Представления о культуре в философии нового времени. «классическая модель культуры»



Тема 1. Культурология в системе гуманитарного знания.

Формирование понятия культуры.

Термин «культура» происходит от латинского слова cultura - «возделывание», «обработка», «воспитание», «уход», «почитание». Слово cultura происходит от глагола colo, имеющего большое количество значений, связанных не только со сферой производства («обрабатывать», «возделывать», «взращивать» и др.), но и с духовно-нравственной и созидательной деятельностью людей вообще («заботиться», «усердно заниматься», «украшать», «уважать» и др.).

Одним из первых и наиболее употребительных значений слова «культура» в Риме была обработка земли, ее возделывание. В этом значении слово cultura использовано в трактате («О земледелии») римского государственного деятеля и писателя Катoна Старшего (III-II вв. до н.э.). Трактат посвящен обработки земли, способам ухода за ней, особым душевным отношениям к возделыванию (почитание, восхищение, поклонение).

Спустя примерно сто лет римский философ и политический деятель Цицерон (I в. до н.э.) соединил «культуру» с процессами умственной и душевной деятельности человека. cultura animi (буквально «возделывание души»). Он указывал на «культуру» в новом значении, как уход, улучшение, облагораживание духовных склонностей и способностей человека. Благодаря Цицерону, за термином «культура» постепенно закрепляется значение воспитания.

Цицерон о воспитании чел.души: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай»

В античной эпохе  культура – возделывание, обработка земли. В эпоху Средневековья само слово «культура» употреблялось мало, уступив дорогу однокоренному термину «культ» (с лат. cultus ).

В период Возрождения цицероновское значение термина «культура» вновь обрело актуальность, т. к. люди этой эпохи были гуманисты – мыслители. Под словом «культура» стали подразумевать гармоничность в развитии человека и активное проявление присущего ему деятельно-творческого начала. Однако слово «культура» все еще оставалось специальным термином, не указывавшим на то понятие, которым занимается культурология.

Новое, самостоятельное значение термин «культура» приобретает в конце XVII столетия в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля фон Пуфендорфа (1632-1694). Во-первых, он начал употребляться не для обозначения процесса, а самих результатов человеческой деятельности, и только общественно значимого человека. Во-вторых, культура уверенно противопоставлялась Пуфендорфом природному (естественному) состоянию человека, понималась им в контексте противостояния человеческой деятельности по отношению к дикой стихии природы.

Отныне культура рассматривается сама по себе, как объект, как феномен и т.д.. Итак, Пуфендорф положил начало осмыслению понятия культуры, впервые обозначенному им словом «культура».

После Пуфендорфа культуру начали рассматривать как особую, самостоятельную сферу общественной и человеческой жизни. При этом все чаще понятие культуры ассоциировали с уровнем человеческой просвещенности, образованности, воспитанности. Эпоха Просвещения стала временем, когда было выработано классическое определение понятия культуры.

Культура: слово, термин, понятие

Слово «культура» не всегда указывает на понятие культуры, например: «культура» в растениеводстве (ячмень, рожь, табак - это культуры); «культура» как показатель профессионализма в творческой деятельности (культура мастерства, культура исполнения и т.п.); культура как синоним воспитанности, «культурности»; культура как синоним общей образованности человека; культура как синоним искусства (телевизионный канал «Культура» - это канал об искусстве). Однако и в рамках «понятийного» использования очевидна разность в объяснении того, что такое культура.

Так, в книге американских культурологов А. Крёбера и К. Клакхона «Культура: Критический обзор понятий и определений» (1952) была сделана попытка систематизировать определения культуры (к тому моменту их насчитывалось около 160). Получилось пять основных групп:

культура как особая сфера деятельности, связанная с мышлением, художественной сферой, нормами этики и этикета;

культура как показатель общего уровня развития общества;

культура как общность, характеризующаяся особым набором ценностей и правил;

культура как система ценностей и представлений того или иного класса;

культура как духовное измерение всякой сознательной деятельности.

Проведенная ими систематизация дает комплексное представление о том, какой смысл придается понятию культуры вообще.

На этой основе вырастает стремление охватить сферу культуры через определение ее как совокупность, т.е. некую обобщенную сумму входящих в культуру элементов.

Культура - это совокупность осмысленной творческой деятельности людей, многофункциональная система, вбирающая в себя разнообразные аспекты человеческой деятельности.

Культура - это совокупность всех видов, способов и приемов человеческой деятельности и самих результатов этой деятельности, проявляемая, накапливаемая и передаваемая последующим поколениям в виде артефактов, т.е. неделимых единиц культуры (предметов, процессов или явлений искусственного происхождения).

Культура - это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным; это «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности.

 


Представления о культуре в философии нового времени. «классическая модель культуры»


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 339; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!