Буква Ц имеет Господствующее число 22. 8 страница



Смотри Упайя.

Синоним – Анава-Упайя.

 

АНАГАМАН – (санскр.), предпоследняя (из четырех) ступеней святости на пути к конечному посвящению; достигшему этого состояния остается один этап до посвящения в архаты и достижения нирваны. Анагаман также символизирует окончание пути возрождения в мире желаний.

Синоним – Анагамин.

 

АНАГАМИН – (санскр.), предпоследняя (из четырех) ступеней святости на пути к конечному посвящению; достигшему этого состояния остается один этап до посвящения в архаты и достижения нирваны. Анагамин также символизирует окончание пути возрождения в мире желаний.

Синоним – Анагаман.

 

АНАКТЫ – (греч.), демоны-хранители. Возможно, что они потомки гиганта Анакта, сына Урана и Геи.

 

АНАЛОЙ – (греч.), в православном храме – стол, на который во время богослужения кладутся Евангелие, крест и иконы. Во время свершения таинства бракосочетания священник обводит новобрачных вокруг аналоя.

Синоним – Налой.

 

АНАМНЕСИС – (греч. припоминание), термин платоновской философии, обозначающий состояние припоминания душой в этом мире виденного ею в мире потустороннем: лишь этим путем могут быть достигнуты идеи, абстрагированные от материальных вещей. Учение об анамнесисе опирается на орфико-пифагорейские представления о бессмертии души.

 

АНАНДА – (санскр.).

1. Чистая радость, наслаждение, удовольствие, которые никак не связаны с представлениями о материи. Ананда подразумевает блаженство и счастье, которые человек переживает, сознательно выходя за пределы своего тела. Это экстаз полной свободы, который нисходит на каждого, кто хотя бы на время оставляет свой земной прах и выходит в бесконечное пространство.

2. В буддийской традиции – двоюродный брат и любимый ученик Шакьямуни, сопровождавший его как слуга на протяжении 45 лет. После смерти Будды со слов Ананды была составлена центральная часть канона «Трипитаки» – «Сутра-питака».

 

АНАНДАМАЙЯКОША – (санскр. оболочка блаженства), интуитивно-сверхсознательная оболочка или актиническо-причинное тело. Это самая внутренняя форма души (сварупа) является предельной основой всей жизни, разума и высших способностей. Её сущность Парашакти (чистое сознание) и Парашива (абсолют). Анандамайякоша – оболочка в ином смысле, нежели четыре внешних коши. Это сама душа, тело света, или карана-шарира, причинное тело. Анандамайякоша – это то, что эволюционирует через все воплощения и за их пределами до полного финального слияния (вишваграсы) с первичной душой, Парамешварой. Тогда анандамайякоша становится шивамайякошей, телом бога Шивы. У шиваитов анандамайякоша – тело души, погруженное в Шиву.

Смотри также Карана-шарира.

 

АНАНТА – (санскр. бесконечность), имя, данное великому свернутому кольцами змею, на котором, согласно пуранам, возлегает Вишну. Змей является символом вечности времени, эона – срока, или периода, в течение которого мысль в сознании Вишну развивается до совершенства, идеала, архетипа или полного завершения.

 

АНАСТАЗИС – (греч.), непрерывное бытие души.

 

АНАТМА – (санскр. Не-Я), мир иллюзий; то, что соответствует проявленному миру, как объективному, так и субъективному. Поток последовательных состояний, который и образует жизнь. Понятие используется как невраждебная в жизненных проявлениях противоположность высшему «Я», черпающая из последнего свои силы до тех пор, пока, наконец, не созревает окончательное интуитивное прозрение (вивека), после которого сознание освобождается от ошибок, или авидьи.

 

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА – в соответствии с астрологическими представлениями о том, что человек (микрокосм) подобен Вселенной (Макрокосму), каждая часть тела была поставлена в соответствие определенному знаку зодиака и определенному небесному дому.

 

Знак Дом Часть тела
Овен   I Голова
Телец II Шея
Близнецы III Плечи и руки
Рак IV Легкие
Лев V Сердце и печень
Дева VI Живот (верхняя часть)
Весы VII Живот (нижняя часть)
Скорпион VIII Половые органы
Стрелец IX Бедра
Козерог Х Колени
Водолей XI Голени
Рыбы XII Ступни

 

Первый знак (Овен) и первый небесный дом соответствовали голове человека; и так далее по порядку знаков зодиака сверху вниз в теле человека. Каждый знак зодиака управляется определенной планетой, которая вследствие этого воздействует на соответствующую часть организма.

 

Планета Части тела
Солнце Кровь, голова, грудная клетка, шея
Луна Грудная клетка, шея
Меркурий Плечевой пояс, желудок, ступни
Венера Половая сфера (у женщин), шея, ступни
Марс Половая сфера (у мужчин), живот, голова
Юпитер Легкие, бедра, ступни
Сатурн Ноги, мочевой пузырь, селезенка

АНАФЕМА – (от греч. anatithenai – учреждать или посвящать), в Ветхом Завете словом анафема обозначается существо или предмет, приносимые в жертву. Жертва считалась одновременно и священной, и проклятой. В описаниях религиозных войн анафемами названы также враги и их осажденные города.

В Новом Завете термин приобрел другое значение. Св. Павел обозначал словом анафема проклятие и изгнание из христианской общины. В 431 г. Св. Кирилл Александрийский выдвинул знаменитые 12 анафем против еретика Нестория. Начиная с VI в. анафема стала означать наисуровейшую форму отлучения еретика от христианской церкви и осуждение его доктрины. Более мягкой формой считалось отлучение от таинств, вину можно было искупить с помощью епитимьи.

Ритуал и порядок провозглашения анафемы был установлен на Халкедонском соборе (451 г.); с тех пор она неоднократно использовалась в политических целях против различных общественных деятелей, что, в конце концов, подорвало веру большинства христиан в мистическую действенность ритуала. Последняя анафема в православной церкви была провозглашена в 1918 г. патриархом Тихоном, который проклял таким образом диктатуру большевиков; в католичестве же анафемы коммунистам провозглашались до конца 60-х годов.

 

АНАФОРА – (греч. возношение), в православном ритуале – особая литургическая молитва, начинающаяся после пения «Символа веры». Центральный момент анафоры – возношение (поднятие над престолом) приготовленных для причастия Святых даров. Иногда анафорой называют «воздух» – большой плат, которым священник покрывает потир и дискос после перенесения Святых даров с жертвенника на престол.

 

АНАХАТА – (санскр. непроизведенная), двенадцатилепестковая чакра, лотос, сердечный центр хрит-падма, носит также названия «престол сознания», «колесо жизни», «чаша», «небесная ось»; в китайской традиции называется средний дань тянь и локализуется в точке тань-чжун. Расположена в центре груди; её падма находится между IV и V грудными позвонками. Анахата – чакра любви к частному индивиду – раскрывается возвышенной расслабленностью, принятием всех живых существ с их изначальным правом на существование, с каждым её лепестком связан один из главных акупунктурных каналов, суточная ритмика которых регулируется данной чакрой. Раскрытие анахаты способствует ясновидению, яснослышанию, выходу в мир мысли, общению с иными мирами. Относится к первоэлементу воздуху, её планета Венера. Анахата является сосредоточием, вместилищем предшествующего опыта всех прожитых человеком воплощений.

 

АНАХАТА ШАБДА – (санскр.), третье (из четырех) состояний звука. Первые три состояния представляют собой внутренние мистические голоса и звуки, слышимые йогом на начальном этапе своей медитации, а на последней стадии осуществляется физическое восприятие звука.

 

АНАХОРЕТ – (греч.), отшельник. В христианстве – это люди, удалившиеся в пустыню, которые молятся, постятся и упражняются в благомыслии.

 

АНГА – (санскр. часть, орган тела).

 

1. Аспекты, ступени йоги:

яма-воздержание,

нияма – обряды,

асана – положения, или позы, медитация,

пранаяма – управление дыханием в медитации,

пратьяхара – отстраненность от внешних ощущений,

дхарана – концентрация,

самадхи – созерцание.

2. Один из терминов вира-шиваизма, обозначающий индивидуальную душу, находящуюся в единстве с Шивой как часть с целым.

 

АНГАС – (санскр.), система ценностей, характерная для духовной йоги, которая отличается от хатха йоги. Ангас подразумевает правильные систематические занятия дыхательными упражнениями, медитацией и созерцанием.

 

АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ – выполняет охранительную функцию, которая распространяется как на конкретного человека, начиная с его внутриутробного развития, с последующим сопровождением избранника на всех путях жизни (что предопределено несомненными кармическими заслугами индивида), так и на целые народы. Ангелы-хранители являются водителями, как отдельных наций, так и всего человечества планеты.

Присутствие ангела-хранителя можно определить по внезапно появившемуся слабому аромату жасмина или розы. Кроме того, запах сосны, сосновой смолы, означает появления ангела, избавляющего от болезней; запах фрезии – ангела, приносящего весть; аромат сирени – ангела, дающего счастье и благословение; запах сандала – ангела, инициирующего интеллектуальное творчество.

 

АНГЕЛОЛОГИЯ – учение об ангелах. Разделяется на два направления: ангелология свидетельств и ангелология онтологическая. Ангелология свидетельств – это фиксация явлений ангелов человеку. В последнее время на Западе и в США она оформилась в отдельное общественное движение: публикуются книги о встречах с ангелами, издаются специальные журналы, создаются ангелические общества, собираются конференции, пишется специальная ангелическая музыка, создаются целые галереи картин, посвященных ангелам.

Онтологическая ангелология занимается вопросами бытия ангелов, пытаясь разрешить вопросы: что есть ангел, каковы его составные части, каково его место в мироздании, каково соотношение ангела и человека и тому подобное

Смотри также Тело ангела.

 

АНГЕЛЫ – (от лат. angelus – вестник, гонец), сотворенные Богом высшие духовные существа, бесплотные, одаренные разумом, свободой воли и большим могуществом, то есть все небесные существа. Однако при объяснении иерархической структуры небесных существ наименование «ангелы» имеют существа последнего класса в небесной иерархии.

От Псевдо-Дионисия Ареопагита происходит классификация ангельских чинов на три разряда: три старших, три средних и три нижних чина. Старший: серафимы, херувимы, престолы. Средний: господства, силы, власти. Нижний: начала, архангелы, ангелы. Последние (архангелы и ангелы) – хранители людей и всего физического мира.

 

Ангел Месяц, вверенный ангелу Астрологический знак
Гавриил Варахиил Михидиил Асмодиил Авриил Муриил Верхиил Гамалиил Уриил Вербиил Аднахиил Ханаил Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Водолей Рыбы Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог

 

Ангел – третий ангельский чин низшего разряда. В них интегрирован весь опыт иерархической лестницы небесных существ, поэтому говорят, что ангелы заключают в себе все чины небесных умов.

 

Ангел

Вверенные ангелу

Функция ангела

Небесное тело День недели Дерево
Рафаил Солнце Воскресенье Ракита Греть или опалять
Гавриил Луна Понедельник Ива Пестовать или вредить
Самаил Марс Вторник Дуб Усиливать или ослаблять
Михаил Меркурий Среда Миндаль Одаривать мудростью или глупостью
Цидкиил (Аспиил) Венера Четверг Терпентиновое дерево Даровать плодородие или бесплодие
Ханаил (Кафциил) Сатурн Пятница Айва Удовлетворять или сдерживать сердечное желание
Кефарил (Задкиил) Юпитер Суббота Гранат Исцелять или обрекать проклятию

 

С точки зрения оккультизма ангелы – это чисто ментальные существа, занятые иволютивными процессами.

Падшие ангелы (демоны, бесы, злые духи) по иудеохристианской традиции возглавляются Сатаной, другое его имя Люцифер, то есть несущий свет, или светоносный. Сатана происходит из нижнего чина и является одним из архангелов, по другой версии Сатана происходит из серафимов. Падших ангелов часто называют по-гречески – аггелами для большего отличия небесного воинства от сатанинского. В христианстве существует даже наука о злых духах – аггелология.

В иудейских преданиях часто упоминаются четыре ангела у Престола Божия: Михаил – правит Востоком, Рафаил – правит Западом, Гавриил – правит Севером и Уриил – правит Югом. В 787·г. Седьмой Вселенский Собор учредил ограниченный догмат, касающийся архангелов и ангелов, а также их имен и особых функций.

 

АНГЕЛЫ ПАДШИЕ – по Мильтону, они составляют треть небесного воинства и происходят из всех ангельских чинов: начал, властей, херувимов, серафимов, престолов. Известны имена лишь немногих из них:

Сатана – злейший враг;

Везельвул – следующий по рангу после Сатаны, в других источниках он повелитель мух или навоза, кумир идолопоклонников;

Молох – мерзкий царь, обагренный кровью человеческих жертв;

Хемош – ужас маовитян, зовущийся также Пеор;

Ваалим – дух мужского рода;

Ашатарот – женский дух;

Асторет – с лунным серпом (известна как Астарта, царица небес);

Азазель– высокий херувим;

Там муз;

Дагон;

Риммой;

Велиар – самый похотливый, вначале кажущийся милостивым и человечным, чей язык рассыпает манну.

Падшие ангелы заключены в аду вместе с языческими богами.

Смотри также: Армия тьмы, Аппарат администрации ада, Властители природы из ада, Демоны узких специальностей, Семь смертных грехов.

 

АНГИРАСЫ – (санскр.), первые из класса полубогов, мудрецы, поющие гимны и приносящие жертвы; соратники и помощники бога Индры.

 

АНГКУР – (санскр.), мистическое посвящение.

Смотри также Ванг.

 

АНГОЭЙДЕ – (греч.), у философов-неоплатоников александрийской школы – посредник между грубым (физическим) телом и настоящей душой. Астральное тело в сегодняшнем представлении.

 

АНГРО-МАЙНЬЮ – (зенд. злой дух), глава сил зла, противник Ахурамазды и создатель всего вредного и нечистого, дух лжи. Как и его антагонист, Ангро-Майнью действует лишь духовно и не имеет материальной оболочки, но борьба между ними совершается непосредственно в материальном мире.

Синонимы: Анхра-Манью, Ахриман, Ариман, Ангро-Манью.

 

АНДРОГИН – (от греч. andros – мужчина и gynaikos – женщина), совершенный человек, объединяющий в себе оба пола; в отличие от гермафродита, наделенного внешними признаками обоих полов, лишен каких бы то ни было половых признаков. В мифологии и мистических учениях многих народов упоминается о том, что первый человек был создан двуполым, и лишь затем Создатель по какой-то причине разделил его надвое. Такова, в частности, каббалистическая трактовка известного «противоречия» первых глав Книги Бытия: вначале Бог сотворил человека «мужчиной и женщиной», то есть андрогином (1,27), а затем разделил его на двух разнополых существ, создав женщину из его ребра (2,22). Нечто подобное можно обнаружить и в мифах западноафриканского племени догонов. Они читают, что каждый человек изначально рождается с двумя душами, женской и мужской, а затем развивается в ту или иную сторону. Окончательный этап этого развития наступает по достижении совершеннолетия, когда жрецы удаляют у мужчин остатки женской души, а у женщин – остатки мужской.

Таким образом, идея андрогинности является чрезвычайно древней и, по-видимому, базируется на определенных особенностях человеческой психики. Именно так утверждает известный психолог К.Г. Юнг, терапевтический опыт которого доказывает, что человеческая психика андрогинна по своей природе.

Интересно, что идея восстановления утраченной андрогинности лежит в основе многих мистических теорий самосовершенствования: так, тантристы говорят о «слиянии со своей Шакти», даосы – о «соединении инь и ян», каббалисты – о «бракосочетании Господа и Шехины». Отзвуки этих древних учений можно обнаружить даже в поздней христианской мистике: так Э. Сведенборг утверждает, что две души, сочетавшиеся браком на Земле, на Небесах станут единым совершенным существом; но любая супружеская измена (пусть даже законодательно оформленная) способна разрушить целостность.

 

АНДРОГИННЫЙ КОЗЕЛ (МЕНДЕСА) – смотри Бафомет.

 

АНДРОГИННЫЙ ЛУЧ – у эзотериков – первый дифференцированный луч; второй Логос; Адам Кадмон. В первой главе Книги Бытия, а также в каббале предстает как ипостась, содержащая два начала: мужское и женское.

 

АНИМА – (санскр.), один из восьми видов сиддхи, «тонкость», способность произвольно уменьшать размер тела.

 

АНИМА МУНДИ – (лат. мировая душа), понимается в высшем своем аспекте как нирвана, в низшем – как астральный свет. Анима мунди – субстанция, которая проникает и пропитывает всё, включая все семь планов чувствования и сознания, одушевляя и наполняя их своим трансцендентным содержанием.

 

АНИТЬЯ – (санскр. непостоянство), непостоянство бытия, один из «трех признаков» буддизма, отличающих его от других религий (трилакшана). С анитьей связаны страдание (духкха) и отсутствие вечной души (анатма). Понимание анитьи – первая ступень к достижению нирваны.

 

АНКХ – (егип.), символ жизни – тау-крест с овальной петлей вместо верхнего луча.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!