Человек как субъект культуры.



Субъект культуры (на научном языке) – это созидатель, творец культуры. Общепризнанно, что первичным субъектом культуры является человек. Исходной характеристикой субъекта является активность, которая носит осознанный характер, и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Тогда субъект культуры – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности, создание объективированного мира «второй природы». Чтобы стать творцом культуры человек должен сформировать себя в процессе своей жизнедеятельно­сти как культурно-историческое существо, что возможно только в результате социализации и инкультурации (Инкультурация — процесс освоения индивидуумом норм общественной жизни и культуры. В различных гуманитарных науках этот процесс обозначается понятиями «инкультурация» и «социализация»). Человеческие качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущим данной культуре приемам и навыкам деятельности. Таким образом, человек и культура – это коэволюционно (В широком смысле, биологическая коэволюция (или сопряженных эволюция) — «это изменение биологического объекта, вызванная изменением связанного с ним объекта») развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга субъекты.

Человек может стать субъектом культуры лишь тогда, когда он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира человеческих общественных отношений. Так как культурно-преобразовательная деятельность никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную деятельность, то подлинным культурно-созидающим субъектом является человечество, общество. Ми­ровая культура – это результат совокупной деятельности родового субъекта – человечества.

Понятие «человечество» употребляется для обозначения предельных общих качеств субъекта культурно-исторической деятельности. В реальности живут и действуют конкретные люди, поэтому первичным субъектом культуры является личность, которая делает индивидуальным социально-историческую деятельность человечества, выступает конкретным творцом материальных и духовных ценностей.

Деятельность личности как субъекта культуры, определяется наличной культурой, присущими по­следней кодами, матрицами, стереотипами.

Будучи носителем освоенной культуры, личность как субъект культуры нередко сталкивается с трудностями в реализации своих потенциальных возможностей (познавательных, аксиологических, художественных и коммуникативных), индивидуальных устремлений, поскольку наличная культура, характер общественных отношений не всегда создают для этого условия, ограничивают или сдерживают ее активность.

Личность (как субъект культуры) в процессе культурно-исторического творчества необходимо вступает во взаимодействие с другими субъектами культуры социальными группами, историческими общностями, учреждениями, организациями, государством. Поэтому наряду с личностью в качестве субъектов культуры следует рассматривать и следующие цепочки групп: малая (контактная) группа (семья, круг друзей, учебная группа), организации и объединения, социальные институты, слои, классы, этносы, страны (государства), региональные сообщества, человечество в целом.

Только в обществе человек получает все, что необходимо для его развития. Культура – это продукт деятельности человека. Она не существует вне человеческих общностей, но всегда доступна этим общностям. Для человека, только что родившегося, культура – уже готовый мир, в который он погружается и который его формирует.

 

Культура и общество.

В культурологическом контексте общество можно определить как социокультурный феномен, совокупность двух начал — куль­туры и социальной системы. Оно охватывает исторически сложив­шиеся формы и нормы жизнедеятельности людей. Поэтому куль­туру общества следует рассматривать только во взаимодействии и развитии социальных систем и личности, как систему норм чело­веческой деятельности.

Культура охватывает все стороны общественной жизни, влия­ет на формирование мировоззрения и общественного сознания членов общества. Категории Истины, Добра и Красоты всегда и во все времена были предметом особого внимания. Не только че­рез познание материальной жизни, но и через нравственные цен­ности формировались мироощущение и мировоззрение человека. Между культурой и мировоззрением существует тесная связь, под­черкивал А. Швейцер. «Культура является продуктом оптимисти­чески-этического мировоззрения. Лишь в той мере, в какой дей­ственно миро- и жизнеутверждающее, и одновременно этическое мировоззрение, идеалы культуры выкристаллизовываются и зани­мают доминирующее положение во взглядах индивида и обще­ства».

Культура и общество — это очень близкие, но не тождественные системы, которые относительно автономны и развиваются по своим законам.

Типы общества и культуры

Современный западный социолог Пер Монсон выделил четыре основных подхода к пониманию общества.

Первый подход исходит из примата общества по отношению к отдельному индивиду. Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями, так как целое не сводится к сумме его частей: индивиды приходят и уходят, рождаются и умирают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в концепции Э. Дюркгейма и еще раньше — во взглядах О. Конта. Из современных течений к ней относятся прежде всего школа структурно-функционального анализа (Т. Парсонс) и теория конфликта (Л. Козе р. Р. Дарендорф).

Второй подход, напротив, смешает центр внимания в сторону личности, утверждая, что без изучения внутреннего мира человека, его побудительных мотивов и смыслов невозможно создать объяснительную социологическую теорию. Эта традиция связана с именем немецкого социолога М. Вебера. Среди современных теорий, соответствующих данному подходу, можно назвать: символический интеракционизм (Г. Блюмер) и этнометодологию (Г. Гарфинкель, А. Сикурел).

Третий подход сосредоточивается на изучении самого механизма процесса взаимодействия общества и индивида, занимая среднюю позицию между двумя первыми подходами. Одним из основателей этой традиции считается ранний П. Сорокин, а среди современных социологических концепций следует назвать теорию действия, или теорию обмена (Дж. Хоманс).

Четвертый подход — марксистский. По типу объяснения социальных явлений он похож на первый подход. Однако есть принципиальное отличие: в русле марксистской традиции предполагается активное вмешательство социологии в преобразование и изменение окружающего мира, тогда как три первые традиции рассматривают роль социологии скорее как рекомендательную.

 

Человечество никогда не было единым социальным коллективом. Разные группы (популяции) людей существуют в самых разных локальных социальных группах (этносы, классы, социальные слои и т.д.). Фундаментом этих локальных групп служат культуры, являющиеся основой интеграции людей в подобные коллективы. Поэтому на Земле нет ни общества вообще, ни культуры вообще — это абстракции. Реально на нашей планете существовали и существуют локальные культуры и общества. Культуры по отношению к этим обществам (социальным группам) выполняют задачи интеграции, консолидации и организации людей; регуляции практики их совместной жизнедеятельности с помощью норм и ценностей; обеспечения познания окружающею мира и хранения значимой для выживания людей информации; осуществления коммуникации между людьми, для чего вырабатывают специальные языки и способы обмена информацией; разработки механизмов воспроизводства общества как социальной целостности.

В историческом развитии выделяют несколько типов общества и связанных с ними культур.

Первый тип — первобытное общество и культура. Для него характерен синкретизм — невыделенность индивида из основной социальной структуры, которой был кровный род. Все механизмы социальной регуляции — традиции и обычаи, обряды и ритуалы — находили обоснование в мифе, который был формой и способом существования первобытной культуры. Его жесткая структура не допускала отклонений. Поэтому даже в отсутствие специальных контролирующих социальных структур все правила и нормы соблюдались очень точно. К первобытным обществу и культуре примыкаетархаическое общество и культура — современные народы, живущие на уровне каменного века (на сегодняшний день известно около 600 племен).

Второй тип общества связан с процессами социального расслоения и разделения труда, которые привели к формированию

государства, где были узаконены иерархические отношения между людьми. Рождение государства произошло в странах Древнего Востока. При всем разнообразии его форм — восточные деспотии, монархии, тирании и т.п. они все выделяли верховного правителя, подданными которого были все остальные члены общества. В таких обществах регуляция отношений, как правило, строилась на насилии. В рамках общества этого типа нужно выделить доиндустриальное общество и культуру, где преобладали сословно-идеологические и политико-конфессиональные формы жизнеустройства, а используемое насилие получало религиозное обоснование. Еще одной формой сталоиндустриальное общество и культура, где ведущую роль играли национально-государственные образования и специализированные социальные группы в обществе, а насилие было экономическим.

Третий тип общества зародился в Древней Греции и Риме, но широкое распространение получил начиная с Нового времени, особенно в XX в. При демократии, формирующей гражданское общество, люди осознают себя свободными гражданами, принимающими определенные формы организации своей жизни и деятельности. Именно обществу такого типа свойственна высшая форма проявления экономической, политической и правовой культуры, идеологически обоснованная философией, наукой, искусством. В таком обществе граждане имеют равные права, базирующиеся на принципе сотрудничества, общения, торгового обмена и диалога. Конечно, это еще идеал, а в реальной практике еше не обойтись без насилия, но цель уже поставлена. Во многом это стало возможным с формированием нового общества постиндустриального типа с идущими в нем процессами глобализации и формированием массовой культуры.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 762; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!