Основные типы ландшафтных ансамблей



 К концу правления династии Мин (17 в.) и началу правления последней династии Цин в Китае насчитывается ряд устойчивых типов ландшафтной архитектуры. В первую очередь это: внутригородские и загородные императорские дворцово-парковые ансамбли, сады императорских некрополей, монастырские сады, сады естественных пейзажей, дома-сады ученых мужей или сады литературы, частные сады горожан, «сады на подносе» или сады из карликовых деревьев, общенациональные парки-заповедники. Рассмотрим наиболее яркие из них, те, которые оказали значительное влияние на формирование среды средневекового китайского города.

Сады ученых мужей или «сады литературы». Юго-восток Китая являлся законодателем мод для частного паркостроения в жилых усадьбах. Эти усадьбы были очень разные по площади, в зависимости от благополучия их владельца, они могли занимать территорию от пяти с лишним гектаров до двух соток. В крупных усадьбах, таких как сад Скромного чиновника в Сучжоу или сад Комфорта (Радости) в Шанхае насчитывалось по нескольку сценических областей и десятки сценических видов. Но даже в самых малых усадьбах, таких как усадьба Роскошных орхидей в Янчжоу была продумана система различных видов: открытых, закрытых, миниатюрных. Одними из самых интересных городов этого района являются города Ханчжоу, Шанхай, Янчжоу, Тайсанг и, конечно же, наиболее популярный сегодня во всем мире, Сучжоу.

Наибольшую известность садово-парковому искусству Сучжоу принесли так называемые сады ученых мужей или сады литературы. На сегодняшний день сохранились 9 самых известных садов такого типа XI – XVII веков, которые находятся в этом городе. В основном это усадьбы периодов Мин и Цин, но в некоторых усадьбах сохранились отдельные элементы и даже виды более старинных садов.

Чжочжэньюань (усадьба Скромного чиновника) является самой крупной, сложной и, одновременно, самой знаменитой усадьбой ученого мужа в Сучжоу. Усадьба Чжочжэньюань впервые была построена в 1509 году ушедшим в отставку императорским историографом Ван Синченом на месте руин бывшего монастыря. Усадьба формировалась и перестраивалась длительное время. Сад усадьбы также претерпевал сильные изменения. В конце XIX века прошла очередная реконструкция сада, при которой было восстановлено его первоначальное название сад Скромного чиновника. Усадьба Скромного чиновника в целом занимает 5,2 гектара и состоит из двух крупных частей – жилой и садовой. Жилая часть представляет собой традиционный большой дом–дворец, собранный из четырехугольников, набранных как в продольном направлении север-юг, так и в поперечном почти симметричном направлении запад-восток. Ее отличием от обычных крупных частных домов является большой сад. Образ сада этой усадьбы основан на легенде об утопии. Согласно этой легенде, однажды рыбак сбился с пути, и перед ним выросла огромная скала. Найдя маленький грот, а затем еще меньшие тоннели и проходы, рыбак с трудом протиснулся через эти скальные преграды и очутился в прекрасном, райском мире великолепных озер и гор с лесами и цветами, так непохожем на его мир бесконечных ритуалов, церемоний и правил. Это и была утопия, которую стал олицетворять сад. Весь сад состоит из двух частей – центральный сад и западный сад, которые разделены внутренней стеной и уникальной Холмистой галереей. Она изгибается не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости, создавая иллюзию ходьбы по холмам или по волнам. В разделительной стене есть двое ворот – главные ворота, которые имеют название «В другой мир рая», и вспомогательные северные ворота. Около 60% территории сада занимает причудливо изгибающийся канал-пруд, в котором располагаются пять островов, соединяющихся друг с другом мостами и галереями самой разнообразной конфигурации. Отдельные павильоны и террасы сгруппированы по островам и берегам так, чтобы формировались сценические виды – панорамные, открытые, закрытые и миниатюрные. Вода в этом саду играет главную роль, она выступает то в виде большого открытого пространства, то в виде небольшого канала или маленького ручья или крошечной заводи. При кажущейся естественности пейзажных видов, все они тщательно спланированы и каждый имеет собственный смысл, а зачастую и живописный или исторический аналог. В саду Скромного чиновника использованы различные канонические приемы формирования отдельных видовых картин: прием заимствованного пейзажа (периодически в пейзажных картинах участвует вершина пагоды, находящейся далеко за пределами усадьбы, специально для ее наблюдения поставлена беседка «Отражения пагоды на юге зоны». Еще один прием, это прием вида-цветка (вид на пейзаж через окно, переплеты которого выполнены в форме цветка). Также очень эффектен прием живой картины (проем во внутренней стене обрамлен рамой в виде раскрытого веера, а в проеме виден постоянно меняющийся живой пейзаж из колышущихся листьев молодого бамбука). Недалеко от восточных внешних ворот «Наклонной радуги» в этом парке находится знаменитая квадратная в плане беседка «Бамбуковое убежище». Она предназначена для любования всеми четырьмя временами года, ее четыре круглых входа-отверстия в стенах показывают присутствующему внутри человеку самый лучший зимний, весенний, летний и осенний пейзажи усадьбы.

Загородная императорская резиденция – Ихэюань (Сад Мира и Гармонии, Сад Рукотворной Гармонии, Летний Дворец). Этот огромный ансамбль является одним из самых значимых и самых известных сегодня загородных императорских дворцов Китая. Он располагается в 20-ти километрах на северо-запад от пекинского Запретного города. Сад имеет площадь в 290 га, три четверти которых занимают озера, каналы и ручьи. Ихэюань зародился еще в династию Цзинь, когда в 1153 г. на месте нынешнего Летнего дворца был построен дворец Золотого холма на небольшом холме. В период Юань были начаты работы по преобразованию этой горы, на которой разместились основные сооружения нового дворцово-паркового комплекса, и созданию с его южной стороны искусственного озера. Гора получила новое название Венгшань (гора Кувшина), в честь найденного на его склонах кувшина с драгоценностями. Но наиболее крупные работы были произведены еще в XVI и XVII веках. Были построены дворцы Долголетия и Дракона. Для снабжения нового роскошного императорского парка водой уже существовавшее в это время озеро было расширено. На нем появилось три острова, олицетворяющих три острова Бессмертных в Восточном море. Озеро, получившее название Куньминху, состоит из пяти самостоятельных озер, что соответствует китайской символике. В средневековом Китае считали, что есть 5 главных озер и 4 главных моря во всем мире (это Бохайский залив, Восточное, Желтое и Южное моря).

 Есть в парке и совсем необычные, даже парадоксальные объекты, такие как мраморная ладья, расположившаяся прямо на воде. Она была построена в 1755 году, никогда не плавала и иногда использовалась членами императорской семьи как столовая. Ансамбль Ихэюаня формировался на протяжении нескольких веков, вплоть до начала XX века, разные императорские династии вкладывали в него необъятные людские и финансовые ресурсы Поднебесной. Он стал эталоном соединения парка и дворца.

Заключение.  В основном, все сады самых разных типов включали в себя сложный мир китайской культуры. Изначальное противопоставление и взаимная компенсаторная функция дома и сада привели к созданию органичной и очень жизнеспособной дворцовой или частной усадьбы. В целом, основное влияние на формирование садового искусства оказали даосские принципы[4]. Но помимо них, в каждом саду и в форме и в смысле были заложены личные ассоциации человека и его семьи, общая китайская древняя космология, а также могли мирно существовать элементы различных религиозных направлений. Идеологическая основа садово-паркового строительства - религиозные верования китайского народа, связанные с одухотворением сил и явлений природы (конфуцианство и даосизм). Композиция парков основана на творческом воссоздании природных ландшафтов Китая с применением следующих принципов: инь - действовать в зависимости от местных условий, цзе - максимально использовать окружающую природу; определять главное и второстепенное; применять контраст - большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое; в малом добиваться большого эффекта; стремиться к достижению гармонии пропорции и последовательному раскрытию видов; учитывать фактор времени при восприятии пейзажа.


[1] Сучжоу - Город Сучжоу – это восток Китая, провинция Цзянсу, около 100 км западнее Шанхая. Сучжоу входит в список городов-миллионеров КНР: количество жителей приближается к 2 млн. Крупный центр промышленного производства и сохранённых древних кустарных ремёсел (художественной вышивки на шёлке, керамических чайников, производства вееров, изделий из жемчуга; резьбы по кости, дереву, камню).

Древнейший город бассейна реки Янцзы, основанный в 514 году до н. э., Сучжоу много веков был транспортным и торговым центром Китая, потому что находился на Великом шёлковом пути, караванной дороге, по которой шёлк доставлялся в Азию и Европу. В наши дни город остаётся крупным производителем натурального шёлка.

 

[2] Период Сунь – 960-1279 гг.

[3] Усадьбы Цзяннань - Сучжоу.

[4] Даосские принципы. Даоси́зм — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Главный принцип Даосизма в том, что настоящее счастье можно найти лишь в слиянии, когда вы существуете как свидетель – возникают мысли, вы их просто наблюдаете. Вы наблюдаете, как они приходят и уходят, так вы сливаетесь с ними. Жить в единстве в соответствии с философией даосизма, значит отказаться от борьбы с природой, а просто стать с ней единым целым, единым целым с бытием.

• Принцип естественности (нужно предоставлять возможность каждому следовать самому себе. Относиться к миру с величайшей осторожностью).

• Принцип не деяния (правильно жить – ничего не делать. Достижение max результата, при min усилиях).

• Принцип бесформенности (Слабое, мягкое - спутники жизни. Сильное, твердое - спутники смерти).

• Принцип превращения вещей (у всех вещей в этом мире, есть сознание. Человек достигнув мудрости, может превратиться в любую вещь).

 


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!