Этот человек говорил об Ибн Таймийи:



«После Ибн Хазма я не знаю подобного и не думаю, что спустя века появился кто-то, похожий на этих двоих. Он был достоин заниматься иджтихадом, отвечая всем его требованиям. Возможно, его фатвы в различных науках достигли трехсот томов или даже более того.

 

Он открыто говорил истину и не боялся порицания противников. Религия не была для Ибн Таймийи забавой, он не выносил личные решения, основываясь на личных предпочтениях; не говорил, что взбредет в голову, наоборот, приводил доводы из Корана, хадисов и кыяс (суждение по аналогии, метод исследования правовых вопросов) и прояснял их, сверяя в упорном поиске с научным наследием прошлого.

 

Его резкость и непримиримость пробуждала в людских душах вражду, и если бы не это, то его взгляды были бы приняты единодушно, ведь большие ученые признают его знания — что они как безбрежное море и неисчерпаемый клад.

 

Мусульмане в отношении него разделились на две группы:

Одни стараются приуменьшить его авторитет, вплоть до обвинения в смертных грехах, другие чрезмерны в восхвалении его достоинств.

 

Это обычное правило, оно касается любого крупного ученого, который превосходит своих современников и опирается на Коран и Сунну, — из-за всего этого у него возникают трудности с теми, кто не ценит его, а потом его дело становится великим, слово — общепризнанным; благодаря испытаниям, в глазах других он будет признан правдивым, а его знания получат долю, которую не получат другие. Так случилось и с Ибн Таймийей.

 

После его смерти к нему начали проявлять уважение и произносить хвалебные речи, за исключением тех, чьим мнением можно пренебречь. Его книги распространились, статьи были замечены и даже не единожды переведены; поэты сочинили славословия в память о нем.

 

Ибн Таймийя был аскетичен, усердствовал ради посмертного существования; был самым разумным среди современников, не имеющим равных в самообладании, самым понимающим и широко мыслящим. Совершенство его разума, обширность знаний и праведных деяний возбуждали у других зависть, и по причине того, что он открыто говорил истину и предпочитал ее всему остальному, они выставили его врагом».

Источник перевод книги: Ибн Теймия, 5 том серии «знаменитые мужи» Разаетдин Фахретдин.  

 

 

✔️ 38 Сыддик Хан (Абу Тайиб Сыддик бин Хасан аль-Хусайни).

 

Был навабом 295 Бхопала, умер, как я предполагаю, в 1307/1890 году. Этот человек при каждой возможности хвалит Ибн Таймийю и с почтением вспоминает его имя.

 

*(Наваб — в Могольской империи наместники провинций, позднее, после захвата Индии англичанами, титул ставленников последних. Сыддик Хасан Хан становится навабом, женившись на правительнице Бхопала).

 

Источник перевод книги: Ибн Теймия, 5 том серии «знаменитые мужи» Разаетдин Фахретдин.  

______________

Примечание:

С биографией Сыддик Хан, ознакомитесь здесь:

https://vk.com/@uchennieislama12do15vekaxijri-biografiya-syddyk-hasan-hana

 

 

✔️ 39 Джамаль ад-Дин аль-Афгани.

 

Умер в Стамбуле в 1314/1897 году.

 

Когда я (Разаетдин Фахретдин) посетил его в городе Петербурге, он рассказал мне о книге «аль-Джаваб ас-сахих ли-ман баддаля дин аль-масих» («Верный ответ тем, кто

исказил религию Мессии») и отметил, что все мусульмане должны быть благодарны ее автору, Ибн Таймийи.

 

Источник перевод книги: Ибн Теймия, 5 том серии «знаменитые мужи» Разаетдин Фахретдин.  

 

Примечания:

У самого этого человека Джамаль ад-Дина аль-Афгани были заблуждения. Об этом читайте здесь:

https://vk.com/wall-57152830_259

 

Привожу его потому что у кого-то он считается ученным.

 

 

✔️ 40 Алусизада (Нуʻман Хайр ад-Дин).

 

Был муфтием в Багдаде, умер в 1317/1899 году. Издал большую книгу в защиту Ибн Таймийи под названием «Джаляʼ аль-‘айнайн».

 

Источник перевод книги: Ибн Теймия, 5 том серии «знаменитые мужи» Разаетдин Фахретдин.  

 

✔️ 41 Мухаммад ʻАбдо (муфтий Египта).

 

Умер в 1323/1905 году. Он выказывал приверженность Ибн Таймийи.

 

В одном из своих произведений он говорит: «Когда мусульмане были сведущи в своей религии, они возвышались над всеми народами, однако, перестав разбираться в ней, превратились в посмешище для мира.

 

Из-за невежества не только в других религиях, но и в своей, они принялись обвинять в неверии даже тех своих ученых, которые служили Книге и Сунне. Сожжение на улицах Гранады «Ихйаʼ» (имеется в виду книга под названием «Ихйаʼ ‘улум ад-дин») имама Газали и награждение эпитетами «заблудший» и «вводящий в заблуждение» Ибн Таймийи, самого ревностного служителя на пути мусульманского вероисповедания, произошло из-за невежд, облачившихся в одежды ученых. Уместно оплакать кровавыми слезами этих несведущих в своей религии разбойников под маской людей знания. Они — те, кто влечет Ислам к погибели и рубит топором корни истинной религии».

 

Источник перевод книги: Ибн Теймия, 5 том серии «знаменитые мужи» Разаетдин Фахретдин.  

 

___________

Примечание:

В книге Аль-Газали «Ихйаʼ ‘улум ад-дин» действительно были заблуждения, и ученые не просто так вынесли постановление о сожжении этой книге, о самом Газали и его книгах здесь: http://vk.com/wall-57152830_223

 

У самого Мухаммада ʻАбдо также были заблуждения об этом здесь:

https://vk.com/wall-57152830_259

 

Привожу его потому что у кого-то он считается ученным.

 

✔️ 42 Махмуд Шукри аль-Алуси, Мухаммад Рашид Рида, ʻАбд аль-Кадир аль-Магриби, Рафик бек аль-ʻАзм, Джамил Бек аль-ʻАзм, Мухаммад Бадр ад-Дин аль-Халаби, Мухаммад Курд ʻАли.

 

Пишет Разаетдин Фахретдин:

«И в нашем столетии имеются люди, знакомые с жизнью Ибн Таймийи и по достоинству оценивающие его произведения. Из их числа Махмуд Шукри аль-Алуси, владелец уважаемого религиозного журнала «аль-Манар» Мухаммад Рашид Рида (При написании данного сочинения мы широко использовали этот религиозный журнал «аль-Манар»), ʻАбд аль-Кадир аль-Магриби, Рафик бек аль-ʻАзм, Джамиль Бек аль-ʻАзм (Этот уважаемый человек выслал нам в виде дара свое произведение под названием «‘Укуд аль-джавхар фи тараджим ман ляху хамсун таʼлиф ау аксар». В нем он говорит об Ибн Таймийи: «Он был праведным, богобоязненным, поклоняющимся, аскетичным, поддерживающим истину и религию»), Мухаммад Бадр ад-Дин аль-Халаби, Мухаммад Курд ʻАли и другие.

 

Мы читали их произведения и появившиеся в прессе статьи, посвященные ему. И все же проявление уважения к какому-то человеку и высокая оценка его произведений не повод считать каждое его слово истинным и полностью с ним соглашаться. Поэтому данные люди, выказывающие приверженность Ибн Таймийи, могут быть не согласны вообще со всеми или с некоторыми его взглядами".

Из примечания:

Махмуд Шукри аль-Алуси (1857–1924) — писатель и богослов из Ирака, внук ранее упомянутого Махмуда аль-Алуси.

 

Мухаммад Рашид Рида (1865–1935) — египетский богослов и литератор, ученик Мухаммада ‘Абдо, редактор журнала аль-Манар.

 

ʻАбд аль-Кадир аль-Магриби (1867–1956) — писатель и журналист.

 

Рафик бек аль-ʻАзм (1865–1925) — богослов из Сирии.

 

Джамил Бек аль-ʻАзм (1933–1873) — писатель и историк из Сирии.

 

Мухаммад Бадр ад-Дин аль-Халаби (1881–1943) — сирийский поэт и писатель.

 

Мухаммад Курд ʻАли (1876–1953) — сирийский ученый, историк и литературный критик, руководитель Академии арабского языка в Дамаске.

 

Источник перевод книги: Ибн Теймия, 5 том серии «знаменитые мужи» Разаетдин Фахретдин.  

 

 

✔️ 43 Ибн Таймийя в среде российских мусульман. Марджани и Галимджан Баруди (1857–1921) основатель казанского медресе «Мухаммадия».

 

Пишет Разаетдин Фахретдин:

Распространение произведений Ибн Таймийи в среде российских мусульман — явление новое. Еще лет двадцать пять назад его имя и мазхаб встречались в книгах других авторов лишь в виде мимолетных упоминаний.

 

Самым первым из числа редких и немногочисленных мусульманских ученых России, изучавших Ибн Таймийв своих книгах, был, по нашему мнению, достопочтимый Марджани.

 

В его комментарии к «ʻАкаʼид ʻадудиййа» (1) имеется высказывание следующего содержания: «Абу аль-Аббас Ахмад ибн Таймийя — один из досточтимых ханбалитов, признающих направление и место, и из числа приверженцев хадиса. И поскольку его мазхаб утверждает место, а именно Трон (как они заявляют) по отношению к Ваджибу (т. е. к Аллаху) (2), то это не позволяет ему говорить о возникновении (новоявленности) всего мироздания со всеми его составляющими (3). Поэтому он ограничился утверждением о возникновении (новоявленности) индивидуумов и удовлетворился этим высказыванием, оставив то, что должен был утверждать в этом разделе [вероучения]».

 

[Примечания:

1 Книга по вероубеждению, написанная персидским философом и мутакаллимом ʻАдуд ад-Дином ʻАбд ар-Рахманом аль-Иджи (ум. 756/1355). В данном случае имеется в виду книга Ш. Марджани под названием «аль-ʻАзб аль-фурат ва аль-маʼ аз-зулал ан-накиʻ ли-гуллат руввам аль-ибраз ли-асрар шар аль-Джалал», являющаяся комментарием на книгу персидского философа Джалал ад-Дина ад-Давани (ум. 908/1503) под названием «Шарх ʻакаʼид ʻадудиййа», которая, в свою очередь, представляет собой комментарий на произведение аль-Иджи.

 

2 Термин «Ваджиб» ( واجب ) или «Ваджибуль-вуджуд» ( واجب الوجود ) по отношению к Аллаху был введен в оборот мутакаллимами. С арабского он означает «обязательно существующий». Мутакаллимы определяют три разновидности вуджуда (существования): ваджиб — обязательное существование, которое не подвергается исчезновению и которое существует само по себе, без нужды в других (употребляется мутакаллимами относительно Создателя); мумкин — возможное существование, которое может существовать, а может и исчезать, и нуждается в том, кто поможет ему существовать (применяется мутакаллимами относительно созданных творений); мумтаниʻ — невозможный, существование которого невозможно (применяется мутакаллимами относительно тех вещей, которые по логике вещей не могут существовать).

 

3 Несмотря на то, что за Ибн Таймийей известно высказывание об извечности мироздания как универсалия (т.е. в значении вида как не что отвлеченного, указывающего на общее понятие), Джалал ад-Дин ад-Давани заявил, что Ибн Таймий я говорил и об извечности Трона как универсалия (термин средневековой философии, обозначающий общие понятия), что предполагает наличие партикуляриев (от лат. particula «небольшая часть») – конкретных тронов на протяжении всей извечности и что не было такого момента, когда бы трон, как некая конкретная преходящая единица универсалия, не существовал; и поэтому если рассматривать любой период времени, то там должен был быть какой-либо конкретный Трон, но этот Трон не извечный, он преходящий, был создан на определенный период времени, до него был другой Трон, который существовал к моменту появления нового Трона, а до него – другой и третий, и так далее до бесконечности. Вот эта непрерывная до извечности цепь преходящих индивидуумов (они же партикулярии), которые сами по себе не являются извечными, не позволяет говорить о новоявленности мира как универсалия, и о новоявленности мира, как некоего

единого материального субъекта, простирающегося до бесконечного прошлого, о чем и сказал имам аль-Марджани – прим. ред. (Подробно тема раскрыта здесь:

https://vk.com/wall-63941378_29?w=page-63941378_53088076 ].

 

Примерно около десяти лет мы целенаправленно читаем изданные произведения Ибн Таймийи. При сборе материала для этого сочинения я просмотрел их еще раз и особое внимание обратил на понятия «направление» и «место», но ничего подобного у него не обнаружил.

 

Ибн Таймийя в каждом своем произведении прибегает к однозначным пояснениям и использует любую возможность опровергнуть сторонников вышеуказанных взглядов, в особенности антропоморфистов, вплоть до того, что вообще считает нововведением заводить разговор о подобных вопросах.

 

В «Мувафака сарих аль-ма‘куль ли-сахих аль-манкуль» он говорит: «Дилеммы “Аллах — тело или не тело”, “субстанция или не субстанция”, “представим или нет”, “в каком-то

направлении или вне такового”, “присущи Ему акциденции или нет” и тому подобные слова имеют хождение среди приверженцев калама; салафы и ученые подобных слов не произносили вовсе» (Т. С. 142–143).

 

Действительно, Ибн Таймийя описывает Аллаха Всевышнего c использованием таких качеств, как «фаук» («над») и «истиваʼ» («утвердиться»), в том смысле, который известен Аллаху, однако из этого не следует неизбежное наличие «направления» и «места».

 

Ни в одном из известных нам произведений Ибн Таймийя не говорит о вечности мира, к тому же из его мазхаба не исходит ничего похожего и не будет исходить. Вместе с тем

известно, что ни одно слово подобного рода не используется такими, как достопочтимый Марджани, без какой-либо проверки.

 

Для того чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо увидеть исходный экземпляр рукописи с данным пояснением хазрата к «ʻАкаʼид ʻадудиййа» и прочесть биографию Ибн Таймийи в его сборнике «Вафийа аль-асляф».

 

По этой причине мы обратились к одному из тех, для кого служение науке является призванием. (Кашшаф афанди Тарджемани. (Кашаф ад-Дин (Кашшаф) Калимутдинович Тарджемани (Тарджеманов) (1877–1943) — религиозный деятель, кади ЦДУМ, после смерти Р. Фахретдина в 1936 году исполнял обязанности муфтия, в том же году был арестован).

 

Полученный нами ответ заключался в следующем: «Я посмотрел рукописный черновик комментария к «ʻАкаʼид ʻадудиййа», показанный достопочтимым Марджани, — в нем нет ничего более того, что содержится в печатном экземпляре. Глава из черновика “Вафийа аль-асляф”, в части освещения временного периода с 473/1080 года по 757/1356-й, до сих пор не найдена... Полная же рукопись, принадлежащая Садыку афанди. Ибн Галикаю, в данный момент находится не у него, вероятно, кому-то отдана. Из-за этого не удалось увидеть и, переписав, отправить вам биографию Ибн Таймийи, содержащуюся в книге “Вафийа аль-асляф”».

 

Во время приезда сына глубокоуважаемого Марджани в Оренбург (в месяце зу аль-хиджа 1328/1910 года) мы обсуждали эту тему и задали ему вопрос: «А что, если достопочтимый Марджани писал свой комментарий на полях к “ ʻАкаʼид ʻадудийа”, полагаясь на слова Давани в его шархе на “ ʻАкаʼид ʻадудийа”?»

 

Он ответил: «В таких важных моментах наш отец не опирался на слова Давани; если он не мог переписать что-либо из произведений самого Ибн Таймийи, искомая выдержка бралась у какого-либо другого ученого. Не все цитируемые нашим отцом произведения имелись в его библиотеке, но он включал в свои труды многое из того, что переписал во время пребывания в читальных залах Бухары и Самарканда, или то, что запечатлелось в его памяти». Как бы то ни было, нам не удалось выяснить, на кого опирался достопочтимый Марджани, и поэтому вопрос остался открытым.

 

У нас нет сведений, имелись ли среди современников Марджани и предшествующих ему ученых те, кто использовал труды Ибн Таймийи; думаем, ничего подобного не было. Однако нам известно, что большинство наших нынешних молодых ученых знакомы с работами Ибн Таймийи и Ибн аль-Каййима.

 

Уважаемый Галимджан Баруди* в одном из личных писем, написанных нам, говорит:

«Вероятно, ваш покорный слуга был единственным, кто за истекшие в России века имел хорошее мнение об Ибн Таймийи. Смею предположить, что в последнее время моим товарищем в этом являетесь и вы. Путь, выбранный Ибн Таймийей, в целом прекрасен.

 

С 1872 года по христианскому летоисчислению я извлекал для себя немало пользы из знакомства с его трудами, вначале через произведения любимого мной Киннауджи (вероятно, имеется в виду упомянутый ранее Сыддик Хасан Хан аль-Киннауджи), а после и напрямую, из книг самого хазрата.

 

Большинство обвинений, высказанных его врагами, на мой взгляд, безосновательны. Он был человеком с сильным сердцем и знаниями, в каждом его слове и убеждении присутствовали храбрость и мужество. Однако, по-видимому, он не был воспитан на пути тасаввуфа и поэтому не ощущал его вкуса. Я полагаю, именно поэтому он оставил свои, подобные океану, знания на уровне официального и терминологического подхода. Эти мои слова идут наперекор тому, кого я люблю.

 

Между тем повсюду наблюдается стремление деятельной молодежи, выйдя из таклида четырем имамам (мазхабов), совершать слепой таклид за этим человеком. Данные

действия выглядят несколько поспешными».

*(Галимджан Баруди (1857–1921) — татарский богослов, религиозный деятель и педагог, основатель казанского медресе «Мухаммадия». В 1917 году был избран председателем Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири).

 

Нам есть что добавить к сказанному нашим уважаемым учителем в последних строках: очевидно, если молодежь станет говорить о необязательности таклида за знаменитыми имамами мазхабов, утверждая при этом его необходимость за Ибн Таймийей, то это будет противоречить логике.

 

Однако молодежь мыслит иначе. Не мешало бы обменяться с ней мнениями об этом и напрямую узнать ее намерения. Если бы почтенные мужи, возложив подобное дело на какого-нибудь справедливого и нравственного ученого, обязали его исполнить наказ, то тем самым восстановили бы нарушенное с ними взаимопонимание.

 

Источник перевод книги: Ибн Теймия, 5 том серии «знаменитые мужи» Разаетдин Фахретдин.  

 

_________________

Обратите внимание что Галимджан Баруди который родился в 1857 году и умер в 1921, говорит, что в его время какая-то молодежь слепо следовала ибн Теймии, по его мнению, это говорит о том, что мусульмане в России были знакомы с тем, кто такой ибн Теймия и что молодежь его уважала.

 

 

_____________________

✔️ 44 Ученики шейх уль Ислама ибн Теймии, ставшие великими учёными мусульман, нам уже говорят о том, каким великим был ученый ибн Теймия.

 

Как приводилось выше говорил Ибн Хаджар Аскалани:
« И если не было бы у Шейха Такъи-дина (Ибн Теймийи) заслуг, кроме его известнейшего ученика Шейха Шамсу-дина ибн Кайима Джавзия, автора полезнейших книг, от которых получили пользу и единомышленники и противоречащие (ему), то это было бы достаточное указание на его (Ибн Теймийи) великое место».

 

Из учеников ибн Теймии:

 - Шейх-уль-Ислам, лекарь сердец, автор великих книг по акиде и совершенствованию души, Ибн Аль Каййим Аль Джаузи

- Хафиз, мухаддис, муфассир, автор многих выдающихся книг Ибн Роджаб Аль Ханбали,

- Хафиз, муфассир, автор знаменитого тафсира Ибн Касир Ад Димашки,

- Хафиз, историк, автор великих книг по сире и акиде шейх Аз-Захаби,

- Хафиз Ибн Абдул Хади,

- Ибн Муфлих

- и ряд других алимов.

 


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!