Основные понятия эстетического воспитания.



Лекция ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


ПЛАН:

1. Исторические и современные концепции эстетического воспитания.

2. Основные понятия эстетического воспитания.

3. Задачи и содержание эстетического воспитания.

4. Эстетическое воспитание в школе.

 

Исторические и современные концепции эстетического воспитания

Еще в VI веке до н. э. пифагорейцы начали разрабатывать теорию различных видов искусств, уже существовавших в их время. Пифагор, например, большое внимание уделял музыке как средству врачевания человеческих нравов и страстей, нравственному воспитанию людей, а затем древнегреческий мыслитель Платон много исследовательских сил потратил на разностороннее обоснование эстетики как совокупных представлений о совершенном, гармоничном и действенном для человеческой чувственности и сознания процессе становления разных видов искусств, в дальнейшей истории человечества составивших главный объект внимания мировой эстетической мысли. Он же одним из первых в истории мировой культуры выдвинул и обосновал теорию художественного воспитания уже после разработки им теории различных видов искусств его времени. Но он почему-то обошел вниманием проблему эстетического воспитания уже разрабатывавшуюся Демокритом, для которого не существовало разрыва между красотой и пользой вплоть до эстетики политических отношений человека с миром людей.

После блестящих работ А. Ф. Лосева по «Истории античной эстетики», мы можем отследить, что сначала имелись самые общие представления об эстетической организации мира и об искусстве как неповторимом явлении осмысления и принципов организации мира как совершенного творения Бога, и искусства во всем многообразии его видов как совершенного творения человека, постигающего совершенство божественного творения и вдохновляющего человека на творческое дерзание сотворения столь же совершенного и гармоничного человеческого мира, описываемого им в самых разных видах искусства: словесного, музыкального, пластического, танцевального, вокального и изобразительного творчества человека. Сопоставление космических и человеческих творений, взаимопереплетение космических и человеком постигнутых звуковых и цветовых, пластических и объемных гармоний, ритмических и архитектонических, обонятельных и артистических как драматических и трагедийных, ораторских и дифирамбических и прочих взаимодействий и проявлений человека дает Платону возможность теоретически обосновать систему искусств и выдвинуть в центр внимания проблему художественного воспитания, гораздо, гораздо позже приведшую к выделению уже ко временам Аристотеля и даже позже проблемы эстетического воспитания как результата теоретического и философского обоснования эстетики и определения ее места в творческой жизни человечества. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика), М.,1998

Хотя эстетическое воспитание уже было выявлено, но концептуально не было обосновано Демокритом. Хотя художественное воспитание разрабатывалось Платоном, но он так и не выделил как особое явление проблему эстетического воспитания. Позже в его же творчестве уже начинают «работать» вместе космическая, природная и собственно человеческая трудовая и повседневная жизненная эстетика. Так рождается у Платона проблема калокагатии как единства в человеке прекрасных и добрых начал, нацеленная в будущем на возникновение и выделение как самостоятельной проблемы эстетического воспитания, воплощавшего результаты философского обоснования эстетики. По Платону, калокагатия представляет собой «гармонию души и тела».

Концепция эстетического воспитания обосновывалась и разрабатывалась всеми выдающимися философами и эстетиками разных стран, начиная с древности, особенно Аристотелем в «Политике», и до наших дней.

Когда речь заходила о процессах формирования, образования и воспитания новых поколений людей, проблему невозможно было решать только средствами искусства, но потребовалась вся совокупность достижений культурного и духовного развития человечества. В этот процесс включились не только все существовавшие в том или ином социуме виды искусства, опиравшиеся на всю систему знаний и представлений о человеке, его духовном существовании и его творческих дерзаниях. В процессы эстетического воспитания включились все существовавшие в мире религиозные конфессии и религиозные учения, ибо сами храмы и мечети представляли собой подлинно эстетические сооружения, к возведению, строительству которых привлекались лучшие и наиболее талантливые архитекторы, скульпторы и художники - творцы великолепных скульптур и икон и различных религиозных знаков и символов. Да и сами религиозные службы, обряды и действа все более и более эстетизировались, превращаясь в массовые эстетические явления.

Однако в античности особое внимание уделялось музыке как важнейшему средству эстетического воспитания. Именно музыка в «Политике» Аристотеля представлена главнейшим средством воспитания прекрасной души человека. Буквально по всему миру стали разрабатываться философами и наиболее талантливыми и мыслящими художниками концепции эстетического воспитания, которые вовлекали в процессы формирования новых поколений людей весь творимый человеком материальный и духовный мир, всю систему общественных отношений, которые в общем виде выглядели так: современный мир и эстетическое развитие личности - это неразрывные начала жизни, потому что человек во всех видах человеческой деятельности и в способах его жизнедеятельности все более руководствовался проблемами прекрасного, совершенного и гармоничного действия во всех без исключения профессиях и специальностях.

Именно с этого времени во всех государствах стали разрабатываться стандарты, как правило, эстетических требований ко всем творимым человеком видам продукции, созданной мастерами всех профессий и специальностей. В этих условиях уже необходимо было формировать не только профессионалов всех видов человеческого творчества, но профессионалов, добивающихся во все видах творчества эстетически совершенных и гармонически организованных продуктов. Таким образом, эстетическое развитие абсолютно каждого человека стало насущным требованием жизни. И эра всеобщей эстетизации всех видов человеческой созидательной активности опять-таки началась в Древней Греции, в Италии и других странах этого региона. Так, гуманист Леон Батиста Альберти писал: «Природа, - то есть бог - вложила в человека элемент божественный и небесный, несравненно более прекрасный, чем что-либо смертное.

Она придала ему форму и члены, весьма приспособленные к движению. Она дала ему талант, способность к обучению, разум, свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить себя. Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование и бездействие, но чтобы работать над великим и грандиозным делом».

Именно для творческих дерзаний и следовало готовить человека всеми доступными системам обучения, особенно образования, средствами. На следовании этим требованиям и всходила Эпоха Возрождения. Здесь уже нельзя было обойтись только искусством, сколь бы грандиозным ни были его достижения. Если, по мнению гуманистов, «человек не нуждается во внешнем ограничении и какой-нибудь узде: он обладает внутренней гармонией и мерой, и мера эта - мера титанов. Истинно благородный человек, считал Петрарка, не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами».

Вот здесь и кроется секрет успехов людей эпохи Возрождения: они создали и систему образования и систему эстетического воспитания, которые, опираясь на все эстетические достижения человечества, эстетически воспитывали новые поколения землян, чему продолжают следовать и сегодня системы образования многих стран, опираясь на достижения собственной со-творенной народами культурой и эстетикой, а не убогой, как у нас, образовательной системой, в которой сами составители вопросов для десятиклассников не всегда могут дать четкие и ясные ответы.

В эстетическом, то есть творческом развитии новых поколений россиян должны использоваться все лучшие достижения российской культуры.

Тем более, что ныне российская культура действительно открывает перед каждым человеком возможности включаться в эстетический творческий процесс в любой сфере деятельности и жизнедеятельности. И сейчас, без культурно-эстетического развития всех без исключения обучающихся трудно рассчитывать на значительные успехи в подготовке новых поколений россиян к творчеству нового гармонизированного и совершено гуманного мира в стране.

В России теория эстетического воспитания разрабатывалась довольно успешно. Однако разработка проблем эстетического воспитания продолжается до сих пор, хотя число их постоянно сокращается за счет роста исследований по проблемам культурологии.

Чем же сегодня отличается концепция эстетического воспитания от эстетических представлений в педагогическом процессе прошлого?

Прежде всего, тем, что в теорию и процессы эстетического воспитания, там, где они действительно реально осуществляются, включена вся проблематика эстетических представлений современных людей, особенно всех профессионалов практической эстетики и педагогических процессов всех уровней. Ныне в круг эстетических явлений включаются философские проблемы всех видов искусств, технической эстетики, дизайна, научно-исследовательской, конструкторской и инженерной и даже всех видов исполнительской и информационной деятельности современных людей. То есть эстетика стала неотъемлемым качеством активной созидательно-творческой деятельности современных людей.

Уже невозможно представить себе человеческую активность без наличия в ней эстетических организующих и совершенствующих ее начал. Конечно, как и во все времена, эстетическая энергия людей сосредоточена во всех видах искусства, то есть в процессах и результатах художественного творчества, сфера которого необычайно расширилась за счет новых разнообразных видов художественной практики, но особенно за счет проникновения эстетических начал во все виды культурно-творческой практики людей и особенно их повседневной жизни. Культура и эстетика повседневности - очень своеобразные сферы художественно-эстетической жизни современного образованного человека. А поскольку в настоящее время во многих странах почти не осталось необразованных людей, можно утверждать, что современная цивилизованная часть человечества есть эстетизированная всеобщекультурная среда. Сегодня все сферы человеческой жизни и человеческих отношений обязательно должны исследоваться и представляться как сферы проявления эстетической культуры каждого субъекта человеческой трудовой деятельности.

Когда человеку его трудовая деятельность доставляет радость, тогда выполняемый труд становится фактором его эстетического развития, поэтому в нынешних системах общего и профессионального образования формирование потребности именно в избранной профессиональной деятельности становится фактором эстетического развития субъекта или средством эстетического воспитания не просто субъекта трудовой деятельности, а личности, для которой избранная сфера и специальность трудовой деятельности - средство формирования эстетических способностей и особенно потребностей в данном виде труда. Оттого и радостное состояние и настроение личности становится неотъемлемой чертой ее характера и способа ее взаимодействия с миром природы и миром людей. А радостно отдающийся любимому и потому творческому труду субъект становится эстетически развитым творцом новой для него и для других эстетической реальности. Только и только в этом случае любой труд из необходимой жизненной потребности превращается в счастливую и свободную реальность повседневной жизни.

Таким образом, для современной концепции эстетического воспитания в принципе не должно быть неэстетического аспекта окружающей его реальности современной жизни людей, если в нем сформированы эстетические чувства, эстетический вкус и эстетические потребности. Для него все сферы жизне- и мироотношений не могут не быть эстетически и художественно значимыми, хотя в сфере художественной духовной жизни все люди могут отличаться и действительно отличаются необычайной личностной избирательностью и разнообразием. Сколь бы ни были люди высоко эстетически развитыми, они все равно будут различаться между собой чувственными реакциями и вкусовыми предпочтениями, оттого, естественно, будут отличаться и глубиной переживаний и в эстетических представлениях во всех взаимодействиях и взаимоотношениях с миром природы и миром людей. Естественно, что в силу отличающихся вкусовых представления они испытывают различные эмоциональные реакции от своих самых разнообразных взаимодействий с миром. Здесь играют роль, кроме вкуса, еще и степень чувственной отзывчивости личности на самые разнообразные воздействия мира природы и мира людей, от всего накопленного богатства представлений и знаний о мире.

Приступая к освещению государственной модели эстетического воспитания в современной России, мы не можем представить ее как реально осуществляющуюся хотя бы в системе общего образования. Речь здесь пойдет об активизации программно-теоретической деятельности философско-педагогически-художественной общественности в условиях перехода России от тоталитарного управления всеми процессами жизни россиян к демократически-правовому состоянию всей общественной и частной жизни российских граждан. Мы прекрасно понимаем, что все эти изменения только, только набирают силу и не ждем, в частности, кардинальной перестройки всей системы народного образования и общественного воспитания, а пытаемся наметить теоретические перспективы движения их к новому качественному состоянию.

Судя по тем бурным процессам, которые происходят сейчас в государственной системе образования Российской Федерации, научная и педагогическая общественность более всего жаждали перемен в жизни нашего общества. Справедливо и законно гордясь тем, какой стремительный скачок в области образования совершила Россия за годы действия созданной в 20-е годы советской образовательной системы и какой рывок в области науки она сделала в XX веке, научная и педагогическая общественность раньше всех почувствовали пагубность подчинения науки и образовательно-воспитательных систем жестким идеологическим требованиям. Особую тревогу в педагогике - стоит хотя бы напомнить об этом - вызвала начавшаяся в начале 30-х годов борьба с педологией и с тем, что именно в 30-е годы по существу перестало действовать одно из кардинальнейших положений основополагающего для советской системы образования официального документа «Основные принципы единой трудовой школы»: образование и воспитание, лишенные художественно-эстетического начала, а точнее трудовое, научное воспитание и образование, лишенные эстетического элемента, были бы обездушенными.

Однако в силу именно идеологических и политических факторов и причин эти великолепные положения не получили практического воплощения, поскольку уже в 1928 году Наркому просвещения А. В. Луначарскому на апрельском Пленуме ВЦСПС было заявлено, что стране крайне нужны специалиста для разных отраслей народного хозяйства, причем в кратчайшие сроки. Поэтому ориентация системы образования на всестороннее развитие личности обучающихся, трата времени, сил и средств на эстетическое развитие человека является главной ошибкой Наркомпроса и лично А. В. Луначарского как наркома. И дело здесь не в том, что, возможно, А.В. Луначарский стал кому-то неугоден, а в том, что передовая по своему времени система образования стала отказываться от многих собственных достижений.

Процесс сворачивания многих программ, отказа от провозглашенных в 1918 году принципов прежде всего коснулся гуманитарных предметов, ибо в них-то и таилась главная опасность для набиравшей силу идеологии тоталитаризма: культурный и гуманитарно образованный человек более привержен идеалам и принципам свободы и творческих дерзаний, чем человек технического уклона образования и деятельности. Потому в 30-50-е годы из советской системы образования даже из оставшихся программ по предметам социогуманитарного цикла медленно, но верно выжималось все, что имело отношение к процессу формирования гражданина, личности во время ее учебы в любом образовательном учреждении. Вот тогда-то и литература в школе перестала быть искусством и стала предметом, история из культурно-гуманитарного знания превратилась в идеологополитическое знание, пение (тогда еще не было предмета музыка в школе) и рисование (не изобразительные искусства) постепенно сокращались до минимума. География превращалась в политическую дисциплину и т.д. Все это не могло оставлять равнодушной педагогическую общественность, да и художественно-эстетическую.

Хотя и трудно говорить об эстетической, ибо со второй половины 30-х годов и до середины 50-х годов в СССР не было опубликовано ни одной книги или статьи по эстетике. Только в 1956 году появились книги А.И.Бурова, В.В.Ванслова и Н. А. Дмитриевой. Из научно-педагогической среды только незабвенная В.Н.Шацкая смогла пробиться на поверхность школьной жизни с книгой «Эстетическое воспитание в школе». А до этого только в некоторых журналах не эстетического направления появлялись отдельные статьи философско-эстетического содержания.

В начале 70-х годов, то есть в период нарастания застоя в партии и государстве, стали пробиваться попытки ученых и педагогов с требованиями обновления системы образования и общественного воспитания, с попытками создания новых программ буквально по всем предметам, так называемого общественного, а по существу социогуманитарного цикла: программа Д.Б.Кабалевского по музыке, Б.М.Неменского по изобразительным искусствам, Л.М.Предтеченской по мировой художественной культуре появились именно в 70-ые годы.

Во второй половине 80-х годов началась прямо-таки бомбардировка общественного сознания со стороны научной, художественной и педагогической общественности о необходимости реформы образования, особенно о гуманизации и гуманитаризации и системы и процесса образования новых поколений россиян. Гавриков А. Л., Тимофеев В. В., Старкова Л. Г. и др. Система непрерывного многоуровневого профессионального образования Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Все эти программы, анализу и сведению в единую модель которых посвящена эта работа, независимо от того, кто является их авторами - ученые или педагоги, - подчинены, как это ни странно, одним и тем же принципам.

Во-первых, все они по всем предметам вариативны, даже в пределах самих программ. То есть они носят примерный тематический характер, предоставляя педагогу и внутри темы поднимать и обсуждать вопросы на разном материале, в разном его освещении, разными средствами, доступными современной российской школе и в разных формах занятий: урочной и неурочной, экскурсионной и практической, в школе и в любом учреждении культуры. Это развязывает педагогу руки, открывая перед ним широкие возможности для творчества, а ребят дает возможность ввести в необычайное широкое культурно-эстетическое поле, в котором каждому находится свое место.

Во-вторых, разработаны е учеными и педагогами в 1993-1994 годах и не утвержденные до сих пор Министерством общего и профессионального образования основные базовые элементы образования по всем предметам эстетико-художественного и общекультурного цикла предоставляют и администрации школы, гимназии, лицея и колледжа и педагогу, ведущему тот или иной предмет обращаться к разны м программам, опубликованы м издательством «Просвещение» в 1992-1997 годах и доступным практически всем общеобразовательным учреждениям, широкое поле для творчества и для взаимодействия с преподавателями всех изучаемых в школе предметов. Обязательные и факультативные курсы по мировой художественной культуре, по эстетике, по изобразительным искусствам и художественному труду, по интегрированным курсам «Изобразительное искусство и среда (природа, пространство, архитектура)», «Космос театра», «На пути к образу», «Сказка игры», «Интегрированные уроки искусства», по музыкальной литературе, по рисунку, живописи и композиции, по театру, по основам экранной культуры, по художественной культуре говорят о глубокой озабоченности педагогов и ученых и об ответственности за подготовку реформированных систем образования XXI веку.

В-третьих, если в советское время допускалось преподавание предметов социогуманитарного цикла художественно-эстетического направления только для определенных классов, например, пение и музыка только с 1 по 7-й класс, а рисование с 1-го по 6-й классы, то в настоящее время программы по рисунку, живописи, композиции, по театру, по основам экранной культуры, по изобразительному искусству и среде разработаны для I-XI классов, по изобразительному искусству, изобразительное искусство и художественный труд для 1-9 классов, по музыке с 1-го по 8-й класс, а по музыкальной литературе с 8-го по 11-й классы, мировая художественная культура для 9-11классов. Причем многие программы снабжены краткими методическими рекомендациями, которые задают педагогу общее направление преподавания, а конкретную методику каждый квалифицированный педагог творит сам, руководствуясь и собственным опытом и знаниям и , и обеспеченностью ш колы техническими средствами обучения и общим развитием ребят.

В-четвертых, особенность нынешнего этапа развития государственной с элементами частной системы образования состоит и в том, что департаменты образования всех субъектов Российской Федерации, крупные университеты и научные учреждения разрабатывают и рекомендуют для использования в школах, гимназиях, лицеях и колледжах регионов свои программы по разным социогуманитарным предметам. Эти программы, конечно, отталкиваются от уровня и специфики культурного развития регионов, от национальных особенностей народов, населяющих Россию, но все они органически увязывают национальную, самобытную культуру с мировой художественной культурой и пытаются раскрыть место и значение национальной, региональной культуры в общей культуре России и в общечеловеческой культуре. Это обстоятельство чрезвычайно важно, так как оно открывает замечательную возможность каждому ребенку легче и естественнее войти в российскую и мировую культуру через свою национальную или региональную. Ранее все программы были строго централизованы, четко ограничены рамками возможного и невозможного, допустимого и недопустимого. Невозможной и недопустимой для изучения, как правило, оказывалась культура малых народов, за исключением, может быть, лишь произведений народного искусства и народных промыслов. Дело осложнялось еще и тем, что на языках многих малых народов школ просто не существовало. А ведь народное, да во многих случаях и профессиональное искусство, не проверенное в духовной жизни своего народа, на родном языке может быть непонятным и недоступным для чувственного переживания представителями других народов.

У каждого народа имеются свои верования, свои мифы, сказания, легенды, притчи, свои символы, метафоры и аллегории, органически вплетающиеся в художественный язык народного и профессионального искусства и требующие не столько особого ума или интеллектуального склада для их понимания, сколько особого строя чувственности читателя, зрителя, слушателя.

Большинство проектов сегодняшнего реформирования системы образования на государственном ли уровне (департаменты образования в регионах, Министерство общего и профессионального образования РФ), на научно-экспериментальном уровне (Российская Академия образования и все ее института), даже самых радикальных, почти обходят стороной вопрос о перераспределении часов между естественнонаучном и социогуманитарным образованием. Хотя на обыденном уровне сегодня мало кто сомневается в том, что образованный, культурный, эмоционально интеллектуально развитый человек более продуктивен для культуры и цивилизации, чем человек, всецело погруженный только в мир знаний и познания, умения и навыков, нежели в творческую плазму жизни.

Основные понятия эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание - это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений, вкусов, интересов и потребностей.

Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и деятельности,

имеет различные этапы и определяется возрастными, социальными и внутренними факторами.

Эстетические качества личности:

1. Эстетическое восприятие (цвет, форма, размер, смысл).

2. Эстетический вкус (избирательность, позиция, оценка, суждение,

идеал).

3. Эстетические чувства (ответственность, сопереживание).

4. Эстетическая деятельность (активность, творчество, продукт).

5. Эстетическая нравственность (сознание, отношение к людям,

искусству, природе, суждениям, поведению).

Эстетическая культура общества - это синтез материальных и духовных ценностей человечества.

Эстетическая культура личности - это результат активного творческого освоения личностью культурного наследия общества.

 

Компоненты эстетической культуры личности:

1.Эстетическое сознание (эстетическое восприятие, совокупность идей,

теорий, взглядов, суждений, оценок, идеалов).

2. Эстетические потребности и отношения (мотивы личности,

эстетические интересы, чувства, вкусы).

3. Эстетическая деятельность (навыки, умения, творческие способности, отношения).

Эстетическое восприятие - это основа эстетического сознания, представляет собой процесс отражения эстетической сущности предмета, соотнесение воспринятого с имеющимися у человека эстетическими критериями (взаимосвязь эмоционального и интеллектуального).

Эстетические суждения - это умственный акт, в котором реализуется отношение личности к конкретному эстетическому явлению. Характеризуют различной степенью сложности и глубины, что зависит от характера и уровня знаний личности, ее опыта.

Эстетическая оценка - это ценностное отношение человека к явлению на основе сопоставления с его эстетическими нормативами и идеалами; выражается через суждения.

Эстетический идеал - социально обусловленное представление личности о совершенстве и красоте; воспринимается как цель, перспектива.

Эстетическая потребность - субъективный фактор, побуждающий человека к эстетическому освоению действительности через конкретный вид деятельности. Потребности и отношения являются мотивами личности и проявляются через эстетические интересы, вкусы, чувства. Все это отражается в стремлении глубже понять сущность эстетического явления, а так же к многократному его восприятию.

Эстетический интерес - направленность личности на эстетическую деятельность, на эстетическое освоение действительности. Интересы характеризуются разной широтой, глубиной, устойчивостью. Это зависит от степени активности личности. Интересы часто могут перерастать в эстетические потребности.

Эстетический вкус - сложное явление, в котором переплетаются личное и общественное. Оценка связана с процессом освоения эстетической сущности предмета, а вкус - с типом реагирования личности на окружающее.

Вкус проявляется в оценках, формируется через сумму эстетических и моральных норм.

Эстетическое чувство - субъективное переживание оценочного отношения к эстетическому предмету. Выражается либо в духовных наслаждениях, либо в любых других чувственных ощущениях в процессе созерцания и деятельности. Чувства характеризуются сложностью, глубиной, разнообразием содержания; находятся в единстве с интеллектом человека.

Чувства рождают глубокие и стойкие эстетические интересы.

Эстетическая деятельность - создание и преобразование окружающего мира по законам красоты. Показателем эстетической воспитанности является эстетическая активность человека. Деятельность характеризуется наличием навыков, умений, способностей.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 524; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!