Культура и человек. Человек как субъект культуры.



Тема 2. Морфология и онтология культуры.

Динамика культуры.

Культура и природа.

Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой.

Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия.

Об отношении природы и культуры поэтически очень точно сказал М. М. Пришвин: «Природа может обойтись и без культуры, но культура без природы быстро выдохнется».

Отношения культуры и природы имеют разные уровни, исторические формы.

Можно выделить три уровня отношений:

1) практическое отношение, которое выражается в труде;

2) практически-духовное отношение, которое складывается в обыденном сознании людей и выражается в преобразовании этого мира силами воображения с целью отрешения от реальности;

3) духовно-теоретическое отношение, которое выражается:

а) в познании законов природы, которое зарождается в обыденном сознании и получает свое наивысшее значение в науках о природе, т. е. в естествознании;

б) в ценностном осмыслении природы, которое вырабатывается в пределах определенной идеологии (например, художественной).

Что касается сфер проявления отношений, то они связаны: во-первых, с превращением мира во вторую природу; во-вторых, с противоборством культурного и природного в самом человеке; в-третьих, с созданием в ходе практической деятельности идеального мира.

Все эти отношения меняются в каждом историческом типе культуры и дают основание говорить о специфическом соотношении природы и культуры на разных этапах человеческого существования.

Итак, между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена:

· непосредственное присвоение человеком объектов природы;

· опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.

Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:

· присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда;

· производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.

На присваивающем этапе человек является деятельным существом, но эта деятельность ограничена.

В чем же выражается ограничение культурного состояния:

1) культурное развитие ограничено рамкой местных условий. Способом объединения людей является племенная связь, но не общественный обмен результатами труда;

2) этому развитию свойственен традиционализм. Труд носит характер повторения на прежней основе;

3) на этой ступени культурного развития отсутствует индивидуальное начало.

Человек оказывается простым орудием, и между индивидами и природой существует тесная связь как условия их труда.

В производящий период (промышленный) на первый план выходит зависимость человека не от природных условий труда, а от условий, созданных самим человеком.

Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с научно технической революцией.

Таким образом, можно проследить процесс изменения взаимоотношений культурного и природного. Сначала человек подчинен природе, а потом он воздействует на природу.

ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА КУЛЬТУРУ

Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек – это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей.

Природа влияет на материальную культуру:

· состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства;

· состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда;

· полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества;

· климат определяет тип одежды, транспорта, жилища.

Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет.

Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений.

Та совокупность природно-климатических условий, в которых существует культура, называется в русской литературе «месторазвитием».

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ПРИРОДУ

Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, т.е. преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта:

· Агросфера – совокупность природных объектов, созданных самим человеком (сады, огороды, пастбища).

· Техносфера – совокупность материальных объектов, внесенных человеком в природу (железные дороги, шоссе, мосты).

В начале 20 в, в философской литературе появляется термин «ноосфера». Ноосфера – это превращение разума в величайшую биологическую и космическую силу.

Причины образования ноосферы:

· экспансия разума во все уголки вселенной;

· объединение человечества;

· развитие науки.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Однако, взаимоотношение культуры и природы часто приобретает конфликтный характер. С точки зрения философов, причиной экологического кризиса стали культурные причины. Такой причиной считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами (утверждение, принимаемое без доказательств), которой являются:

· Высшую ценность этого мира представляет человек. Все остальное ценно лишь потому, что полезно для человека. Природа – это собственность человека, над которой он обладает неограниченной властью.

·Иерархическая картина мира. Мир людей противопоставлен миру природы.

·Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение его потребностей.

·Характер взаимодействия с природой определяется прагматическим императивом: правильно и разрешено все то, что полезно для человечества.

· Этические нормы и правила распространяются лишь на отношения с людьми, но не на отношение к природе.

· Природно-охранная деятельность также подчинена императиву: природу нужно сохранить для следующего поколения.

Такие установки приводят к разрушению природы, к экологическому кризису.

Культура и человек. Человек как субъект культуры.

Культура есть продукт человеческого творчества: именно человек через культуру открывает и изменяет мир и самого себя. Человек – творец, и лишь в силу этого обстоятельства – творение культуры. Через культуру человек может приобщиться к творческим достижениям множества гениев, делая их трамплином для нового творчества. Но это приобщение осуществляется тогда, когда человек начинает не просто созерцать культурные символы, а оживлять культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве. Культура и ее смыслы живут не сами по себе, а лишь через творческую активность вдохновленного ими человека. Если человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа (Шпенглер О. «Закат Европы»).

Культура является основанием человеческого творчества, но она и удерживает его в смысловых рамках, в плену своих символических образцов.
Культура представлена в конкретных формах общественной жизни: эстетическая, нравственная, профессиональная, политико-правовая, экономическая, экологическая, бытовая, физическая. Т.е. культура – это специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда. Культуру можно определить как мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта.

Культура возникает как результат удовлетворения потребностей.

 Культура – есть та жизненная среда, в которой только возможна реализация личности.
Слагаемые личности, которую формирует культура:
• система ценностей (среди них – идеал личности);
• социальные роли, играемые личностью в различных ситуациях;
• комплекс представлений о себе, созданный из мнений других.

Сумма этих элементов – есть социальная личность индивида.
Культура и творчество понятия неотделимые. Творческие находки сохраняются в культуре, т.к. творчество это всегда что-то новое, это то, что удается охватить и воплотить таланту или гению.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 637; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!