Осмысление культуры в новое время



Для Нового времени характерно понимание культуры как продукта разума. В эпоху Нового времени понятие культура связывали с просвещенностью, образованностью и воспитанностью человека. В XVIII веке европейские философы выдвигают идеологию Просвещения. Центральные идеи Просвещения таковы: критика феодального общества; основополагающая роль образования и воспитания; материализм; понимание человека как tubule rasa (чистая доска).

Одним из главных идеологов Просвещения был французский философ, историк, правовед Шарль Луи Монтескье (1689 -1755). В книге "Дух законов" он сформулировал следующие идеи: все люди равны перед законом; власть в государстве должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную. Для Монтескье понятие "дух законов" было синонимом понятия "культура", т .е. в это понятие входят: нравы, обычаи, привычки, национальный характер и образованность. Особенности культуры определяются климатом, плодородием почвы, рельефом. Культура = "дух нации", то, что мы сейчас называем менталитетом. Философ говорил: «где гибнет свобода мысли, гибнет и само государство».

Жан Жак Руссо (1720 -1773) рассматривал проблему перехода от естественного состояния к цивилизованному. Роковым шагом в развитии цивилизации было становление частой собственности. Благодаря цивилизации, равенство сил и дарований сменяется искусственным политическим и экономическим неравенством в богатстве, степени защищенности и обладании власти. Руссо говорил: «демократическое общество может возникнуть только в нравственной среде».

Дени Дидро (1713 - 1784), французский писатель и философ, активно развивал идею о решающей роли внешней среды в формировании личности. Он обосновал проект общества, организованного на основе личных и общественных интересов.

Идея разума как основание культуры получило значительную разработку в немецкой классической философии. Кант (1724 -1804) рассматривал культуру как способность человека к преодолению эгоистических стремлений, умение подчинить свои страсти и поведение нравственному долгу.

Гегель (1770 -1831) видел суть культуры в осознания человека как общественного существа. Вера в прогресс основывалась на том, что идеалы разума обязательно должны быть осуществлены. Эту идею Гегель выразил в классической форме: "Что разумно, то и действительно, и что действительно, то и разумно"

Итог развитию общественной мысли эпохи Просвещения в сфере исследования культуры подвела философская концепция И. Гердера (1744-1803). Он сформулировал впервые следующие идеи:

· культура присуща всем народам (варварским и цивилизованным, античным и средневековым, европейским и азиатским);

· прогресс в области культуры связан с прогрессом просвещения.

К концу XVIII века понятие "культура" прочно вошло в науч. литер.. Под культурой понимался определенный уровень общественного развития, который создает возможность совершенствования интеллектуальных и моральных сил человека.

«Классическая модель» культуры

«Классическая модель» культуры, вырабатывалось совокупными усилиями выдающихся мыслителей Нового времени. Особая роль в становлении «классической модели» принадлежит деятелям эпохи Просвещения (конец XVII - конец XVIII в.), которые стали уделять повышенное внимание понятию культуры.

Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Кондорсе, Тюрго и др.) связывали содержание культурно-исторического процесса с развитием человеческого разума. Следовательно, «разумность» порядков общественных и политических учреждений измеряется совокупностью достижений в области наук и искусств, а также уровнем этих достижений. Отсюда - стремление увидеть в культуре определенный уровень совокупных общественных достижений, характеризующих степень развития человеческого разума. Эта посылка становится центральной для определения культуры в рамках рационалистических концепций. Тот же тезис лежит в основании «классической модели» культуры.

Смысловое пространство «классической модели» задается антитезой «культура - природа». В природе законы, не зависят от человека. Здесь нет целей, след. природа не ведает ценностей. Целеполагающая способность присуща человеку, т. к. он обладает разумом. Цель человека - преобразовать окружающий мир, подчинить его своим интересам и потребностям. Таким образом, источником культуры является человек, т.е. человек становится личностью в процессе воспитания и самовоспитания. Основу для понимания культуры в рамках «классической модели» составляют три принципа:

Принцип гуманизма, сводится к тому, что человек - это существо самостоятельное, свободное и не зависящее ни от природных сил, ни от Бога. Человек - творец своей жизни, законодатель своей судьбы. Благодаря собственным усилиям он способен преодолеть ограниченность своего природного состояния.

Принцип рационализма настаивает на том, что обращение к человеку как к источнику преобразовательной деятельности, еще недостаточно для выделения культуры как особой сферы. Философы XVII - начала XIX в. особую природу человека связывали с наличием у него разума - способности действовать в соответствии со своими рационально понятыми целями, т.е. свободно, а не в силу природной необходимости, как животные.

Принцип историзма требует рассматривать все явления действительности с точки зрения их происхождения и развития. Применительно к культуре это означает, что человек как творец материального и духовного общественного богатства не остается неизменным, т. е. творя и изменяя окр. мир, он сам меняется. Человек - это не только самостоятельное и разумное существо, но и исторически развивающийся субъект, то и культура одновременно выступает и как исторический путь развития человека, и как главный результат этого пути.

Итак, «классическая модель» культуры, созданная усилиями множества самобытных мыслителей конца XVII - начала XIX в., акцентирует свое внимание на эффективности и результатах человеческой разумно-творческой деятельности. Она определяет культуру как особую сферу, возникающую исключительно в человеческом общественном опыте.

Однако классическое определение культуры имеет недостатки, она может оказаться «недоопределенной» и преодолели эту слабость благодаря развитию принципа системности и применению системного подхода к анализу культуры.

С другой стороны, классическое определение – деятельный характер культуры, рассматривая ее как процесс творческих свершений. Правда, эта сторона «КМ» слабо выражена. Поэтому решающей эпохой для раскрытия «классической модели» и преодоления ее слабых сторон оказалось XX столетие - время, когда все лучшее из наследия «классиков» было раскрыто, а отжившее преодолено без ущерба для современной мировоззренческой парадигмы.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 1063; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!