Коалиция против России и притязания Запада на моральное превосходство



Войско противников князя Александра являлось настоящей международной коалицией Запада против России. Силы крестоносцев состояли из тевтонско-ливонских рыцарей и солдат (кнехтов) Дерптского16 и других епископств, выходцев из Германии, Дании и Прибалтики.

Римский папа Григорий IX был сторонником расширения практики использования военных религиозных орденов для экспансии католицизма на Восток. Летом 1236 г. основные силы рыцарей немецкого ордена меченосцев, основанного в целях распространения католицизма
в Прибалтике, были разгромлены литовцами-язычниками. После этого события орден прекратил свое существование. 12 мая 1237 г. Григорием IX был учрежден новый Ливонский орден, формально считавшийся ответвлением (ландмейстерством) в Ливонии (территория современных Латвии и Эстонии) базировавшегося в Пруссии Тевтонского ордена17.

Рига превратилась в центр Рижского епископства и один из главных опорных пунктов католического влияния в Прибалтике. В это время в Ливонию стали прибывать отряды тевтонских рыцарей, в результате чего значительно возросли влияние немцев и агрессивность устремлений католических орденов по отношению к русским землям.

Обеспечив дипломатическими мерами стабильное сосуществование Руси с Золотой Ордой, Александр Невский получил возможность отказаться от союза с католическим Западом, не принял попыток папы римского Иннокентия IV вовлечь страну в орбиту латинского религиозного и политического влияния18.

Примечательно, что даже после закончившегося для западных агрессоров сокрушительным поражением Ледового побоища в своих посланиях князю Александру Иннокентий IV сочетал высокомерие и угрозы с призывами к сотрудничеству с Тевтонским орденом и совместной борьбе с Золотой Ордой, а также намекал на то, что в случае принятия князем католичества Папский Престол будет содействовать укреплению его власти над другими князьями Северо-Восточной Руси. Характерно при этом, что самоуверенные западные политики XIII столетия рассматривали князя Александра только в качестве второстепенного союзника, находящегося на рубеже соприкосновения с миром кочевников, заведомо предполагая, что согласие на союз с Римом подразумевает ввод войск католических государств на русские земли19.

Примечателен дошедший до нас в «Житии Александра Невского» ответ князя папе римскому: «От Адама до потопа, от потопа до разделения языков, от начала рода Авраама и прохождения Израиля через море до кончины царя Давида, от начала царствования Соломона
до Августа и до Христова Рождества, страстей, воскресения, на небеса восшествия и царства Константинова, от начала оного до первого Собора и седьмого – это все хорошо знаем, а от вас учения не приемлем»20.

В дальнейшем католический Рим столь же безуспешно пытался склонить правителей России к преждевременной, но выгодной Западу борьбе с Османской империей. Однако Василий III и Иван IV столь же аргументированно и с таким же достоинством, как и их великий предшественник Александр Невский, отвергали притязания Рима на моральное превосходство и мнимо универсальную легитимность, не соглашались принимать от Запада никаких титулов и посулов21.

В эпицентре противоречивых экономических интересов

Важным аспектом политической ситуации рассматриваемого периода истории являлось столкновение на русских землях противоречивых экономических интересов22. В Новгороде23 и Пскове24, как и в Бергене, Лондоне, Брюгге и других крупных торговых городах, располагались представительства Ганзейского союза, руководящие круги которого были заинтересованы
в обеспечении прозападной внешнеполитической ориентации Руси и сохранении в русских землях феодальной раздробленности и междоусобиц.

Ганзейский союз за несколько веков своего существования включал до 160 торговых городов Северо-Западной Европы, фактически монополизировав всю торговлю этого региона мира. Причем его костяк составляли города и гильдии Германии. Мощная немецкая колония Ганзейского союза с центром в Риге существовала в Ливонии. Ганзейские купцы в своей экономической и внешней политике опирались на рыцарские ордена и олигархические круги, контролировавшие власть в городах – членах Ганзы, управление которыми благодаря выгодам заморской торговли переходило в руки обладателей крупного капитала.

Ганзейский союз был крупнейшим транснациональным бизнес-сообществом средневековой Европы, аналогом современных транснациональных корпораций. Вследствие этого, выступая за самостоятельную политику, Александр Невский бросал вызов не только военно-политическому могуществу католического Запада, но и интересам транснационального капитала, представители которого отличались наднациональным самосознанием, были готовы жертвовать интересами своей страны ради выгод ведения международных торговых операций.

Князь Александр успешно противодействовал попыткам использовать слабость геополитического положения Руси и ее внешнеполитические неудачи. Обеспечив независимость своей внешней политики на Западе, Александр Невский остановил натиск Запада на Восток, обеспечив Руси относительную стабильность северо-западных границ на несколько столетий.
При этом князь сумел, несмотря на противодействие политике экспансии католицизма, сохранить связи со странами Западной Европы.

Стойкость Александра Невского в противостоянии политической, религиозной и культурной экспансии Запада нашла поддержку со стороны Русской церкви, получившей от Орды значительные льготы, так как ее правители, в отличие от католического Запада,
не претендовали на какое-либо идеологическое и культурное доминирование в подвластных странах
25. Русская церковь в этих условиях стала моральной опорой и важнейшим социально-политическим, духовно-нравственным и культурным институтом в будущей борьбе за полное освобождение русских земель26.

Верный стратегический выбор

Критики политики Александра Невского предполагают, что существовала альтернатива «западного вектора» дальнейшего развития России, однако вся последующая история страны опровергает это предположение. Более того, в рамках ордынской зависимости сформировалось единство русских земель. Вот как описывал влияние Орды В. О. Ключевский: «Ордынские ханы не навязывали Руси каких-либо своих порядков, довольствуясь данью, даже плохо вникали
в порядок, там действовавший. Да и трудно было вникнуть в него, потому что в отношениях между тамошними князьями нельзя было усмотреть никакого порядка. <...> Если бы они были предоставлены вполне самим себе, они разнесли бы свою Русь на бессвязные, вечно враждующие между собою удельные лоскутья. <...> Власть хана давала хотя призрак единства мельчавшим и взаимно отчуждавшимся вотчинным углам русских князей. <...> Власть хана была грубым татарским ножом, разрезавшим узлы, в какие умели потомки Всеволода III запутывать дела своей земли»27.

Авторитетные западные историки разделяют сложившуюся в российской исторической науке точку зрения о стратегической правильности избранной Александром Невским политической линии. Так, выдающийся представитель цивилизационного подхода к истории британский историк А. Тойнби считал найденный русскими «ответ» на «вызовы и давление кочевников оригинальным и созидательным»28.

Авторы фундаментального труда «Эпоха крестовых походов», вышедшего под редакцией французских историков Э. Лависса и А. Рамбо, отмечают: «Борьба... была слишком неравна, и всякая преждевременная попытка свергнуть иго навлекала на страну новые бедствия. Нужно было меньше мужества, чтобы вызвать врагов на открытый бой, чем чтобы отправиться в их столицу, отдаться в их руки и тем приобрести их расположение; не один князь сложил голову в Сарае. Александр Невский „своими победами над западными народами доставил России... славу и спас ее от отчаяния в минуту самого страшного материального и духовного разгрома, который когда-либо постигал европейское государство“. <...> Смирением и покорностью перед ханом Александр покупал мир и безопасность. Подобно ему и его преемники подчинялись обстоятельствам; они были терпеливы, потому что верили в будущее; они были осторожны, потому что понимали, что неблагоразумный поступок может надолго отсрочить освобождение... и медленно подготавливали те средства, которые должны были дать их преемникам возможность свергнуть ненавистное иго»29.

Поездки в Золотую Орду носили характер актов гражданского мужества: «Отправляясь
в Орду для взноса дани или для переговоров, князь предварительно составлял свое завещание. Он объявлял, что едет искать милостей для своего народа, рискуя жизнью, и что готов принять смерть за своих подданных»30. Для Александра Невского поездки в Орду должны были быть совершенно особенным испытанием, так как имелись основания предполагать, что там в 1246 г. был отравлен отец князя Ярослав Всеволодович31.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!