Основные философские направления



Минобрнауки россии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ВГУ»)

 

С. П. Рубцова

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методическое пособие для вузов

 

 

Воронеж

Издательский дом ВГУ

2019

Утверждено научно-методическим советом факультета ГГиТ № 10    от 24 июня 2019г.

 

 

Рецензент - к. филос. н., доцент кафедры истории философии и культуры факультета философии и психологии Воронежского государственного университета И. А. Журавлева.

 

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре онтологии и теории познания факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

 

Рекомендовано для студентов-бакалавров 1 курса очной формы обучения географического факультета ВГУ

 

 

Б.1.Б.01. «Философия»

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«Философия» является одним из дополнительных курсов при обучении студентов-бакалавров на факультете ГГиТ

В ходе изучения курса студенты должны получить основные знания, касающиеся проблем философии. Обязательный минимум содержания: предмет философии, основной вопрос философии, вехи мировой философской мысли, природа человека и смысл его существования, предназначение человека, человек и Вселенная, человек и Бог, человек, общество, цивилизация, культура, свобода и ответственность личности, человеческое познание и деятельность, роль науки в обществе, наука и философия, человечество перед лицом глобальных проблем.

Целью дисциплины «Философия» является освоение студентами строго определенной совокупности сведений обо всех сторонах философии как системы, формирование представлений об основных понятиях и терминах философии, об основных направлениях развития философской мысли.

Задачи курса: развить у студентов навыки философского мышления, дать представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, обществе, цивилизации. Студент должен понимать роль науки и научного познания, знать его структуру, формы и методы, социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии, осмысливать отличие биологического и социального, телесного и духовного начал в человеке. 

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

 

Философия и наука: мудрость и знание

Эволюция предмета науки. Неизменность предмета философии. Неизменность главных философских вопросов: Что я могу знать? Что я должен делать? Что такое человек? Своеобразное решение этих вопросов в каждую эпоху и каждым человеком. Связь науки и философского знания. Мировоззрение и его структура. Основные компоненты мировоззрения.

Специфика философского отношения к миру

Мудрость как знание, соединенное с моралью. Теоретическая философия и жизненно-практическая философия. Предмет теоретической философии. Философия как способ мышления о предметах, идеях, проблемах, рассматриваемых с точки зрения предназначения человека. Основные функции философии.

Миф, религия и философия как основные формы мировоззрения. Их преемственность и различия

Миф как универсальная форма сознания древних народов. Олицетворение, одушевление и одухотворение природы в мифе. Миф как первичный поиск значения и смысла человеческого существования. Магия, обряды, традиции. Первые попытки рационального переосмысления мифов. Поиски места человека в Космосе. Понятие «свободы» в мифе. Религия и свобода человека. Взаимосвязь мифа и религии. Категория «личности» в религии. Место философии как одной из форм мировоззрения. Решение мировоззренческих проблем с позиции рационального знания.

Основные понятия: мировоззрение, миф, религия, философия, трансцендентное, имманентное, христианство, синкретизм, космоцентризм, антропоморфизм.

Основная литература

Философия : учеб. пособие / под ред. Т. X. Керимова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2013. - С 7-22.

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спирки. - Москва: Юрайт, 2014. − С. 22-76.

Дополнительная литература

Алексеев П.В. Философия : учеб. для студ. вузов / П. В. Алексеев,   А. В. Панин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва. : Проспект, 2000. – С. 4−89.

Введение в философию : учебное пособие для вузов / И. Т. Фролов. – Москва : Республика, 2010. – С. 7−19.

Философия : учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. –Москва: Юристъ, 2014. – 520 с.

Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова,         А. В. Разина. – Москва : Академический проспект ; Трикста, 2010. – 688 с.

 Тема 2.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

 

Соотношение материального и идеального в философии

Соотношение мышления и бытия в философии. Деление философов на материалистов и идеалистов. Вопрос о познаваемости мира. Типы и способы философского осмысления мира. Метод философского познания. Место философии в общей системе и жизни человека и общества.

 

Человек – главная загадка философии

Невозможность объективного изучения человека как духовного существа. Неприродные феномены человеческого существования – добро, совесть, любовь, свобода и т.д. Человек как метафизическое существо.

Основные понятия: материализм, субъективный идеализм, объективный идеализм, агностицизм, рационализм, иррационализм, эмпиризм, онтология, гносеология, аксиология, антропология, социальная философия.

Основная литература

Философия : учеб. пособие / под ред. Т. X. Керимова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2013. — С. 7-22.

Дополнительная литература

Алексеев П. В. Философия : учеб. для студ. вузов / П. В. Алексеев,  А. В. Панин. – Москва : Проспект, 2000. – С. 4−89.

Введение в философию : учебное пособие для вузов / И. Т. Фролов. –Москва : Республика, 2013. – С. 19−37.

Философия : учеб. пособие для студ. вузов / под ред.                         В. П. Кохановского. – Ростов н/Дону : Феникс, 2013. – С. 5−30.

Философия : учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. –Москва: Юристъ, 2014. – 520 с.

Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В .В. Миронова,        А. В. Разина. –Москва :  Академический проспект ; Трикста, 2014. – 688 с.

Тема 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Причины возникновения философии в Древней Греции, феномен «греческого чуда». От мифа к логосу. Космоцентризм античного мировоззрения. Специфика греческой рациональности. Натурфилософия досократиков, проблема единого и множественности, проблема движения. Рождение диалектики в античной философии. «Поворот к человеку» в философии софистов и Сократа.

Платон и Аристотель как представители классического этапа античной философии. Диалектика материи и идеи. Социально-философские взгляды Платона и Аристотеля. Римский этап античной философии, его специфика и взаимосвязь с греческой философией. Антропологические идеи в учениях киников, скептиков, эпикурейцев, стоиков и неоплатоников.

Основные понятия: натурфилософия, космоцентризм, апейрон, апории, атом, идея, материя, форма, кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.

Основная литература

Брамбо Р. С. Философы Древней Греции / Р. С. Брамбо .— Москва : Центрполиграф, 2010. – С. 3 - 121.

Лега В. П. История западной философии : в 2 частях / В. П. Лега. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2014. -.Ч. 1. - С. 3 – 240.

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва : Юрайт, 2010 . − С. 22-76.

Дополнительная литература

Асмус В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. ─ Москва : Высш. шк., 1998. – 400 с.

Спиркин А. Г. Философия: учебник для студентов вузов /            А. Г. Спиркин.— Москва : Юрайт, 2010 . − 828 с.

Философия : учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. –– Москва : Юристъ, 2014. – 520 с.

Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова,         А. В. Разина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: : Академический проспект ; Трикста, 2014. – 688 с.

Тема 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Понятие «логоса» в учении Филона Александрийского и его значение для становления средневековых идей. История возникновения и развития христианского вероучения. Влияние Библии и Корана на становление философских взглядов средневековья. Основные принципы средневековой христианской философии. Формирование теологической герменевтики. Основные этапы средневековой христианской философии: апологетика, патристика, схоластика. Сущность православия и католицизма.

Основные проблемы средневековой философии: проблема соотношения разума и веры (Тертуллиан, Августин Аврелий, Фома Аквинский), открытие личности в христианстве, проблема свободы и предопределения (Августин Аврелий), доказательство бытия Бога (Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский), спор об универсалиях (реализм, номинализм, концептуализм).

 

Основные вехи развития средневековой философской мысли

Патристика и схоластика – два этапа в развитии средневековой философской мысли. Августин Аврелий как виднейший представитель патристики. Проблема личности и динамика человеческой истории у Августина. Номинализм и реализм. Теология Фомы Аквинского: строение мира, человек и Бог. Философия Аристотеля и учение Фомы Аквинского.

Основные понятия : теоцентризм, логос, троичность, ипостась, супранатурализм, ревеляционизм, сотериология, креационизм, эсхатология, монизм, монотеизм, католицизм, православие, фелиокве, папизм, цезарепапизм, реализм, номинализм, концептуализм.

Основная литература

Лега В. П. История западной философии : в 2 частях / В.П. Лега. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2014-.Ч. 2. - С. 245-350.

Философия : учеб. пособие / под ред. Т. X. Керимова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2013. — С. 28-36.

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва : Юрайт, 2010 . − С. 80-98.

 

Дополнительная литература

История философии : Запад-Россия-Восток : учеб. для студ. вузов / под ред. Н. В. Мотрошиловой. – Москва : «Наука», Кн. 1. − 2000 . − 448 с.

Соколов В. В. Средневековая философия : Учеб. пособие /                                   В. В. Соколов. — Москва : Эдиториал УРСС, 2001 . −350 с.

Спиркин А. Г. Философия : учебник : для студентов вузов /                    А. Г. Спиркин .— Москва : Юрайт, 2010 . − 828 с.

Философия : учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – Москва : Юристъ, 2004. – 520 с.

Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова,                А. В. Разина. – Москва : Академический проспект ; Трикста, 2014. – 688 с.

Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Основные черты философии Возрождения. Специфика антропологических идей возрожденческих философов. Соотношение божественного и человеческого в структуре мировоззрении, секуляризм эпохи Возрождения. Творчество как главный атрибут человека. Пантеизм Н. Кузанского. Сущность реформации. Этика протестантизма и ее влияние на формирование современного западного мировоззрения.

Основные понятия: гуманизм, возрождение, антропоцентризм, титанизм, пантеизм, реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм.

Основная литература

Антология мировой философии. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения / под ред. В. В. Соколова.— Москва : Трикста : Академический проект, 2015 . – C. 53-89.

Грядовой Д. И. История философии / Д. И. Грядовой .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — Кн. 2: - С. 305-405.

Философия : учеб. пособие / под ред. Т. X. Керимова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2013. — С. 41-47.

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва: Юрайт, 2010 . − С. 101-108.

Дополнительная литература

Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения : учебное пособие / А. Х. Горфункель .— Москва. : Высш. школа, 1980 .— 368 c.

История философии: Запад-Россия-Восток : Учеб. для студ. вузов / под ред. Н. В. Мотрошиловой. Москва : Высшая школа, 1998г. - Кн. 2: Философия XV-XIX вв. — 2-е изд. — 1998 .— 557 с.

Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова,                    А. В. Разина. - Москва: : Академический проспект ; Трикста, 2004. – 688 с.

Тема 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII вв.):

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ, РАЦИОНАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ

Основные направления новоевропейской философии

Эмпиризм и рационализм как два основных направления в науке Нового времени. Дедукция и индукция. Механистическая картина мира по Ф. Бэкону. Дуализм Р. Декарта. Проблема интеллектуальной интуиции. Истоки учения о «врожденных идеях». Учение Лейбница о монадах. Монизм Б. Спинозы. Агностицизм Д. Юма. Сенсуализм Дж. Локка.

 

Основные идеи философии эпохи Просвещения

Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье, П. Гольбах: идеи материализма и атеизма. Критика средневековой схоластики и религии. Идея социального прогресса. Учение о материи и единстве прогресса (П. Гольбах). Диалектика живой и неживой материи (Д. Дидро, П. Гольбах). Идеализация природы и «теория общественного договора» в философии Ж.-Ж. Руссо. Влияние французской философии XVIII века на формирование концепции гражданского общества.

Основные понятия: субстанция, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, монизм, дуализм, плюрализм, деизм, солипсизм, общественный договор, гражданское общество, правовое государство.

Основная литература

Антология мировой философии. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения / под ред. В.В. Соколова.— Москва : Трикста : Академический проект, 2015 . – C. 223-530.

Лега В. П. История западной философии : в 2 ч. / В.П. Лега. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2014. - Ч. 2:— С. 4-101.

Философия : учеб. пособие / под ред. Т. X. Керимова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2013. — 41-47.

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва: Юрайт, 2010 . − С.108-131.

Дополнительная литература

История философии: Запад-Россия-Восток : Учеб. для студ. вузов / под ред. Н. В. Мотрошиловой. Москва :Высшая школа, 1998г. - Кн. 2: Философия XV-XIX вв. − 1998 . −557 с.

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва : Юрайт, 2010. −828 с.

Философия : учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. –Москва : Юристъ, 2004. – 520 с.

Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова,               А. В. Разина. –Москва: Академический проспект ; Трикста, 2014. – 688 с.

Тема 7. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Основные проблемы немецкой классической философии, идея всеобщего субъекта. Развитие диалектики в немецкой классической философии. Философское учение И. Канта: докритический и критический этапы. Сущность априоризма. Понятие о трансцендентальном субъекте. «Вещь-в-себе» и «вещь-для-нас» в структуре познания. Агностицизм Канта. Антиномии Канта. Автономия нравственности как условие свободы воли человека. Категорический императив.

Субъективный идеализм И. Г. Фихте.

«Философия природы» Ф. Шеллинга.

Объективный идеализм Г. В. Ф. Гегеля. Понятие об абсолютной идее. Логика, философия природы, философия духа в системе Гегеля. Специфика философии истории, «хитрость разума» и ее реализация в историческом процессе. Основные диалектические законы Гегеля.

Основные понятия: всеобщий субъект, трансцендентальное, априорные формы познания, вещь-в-себе, вещь-для-нас, антиномии, категорический императив, трансцендентальное единство апперцепции, абсолютная идея, диалектика, панлогизм.

 

Основная литература

Лега В. П. История западной философии : в 2 ч. / В. П. Лега. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2014. - Ч. 2:— С. 130-253.

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва: Юрайт, 2010 . − С. 134-157.

Дополнительная литература

Асмус В. Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопросы философии. - 1995. - N1. - С.52-69.

Философия : учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. –Москва: Юристъ, 2014. – 520 с.

Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова,                  А. В. Разина.– Москва: Академический проспект ; Трикста, 2014. – 688 с.

Тема 8. ФИЛОСОФИЯ XX в.: ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И ПОЗИТИВИЗМ

 

Воля как основа мира, человек – раб воли (А. Шопенгауэр). Гений и проблема освобождения. Ф. Ницше и его учение о «сверхчеловеке». Философия С. Кьеркегора и А. Бергсона. Истоки экзистенциализма. Экзистенциализм: «философия существования». Сущность и существование. Проблема бытия и небытия в философии Ж.-П. Сартра. Учение о «пограничных ситуациях» К. Ясперса. Идея «активного бунта» А. Камю. Философия бытия М. Хайдеггера.

Позитивизм. Основы философии науки

Позитивизм как научно-философское направление. Ступени развития позитивизма. Учение О. Конта о трех стадиях развития. Эмпириокритицизм: учения Э. Маха и Р. Авенариуса. Основные идеи неопозитивизма (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн). Методологические принципы постпозитивизма (К. Поппер, С. Тулмин, И. Лакатос). Структура научных революций Т. Куна. Понятие парадигмы.

Основные понятия: иррационализм, философия жизни, со-бытие, психоанализ, экзистенциализм, воля-к-жизни, воля-к-власти, сверхчеловек, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, архетип, экзистенция, сущность, существование, пограничная ситуация, абсурд, абсурдный человек.

 

Основная литература

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / под ред. О. Хеффе. – Москва : Культурная революция, 2009. – С. 5-121.

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва : Юрайт, 2010 . − С. 157-167.

Дополнительная литература

Алексеев П. В. Философия : учеб. для студ. вузов / П. В. Алексеев,           А. В. Панин. –Москва : Проспект, 2000. – С. 166−202.

Введение в философию : учебное пособие для вузов / И. Т. Фролов. – Москва : Республика, 2013. – С. 192−220.

Философия : учеб. пособие для студ. вузов / под ред.                                   В. П. Кохановского. - Ростов н/Дону : Феникс, 2003. – С. 30-73.

Ищенко Е. Н. Современная эпистемология и гуманитарное познание / Е. Н. Ищенко. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 142 с.

Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры // Вопросы философии. - 1995. − N8. − С. 158− 173.

Косиков Г. К. Структура и/или текст : стратегии современной семиотики / Г. К. Косиков // От структурализма к постструктурализму : французская семиотика. – Москва: : Прогресс, 2000. С. 364.

Кун Т. С. Структура научных революций / Т. Кун − Благовещенск : Благовещ. Гуманитар. Колледж им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. −300 с.

Лакатос И. Бесконечный регресс и обоснования математики / Лакатос И. // Современная философия науки : Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва:, Погресс : 1996. − С. 250-285.

Маритен Ж. О человеческом знании / Маритен Ж. // Вопросы философии. – 1997. – N5. – С.106-117.

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Ж. – П. Сартр.— Москва : Республика : ТЕРРА, 2002 .— 638 с.

Философия : учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. –Москва : Юристъ, 2004. – 520 с.

Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова,         А. В. Разина. – Москва : Академический проспект ; Трикста, 2004. – 688 с.

Тема 9. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Специфика русской религиозной философии. Основные проблемы русской философии: учение о Софии (В. Соловьев, Булгаков), свобода и предопределение в жизни человека, теодицея (Н. Бердяев, В. Соловьев), смысл и назначение истории. Религиозно-философский В. Соловьев и традиция всеединства, Н. Федоров, Н. Бердяев) и естественнонаучный (Н. Умов, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский) космизм в русской философии.

Основные понятия: София, теодицея, богочеловечество, космизм, западничество, славянофильство.

 

Основная литература

Философия. Учебник для вузов / под ред. В. В. Миронова. – Москва: Норма, 2005. – С. 342−404.

Сапронов П. А. Русская философия. Проблема своеобразия и основные линии развития / П. А. Сапронов. — Москва : Гуманитарная Академия, 2008 – С. 26-117.

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва : Юрайт, 2010 . − С. 201-217.

Дополнительная литература

Введение в философию : учебное пособие для вузов / И. Т. Фролов. – Москва: : Республика, 2003. – С. 164−192, С.273−275.

Бубнов Ю. А. Метафизика русского Просвещения / Ю.А.Бубнов .— Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003 .— 255 с.

Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии : учебное пособие для гуманитарных вузов / А.Ф. Замалеев. ─ Москва: : Наука, 1995. – 190 с.

Зеньковский В. В. История русской философии. В 2т. / В. В. Зеньковский. – Москва: : Ростов н/Д. : Феникс, 1999. ─ Т 1. – 544 с.

Зеньковский В. В. История русской философии. В 2т. / В. В. Зеньковский. – Москва: : Ростов н/Д. : Феникс, 1999. ─ Т.2. – 544 с.

Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ веков: Учебное пособие для вузов / А.И. Новиков. – Санкт-Петербург : Лань, 1998. – 320 с.

Тема 10. КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ (ОНТОЛОГИЯ)

Философские концепции бытия в истории философии

Античная онтология. Бытие в философии Парменида. «Двоемирие» Платона. Понятие «субстанции» в механистической картине мира XVII-XVIII вв. Проблема бытия в марксистской философии. Решение онтологических проблем в философии XX века.

 

Проблема соотношения бытия и небытия

Категории «бытие» и «сущее». Бытие как смысл существующего. Несотворимость, неуничтожимость, неделимость, отсутствие степенных градаций бытия. Взаимопереход бытия и небытия. Формы бытия и его атрибуты: движение и покой, пространство и время. Философия как осознание бытийных феноменов мира. Понятие философской картины мира.

Онтология в структуре философского знания. Сущность философской категории «бытие». Типология бытия. Формы бытия. Осмысление бытия в основных философских направлениях: материализме, субъективном и объективном идеализме. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия.

Соотношение понятий: бытие, субстанция, сущность, материя, природа.

Понятие материи. Развитие представлений о материи в истории философии. Современные представления о материи. Атрибуты и свойства материи. Пространство и время в субстанциональной (Демокрит, Ньютон) и реляционной (Кант, Эйнштейн) концепциях. Движение и его виды. Отражение.

Понятие о картине мира: обыденной, религиозной, философской, научной.

Основные понятия: бытие, небытие, картина мира, материя, пространство, время, движение, отражение.

 

Основная литература

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва: Юрайт, 2010 . − С. 223-262.

Дополнительная литература

Гайденко П. П. Бытие и разум / П. П. Гайденко // Вопросы философии. - 1997. - N7. - С.114−140.

Спиркин А. Г. Философия / А. Г. Спиркин .— Москва: Юрайт, 2010 . − 828 с.

Философия : учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – Москва : Юристъ, 2014. – 520 с.

Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова. – Москва : Академический проспект ; Трикста, 2014. – 688 с.

Введение в философию : учебное пособие для вузов / И. Т . Фролов. – Москва : Республика, 2003. – С. 339−391.

 

Тема 11. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА

 

Концепции сознания в философии

Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как трансцендентальной идеи. Человеческое сознание есть инобытие мирового разума (Платон, Гегель). Субъективно-идеалистическая трактовка сознания как самодостаточной сущности, являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли). Учение гилозоизма. Вульгарный материализм как отождествление сознания с вещественными образования в мозгу человека. Социологизация сознания. Проблема сознания и диалектический материализм. Роль отражения в формирования сознания человека. Современные теории происхождения сознания человека.

 

Язык как способ социального функционирования сознания

Труд как необходимое условие возникновения сознания. Роль языка, религии, искусства, науки в развитии сознания. Мозг и сознание. Материя и память. Идеальное и материальное. Идеальный характер человеческой психики. Сознание и мышление. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Язык и бытие. Функции языка. Сознание и самосознание.

 

Взаимосвязь сознания и бессознательного в деятельности психики человека

Понятие бессознательного. Структура личности по З. Фрейду. Концепт архетипа К. Юнга. Архетип и символ. Роль бессознательного в жизни человека. Бессознательное и творчество. Бессознательное и культура. Современная цивилизация и психическое здоровье личности.

История возникновения понятия «общественное сознание»

Истоки возникновения понятия «общественное сознание». Платоновские «идеи» и общественное сознание. Различные точки зрения на природу «идеального». Общественное и индивидуальное сознание.

Структура общественного сознания

Уровни общественного сознания. Обыденное и теоретическое сознание. Категория «массовое сознание». «Массовый человек» в современной цивилизации. Понятие идеологии. Идеология и личность. Формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское, научное. Причины дифференциации общественного сознания. Критерии разграничения форм общественного сознания.

Основные понятия: сознание, самосознание, рефлексия, материализм, идеализм, физикализм, солипсизм, идеальность, интенциональность, идеаторность, общественное сознание, массовое сознание, идеология.

Основная литература

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва : Юрайт, 2010 . − С. 350-378.

Дополнительная литература

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва : Юрайт, 2010. − 828 с.

Философия : учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. –Москва : Юристъ, 2014. – 520 с.

Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова,                А. В. Разина. – Москва: Академический проспект ; Трикста, 2014. – 688 с.

Фрейд З. Психология бессознательного / З. Фрейд . − Москва : Питер, 2007 .— 390 с.

Фромм Э. Искусство любви : Исследование природы любви : пер. с англ. / Эрих Фромм. − Минск : Полифакт, 1990. − 77 с.

Юнг К. Г. Психология бессознательного / К. Г. Юнг. − Москва : Канон+ : Реабилитация, 2003 . − 397 с.

Тема 12. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ

Общая характеристика содержания диалектики

Диалектика как учение о развитии. Три исторические формы диалектики. Стихийная диалектика древних: превращение первоначала мира в многообразие его явлений, превращение отдельных форм бытия друг в друга. Диалектика как искусство обнаружения истины в споре. Диалектика Гегеля. Материалистическая диалектика.

 

Принципы диалектики и ее отличие от метафизики

Основные принципы диалектики: принцип развития, принцип материального единства мира, принцип всеобщей взаимной связи, идея отражения, принцип детерминизма. Объективная и субъективная диалектика. Метафизика и эклектика. Диалектика и метафизика. Три закона диалектики. Диалектические категории: сущность и явление, содержание и форма, целое и часть, единичное и общее, причина и следствие, система, структура, элемент. Рассмотрение диалектики как раскрытие перспектив развития мира.

Основные понятия: диалектика, метафизика, качество, количество, мера, скачок, тождество, противоположности, противоречие, отрицание, догматизм, софистика, эклетика.

Основная литература

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва : Юрайт, 2010 . − С. 223-262.

Философия : учеб. пособие для студ. вузов / под ред.                                В. П. Кохановского. –Ростов н/Дону : Феникс, 2013. – С. 130−190.

Дополнительная литература

Введение в философию : учебное пособие для вузов / И. Т. Фролов. – Москва : Республика, 2013. – С. 349−350.

Философия : учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : : Юристъ, 2014. – 520 с.

Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова,                   А. В. Разина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академический проспект ; Трикста, 2014. – 688 с.

Поппер К. Что такое диалектика / К. Поппер // Вопросы философии. − 1995.- N1. − С. 118-139.

Тема 13. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ. ИСТИНА В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

 

Основные проблемы гносеологии

Цель познания. Субъект и объект познания. Выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. Определение конечного источника знаний. Каковы содержание, формы, закономерности процесса познания? Как идет развитие знания? Чувственное и рациональное познание. Познание и интуиция.

 

Процесс познания, его формы и особенности

Как человек познает окружающий мир? Рационалисты и эмпирики. Скептики и агностики. Опыт и знание. Познание и творчество. Формы и методы современного научного знания. Специфика познания социальной действительности. Существуют ли пределы человеческого познания?

 

Истина: история развития проблематики от античности до наших дней

Понятие истины. История развития вопроса. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение. Релятивизм и догматизм. Конкретность истины. Критерии истины. Практика как главный критерий истины.

 

Научное познание и его характеристика

Наука как специфическая сфера человеческой деятельности, как производство обобщенного, объективного знания. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, наука как социальный институт, наука как особая сфера культуры. Отличительные признаки научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их цели и средства. Наблюдение, описание, эксперимент. Теория и гипотеза. Законы и факты в науке. Научное открытие. Категория «парадигмы» в науке. Понятие метода. Вненаучные (нетрадиционные) формы познания. Универсальность научного познания и его границы. Будущее науки.

Основные понятия : гносеология, эпистемология, истина, заблуждение, понятие, суждение, умозаключение, дедукция, индукция, метод, субъект познания, объект познания.

 

Основная литература

Канке В. А. Философия для юристов : учебник / В.А. Канке .— Москва : Омега-Л, 2014 .— С. 81-94.

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва : Юрайт, 2010 . − С. 378-472.

Дополнительная литература

Введение в философию : учебное пособие для вузов / И. Т. Фролов. – Москва: Республика, 2013. – С. 452-473.

Жаров С. Н.  Трансцендентное в онтологических структурах философии и науки / С. Н. Жаров . − Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006 . − 351 с.

Ищенко Е. Н. Современная эпистемология и гуманитарное познание / Е. Н. Ищенко. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 142 с.

Кравец А. С. Идеалы и идолы науки / А. С. Кравец. – Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 1993. – 220 с.

Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун; − Благовещенск : Благовещ. Гуманитар. Колледж им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. −300 с.

Лакатос И. Бесконечный регресс и обоснования математики / И. Лакатос // Современная философия науки : Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва:, 1996. − с. 250−285.

Маритен Ж. О человеческом знании / Ж. Маритен // Вопросы философии. – 1997. – N5. – С. 106-117.

Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии Я. Хинтикка // Вопросы философии. - 1996. - N9. - С.46-58.

Тема 14. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА

 

Общество как система. Социальная структура общества

Понятие общества. Общество как совокупность общественных отношений. Основные формы общности человека (семья, род, племя, этно-национальные общности, сословия, касты, классы, страты), государство и их роль в формировании, проявлении и развитии сущностных сил человека, человеческого бытия. Человек, общество, государство. Человеческое общество и проблемы власти, типология власти. Человек и политическая система: влияние политических режимов на формирование и развитие личности. Анархизм и этатизм. Проблемы развития государственности и демократии в российском обществе. Значение формирования гражданского общества для защиты интересов и реализации потребностей человека и гражданина.

Формационный анализ общества

Понятие формации. Первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая формации. Взаимосвязь производительных сил и производственных отношений. Азиатский способ производства. Перспективы развития человеческого общества в условиях НТР.

История возникновения и развития цивилизационного подхода

Понятие «цивилизация». Теория эволюционизма Льюиса Моргана. Цивилизация как «культурно-исторический» тип (Н.Я. Данилевский). Цивилизация и культура, традиции и новации в философии О. Шпенглера. Перспективы развития человеческой цивилизации в подходах Самуэля Хантингтона и Карла Ясперса. Техногенные и традиционные цивилизации. «Индустриальные» и «постиндустриальные» концепции развития человеческой цивилизации.

Цивилизационный анализ истории А. Тойнби

Структура локальной цивилизации. Философский смысл системы «вызов – ответ». Стадии развития цивилизации, их характеристика. Стратификация общества и основные функции представителей каждой страты. Причины гибели и средство спасения цивилизации по Тойнби. Место религии в цивилизационном подходе А. Тойнби.

Основные понятия: общество, социальная система, социальная стратификация, социальная мобильность, общественно-экономическая формация, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, культурно-исторический тип, культура, цивилизация, революция, эволюция, прогресс, развитие, регресс, глобализация, мультикультурализм.

 

Основная литература

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва: Юрайт, 2010 . − С. 475-535.

Дополнительная литература

Введение в философию : учебное пособие для вузов / И. Т. Фролов. – Москва: : Республика, 2013. – С. 485−514.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Хосе Ортега-и-Гассет.— Москва: : АСТ : Ермак, 2005 . −269 с .

Ортега-и-Гассет Х. История как система / Х. Ортега-и-Гассет // Вопросы философии. – 1996. – N6. – С. 79−103.

Социальная философия в конце XX века : сборник научных статей / под ред. К. Х. Момджян.— Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1991 . − 200 с.

Тойнби А. Д. Цивилизация перед судом истории : Сборник /                  А. Дж. Тойнби. – Москва: Айрис-пресс, 2003 . – 588 с.

Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - АСТ, 2004 . −781 с.

Философия : учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. –Москва : Юристъ, 2004. – 520 с.

Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова. – Москва : Академический проспект ; Трикста, 2014. – 688 с.

Шпенглер О. Закат Европы / О. Шпенглер. − Ростов н/Дону : Феникс, 1998 . − 637 с.

Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – 2-е изд. – Москва : Республика, 1994 . – 527 с.

Тема 15. АНТРОПОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК КАК ГЛАВНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Биологическое и социальное в человеке

Универсальность человеческого тела, его лабильность, пластичность, приспособленность. Внешний мир и социальная среда – основные факторы формирования человека как биологического вида. Генотип и фенотип. Социальная сущность человека.

 

Смысл человеческого бытия. Предназначение человека

Основополагающие категории человеческого бытия: свобода, творчество, любовь, счастье, смерть, смысл жизни. Философия о поисках смысла жизни. Представление о смысле жизни в истории философии. Смысл жизни как служение высшему и абсолютному благу. Поиски смысла жизни как борьба против бессмысленности существования. Роль религии в поиске человеком смысла жизни. Предназначение человека в этом мире. Человек и природа. Человек и история. Человек и общество. Человек и культура. Человек и религия.

Основные понятия:человек, индивид, индивидуальность, личность, социализация, идентификация, свобода, ответственность, смысл жизни, любовь, смерть.

Основная литература

Спиркин А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин .— Москва : Юрайт, 2010 . − С. 308-337.

 

Дополнительная литература

Введение в философию : учебное пособие для вузов / И. Т. Фролов . – Москва: Республика, 2013. – С. 572–590.

Де Бовуар С. де. Очень легкая смерть : повесть / С. де Бовуар. – Москва : Прогресс, 1968 . –111 с.

Сартр Ж.-П. Тошнота ; Стена : Роман, рассказы / Ж.-П. Сартр. – Москва : АСТ : Фолио, 2000 . – 397с.

Философия : учебник / под ред. В. Н. Лавриненко.. – Москва : : Юристъ, 2004. – 520 с.

Философия : учебник / под ред. А. Ф. Зотова. – Москва : Академический проспект ; Трикста, 2004. – 688 с.

Фромм Э. Бегство от свободы : учебное пособие / Э. Фромм. – Москва : Флинта: Прогресс, 2006. – 246 с.

СЛОВАРЬ

Основные философские направления

Агностицизм – философское направление, базирующееся на установке, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно — выстроить истинную всеобъемлющую систему знания (И. Кант).

Идеализм объективный –философское направление, представители которого (Платон, Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель).

Идеализм субъективный - философское направление, представители которого (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Г. Фихте) отвергают правомерность тезиса о существовании объективной реальности, независимой от воли и сознания субъекта.

Иррационализм –философское направление, провозглашающее примат неразумного начала и делающее его основной характеристикой как самого мира, так и его миропонимания Крупнейшими представителями иррационализма были А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

Материализм – философское направление, признающее материю первичной субстанцией, лежащей в основе мира. Представителями материализма были (Демокрит, Эпикур, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Маркс).

Рационализм – направление в гносеологии, признающее приоритет разума человека, как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям). Представители рационализма: Р. Декарт, Б. Спиноза,      Г. Лейбниц.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. В идеалистической философии представителями эмпиризма были Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус. В материалистической философии – Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.

Основные разделы философии

Аксиология – философское учение о ценностях.

Антропология – философское учение о человеке.

Гносеология – философское учение о познании.

Онтология – философское учение о бытии.

Социальная философия – философское учение об обществе.

Основные понятия

Абсолютная идея – основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим. Будучи и субстанцией, и субъектом одновременно, она осуществляет себя в процессе собственного имманентного развития.

Аксиология – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

Антиномия – форма существования и развития противоречия в познании: противоречие, образуемое двумя суждениями (умозаключениями, законами), каждое из которых признается истинным.

Антропология  – философское учение о природе и сущности человека.

Антропоморфизм – наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Антропоцентризм – философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Апейрон – понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество.

Апории – термин, с помощью которого античные философы фиксировали непостижимые для них противоречия в осмыслении движения, времени и пространства; между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом; любые непреодолимые логические затруднения.

Архетип – универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений.

Базис и надстройка – основные понятия марксистской философии, характеризующие структуру «общественно-экономической формации».             Базис – это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений.

Надстройка – совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения.

Бессознательное – совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов.

Бинаризм – концепция, утверждающая, что структура бинарных оппозиций (верх – низ, добро – зло) является одной из характеристик человеческого разума, в мифологическом мировоззрении бинаризм является важнейшей характеристикой, определяющей невозможность мыслить вне бинарных оппозиций.

Бытие – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

Вещь-в-себе – одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе, в отличии от того, какими они являются "для нас", существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или иным решением вопроса о способности нашего познания.

Возрождение – термин, обозначающий в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоху, переходную от средневековья к Новому времени.

Пространство и время – философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их со-бытие, сосуществование в пространстве, с другой –процессы смены их друг другом во времени, продолжительность их существования.

Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Гносеология – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, гносеология рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания исследователя к объекту познания.

Гуманизм – мировоззрение, возникшее как философское течение в эпоху Возрождения, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.

Движение – это философская категория для обозначения атрибута материи, связанного с любым изменением моментов объективной реальности.

Дедукция – способ рассуждения, при котором осуществляется переход от знания общего к знанию частному или единичному.

Деизм – философское учение, согласно которому, Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креационный акт, не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание, протекающее по сообщенным ему изначально разумным законам.

Диалектика – философское учение о развитии на основе противоречий.

Догматизм – это разновидность некритического способа мышления, оперирующего догмами, т.е. неизменными положениями, принимаемыми на веру без доказательств, без учета конкретных обстоятельств места и времени, на основе слепого подчинения авторитету.

Дуализм – философское учение, согласно которому в основе мира лежат два начала, две не зависимых друг от друга и не сводимых друг к другу субстанции.

Западничество – сложившееся в 19 веке направление русской общественной и философской мысли, представители которого отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России, полагая, что имеется единственный путь развития человечества, на котором Россия вынуждена догонять развитые страны Западной Европы.

Идеализм – философское учение, в основе которого лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи.

Идеальность – философское понятие, содержание которого оформляется в оппозиции «идеальное – материальное»; категория для фиксации специфической субстанции духа.

Идентификация – процесс отождествление человеком самого себя с другими людьми на основе установления общих ценностей, эмоциональных переживаний, структуры и направленности внутреннего мира. Идентификация. означает также способность сохранения человеком на протяжении всей жизни единства своего «Я», своей «самости», ощущения пространственно-временных границ своей телесной организации как единого целого.

Идеология – система концептуально оформленных взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.

Имманентное – понятие, обозначающее свойство, внутренне присущее предмету, процессу или явлению; то, что пребывает в самом себе, не переходя в нечто чуждое, не трансцендируя.

Индивид – понятие, выражающее представление об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, как социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума.

Индукция – метод познания, связанный с обобщением наблюдений и экспериментов. В логическом плане представляет собой умозаключение, при котором общее суждение по особым правилам получается на основе единичных или частных посылок.

Интенциональность – свойство сознания, характеризующееся как «сознание о»; способность к полаганию предметности, выражающая несамодостаточность сознания, которое может существовать лишь при осознании предмета, а не собственных актов.

Ипостась – понятие, характеризующее нечто, имеющее самостоятельное бытие, то есть существующее не в чем-то другом, а само по себе. В христианском богословии Ипостасью обозначают одну из личностей Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа.

Истина – понятие, характеризующее соответствие знания объективной реальности.

Картина мира – система образов и связей между ними, совокупность наглядных представлений о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой.

Категорический императив – базовое понятие этики Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Согласно Канту категорический императив гласит: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы» или «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился к нему только как к средству».

Качество – философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость; внутренняя определенность предмета.

Количество – категория, выражающая внешнее, формальное взаимоотношение предметов или их частей, а также свойств, связей, их величину, число, степень проявления того или иного свойства; внешняя определенность предмета.

Концептуализм – умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии. Космоцентризм – система философских взглядов, в которых космос как философское понятие занимает центральное место. Креационизм – теологическая и мировоззренческая концепция, в рамках которой человек и мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Богом.

Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Культурно-исторический тип – понятие, сформулированное            Н. Данилевским, характеризующее систему взглядов, определяемую культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.

Личность – понятие, отражающее социальную природу человека, определяющее его как субъекта социокультурной жизни, как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Массовое сознание – термин, используемый в социальной философии для обозначения стереотипного, деперсонализированного сознания групп людей, формирующегося под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры.

Материализм – философское направление, признающее в качестве основания и субстанции всех форм бытия - материальное начало, материю.

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Мера – философская категория, традиционно используемая в контексте отображения взаимосвязи и взаимозависимости количественных и качественных изменений. Понимается как интервал или диапазон, в границах которых вещи и явления, изменяясь, сохраняют, тем не менее, единство своих качественных и количественных параметров, т.е. остаются идентичными сами себе, самотождественными.

Метафизика – философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира.

Метод – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе.

Миф – форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными.

Монизм – философское учение, признающее единое начало в основе бытия, общий закон устройства мироздания, определяющий все многообразие сущего, в т.ч. и человеческого бытия.

Монотеизм – религиозно-философское учение, в основе которого лежит принцип единобожия, поклонения одному Богу.

Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Номинализм – направление средневековой схоластики, признающее доминирование конкретной единичности над абстракцией общего. Номинализм констатирует лишенность общих понятий онтологического статуса и связывает их существование в качестве имен только со сферой мышления.

Общественное сознание – совокупность коллективных представлений, складывающаяся из сознаний составляющих общество людей, не являющаяся, однако, его простой суммой, а обладающая некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания.

Общественно-экономическая формация – это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства материальных благ.

Онтология – раздел философии , изучающий бытие .

Отражение – характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.

Отчуждение – философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их.

Панлогизм – метафизическая теория, согласно которой всё существующее представляет собой воплощение разума или логоса.

Пантеизм – философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. 

Парадигма – система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Плюрализм – философско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга.

Познание – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

Понимание – процедура постижения или порождения смысла.

Понятие – форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств.

Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.

Провиденциализм – специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества

Производительные силы – средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие.

Производственные отношения – отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.

Психоанализ – разработанный З. Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методов и теоретическое направление в психологии, ориентированное на изучение и объяснение бессознательных психических процессов и явлений.

Развитие – характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений, сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей.

Рационализм – направление в гносеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям).

Реализм – направление мысли, основанное на презумпции наделения того или иного феномена онтологическим статусом независимой от человеческого сознания сферы бытия.

Регресс – процесс, механизм и результат возвращения объекта в своей эволюции к ранее пройденным этапам, состояниям, формам и способам функционирования.

Религия – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах религии в качестве Бога, отражающее стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом

Рефлексия – принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя.

Самосознание – противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности "Я" как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию.

Синкретизм – объединение различных систем или взглядов.

Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Славянофильство – сложившееся в 19 веке направление русской общественной и философской мысли, представители которого выступали за культурное и политическое единение славянских народов под руководством России и под знаменем православия.

Сознание – философская категория для обозначения свойства высокоорганизованной материи, характеризующего способность отражать мир в идеальных образах.

Солипсизм – теоретическая установка, сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания, которое - единственное, что дано несомненно, во всякое время тут.

Софистика – преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.

София – смыслообраз античной, а позднее христианской и в целом европейской культуры, фиксирующий в своем содержании представление о смысловой наполненности мира, полагание которой фундирует саму возможность философии как постижения преисполненного смысла мироздания.

Социализация – процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.

Социальная мобильность – понятие, посредством которого обозначаются социальные перемещения людей в направлении общественных позиций, характеризующихся более высоким (социальное восхождение) либо более низким (социальная деградация) уровнем доходов, престижа и степенью приобщения к власти.

Социальная стратификация – понятие, посредством которого в социальной философии обозначается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа между индивидами и социальными группами.

Социальная философия – раздел философии, изучающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов.

Субстанция – философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.

Субъект и объект – фундаментальные категории философии. Субъектом является носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта. Соответственно, объект – это то, что находится в зависимости от субъекта и лишено самостоятельной сущности.

Суждение – продукт и результат мыслительного процесса, предполагающего, что субъект, констатируя некоторое положение дел, выражает свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убеждения, сомнения, веры.

Сущность и явление – философские категории, обозначающие: сущность - совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего; явление – чувственно-воспринимаемую характеристику вещи.

Теизм – специфический тип религиозного сознания, вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентного миру разумного начала.

Теодицея – религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире.

Теология – феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего.

Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога, как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. При этом основой нравственности служит почитание и служение Богу, а подражание и уподобление ему считается высшей целью человеческой жизни.

Трансценденция – философский термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможного объекта чувственного опыта.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой получают новое суждение на основе одного или более уже принятых суждений.

Филиокве – христианская формула, интерпретирующая Дух Святой в контексте Троицы как исходящий не только от Бога-Отца, но и от Сына.

Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Цивилизация – единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса.

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте.

Эпистемология – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.

Эсхатология – система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной или её переходе в качественно новое состояние.


ПРАКТИКУМ


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!