Принципы проектирования китайского сада



Лекция 2.

 Садово-парковая архитектура Китая. Роль ландшафтной архитектуры в градостроительстве Китая.

Продолж. 2 часа.

 

План лекции.

 

Введение

 1. Основные элементы ландшафтной архитектуры

 2. Принципы проектирования

 3. Основные типы ландшафтных ансамблей

 

Введение

Искусство создания китайского сада, будь то громадный императорский дворцово-парковый ансамбль, небольшой городской усадебный комплекс ученого мужа, «сад на подносе», или любой другой тип сада имеют общую историю происхождения и несколько тысячелетий своего развития. В садово-парковом искусстве Китая соединились базовые философско-религиозные концепции даосизма и фэншуя, конфуцианства и буддизма, а также достижения в области каллиграфии, живописи, литературы, поэзии, строительства, архитектуры. Можно сказать, что концепция сада, а, точнее, сада-дома является воплощением идей и умений всей китайской культуры. Во всех крупных культурах и государствах древнего мира и средневековья имеется своя история создания садов. Человек всегда вносил природное окружение в свою среду, культивируя в нем наиболее привлекательные для него качества. Чаще всего во взаимоотношении природа-человек, которое было в этих исторических садах, доминировал человек. В философии и религии, этике и эстетике Китая признавалось, что совершенствуя природу, человек совершенствует себя. Создание садов во многом воспринималось как созидание природы в миниатюре, которое строилось не на принципах подчинения или покорения природы, а на принципах встраивания и создания равновесного баланса основных космических сил на отдельно взятом и очень конкретном месте. Роль природы в мышлении китайцев была настолько велика, что она пронизывала практически все виды деятельности. Но более всего идеи гармоничного сосуществования с природой выразились в создании китайского дома-сада. Китайский сад сложно рассматривать без дома, вместе с которым он создан. Дом и сад одновременно противопоставляются друг другу и взаимно дополняют друг друга. В то же время принципы создания зданий серьезно отличаются от особенностей ландшафтных композиций. Жесткая иерархизированная структура дома и изначальная живописность садовой части соединяются воедино в жилой усадьбе или храмовом комплексе. В их взаимодействии проявляются базовые принципы китайской культуры: физическое воплощение китайского видения идеальной жизни и ответ на место человека во вселенной.

 

Основные элементы ландшафтной архитектуры

 

 Бесконечное разнообразие сочетаний и многозначность подтекста китайского сада делают достаточно сложной его классификацию по стандартным направлениям. Но по основным элементам, из которых он состоит, описать китайский сад наоборот, достаточно просто. Набор этих элементов достаточно невелик и давно определен. К ним относятся: ограждающие сад стены, вода и камни, флора и фауна, пути и архитектурные сооружения, литература. В этом саду практически отсутствует травяной газон, хотя трава как элемент цветочных или скальных композиций постоянно встречается.

Стены являются важным функциональным, символическим и эстетическим элементом сада. Мир сада для китайского мировоззрения изначально должен быть заключен в определенные границы и изолирован от мира города. Наружная стена может иметь различную конфигурацию, следовать рельефу или наоборот жестко фиксировать как планиметрическую, так и вертикальную границу. Обычно сверху ограждающие стены сада покрывают черепицей, иногда традиционной конфигурации как на зданиях, иногда придавая верху стены волнообразный вид, символизирующий облака или летящего в облаках дракона. Реже верх стены занимает прямое изображение дракона, в этих случаях применяется черепица, имитирующая чешую дракона. Стены могут быть как внешними, ограждающими сад, так и внутренними, разделяющими сад на зоны и так называемые сценарные виды. Тело стены чаще всего строили из кирпича, затем обмазывали глиной и красили в красный, белый, желтый или серый цвета. Красный цвет был характерен для наружных стен императорских садов. Стены классического частного сада или внутренние стены императорских садов имеют обычно белый цвет, что позволяет использовать их как фон для бесконечно меняющихся картин в течение различного времени дня (отражение солнечных восходов и закатов, исчезновение в туман и дождь) или как экран ночью при лунном свете. Излюбленной темой для ночного любования в полнолуние являются тени бамбука или цветов (чаще всего орхидей или пионов) на белой стене. В садах крупных усадеб, монастырей или в императорских садах стена зачастую получала самостоятельное украшение в виде декоративного блюда или палетки с барельефом. В стенах садов, особенно во внутренних стенах, часто встречаются окна или проемы самой разнообразной конфигурации (в виде прямоугольника или ромба, пятиугольника или восьмиугольника, веера, вазы, цветка и др.) для декоративных целей или для целей любования определенным, заранее спланированным видом пейзажа за этой стеной. Рисунок переплетов на стеновых или оконных проемах подчас бывает очень причудлив и изыскан. Так, в эпохи Мин и Цин существовали разные конфигурации сложной вязи геометрического и криволинейного орнамента, лепестков цветов, бамбука, «треснувшего льда» и др.

 Входы в стене могут быть также как и окна самой разнообразной конфигурации. Наряду с обычными, повсеместно традиционными прямоугольными входами издавна были распространены восьмиугольные входы, олицетворяющие основные направления китайской геомантии и круглые входы, так называемые «лунные двери», которые имитировали Луну и в целом Лунный мир, популярный в китайской культуре вообще и, особенно, в культуре династии Тан.

 

 Вода существует в китайском саду как один из двух самых значимых и самых важных компонентов наряду с камнями. Она присутствует согласно фэншуй в двух видах: стоячем (пруды, озера) и в движущемся (каналы, ручьи, постоянные или временные водопады). Пруды и озера в китайских садах очень разнообразны по своим размерам и конфигурации. Обычно они имитируют природное, хотя на самом деле в подавляющем большинстве имеют искусственное происхождение. Стоячая вода озера позволяет отражать в себе все окружение и эту возможность активно используют – архитектурные сооружения, камни, кусты, цветы и деревья ставятся по берегам с учетом их отражения. Ночью в такой воде отражается луна, при ветре возникают волны, прогуливаясь на лодке, можно иначе воспринимать сухопутную часть сада. Для созерцания и медитации на берегах ставятся террасы, беседки или павильоны для наблюдения за дорожкой лунного света на воде, лунным или утренним бризом и т.д. Традиционно в прудах разводят декоративных разноцветных рыб, уток – мандаринок, лебедей и других водоплавающих. Необходимым элементом почти каждого пруда или озера является остров. Пруд с островом стал обязательным для сада еще со времен династии Хань (202 г. до РХ – 220 г. после РХ), когда остров с местом небесного чертога среди мирового океана стали моделировать даосские монахи. Острова в прудах или озерах очень разнообразны – от больших островов, на которых стоят беседки, композиции из крупных камней или каменных горок и имеются тропинки для прогулок и террасы для медитации, до группы постоянно растущих крупных лотосов, имитирующих остров. Бегущая вода играет большую роль, она присутствует в виде медленно движущихся каналов, быстрых ручьев или небольших водопадов. Вода ручьев используется не только для космогонических целей (энергия ци), но и для функциональных целей (питьевых, хозяйственных). Кроме того, важна и эстетическая составляющая воды в качестве одного из главных элементов, формирующих специальные сценические виды.

 Камень очень значим для китайского сада, он, как и вода, является основополагающим материалом. Наличие святых камней, камней-оберегов и поклонение им уходит глубокими корнями в древние народные культы. В даосизме камень считается полуприродным и, одновременно, получеловеческим материалом. Он как бы уравновешивает живые стихии дерева – воды и искусственные формы архитектуры. Особое внимание в Китае с давних пор уделялось различным камням причудливой формы. Считалось, что необыкновенная форма камней является выражением силы космоса. Магия и эстетика камня были важны одновременно. Несмотря на такое почтительное отношение к камню, не считалось предосудительным улучшить работу природных, космических сил. Камни при необходимости могли обработать различным образом: подтесать, отполировать или наоборот, продырявить, сделать шероховатыми или состарить, если это было необходимо для улучшения их вида. Собственно это было характерно и для других элементов сада и в целом для различных направлений искусства. Живописцы при создании пейзажных видов могли серьезно нарушить пропорции гор или рек для достижения более сильного эстетического воздействия. В китайской культуре вообще и садово-парковом искусстве в частности можно отметить в целом большее внимание к символизму и даже иллюзионизму, чем к реализму: относительно точно создавалось или воссоздавалось только то, что соответствовало мировоззрению и конкретной концепции.

Классификация камней была очень многообразна, их подразделяли на 5 видов по фэншуй и на очень большое количество видов (более 100) по форме и сочетанию их между собой. Так, по форме и расположению камни разделяли на дырчатые, морщинистые, ноздреватые, стремящиеся друг к другу и многие другие. Самыми лучшими и дорогими считались камни со дна озера Тай (Тайху) в районе Сучжоу[1]. Оттуда столетиями доставали куски различных пород, очень разные по размерам, необычные по форме с множеством отверстий и различными фактурами – гладкие, шероховатые, ноздреватые, пупырчатые и пр. Многие из таких камней имели собственные легенды и названия. Для особо почитаемых камней могли создавать отдельные специальные помещения или беседки, центром которых они становились.

Еще одна даосская концепция была важна в китайском саду. Это концепция «тан-тъин – пещеры облака». Считалось, что пять священных гор Китая содержат в своих глубинах священные тайны, в том числе скрытые палаты, в которых разместились не только небожители, но и целые вселенные. Увидеть их можно, только часто путешествуя по горным тропинкам и туннелям. Пещеры для облака и специально проложенные маршруты для путешествия – экскурсии вокруг и внутри этой композиции из камней стали распространенной темой. При этом размер такой пещеры был вопросом абсолютной относительности, как «истинный» размер дракона. Из пейзажной живописи, в которой одной из распространенных тем были горные вершины в облаках (стиль шаншуй), пришло понятие юньсен – корень облаков. Считалось, что облако является самым ближним для камня (горы).

 Особым видом композиции в саду стали каменные горки с гротами, доходящие обычно до 3-х метров высотой, а иногда и более. Такие горки стали обязательным элементом сада на юго-востоке страны в сунский период[2]. Их создание требовало особого искусства, и было не только не простым, но и очень дорогостоящим занятием. Для прочности камни скреплялись друг с другом клейкой рисовой пастой, а при необходимости стягивались различными металлическими лентами и обручами. Существовали особые артели мастеров, которые специализировались на сооружении таких каменных насыпей. Эти горки могли имитировать какие-то конкретные памятные горы, реальные живые объекты (например, львов или людей). Они могли изображать различные времена года, например, из желтых камней складывалась горка, имитирующая осенние листья, упавшие на холм. Или сложные космологические понятия, такие, например, как «Пещера для облака» - обители небожителей.

 Растительность представлена в китайском саду цветами, деревьями, кустами и карликовыми деревьями. Как уже отмечалось, в традиционном саду присутствует трава, но отсутствует травяной газон. Вместо него применяется галечное, плиточное, каменное или кирпичное мощение. Реже земля посыпается утрамбованным желтым или красным песком. И, несмотря на обилие видов растительности в Китае, количество типов цветов и деревьев в китайском саду сознательно ограничено. Правда внутри каждого типа с древних времен ведется активная селективная работа по их совершенствованию. Так, например, сортов пионов к концу минского периода, т.е. к началу XVII века, в стране насчитывалось уже более трех сотен. Среди цветов наиболее распространены 9 категорий: пион (цветок №1), хризантема и орхидея, жасмин и гортензия, роза, нарцисс и гиацинт. Среди водных цветов – лотос. Среди деревьев – сосна (дерево №1), бамбук и плакучая ива, слива и персик, абрикос, мандарин и банан. С древних времен разрабатывалось множество разнообразных эффектных комбинаций цветов и деревьев, которые были разными для разных времен года. Практически в каждом, даже очень маленьком саду есть места, так называемые сценические виды, которые предназначены для любования и медитации в разные времена года, наиболее эффектные для тех или иных композиций из воды, камней и самой разнообразной флоры. Такие «осенние», «весенние», «зимние» или «летние» микропейзажи имели много описаний в различных руководствах, было создано множество вариантов, рекомендаций по уходу за ними и их модификаций.

Животный мир чаще всего в садах представлен разноцветными рыбами: черными, серыми, красными, желтыми и пятнистыми, а также декоративными утками-мандаринками, певчими птицами, черепахами и различными другими небольшими птицами и животными. Наиболее распространенными являются рыбы типа сазановых. Но подчас встречаются декоративные породы, напоминающие аквариумных рыбок, которые плавают в специальных вазонах, выставленных в парках. В крупных водоемах рыбы могут плавать очень большими стаями. Они культивируются для прудов с очень давних времен, на сегодня их существует несколько сотен пород.

Помимо рыб в крупных садах разводят обожествляемых с древних даосских времен журавлей и аистов, зачастую можно встретить обычных уток, реже – павлинов или черепах. Из водоплавающих можно также встретить гусей и лебедей. В крупных императорских парках и больших частных резиденциях встречаются небольшие животные – ручные белки, кошки, собаки, декоративные кролики, косули и т.д.

Цитирование какого-то образа, человека, конкретного места или исторического события, поэмы или любимого изречения – очень характерная черта китайского сада. Цитаты были очень разными. Это могли быть не только литературные (в виде надписей), но и цитаты о каком-то историческом событии или воспоминание о человеке разных видах. Древняя китайская традиция писать стихи или афоризмы на камнях в районах священных гор пришла и в китайский сад с его культом камней.  Все более-менее значимые камни стали получать свои названия, а те, у которых были собственные легенды, запись этих легенд, зачастую здесь же на камне или рядом с ним в специально отведенном месте. Афоризмы, стихи, поэтические надписи можно увидеть в китайском саду повсеместно.  

Особая роль принадлежит названиям для различных павильонов и других важных мест в саду. Эти названия поясняют, а подчас и раскрывают основные идеи комплекса. Сочетание названий зачастую отражает образ сада и создает определенный настрой для его посетителя. Можно перечислить некоторые названия павильонов, беседок или башен в знаменитых усадьбах Цзяннани[3]: башня Весеннего дождя, павильон Облачного пути, павильон Наблюдения за водной рябью и надвигающимся туманом, беседка Небольших приливных волн, башня Аромата чернильной плитки… Не случайно эти сады Сучжоу и в целом округа Цзяннань, центром которого был Сучжоу, получили обобщенное название «Сады ученых мужей или сады литературы».

 Значимость архитектурной среды. Различного рода архитектурные объекты в китайском классическом саду, особенно в «саду ученых мужей или саду литературы» представлены достаточно широко. Они более разнообразны, чем в традиционных городских или сельских китайских усадьбах, резиденциях или городских дворцах и чаще всего относятся к разным функциональным зонам. К первой части относится основная часть дома, который чаще всего является традиционным национальным жилищем. Вторая часть – сад. В саду архитектурная среда подчинена композиции самого сада и скорее представляет неразрывную часть различных видовых сценических картин, нанизанных на невидимую нить прогулки по саду, хотя функциональные особенности в ней соблюдаются. Архитектурные сооружения в этой части усадьбы так же, как и в главной жилой зоне, разъединены по отдельным функциям. Но каждый объект, будь то павильон или беседка, мост или галерея, вписан в свою ландшафтную композицию. В императорских садах находятся сотни различных сооружений, вписанных в парковую структуру. В классических садово-парковых усадьбах Сучжоу насчитывается до нескольких десятков различных видов крупных и малых сооружений. Это жилые павильоны и павильоны для уединения, библиотеки и павильоны для ведения научных и других занятий, домики, галереи и террасы для чаепития, медитации, музицирования, любования отдельными видами или состояниями природы, сооружения для купания и так далее. Особая роль отводится в парковом искусстве беседкам. Формы беседок в плане достаточно разнообразны – круглые, квадратные, многоугольные, веерообразные и пр. Такое же разнообразие присутствует и в их крышах. Беседки чаще всего сооружают открытые, обычно с местами для сидения. Хотя не редки беседки с фиксированными видами. Эти входы могут быть оформлены, например, в виде лунных входов-окон в беседку или в виде специальной рамы-решетки. Для изготовления сооружений используется весь веер природных материалов: дикий камыш, ива, бамбук, другие деревья и кустарники, камень, крашенные или некрашеные деревянные столбы и брусья, а также смешанные материалы. Отдельной целью при проектировании самых традиционных сооружений – павильонов, переходов между ними или более редких зданий – так называемых башен для панорамного видения являются окна и виды из этих окон. Конфигурация оконных проемов различных объектов в садово-парковых комплексах очень разнообразна. Часто окно рассматривается как рама, обрамляющая картину созданного за окном пейзажа. Такие окна всегда тщательно планируются, они приобретают наиболее эффектную для восприятия открывающегося вида форму, например, в виде веера, круга, многоугольника или даже причудливой вазы. Решетки на этих окнах также как переплеты в стенных проемах усадьбы являются отдельной важной темой для проектирования. При создании сооружения, которое не имеет стен, как например, террасы или открытой беседки, главным становится вид, который открывается с него, и то, как это сооружение воспринимается с других видов. Внешняя форма любого архитектурного сооружения тщательно вписывается в окружающий его вид.

 Неповторимый колорит водным пейзажам сада придают мостики различной конфигурации. Помимо просто пешеходных функций они являются вместе с дорожками главными путеводителями по саду, а также играют самостоятельную эстетическую роль. Разновидностей мостов и мостиков много. В императорских парках чаще всего строят каменные мосты, хотя в частных садах постоянно встречаются деревянные мостики. Горизонтальные каменные мосты – балки, наклонные мосты-лестницы, ломаные зигзагообразные пути – тропы, однопролетные и многопролетные арочные «лунные» мосты, мосты – галереи, мосты – беседки и другие мостовые сооружения по праву занимают особое место в культуре китайского сада.

К декоративным парковым сооружениям относятся и ворота "пайлоу", начало строительства которых уходит в глубокую древность. Ими были украшены императорские дворцы, места погребений, храмы, монастыри, городские улицы. Своеобразные по архитектуре, являющиеся эффективным композиционным средством, "пайлоу" нашли применение и в парковом строительстве.

Парки Китая известны также большим количеством и разнообразием скульптурных форм, чаще всего львов, курильниц, стел и хуацян - небольших кирпичных стенок со скульптурными украшениями и черепичными крышами. Скульптурные произведения в значительной степени способствовали созданию целостных ансамблей. Они были связующим звеном между грандиозными зданиями и изящными, легкими по своим формам беседками, павильонами, галереями.

 

 Еще одной важной темой в саду стали галереи. Они являются вместе с дорожками и мостами основными путеводителями в прогулке по парку. Они же объединяют основные павильоны в единый ансамбль, а также различные элементы ландшафта в единое целое, становясь своего рода переходом между объемно–архитектурными и планировочно–градостроительными объектами. Галереи строились всевозможных форм и конфигураций. Есть галереи высокие и низкие, взмывающие по горным склонам и стелющиеся у самой воды, прямые и извилистые (как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости). По какой линии вести галерею, под каким углом ее проводить, из какого материала изготавливать – все эти вопросы были важны и напрямую зависели от общей концепции и композиции. Галерея могла брать на себя и дополнительные функции. Она становилась не только местом для прогулки и любования открывающимися пейзажами, но и сама являлась объектом для рассмотрения. Ригели, поперечные балки и все остальное пространство внутренней части крыши такой галереи покрывалось декоративными орнаментами, рисунками знаменитых пейзажей или сооружений, стихами, цитатами или пояснениями.

 Важными элементами сада являются дорожки, которые, совместно с мостами и галереями, являются главными проводниками по саду. Чаще всего дорожки в саду мостят различными видами камня, плитки, гальки или кирпича. В основном дорожки служат задачам эстетическим и философским, хотя часто можно увидеть скрытые от постороннего взгляда функциональные проходы, обеспечивающие хозяйственные нужды, минуя извилистые и красивые пути. Помимо дорожек в саду много открытых дворов, рисунок мощения которых также составляет отдельную тему в создании сада. Встречаются также площадки, засыпанные галькой или песком.

 

Принципы проектирования китайского сада

Несмотря на то, что китайский сад кажется воспроизведением фрагмента дикой природы, общая композиция дворца или усадьбы, имеющей сад, а также композиция самого сада строилась на некоторых общепринятых положениях. Каркас композиции сада, т.е. то, с чего начинается его создание – это планирование последовательного вхождения человека и восприятия жизненной энергии сада, которое сможет одновременно усилить внутреннюю энергию человека, присутствующего в нем, и энергию самого сада. Тщательно компоновались возможные пути течения этой энергии (ци) и ее восприятия: путешествия и проходы через дворы дома, по различным путям сада. Можно сказать, что планировались повседневные проходы, тематические и гостевые экскурсионные маршруты и главные объекты – экскурсионные точки. Это приводило к тому, что создавались различные виды восприятия: динамическое повседневное (проходя по хозяйственным делам по дорожкам), динамическое парадное (гуляя по дорожкам, галереям и мостам сада или плавая по пруду, озеру или ручью, каналу) и статическое (из окна павильона или башни, с террасы или из беседки).

Умозрительный образ. Одним из важных приемов создания парка было воссоздание образа какого-то известного реально существовавшего древнего сада, существующего ландшафта или создание образа мифологического ландшафта. Одной из самых распространенных мифологических концепций была даосская концепция трех островов, согласно которой в Восточном море (залив Бохай на северо-востоке Китая) на островах Пэнлай, Инчжоу и Фанчжан жили Бессмертные боги. На острове Пэнлай росли чудодейственные травы, продлевающие им жизнь. Согласно одной из версий, император Цинь Шихуан (годы жизни 259-210 до н.э.), пытаясь продлить свою жизнь, умер в поисках этого острова. Позже в следующую династию Хань император Уди (годы жизни 156-87 до н.э.) в своем дворцовом комплексе создал озеро с тремя островами, имитирующими легендарные острова Восточного моря. С этого времени образ трех островов стал массово проникать в паркостроение. Во времена династии Сун концепция трех островов стала использоваться в частных садах. Северная династия Цзинь в XII веке, а позже и остальные династии создавали разнообразные композиции трех островов в своих городских и загородных парках в Яньцзине (Пекине) и других городах империи.

Сценические виды. Тщательно проектировалась совокупность отдельных пейзажных сцен, так называемых сценических видов. Таким местом считалась часть сада, которая обладала определенной законченностью в восприятии пейзажной картины. Совокупность достаточно однородных тематических видов создавала определенную сценарную область. Эти виды подразделялись на панорамные, открытые и закрытые (через какой-либо проем или другие ширмы-преграды), и миниатюрные виды. Их количество уже в минский период было важно, оно широко обсуждалось и являлось определенным критерием в определении изысканности и ценности сада. Так, ученый Чжан Миньчжи с гордостью отмечал, что «в его саду можно насчитать 12 закрытых видов, семь открытых видов и шесть миниатюрных видов». И сегодня в Китае важной характеристикой считается количество сценических областей и тематических видов.

Разнообразие восприятия видов. Важным моментом в проектировании сада было применение принципа разнообразия и пространственной глубины. Чередование закрытых и полузакрытых, панорамных и открытых видов, различных природных и искусственных элементов, перепад масштабов видов и пространств создавало иллюзию бесконечности сада. Особая значимость была у «полного видения – та-куан», что буквально означает «панорамный вид». Такие композиции очень ценились, они тщательно проектировались в императорских парках, но в городских условиях у среднего класса практически не было возможности создать полноценный панорамный вид. В садах ученых мужей в позднее средневековье стали строить на вершинах искусственных гор специальные открытые беседки или павильоны со специальными проемами, а подчас и специальные башни. Из этих сооружений можно было наслаждаться зрелищем на весь сад с высоты птичьего полета, так называемым, внутренним панорамным видом. В композиции закрытых видов, т.е. через проемы или стены, чередовались картины через окна как таковые и картины через проемы в виде рам для живых пейзажных картин, виды из пещер внутри больших горок или между отдельно стоящими камнями.

Скрыть – и – показать. Одним из важных принципов проектирования сада в усадьбе или дворце был принцип одновременного контраста и взаимозависимости. Пейзажи должны были быть последовательно связаны между собой и, одновременно, контрастировать друг с другом. Для  разделения пейзажных видов между собой применялась специальная система «скрыть – и – показать». Для этого использовали совокупность различных экранов, которые, то скрывали, то неожиданно для посетителя открывали заранее запланированные виды. В качестве экранов могли выступать различные элементы сада: внутренние и наружные стены, огораживающие сад, отдельные камни или каменные горки, насыпные холмы, деревья или разнообразные постройки. Были и специальные отдельно стоящие стены – экраны, а также расписные ширмы – экраны, которые чаще всего ставили внутри павильонов, формируя направление восприятия изнутри наружу, или во внутренних мощеных дворах под собственными навесами или свесами крыш. Такие стены, экраны и ширмы выполняли одновременно несколько задач – формирование многозначности сада и многообразия видов, изменение направления движения жизненной энергии сада в нужную сторону, а также (особенно на входе) препятствия проникновению злых духов, которые по поверьям могут передвигаться только по прямой линии.

 


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!