч] - арка, прогиб торса назад.

ASSEMBLE [асеамбле] - прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе.

ATTITUDE [аттитюд] - положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене

ALLEGRO: живые, бодрые движения и музыка.

ARABESQUE: упражнение, при котором опора корпуса приходится на одну ногу. Стопы могут быть выворотны или параллельны; колено может быть согнутым или прямым. Другая нога полностью выдвинута назад.

ARABESQUE PENCHEE: корпус наклоняется вперед, в это время сзади стоящая нога сохраняется в положении арабеска. Корпус может быть отклонен назад или вперед. Опорная нога может быть прямой или в plie.

ARM-SWING: (свинг рукой) Движение руки. Рука раскачивается вдоль корпуса от плеча, или через вторую позицию, или над головой. Локоть может быть согнутым или прямым.

ATTITUDE: Опора корпуса на одной ноге. Позиция в ногах выворотная или параллельная, опорная нога может быть согнутой или прямой. Другая нога, согнутая в колене, поднята назад или вперед (аттитюд может быть выворотным или параллельным. Также аттитюд может исполнятся по второй позиции выворотно).

BARRE: Раздел используется в танцевальных студиях в качестве предварительных разогревающих упражнений. Упражнения исполняются за хореографическим станком. Позже упражнения могут проходить на середине класса, без использования хореографического станка для баланса.

BARREL TURN: Тур на одной ноге, руки во второй позиции. Пример: тур направо – начинаем из четвертой позиции, правая нога сзади. Поворот происходит на полупальцах, вращение вправо происходит на левой ноге. Руки сначала в первой позиции, во время поворота раскрываются во вторую. Голова держит точку. Правая нога через passé назад переводится вперед. Опорная нога может быть согнутой или прямой.

BARREL LEAP TURN: (прыжок в воздухе в повороте) Тур в воздухе: голова держит точку, руки во второй позиции. Пример: тур в воздухе направо – пятая позиция в ногах, правая нога впереди в plie. Шаг левой ногой в позицию на месте, прыжок, во время которого происходит полный оборот в воздухе. Колени сгибаются во время поворота. Заканчивается прыжок приземлением на правую ногу, затем ставится левая; происходит смена позиции. Руки сохраняют позицию. Голова держит точку.

BATTEMENT: Движение, во время которого работающая нога поднимается до уровня бедра в воздух и опускается обратно на пол. Колено работающей ноги выпрямлено, опорная нога может быть согнутой или прямой, стопа сокращенной или натянутой. Батман может исполнятся вперед, в сторону или назад.

BODY ROLL: (волна) Круговое движение (в позиции grand-plie), начинается от коленей и продолжается через бедра, таз, грудную клетку, голову и руки (свободная, открытая позиция корпуса). Можно закончить волну в положении lay-out назад, или вертикальном положении.

CATCH STEP: (ловчий шаг) Два шага включают в себя несколько направлений, используется 1 или 1,5 счета музыки.

CHEST LIFT: (поднятие грудной клетки) Грудная клетка освобождается и поднимается кверху. Происходит вдох через нос, грудная клетка расширяется. По возвращении ее обратно происходит контракция (в верхней части позвоночника). Выдыхаем через рот и выталкиваем воздух из легких.

CHAINE (TURNS): (шене) Быстрые два шага в повороте; оба шага составляют один поворот. Может исполнятся на releve, в demi-plie или grand-plie.

COMPASS TURN: (поворот «циркуль») Тур на одной ноге, другая нога открыта во 2ю позицию. Опорная нога может быть согнута или прямая; открытая нога прямая, носок натянут. Во время исполнения тура, открытая нога рисует на полу полный круг. Руки обычно во второй позиции, но могут находится и в другом положении.

CONTRACTION: (контракция) Сокращение или начало сокращения размера с одновременным вытягиванием. Это движение применимо к частям тела, соединенных вместе позвоночником, такие как: голова, грудная клетка и таз. Контракционные упражнения являются восстанавливающими для организма.

CORKSCREW TURN: (поворот «штопор») Нисходящий или восходящий тур. Начинается со скрещения ног, и после достижения верхнего или нижнего уровня ноги скрещиваются снова.

COUPE: (купе) Одна нога рассекает пространство и возвращается на место. Происходит резкое сокращение, подмена ноги. Замена может быть выполнена в воздухе или на полу.

DEGAGE: подъем ноги от пола, носок максимально натянут.

DEMI-PLIE: Полу сгибание коленей, также называется сокращение коленей. Стопы могут быть в выворотной позиции или параллельной. Колени открываются над пальцами ног.

EN CROIS: Вид креста. Упражнение или движение может быть исполнено по 4-ой позиции вперед, по 2-ой или 4-ой назад.

EN DEDANS: движение к опорной ноге.

EN DEHORS: движение от опорной ноги.

EN L`AIR: вращение ноги в воздухе.

FLEXED POSITION: Сокращенное положение стопы.

FOUETTE: Быстрое ударное движение – происходит смена одного положения другим. Может исполнятся по направлению в пол и на воздух.

FRAPPE: Сильное ударное движение, нога от коленной чашечки подвижная, сильно натянутая и стопа ненамного отделяется от пола.

FROG POSITION: Сидя на ягодицах, колени во 2-ой позиции, стопы вместе (ноги расположены в форме ромба). Пятки обычно оторваны от пола, но и могут лежать на полу. Когда пятки прижаты к полу, стопы находятся в sickle (серповидной) позиции.

FUNKY: Вибрационное движение тазом, грудной клеткой и головой в расслабленном положении. Исполняется со всеми видами шагов и поворотов. Акцент на сильную долю: plie на “и” – с началом нового счета начинаем движение.

GLISSADE: Скользящий шаг, движение может исполнятся в любом направлении, одна нога замыкает скольжение другой ноги.

GRAND-PLIE: Глубокое приседание в коленях. Пятки отрываются от пола во время исполнения движения по 1-ой, 4-ой или 5-ой позициям. Пятки остаются на полу при исполнении по 2-ой позиции. Ноги могут быть выворотны или параллельны.

HALF TOE: (полупальцы) Подъем непосредственно вверх: пятки высоко подняты и колени прямые. Давление на большой палец, фаланги и остальные пальцы равномерно распределено.

HIP LIFT: Подъем бедра в любом направлении: вперед, в сторону или назад.

HOP: Взлет и приземление на одну и ту же ногу.

HITCH KICK: (движение «ножницы») Разрезающий сброс ноги, выполняется с обеих ног в заданном направлении: вперед или назад. Колени прямые, пальцы натянуты.

INVERTED LONG JAZZ ARM: (опрокинутые длинные джазовые руки) Ладони смотрят вверх, пальцы соединены, руки вытянуты во 2-ю позицию, локти параллельны полу и слегка согнуты.

ISOLATION: (изоляция) Движение одной части тела отдельно от других, т.е. без участия всего корпуса, который остается в свободном положении.

JAZZ HAND: Ладони рук смотрят вперед и пальцы напряжены.

JAZZ SISSONNE: (джазовый sissonne) Прыжок в воздух с двух ног на две. Препарасьон – plie; прыжок в воздух в противоположную сторону. Во время прыжка вытянутая вперед нога прямая, вторая согнута. Завершается прыжок сменой позиции ног: сзади стоящая нога ставится вперед. Руки в любом положении. Заканчиваться sissonne может как в выворотное положение, так и в параллельное.

JAZZ SPLIT: (джазовый шпагат) Скольжение по полу, впереди стоящая нога прямая, вторая согнута. Носок правой ноги скользит в Угол №1 (т. 2), колено прямое, правая рука стремится к полу, левая вытягивается над головой. Левая нога согнута и выворотна. Руки свободны.

JAZZ SQUARE: (джазовый квадрат) Состоит из 4-х шагов, образующих на полу квадрат. Закрестный шаг правой ногой влево; шаг левой ногой назад; шаг правой ногой в сторону; шаг левой ногой вперед.

JAZZ WALK: (джазовая ходьба) Ходьба выполняется в demi-plie, по параллельной позиции. Грудная клетка выпячена вперед, взгляд смотрит вверх [арка]. Ощущение вытянутости головы и корпуса, и перемещение ног происходит нехотя, через усилие.

JETE: Прыжок с одной ноги на другую. Работающая нога снимает стружку с пола и происходит прыжок вперед, другая нога подставляется сзади. Прыжок может исполнятся вперед, назад или в сторону. Также может заканчиваться так, когда сзади стоящая нога приходит в attitude.

JUMP: Прыжок с двух ног на две.

KNEE HINGE: Положение корпуса, при котором пятки высоко оторваны от пола, колени согнуты, и туловище образует прямую линию от коленей до макушки. (Таз должен оставаться на месте). Колени могут быть согнуты до уровня demi-plie, grand-plie или касаться пола. (Стопы и колени остаются в параллельной позиции во время исполнения движения).

KNEE ROLL: Круговые движения коленей. Упражнение совершается при помощи стопы по 2-ой параллельной позиции. Колени могут совершать круг вправо или влево, в demi-plie или grand-plie. Колени и стопы должны оставаться в параллельной позиции. Не нужно делать круг голеностопом.

KNEE SLIDE: (скольжение на коленях) Слайд по полу на коленях в knee hinge позиции. Руки могут открываться в любом направлении.

KNEE TURN: (вращение на коленях) Вращение выполняется на обоих коленях, используется правое и левое колено поочередно для совершения полного оборота. Корпус остается в вертикальном положении. Таз должен точно находиться под грудной клеткой; никакого положения release или contract таза не должно быть. Как только вы совершите вращение, стопы поочередно ставятся на пол.

LAY-OUT: Положение прямой спины (образуется прямая линия позвоночника, включающая голову, грудную клетку и таз). Может исполнятся вперед или назад.

LEAP: Прыжок с одной ноги на другую. Также есть прыжок с двух ног на одну.

LEAP TURN: (жете в повороте) Состоит из двух частей – шаг в повороте и жете. Шаг делается сзади стоящей ногой, потом происходит прыжок; и все повторяется. Выполняется последовательно до определенной точки, затем направление может изменяться. Руки могут быть в различных положениях. Движение может исполнятся по диагонали или по кругу.

LEG SWING: (свинг ногой) Свинговое движение ногой, согнутой в колене. Направление свинга может быть вперед, назад, накрест, в сторону, к опоре, от опоры. Руки обычно находятся во 2-ой позиции.

LIGAMENTS: (связки) Соединительная ткань, предназначенная для наибольшей эластичности.

LOCKED POSITION: (вытянутое положение) Напряжение частей тела для того чтобы эта часть тела или сам корпус оставались на месте.

LONG JAZZ ARM: (длинные джазовые руки) Руки во 2-ой позиции, вытянуты до кончиков пальцев, ладони смотрят вниз, большой палец прижат к остальным. Локти немного согнуты и направлены назад, мышечная часть руки смотрит в потолок.

LYRIC: Движение, которое течет и движется плавно от одной фразы к другой (словно сдержанно).

MUSCLES: (мышцы) Связка или масса сжимающейся (умеющие сокращаться и увеличиваться) ткани туловища, которые обеспечивают телодвижения.

OUTSIDE TURN: (тур от опоры) Тур на одной ноге. Если вращение вправо, опорной ногой будет левая; если вращение влево, опорная нога правая. Другая нога на passé, параллельное положение работающей ноги; опорная нога может быть согнутой или прямой.

PARALLEL POSITION: (параллельное положение) Линии тела на встречаются и не пересекаются.

PAS DE BOURRE: Ряд из трех шагов (может исполнятся на полупальцах или в plie). Шаги могут совершаться в любом направлении.

PASSE: Движение ноги или стопы, при котором происходит смена позиции ноги спереди назад или сторону. Стопа может быть натянутой или сокращенной.

PELVIS LIFT: Подъем таза в любом направлении – вперед, в сторону, назад.

PELVIS ROLL: Круговые движения тазом. Обычно вперед – в сторону – назад – в сторону. Направление может быть вправо или влево. Стопы и ноги находятся в параллельной позиции. Колени могут быть вытянуты или согнуты.

PENDULUM SWING: Свинговое движение руки от плеча через сгибание локтя. Рука находится над головой. Происходит резкий сброс руки с добавлением корпуса.

PERCUSSIVE: Сильные, ударные движения, которые создают множество акцентов определенного счета музыки.

PIROUETTE: Набирающий обороты тур, исполняющийся на одной ноге. Опорная нога может быть прямой или согнутой. Тур выполняется на месте.

PLIE: сгибание коленей. Также может называться сокращение коленей. Demi-plie – это полу сгиб коленей. Grand-plie – это полное сгибание коленей. (Во Франции любой изгиб корпуса называют plie).

“PLIE-RELEVE” POSITION: Одна из важных джазовых позиций, когда колени согнуты, а пятки высоко оторваны от пола. Контроль от бедер.

PORT DE BRAS: Движение рук по позициям и в позах.

PRANCE: Подскок. Прыжок на одной ноге, в это время другая нога вытягивается вперед (attitude). Колено согнуто, пальцы натянуты, нога выворотная. Во время исполнения происходит подмена одной ноги другой. Руки во 2-ой позиции. Ритм: 4 быстрых prance и 2 медленных.

PROMENADE: Поворот вокруг оси, пятки высоко оторваны от пола и поворот на коленях. Работа ног может происходить по любой позиции. Опорная нога обычно прямая.

RELEASE: (релиз) Освобождение или удлинение расстояния в эластичных местах корпуса и их выпрямление до нормального состояния.

RELEVE: Подъем пяток. Колени могут быть вытянуты или согнуты. Стопы выворотны или параллельны.

RENVERSE: Наклоны туловища во время поворота.

ROND DE JAMBE: Круговые движения ногой. Могут быть от опоры или к опорной ноге.

SAUTE: Прыжок, во время которого стопы отрываются от пола.

SCOOP: Движение в изогнутой линии выпуклой вниз (движение вперед или назад). Обычно применяется для движения головы или грудной клетки, чтобы выпрямить спину. Или также для выпрямления рук.

SEAT SPIN: Вращение сидя на ягодицах, колени обычно сокращены, и пальцы слегка касаются пола. Руки выполняют функцию толкателя.

SIDE JAZZ WALK: (боковая джазовая ходьба) Ходьба выполняется по second-позиции, корпус остается в ракурсе вперед. Стопы параллельны, колени в demi-plie. Каждый шаг делается в сторону; акцент бедром, происходит в противоположном направлении от хода движения. Руки в любой позиции.

STAG LEAP: (олений прыжок) “Оленья” позиция обозначает подтянутую впереди стоящую ногу коленом к корпусу, колено сзади стоящей ноги к носку второй во время исполнения прыжка. Сзади стоящая нога может быть в attitude, выворотна или параллельна. Корпус может быть в вертикальном положении или параллелен полу. Руки могут быть в различных позициях.

SOUS-SUS: Реливэ по 5-ой позиции, движение вперед, назад или сторону. (создается впечатление, что человек движется на одной ноге).

SPIRAL: Скрученное положение корпуса, выполненное в любом направлении.

SPIRAL TURN: Винтовое вращение. Тело может начинать верчение из положения стоя или от пола, и может возвращаться к нормальному положению. Вращение может происходить на одной ноге, или ноги могут перекрещивать одна другую. Руки обычно открыты во 2-ю позицию. (corkscrew)

SUNDARY: Восточные движения головы.

SUSTAINED: Замедленное движение; двигаться медленно с выдержанными переходами от одного движения к другому.

SWASTIKA SPIN: (вращение в свастике) Сидя на полу в позиции свастика. Это тур на ягодицах, из 4-ой позиции колени подтягиваются к грудной клетке, натянутые пальцы слегка касаются пола во время поворота. Заканчивается тур в позицию свастика в другую сторону. Когда вращение вправо, используйте для толчка правую руку; когда влево – левую.

TABLETOP POSITION: (торс параллелен полу) Сгиб корпуса от бедер; когда таз, голова и спина находятся на одной линии. Ноги могут быть согнуты или прямые. Но упражнение считается более сложным, когда колени согнуты.

TENDOS: (сухожилия) Крепкая связка волокон, которая связывает мышцы с костями (прикрепляет мышцы к костям).

TENDU: Скольжение стопой вперед, в сторону или назад без отрыва пальцев от пола. Пятка высоко поднимается и подъем так вытянут, насколько это возможно без отрыва натянутых пальцев от пола.

THREE-STEP TURN(SIDE): (триплет в повороте (боком) Для выполнения полного поворота потребуется три шага. Первый шаг выполняется в сторону, второй – чтобы сделать пол поворота и оказаться спиной по отношению к зрителю, третий – чтобы выполнить следующие пол поворота. Взгляд направлен сперва в сторону, затем назад и вперед – во время исполнения шагов; также в другую сторону. Руки в 1-ой позиции, но могут варьироваться. Также поворот можно выполнить вперед или назад.

THRUST: (толчок) Резкое акцентирующее движение любой частью тела. Внезапный импульс обычно ассоциируется с изоляционными движениями, когда удар и возврат части тела выполняется быстро.

TOMBE: Падение: корпус падает вперед, назад или сторону на работающую ногу в plie.

TORSO TWIST: (скручивание) Когда таз держит одно направление, в то время как грудная клетка, плечи и голова скручиваются в другом направлении. Например: если таз направлен вбок, то грудная клетка, плечи и голова скручиваются вперед.

TOUR: Вращение корпуса. (TOUR EN L’AIR – это вращение в воздухе).

TRIPLE: (тройной шаг) Любых три шага, выполненные на два счета музыки. Направление этих шагов может быть вперед, назад, сторону, или шаги могут быть в повороте. Они могут выполнятся как шаги или как бег. Триплы в определенном направлении (со своей спецификой) могут называться: шоссе, па-де-буре, степ-бол ченч(step-ball change), или триплет.

TWO-STEP TURN: Полный тур выполняется при помощи двух шагов, содержащих вращение. Поворот может происходить на выпрямленных ногах, в plie-releve позиции, или на полной стопе с сокращенными коленями. Руки в различных положениях. Голова держит точку.

TURNED IN: Позиция, которая обычно применима к стопам, коленям и бедру. Когда эти части тела завернуты, корпус от талии остается смотреть вперед. Колени обычно согнуты (сокращены) при исполнении turned-in.

TURNED OUT: Позиция, при которой стопы, колени и бедро развернуты так, что образуют открытую диагональ. В этой позиции колени могут быть прямые или сокращенные.

V POSITION SIT: Сидя на ягодицах, ноги согнуты, колени направлены в потолок, пальцы натянуты, руки в V позиции над головой. Спина вытянута.

Словарь терминов:

 

 

.

BATTEMENT AVELOPPE [батман авлоппе] - противоположное battement developpe движение, "рабочая" нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.

BATTEMENT DE VELOPPE [батман девлоппе] - вынимание ноги вперед, назад или в сторону скольжением "рабочей" ноги по опорной.

BATTEMENT FONDU [батман фондю] - движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого "рабочая" нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и "рабочая" нога открывается вперед, в сторону или назад. В модерн-джаз танце используется также форма fondu из урока народно-сценического танца.

BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] - движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.

BATTEMENT RELEVE LENT [батман релеве лян] - плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад.

1 При научении словаря необходимо помнить о том, что движения классического танца, заимствованные модерн-джаз танцем, очень часто видоизменяются. Особенно это касается выворотного и параллельного положения. В связи с этим в словаре дается терминология классического балета без изменений (см. Все о балете//С оставитель Е.Я. Суриц. М., 1966, Энциклопедия "Балет". М., 1981 и др.), а изменение положений зависит от контекста урока. Зачастую происходит терминологическое наложение английской и французской терминологии, например, temps leve аналогичен hop, battement tendu аналогичен brack, kick соответствует grand battement developpe и т.д. В этом случае необходимо использовать движение в зависимости от конкретного упражнения.

BATTEMENTRETIRE [батман ретире] - перенос через скольжение "рабочей" ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.

BATTEMENT TENDU [батман тандю] - движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону. В модерн-джаз танце исполняется так же по параллельным позициям.

BATTEMENT TENDU JETE [батман тандю жете] - отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту.

BODY ROLL [боди ролл] - группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним "волна").

BOUNCE [баунс] - трамплинное покачивание вверх-вниз, в основном происходит либо за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.

BRUCH [браш] - скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.

CONTRACTION [контракпш] - сжатие, уменьшение объема корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.

CORKSCREW TURN [корскру повороты] - "штопорные" повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения.

COUPE [купе] - быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения.

CURVE [кёрф] - изгиб верхней части позвоночника (до "солнечного сплетения") вперед или в сторону.

DEEP BODY BEND [диип боди бэнд] - наклон торсом вперед ниже 90°, сохраняя прямую линию торса и рук.

DEEP CONTRACTION [диип контракшн] - сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочленения, т.е. в это движение включаются руки, ноги и голова.

DE GAGE [дегаже] - перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции (вправо, влево) и по четвертой позиции ног (вперед, назад), может исполняться как с demi-plie, так и на вытянутых ногах.

DEMI-РЫЁ [деми-плие] - полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.

DEMIROND [деми ронд] - полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону, или назад и в сторону.

DROP [дроп] - падение расслабленного торса вперед или в сторону.

ECARTE [экарте] - поза классического танца (a la seconde), развернутая по диагонали вперед или назад, корпус чуть отклонен от поднятой ноги.

ЕМВО1ТЁ [амбуате] - последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite - поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или на 45°.

EN DEDANS [ан дедан] - направление движения или поворота к себе, вовнутрь.

EN DEHORS [ан деор] - направление движения или поворота от себя или наружу.

EPAULMENT [эпольман] - положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый),

FLAT BACK [флэт бэк] - наклон торса вперед, в сторону (на 90°), назад с прямой спиной, без изгиба торса.

FLAT STEP [флэт стэп] - шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.

FLEX [флекс] - сокращенная стопа, кисть или колени.

FLIK [флик] - мазок стопой по полу к опорной ноге.

FOUETTE [фуэтте] - прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноге (на полу или в воздухе).

FROG-POSITION [фрог-позишн] - позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны,

GLISSADE [глиссад] - партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад.

GRAND BATTEMENT [гран батман] - бросок ноги на 90° и выше вперед, назад или в сторону.

GRAND JETE [гран жете] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение "шпагат".

GRAND PLIE [гран плие] - полное приседание.

HIGH RELEASE [хай релиз] - высокое расширение, движение, состоящее из подъема грудной клетки с небольшим перегибом назад.

HINGE [хинч] - положение танцора, при котором прямой, без изгибов торс отклоняется назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах,

HIP LIFT [хип лифт] - подъем бедра вверх.

НОР [хоп] - шаг-подскок, "рабочая" нога обычно в положении "у колена".

JACK KNIFE [джэк найф] - положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.

JAZZ HAND [джаз хэнд] - положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны.

JELLY ROLL [джелли ролл] - движение пелвисом, состоящее из мелкого сокращения мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (синоним - шейк пелвиса.)

JERK-POSITION [джерк-позишн] - позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу.

JUMP [джамп] - прыжок на двух ногах.

KICK [кик] - бросок ноги вперед или в сторону на 45° или 90° через вынимание приемом developpe,

LAY OUT [лэй аут] - положение, при котором нога, открытая на 90° в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию.

LEAP [лиип] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед или в сторону.

WCOMOTOR [локомотор] - круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса.

LOW BACK [лоу бэк] - округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.

PAS BALANCE [па балансе]- па, состоящее из комбинации tombe ираз de Ъоиггёе. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже - вперед-назад.

PAS CHASSE [па шассе] - chasse

PAS DE BOURREE [па де бурре] - танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi-plle. Синоним step pas de bourree, В модерн-джаз танце во время pas de Ьоиггёе положение sur le cou-de-pied не фиксируется.

PAS DE CHAT [па де ша] - прыжок, лимитирующий прыжок кошки. Согнутые в коленях ноги отбрасываются назад.

PAS FAILLJ [па файи] - связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demlplie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.

PASSE [пассе] - проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passepar terre), либо на 45° или 90°.

PIQUE [пике] - легкий укол кончиками пальцев "рабочей" ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.

PIROUTTE [пируэт] - вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.

PLIE RELEVE [плие релеве] - положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.

POINT [пойнт] - вытянутое положение стопы.

PRANCE [прайс] - движение для развития подвижности стопы, состоящее из быстрой смены положения "на полулальцах" и point.

PREPARATION [препарасъон] - подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.

PRESS-POSITION [пресс-позишн] - позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бедер спереди или сбоку.

RELEASE [релиз] - расширение объема тела, которое происходит на вдохе.

RELEVE [релеве] - подъем на полупальцы.

RENVERSE [ранверсе] - резкое перегибание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.

ROLL DOWN [ролл даун] - спиральный наклон вниз-вперед, начиная от головы.

ROLL UP [ролл an] - обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию.

ROND DE JAM BE PAR TERRE [рон де жамб пар терр] - круг вытянутой ногой, касаясь пальцами пола.

ROVD DE JAM BE EN L 'AIR [рон де жамб анлер] - круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.

SAUTE [соте] - прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.

SHIMMI [шимми] - спиральное, закручивающееся движение пелвисом вправо и влево,

SIDE STRETCH [сайд стрэтч] - боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево.

SISSON OUVERTE [сиссон уверт] - прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.

SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] - поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания "рабочей* ноги в пятую позицию.

SQUARE [сквэа] - четыре шага по квадрату: вперед-в сторону-назад-в сторону.

STEP BALL CHANGE [стэп болл чендж] - связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперед и двух переступаний на полупальцах (синоним step pa de hour ее,

SUNDARI [зундари] - движение головы, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперед-назад.

SURLE COU-DE-PIED [сюр ле ку-де-пье] - положение вытянутой ступни "работающей" ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади.

СВИНГ - раскачивание любой частью тела (рукой, ногой, головой, торсом) в особом джазовом ритме.

THRUST [фраст] - резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или назад.

TILT [тилт] - угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, "рабочая" нога может быть открыта в противоположном направлении на 90° и выше.

ТОМВЁ [томбе] - падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie,

TOUCH - приставной шаг или шаг на полупальцы без переноса тяжести корпуса.

TOUR CHANES [тур шене] - исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах следующие один за другим полуповороты, в модерн-джаз танце могут исполняться на полной стопе и в demi-plie.


 

battement

батманы

forward

вперед

second

в сторону

back

назад

 

position 5

положение 5

Chest lift

Чест лифт

Подъем грудной клетки

top of head

выше головы

Feet Position

Frog Position

Положение лягушки

 

Head Positions

Положения головы

Hip Lift Подъем бедра

Low Низко

high высоко

Inverted Long Jazz Arm

Опрокинутые длинные джазовые руки

 

Inverted V Position

Опрокинутое V положение корпуса

Jazz Hand

Джазовые руки

 

Knee Hinge

Отклонение от оси на коленях

 

floor

на полу

Knee Position

Положения коленей

 

neutral

нейтральное

 

 

turned-out

выворотное

 

 

turned-in

заворотное

 

Lay Outs

Опрокинутые положения корпуса

 

forward - leg 2nd вперед - нога во 2ой позиции

 

side

в сторону

 

forward - leg back вперед - нога назад

 

Long Jazz Arm

Длинные Джазовые Руки

 

Passe Пассе

Neutral нейтральное

turned-out выворотное

turned-in

во внутрь

Pelvis Position

Положения таза

side

в сторону

release

назад

contract

вперед

Perch

Перч

 

Pique

Пике

 

 

Rib Cage Position

Положение грудной клетки

side

в сторону

release (FWD)

релиз (вперед)

 

 

Rib Cage Position - Continued

Положение грудной клетки – продолжение

 

contract (BK) контракция (назад)

 

Second Position

Leg Stretch

Вторая позиция

Растяжка ног

 

 

 

Shoulder Stand

Стойка на плечах

 

Side Stretch

Боковая растяжка

 

Sous-Sus

 

Square

Квадрат

 

forward

вперед

 

 

side

боком

 

 

Stretch for Lengthening Back

Растяжка для удлинения спины

 

forward

вперед

 

side

боком

Swastika

Свастика

 

 

open sitting открытое положение сидя

lay-out

лежа

Table top Тэйбл топ

torso

туловище

legs

ноги

V position

V положение

 

Torso Twist

Скручивание корпуса

 

lay-out

опрокинутое положение

Типы движений

 

THRUST(Толчок) – это резкое ударное движение, вперед или назад.

VERTICAL(Наклоны) – это качающиеся назад и вперед движения; подобно тому, как мы выражаем знак согласия.

HORISONTAL(Повороты) – это движения головы из стороны в сторону; подобно тому, как мы выражаем знак несогласия.

LATERAL(Смещения) – смещения из стороны в сторону, взгляд сохранят направление вперед.

ORIENTAL – это толчковые движения или вращение в любом направлении.

HALF HEAD SWING – это вращательные движения по полу кругу слева направо или справа налево.

HEAD CIRCLE – это полный оборот головы направо или налево.

Позиции

LONG JAZZ ARM(Длинные джазовые руки) – это продолжение линии от плеча до кончиков пальцев вместе с вытянутым локтем и слегка отклоненной спиной. Пальцы держатся вместе и ладони параллельны полу (обычно исполняется по второй позиции).

V POSITION(V позиция) – ведем линию от кончиков пальцев одной руки, через руку(подмышки открыты), поперек груди, через другую руку и к кончикам пальцев этой руки. Направление может быть вниз, перед грудью, или над головой.

INVERTED LONG JAZZ ARM(Опрокинутые длинные джазовые руки) – продолжение линии от плеча к кончикам пальцев через слегка пониженный локоть, с пальцами собранными вместе и ладонями смотрящими вверх(обычно исполняется по второй позиции).

JAZZ HAND(Джазовые руки) – ладонь смотрит вперед, раскрыта с напряжением в пальцах от большого до мизинца; запястье должно быть жесткое и сильное.

PORT DE BRAS – движения рук в различных позициях.

Типы движений

THRUST – быстрое, акцентированное движение с вибрационным битом.

SUSTAINED – медленное, соединяющее движение с лирическим ритмом.

SWING – раскачивающееся ритмичное движение, которое возвращается назад и движется дальше, дающее плавность соединяющихся движений рукам.

CIRCULAR – быстрые (репрессивные) или медленные (лирические) движения запястья, плеча, локтя или всей руки. Круг может быть сделан внутри или за пределами тела.

PARALLEL – обе руки движутся от центра тела наверх, или вниз от направления руки, предплечья остаются параллельными (также используют по диагонали).

ROCK – для большинства отделов резкие, ударные движения, сопровождающиеся движениями «funky» для расслабления грудной клетки и таза.

Положения грудной клетки

NEUTRAL(Нейтральное) или SQUARE(Квадрат)

RELEASE – направление вперед

CONTRACT – вогнутая позиция спины

RIGHT AND LEFT ISOLATION – смещение и возвращение на место вправо и влево.

Изогнутые положения (Bending position)

TABLE TOP – спина направлена вперед параллельно полу, позвоночник вытянут, взгляд направлен в пол, мышцы живота подтянуты, руки в V позиции над головой.

BACK-BEND – спина опрокинута назад, лицо параллельно потолку. Руки во второй позиции, опрокинутые длинные джазовые руки.

SIDE STRETCHES RIGHT AND LEFT – мышцы живота подтянуты, руки в V позиции над головой, плечи внизу.

TORSO TWIST – взгляд направляется направо или налево и, одновременно, скручивается грудная клетка и плечи по направлению, руки в четвертой позиции. Таз сохраняется на месте.

RELEASE – движение назад

CONTRACT – движение вперед

SIDE RIGHT AND LEFT – движение в бок направо и налево.

DIAGONALS RIGHT AND LEFT – движение по диагонали направо и налево

CIRCLES RIGHT AND LEFT – движение по кругу направо и налево

POINT – натянутый, выгнутый подъем, пальцы натянуты.

FLEX – сокращение стопы.

CIRCLE – смена движения голеностопа, то вправо, то влево.

UP, DOWN – возвратно-поступательное движение.

RELEVE – подъем на полупальцы (может исполнятся в позициях plie).

HALF-TOE – движение в балете называется pique.

PLIE-RELEVE POSITION


 

Народный ( фольклорный ) танец (National folklore dance)вид народного танцевального творчества, созданный этносом, распространенный в быту, отражающий этнические особенности, хореографический язык, пластическую выразительность этноса или этнической группы, которые проявляются в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения и др.

Социальный танец (Social dance)       – массовые, общедоступные, бытовые танцы, к которым относятся: латиноамериканские (сальса, меренге и др.), восточные танцы (танец живота), аргентинское танго, ирландский степ, фламенко, так называемые «уличные танцы» (хип-хоп, R’n’B, брейк и т.п.), клубные танцы, хастл, рок-н-ролл. Отличительным признаком с.т. является импровизационность.

Степ (Tap dance) – чечётка, разновидность танца, зародившаяся США в XIX в. Используя специальную обувь, танцор выбивает ритм ногами. Ритмичный громкий звук, идущий от ног, позволяет танцору создавать сложный ритмический рисунок, акцентируя мелодию и даже исполнять номера без музыкального сопровождения.

Джазовый танец (Jazz Dance) – направление танца, зародившееся в США в конце XIX в. в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур. Основные черты д. т. это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами д.т. являются – полицентрия, полиритмия, синкопирование, свинг. Д.т. является приоритетным в шоу, на эстраде, в мюзикле и других развлекательных жанрах. В настоящее время существует несколько стилей д.т., среди которых выделяются: модерн-джаз, (соединивший технику классического танца, модерна и джаза), афро-джаз, фолк-джаз, стрит-джаз, блюз-джаз. Наиболее известными педагогами, создавшими индивидуальную технику д.т., являются М. Меттокс, Г. Джордано, Луиджи.

Эстрадный танец (Variety dance) – направление танца, для которого характерна внешняя выразительность, развлекательный характер, виртуозность, внешняя эффектность. Как правило, по форме э.т. – танцевальная миниатюра с небольшим количеством исполнителей. Э.т. отличает многожанровость и разностильность.

Танец Модерн (Modern Dance)– направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале ХХ столетия, ведущими представителями которого являются Д. Хамфри, Ч. Вейдман, М. Вигман, Х. Хольм, Х.Лимон, Л. Хортон, Э. Хоукинс, А. Соколоф, Л.Фуллер, М. Грэм, А. Дункан, Р. Сен-Дени, Т.Шоун.     Каждый хореограф в танце модерн ставил цель спровоцировать зрителей к новому пониманию внутренних или внешних фактов реальности, отраженных через форму танца. Общим для представителей танца модерн, независимо от того к какому течению они принадлежали и в какой период создавали свою концепцию творчества, было намерение создать новую хореографию, отвечавшую, духовным потребностям человека нового времени. Основными принципами этой хореографии являлись: отказ от канонов, воплощение современных тем и сюжетов, оригинальные лексическо-пластические средства.

Танец Постмодерн (Postmodern Dance)– направление искусства танца, развивавшееся в США и Европе в 1960-1970-е гг., ведущими представителями которого являются М. Каннингхэм, А. Эйли, Т. Битти, Д. Мак-Кейл, А. Николаи, П. Тэйлор, Т. Браун. Начало этому направлению в танце положили эксперименты молодых хореографов в церкви Джадсон в 1963 году. Идейным вдохновителем этого проекта была И. Райнер.

Современный танец (Contemporary dance) – направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили конца XX–начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении движение рассматривается как средство выражения внутреннего состояния танцовщика и хореографа и служит для создания индивидуальной хореографической лексики. Художественными средствами этого направления выступает синтез различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела.

Направление Соматик(Somatic) – совокупность дисциплин, изучающих взаимосвязи в человеческом теле, влияние сознания на функции и строение телесных тканей, и применяющих концепцию целостности тела, ума и духа. Спектр соматических дисциплин разделяется на две категории: соматическая психология и структурно-функциональные методики. В 1988 г. с целью объединения усилий и создания единой программы, этических норм и теоретической базы н.с. была создана Международная Ассоциация Соматической Терапии и Образования (ISMETA), в которую вошли все наиболее признанные представители направления. В настоящее время в неё входят более 20-ти крупных организаций, имеющих отношение к различным школам.

Техники Модерн, Постмодерн и Современного танца (основные)

Техника Грэм (Graham Technique)      – техника танца модерн, созданная американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм (1894-1991);

Техника Лимона (Limon-based)– техника танца модерн, основанная на принципе падения и возврата (fall & recovery), созданная танцовщицей и хореографом Д. Хамфри. Долгое время она работала как хореограф и педагог в труппе Х. Лимона, известного танцовщика и хореографа. В настоящее время техники, основывающиеся на основных принципах созданных Хамфри, носят название «Limon-based».

Техника Хортон (Lester Horton Technique)    – техника танца модерн, созданная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем танца Лестером Хортоном (1906 – 1953).

Техника Хоукинс (Hawkins Technique)– техника танца модерн, созданная американским танцовщиком и хореографом Эриком Хоукинсом (1909 – 1994).

Техника Каннингхэм (Cunningham Technique) – техника танца постмодерн, разработанная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем Мерсом Каннингхэмом (род. 1919).

Техники релиза (Release based Technique) – техники современного танца, основанные на освобождении (релизе) различных групп мышц с целью использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техник релиза развивается понимание собственного тела, что даёт возможность для развития хореографической лексики танцовщика. В процесс изучения техник включены анатомические аспекты движения, такие как: костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы. Основное внимание уделяется трем базовым программам: баланс, артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом). Важным аспектом техники релиз является обучение технике работы на полу, технике падения и смещения баланса.

Контактная импровизация (Contact Improvisation, CI) – техника современного танца, распространившаяся в США и Европе в конце ХХ в., основой которой является физический контакт (контактные методы) как отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого тела. Такими контактными методами импровизации являются передача веса, встречный баланс, вращение, падение, задержание, подъём и т.п. Контактная импровизация была разработана Стивом Пакстоном в результате исследования танцевальной импровизации. Большое влияние на развитие контактной импровизации оказала Нэнси Старк Смит.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!